Имеют ли право давать классное руководство студенту

Обновлено: 28.06.2024

В соответствии с поручениями Президента РФ В.В. Путина предусмотрено с 1 сентября 2020 года осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с сохранением ранее установленных доплат, которые получают педагогические работники за классное руководство.

Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования разработали и направили в регионы для использования в работе Разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (далее – Разъяснения).

Разъясняется, что из п.11 Правил следует, что педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с письменного согласия работника.

5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.

Одновременно рекомендуется не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

Обратим внимание, что согласно Разъяснениям:

— на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах при недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство, а также временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам;

— в случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе;

— при регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации;

в колдоговоре может быть предусмотрена возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

Разъяснено также, что денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника и учитывается:

-при определении налоговой базы по НДФЛ, отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;

— при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

Также следует обратить внимание на разъяснение о том, что:

— осуществление педагогическими работникам классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается;

— введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, т.к. такой должности нет в Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. № 678 и отсутствует регулирование трудовых прав работника по такой должности;

— согласно квалификационным характеристикам (приказ Минздравсоцразвития от от 26 августа 2010 г. N 761н) классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей.

Будут ли кураторы групп в колледжах получать доплату за классное руководство? Когда наведут порядок с учебниками для среднего проф­образования? Можно ли получить полноценную профессию в техникуме за два года? Обучение в российских колледжах в ближайшие годы может кардинально измениться. О главных новинках в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко.

Оборудование многих колледжей уже опережает то, что есть на рынке и на предприятиях. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Оборудование многих колледжей уже опережает то, что есть на рынке и на предприятиях. Фото: Сергей Куксин/ РГ

Дмитрий Евгеньевич, в России уже более 800 тысяч учителей получают федеральные доплаты за классное руководство. А вот кураторы групп в колледжах и техникумах - пока нет. Хотя "воспитательной" работы у них не меньше. Смогут ли они рассчитывать на такую поддержку? Так же, как и классные руководители в школах?

Дмитрий Глушко: Мы сделали предварительные расчеты. Задачи по воспитанию, по руководству группой, отчасти схожие с тем, что ложится на плечи классных руководителей в школах, сегодня решают более 100 тысяч работников колледжей. Конечно, это должно поощряться. Есть соответствующее поручение, и мы сейчас на стадии межведомственного обсуждения.

Мы полностью меняем подходы к воспитанию в сфере профобразования. Если раньше каждое учебное заведение формировало программу и календарь мероприятий на основе только своего опыта и знаний, то теперь эта работа будет системной.

Почему учебники для школ проходят госэкспертизу (исключены устаревшая информация и ошибки, нет научно не подтвержденных фактов), а учебники для СПО - нет?

Дмитрий Глушко: В среднем профобразовании есть два типа учебников: по общеобразовательным предметам и профессиональным дисциплинам. И да, есть проблема: использование учебников в колледжах, к сожалению, закон сегодня регулирует не так комплексно.

Колледжи по-прежнему могут использовать любые учебники с любым содержанием, и получается, что содержание одного и того же предмета у 10-классника и студента-первокурсника колледжа может сильно отличаться. Мы планируем урегулировать этот вопрос.

В 2021 году в колледжах, техникумах и училищах минпросвещения и Рособрнадзор впервые проведут Всероссийские проверочные работы

Почему это так важно? Рособрнадзор в свое время проводил исследования качества общего образования в колледжах. Они показали низкие результаты. А нам важно, чтобы колледж был привлекателен не только с точки зрения профессиональных компетенций и современных рабочих мест, но и с точки зрения качественного общего образования. Приведу пример. Ежегодно из СПО выпускаются около 20 000 педагогов, из них большая часть - преподаватели начальных классов. О каком качестве образования в начальных классах мы можем говорить, если не будем управлять качеством знаний, того же русского языка или математики у молодых педагогов, закладывающих фундамент образования детям в самом начале их образовательного пути? Поэтому в 2021 году в колледжах, техникумах и училищах мы совместно с Рособрнадзором впервые проводим Всероссийские проверочные работы. Участниками станут студенты первых курсов, поступившие после 9-х классов школы, и студенты, которые завершили обучение по общеобразовательным предметам в колледже. Это позволит оценить качество общего образования в системе СПО, скорректировать учебную программу.

Но главное все-таки - дать современную профессию?

Дмитрий Глушко: Профессиональные дисциплины тоже можно разделить условно на два блока. Есть фундаментальная часть, которая меняется относительно медленно: скажем, для сварщиков это основы материаловедения. А есть "динамическая" часть, которая в разных профессиях может меняться раз в год или даже в полгода! Появляется новое оборудование, новые технологии и инструменты. Особенно это заметно на IT-специальностях. Здесь нам предстоит наладить очень гибкую систему выстраивания образовательного процесса, включая методику преподавания.

Но главное, на что мы делаем ставку, - это повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. То, что они умеют и знают, как быстро они учатся чему-то новому в своей профессиональной отрасли. Ежегодно переобучаем более 5 тысяч человек. И они не просто слушают лекции, а учатся работать на самом современном оборудовании по мировым стандартам и опыту WorldSkills Russia. После обучения преподаватели и мастера колледжей сдают практические экзамены. Причем экзаменаторами выступают сотрудники предприятий, профессионалы, реально работающие на рынке. До 2024 года планируем обучить 35 тысяч преподавателей.

Кроме того, в рамках нацпроекта "Образование" в колледжах и техникумах за два года уже создано 1574 мастерских, оснащенных по последнему слову промышленности. Среди приоритетных направлений - строительство, транспорт, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии. К 2024 году в регионах появится 5000 таких мастерских. Это очень дорогостоящий проект, на него предусмотрено финансирование из федерального бюджета в 24,79 млрд рублей.

Мастер покажет класс

В этом учебном году в колледжи поступили около 1,2 миллиона первокурсников: стереотип о "ПТУ для троечников" в прошлом? Ваш прогноз - прием продолжит бить все рекорды?

Дмитрий Глушко: Да. Исходя из той динамики, которая есть, думаю, что в 2021 году набор "подрастет" еще на 50 тысяч.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Глобальная работа ведется в рамках национального проекта "Образование" - в регионах проводятся чемпионаты профмастерства "Молодые профессионалы - WorldSkills Russia". Это площадка для профориентации: тысячи школьников идут туда, чтобы посмотреть, чему они могут научиться. Оборудование многих колледжей уже опережает то, что есть на рынке и на предприятиях.

Сегодня в колледжах дается образование по таким высокотехнологичным областям, как робототехника, программирование, информационная безопасность. Это действительно качественное образование, которое по сравнению с вузами все-таки остается более доступным для выпускников школ. Поэтому неудивительно, что количество студентов растет: молодые люди друг с другом общаются и быстрее передают эту информацию. Уже сегодня примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование.

Более того, растет число взрослых людей, которые поступают в колледжи на "короткие" программы и "добирают" себе новые компетенции. Мы это видим по цифрам: в колледжах увеличивается внебюджетная часть. Это говорит о том, что люди и предприятия стали больше доверять системе СПО и вкладывают деньги в получение профессиональных компетенций, потому что колледжи стали более надежными и полученные профессиональные компетенции позволяют человеку вложенные в образование деньги быстро "отбивать" на рынке труда.

Нередко слышу от работодателей, что колледжи учат "не тех и не так". Есть такое?

Дмитрий Глушко: В конце прошлого года мы утвердили концепцию основных действий министерства по развитию среднего профобразования. Ее ключевой тезис: колледжи и техникумы должны обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами. Но каких специалистов готовить? В каком объеме? К какому времени? Все это вопросы, которые мы сегодня решаем: смотрим контрольные цифры приема, как их корректировать с учетом потребностей экономики каждого региона. Уже провели детальный анализ по каждому техникуму, по каждой программе, насколько она нужна рынку труда.

Например, мы увидели, что в колледжах Северо-Кавказского федерального округа было немного программ по туризму. А он там активно развивается, и нужно готовить соответствующие кадры уже сейчас. Более того, в 10 регионах России мы начали пилотный проект по синхронизации системы подготовки в СПО и кадровых потребностей экономики субъектов. Составили пилотный перечень перспективных приоритетных профессий и специальностей в сфере малого и среднего предпринимательства. Туда вошли оператор станков для обработки металлов, мастер по ремонту автомобилей, повар и другие.

Мы постоянно обновляем перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Сейчас их около 500. Останется в два раза меньше.

Так много профессий исчезнет?

Дмитрий Глушко: Ни один навык и ни одна компетенция не будет потеряна. Многие программы будут объединены или трансформированы. Другие - переведем на уровень профобучения, то есть на "короткие" программы, которые также можно будет дополнительно и, главное, быстро освоить во время обучения в колледже, по принципу конструктора компетенций по выбору колледжа или студента.

Но главное, за счет чего произойдет это укрупнение, - совершенно новый способ формирования государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Мы предложили сделать ФГОС более рамочным и "широким" - оставим один документ для целой группы профессий. Это позволит быстро реагировать на требования экономики и оперативнее корректировать образовательные программы. Например, действующие три профессии - "Мастер общестроительных работ", "Арматурщик" и "Слесарь по строительно-монтажным работам" укрупнятся в одну профессию с широким набором квалификаций.

"Мастер по пошиву швейных изделий" будет включать ранее отдельные профессии закройщик, портной, модистка, швея.

Фото: iStock

Аналогичная ситуация с токарями, фрезеровщиками и станочниками.

И абсолютно каждую профессию мы постоянно анализируем, обсуждаем с экспертами от рынка и от предприятий. Например - "пчеловод-водитель". Стоит ли таких специалистов учить в колледжах, да еще за счет бюджета? Эксперты говорят, что уже нет такой потребности и ее убрали из перечня. Зато на оператора беспилотников, наоборот, есть реальный запрос рынка. И это уже не только квадрокоптеры, которые ведут съемку с воздуха. Уже появляется строительная и карьерная техника, которая управляется удаленно. Еще пример - солнечные батареи. Если их производители не будут работать с системой СПО, то на рынке просто не будет людей, которые способны вести монтаж, эксплуатацию и обслуживание такого оборудования.

Мы постоянно обновляем перечень профессий и специальностей среднего профобразования. Сейчас их около 500. Останется в два раза меньше

Иногда название профессии не меняется, но ее "начинка" - уже кардинально другая. Несколько лет назад везде появились пластиковые трубы, и любой сантехник сегодня должен уметь их устанавливать и монтировать. Для этого колледжам пришлось очень быстро менять программы. Так что среднее профобразование - живая система.

Стартап в зачет

Правда ли, что по некоторым программам министерство хочет сократить сроки обучения до двух лет? Можно ли за это время подготовить профессионала?

Дмитрий Глушко: Несколько лет назад у нас программа обучения парикмахеров по заочной форме доходила до 5 лет 10 месяцев. Зачем так долго учиться на парикмахера? Этого никто не знал. Сейчас такого нет. Но и по другим специальностям студенты и работодатели задают нам вопросы. Зачем учить специалиста 4 года, если за счет более интенсивных и качественных программ его можно выпустить на рынок труда раньше? Жизнь ускоряется, и мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам. Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Это сокращение должно лишь увеличить интенсивность практического обучения.

На современном рабочем месте повара сегодня стоит, к примеру, пароконвектомат - очень высокотехнологичное оборудование, на котором выпускнику нужно уметь работать. Но учиться этому 4 года нет необходимости. И опять же, повторю, необходимые компетенции студент сможет "добрать" дополнительно к основной профессии.

Директора колледжей нам говорят, что все больше студентов-старшекурсников стали регистрироваться как самозанятые и индивидуальные предприниматели. Особенно в сфере IT. Только лишь учиться им становится скучно: старшекурсник-айтишник понимает, что на рынке труда он будет востребован, и хочет туда быстрее попасть, начать зарабатывать деньги.


Дмитрий Глушко: Мы действительно планируем сокращение сроков обучения по отдельным программам.Не радикально, нет. Где-то на два года, где-то на год, а где-то всего на несколько месяцев. Фото: Пресс-служба министерства просвещения РФ

Минпросвещения хочет создать при колледжах малые инновационные предприятия, на которых студенты смогут работать и зарабатывать. Это возвращение советских учебно-производственных комбинатов? Аналог знаменитой немецкой системы дуального обучения?

Дмитрий Глушко: В эту тему я очень внимательно погружался. И слышал от старших коллег, что немецкая дуальная система (когда студенты учатся и параллельно работают на предприятии. - Прим. ред.) - это очень хорошая калька со старой советской практики, которую немцы просто переняли. Такая система у нас была и до сих пор существует. Правда, не во всех регионах и в несколько другой форме, потому что все-таки у нас другой экономический уклад. Но малые инновационные предприятия на базе колледжей, безусловно, нужны. Я верю, что они приживутся и будут эффективны. Причем не для того, чтобы малый бизнес пришел и за минимум денег использовал инфраструктуру образовательной организации. А для того чтобы студент получил свой первый опыт взаимодействия с рынком, который порой достаточно хищно ведет себя по отношению к молодым специалистам. Чтобы студент получил производственную практику и у него сформировалась определенная финансовая грамотность.

Но по статистике, уровень трудоустройства не очень высокий. Почему?

Дмитрий Глушко: На самом деле более половины выпускников трудоустроены (более 60%) - это хорошая цифра. В этой статистике мы смотрим только первый год работы после обучения, а значительное число молодых людей после колледжей и техникумов продолжают обучение в вузе, кто-то идет в декрет или в армию. Есть и регионы-лидеры по трудоустройству. Допустим, в Чукотском автономном округе у нас трудоустраивается 81,16% ребят, в Архангельской области - 67,36%, в Нижегородской - 67,2%. Думаю, что такие показатели могут стать реальными не только для отдельных субъектов, но и для всей страны: мы работаем в тесном контакте с центрами трудоустройства, с предприятиями.

Самые популярные направления, выпускники которых работу находят практически сразу, - это фармация (81,26%), образование и педагогические науки (76,42%), сестринское дело (73,77%).

Хочу уметь и умнеть

Вы перечислили топ профессий у работодателей. А у абитуриентов?

Дмитрий Глушко: Самые популярные программы у ребят по направлениям "Здравоохранение и медицинские науки" ("Сестринское дело", "Лечебное дело", "Фармация"). "Инженерное дело, технологии и технические науки" ("Информационные системы и программирование", профессия "Графический дизайнер"), "Науки об обществе". Также сохраняется спрос на востребованную профессию "Мастер по ремонту автомобиля", специальность "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования".

Экзамены у студентов колледжей и техникумов тоже изменятся?

Дмитрий Глушко: В моем представлении колледж - это фабрика или предприятие, и он должен выглядеть соответствующе. В течение последних лет мы продвигаем новую форму оценки - демонстрационный экзамен по мировым стандартам WorldSkills. Ребята показывают все, чему научились. Выполняют задания, которые "пришли" из реальной жизни, от работодателей.

За 4 года демэкзамен сдали порядка 150 тысяч студентов и выпускников. Я знаю десятки случаев, когда прямо после экзамена работодатели заключали с ребятами контракты на работу. Мы планируем, что такой практический экзамен станет обязательным для всех учреждений СПО. Исключения могут быть в медицинских специальностях и специальностях культуры, а также в подготовке экипажей судов и авиационного персонала.

Напомню, у нас сегодня около 3,3 тысячи колледжей и 338 вузов, в которых более трех миллионов ребят учатся на образовательных программах СПО. И демэкзамен дает нам уверенность, что полученный после колледжа диплом будет релевантным для всех регионов.

А сами выпускники, которые сдали экзамен, получают не только диплом, но и цифровой Паспорт компетенций. Это документ, подтверждающий уровень мастерства. С ним портфолио молодого профессионала попадает в базу данных, доступ к которой имеют ведущие предприятия. При этом информационная система позволяет нам увидеть - условно - Иванова, Петрова и Сидорова - лучших сварщиков в разрезе страны, которые выпустились и в этот год, и в предыдущие годы. Мы видим колледжи и техникумы, которые стабильно выпускают на рынок труда высококлассных специалистов.

Сейчас мы ведем работу по закреплению правового статуса цифрового Паспорта компетенций как дополнительного документа к диплому СПО.

Как система СПО справилась с удаленкой?

Глушко: Изучая все только в онлайне, высококвалифицированным мастером производственных работ не стать. Но мы сделали все, чтобы учеба в прошлом году не прервалась и чтобы дистанционные занятия были максимально информативны и полезны. Нам помогли коллеги из WorldSkills, из Агентства стратегических инициатив.

Именно в условиях карантина порядка 40 тысяч студентов и выпускников сдавали демэкзамен в гибридном формате: экзаменуемый находился на площадке с оборудованием и необходимыми инструментами, а экзаменатор подключался удаленно. Оказалось, что даже в таких тяжелых условиях система СПО смогла адаптироваться и даже получить новый опыт по многим специальностям, особенно в сфере IT.

Настя Вова

Я молодой специалист и слышала что имею право 3 года не брать классное руководство. я директору сказала, что не возьму, а она в мое отсутствие представила меня родителям. причем этот класс я не хочу брать категочески. класс очень сложный и никто не хочет его брать, а тут я (стаж 1 год).
Как мне грамотно выйти из этой ситуации?
причем директору бесполезно говорить про статью в законе о правах учителя.

Алексей Хмелёв

Елена Разживина

Алексей, спасибо! Очень интересное и правильное методическое пособие. Хотела просто написать заявление по собственному желанию, а теперь думаю, что и причины нужно указать.

Елена Бузницкая

Статьи в законе нет. Эта ситуация может определяться Уставом школы или внутренним "Положением о классном руководстве". Но и там 3 года могут быть не прописаны.
Скорее всего в школе не хватает классных руководителей,поэтому директор так и сделал. Кто же от хорошей жизни даст руководство в сложном классе новичку?
Боюсь,что по закону Ваш директор прав.

Ирина Бочарова

Елена! В сложных классах и дают классное руководство новичкам, из расчета, что они не откажутся как те, кто работает в данной школе давно.

Регина Машарова

Елена Разживина

Вот нашла в ИНТЕРНЕТЕ:
- Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (постановление правительства РФ от 30.12.05 г. № 854) дополнен абзацем. В нем сказано, что на педагогических работников общеобразовательных учреждений могут возлагаться функции классного руководства, но только с их согласия.
- В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой к обязанностям преподавателя не отнесено осуществление классного руководства. Классное руководство – это дополнительная работа, которая может иметь место с согласия работника и за дополнительную оплату, размер которой определяется самим образовательным учреждением. Порядок возложения на работника дополнительной работы и размер дополнительной оплаты за нее целесообразно регулировать коллективным договором, который заключается работниками и работодателем в лице их представителей и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации.

Елена Бузницкая

Ирина! Конечно. Так и делают некоторые руководители. Но что потом с классом будет? Вообще в разнос пойдет? Кому хуже будет?
№7. Елена,формально вас заставить не могут,если вы напишите письменный официальный отказ. Но это - открытая конфронтация с администрацией, крайняя мера.
Мой совет- если будете писать такое заявление,укажите в нем четкие причины : наличие маленького ребенка, состояние здоровья, отсутствие опыта, или просите другой класс.
Не думаю,что в колллективном договоре ( если он у вас в школе есть ) прописаны эти вещи.
Думаю,что лучше все же еще раз поговорить с директором, сказать ,что не справитесь, настаивать на своем и просить другой класс.

Алексей Хмелёв

Елена, в том -то и беда, что любое типовое положение - администрации учреждения не указ! При создании своих школьных уставов, положений, инструкций администрация зачастую делает это под себя, оставляя только выгодные пункты. Коллектив может промолчать ( и просто не заметить эти моменты) на обсуждении, голосовании, принятии. А управление образования просто закрывает глаза на несоответствия такой документации типовым положениям.
Так что посмотрите внимательно, чего они там понаписали.

Алексей Хмелёв

"я директору сказала, что не возьму, а она в мое отсутствие представила меня родителям"
________________
Это важный момент. Учтите, что согласно ТК РФ руководитель должен в письменном виде предупредить Вас за ДВА МЕСЯЦА об изменении условий Вашей работы. Если приказ о Вашем назначении классным руководителем уже подписан, а Вы не расписались в предупреждении, то можете уведомить директора о том, что обратитесь в Инспекцию по труду и у директора возможны проблемы.
Боязливый руководитель может отступить, авторитарный затаит злобу и Вам придётся трудновато.

Ирина Бочарова

Елена Бузницкая! Ох, на больную, да на мозоль :( Иногда создается впечатление, что некоторым администраторам дела нет до детей. Я хоть и работаю в средних и старших классах, но прекрасно понимаю учителей началки, у которых сердце кровью обливается, глядючи на то, что происходит в средней школе с выпестованными ими классами. У нас в школе учителя началки часто сами подходят, уговаривают взять их деток (и учителей-предметников, и классных руководителей).
Наблюдала и манипулирование со стороны директора при отказе: не хотите взять классное руководство - и при распределении часов посмотрим, какую нагрузку вам давать.


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Может ли заместитель директора школы, работающий на 1 ставку, совмещать наряду с основной должностью работу учителя с нагрузкой 16 часов?

Если нет, то какова может быть максимальная нагрузка?

Заместитель директора школы, работающий на 1 ставку, вправе совмещать наряду с основной должностью работу учителя с возможной учебной нагрузкой 16 часов.

ОБОСНОВАНИЕ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ст. ст. 60.1, 282-288) позволяет педагогическим и иным работникам выполнять работы на условиях трудового договора по совместительству.

Совместительство педагогических работников имеет некоторые особенности, которые определяются помимо Трудового кодекса Российской Федерации рядом документов, в том числе

- "Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы" (утв. Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017) (вместе с "Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, но которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях"). Устанавливает пунктом 4.1.5, что «работники образовательных организаций, включая руководителей и заместителей образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, наряду с работой, определенной трудовым договором, могут замещать в той же образовательной организации на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору должности педагогических работников по выполнению учебной (преподавательской) работы без занятия штатной должности (далее - учебная нагрузка) в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством.

Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная нагрузка, ее содержание и объем, а также размер оплаты.

- Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры". Устанавливает:

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

- Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре". Определяет норму часов педагогической работы в неделю на ставку заработной платы.

- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2017 N 3737-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 N 256", раздел 3 «Работнику (в том числе работающему по совместительству), выполняющему у того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Основываясь на выше приведенных правовых актах, работодатель вправе поручить заместителю директора школы, работающему на 1 ставку, совмещение наряду с основной должностью работы учителя с возможной учебной нагрузкой 16 часов, если выполнены все требования указанных актов.


Е.А. Юрова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Читайте также: