Какие статьи конституции рф 1993 г следует рассматривать как источник права социального обеспечения

Обновлено: 29.04.2024

Источники права – внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Основными источниками российского права являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

• по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе;

• по сфере их действия;

• по органам, принявшим нормативный акт;

• по правовым институтам.

Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами.

43. Конститутивные, кодифицированные и текущие законы

К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. постановлением Верховного Совета РСФСР.

Основные положения Декларации получили законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 г. Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в Российской Федерации. В ст. 7 говорится, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения. По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

44. Первая группа источников права социального обеспечения

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ). В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г. К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ.

45. Вторая группа источников права социального обеспечения

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

В сфере права социального обеспечения действует большое количество различных источников. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

46. Третья и четвертая группы источников права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных прав и свобод человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственное социальное обеспечение служит одной из гарантий социальной защиты. Под социальной защитой в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. Социальная защита рассматривается также как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Курс права социального обеспечения в этой связи рассматривается как своего рода углубленное изучение ряда проблем, касающихся как общих правовых основ функционирования системы социального обеспечения так и особенностей развития отдельных институтов.

Освоение данного курса предполагает самостоятельное изучение значительного массива нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обеспечение различных категорий граждан.

Изучение курса осуществляется с использованием всех форм и методов обучения, реализуемых в высшей школе.

Упор делается на лекционные занятия, предусматривающие ознакомление обучающихся не только с нормами действующего законодательства, но и с тенденциями его развития.

Изучение курса права социального обеспечения осуществляется в тесном взаимодействии с другими юридическими, общественными и специальными дисциплинами.

Цель учебной дисциплины – изучение правовых основ социального обеспечения в Российской Федерации, рассмотрение различных общественных отношений, возникающих в сфере социального обеспечения и отдельных институтов, регулирующих деятельность объектов социального обеспечения, анализ правовых норм и правового регулирования предоставления отдельных видов обеспечения.

Основные задачи учебной дисциплины:

овладение обучающимися основными теоретическими знаниями по проблемам права социального обеспечения;

умение ориентироваться в действующем законодательстве о социальном обеспечении;

формирование представления о практической роли этой отрасли российского законодательства.

По окончании изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

знать:

- принципы, источники и нормы права человека на социальное обеспечение;

уметь:

- использовать знания теоретических положений и норм законодательства в области прав человека на социальное обеспечение в своей будущей профессиональ­ной деятельности;

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области социального обеспечения;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экс­пертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответст­венности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстанов­лению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

- консультировать граждан по правовым проблемам социального обеспечения и при необходимости выступать в их защиту.

иметь представление:

- о профессиональной этике, правовой и психологической культуре, уважении к закону и бережному отношению к социальным ценностям правового государства, соблюдении чести и достоинстве гражданина;




- о нравственном сознании, гуманности, твердости моральных убеждений, чувстве долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело;

- о принципиальности и независимости в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охране и социальной защите, необходимой воле и настойчивости в исполнении принятых правовых решений,

- о сущности и социальной значимости своей профессии, характере и взаимодействии правовых явлений;

- об основных проблемах дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, взаимосвязи в целостной системе знаний и значении для реализации права в профессиональной деятельности.

- о решении задач, соответствующих квалификации юриста и квалификационным требованиям, указанным в п.1.3. настоящего государственного образовательного стандарта, касающиеся:

- о сборе нормативной и фактической информации, имеющей значение для реа­лизации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

- об анализе юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- об анализе судебной и административной практики;

- о принятии обоснованных в пределах должностных обязанностей решений, а также совершении действий, связанных с реализацией правовых норм;

- о составлении соответствующих юридических документов;

- об обеспечении реализации актов применения права;

- об обеспечении законности и правопорядка, осуществлении правовой пропаган­ды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

На изучение дисциплины обучения отводится 144 ч.

По заочной форме обучения предусматривается:

со сроком обучения 6 лет – 16ч. аудиторных занятий (лекций – 8 ч., семинаров и практических занятий – 8 ч.) и 128 ч. самостоятельной работы;

Слушатели заочной формы обучения при самостоятельном изучении дисциплины выполняют контрольную работу.

Формами итогового контроля изучения дисциплины являются:

по заочной форме обучения – экзамен.

Распределение часов по темам приведено в тематических планах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для заочной формы обучения (срок обучения – 6 лет)

Общее количество часов – 144, аудиторных занятий – 16 ч., самостоятельная работа – 128 ч.

Право на социальное обеспечение - конституционное правомочие личности

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например, определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы:

  1. право на пенсионное обеспечение;
  2. право на социальные пособия и компенсации;
  3. право на социальное обслуживание;
  4. право на медицинскую помощь;
  5. право на предоставление льгот.

Факт закрепления права на социальное обеспечение в Конституции РФ делает это право основным, получающим высшую юридическую защиту, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом в трудовом, семейном праве и праве социального обеспечения.

Закрепление права на социальное обеспечение в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в ст. 22 провозгласила право каждого члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признал право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия, как правопреемница СССР, несет все юридические обязательства по данному Пакту.

Таким образом, право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

Конституционное право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) дополняет и раскрывает характеристику России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Однако государство не только распределяет экономические блага через систему государственного социального обеспечения, но и создает механизмы финансирования социального обеспечения за счет средств работодателя и частично работника путем отчисления страховых взносов в специальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Для создания механизма эффективного функционирования социального государства в России нужно использовать совокупность конституционных характеристик Российского государства. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Обязательным условием реализации социальной политики государства являются демократические ценности: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, иных обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), инициатива по принятию законов в социальной сфере.

Принцип федерализма также лежит в основе построения и функционирования социального государства, поскольку ст. 72 Конституции РФ относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Правовое государство, которое подчиняется закону и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека, призвано выработать их правовые гарантии.

Основными направлениями социальной политики государства должно быть обеспечение достойного существования человека и свободное развитие личности. Важным фактором достижения данной цели выступает гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их охраны и защиты.

Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных прав и свобод человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственное социальное обеспечение служит одной из гарантий социальной защиты. Под социальной защитой в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. Социальная защита рассматривается также как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Курс права социального обеспечения в этой связи рассматривается как своего рода углубленное изучение ряда проблем, касающихся как общих правовых основ функционирования системы социального обеспечения так и особенностей развития отдельных институтов.

Освоение данного курса предполагает самостоятельное изучение значительного массива нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обеспечение различных категорий граждан.

Изучение курса осуществляется с использованием всех форм и методов обучения, реализуемых в высшей школе.

Упор делается на лекционные занятия, предусматривающие ознакомление обучающихся не только с нормами действующего законодательства, но и с тенденциями его развития.

Изучение курса права социального обеспечения осуществляется в тесном взаимодействии с другими юридическими, общественными и специальными дисциплинами.

Цель учебной дисциплины – изучение правовых основ социального обеспечения в Российской Федерации, рассмотрение различных общественных отношений, возникающих в сфере социального обеспечения и отдельных институтов, регулирующих деятельность объектов социального обеспечения, анализ правовых норм и правового регулирования предоставления отдельных видов обеспечения.

Основные задачи учебной дисциплины:

овладение обучающимися основными теоретическими знаниями по проблемам права социального обеспечения;

умение ориентироваться в действующем законодательстве о социальном обеспечении;

формирование представления о практической роли этой отрасли российского законодательства.

По окончании изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

знать:

- принципы, источники и нормы права человека на социальное обеспечение;

уметь:

- использовать знания теоретических положений и норм законодательства в области прав человека на социальное обеспечение в своей будущей профессиональ­ной деятельности;

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области социального обеспечения;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экс­пертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответст­венности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстанов­лению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

- консультировать граждан по правовым проблемам социального обеспечения и при необходимости выступать в их защиту.

иметь представление:

- о профессиональной этике, правовой и психологической культуре, уважении к закону и бережному отношению к социальным ценностям правового государства, соблюдении чести и достоинстве гражданина;




- о нравственном сознании, гуманности, твердости моральных убеждений, чувстве долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело;

- о принципиальности и независимости в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охране и социальной защите, необходимой воле и настойчивости в исполнении принятых правовых решений,

- о сущности и социальной значимости своей профессии, характере и взаимодействии правовых явлений;

- об основных проблемах дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, взаимосвязи в целостной системе знаний и значении для реализации права в профессиональной деятельности.

- о решении задач, соответствующих квалификации юриста и квалификационным требованиям, указанным в п.1.3. настоящего государственного образовательного стандарта, касающиеся:

- о сборе нормативной и фактической информации, имеющей значение для реа­лизации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

- об анализе юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- об анализе судебной и административной практики;

- о принятии обоснованных в пределах должностных обязанностей решений, а также совершении действий, связанных с реализацией правовых норм;

- о составлении соответствующих юридических документов;

- об обеспечении реализации актов применения права;

- об обеспечении законности и правопорядка, осуществлении правовой пропаган­ды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.

На изучение дисциплины обучения отводится 144 ч.

По заочной форме обучения предусматривается:

со сроком обучения 6 лет – 16ч. аудиторных занятий (лекций – 8 ч., семинаров и практических занятий – 8 ч.) и 128 ч. самостоятельной работы;

Слушатели заочной формы обучения при самостоятельном изучении дисциплины выполняют контрольную работу.

Формами итогового контроля изучения дисциплины являются:

по заочной форме обучения – экзамен.

Распределение часов по темам приведено в тематических планах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для заочной формы обучения (срок обучения – 6 лет)

Общее количество часов – 144, аудиторных занятий – 16 ч., самостоятельная работа – 128 ч.

Читайте также: