Имеет ли право психолог влиять на личность клиента на развитие его ценностно смысловой сферы

Обновлено: 02.07.2024

Психологическое консультирование как профессия — относительно новое направление психологической практики, выросшее из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических расстройств, но обращающихся за психологической помощью. Поэтому при психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем действительно широк: трудности на работе, дискомфорт в частной жизни и проблемы в семье, плохая успеваемость в школе, отсутствие уверенности в себе и самоуважения, болезненные колебания в принятии решений, трудности в инициировании и поддержании межличностных отношений и т.д. С другой стороны, как молодое направление психологической практики, психологическое консультирование пока не имеет строго очерченных границ и охватывает широкий круг вопросов.

Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими исследованиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личных особенностей консультанта. Разные авторы отмечают разные черты личности, но все согласны с тем, что клиент не может игнорировать личность консультанта и что все, что говорит и делает консультант, преломляется через образ, который он создал в клиенте.

На самом деле получается, что основной техникой психологической консультации является использование себя, своей личности, как инструмента. Осознание этого является важным этапом на пути к тому, чтобы стать профессионалом.

Совершенно очевидно, что у человека нет конкретных генов, ответственных за то, чтобы быть или не быть успешным консультантом. В общем, конечно, личность консультанта, как и личность любого другого человека, формируется на основе природных, биологических характеристик, но важность этих факторов не очень высока, но все же имеет место.

В конце концов, никто не рождается консультантом. Самое главное, никто не становится консультантом. Требуемые характеристики развиваются на протяжении всей профессиональной деятельности профессионального консультанта.

Способности чувствовать и переживать в консультативной деятельности психолога - Роль и место психолога в процессе консультирования

Роль и место психолога в процессе консультирования

В практике психологического консультирования и психотерапии необходимо ежедневно заниматься самыми важными аспектами жизни человека. Адвокат всегда обсуждает с клиентом малые и большие проблемы своего клиента и старается помочь ему

  1. понять мотивы, лежащие в основе повседневных решений, и вытекающие из этого последствия;
  2. решить множество эмоциональных проблем и запутанных межличностных отношений.
  3. Преодолеть ощущение внутреннего хаоса — сделать непонятным и изменчивым позитивное и целенаправленное.

Поэтому советник должен знать, кто он, кем он может стать и чем надеется стать клиент. Другими словами, речь идет о том, чтобы определить роль консультанта. Является ли консультант другом клиента, профессиональным консультантом, учителем, экспертом, спутником клиента, блуждающего по углам жизни, или гуру, передатчиком абсолютной истины? Многие люди, особенно неопытные консультанты, смущены тем, что нет универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личных качеств и, наконец, ожиданий клиента.

Эффективность работы специалиста во многом зависит от ясности его места в процессе консультирования. Если нет такой ясности, то консультант не будет руководствоваться в своей работе определенными теоретическими принципами, а только ожиданиями и потребностями клиента; другими словами, он будет делать только то, на что надеется и чего хочет. Клиенты часто ожидают от консультанта, что он возьмет на себя ответственность за успех их будущей жизни и решит их повседневные проблемы, такие как, где учиться, как разрешать конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

Наиболее общий ответ о роли консультанта заключается в понимании характера процесса консультирования. Основная роль консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать свои внутренние резервы и устранить факторы, препятствующие их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, кем он хочет стать. Клиенты должны честно оценить свое поведение и образ жизни во время консультации и решить, как и в каком направлении они хотят изменить качество своей жизни.

Руководствуясь этим пониманием процесса консультирования, S. Wrenn сформулировал основные ролевые функции консультанта:

Если речь идет о роли консультанта, то очевидно, что очень существенной частью процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ СОВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА.

Личностные требования психолога-консультанта в различных психологических ситуациях.

Так какой должна быть комбинация личностных качеств, которая, скорее всего, обеспечит успех консультирования?

  • Проявляя глубокий интерес к людям и терпение в общении с ними. описал этот фактор как интерес к людям из-за того, кто они есть, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты;
  • Чувствительность к отношению и поведению других людей;
  • эмоциональная стабильность и объективность;
  • Способность заслужить доверие других;
  • Уважение прав других.

В 1964 году Комитет США по надзору и подготовке консультантов установил следующие шесть личностных характеристик, необходимых для работы консультантом:

  • Поверь в людей;
  • Уважение к ценностям другого человека;
  • Диссертация;
  • Беспристрастность;..;
  • Самооценка;
  • Осознание профессионального долга.

L. Вольбергс подчеркивает такие качества: чувствительность, объективность, гибкость, сочувствие, отсутствие собственных серьезных проблем. В качестве особо вредных качеств для консультанта он называет авторитаризм, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неспособность быть терпимым к различным стремлениям клиентов и невротическое отношение к деньгам.

A. Gombs et al. обнаружили в своем исследовании, что успешный консультант обычно воспринимает других людей как способных решать свои проблемы и брать на себя ответственность, предпочитая отождествлять себя с людьми, а не с предметами.

По мнению А. Сторра, идеальный психотерапевт или консультант способен быть симпатичным человеком, открытым к чувствам других; способным отождествлять себя с самыми разными людьми; теплым, но не сентиментальным; не пытающимся заявить о себе, но имеющим собственное мнение и способным его отстаивать; способным обслуживать своих клиентов.

Система ценностей консультанта

  • Философия жизни каждого человека уникальна, и навязывать ее другим не желательно;
  • Ни один консультант не может утверждать, что у него есть полностью развитая, адекватная философия жизни;
  • Семья, церковь и школа лучшие места для преподавания ценностей, а не кабинет консультанта.
  • человек развивает свою собственную этическую систему не из одного источника и не в одночасье, а из множества факторов в жизни и в течение длительного периода времени
  • никто не может помешать другому человеку сформировать уникальную философию жизни, наиболее значимую для него.
  • Клиент имеет право отвергнуть этические принципы и философию жизни другого человека.

На противоположном полюсе находится мнение Э. Вильямсона о том, что консультант должен быть открыт и ясен с клиентом в отношении его ценностной позиции, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях приводит клиента к тому, что консультант считает социально, морально и юридически деструктивное поведение приемлемым и оправданным. Такова позиция педагога-консультанта, который знает, что хорошо, а что плохо.

Согласно Дж. Кори, чтобы избежать ценностных конфликтов в процессе консультирования, консультант или психотерапевт должен иметь четкую позицию по определенным вопросам. Основными областями, в которых позиция консультанта важна, являются семья, секс, аборты, религия и наркотики.

Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

Профессия консультанта-психолога или психотерапевта интересна и имеет много преимуществ для самого консультанта. Какая другая профессия позволяет нам так глубоко и близко познакомиться с таким количеством разных людей? Часто возникает чувство удовлетворения, особенно когда вас ценят ваши клиенты, когда вы уверены, что смогли помочь.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Проблема осмысления реальности, придания смысла происходящему, осознанного отношения человека к самому себе, своей жизни, окружающему миру выходит на первый план в связи с социальными переменами, обусловившими необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу. В результате в общественном сознании постепенно утверждается новые системы смыслов и ценностных ориентаций. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностно-смыслового развития личности, так как, по мнению ряда авторов, ценностно-смысловая сфера представляет собой базовое ядро личности и включает в себя два компонента — личностные ценности и систему личностных смыслов, отражающую личностные особенности смыслового понимания (Серый, Яницкий, 1999). Оба компонента имеют прямое отношение к изучение человеческого поведения и побуждений, неразрывно связаны друг с другом, оказывают непосредственное влияние на состояние психического здоровья личности.

Закономерно, что в клинической практике психолог имеет дело с данными понятиями, и невнимание к ним было бы недопустимо с точки зрения как теоретической, так и практической работы.

Прежде чем обратиться к роле ценностно-смысловой сферы в возникновении психических и соматических расстройств, рассмотрим некоторые важные для нас определения.

По мнению М.С. Яницкого [9], ценности и смыслы оказываются неразрывно связанными в сознании человека, что позволяет говорить о ценностно-смысловой сфере личности. Он говорит о том, что смысл входит в структуру ценности, определяя содержание самой ценности для личности и отношение субъекта к этому объекту-ценности.

В структуру ценности входят три компонента:

  • Когнитивный компонент, который включает в себя значение, отражающее общественные функции данной ценности в социальном мире, и смысл — как "значение для себя". Эти две составляющих могут совпадать, могут частично перекрывать друг друга. Именно ценности, обладающие личностным смыслом для человека, становятся регуляторами и ориентирами его жизни и поступков.
  • эмоциональный компонент — переживание ценностного состояния. По мнению В. Дильтея, эмоции, чувства, представляют собой личностное выражение ценности: "для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах… ценность неотделима от чувства" [2, с.344].
  • поведенческий компонент, который представлен реализацией принятой человеком ценности в поведении и деятельности.

Клиническая психология, как отмечает Б.Д. Карвасарский, направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием [3, с.297].

Клиническая психология рассматривает человека на трёх уровнях физическом, социальном и духовном, которые очень тесно перекликается с уровнями, выделенными Б.С. Братусем, в смысловой сфере личности [1, 81–89], а также с уровнями системы ценностных ориентаций М.С. Яницкого [9]. В таблице 1 представлена схема изложения рассматриваемых нами уровней.

Таблица 1.

Классификация уровней ценностно-смысловой сферы личности в отечественной психологии.

Авторы, описавшие уровни ценностно-смысловой сферы личности.

Уровни ценностно-смысловой сферы личности.

Б.С. Братусь. Уровни в смысловой сфере личности.

Низший, нулевой уровень — это прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Первый уровень — эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством, престижностью и т.п.

Второй уровень — группоцентрический; на нём смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой, близким окружением человека.

Третий уровень — просоциальный; он включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентацию.

Уровень, на котором смысловое отношение вытекает из ощущения связи с Богом.

М.С. Яницкий. Уровни системы ценностных ориентаций:

(формирующиеся в процессе адаптации, который носит двойственный характер, отражающий на своём уровне баланс влияния индивида и среды на фор­мирование ценностей и реализующийся посредством действия соответствующих парных механизмов: ассимиляции и аккомо­дации).

(формирующиеся в процессе социализации, который носит двойственный характер, отражающий на своём уровне баланс влияния индивида и среды на фор­мирование ценностей и реализующийся посредством действия соответствующих парных механизмов: идентификации и отчуждения).

(формирующиеся в процессе индивидуализации, который носит двойственный характер, отражающий на своём уровне баланс влияния индивида и среды на фор­мирование ценностей и реализующийся посредством действия соответствующих парных механизмов: интернализации и экстернализации).

Мы предполагаем, что психотерапевтическая работа с человеком на каждом их этих уровней может иметь свою специфику.

Рассмотрим каждый из этих уровней ценностно-смысловой сферы личности в клинической практике.

Примером реализация процесса адаптации на первом защитном уровне (М.С. Яницкий) может служить использование психологических защитных механизмов устранения тревоги, сопровождающихся акцентированием тех или иных психологических особенностей, приводящих к изменению ценностных ориентации личности [9,c.65]. Такая трактовка явно восходит к психоаналитической традиции с её принципом "редукции напряжения" и, в частности, к работам К. Хорни, по мнению которой, основной мотивацией поступков человека является "коренная тревога", представляющая собой фиксированное внутреннее свойство психической деятельности [7]. Говоря словами Э. Фромма, в сущ­ности, это "представление о биологически имманентных ценностях" [6]. Л. Фойер, противопоставляя такие ценности истинным, отмечает, что "различие между подлинными и ложными ценностями заключается в том, что первые являются выражением первичных устремлений организма, а вторые порождены тревогой. Это контраст между ценностями, которые выражают свободу личности, и ценностями, которые её подавляют посредством страхов и запретов" [10, c.73].

Случай Екатерины, 30 лет. Переживает чувство страха. Высокая степень тревожности по поводу материального обеспечения семьи. Боится потерять работу, поэтому берет на себя самые сложные дела, работает без выходных. В результате чувствует постоянную головную боль, усталость, хочется спать. Мечтает о достойной зарплате, уверенности в завтрашнем дне, сохранении сил и здоровья, чтобы этого достичь.

Реализация процесса социализации на втором заимствованном уровне (М.С. Яницкий) отражает внутреннее принятие ценностей значимых других [9,c.65]. Г.М. Андреева как основные выделяет следующие институты такого развития, называемые ею "трансляторами социального опыта", в которых личность приобщается к системам норм и ценностей: семья, школа, трудовой коллектив. Ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определённого социального статуса, в исследовании М.С. Яницкого представлены следующими основными позициями: "семья", "нормальные дети и внуки", "хорошая работа", "карьера", "большой круг друзей", "чтобы ценили, любили и понимали" и пр.

Случай Андрея, 35 лет. Конфликтная ситуация в семье, вызванная постоянным отсутствием Андрея дома. Он организовал свой бизнес. В результате возникает необходимость постоянных командировок, встреч с партнёрами. Жена против такого поведения мужа. Андрей отмечает для него важность работы, общения с друзьями. Но также хочет сохранить семью. Не принимает предложение жены о разводе.

Можно отметить, что ценностно-смысловая сфера личности на первых двух уровнях связанна либо с эгоцентричными, либо с групповыми смыслами, что подразумевает использование в своём поведении полярных, оценочных категорий: хороший-плохой, правильный-неправильный, добрый-злой и т.д.

Третий уровень (автономный М.С. Яницкий) развития ценностно-смысловой сферы личности, формирующийся в процессе индивидуализации, включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентацию, ощущения связи с Богом, божественным. У М.С. Яницкого ценности индивидуализации интерпретируются как соответствующие направ­ленности на развитие, на самоактуализацию и имеющие скорее автономный характер. К ним он относит следующие ценности: "самоусовершенствование", "интеллектуальное и духовное развитие", "активность", "реализация себя в работе, приносящей пользу людям", "возможность приложить свои силы на благо России" и т.д. [9,c.65].

Этот уровень связан с понимание и принятием различий людей, их картин мира, при сохранении своей автономии, реализации своих целей. Здесь уже решается задача на обнаружения смысла [4, c.34], и определяются шаги по его достижению.

Случай Ольги, 36 лет. Кризис в системе ценностей и смыслов. Старые ценности (работа, друзья, досуг) потеряли интерес. Ольга не видит смысла в том, чем она занимается. Обратилась на консультацию в связи с отсутствием желания заниматься тем, что сейчас она делает и нахождением нового пути своего развития. Испытывает чувство вины, что её новый путь может поменять жизнь близких ей людей. У Ольги имеются собственные представления о том, чего бы ей очень хотелось, но не хватает решимости полностью поменять свою жизнь.

Рассмотрим работу с этим случаем на практике. Ольга пересмотрела свою иерархию ценностей, определившись, какие из них являются для неё наиболее важные. После этого она подошла к важному для себя шагу, принятию на себя ответственности в реализации данных ценностей, а также принятии близких ей людей, которые с данным выбором могли бы не согласиться. В процессе работы происходило осмысление (осознавание) своего отношения к себе и другим. В результате возник образ будущего, позволяющий увидеть тот путь, который был выбран Ольгой, как наиболее приемлемый для неё.

Работа с иерархией ценностей и взятие на себя ответственности за их реализацию позволяет проработать чувство вины, так как хорошо проработанные ценности позволяют делать осознанный выбор.

Как отмечает Юнг: "Чувство ширящего смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным" [8, с.80]. Для Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача [4, с. 34].

Основной тезис учения Франкла о смысле жизни: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. "Человек — это больше, чем психика: человек — это дух" [4,c.42 ]. В этом своём качестве человек характеризуется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направлении его на что-то, существующее вне его. Вторая выражается в возможности человека подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определённых пределах) самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежат к ноэтическому измерению человека [4, с. 42–43].

Падение старых идеалов, отсутствие смысла означает экзистенциальную фрустрацию, которая порождает у человека состояние, названное В. Франклом "экзистенциальным вакуумом". Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы". Необходимым же атрибутом психологического здоровья и атрибутом человечности является "здоровая доля напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить" [4; с. 37].

Так, по утверждению В.Франкла, придание смысла собственной жизни, собственным действиям и поступкам — это процесс каждодневного становления личности, неразрывно связанный со способностью меняться и брать на себя ответственность за эти изменения.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что обращение к ценностно-смысловой сфере в терапевтической работе клинического психолога является важной составляющей терапии. Поскольку ценностно-смысловая сфера личности выполняет ряд важных функций, влияющих на становление и развитие человека: целеполагание, поведение, выбор личностью своего жизненного и профессионального пути, формирование мировоззрения, достижение положительных результатов в самореализации, нахождение смысла своей жизни и своего места в мире.

Читайте также: