Если королю поставили шах может ли он съесть фигуру которая ему угрожает

Обновлено: 27.05.2024

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Рассмотрим ходы каждой фигуры.
—-
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка — это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.


Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

—-
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).

—-
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали — у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки — она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему — ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

Король в шахматах: как ходить по правилам и кого можно рубить, варианты завершения партии

Ход короля

Шахматный король является фигурой уникальной. Хотя бы потому что во время партии не рассматривается его съедение кем-либо из войска противника. Может быть, поэтому у него отсутствует номинальная ценность.

Королевский трон занимает клетку в первом горизонтальном ряду. Начинается край, как гласит правило, с ладьи и продолжается выставлением коня, слона, короля, ферзя (для белого ферзя — белая клетка, для чёрного — чёрная, естественно, на своих полях).

Потом снова клетки для слона, коня, и заканчивается ряд ладьёй. Вторая горизонталь перед обеими армиями занимается пешками. Их количество равняется восьми.

Королевские ходы

Перемещаться монарху по полю разрешено в любом направлении. Доходить он способен до любой клетки, если прежде не будет убит соперником. Один его ход равняется одной клетке.

Стоя в одном из угловых полей, королевская особа может атаковать на остальных 3 полях. Находясь на крайнем поле доски, она может двигаться по 5 полям. При расположении на остальных полях, монарх может двигаться по доступным ему 8 полям.

Если воин вражеской армии занимает клетку, подходящую для перемещения государя, он может рубить эту фигуру, будь это ферзь противника, и занять её место. Однако ему запрещено вставать на клетку, где, в связи с атаками соперника, есть риск попасть под шаха.

Недоступно монарху и передвижение по клеткам, занятым своим войском. А также он не может стоять рядом с вражеским королём. При завершении партии, когда прямых угроз со стороны воинов противника, оставшихся на поле, не имеется, его сила становится примерно равной силе, свойственной лёгким персонажам — слону или коню.

Ходы с рокировкой

Рокировкой называется ход, совершаемый одновременно королём и ладьёй, подразумевающий передвижение королевской особы на место выбранной ладьи, с параллельным её перемещением на поле, по которому монарх уже прошёл.

Проведение рокировки невозможно, если:

Как ходит король

  • Королём и ладьёй уже совершались ходы.
  • Королевская особа оказалась под шахом.
  • В результате рокировки венценосец неминуемо попадёт под шах.
  • Клетка между королём и ладьёй занята своей или чужой фигурой.
  • Король, но не ладья, двигается по полю, атакованному фигурой противника.

Место короля на поле

Во время игры часто возникают ситуации, когда монарха невозможно никуда передвинуть без риска его съедения. Привести такие ситуации могут либо к шаху, либо к мату, а могут обернуться патом.

Объявление шаха

Шах — ситуация, вызванная ходом противника, привёдшая к нападению на важную персону воина соперника.

Позиция со вскрытым шахом означает, что в результате хода, сделанного одной фигурой противника, королевская особа становится атакованной другой фигурой.

Ситуация с двойным шахом. Здесь венценосец сражается фигурами соперника сразу с двух сторон. Чаще всего его бьют обычным и вскрытым шахом последовательно.

В случае объявления королю шаха следующим шагом должно стать выведение фигуры из этой ситуации.

Для противостояния шаху можно воспользоваться тремя способами:

  • Передвижением короля по клеткам, не попадающим под атаку противника.
  • Выставлением своей фигуры на пути к монарху.
  • Битьём фигуры, объявляющей шах.

Защититься от попадания в ситуацию с двойным шахом можно только с помощью хода фигурой короля.

Своим правителем можно привести только к вскрытому шаху, так как невозможно рубить короля противника, не подставив своего под шаха.

Объявление мата

Правила игры в шахматы

Мат является ситуацией, вызванной ходом противника, в которой монарх атакован фигурой соперника, а игроку не под силу защитить короля от объявления шаха.

Объявление мата говорит о завершении партии поражением одного из игроков, не сумевшего обеспечить защиту своему самодержцу, несмотря на стоящие в клетках фигуры и остаток времени у стороны, объявившей о мате.

Мат фигурой короля возможен только позицией со вскрытым шахом.

Провозглашение ничьей

Окончание шахматной партии не всегда приводит к победе одной из сторон. Одним из вариантов завершения партии является ничья:

  • В ситуации пата, когда противник совершённым ходом лишает соперника возможности допустимого хода. Здесь, какой бы ход ни был совершён королём, он рискует оказаться под шахом. Других фигур нет или они заблокированы, короля никто не атакует.

Пат часто является средством спасения для проигрывающего игрока.

Конец партии в шахматы

  • Когда между игроками достигнуто взаимное согласие с таким результатом.
  • Противникам не удаётся поставить мат друг другу.
  • При повторении одной и той же позиции трижды, при этом необязательно, чтобы они шли друг за другом без перерыва.
  • В течение пятидесяти ходов оба игрока не задействовали пешек и не побили ни одну из фигур соперника.

Завершение партии

Конец шахматной партии может быть:

  • Выигрышем белых.
  • Выигрышем чёрных.
  • Ничьей.

Традиционно, за одержанную победу присваивается 1 очко. Ничья равняется 0,5 очкам. При поражении — 0.

Шаг 1. Как располагается доска

Перед игрой доска располагается так, чтобы в правом нижнем углу перед каждым из игроков находилось белое поле.

Доска

Шахматные фигуры расставляются всегда одинаковым образом. Второй ряд (или горизонталь) занимают пешки. Ладьи стоят по углам, рядом с ними - кони, после коней - слоны, наконец, ферзь ставится на поле своего цвета (белый ферзь на белое, чёрный на чёрное), и король занимает оставшееся поле.

Расставить фигуры на шахматной доске в начале партии очень просто.

Источник: youtu.be

Шаг 2. Как ходят фигуры

Каждая из шести фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или держали под боем важные поля доски.

Источник: youtu.be

Как в шахматах ходит король

Король - самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одно поле в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на битое поле (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется "шах".

Источник: youtu.be

Как в шахматах ходит ферзь

Ферзь - самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении - вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число полей, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Смотрите, как белый ферзь берёт чёрного, вынуждая чёрного короля сделать ход.

Источник: youtu.be

Как в шахматах ходит ладья

Ладья может ходить на любое число полей, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

Источник: youtu.be

Как в шахматах ходит слон

Слон может ходить на любое число полей, соединенных углами по диагонали. Каждому слону доступна только половина полей доски (одного цвета, белого или черного). Слоны хорошо действуют сообща, идеально дополняя друг друга.

Источник: youtu.be

Как в шахматах ходит конь

Кони ходят иначе, чем другие фигуры - на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов, буквой "Г". Конь - единственная фигура, способная перепрыгивать через другие фигуры.

Источник: youtu.be

Как в шахматах ходит пешка

Пешка - необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать - лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одно поле за ход. но еще не ходившая пешка может пойти вперёд на одно или два поля. Пешка может брать только по диагонали на одно поле перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, та не может сделать ход вперёд и не может взять эту фигуру.

Источник: youtu.be

Шаг 3. Особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, придуманных, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность: дойдя до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется "пешечное превращение").

Превращение пешки

Пешка может превратиться в любую фигуру. Некоторым любителям кажется, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя, но возможно и превращение в другие фигуры.

Источник: youtu.be

Взятие на проходе

Последнее правило, относящееся к пешкам, называется "взятие на проходе". Пешку, сделавшую ход на два поля от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, расположенная на соседней вертикали и на горизонтали, только что занятой пешкой. При взятии пешка соперника занимает не то поле, которое заняла взятая пешка, а то, которое она миновала.

Взятие на проходе в шахматах

Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии. Изучим пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило.

Источник: youtu.be

Рокировка

Рокировка - еще одно особое правило шахмат. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья занимает на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил;
  • ладья, совершающая рокировку, ни разу не ходила;
  • между королём и ладьёй нет других фигур;
  • король не находится под шахом и не пересекает поле, атакованное фигурой противника.

Обратите внимание, что при рокировке на королевский фланг король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется "короткой рокировкой". Рокировка на другой фланг, через поле, где находился ферзь, называется "длинной рокировкой". Как при короткой, так и при длинной рокировке, король передвигается только на два поля.

Источник: youtu.be

Шаг 4. Первый ход

Шахматист, играющий белыми, всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, шахматисты обычно подкидывают монету или один из них угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом ход делают белые, далее чёрные, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым - небольшое преимущество, которое даёт белым возможность немедленно начать атаку.

Шаг 5. Как победить в шахматной партии

Шахматная партия может завершиться несколькими способами: матом, вничью, сдачей, поражением по времени.

Как поставить мат в шахматах

Цель игры - поставить мат королю соперника. На доске мат, когда один из игроков не может защититься от шаха,

Источник: youtu.be

Защититься от шаха можно тремя способами:

  • отступить на другое поле (но нельзя рокировать!),
  • закрыться от шаха другой фигурой
  • или взять фигуру, напавшую на короля.
Источник: youtu.be

Если король не может избежать мата - партия завершена. Обычно короля не берут и не снимают с доски, партия просто объявляется законченной.

Источник: youtu.be

При невнимательности мат можно получить в любой момент партии. Приведем пример Самого быстрого мата, возникающего уже на втором ходу.

Источник: youtu.be

Когда шахматная партия ничейна

Шахматная партия завершается не победой, а ничьей в пяти случаях:

  • На доске возникает "пат", если у игрока при его очереди хода нет ни одного возможного хода, а его король не находится под шахом

Пат в шахматах

При ходе ферзем на с7 черные не находятся под шахом, но и не могут сделать ход. На доске пат, и партия заканчивается вничью.

Источник: youtu.be
  • Противники могут просто согласиться на ничью и завершить партию.
  • На доске осталось недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля).
  • Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
  • За последние 50 ходов не было взятий и продвижения пешек.
Источник: youtu.be

Шаг 6. Основные стратегические приемы

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

Защищаем своего короля

Переведем короля в угол доски, обычно там он расположен более безопасно. Не стоит откладывать рокировку. Обычно следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если вашему королю первому объявят мат!

Не зеваем фигуры

Не надо отдавать свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, иначе нечем будет поставить мат. Существует простая система, позволяющая определить относительную ценность каждой фигуры:

  • Пешка - базовая единица - 1 очко
  • Конь стоит 3 очка
  • Слон стоит 3 очка
  • Ладья стоит 5 очков
  • Ферзь стоит 9 очков
  • Король бесценен

На результат игры эти очки никак не влияют - это лишь ориентир для принятия решений во время игры. Эта система помогает понять, когда лучше взять фигуру соперника, сделать размен или другой ход.

Источник: youtu.be

Контролируем центр шахматной доски

Стараемся контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если центр в наших руках, у нас будет больше места для маневров фигур, а противнику будет сложнее удобно расположить свои фигуры. В вышеприведённом примере белые, стремясь контролировать поля в центре, делают сильные ходы, а черные - слабые.

Используем все свои фигуры

В вышеприведённом примере белые задействовали а атаке все свои фигуры! От фигур мало пользы, пока те стоят на первой горизонтали. Стараемся развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на вражеского короля. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не принесет пользу.

Источник: youtu.be

Шаг 7. Играем как можно чаше

Источник: youtu.be

Как играть в варианты шахмат

Как играть в шахматы — такой вопрос возникает не только у детей, но и у взрослых. Каждый человек в игре находит собственный смысл. Одним это просто игра, возможность провести время, развлечение. Другим — спорт, соревнования и возможность продемонстрировать умения. Третьи подходят к вопросу сугубо философски и творчески, считая шахматную доску олицетворением холста, на котором можно творить, создавать красивые и оригинальные этюды.

В широком понимании шахматы — мини-инсценировка военных действий, где человек может почувствовать себя великим полководцем, выиграть сложнейшее противостояние. Мало хотеть побеждать в шахматы, перед тем, как погрузиться в загадочный мир мини-баталий — нужно узнать, как выглядит доска, какие есть фигуры как они передвигаются, чтобы построить стратегический план для победы.


Расположение доски


Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.


Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры

Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк. Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам.

Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.

Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят

На доске 6 видов фигур:


У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:

ладья похожа на башню;


конь — в форме головы этого животного;


слон — с высоким остроконечным шлемом;


ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;



Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.


Как шахматные фигуры располагаются на доске

Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7.

Дальше фигуры расставляются симметрично:

Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные.

Следом ставят коней.

После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов.

Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой.

Последнее свободное место достается королю.

Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.

Как ходят фигуры в шахматах

Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур. Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.


Пешка

Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить:

В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста.

Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед.

Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад.

Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.

Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.

Номинальная стоимость — 1 очко.


Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников.

От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.

Номинальная стоимость — 3 очка.


Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных.

Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.

Номинальная стоимость — 3 очка.


Ладья

Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии.

Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.

Номинальная стоимость — 5 очков.


Ферзь

Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.

Номинальная стоимость — 10 очков.


Король

Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим.

Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.


У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.


Дополнительные правила


Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить:

Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.

За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.

В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.

Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру.

Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена.

Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.


Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья.

Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья.

Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.


Как победить в шахматах

Чтобы освоить шахматы, для начинающих есть несколько эффективных советов профессиональных шахматистов:

Постоянно практиковаться с сильными противниками. Усложнение уровня необходимо, чтобы совершенствовать навыки игры.

Играя впервые с новичком, особенно, если это ребенок, можно попробовать поставить мат в 4 хода: белые фигуры (пешка на Е6, слон на С5, ферзь сначала на F6, затем F2); черные фигуры (пешка E3, слон C4, ферзь F3 затем на F7).

Понять ценность фигур, основные усилия прилагать, чтобы защитить ценные, а у противника наоборот постараться их забрать.

Шахматы, обучение которым заключается в постоянном совершенствовании навыков, стратегическая игра, побеждает в ней тот, кто может продумать ходы, предвидеть действия противника на 4-5 ходов вперед. Новичкам лучше практиковаться, продумывая стратегию на 1-2 хода.

Играя белыми — нужно проводить агрессивные действия, не давая возможности противнику перехватить инициативу. Черным, наоборот, заняться обороной, выводя на поле коня и слона, делая рокировку, создавая вокруг короля неприступную крепость.


Для победы в шахматах нужна практика. Просмотр противостояний хороших шахматистов, изучение партий, их анализ. Это если говорить о профессиональной игре. В случае, когда желание просто хорошо провести время, главное знать основные правила расстановки фигур и их перемещения.


Видео о том, как играть в шахматы

Предлагаем несколько видео, которые помогут ответить на вопрос, как научится играть в шахматы:

Теперь вы знаете как играть в шахматы, для начинающих мы предложили изучение правил и основной тактики, необходимых для победы. Для тренировок подойдут электронные платформы, где можно попросить подсказку и выбрать уровень сложности, а также проанализировать классические шахматные этюды, они научат делать первые шаги в шахматах, но не стоит забывать, что шахматное противостояние — это искусство тактики и стратегии, искусственный интеллект никогда не заменит настоящего противника.

Дорогие Пикабушники Шахматисты! Справа сверху шах и мат. По правилам вроде бы король не может уйти из под фигуры ферзя, который поставил шах и мат, а значит и срубить его верно? Спорим битый час. Я играю в онлайн чаще и там такое запрещено, то есть фигура короля по любому получила мат.. А в реальности найти эту информацию и доказать мат я не могу. Помогите советом!!

Помогите разобраться в шахматной перепалке Шахматы, Совет, Шах и мат

Аватар сообщества

Правила сообщества

1. Будьте доброжелательными и относитесь с уважением друг к другу

2. Не нарушайте правила Пикабу

3. Если постите свои партии, то обязательно включайте свои аннотации.

4. Все посты не имеющие отношения к шахматам будут удаляться.

Нет никакого мата, ферзь потерян

Король не имеет права есть защищённую фигуру. Ваш ферзь не защищён. Король ест ферзя)

Если вы про белого ферзя, так король его берет и все. Правила не ограничивают такой уход от мата, как взятие фигуры.

Король рубит ферзя. Мата здесь нет.

Любой шах снимается или уходом или закрытием или поражением фигуры поставившей шах. В чем спор то?)))

король берет ферзя, так как ферзь не защищен. мата нет. ферзь потерян. вы как шахматист что-то не айс.

Белые: ферзь на h8 - шах

Черные: король на h8 - съедает ферзя, так как ферзь не защищен.

Шах и мат это когда нет больше ходов, но король тоже фигура и тоже вполне может совершать действия в радиусе 1 клетки так что это нихуя не шах и мат а просто шах

Шахматист вы так себе :)

Я что то решила, что чего то не знаю о шахматах))) король может уйти из под ферзя если есть куда. Король может срубить ферзя если он не под защитой. Король полноценная фигура на доске, а значит на него работают правила.

Ерунда какая-то. Ферзь обязательно должен быть под защитой какой-то другой фигуры, чтобы его нельзя было срубить. Иначе так всегда можно просто заканчивать игру, ставя ферзя впритык к королю противника. Пример - т. н. "детский" мат на картинке. Ферзь атакует короля, слон защищает ферзя.

Иллюстрация к комментарию

Король способен атаковать любую находящуюся к нему вплотную фигуру соперника, вплоть до ферзя (причём независимо от того, объявила ли эта фигура шах или нет)[2], если занимаемое ею поле не защищено другой фигурой или королём (что сделало бы такой ход невозможным из-за угрозы шаха).

Не умею играть в шахматы) но у меня вопрос, как все черные оказались на стороне белых и белые на стороне чёрных, вряд ли король в атаку пошел?)

просто представьте, что король обычная фигура , но партия кончается, с его гибелью.

Правило, что нападающая фигура должна быть защищена, легко трансформируется в то, что съев защищенную фигуру, король будет убит этой самой, защищающей фигурой.

Короче, нападение на короля ничего не значит, если король может уйти/закрыть/убить

Мат/победа - когда как ни играй - король будет убит.

Нет в этом случае король берет ферзя и она становится черной королевой

почему это король не может срубить ферзя. Ферзь ничем не защищен! В общем, просто белые просрали ферзя.

Мат - это шах, от которого нельзя избавиться (уйти/закрыться/срубить НЕЗАЩИЩЕННУЮ нападающую фигуру).

Король берет ферзя. Мата нет, есть потеря ферзя =)

Ферзь не прикрыт.

Есть шах, но не мат.

Берём ферзя и играем дальше.

В дурных адаптациях игры на денди, действительно есть варианты, где "шах" без возможности уйти или закрыться означал "мат".

Белые поставили шах и отдали ферзя.

Иллюстрация к комментарию

Господа! А то, что черный ферзь стоит под защитой ладьи, находящейся на е8 никого не смущает. Каким образом белый король сможет забрать защищенного ферзя? У меня два варианта - либо здесь собрались ученики Остапа Бендера, который, как известно, к началу шахматного турнира в Васюках играл в шахматы второй раз в жизни, либо В. Высоцкий пел именно про таких, как здесь собравшиеся: "Эх, спасибо заводскому другу: показал, как ходют, как сдают!"

Здесь мат однозначный!

Тут еще вопрос, как белый король умудрился загнаться туда. На линии стоит ладья, следовательно, до захода на h8 эта ладья должна была быть чем-то прикрыта, иначе он сам влез под шах, что запрещено правилами да еще и ферзь пришел непонятно откуда. Воля ваша, но какая-то слишком интересная комбинация получается!

Весьма достойная реклама

Весьма достойная реклама Реклама, Презервативы, Durex, Шахматы, Шах и мат, Король, Ферзь, Игра слов

Check = шах, mate = мат,

Check = проверять, убеждаться; mate = спариваться.

Как девушка из интерната обыграла всех в шахматы

Как девушка из интерната обыграла всех в шахматы Фильмы, Шахматы, Шахматисты, США, Шах и мат, Литература, Книги, Экранизация, Драма, 60-е, Длиннопост, Ход королевы (сериал)

Можно ли снять сериал про шахматы и не облажаться? Можно.

Бет Хармон осталась без родителей, поэтому живёт в интернате. Чтобы скрасить одиночество, Бет тренируется играть в шахматы. К этой игре у неё определённо талант. Уже в детском возрасте Бет с лёгкостью обыгрывает старших. Повзрослев, она примет участие и в более серьёзных турнирах, где обставит крутых игроков. Но девушка не идеальна и иногда даже тайком принимает таблетки, к которым пристрастилась в интернате. Со временем у Бет проснётся интерес и к алкоголю.

Такая история вполне могла бы быть написана и сегодня, тем удивительнее, что сюжет этот родом из 1983 года. Именно в этом году вышел роман Уолтера Тевиса с одноимённым названием.

Как девушка из интерната обыграла всех в шахматы Фильмы, Шахматы, Шахматисты, США, Шах и мат, Литература, Книги, Экранизация, Драма, 60-е, Длиннопост, Ход королевы (сериал)

Я уже давно говорю — современные сериалы постепенно вытесняют книги. И если со сценарием работают профессионалы, то удовольствие от просмотра можно получить не меньше, чем от чтения хорошей литературы.

Сериал насыщен шахматными сражениями, а значит перед шоураннерами стояла непростая задача: сделать так, чтобы в фильме были показаны настоящие партии и при этом не растерять ту часть аудитории, которая лишь знает, как ходит лошадь. Решена задача элегантно — зрителям покажут только ключевые сражения, да и то с сокращениями. Во время некоторых поединков оператор будет делать акцент на лицах игроков и чаще показывать их эмоции, чем ходы.

Но поклонники шахмат будут довольны: сценаристы корректно работают с отображением партий, названиями матов и защит. Зритель прогуляется с главной героиней по миру шахмат, от самых азов и до серьёзных сражений. Для автора фильма Скотта Фрэнка было важно, чтобы шахматисты восприняли его работу серьёзно. Любую партию, которая попадает в кадр, можно разыграть у себя дома — ошибок нет.

Актёров консультировали профессионалы, в том числе и Гарри Каспаров. Но удивительное дело, драматургия в сериале тоже не провисает. Бет Хармон сражается не только с соперниками, но ещё и за своё будущее. Интересно показан эффект от приёма таблеток — шахматистка начинает видеть фигуры на потолке и разыгрывает партии у себя в голове.

Как девушка из интерната обыграла всех в шахматы Фильмы, Шахматы, Шахматисты, США, Шах и мат, Литература, Книги, Экранизация, Драма, 60-е, Длиннопост, Ход королевы (сериал)

Шоураннерам удалось найти удачный баланс: рассказать увлекательную историю, которая может объединить как любителей шахмат, так и тех, кому нет дела до этой игры и при этом не увязнуть в грубых ошибках.

Да, опытные шахматисты скажут, что в шахматы с такой экспрессией не играют, — вряд ли во время партии кто-то будет бить фигурой по часам. Некоторые соперники понимают, что проиграли слишком поздно, нежели бы им следовало исходя из их уровня. Есть мелкие ляпы, но все они намеренные — режиссёру нужно было показать драматургию.

Сначала кажется, что Бет никто не воспринимает всерьёз, и даже удочерившая её семейная пара настроена скептично. Всё меняется, когда Бет начинает побеждать в турнирах и зарабатывает первые деньги — 100 долларов. На сегодняшние деньги это почти $1000, нужно учесть инфляцию, ведь действие сериала происходит в 60-е.

Я неоднократно ловил себя на мысли, что безумно хочу, чтобы Бет всех выиграла — настолько драматично сняты турниры. Умение вызвать сопереживание главной героине — безусловная победа авторов сериала.

Ферзевый гамбит — это дебют, который начинается ходами:

Это один из самых известных и старинных дебютов. Его до сих пор часто разыгрывают гроссмейстеры.

В общем, хороший сериал, не пропустите. Даже если вам плевать на шахматы.

Наталья Фризюк

Если кто-нибудь встречал ошибки, допущенные в партиях, источниках информации (о шахматах) и т.д. - пишите, разберем,обсудим. поговрим)))))

Маргарита Романовских

Наталья Фризюк

Самое распространенное высказывание, которое встречается у детей на занятиях (кстати, они его "приносят из дома"). "Тебе шах и мат". Такого быть не может по логике вещей!Если вдуматься, то шах-это нападение на короля, от которого есть защита. а мат- это тоже нападение на короля, от которого нет защиты. как могут эти два противоположные определения быть в одной позиции. На доске шах ИЛИ мат.

Владимир Шуранов

Очень часто называют ладью - турой, слона - офицером, а ферзя-королевой))) оказывается до революции 1917 года в Российской империи эти фигуры так и именовали))) Это я помню по книге Панова Василия Николаевича "Шахматы – интересная игра"

Владимир Шуранов

Владимир Шуранов

А ведь garde с французского переводится как "хранение, присмотр, охрана". Француз нападая на ферзя противника говорит:"GARDE!", что означает:"Твой ферзь под присмотром!"))) ШУТКА!)

Маргарита Романовских

Кстати о неправильных названиях

В дореволюционной России были приняты следующие названия фигур:
Ладья — тура, слон — офицер, ферзь — королева:
… Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Наталья Фризюк

Наталья Фризюк

Не существующие правила игры в шахматы.

1. Если король доходит до противоположного края доски, то на доску можно поставить пешку.

Король хоть тысячу раз может метаться с одного края до другого, пешек в награду он не получит.

2. Если королева доходит до противоположного края доски, то можно поставить на доску любую фигуру.

Ну уж если королю не дают пешек, то с какой стати мы королеву должны награждать? К тому же ее название в шахматах – ферзь.

3. Пешка, находящаяся под ударом чужой пешки, обязана бить последнюю.

В шахматах никто никому не обязан. Все происходит по желанию. (Правда, если вашему королю объявили шах, то вы обязаны предпринять все усилия, чтобы шаха не было)

4. Пат – это разновидность мата и приносит победу.

Мат – это шах, от которого нет защиты. При пате – шаха нет, но королю некуда ходить! Мат – победа. Пат – ничья и ликование соперника.

5. Цель игры – убить (снять с доски) короля противника.

Цель игры – поставить мат. Короля с доски не снимают.

6. Если напали на короля, то обязаны говорить "Шах"

Шах – мы хотим говорим, хотим не говорим. Если же соперник просмотрел шах и пошел другой фигурой, то тактично ему напоминаем о шахе.

7. Если напали на ферзя, то обязаны говорить "Гарде".

Зачем усложнять себе жизнь? Просмотрел соперник нападение на своего ферзя – потираем руки и принимаем этот скромный подарок.

8. Пешку нельзя превратить в ферзя, если на доске есть ферзь

Ставьте хоть еще восемь ферзей. Коллекционируйте их, если дают.

9. Пешка превращается только в ту фигуру, перед которой она стояла в начале партии.

Ага, столько времени пехотинец терпел, чтобы еще и превращаться кого прикрывал! Нет уж, пешка может быть любой фигурой. Она это заслужила. Кроме короля, конечно. Зачем ему соперники.

10. Превращение пешки в ферзя происходит в два хода.

И в кого же превращается пешка в первом своем ходе превращения ферзя? Во все фигуры пешка превращается моментально при вступлении на последнюю горизонталь.

Владимир Шуранов

Читайте также: