Политико правовая модернизация как условие развития современного российского права

Обновлено: 16.05.2024

В современном мире благополучное и устойчивое развитие могут иметь только сильные страны. Чтобы страна была сильной ей необходимо иметь эффективное государство, конкурентоспособную экономику и развитое гражданское общество, основой которого является массовый средний класс. Слабая страна не способна иметь высокий уровень жизни, современное здравоохранение, качественное образование, развитую науку и доступную высокую культуру. Слабая страна не может успешно конкурировать с развитыми странами.

Суть модернизации состоит в переходе страны от того состояния, которое есть в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. В этой связи цели модернизации в России состоят в том, чтобы создать ответственную, а, следовательно, компетентную власть, эффективную экономику, формирующую массовый средний класс и как следствие высокое качество человеческого потенциала на базе современного здравоохранения, образования, науки и культуры

Ответственность за проведение модернизации лежит на правящей элите, поскольку она обладает властью и необходимыми ресурсами. Что заставляет элиту заниматься модернизацией страны? В первую очередь потребность собственного выживания, ибо только в сильной, эффективной стране, элита может быть защищена.

Поэтому, чтобы сохранить себя, свою власть, собственность и капиталы элита вынуждена укреплять и совершенствовать свою страну в соответствии с вызовами времени. В случае успешного проведения модернизации, обеспечивающей укрепление страны, правящая элита сохраняет свое высокое положение в обществе, свою власть, собственность и финансовые активы. Если правящая элита не обеспечивает необходимых условий для эффективного осуществления модернизации, то она терпит поражение и теряет свои ресурсы, а подчас и жизнь.

С конца XIX и до конца XX веков правящий класс России предпринял несколько попыток модернизации страны. Однако из-за его безответственности и как следствие некомпетентности ни одна из них не достигла своих подлинных целей. Все попытки правящей элиты модернизировать Россию в 1893-1899 гг., в 1906-1911 гг., феврале-октябре 1917 г., 1921-1927 гг., 1929-1940 гг., 1956-1961 гг., 1966-1970 гг., 1985-1990 гг. закончились неудачей.

Таким образом, в условиях экономической, политической и общественной конкуренции люди, несущие ответственность за конкретное дело, чтобы достигнуть высокого результата либо обретают и реализуют необходимые знания и становятся компетентными, либо заменяются новыми. В итоге выигрывает страна: эффективно развивается экономика, устойчиво функционирует политическая система, высокого уровня достигает самоуправление и самоорганизация общества свободных и ответственных граждан.

Модернизация России - это требование устойчивого и успешного развития страны. В России до сих пор не создана полноценная рыночная экономика, обеспечивающая высокие социальные стандарты жизни, способная эффективно конкурировать на мировых рынках. В стране не построено демократическое правовое эффективное государство. Между тем только эффективное государство способно создавать условия для мотивации граждан к высокопроизводительному труду и инновационного развития, компетентно управлять государственными ресурсами и качественно оказывать услуги людям, быстро и гибко реагировать на вызовы необходимости преобразований. В России не сформировался массовый средний класс, социальной основой которого являются не чиновники как сейчас, а представители малого и среднего бизнеса – самой производительной силы гражданского общества.

Таким образом, проблема модернизации России является главным требованием в успешном и устойчивом развитии страны. Способна ли Россия пойти вперед и провести свою модернизацию? Это во многом зависит от политической воли руководителей государства, способности просвещенной части правящего класса эффективно осуществить необходимые преобразования, готовности бизнеса и граждан не только поддержать этот процесс, а и активно участвовать в нем.

Демократия нуждается в защите от коррупции, порождающей произвол, несвободу и несправедливость. В настоящее время государство только приступило к формированию такого защитного механизма. Его центральной частью должен быть суд, именно суды при широкой общественной поддержке призваны очистить страну от коррупции.

Прозрачность и ответственность - движущие силы модернизации. Чтобы успешно осуществить модернизацию России правящей элите необходимо создать условия для соблюдения закона, повышения эффективности - ответственности и компетентности власти, бизнеса и граждан. Ведущую роль здесь играет повышение эффективности государственной власти. Чтобы заставить ее эффективно действовать, необходимо деятельность чиновника сделать прозрачной.

Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности органов государственной и местной власти и их должностных лиц. Для результативного использования механизма прозрачности российскому правящему классу его необходимо законодательно обеспечить.

Процесс осуществления общественного контроля с помощью прозрачности обусловливает переход к ответственности всех субъектов общественных отношений. Поскольку прозрачность заставит власть работать в условиях конкуренции по отношению к политическим партиям, общественным организациям, профсоюзам, постольку она вынуждена быть ответственной и, как следствие, компетентной. Это неизбежно предопределит, во-первых, соблюдение государством прав и свобод человека. Во-вторых, эффективность государственного регулирования экономикой. Наконец, будет успешно противодействовать коррупции, ликвидировать ее причины.

Соблюдение закона – прав и свобод человека, таких как обеспечение свободы предпринимательства, равенства прав конкуренции, защита частной собственности, создает условия для мотивации к труду, частной инициативе и инновациям. Это обусловливает активное развитие малого и среднего бизнеса, полноценное функционирование рыночной экономики. В условиях рыночных отношений, основой которых является конкуренция, бизнес будет ответственным. Как итог, в стране будет развиваться эффективная рыночная экономика.

Необходимость соблюдения закона заставит граждан ответственнее исполнять свои конституционные обязанности.

Модернизация России заключается в том, чтобы на каждом рабочем месте - во власти и в бизнесе, промышленности и сельском хозяйстве, образовании и науке, здравоохранении и на военной службе были ответственные и компетентные граждане, защищенные от произвола и коррупции. Это отвечает национальным интересам страны.

Это будет возможно только при эффективном государственном управлении, способном создавать условия для мотивации к труду, обеспечивающим активное развитие предпринимательства, рост производительности труда, внедрение инноваций. В результате этого процесса сформируется эффективная экономика.

Эффективная экономика позволит повышать заработную плату, как следствие, увеличивать налоговые поступления, пенсии и социальные выплаты. Ее функционирование расширит возможности развития современного здравоохранения, образования, науки и культуры. Рост уровня жизни народа, повышение качества человеческого потенциала объективно укрепит Россию.

Сильная страна выгодна и правящей элите, и власти, и бизнесу, и гражданам. Осознание этой выгоды всеми субъектами общественных отношений обеспечит успешное осуществление модернизации России.

В условиях модернизации современной политико-правовой системы России возрос исследовательский интерес к изучению проблем обычного права. Опыт предыдущей эпохи показал, что практика игнорирования историко-правовых и этнокультурных традиций (к которым в полной мере относится обычное право) приводит к утрате многих сущностных и глубинных качеств права, составляющих его своеобразие, и нарушению преемственности в развитии национального права.

Сегодня очевидно, что практическое применение обычного права имеет широкие перспективы. Стремление власти построить в России демократическое правовое государство возможно осуществить только посредством правового разнообразия. Задача расширения самоуправленческой деятельности населения требует восстановления связей между официальным правом и его общественными истоками. Легализация государством правового обычая в качестве субсидиарного источника права поможет преодолеть формализм и концептуализм закона, возникающие в некоторых правовых ситуациях.

Актуальность темы исследования обусловлена наличием факторов, характеризующих современное состояние российской государственности, а также кардинальными переменами, произошедшими за последние годы во всех областях жизни Российской Федерации. Многие историки, а в основном правоведы, углубились в исследование обычного права этносов, населяющих территорию России, в том числе народов Севера и Кавказа. Однако имеется существенный пробел в изучении обычаев и обычного права русского народа, а точнее, русских крестьян.

Исследование вопросов обычного права было актуальным в конце XIX в., в начале XX в., актуально оно и сейчас, в начале XXI в. Возрастающая актуальность данных вопросов объясняется тем, что каждый раз, когда российское общество проходит непростые периоды в своем развитии, оно, пытаясь объяснить себе закономерность происходящего, обращает свой взор на реалии прошлого, в которых наиболее полно сконцентрировано наше отношение к исторической действительности.

В настоящее время происходит постепенный отход от этнокультурных ценностей и потеря национальных корней под действием всеобщей глобализации и унификации права по западным стандартам согласно романо-германской системе права. Данная тенденция, к сожалению, не придает желаемой результативности современному российскому законодательству. Повысить эффективность отечественной правовой системы в какой-то степени может возрождение обычного права, а также возврат к истокам правового наследия, которое поможет определить пути реформирования правовой системы, достичь соблюдения правовых норм гражданами и, в конце концов, сформировать правовую культуру русской нации.

Результаты новейших теоретических и прикладных исследований в отечественной этнологии права доказывают, что юридические обычаи как источник права отнюдь не изжили себя, они продолжают действовать как на обыденном уровне, так и играя существенную роль при формировании новой правовой системы.

Весьма показательно в этом плане возрождение в России в новых исторических условиях мирового суда как суда местного, максимально к народу приближенного, стремящегося во многих случаях решить дело миром, а также, что особенно важно - суда присяжных, где представители народа сами решают дело, причем не только и не столько по закону, сколько по совести, справедливости, житейскому опыту, в основе которых - обыденное правосознание. В последнем случае народным юридическим воззрениям в лице присяжных в области суда уголовного фактически дано весьма широкое применение.

Внимание к проблемам правового обычая обусловливается, как представляется, поисками новых и восстановлением апробированных форм управления, демократизацией, децентрализацией государственной и общественной жизни. Актуализируется правовой обычай также региональным и местным правотворчеством, ослаблением государственности, действиями федерального законодательства и режима законности, настроениями и ожиданиями сепаратизма. Уместно отметить, что опирающийся на обычай закон должен не умалять, а повышать эффективность своего действия.

Изучение народных правовых обычаев необходимо для более глубокого понимания событий современности. Темы правовых обычаев, правосознания, правовых норм и представлений в современной историографии рассматриваются как одни из самых перспективных сфер исследования. Сегодня для ученых, внимательно изучающих обычное право, достаточно очевидно, что оно представляло собой целостную правовую систему, включавшую право субъективное и объективное, материальное и процессуальное, и имело механизмы внутреннего и внешнего обеспечения.

Обычно-правовая система российского крестьянства выработала опыт организации правомерного поведения членов общества. Система крестьянского самоуправления позволяла сдерживать серьезные социальные противоречия и конфликты. Современная Россия перестала быть крестьянской по демографическому признаку, но осталась ею по духу. Глубоко усвоенные, ушедшие в подсознание традиционные представления о правде, справедливости и пользе стали неотъемлемой частью правосознания россиян.

Концептуальный анализ правового опыта российского крестьянства позволит выяснить, какие исторические формы нормативного регулирования современное государство может без особого ущерба для своего суверенитета вернуть гражданскому обществу. Благодаря этому, государству, задыхающемуся под тяжестью своих законов, удастся разгрузить свой административный и судебный аппараты. Исследования по обычному праву позволят законодателю с большей долей вероятности предвидеть судьбу тех или иных законодательных новелл, спрогнозировать эффективность принятых решений.

Особенности политической, социальной и культурной модернизации. Анализ изменений реформируемого государства и права. Определение условий эффективного осуществления модернизации. Необходимые финансовые и хозяйственные ресурсы для проведения модернизации.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.04.2016
Размер файла 20,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРОЯВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРАВА: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Паршкова Наталья Вячеславовна

аспирант Самарского государственного

экономического университета,

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин

Для модернизации рецепция права выступает средством, коренным образом меняющим отдельные нормы и институты права.

Однако в целом опыт модернизационных преобразований в высокоразвитых странах имеет лишь ограниченное значение для России, потому что в России нет ни предпринимательского класса, который в этих странах формировался веками, нет или почти нет класса свободных наемных промышленных рабочих, нет и многих социокультурных предпосылок для перемен в направлении модернизации [5, с. 20].

Модернизации проявляется в комплексе взаимосвязанных черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации.

Политическая модернизация предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений. Характерным примером такой модернизации является внедрение принципа разделения властей, становления политических партий и движений, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии и внедрения паритетной демократии.

Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Социальная модернизация способствовала появлению раннемодерных и современных наций,массового и гражданского общества и социального государства.

Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма. Культурная модернизация связана с развитием современной естественной науки (с XVII века), гуманитарной науки (XIX--XX века), появлением теорий национализма, социализма и коммунизма.

Сторонники теории модернизации обычно рассматривают только западное общество как подлинно современное, утверждая, что другие в сравнении с оным являются примитивными. Эта точка зрения сводит немодернизированные общества как к неполноценным, даже если они имеют тот же уровень жизни, как западные общества. Противники этой точки зрения утверждают, что современность не зависит от культуры и может быть адаптирована к любому обществу.

Инициатором оживления модернизационных намерений в России была группа ученых из Института современного развития (И. Ю. Юргенс, Е. Ш. Гонтмахер, Б. И. Макаренко и др.), предоставивших российской научной и политической общественности свою концепцию.

Современная модернизация -- это ускоренный и инициируемый государством процесс превращения страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке [4, с. 21].

1. Бусова Н. А. Модернизация, рациональность и право. Харьков, 2004. 352 с.

2. Вэймин Ту Множественность модернизаций и последствия этого явления для Восточной Азии // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона М.: Московская школа политических исследований. 2002. 236_250 с.

3. Лапкин В. В. Дилеммы и казусы модернизации в начале XXI век // Модернизация. Авторитаризм и демократия. М.: ИМЭМО РАН. 2009.

4. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. Сборник статей и материалов. Выпуск 1 / Под ред. В.Л. Иноземцева. Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. 240 с.

5. Тихонова Н. Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа)//Общественные науки и современность. 2008. № 2. С. 5_23.

6. Цвайгерт К., Кётц X., Введение в сравнительное правоведение в области частного права. М. 1995. 480 с.

7. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. С. 555 с.

8. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Уч. / Под ред. Волгина Н. А. М.: Экзамен, 2006. 36 с.

Подобные документы

Исследование правовых основ, целей и основных положений государственной программы модернизации здравоохранения. Практика и проблемы модернизации здравоохранения в сфере оказания экстренной хирургической помощи населению в Челябинском городском округе.

дипломная работа [195,3 K], добавлен 26.08.2012

История проведения реформ в США: предпосылки, направления, результаты. Законопроекты как инструмент модернизации государственного управления. Анализ электронных ресурсов открытого правительства. Показатели мировых индексов и положение на мировой арене.

контрольная работа [774,7 K], добавлен 27.12.2016

Концепции модернизации государственного управления: направления, преимущества, недостатки. История формирования и развития соответствующей системы, ее структура и взаимосвязь отдельных компонентов. Опыт проведения модернизации в зарубежных странах.

контрольная работа [37,9 K], добавлен 27.12.2016

Теория сетевого права как новое направление правовой науки. Осуществление правоприменительной деятельности в сетях. Технические предпосылки для информационной модернизации права. Процесс формирования сетевого права. Специфические принципы сетевого права.

реферат [22,4 K], добавлен 18.08.2011

Сущность государственного управления. Методы государственного и муниципального управления. Особенности органичной и догоняющей модернизации, их достоинства и недостатки. Специфика модернизации государственного и муниципального управления в России.


Е.Е. ТОНКОВ, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Белгородского государственного университета, заслуженный юрист РФ В статье представлена авторская точка зрения на процессуальную сторону государственной деятельности, совершенствование которой в условиях модернизации не только создает предпосылки для формирования новых социальных отношений.

Е.Е. ТОНКОВ,

доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Белгородского государственного университета, заслуженный юрист РФ

В статье представлена авторская точка зрения на процессуальную сторону государственной деятельности, совершенствование которой в условиях модернизации не только создает предпосылки для формирования новых социальных отношений, преодоления кризиса и стабилизации экономического положения, но и неизбежно влечет за собой видоизменение механизма правового регулирования.

Ключевые слова: государство, деятельность, кризис, модернизация, процесс, юридические формы.

The procedural aspects of improving state activities in modernization of public relations

The article presents the author's view on the procedural aspects of state activity, the improvement is part of the modernization is not only a prerequisite for the formation of new social relations, to overcome the crisis and stabilize the economic situation, but will inevitably result in a modification of the mechanism of legal regulation.

Keywords: State; activity; crisis, modernization, process, legal forms.

Политико-правовая модернизация общественных отношений в России сопровождается очевидным усилением значимости четкого функционирования государственной власти. Возрастание доли участия государства в экономике рассматривается как вынужденная антикризисная мера и пока, несмотря на высказываемые политиками и учеными опасения, не означает свертывания рыночных реформ.

Государственная власть как социальный феномен характеризуется особым статусом в силу известных особенностей ее субъекта, выделяющих государство из других институтов общества, поэтому только расширение диапазона влияния государственной власти может обеспечить стране макроэкономическую стабильность и сбалансированность бюджета. Используя авторитет и силу публичной власти, административный ресурс государственного аппарата, государственный механизм является мощным активатором общественной жизни, способным организовать эффективное управление обществом, реализовать социальные обязательства, создать стимулы для развития частного сектора и повышения деловой активности.

Политико-правовая модернизация во многом тем или иным образом затрагивает практически все формы общественной жизни и предполагает необходимость переосмысления сложившихся позиций и точек зрения на новой методологической основе. Такая потребность объясняется тем, что созданная при социализме теория правового регулирования не в состоянии объяснить перемены, происходящие в наши дни в политической и правовой системе. Политико-правовая модернизация является также и содержательной характеристикой всей правовой системы общества. Если в 1990-х годах мы наблюдали разрушение монополии государственной собственности, сопровождавшееся процессом приватизации, ухудшение общего экономического положения России, в результате чего снизился уровень жизни значительной части населения страны, то в настоящее время происходит перераспределение прав собственности при очевидном государственном вмешательстве в этот процесс.

Политико-правовая модернизация создает предпосылки для формирования новых отношений, для преодоления кризиса и стабилизации экономического положения. Трансформация природы отношений собственности неизбежно влечет за собой видоизменение отношений правового регулирования. Государственная деятельность в условиях рыночной экономики не может осуществляться в тех же юридических формах и границах, что и прежде.

Именно поэтому главной задачей на ближайшее будущее становится адаптация политической, социально-экономической и правовой систем к новой ситуации. На наш взгляд, трансформация юридических форм государственной деятельности в результате политико-правовой модернизации, их совершенствование могут придать необходимый динамизм и результативность действиям органов власти по преодолению кризиса, становятся одним из определяющих факторов развития демократии, гражданского общества, построения правового государства.

Решающее значение в этой связи имеет переосмысление фундаментальных правовых подходов к взаимоотношениям государства и личности, гражданина и права. Устаревшие идеологические стереотипы до настоящего времени превалируют в общественном правосознании, что не способствует современному пониманию юридических форм государственной деятельности как способа обеспечения приоритета прав человека в сфере публичной власти. Несмотря на то, что активных дискуссий по этой проблеме в научных кругах сегодня практически нет, единого мнения так и не сложилось, а это дает нам все основания для того, чтобы сформулировать собственную точку зрения.

Особое значение имеют новые подходы к оценке и формированию государственной деятельности. В любом государстве, как и в любой науке, должен существовать основной, ведущий методологический подход. Не единый и обязательный для всех, а преобладающий, доминирующий, выступающий базой методологического инструментария[3].

Юридические формы государственной деятельности, являясь внешним выражением процесса осуществления функций государства, органично связаны между собой и составляют содержание данной деятельности. Одни и те же действия и акты государственного органа могут обусловить последствия различного характера и содержать предписания различного рода.

В таких условиях развитие и дальнейшее совершенствование юридических форм государственной деятельности в процессе модернизации должно осуществляться координированно, на основе единой концепции, с учетом их взаимозависимости, хотя они отличаются друг от друга содержанием выполняемых задач и, соответственно, характером действий, способов, методов, средств их решения, а также направленностью юридических процедур и последовательностью их использования.

На наш взгляд, признание полноценности позитивных юридических процессов в правоведении уже состоялось, но содержательная основа их правовой конструкции и ее место в механизме правового регулирования остаются не в полной мере исследованными. Юридическая деятельность всегда связана с наступлением юридически значимых последствий (принятие закона, вынесение судебного решения, предписания, внесение представления). Это и определяет содержание юридической деятельности, дает основания считать ее относительно самостоятельным элементом правовой системы, органически входящим в социально-политический и правовой механизм общества. Юридическая значимость такой деятельности заключается в том, что она не только создает правоотношения, которые соответствуют духу закона, замыслу законодателя, но и позитивно влияет на правовую сферу, являясь эффективным правовым инструментом.

Динамическую сторону юридической деятельности составляют правовые действия и операции, которые можно соотнести как целое и часть: первые представляют собой внешне выраженные, социально преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов, которые служат фундаментом, основанием любой юридической деятельности; вторые — подразумевают совокупность взаимосвязанных действий, объединенных локальной целью и направленных на решение задачи, обособленной границами юридического процесса.

Юридическая форма деятельности государства основана на предписаниях права и всегда подразумевает наступление определенных юридических последствий. В последние годы процессуальная форма основательно вошла в российскую правовую систему и законодатель неуклонно идет по пути процессуализации различных сфер общественной жизни: приняты УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и еще целый ряд нормативных правовых актов, посвященных именно процессуальной форме разрешения юридических дел.

Вслед за В.М. Горшеневым, Ю.И. Мельниковым, И.Б. Шаховым, И.В. Бенедиком, Г.А. Борисовым и др., отдавая предпочтение так называемому широкому пониманию юридического процесса, мы поддерживаем мнение, что процессуальной форме должна отводиться роль организационной гарантии в любой — не только судебной, но и позитивной — деятельности органов государства[7].

Значительная роль в функционировании и развитии права принадлежит его комплексным закономерным связям с психологическими феноменами — потребностями, ценностями, интересами, волей. Эти феномены — необходимые составляющие процесса формирования права, правоприменения и правореализации.

Следовательно, юридическая форма представлена в теории права и как деятельность, и как структура права, и как совокупность источников права, и как процедура.

Задачи и функции государственной деятельности реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, ее осуществляющих. Эти действия внешне выражены в определенных формах государственной деятельности.

Следовательно, форма есть объективированное выражение сущности государственной деятельности соответствующих органов и должностных лиц. Поскольку посредством форм реализуются задачи и функции государства, то от использования тех или иных форм в значительной мере зависит успех государственной деятельности. Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение задач и функций государства, многообразие которых обусловливает существование различных форм государственной деятельности, предусматриваемых законами и иными правовыми актами.

Юридические формы государственной деятельности под влиянием объективно-диалектических и волеустановленных факторов развиваются в содержательном и видовом смыслах, что дает основания выделять наряду с традиционными новые подходы к их систематизации.

Юридическая форма государственной деятельности — это комплексная юридическая категория, которая, во-первых, обеспечивает опосредование правом различных неправовых, но нуждающихся в юридической регламентации общественных явлений; во-вторых, означает способ существования и выражения содержания норм материального права, реализуемый в ходе позитивного юридического процесса; в-третьих, характеризуется деятельностью субъектов правоотношений с соблюдением установленных законом правил и процедур.

Юридическая форма государственной деятельности соответствует способу правоприменения, виду юридического процесса и характеризует процессуальное урегулирование властной деятельности субъектов. По не утратившему своего значения замечанию В.М. Корельского, между сущностью и функциями государства нет никаких промежуточных звеньев, поэтому, как ничто другое, функции позволяют проникнуть в сущность государства, вскрыть то главное, что его характеризует, выявить основные, определяющие черты и связи[8].

Юридические формы в этой связи следует рассматривать как организационно-управленческие действия управомоченных субъектов, которые всегда связаны с совершением юридически значимых действий в порядке, определенном законом.

Вполне очевидно, что юридическая форма как объективно выраженный и устойчивый способ связи между составляющими право элементами, а также между правом и неправовыми явлениями, нуждающимися в правовой регламентации, служит важным компонентом предмета теории государства и права.

Форма государственной деятельности представляет собой способ организации этой деятельности, ее существования и содержания. Степень соответствия формы и содержания может быть различной, однако очевидно, что форма всегда оказывает существенное влияние на достижение целей и решение задач конкретных разновидностей государственной деятельности.

Деятельность государства по преодолению кризиса представляет собой процесс формирования и осуществления соответствующей государственной политики, который обеспечивается системой правовых норм и системой государственных органов. Не менее важная задача модернизации — стабилизация условий осуществления юридических форм государственной деятельности с учетом того, чтобы сам ее процесс, получаемые рубежные и окончательные результаты не изменяли мотивационное и целевое содержание права, а способствовали его упрочению.

Таким образом, граница между функциями и юридическими формами их реализации определяется уровнями управления, соподчинением государственных органов, осуществляющих соответствующую деятельность.

Высоко оценивая преимущества свободного рынка и демократических устоев, следует понимать, что формирование гражданского общества, становление реальной демократии, создание правового государства подразумевают господство права, конституции и законов. Сильное государство, соответствующее современному характеру и структуре общества, должно располагать не менее эффективной методологией и реальным инструментарием, которые позволяли бы надежно противостоять возникающим угрозам.

В России законодателем созданы фундаментальные основы для реализации демократических правовых принципов. Теперь необходимо сформулировать четкую концепцию природы и содержания юридических форм государственной деятельности в современных условиях с выходом на практические рекомендации правового регулирования соответствующего спектра проблем.

Механизм государственной деятельности представляет собой процесс реализации практических мер, средств и способов по обеспечению надлежащего уровня организации и функционирования системы государственного управления, выражающихся в создании и развитии эффективной управляющей системы (аппарата), направленной на достижение поставленной цели.

Моделирование процесса деятельности государства на федеральном уровне предполагает наличие полномочного и самостоятельного субъекта, наделенного надотраслевой юрисдикцией, что позволяет реализовать возложенные на него функции координации на отраслевом и региональном уровнях и проводить единую государственную политику.

Правовая действительность в российском обществе нередко упрощается искусственно, однако количество правовых проблем в социуме не уменьшается. Имеющийся массив научной информации, к сожалению, не дает достаточного понимания общественных процессов и явлений. Кроме того, общество больше всего заинтересовано в объяснении причинно-следственных связей или прогнозе дальнейшего развития событий, а также в обосновании приемлемого выхода из создавшегося положения. Именно поэтому исследования в сфере совершенствования государственной деятельности не могут ограничиться объяснительной или прогностической функцией, а обязаны довести познание до предложения реальных мер.

Важный приоритет государственной деятельности в период кризиса — повышение роли субъектов федерации в более эффективном использовании собственного ресурсного потенциала. Имеется в виду правовая сторона данного вопроса, связанная с полномочиями субъектов по предметам совместного ведения, по вопросам управления и пользования собственностью, по реализации финансовых полномочий. При этом надо понимать, что повышение активности и заинтересованности регионов во многом зависит от позиции федерального центра, от региональной политики государства.

В этом сказывается естественная инерция законодателя, который, в силу большей статичности права по сравнению с регулируемыми им отношениями, не всегда своевременно оформляет в виде нормативного правового акта те или иные интересы граждан и организаций.

Методологическим инструментом дальнейшего развития юридических форм государственной деятельности должна стать соответствующая государственная политика, направленная на оптимизацию управления исследуемым процессом. Рассмотрение политики и права в плоскости социальных технологий предполагает, что методология совершенствования государственной деятельности выстраивается с позиции не только ее системности, но и функциональности. Это дает веские основания оценивать в рамках политической и правовой системы эффективность рассматриваемого процесса, т. е. качество совместной деятельности государства и граждан по модернизации общества.

Кризисная ситуация в современной России требует поступательной трансформации отечественного права в структурированную, стройную систему норм. Необходимость реформирования отечественного права объективно обусловлена тем, что в течение советского периода развития страны социальная роль и назначение права были существенно деформированы.

Нормы права, являясь формализованными волевыми положениями, отражающими идеальные модели общественной практики, составляют материальную основу развития и совершенствования правовых форм государственной деятельности. Право не должно и не может регулировать все общественные отношения по мере их обновления, но, наряду с этим, в государственно-правовой теории существует необходимость переосмысления теоретических конструкций и анализа тенденций, возникающих при рассмотрении юридических форм с учетом формирования нового нормативного содержания. Представляется важным с теоретической и практической точек зрения выявить обстоятельства, влияющие на развитие и содержание данной категории.

Кризисная ситуация инициирует ускоренное развитие процессуальной составляющей политико-правовой модернизации. Если рассматривать модернизацию как универсальный процесс адаптации к меняющимся условиям, то сущность политико-правовой модернизации заключается в приведении содержания политики и права в соответствие потребностям общества, что неизбежно влечет за собой развитие проблемы определения сущности самой юридической формы. Целесообразность решения данной проблемы в условиях кризиса объясняется не только потребностями собственно научного анализа, но и необходимостью совершенствования политической и юридической практики.

1 Толстой Ю.К. О Концепции развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 32.

2 Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. — М., 2006. С. 8.

3 См.: Сырых В.М. Методология юридической науки: состояние, проблемы, основные направления дальнейшего развития // Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы: Сб. ст. Вып. 1 / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 2005. С. 15—44.

4 Марченко М.Н. Теория государства и права. — М., 2008. С. 336.

5 Алексеев С.С. Право — одно из самых высоких достижений человеческой цивилизации // Закон. 2009. № 7. С. 16.

6 Павлушина А.А. Теория юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы. — Самара, 2005. С. 9.

7 См.: Олейников С.Н. Общетеоретические проблемы юридической процессуальной формы: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Харьков, 1986. С. 9.

8 Корельский В.М. Общая теория социалистического государства. — Свердловск, 1970. С. 108.

9 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — М., 2001. С. 45.

10 Субочев В.В. Законные интересы: основы теории // Государство и право. 2009. № 5. С. 15.

11 Саломатин А.Ю. Сущность правовой модернизации в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 1. С. 200.

12 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. С. 178—179.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: