Что такое права и обязанности человека глаголы несовершенного вида настоящего времени
Обновлено: 28.06.2024
б) обычно, часто, редко, иногда, каждый день, всегда, никогда
Вчера вечером я стирал, мыл посуду, готовил ужин, а потом смотрел телевизор.
Днем я ходил в Эрмитаж, а потом обедал с русским другом в одном кафе.
Спасибо, я не хочу кофе, я уже пил кофе сегодня утром.
Из этих предложений вы получаете общую информацию о том, чем ваш собеседник занимался. Вас в данном случае не интересует, было ли то или иное действие доведено до конца, был ли получен тот или иной результат.
После того как вы выучите видовые пары и выполните тренировочные упражнения, вы уже не будете чувствовать неуверенность, используя виды глагола. А наши профессиональные преподаватели русского языка как иностранного будут рады помочь вам сделать процесс изучения русского языка занимательным и эффективным. На нашем сайте вы можете выбрать преподавателя и заказать с ним бесплатное пробное занятие.
Похожие статьи
Комментарии
Подпишись на обновления
Все способы оплаты
Наши партнеры
Мы гарантируем безопасность ваших платежей, потому что работаем только с проверенными партнерами. Они надежно защищают все денежные переводы, и ваши данные не попадут в руки мошенников.
QR-код
Договор-оферта
на обучение иностранным языкам по курсам Skype-Language
Редакция от 25 октября 2013г.
Настоящий договор является публичной офертой (предложением) в соответствии со статьей 435 и частью 2 статьи 437 Гражданского кодекса РФ и содержит все существенные условия договора возмездного оказания услуг. Принятием оферты признается оплата Клиентом денежных средств в оплату обучения по настоящему договору по реквизитам Исполнителя, указанным в настоящем договоре.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
2. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
2.2. Обеспечить учебный процесс квалифицированным преподавательским составом.
2.3. Обеспечить слушателя необходимыми электронными учебными материалами и пособиями, стоимость которых входит в стоимость обучения.
2.4. Установить график занятий по согласованию с Клиентом.
2.5. Компенсировать занятия, не состоявшиеся по вине Исполнителя.
2.6. Сообщить о дате первого занятия через систему связи Скайп, через электронную почту или по телефону, указанному Клиентом.
3. ОБЯЗАННОСТИ КЛИЕНТА
3.1.Своевременно и полностью выплачивать Исполнителю стоимость оказываемых Услуг в порядке, в сроки и размере установленных п.4 настоящего Договора.
3.2.Посещать все занятия, предусмотренные составленным непосредственно с преподавателем графиком занятий.
3.3.Добросовестно выполнять домашнее задание.
3.4.Компенсировать занятия, которые не состоялись по вине Клиента.
3.5.Предупредить Исполнителя о переносе занятия не позднее, чем за 24 часа до начала занятия. В случае неисполнения данного условия, Клиент платит за неиспользованное занятие.
3.6. Не разглашать конфиденциальную информацию и иные данные, предоставленные Исполнителем в связи с исполнением настоящего Договора, не раскрывать и не разглашать такие факты или информацию (кроме информации общедоступного характера) какой-либо третьей стороне без предварительного письменного согласия Исполнителя.
4. РАСЧЕТЫ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ
4.1. Выплаты стоимости Услуг Исполнителя осуществляются Клиентом путем 100% предоплаты за желаемое количество академических или астрономических часов (возможные вариации: 5, 10, 15 или 30 занятий), в срок не позднее 2 (двух) банковских дней до начала очередного периода времени оказания Услуг (в зависимости от составленного графика).
4.3.Исполнитель не производит пересчет оплаты в случае пропусков занятий Клиентом.
4.4. Деньги за неиспользованные Занятия могут быть возвращены по письменному заявлению клиента путем перевода средств на карточный счет клиента в Сбербанке России, электронный кошелек или путем пополнения мобильного счета. Возврат средств, при условии расторжения договора, осуществляется с вычетом комиссии в размере 20% от оставшейся суммы.
4.5. Стоимость Услуг может меняться в зависимости от конъюнктуры рынка, что отражается на сайте. Исполнитель не может менять стоимость услуг для конкретного Клиента в случае, если тот уже принял условия Исполнителя и произвел оплату обучения в установленном настоящим Договором порядке.
5.СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
Настоящий договор вступает в силу с момента первой оплаты клиента и действует в течение разных периодов времени (от полугода до года), в зависимости от количества оплаченных занятий (Подробнее п. 6.5.).
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
6.1. Исполнитель имеет право в течение обучения при необходимости производить замену преподавателя, но не более, чем 2 раза в месяц.
6.2. Клиент имеет право переносить занятия на любой удобный ему день, согласовывая дату и время с преподавателем не позднее 24 часов до начала занятия по расписанию.
6.4. Клиент имеет право отказаться от обучения, в случае невыполнения Исполнителем обязательств по данному договору. Сумма возврата по договору пересчитывается с учетом проведенных занятий и с учетом комиссии, описанной в п. 4.4. настоящего договора.
6.5. Клиент имеет право использовать пакет из 5 -10 занятий в течение 180 календарных дней, начиная с даты оплаты, использовать пакет из 15 занятий в течение 210 календарных дней и пакет из 30 занятий в течение 365 календарных дней. По истечению данных сроков, оставшаяся сумма занятий сгорает.
6.6. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (военные действия, гражданские войны, эпидемии, аварии, пожары, землетрясения, наводнения и иные стихийные бедствия) настоящий Договор, может быть расторгнут в одностороннем порядке, если на письменное уведомление Стороны, ссылающейся на форс-мажорные обстоятельства (с указанием конкретных обстоятельств и причиной связи между возникновением форс-мажорных обстоятельств и невозможностью далее исполнять условия настоящего Договора), другая Сторона не дала ответа в течении 5 (пяти) календарных дней, считая со дня получения уведомления.
7.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
7.1. Права и обязанности сторон не могут быть переданы другой стороне. С момента подписания настоящего договора прекращают действие все предыдущие договоренности, договоры, письма и иные соглашения, если они имеются, как письменные, так и устные, относящиеся к предмету данного договора.
7.2. Все споры, возникающие по данному договору, решаются путем переговоров между сторонами настоящего Договора. В случае, если споры и разногласия не могут быть решены указанным способом, они подлежат урегулированию в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8. РЕКВИЗИТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯ
ИП Андраде Перез Е.Ю.
от 27 мая 2009г.
Паспорт: 4013 823347 от 05.09.2013 ТП № 67 Отдела УФМС России по С-Петербургу и Ленинградской обл. в Приморском р-не г. С-Петербурга
1. Общие положения
2. Основные понятия, используемые в Политике
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя
4. Цели обработки персональных данных
5. Правовые основания обработки персональных данных
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
7. Трансграничная передача персональных данных
7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Глаголы несовершенного вида — это слова этой части речи, которые обозначают незаконченное, длительное, без ограничения во времени действие или процесс.
Узнаем, какие грамматические признаки имеют глаголы несовершенного вида в русском языке. Приведем примеры глаголов несовершенного вида.
Глагол как самостоятельная часть речи обладает постоянными и непостоянными грамматическими признаками, которые характерны для слов этой части речи. Вид — это постоянный признак, который следует указать у каждого глагола при морфологическом разборе.
Вид глагола обозначает характер протекания действия или состояния, указывает на его ограниченность или неограниченность, как действие соотносится со временем, имеет ли предел.
В соответствии с этим у глаголов различают совершенный и несовершенный вид.
Разберемся, что такое несовершенный вид глагола.
Что такое несовершенный вид глагола?
Глагол может обозначать длительное действие без указания на его границы.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делает? что будет делать? что делал? и обозначают:
1. незавершенное действие в виде длительного процесса:
2. повторяющееся или многократное действие:
- собирает монеты;
- указывает ошибки;
- договаривается с ним.
Отличаем их от глаголов совершенного вида, которые обозначают законченное действие без возможности его повторения:
- он (что сделает?) посмотрит фильм;
- мальчик (что сделал?) нарисовал ёлку.
Глаголы совершенного вида указывают, что действие уже реально состоялось (состоится) и имеет свои внутренние пределы.
слушать | послушать |
читать | прочитать |
писать | написать |
пить | выпить |
готовить | приготовить |
Особенности глаголов несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют все три формы времени:
- настоящее
- прошедшее
- сложное будущее.
- 1 лицо я смотр ю — мы смотр им
- 2 лицо ты смотр ишь — вы смотр ите
- 3 лицо он смотр ит — они смотр ят .
- 1 лицо я буду смотреть — мы будем смотреть
- 2 лицо ты будешь смотреть — вы будете смотреть
- 3 лицо он будет смотреть — они будут смотреть
В формах прошедшего времени глаголы не имеют категории лица, а изменяются по родам и числам:
- дедушка смотрел ;
- подруга смотрел а ;
- дитя смотрел о ;
- люди смотрел и .
От глаголов несовершенного вида можно образовать глаголы совершенного вида с помощью приставки:
- (что делать?) говорить → (что сделать?) у говорить;
- плыть → при плыть;
- вязать → с вязать;
- шить → пере шить.
Такие глаголы составляют видовые пары.
Как определить несовершенный вид глагола?
Несовершенный вид глагола определим по характерному вопросу, заданному к слову в соответствии с его грамматической формой.
Неопределенная форма глагола отвечает на вопрос что делать?
- (что делать?) плыть;
- гулять, возить, стрелять.
Глаголы в форме настоящего времени в зависимости от категории лица и числа отвечают на вопросы:
- я (что делаю?) гуляю;
- ты (что делаешь?) плывешь;
- он (что делает?) стреляет;
- мы (что делаем?) плывем
В формах прошедшего времени уместны вопросы:
- спортсмен (что делал?) плыл ;
- девочка (что делала?) гулял а ;
- (что делало?) везл о ;
- охотники (что делали?) стрелял и
Также, чтобы узнать глагол несовершенного вида, обратим внимание на его морфемное строение.
У многих глаголов признаком несовершенного вида можно назвать отсутствие приставки и наличие суффикса -а-/-я:
- сп а ть
- встреч а ть
- сказ а ть
Хотя существуют бесприставочные глаголы совершенного вида, перечень которых следует знать:
- прост и ть, род и ть, куп и ть, лиш и ть, конч и ть, плен и ть, реш и ть;
- воспит а ть, основ а ть;
- обид е ть.
Глаголы несовершенного вида имеют характерные суффиксы -ова-/-ева, -ыва-/-ива-:
При изучении грамматических признаков глагола особое внимание уделяется такой категории, как вид. Вид указывает на завершённость и однократность действия, а также на незавершённость и продолжительность. Эта постоянная грамматическая категория свойственна не только глаголам, но и причастию и деепричастию. Поэтому при выполнении морфологического разбора совершенный или несовершенный вид указывается в постоянных признаках.
- Виды глаголов
- Способы образования
- Временные формы
- Одновидовые и двувидовые глаголы
- Алгоритм определения
- Тренировочные упражнения
Виды глаголов
В русском языкознании выделяют 2 вида: совершенный и несовершенный. Различить их довольно просто:
Совершенная и несовершенная форма глаголов, причастий и деепричастий отличаются по временной принадлежности, спрягаемым личным формам и грамматической сочетаемости. При определении вида не имеет значения, какие это глаголы — переходные или непереходные, возвратные и невозвратные.
Способы образования
Определить видовую принадлежность можно по формальным признакам. Например, по способу образования.
Так, НВ образуется от СВ с помощью присоединения следующих суффиксов, представленных в таблице:
№ | Суффиксы | Примеры |
1. | -ива-, -ыва- | опоздать — опаздываю; рассказать — рассказываю |
2. | -ва- | напеть — напеваю; созреть — созреваю |
3. | -а-, -я- | спасти — спасать; сообщить — сообщать. |
В данных примерах производящий глагол — совершенного вида, а производный уже несовершенного.
- Также можно образовать СВ путем отбрасывания суффикса: давать — дать.
- Заменой суффиксов. Например: решать — решить, обидеть — обижать.
- Сменой суффиксов и чередованием звуков в корне: прощать — простить, утомить — утомлять.
- С помощью суффикса и приставки одновременно: чертить — вычерчивать, рисовать — вырисовывать.
А вот глаголы СВ можно получить от НВ следующим образом:
- с помощью приставок на-, про-, до-, по- и других, например, любить — полюбить, учить — проучить, читать — почитать, плыть — приплыть;
- с помощью суффикса -ну-, проникать — проникнуть, промокать — промокнуть.
В этих видовых парах совершенный вид образуется от несовершенного. При этом стоит отметить, что, кроме грамматических признаков, меняется и лексическое значение слов.
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
Несовершенный | Совершенный |
отрезать | отрезать |
засыпать | засыпать |
отрезать | отрезать |
выходить | выходить |
Также в русском языке бывают пары слов, которые обозначают одно действие, но имеют совершенно разные корни. Это явление называют супплетивизмом:
- положить — класть;
- накладывать — наложить;
- брать — взять;
- поймать — ловить;
- искать — найти.
Временные формы
Здесь нужно отметить, что форма будущего времени у глаголов СВ простая, то есть состоит из одного слова. А у слов НВ — составная, состоящая из двух слов.
Форма прошедшего времени может изменяться по числам. Совершенный вид: побежал — побежали. Несовершенный: рисовал — рисовали.
Одновидовые и двувидовые глаголы
К категории вида относятся также одновидовые и двувидовые. Отличить их довольно просто.
Примеры двувидовых глаголов:
- Это слово может больно (что сделать?) ранить — СВ.
- Не нужно (что делать?) ранить меня такими словами — НВ.
- Михаил (что делает?) телеграфирует о своём приезде — НВ.
- Он завтра (что сделает?) телеграфирует о своём приезде — СВ.
- Я (что сделаю?) велю вам приготовить постель — СВ.
- Я (что делаю?) велю вам сесть — НВ.
Самыми распространёнными двувидовыми можно назвать следующие:
- казнить;
- женить;
- ранить;
- телеграфировать;
- ночевать;
- овладевать.
Таким образом, в зависимости от речевой ситуации слова могут иметь два вида.
Алгоритм определения
Совершенную и несовершенную форму можно легко определить в любом упражнении, используя следующий алгоритм. Он поможет понять не только видовую принадлежность, но и укажет на способ образования слов:
- Нужно взять слово в контексте и поставить к нему вопрос.
- Посмотреть, есть ли в вопросе приставка с-.
- Узнать способ образования слова.
- Сделать вывод.
Лучше всего рассмотреть данный алгоритм на конкретном примере: Вы научились играть на фортепиано, и теперь сможете выступать на концертах. Алгоритм для этого предложения будет следующим:
Тренировочные упражнения
Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.
- Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
- Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
- Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
- Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
- Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
- Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
- Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
- Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).
Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Виды глаголов различаются по значению.
Несовершенный вид | Совершенный вид | |
---|---|---|
Инфинитив | Что делать? играть | Что сделать? поиграть |
Прошедшее время | Что делал? играл | Что сделал? поиграл |
Настоящее время | Что делаю? играю | - |
Будущее время | Что буду делать? буду играть | Что сделаю? поиграю |
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?:
сидеть, говорить, играть.
Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено. Например:
(что делал?) толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;
(что делают?) читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
(что буду делать?) буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца.
Подробнее про каждую временную форму глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов .
Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться:
зажигал, зажигаю, буду зажигать.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?:
присесть, поговорить, прочитать.
Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие. Например:
(что сделал?) присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
(что сделают?) поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться:
заговорил, заговорю.
Образование видов
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:
писать – подписать,
сидеть – досидеть.
давать – дать,
спасать – спасти.
удваивать – удвоить,
решать – решить,
прыгать – прыгнуть.
прощать – простить,
засыхать – засохнуть.
Видовые пары глаголов
Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.
Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:
говорить – поговорить,
читать – дочитать,
решать – решить.
Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:
Несовершенный вид | Совершенный вид |
---|---|
брать ловить класть искать говорить | взять поймать положить найти сказать |
Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:
засыпа́ть – засы́пать,
разреза́ть – разре́зать,
отреза́ть – отре́зать.
Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:
Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда
(настоящее время, несовершенный вид).
Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде
(будущее время, совершенный вид).
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.
Читайте также: