Имеет ли право медицинский регистратор предоставлять информацию о состоянии здоровья пациента

Обновлено: 04.07.2024

Получая диплом, медики, помимо прочего, клянутся хранить врачебную тайну. Но иногда они нарушают эту клятву.

Виновных можно привлечь к ответственности, но сделать это не всегда просто. Я расскажу, какие сведения охраняются врачебной тайной и что грозит врачу, если он раскрыл ее.

Что такое врачебная тайна

Врачебная тайна — это запрет разглашать сведения, которые врач получил, когда обследовал или лечил пациента.

Мы привыкли проходить осмотр в присутствии постороннего, отвечать на вопросы врача при приоткрытой двери кабинета или слушать, как врач просит медсестру записать диагноз предыдущего пациента. Персонал скорой помощи может рассказать коллегам упавшего в обморок пациента, что у него проблемы с давлением. Но во всех этих случаях нарушается врачебная тайна. Пациент может требовать прекратить такое нарушение, а при отказе — привлечь врача к ответственности.

Иногда нарушения содержатся напрямую в медицинских инструкциях. Например, самарский Минздрав приказал врачам ставить на обложке медкарт пациентов, больных ВИЧ, пометки Z21. Министерство думало, что карты хранятся в закрытом от чужих глаз помещении и что пациенты не знают значения медицинских кодов.

В действительности же карты часто небрежно разбросаны на столе врачей и их могут увидеть другие пациенты, а коды уже давно опубликованы в интернете. Правозащитники написали жалобу в прокуратуру, которая предписала региональному Минздраву отменить этот приказ.

Что говорит законодательство о врачебной тайне

Это означает, что, несмотря на врачебную тайну, медицинская организация вправе обследовать всю среду обитания больного, в том числе и на работе.

При определенных условиях могут прийти и обработать рабочее место, где сидел больной, а также его жилье. И даже если вслух фамилия не будет произнесена, коллеги вполне могут догадаться о заболевании отсутствующего.

Врачебная тайна распространяется даже на близких людей. Так, мало кто знает, что перед вступлением в брак жених и невеста могут пройти бесплатное медицинское обследование, включая консультирование по медико-генетическим вопросам. Результаты такого обследования тоже попадают под врачебную тайну. Будущие супруги могут узнать результаты друг друга, только если дадут согласие на это.

Почему стоит с осторожностью уведомлять родственников о состоянии здоровья пациента

В советских онкологических учреждениях после обследования составляли три выписки: одна оставалась в карте отделения, вторая — для онкодиспансера, а третью в конверте отдавали на руки. Причем зачастую даже не пациенту, а его родственникам. Это делалось из благих побуждений: близкие могут деликатнее сообщить больному тяжелую информацию. Случаи, когда информация о состоянии здоровья могла повредить пациенту, были редкостью.

Сейчас ситуация изменилась, и информация о том, что у руководителя компании или просто влиятельного человека онкология, может на многое повлиять. Медицинские сведения стали строго конфиденциальными.

Онкологическая информация — это только часть айсберга. Например, когда на прием к гинекологу приходит девушка младше 15 лет, по закону мы обязаны осматривать ее в присутствии мамы, а также сообщать маме всю информацию о состоянии здоровья ее ребенка.

Если девочка старше, у нее могут быть свои тайны, но при этом она также может прийти на прием с мамой. Как гинеколог, я обязательно задаю вопросы о количестве половых партнеров и беременностей, о перенесенных половых инфекциях. Для мамы многое из этого может оказаться сюрпризом. И бывает так, что я прошу маму выйти подождать в коридоре. Тогда информация, которую сообщает мне пациентка, может кардинально поменяться.

Ровно та же ситуация может случиться, если на прием приходит семейная пара. Я всегда уточняю, разрешает ли пациентка сообщать всю информацию партнеру. Если она отвечает утвердительно, то формально этого достаточно. Но, опять же, есть риск, что на ряд вопросов я получу неточные ответы, потому что прием происходит в присутствии другого человека. Поэтому любые беседы пациенту и врачу лучше вести с глазу на глаз.

Была и такая история: муж пациентки попросил предоставить ему информацию, какие препараты использовались для анестезии при операции у его жены. Это несекретная информация, и пациентка имеет право получить ее в виде копии медицинских документов. Для этого достаточно написать заявление на имя руководителя больницы.

Мы отказались предоставлять информацию, опираясь на закон. Как впоследствии выяснилось, пара разводилась и был риск, что такую информацию муж мог использовать во вред супруге, как именно — мы так и не узнали. Возможно, наш отказ уберег от проблем и нас, и пациентку.

Какие сведения охраняются врачебной тайной

Врачебной тайной охраняются следующие сведения:

  1. О состоянии здоровья — например, болен или не болен, результаты анализов: количество лейкоцитов, сатурация и прочее.
  2. Диагноз — чем болен.
  3. Информация об обращении за медицинской помощью.

То есть охраняется не только диагноз пациента, но и вообще любые сведения о его обращении за медицинской помощью.

Например, в Кемеровской области следователь возбудила уголовное дело против одного врача за неоказание помощи больному. Когда самому следователю однажды стало плохо — случился приступ болезни, — она вызвала скорую помощь и к ней приехал тот самый доктор. Врач добросовестно оказал медицинскую помощь, но после этого известил руководство следователя о вызове скорой и о том, что следователь страдает болезнью, которая мешает ей выполнять свою работу. Руководство проверило информацию и провело служебную проверку. Через какое-то время женщину сократили.

Следователь предъявила к врачу иск о компенсации морального вреда за разглашение врачебной тайны, поскольку сочла, что именно его действия стали причиной потери работы. Суд постановил, что, хотя следователя сократили, а не уволили по состоянию здоровья, врач должен возместить женщине моральный вред — 25 000 Р и судебные расходы — 200 Р .

Давайте представим более жизненный пример.

Медсестра кожно-венерологического диспансера рассказала своей подруге, что видела на приеме ее мужа. Кажется, что медсестра не раскрыла конкретики — диагнозов или источника болезни. Можно понять и женскую солидарность. Но если этот факт обнаружится, то медсестру могут привлечь к ответственности за разглашение врачебной тайны.

Кроме этого, нельзя разглашать и иные сведения, которые стали известны при медицинском обследовании и лечении. Все, что мы говорим в кабинете у врача, конфиденциально, даже если эти сведения не относятся к здоровью.

Допустим, на приеме врач спросил пациента, с кем он вступал в интимные отношения за последний месяц. При некоторых заболеваниях это требуется, чтобы установить потенциально зараженных лиц. Пациент честно назвал не только жену, но и любовницу. Оказалось, что врач знал любовницу и по секрету рассказал о ее романе своему знакомому, который разнес слух по всему поселку. Хоть врач и не рассказал ничего о диагнозе женщины, он все равно нарушил врачебную тайну, поскольку разгласил сведения, полученные при медицинском обследовании.

Разумеется, не надо и уходить в крайности. Например, врач с пациентом оказались на дне рождения. Чтобы поддержать разговор, врач рассказал о попугайчике пациента, о котором узнал случайно на приеме. Пациент возмутился: врач раскрыл врачебную тайну. Но вряд ли его накажут за разглашение таких сведений. Хотя врачу надо быть осторожней — вдруг попугай живет не дома у пациента, а у его второй тайной семьи. В таком случае невинный рассказ может стать причиной развода и повлечь наказание.

Врачебной тайной охраняются не только сведения о лечении, но и о любых медицинских процедурах, например осмотре.

Так, в Республике Тыва врача назначили в комиссию по освидетельствованию водителей. Ей это не понравилось, поэтому она написала жалобу в прокуратуру. К ней она приложила список граждан, которые уже проходили водительскую комиссию за определенный период. Видимо, она пыталась продемонстрировать, как возрастет у нее нагрузка. Узнав об этом, главврач объявил врачу выговор за разглашение врачебной тайны. Суд признал выговор соответствующим закону.

Кому запрещено разглашать медицинскую тайну

Вот примерный перечень лиц, которые должны хранить врачебную тайну: доктор, фельдшер, медсестра или медбрат, санитар, водитель скорой помощи, лаборант, ординатор или студент-практикант, работник регистратуры, системный администратор, секретарь, курьер или другие сотрудники администрации медицинского учреждения.

Не могут разглашать врачебную тайну и чиновники.

В Пензе три человека обратились в местный Минздрав с заявлениями, что их родственникам не выдают нужные медикаменты. В ответе начальник отдела лекарственного обеспечения сообщил название, дозировку и количество препаратов, которые назначили указанным людям. Но такая информация относится к врачебной тайне, и ее нельзя разглашать. За это чиновника привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 4 тысячи рублей.

А еще врачебная тайна может стать известна сотрудникам других органов и организаций. Таким сотрудникам тоже запрещается разглашать сведения, которые они узнали. Например, проверяя работу больницы, прокурор может узнать о болезнях конкретных людей. В таком случае врачебная тайна будет распространяться и на прокурора.

Без разрешения пациента сведения о его здоровье нельзя использовать при обучении или для публикаций в научных изданиях. Поэтому практикующие врачи-блогеры или ученые также не могут публиковать сведения о здоровье конкретного пациента. Врач может написать, что у него была сложная и необычная операция на аппендицит, но при этом никто не должен понять, о каком конкретно человеке идет речь.

Но бывает, что человек узнал врачебную тайну случайно. Например, коллега оставил на столе документы и его сослуживец увидел диагноз. Если такой случайный свидетель разгласит врачебную тайну, он не будет нести никакой ответственности. По закону хранить врачебную тайну обязаны только те, кто узнал о ней, когда выполнял профессиональные обязанности.

Иногда врачи прикрывают свои нарушения врачебной тайной. Например, даже после смерти пациента врачебная тайна продолжает действовать и врачи могут отказываться предоставлять родственникам медицинскую документацию со ссылкой на врачебную тайну. Поэтому закон допускает некоторые исключения.

  • Лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента;
  • При непосредственном ознакомлении с медицинской документацией, в том числе и в электронной форме, с возможностью снятия копий.

Порядок ознакомления пациента или его законного представителя с медицинской документацией представляет особый интерес в связи с потенциальной возможностью возникновения конфликтных ситуаций между заинтересованным лицом и медицинской организацией.

Понятие медицинской документации

Медицинская документация представляет собой документы установленной формы, которые предназначены для регистрации результатов профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных и других медицинских мероприятий.

Медицинская документация включает в себя множество документов, таких как амбулаторная медицинская карта пациента, медицинская карта стационарного больного, история родов, история развития новорожденного и многие другие

В зависимости от вида медицинской документации, с которой хочет ознакомится пациент, будет зависеть и порядок такого ознакомления. Наиболее часто пациенты требуют ознакомиться с амбулаторной медицинской картой и медицинской картой стационарного больного.

Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, является основным учетным медицинским документом лечебного учреждения, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях населению.

Амбулаторная карта заполняется на каждого обратившегося впервые пациента за медицинской помощью в амбулаторных условиях. Кроме того, карта также формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписью врача.

Титульный лист карты формируется в регистратуре медицинской организации, где в обязательном порядке отражаются:

  • Наименование медицинской организации, в том числе код ОГРН;
  • Индивидуальный номер карты;
  • Дата заполнения медицинской карты;
  • ФИО лица, обратившегося за медицинской помощью на основании документа, удостоверяющего его личность;
  • Серия и номер страхового полиса обязательного медицинского страхования, наименование страховой организации, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • Код категории льготы (при наличии) для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  • Заболевание и/или травма, по поводу которых осуществляется диспансерное наблюдение за пациентом, в том числе с указанием кода МКБ-10;
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность.

В карте указывается каждое посещение пациента, путем заполнения соответствующих разделов. Записи производятся аккуратно, разборчиво, на русском языке, все исправления осуществляются незамедлительно и удостоверяются подписью врача. Запись наименований лекарственных препаратов допускается производить на латинском языке.

Следует отметить, что амбулаторные карты на лиц, обратившихся за медицинской помощью по профилю онкология, психиатрия, фтизиатрия, психиатрия-наркология, стоматология и ортодонтия, а также дерматология не ведутся, в связи с тем, что медицинская помощь по указанным профилям осуществляется в специализированных лечебных учреждениях, где на пациентов заполняются отдельные учетные формы.

Медицинская карта стационарного больного содержит в себе следующие сведения:

  1. Дата и время поступления и выписки пациента;
  2. Отделение и номер палаты, где находится пациент, а также отражаются данные в случае, если пациент был переведен в другое отделение лечебного учреждения;
  3. Количество проведенных дней в стационаре;
  4. Вид транспортировки пациента;
  5. Группа крови и резус фактор;
  6. ФИО пациента, его возраст, место постоянного жительства, работы (учебы), профессии или должности;
  7. Наименование лечебного учреждения, кем был направлен больной в стационар, а также диагноз направившего учреждения и диагноз при поступлении;
  8. Диагноз клинический при поступлении и заключительный;
  9. Перечень медицинских вмешательств, методы обезболивания и послеоперационные осложнения, другие виды лечения;
  10. Делаются отметки о выдаче листка нетрудоспособности, указывается исход заболевания;
  11. При необходимости делаются особые отметки.

Кроме того, в истории болезни стационарного больного должны быть отражены все проведенные осмотры, вложены установленные законом специальные вкладыши, произведенные медицинские вмешательства, лабораторные и инструментальные исследования и иные данные, касающиеся оказанной медицинской помощи пациенту.

В указанном выше законе под электронным документом понимается информация в электронной форме, пригодная для восприятия человеком при помощи электронно-вычислительной техники и для передачи ее по информационно-телекоммуникационным сетям или для обработки в информационных системах.

Персональная медицинская запись включает в себя:

  • Описание проведенного осмотра и/или обследования;
  • Консультации, назначения;
  • Проведенные медицинские процедуры и медицинские вмешательства;
  • Заключение о состоянии пациента и прочее.

Именно совокупность всех вышеуказанных данных образует под собой электронную историю болезни. Правильное ведение электронной истории болезни так же важно, как и надлежащее заполнение бумажной медицинской карты больного, в связи с тем, что она является таким же медицинским документом, содержащим в себе данные по оказываемой медицинской помощи населению.

Порядок ознакомления пациента с медицинской документацией

Основанием для ознакомления пациента или его законного представителя является поступление в медицинскую организацию соответствующего письменного запроса о предоставлении медицинской документации для ознакомления. Такой письменный запрос должен содержать в себе в обязательном порядке следующие данные:

  1. ФИО пациента или ФИО законного представителя;
  2. Место жительства/пребывания пациента;
  3. Реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента или законного представителя, а также реквизиты документа, удостоверяющие полномочия представителя. Так, например, это могут быть серия и номер свидетельства о рождении ребенка;
  4. Период оказания медицинской помощи, за который пациент/его законный представитель желает ознакомиться;
  5. Почтовый адрес для направления письменного ответа и при наличии номер контактного телефона.

Ознакомление с медицинской документацией осуществляется в специально предназначенном помещении медицинской организации.

Перед предоставлением пациенту медицинских документов уполномоченные сотрудники больницы должны снять с них копий в целях сохранения всех записей при возможной их утере во время пользования пациентом. Пациент или его законный представитель предупреждаются о необходимости аккуратного и бережного обращения с предоставленными медицинскими документами.

График работы помещения для ознакомления с медицинской документацией устанавливается руководителем медицинской организации с учетом графика работы медицинских сотрудников и самого лечебно-профилактического учреждения.

В помещении для ознакомления с медицинской документацией должны быть следующие документы:

  • Журнал предварительной записи посещений указанного помещения;
  • Журнал учета работы соответствующего помещения.

В журнале предварительной записи в обязательном порядке указываются:

  1. ФИО пациента;
  2. Число, месяц, год рождения пациента;
  3. Место жительства/место пребывания пациента;
  4. Дата регистрации письменного запроса пациента/его законного представителя;
  5. Период оказания пациенту медицинской помощи за который он желает ознакомиться с медицинской документацией;
  6. Предварительные дата и время посещения пациентом/его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией.

В журнале учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией указываются следующие сведения:

  1. Дата и время посещения пациентом/его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией, а также дата выдачи на руки медицинской документации;
  2. ФИО лица, получившего медицинскую документацию;
  3. Реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента или его законного представителя, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента;
  4. ФИО лечащего врача/иного медицинского работника, непосредственно принимавшего участие в оказании медицинской помощи пациенту;
  5. Вид выданной на руки медицинской документации;
  6. Личная подпись пациента/его законного представителя об ознакомлении с медицинской документацией.

Необходимо отметить, что пациенты, которым медицинская помощь оказывается в стационарных условиях или в условиях дневного стационара, и передвижение которых по медицинским показаниям ограничено имеют право на ознакомление с медицинской документацией непосредственно в месте прохождения лечения. Заведующий такого структурного подразделения лечебно-профилактического учреждения обеспечивает возможность пациенту для ознакомления с медицинской документацией.

При получении медицинской помощи в амбулаторных условиях пациент вправе знакомится с записями, сделанными медицинским работником непосредственно во время приема или посещения врачом на дому.

Срок ожидания пациентом ответа от лечебного учреждения по поводу даты и времени ознакомления с медицинской документацией не может превышать 30 дней с момента получения медицинской организацией соответствующего заявления.

На основании пункта 30 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 медицинская организация при оказании платных медицинских услуг обязана соблюдать требования к оформлению и ведению медицинской документации, отчетных и учетных статистических форм, порядкам и срокам ее предоставления, утвержденные действующим законодательством Российской Федерации.

Анализируя действующее законодательство, можно сказать, что порядок ознакомления пациента с медицинской документацией после принятия Приказа Минздрава России от 29.06.2016 г. № 425н стал гораздо проще и удобнее. Существующий алгоритм предоставления медицинской документации позволяет беспрепятственно и в короткие сроки получать пациенту всю информацию о состоянии своего здоровья.

Несмотря на то, что пациент вправе знакомится с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, сделать он это может только в форме, прямо предусмотренной законом, то есть непосредственно в медицинской организации.

Так, Решением Дивеевского районного суда Нижегородской области № 2-172/2019 от 06.06.2019 г. истцу, Биушкину И.М. было отказано в требовании предоставить амбулаторную карту в форме электронного документа.

Судом было установлено, что истец обратился с заявлением в электронной форме на имя главного врача с требованием получить копии амбулаторной карты в форме электронного документа. Медицинская организация, в лице главного врача, отказала Биушкину И.М. в предоставлении указанных сведений в связи с тем, что он не имеет право получать указанные документы в электронной форме, так как электронный запрос без усиленной квалифицированной электронной подписи не дает возможности идентифицировать заявителя. Истец посчитал, что данным отказом были нарушено его право на ознакомление с медицинской документацией.

Тем не менее, суд пришел к иному выводу, а именно, что действия ответчика не нарушали права истца, были направлены на сохранение в тайне сведений, составляющих врачебную тайну. Для получения доступа к медицинской документации пациент или его законный представитель обязан предъявить документ, удостоверяющий личность, а идентифицировать лицо по электронной почте не представляется возможным.

По нашему мнению, судом было вынесено верное решение в отказе удовлетворений требований заявителя, в связи с тем, что медицинская документация является охраняемой законом тайной и доступ к ней строго ограничен в соответствии с федеральным законодательством.

В качестве иного примера рассмотрим Решение Щелковского городского суда Московской области № 2-4294/2019 от 11.09.2019г. Истец, Усанова Л.К., обратилась в суд с требованием предоставить ей оригинал ее амбулаторной карты путем направления по почте, а также возместить моральный вред, причиненный в связи с непредоставлением ей надлежащим образом заверенных копий вышеуказанных медицинских документов.

Стоит отметить, что есть категории граждан, которые не могут получать копии медицинской документации на руки, в связи с прямым запретом на это иными нормативно-правовыми актами. Так, например, Решением №2-1465/2015 от 15.10.2015г. Ухтинского городского суда Республики Коми, истцу Маркину А.Д. было отказано в получении копий его медицинской документации, в связи с тем, что он отбывает наказание в исправительном учреждении.

Маркин А.Д. был осужден и отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении – ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК. Согласно заявлению ответчика, истец был ознакомлен с записями в его медицинской карте, а выдача копий документов на руки осужденному запрещена. С учетом особенностей статуса лица, отбывающего наказание в местах лишения свободы, порядок предоставления документов регулируется специальными нормативными актами. В соответствии с Приложением №1 к Правилам внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом министерства Юстиции от 03.11.2005 г. в перечень предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе входят любые документы, кроме некоторых, прямо указанных законом. Принимая во внимание указанные обстоятельства суд пришел к выводу, что истцу на законных основаниях было отказано в удовлетворении его требований в выдаче копий медицинских документов.

Подобная ситуация прослеживается и в решении №2-62/15 от 03.03.2015 г. Гайворонского районного суда Белгородской области. Истец Ичев А.Е. обратился к главному врачу с заявлением об ознакомлении с медицинской документацией и предоставлении копии его медицинской карты, в чем ему было отказано.

В ответе на заявление истца ответчиком было указано, что согласно Положению об отделении, осуществляющем принудительное лечение, утвержденному приказом МЗ СССР от 21.03.1988 г. №225 медицинские документы, в том числе и их копии на руки больным, их родственника или опекунам не выдаются, за исключением справок об их пребывании в больнице. Кроме того, в соответствии с Приложением №18 к вышеуказанному приказу, документация на больных, находящихся на принудительном лечении, выделяется в особое делопроизводство и хранится в специальных условиях, делающих ее недоступно для посторонних лиц и обеспечивающих её сохранность. Право на допуск к такой документации имеют только лица, которые непосредственно заняты в лечебно-диагностическом процессе данного больного, а также представители вышестоящих органов здравоохранения, прокуратуры и судебно-следственных органов.

Доводы истца о том, что указанный нормативный акт не был опубликован до всеобщего сведения суд также счел несостоятельным, так как Приказ издан до принятия Конституции РФ, а закрепленная в части 3 статьи 15 Конституции РФ норма о необходимости официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих прав, свободы и обязанности человека и гражданина распространяются только на акты, принятые после ее вступления в силу.

На основании вышеуказанных данных суд правомерно пришел к выводу, что действия главного врача психиатрической больницы соответствовали нормативно-правовым актам, в связи с чем, оснований считать их незаконными не имелось.

Рассмотрев порядок ознакомления пациента/его законного представителя с медицинской документацией мы можем прийти к выводу, что он является логичным и понятным, не нарушает права граждан, а также дает возможность пациенту в полной мере изучить все необходимые данные о состоянии своего здоровья.

В статье рассмотрен общий порядок ознакомления с медицинской документацией и даны ответы на вопросы, возникающие у медицинских организаций при ознакомлении пациента с медицинской документацией. Помимо этого, в статье содержится анализ актуальной судебной практики по спорам потребителей с медицинскими организациями.

Порядок ознакомления с медицинской документацией установлен приказом Минздрава РФ от 29.06.2016 г. № 425н (далее – Приказ МЗ РФ № 425н).

Кто может быть ознакомлен с медицинской документацией?

В соответствии с п.4 ст.22 ФЗ № 323-ФЗ непосредственно знакомиться с документацией, отражающей состояние здоровья пациента, может сам пациент или его законный представитель (для несовершеннолетних, а также признанных в установленном порядке недееспособными, пациентов).

Какие действия должен совершить пациент для ознакомления с медицинской документацией?

Ознакомление пациента с документацией производится на основании его письменного запроса, который должен содержать следующую информацию:

  • Фамилию, имя и отчество (при наличии) пациента (ФИО законного представителя);
  • Место жительства (пребывания) пациента;
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента (законного представителя);
  • Период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией;
  • Почтовый адрес для направления письменного ответа;
  • Номер контактного телефона (при наличии).

Какие обязанности возложены на медицинскую организацию?

Обязанность организовать помещение. Требования к помещению.

В медицинской организации должно быть предусмотрено помещение для ознакомления с медицинской документацией, которое работает в соответствии с утвержденным руководителем медицинской организации графиком работы.

График работы помещения устанавливается с учетом графика работы медицинской организации и медицинских работников.

Законодательство не содержит ответа на вопрос: может ли помещение для ознакомления с медицинской документацией использоваться для других целей за пределами графика работы указанного помещения? И обязательно ли наличие отдельного помещения?

Указанный вопрос не актуален для крупных медицинских организаций с большим потоком пациентов и внушительным спектром направлений медицинской деятельности, на осуществление которых получена лицензия. Однако, актуален для небольших организаций, в которых выделение обособленного помещения может быть экономически невыгодно.

В такой ситуации верными представляются следующие рассуждения. Стандарты оснащения помещений, установленные отдельными приказами Минздрава РФ, разнятся в зависимости от профиля медицинской деятельности. В случае отсутствия в стандарте оснащения указания на необходимость выделения отдельного соответствующего требованиям помещения для ознакомления с медицинской документацией, положительный ответ на вопрос об обязательности его наличия в качестве обособленного монофункционального помещения представляется сомнительным.

В СанПин № 2.1.3.2630-10 для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, также отсутствует упоминание о помещении для ознакомления с медицинской документацией.

Соответственно, обязанность иметь в организации отдельное, используемое только для этих целей, помещение законодательно не установлена.

Проверочные листы, используемые при контроле качества и безопасности медицинской деятельности, содержат в качестве критерия указание на наличие в медицинской организации помещения, предназначенного для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией.

В небольших организациях для ознакомления пациента с медицинской документацией могут использоваться помещения, выполняющие вне графика работы такого помещения иные функции.

Ключевые требования, которые должны быть соблюдены, помимо ведения учетных формы и утверждения графика работы: ограничение доступа к медицинской документации для третьих лиц, соблюдение врачебной тайны, соблюдение законодательства о персональных данных.

Обязанность вести учет.

В помещении для ознакомления с медицинской документации ведутся: журнал предварительной записи посещений помещения для ознакомления с медицинской документацией (далее - журнал предварительной записи) и журнал учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией (далее - журнал учета работы помещения).

В журнал предварительной записи вносятся следующие сведения:

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента;
  • число, месяц, год рождения пациента;
  • место жительства (пребывания) пациента;
  • дата регистрации письменного запроса пациента либо его законного представителя;
  • период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией;
  • предварительные дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией.
  • дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией;
  • время выдачи медицинской документации на руки пациенту либо его законному представителю и ее возврата;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента либо его законного представителя, получившего на руки медицинскую документацию;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента либо его законного представителя (сведения заполняются на основании документа, удостоверяющего личность пациента либо его законного представителя);
  • реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (сведения заполняются на основании документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лечащего врача или другого медицинского работника, принимающего непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента;
  • вид выданной на руки пациенту либо его законному представителю медицинской документации;
  • личная подпись пациента либо его законного представителя об ознакомлении с медицинской документацией.

Руководитель медицинской организации или уполномоченный заместитель руководителя медицинской организации обязаны рассмотреть запрос, учитывая, что ожидание пациентом ознакомления не может превышать 30 дней.

В ответе на запрос должны указываться предварительные дата и время посещения пациентом либо его законным представителем помещения для ознакомления с медицинской документацией.

Обязанность подготовить копию медицинской документации.

Для ознакомления пациенту представляются оригиналы медицинской документации, соответственно, во избежание их утраты и повреждения, перед передачей указанных документов для ознакомления с них в обязательном порядке снимается копия, а пациент (его законный представитель) предупреждается о необходимости бережного обращения с представленной документацией.

Особенности ознакомления с медицинской документацией при оказании помощи в условиях стационара, а также при оказании первичной медико-санитарной помощи.

Пациенты, которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и передвижение которых по медицинским причинам ограничено, в том числе ввиду назначенного режима лечения, имеют право на ознакомление с медицинской документацией непосредственно в структурном подразделении медицинской организации, в котором они пребывают.

Сведения о наличии оснований для ознакомления с медицинской документацией непосредственно в структурном подразделении медицинской организации, указываются в письменном запросе и заверяются подписью руководителя соответствующего структурного подразделения медицинской организации.

Заведующий структурным подразделением медицинской организации обеспечивает возможность ознакомления пациента с медицинской документацией.

При оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациент имеет право ознакомиться с записями, сделанными медицинским работником в медицинской документации во время приема (посещения на дому).

Какие обязанности на медицинскую организацию не возложены?

Конечно, руководству медицинской организации крайне важно знать, какие обязанности в связи с правом пациента на ознакомление с медицинской документацией на нее возложены, но не менее важно понимать, когда требования пациента не основаны на законе и не подлежат исполнению медицинскими работниками.

До вступления в силу приказа Минздрава РФ № 425н порядок ознакомления пациента с медицинской документацией не был урегулирован. Однако принятие порядка ознакомления многих вопрос не сняло.

Остановимся на нескольких ключевых вопросах, которые возникают в судебной практике при рассмотрении споров о нарушении прав потребителей, связанных с реализацией прав на ознакомление с медицинской документацией.

Обязана ли медицинская организация направлять документацию по почте?

Медицинская организация не обязана направлять медицинскую карту посредством почтовой связи, поскольку для ознакомления с медицинской документацией и получением из нее необходимых выписок, предусмотрен иной порядок.

Указанная позиция содержится, например, в апелляционном определении Волгоградского областного суда от 24.05.2017 г. по делу № 33-8698/2017; в решение Советского районного суда г. Орла от 23.05.2017 г. по гражданскому делу № 2-668/2017.

Обязана ли медицинская организация отвечать на запрос, не соответствующий требованиям, и предоставлять медицинскую документацию для ознакомления?

Медицинская организация не должна предоставлять документацию для ознакомления, если направленный пациентом или его законным представителем запрос не соответствует требованиям, установленным приказом Минздрава РФ № 425н.

Аналогичное положение действует, если пациент (его законный представитель) направляют не запрос, а не соответствующую по содержанию претензию о представлении документов.

Указанный подход находит отражение в апелляционном определении Московского городского суда от 26.09.2017 г. по делу № 33-38148/2017.

Обязана ли медицинская организация в ответ на запрос представлять справки и заключения?

Порядок выдачи медицинскими организациями справок и заключений отличен от порядка ознакомления с медицинской документаций; он установлен приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 г. № 441н. Порядком ознакомления с медицинской документацией указанная обязанность не предусмотрена.

Что делать, если пациент не явился для ознакомления?

Если пациент для ознакомления в назначенное время не явился, клиника не может быть привлечена к ответственности за нарушение права потребителя медицинских услуг на ознакомление с медицинской документацией.

Указанная позиция содержится в апелляционном определении Орловского областного суда от 19.07.2017 г. по делу № 33-1914/2017.

Необходимо ли пациенту писать заявление на доступ к врачебной тайне?

В силу ч. 1 ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Исчерпывающий перечень случаев, когда возможно предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя установлен ч. 2 ст. 13 данного Закона.

При ознакомлении с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, написание заявления на доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну - не требуется.

Такое толкование дал Новосибирский областной суд в апелляционном определении от 13.06.2017 г. № 33-5587/2017.

Если у Вам нужна профессиональная юридическая помощь, Вы можете обратиться к нам.

Медицинский работник – это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

!Медицинский юрист
!Медицинский юрист

Права медицинских работников.

Медицинские работники имеют равные права с работниками других профессий. На них распространяются общие гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Кроме того, Трудовой РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные акты, устанавливают специальные гарантии в отношении медицинских работников, например, такие как сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные оплачиваемые отпуска для некоторых категорий медицинских работников; льготный пенсионный возраст и пр. Эти права и гарантии подробно рассматривались нами в предыдущих публикациях.

Наряду с этим, Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. в ст. 72 для медицинских работников устанавливает перечень специальных прав и мер стимулирования, а именно:

  • создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством РФ;
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
  • прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
  • стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
  • создание профессиональных некоммерческих организаций;
  • страхование риска своей профессиональной ответственности.

!Договорная работа
!Договорная работа


В дополнение к этому, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам. Источником финансирования в данном случае будут являться бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетные ассигнования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

НАПРИМЕР

Постановлением Правительства РФ № 1607 от 30 декабря 2014 г. для медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, установлены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Размер денежных выплат составляет 1200 рублей.

Постановлением Администрации Ступинского муниципального района Московской области № 482-п от 27 февраля 2015 г. установлены меры социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих медицинские услуги в Ступинском муниципальном районе.

Кроме того, нормативными актами Правительства РФ для медицинских работников установлены единовременные денежные поощрения по результатам конкурсов.

Конкурс проводится по таким номинациям как:

  • Лучший акушер;
  • Лучший лаборант;
  • Лучшая медицинская сестра;
  • Лучшая старшая медицинская сестра;
  • Лучшая участковая медицинская сестра;
  • Лучший фармацевт;
  • Лучший фельдшер;
  • За верность профессии.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 2 от 13 января 2011 г. специалистам с высшим медицинским образованием установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса врачей. Перечень номинаций достаточно широкий и установлен приложением к документу.

Номинации делятся на две большие группы: общая номинация (по врачебным специальностям) и специальная номинация:

  • За верность профессии;
  • За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека;
  • За создание нового метода лечения;
  • За создание нового метода диагностики;
  • За создание нового направления в медицине;
  • За медицинскую помощь пострадавшим во время войн, террористических актов и стихийных бедствий.

Обязанности медицинских работников и основные ограничения деятельности.

В статье 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлены границы деятельности медицинского работника. Медицинские работники, как и представители других профессий, осуществляют свою деятельность в рамках правового поля – в соответствии с законодательством РФ.

В ч.1 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлено дополнительное специальное требование о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии.

Для сведения отметим, что Первым национальным съездом врачей РФ 05.10.2012 г. принят Кодекс профессиональной этики врача РФ, который устанавливает ключевые этические моменты работы. Данный документ прошел экспертизу в Правовом департаменте Министерства здравоохранения РФ. В преамбуле к документу сказано, что его положения обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу.

Одним из запретов, продиктованных, в частности, медицинской этикой является запрет на проведение эвтаназии (ст. 42 Кодекса, ст. 45 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

!Юр.обслуживание
!Юр.обслуживание

Под эвтаназией понимается ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

Специальные обязанности медицинских работников установлены в ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Медицинские работники обязаны (ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

Ограничения для медицинских работников.

Медицинские работники и руководители медицинских организаций не в праве (ст. 74 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

  • Принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций подарки, денежные средства. Запрет касается денежных средств на любые цели, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.
  • Исключение составляют случаи вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.
  • Заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. Исключение составляют случаи предоставления для клинических испытаний;
  • Получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);
  • Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
  • Осуществлять прием представителей компаний. Исключение составляют случаи, связанные с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;
  • Выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

За нарушения требований настоящей статьи медицинские работники, руководители медицинских организаций несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (cт. 98 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Читайте также: