Используя материалы азбука права выясните какие уровни профессионального образования

Обновлено: 28.06.2024

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Связанные вопросы

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

После школы: ступени высшего образования в России

Система высшего образования в России многоступенчата. Какие есть уровни и формы вузовского образования, чем отличается специалитет и бакалавриат, зачем учиться в магистратуре и через сколько лет можно получить ученую степень?

Основное школьное образование — обязательно. Дальше возможны варианты. Школьник может сдать в 9 классе основной государственный экзамен (ОГЭ) и получить среднее профессиональное образование (СПО) в колледже или техникуме, а затем пойти работать или учиться в вуз.

Второй вариант — закончить 11 классов, сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ). После этого можно получить СПО или поступить в вуз, где также встанет выбор о форме обучения.

ЕГЭ действует четыре года, начиная со следующего года со сдачи экзамена. То есть результаты ЕГЭ, сданного в 2021 году, будут действовать при поступлении в 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 годах. Поэтому, если выпускник не хочет поступать сразу или уже после поступления захотел в другой вуз, он сможет поступить в течении этого времени по результатам одного ЕГЭ.

Если поступать в университет после истечения четырех лет, придется сдавать ЕГЭ заново. Это можно сделать во время досрочного периода и в резервные дни основного периода сдачи ЕГЭ.

Высшее образование

После школы или колледжа, техникума можно поступить в высшее учебное заведение. При этом нужно выбрать: поступать на бакалавриат или специалитет. Также абитуриент выбирает форму обучения — очную или заочную. Каждый россиянин имеет право на один раз получить бесплатное высшее образование, если поступил на бюджет.

584599 61 1618547648 infog educationblack

Специалитет

Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Бакалавриат

Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Очное, заочное и дистанционное

Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.

Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное обучение, например, в медицинских вузах его нет.

Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни, сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.

Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками. Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок обучения как на заочной форме.

Дистанционное обучение во многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом вузе страны или за рубежом.

Последипломное образование

Некоторые специальности, например, врача, предполагают кроме специалитета или магистратуры, еще и постдипломное образование, для более полного уровня знаний и навыков. В медицинских вузах — это интернатура и ординатура, в области искусств — ассистентуры-стажировки, в науке и педагогике — аспирантура или адъюнктура в высших военных учебных заведениях.

Интернатура

Это форма последипломного обучения выпускников медицинских вузов, по итогам которого они могут начать работать. Год они проходят практику в медучреждении.

Ординатура

Это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года.

Это сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях. Ординатор сдает трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

Ассистентура-стажировка

По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в области искусств. Срок обучения не превышает двух лет.

Аспирантура

Это форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспирантура бывает очная и заочная.

Учиться в аспирантуре можно бесплатно, если есть места в конкретном вузе и хорошо сданы экзамены.

Аспиранты обязательно выбирают научное направление и тему исследования для своей диссертации. Необязательно поступать в аспирантуру на свою специальность. Поступить можно на любую специальность, кроме медицинской.

По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Докторантура

Обучение сроком до трех лет и подготовка докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Дает возможность получать стипендию, пользоваться оборудованием учебного заведения.

Также докторскую степень можно получить без прохождения обучения при работе на научной должности и подготовки докторской диссертации в течение дву лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.

Уровни высшего образования

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Бакалавриат

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра.

Специалитет

Магистратура

Подготовка кадров высшей квалификации

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Вид образованияБакалавриатСпециалитетМагистратура
Образовательный ценз при поступленииСреднее общее образование или его эквивалентСреднее общее образование или эквивалентБакалавриат
Сроки обучения (очная форма)4 годаНе менее 5 лет2 годаПолучаемый документ об образованииДиплом бакалавраДиплом специалистаДиплом магистраПриобретаемая квалификация (степень)Академический бакалавр, прикладной бакалаврСпециалистМагистрХарактер образованияОбщая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализацииОриентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлениюГлубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельностьФорма итоговой государственной аттестацииСдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работыСдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертацииДальнейшее обучениеМагистратураМагистратура или аспирантураАспирантураМесто на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

кандидат наук (степень)

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Образование - это процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнитель - организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).

Образовательное право — отрасль права, регулирующая образовательные отношения.

Магистратура — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению.

Специалитет – уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста.

Конституция РФ – основной закон государства.

ФГОС – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Ключевые слова

Бакалавриат, исполнитель, Конституция РФ, магистратура, образование, образовательное право, уровни образования, потребитель, специалитет.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс.
  3. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2018.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В современном мире образование играет важную роль в жизни граждан. В России, как и во многих других государствах сложилась целостная система правовых норм в области образования. Для регулирования отношений в этой области выделяют отдельную отрасль права – образовательное право.

Образовательное право — отрасль права, регулирующая образовательные отношения.

Что такое образование? Образование - это процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.

Образование делится на определенные уровни. Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

В России выделяют следующие уровни образования: общее и профессиональное. Общее образование в свою очередь подразделяется на:

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее общее образование

Профессиональное образование имеет следующие уровни:

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом в законе речь идет об общеобразовательной подготовке, осуществляемой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Каждый имеет право на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Дошкольное образование становится общедоступным, если родители имеют возможность поместить своего ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в школу - в первый класс.

По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию по общему правилу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета результаты ЕГЭ действительны 4 года, следующих за годом сдачи экзамена.

Образовательные организации высшего образования устанавливают минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение. Образовательные организации высшего образования вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей принимаются в вузы вне конкурса (на льготной основе), а также инвалиды I и II групп, если согласно заключению врачебно-трудовой экспертизной комиссии им не противопоказано обучение в вузах.

В последнее время на потребительском рынке пользуются большим спросом платные образовательные услуги. Участниками отношений в сфере предоставления платных образовательных услуг являются:

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,

Исполнитель - организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).

Платные образовательные услуги оказываются на добровольной основе и по желанию обучающегося.

К таким услугам относятся услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и т.п.

Образовательный процесс включает в себя участников образовательных отношений. Ими являются обучающиеся, родители, педагоги. Все участники образовательного процесса пользуются равными правами и обладают определенными обязанностями.

Школьники имеют право на:

- получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными стандартами;

- обучение по индивидуальному учебному плану;

-ускоренный курс обучения;

-бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

- получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;

Помимо прав школьники несут и определенные обязанности:

- соблюдение Устава школы;

- добросовестное отношение к учебе;

- бережное отношение к имуществу;

- уважение чести и достоинства других обучающихся, работников школы;

- выполнение требований работников школы по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.

За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

- дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;

- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

- защищать права и законные интересы обучающихся;

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

- обеспечить получение детьми общего образования;

Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.

Педагогические работники пользуются следующими правами и свободами:

- свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

- право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Если образовательное учреждение дает некачественное образование, то оно может быть привлечено к имущественной ответственности. К нему может быть предъявлен иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку выпускников в других образовательных учреждениях.

Разбор типового тренировочного задания

Установите соответствие между определениями и понятиями.

процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями

отрасль права, регулирующая образовательные отношения

уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста

основной закон государства

ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению

завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований

Разбор типового контрольного задания

Вставьте в текст пропущенные слова.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова


1. Пояснительная записка

Актуальность. Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Новизна программы заключается в активном применении учащимися ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях), что способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет социально-педагогическую направленность.

Отличительные особенности программы является то, что дает дополнительные знания в области права и включает в себя знакомство с нормативно-правовыми документами, законами и организациями, защищающие права детей.

Адресат: программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 13-17 лет.

Цель программы: формирование законопослушного поведения учащихся.

Задачи программы:

сформировать у подростков теоретические знания и практические умения в области прав человека, а так же интерес к их изучению.

научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

Развивающие

способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;

развивать умения и навыки публичных выступлений, творческие способности учащихся;

Воспитательные

воспитание учащихся в духе уважения к правам и свободам человека, чувствам человеческого достоинства;

воспитание стремления к взаимопониманию , терпимости, равенству и и дружбе между нациями национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

содействие социализации личности ребёнка.

способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.

Объем и срок освоения : общее количество учебных часов – 38 часов.

Формами обучения : занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме 1 раз в неделю.

Видами занятий являются:

- лекции, беседы, в процессе которых учащиеся приобретают теоретические знания;

- деловые игры, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторины, круглый стол, конкурс сочинений, встречи с представителями органов правопорядка, реализация и защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.

· мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

· заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

· ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметиые результаты проявляются:

· в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

· способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

· овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

· умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. Предметные результаты проявляются в следующих сферах: познавательной:

· относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

· знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; · знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

· умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной:

· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

· приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой:

· знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

· понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической:

· понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

· понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной:

· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

· знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

· понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

· понимание значения коммуникации в межличностном общении;

· умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

· знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Планируемые результаты

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:

- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

По итогам реализации программы учащиеся должны знать:

- правила поведения в школе и за ее пределами;

- названия государства и государственную символику;

- основные обязанности и права ученика и людей;

- правила личной безопасности, поведения в общественных местах, дома, в школе;

- сущность преступления и правонарушения;

- отличие правовых норм от норм морали;

- понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении;

- информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

- особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних;

- понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;

- права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу.

должны уметь:

- соблюдать правила поведения в школе;

- выполнять законы класса;

- соблюдать безопасность на улице;

- различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

- приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях;

- дисциплинированно вести себя на дороге;

- соотносить моральные нормы с повседневным поведением;

- бережно относиться к своему и чужому имуществу;

- защищать свои права;

- выполнять обязанности школьника;

- различать административный проступок и преступление;

- правильно оценивать поступки людей;

- предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;

- соблюдать правопорядок в общественных местах;

- противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков;

- защищать себя при нарушении трудовых прав.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чутко Н. Я., Соколова Т. Е. Методические пояснения к курсу "Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое)". 4 кл. - Самара: Учебная литература, 2005. - 64 с.

Пояснительная записка.

Приказ минобразования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2017 – 2018 учебный год.

Количество учебных часов:

В год -34 часа (1 час в неделю, всего 34 часа)

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

1. Личностные результаты: объяснять, что значит для каждого лично гражданственность и гражданские качества; осознать необходимость активного участия в жизни общества, свою принадлежность к вопросу о значении сотрудничества и коллективных действий; понять важность собственного действия для решения вопросов своего сообщества; проводить самооценку своих действий, проявления гражданских качеств.

2. Метапредметные результаты:

Ø Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Ø Коммуникативные УДД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

( 1 ч в неделю, всего – 34ч; )

Казнить нельзя, помиловать?

У каждого человека при решении тех или иных вопросов есть свое мнение. Но не все и не всегда задумываются, как это мнение появляется и выражается, а также как оно воспринимается окружающими. Например, об одном человек кто-то скажет, что он робкий и неуверенный, а другой назовет его трусом; девочку можно назвать веселой и любимицей компании или кокеткой и вертихвосткой. Одно обидно, другое – нет.

Казнить нельзя, помиловать?

Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка:

все дети имеют право на любовь и заботу;

все дети имеют право на заботу о их здоровье;

ребенок не может быть жертвой сексуальной эксплуатации;

ребенок не может быть жертвой войны;

дети имеют право высказывать свое мнение;

дети имеют право на свободу мысли, совести и религии;

дети имеют право на информацию.

Не хочу учиться.

В современном высокоразвитом техническом мире трудно выжить человеку необразованному, поэтому каждый ребенок должен обязательно получить хотя бы элементарные знания, умения, навыки.

Декларация о правах ребенка (статья 26). Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступным. Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Расширить знания школьников о праве на образование.

В мире профессий.

Труд детей. Работа с документами (Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация прав ребенка). Труд важен для человека, труд прославляется в пословицах у всех народов. Трудолюбие – одно из качеств, которое ценилось всегда высоко.

Содержательность и организация работы основаны на следующих принципах:

Ø Сотрудничество и доброжелательность. Воспитательный процесс ориентирован на доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика и педагога на основе сотрудничества, сотворчества.

Ø Заинтересованное участие. Содержание материала может быть успешно освоено только в том случае, если у учащихся есть внутренняя мотивация к изучению предложенных тем.

Ø Обучение и воспитание с опорой на личный опыт учащихся. Учитель при организации деятельности мог опираться на имеющийся социальный опыт учащихся, что помогает молодым гражданам России сформировать мировоззренческие установки и ценностные ориентиры гражданина.

В процессе формирования гражданственности важно определить три взаимосвязанных компонента.

Усвоение опыта социально – экономических отношений

Усвоение опыта политических отношений

Усвоение опыта социального взаимодействия

Устойчивое позитивное отношение к труду; умение правильно оценивать свой труд; социальная ориентированность деятельности

Готовность к участию в управлении; умение оценивать политические взгляды; готовность к отстаиванию своего мнения на основе конструктивных отношений

Умение давать сравнительную оценку поступкам людей; готовность совершать гуманистические поступки; готовность к общению на основе общечеловеческих ценностей

Исходя из указанных положений, необходимо особое внимание обратить на включение учащихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов общественной жизни через активизацию их деятельности, создание условий для позитивной познавательной и практической самостоятельности. Во время подготовки к занятиям можно использовать следующую структуру:

Возможные методы и приёмы

Актуальность темы, самостоятельное (или совместное) определение (или принятие) правил и целей работы

Создание ситуации затруднения, занимательности, удивления, нравственного переживания, которая завершается постановкой проблемного вопроса и его обсуждением

Работа с информацией

Получение новой информации, анализ полученных сведений, создание продукта, обработка информации

Методы предоставления информации. Осознание, принятие информации как личностно значимой, создание на основе полученной информации продукта собственной деятельности – таблица, схема, коллаж, проект.

Знания и степени поставленных целей, анализ процесса и результатов деятельности, оценка результативности

Данная работа призвана содействовать формированию уважительного отношения к другому мнению, убеждению, позиции, т.е. являются приоритетными при работе над формированием ценностей личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чутко Н. Я., Соколова Т. Е. Методические пояснения к курсу "Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое)". 4 кл. - Самара: Учебная литература, 2005. - 64 с.

Пояснительная записка.

Приказ минобразования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2017 – 2018 учебный год.

Количество учебных часов:

В год -34 часа (1 час в неделю, всего 34 часа)

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

1. Личностные результаты: объяснять, что значит для каждого лично гражданственность и гражданские качества; осознать необходимость активного участия в жизни общества, свою принадлежность к вопросу о значении сотрудничества и коллективных действий; понять важность собственного действия для решения вопросов своего сообщества; проводить самооценку своих действий, проявления гражданских качеств.

2. Метапредметные результаты:

Ø Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Ø Коммуникативные УДД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

( 1 ч в неделю, всего – 34ч; )

Казнить нельзя, помиловать?

У каждого человека при решении тех или иных вопросов есть свое мнение. Но не все и не всегда задумываются, как это мнение появляется и выражается, а также как оно воспринимается окружающими. Например, об одном человек кто-то скажет, что он робкий и неуверенный, а другой назовет его трусом; девочку можно назвать веселой и любимицей компании или кокеткой и вертихвосткой. Одно обидно, другое – нет.

Казнить нельзя, помиловать?

Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка:

все дети имеют право на любовь и заботу;

все дети имеют право на заботу о их здоровье;

ребенок не может быть жертвой сексуальной эксплуатации;

ребенок не может быть жертвой войны;

дети имеют право высказывать свое мнение;

дети имеют право на свободу мысли, совести и религии;

дети имеют право на информацию.

Не хочу учиться.

В современном высокоразвитом техническом мире трудно выжить человеку необразованному, поэтому каждый ребенок должен обязательно получить хотя бы элементарные знания, умения, навыки.

Декларация о правах ребенка (статья 26). Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступным. Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Расширить знания школьников о праве на образование.

В мире профессий.

Труд детей. Работа с документами (Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация прав ребенка). Труд важен для человека, труд прославляется в пословицах у всех народов. Трудолюбие – одно из качеств, которое ценилось всегда высоко.

Содержательность и организация работы основаны на следующих принципах:

Ø Сотрудничество и доброжелательность. Воспитательный процесс ориентирован на доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика и педагога на основе сотрудничества, сотворчества.

Ø Заинтересованное участие. Содержание материала может быть успешно освоено только в том случае, если у учащихся есть внутренняя мотивация к изучению предложенных тем.

Ø Обучение и воспитание с опорой на личный опыт учащихся. Учитель при организации деятельности мог опираться на имеющийся социальный опыт учащихся, что помогает молодым гражданам России сформировать мировоззренческие установки и ценностные ориентиры гражданина.

В процессе формирования гражданственности важно определить три взаимосвязанных компонента.

Усвоение опыта социально – экономических отношений

Усвоение опыта политических отношений

Усвоение опыта социального взаимодействия

Устойчивое позитивное отношение к труду; умение правильно оценивать свой труд; социальная ориентированность деятельности

Готовность к участию в управлении; умение оценивать политические взгляды; готовность к отстаиванию своего мнения на основе конструктивных отношений

Умение давать сравнительную оценку поступкам людей; готовность совершать гуманистические поступки; готовность к общению на основе общечеловеческих ценностей

Исходя из указанных положений, необходимо особое внимание обратить на включение учащихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов общественной жизни через активизацию их деятельности, создание условий для позитивной познавательной и практической самостоятельности. Во время подготовки к занятиям можно использовать следующую структуру:

Возможные методы и приёмы

Актуальность темы, самостоятельное (или совместное) определение (или принятие) правил и целей работы

Создание ситуации затруднения, занимательности, удивления, нравственного переживания, которая завершается постановкой проблемного вопроса и его обсуждением

Работа с информацией

Получение новой информации, анализ полученных сведений, создание продукта, обработка информации

Методы предоставления информации. Осознание, принятие информации как личностно значимой, создание на основе полученной информации продукта собственной деятельности – таблица, схема, коллаж, проект.

Знания и степени поставленных целей, анализ процесса и результатов деятельности, оценка результативности

Данная работа призвана содействовать формированию уважительного отношения к другому мнению, убеждению, позиции, т.е. являются приоритетными при работе над формированием ценностей личности.

Читайте также: