Картина женщина за рулем кто художник

Обновлено: 04.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Новая Третьяковка, Юрий Пименов, выставка]



Автопортрет, 1931

В Новой Третьяковке начала работу выставка классика советской живописи Юрия Пименова.



Выставка дает полное представление о творческом пути художника, о том как менялся его стиль и творческий метод.


Конечно, все знают, ставшую уже хрестоматийной, работу Юрия Пименова "Новая Москва"
Можно сказать, что она была рубежной в его творчестве, после которой он безвозвратно выработал свой новый "пименовский" узнаваемый стиль - лирический, жизнерадостный, оптимистический.

Пименов много работал не только в живописи, но и в графике, в театральной декорации и афишах. Экспозиция настолько огромная, что рассказ о ней я разделил на 2 поста- живопись и графика. Сейчас же пост о живописи





Даёшь тяжёлую индустрию, 1927, ГТГ



Футбол, 1926. Астраханская государственная художественная галерея



Две девушки с мячом, 1929, ГМИИ



Солдаты переходят на сторону революции, 1933, ГТГ



Антиимпериалистический митинг в Нью-Йорке, 1931, ГТГ



Инвалиды войны, 1926, ГРМ



Работницы Уралмаша, 1935, Екатеринбургский музей изобразительных искусств



Портрет Вари Шитаковой, 1935, ГРМ



Портрет Л.А.Ерёминой, 1935, ГТГ



Женщина в гамаке, 1934, ГРМ



Новая Москва, 1937, ГТГ
Это рубежная картина для Пименова. Композиция настолько понравилась художнику и современникам, что Пименов повторил её ещё дважды- в годы войны и в 1960 году. Дальше вы увидите картину 1944 года с аналогичной композицией и тоже девушкой за рулем. К сожалению третью картину, находящуюся в собрании Национального музея Таджикистана, не удалось привезти. Но я её покажу вам в конце этой серии картин. Там тоже девушка за рулем ))



Натюрморт с соломенной шляпой, 1939, Национальный художественный музей Латвии



Эта работа представлена на выставке только в виде мультимедийного изображения. Она находится в Русском музее, намотана на вал, потому что огромных размеров - 6 метров на 14 метров. Экспозиционные площади Новой Третьяковки не могли принять и экспонировать эту работу. Картина была в Советском павильоне на всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Её писали 7 художников во главе с Юрием Пименовым. Он был руководителем проекта. Это единственная работа в которой Пименов принял участие и где есть изображение Ленина -Сталина.



Розовая натурщица, 1940, ГТГ



Почта пришла, 1940, Самарский областной музей



Портрет Л.Н.Силич, 1940, ГТГ


Москва 1941, 1943, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева


Фронтовая дорога, 1944, ГРМ
Это вторая работа с женщиной за рулем, о чём я писал выше.



Портрет жены в белой шляпе, 1943, собрание Т.Г.Пименовой


Строительницы, 1947, Национальный художественный музей Республики Беларусь


Новый год, 1949, Белгородский музей



Воспоминание о хлебных карточках во время войны, 1963, ГТГ



Проливной дождь, 1957, ГРМ


Ливень, 1964, ГТГ


Бегом через улицу, 1963, Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки



Латвийский рынок, 1955, Национальный художественный музей Латвии



В весеннем парке, 1960, Национальный художественный музей Латвии



Лирическое новоселье, 1965, ГТГ



Свадьба на завтрашней улице, 1962, ГТГ



Кусок стекла, 1966, ГТГ



Первые модницы нового квартала, 1961, ГРМ



Франтихи, 1958, ГТГ



Новые номера, 1963, музейное объединение Музей Москвы



Новая дорога, 1964, Государственный исторический музей



Спор, 1968, ГРМ



Серьезный разговор, 1975, собрание Т.Г.Пименовой



Старые и новые вещи, 1967, ГТГ



Лирические стихи, 1965, Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки



Портрет Тани Пименовой, 1965, ГТГ


Тропинки к автобусу, 1961, Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки


Италия, 1932, Государственное музейное объединение, Архангельск



Японская девушка Киоко, 1975, частное собрание


Венеция. Лавка соломенных шляп, 1958, ГРМ


Улица Сан Доминик, 1958, ГТГ



Парижское авто, 19587, ГТГ



Венеция. Одинокая продавщица цветов, 1958, ГРМ



Служащий Лувра, 1958, ГТГ



Галина Уланова в роли Жизели, 1960, музей Большого театра



Эскиз декорации к неосуществленной постановке А.Дюма Дама с камелиями в Центральном театре Красной армии, музей Бахрушина



Эскиз занавеса



Эскиз занавеса Бесприданница МХАТ СССР, музей Бахрушина



Актриса, 1935, ГТГ


Антракт, 1972, Пермская художественная галерея


Ранние зрители, 1964, Государственный исторический музей



Портрет Татьяны Самойловой, 1966, собрание М.Г.Пименова



Москва, 1960, Национальный музей Таджикистана
Это обещанная третья работа с девушкой в автомобиле. Её на выставке нет, но я посчитал, что для полноты восприятия её надо тут поместить.

Следующий пост будет посвящен графике Юрия Пименова. Он был большой мастер и в графике.

Вокруг творчества Юрия Пименова не утихают споры. Одни считают его прекрасным живописцем , другие — типичным советским художником , прогнувшимся под власть. Да , советский быт и весь уклад жизни Пименов изображал в светлых и радостных тонах. Но что водило его кистью — свойственный этому человеку позитивный взгляд на мир , страх перед властью или банальное желание жить спокойно и благополучно? Попробуем разобраться.

Дороги Юрия Пименова. Восемь фактов о творческом пути художника

Но есть в биографии Юрия Пименова факты , которые расшатывают эту простую конструкцию.

Юрий Иванович Пименов. Весеннее окно

1. Первые шаги

Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве. Его отец был помощником присяжного поверенного , а мать происходила из купеческого рода. Учитель рисования в гимназии заметил талант мальчика и помог ему поступить в Замоскворецкую школу рисования. Немало времени подросток проводил в Третьяковской галерее , возле пейзажей Саврасова , Сомова , Левитана. Вряд ли он тогда мог представить , что через два десятка лет сам напишет картину , которая займет место в одном из залов Третьяковки. Кроме того , Юра Пименов был завсегдатаем галереи Сергея Щукина. И также , любуясь полотнами импрессионистов , скорее всего , не предполагал , что выберет именно это направление живописи. Но — не сразу.

Юрий Иванович Пименов. Московские крыши

В 1920-м Юрий Пименов поступил во ВХУТЕМАС ( Высшие художественно-технические мастерские), там он учился у Сергея Милютина , Вадима Фалилеева и Владимира Фаворского. Но на дальнейшее творчество Пименова повлияли не только учителя , но и соученики — Александр Дейнека, Александр Тышлер, Петр Вильямс, Андрей Гончаров.

Юрий Иванович Пименов. Художники в мастерской (А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов)

В 1925-м группа выпускников Вхутемаса основала ОСТ — Общество художников-станковистов. В числе учредителей были Юрий Пименов и его однокашники Вильямс и Дейнека.

ОСТ-овцы отвергали реализм

в духе передвижников , их работы по стилистике были близки к конструктивизму и европейскому экспрессионизму. Главной темой станковистов стала жизнь молодой советской страны — труд , спорт Картины Пименова в этот период — яркие и динамичные , их отличает графичность и четкость композиции.

Юрий Иванович Пименов. Футбол

Юрий Иванович Пименов.

Юрий Иванович Пименов. Инвалиды войны

Юрий Иванович Пименов. Пианист

Юрий Иванович Пименов. На Северном фронте. Взятие английского блокгауза

Юрий Иванович Пименов. Порт

Юрий Иванович Пименов. Бега

3. Странствия по миру

В 1920−30-х советское государство еще не отгородилось железным занавесом , а напротив , стремилось презентовать во всем мире свои достижения , в том числе и в искусстве. Так что молодых художников критиковали за буржуазность , но в то же время они могли участвовать в крупных международных выставках и выезжать за рубеж.

Юрий Иванович Пименов. Венеция. Лавка соломенных шляп

Юрий Иванович Пименов. Венеция. Одинокая продавщица цветов

Юрий Иванович Пименов. Венецианские окна

Юрий Иванович Пименов. Физкультурный парад

4. Попутчица

В 1931 году Юрий Пименов женился на машинистке-стенографистке Наталье Бернадской. Они прожили вместе всю жизнь. Наталья Константиновна стала не просто женой художника и , как это часто бывает , его моделью и музой , но и помощником. Она училась у Пименова , со временем сама стала художником театра и помогала мужу в создании театральных костюмов.

Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе. Юрий Пименов. 1943. Источник Пименов писал: «В моей жизни жен

Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе. Юрий Пименов. 1943. Источник

5. Крутой поворот

Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше

Надо сказать , что критика , даже самая безжалостная , в 1920-х была лишь частью творческой полемики и не приводила к каким-либо репрессиям. Но постепенно ситуация стала иной. В 1932-м постановлением партии все существовавшие творческие объединения были ликвидированы. Взамен был создан единый для всех Московский областной союз советских художников ( со временем он станет Московским отделением Союза советских художников).

В 1934 году на Первом съезде советских писателей единственно верным методом для всей советской культуры был признан социалистический реализм

Мы продолжаем наш рассказ, о проходящей выставке Юрия Пименова в Третьяковской галерее на Крымском валу.

IMG-9805

С начала 1930 х годов Пименов меняет интонацию и стиль своего искусства. Отказываясь от напряженной экспрессионистической манеры, он обращается к мягкости французского импрессионизма.

IMG-9801

Любовь Николаевна Силич – театральный художник, много работала в кино и цирке как художник по костюмам. Жена художника Фёдора Антонова. Заслуженный деятель искусств РСФСР(1960).

IMG-9815

IMG-9816

IMG-9803

Лидия Александровна Еремина (1890–1950)— врач-микробиолог, друг семьи Пименовых.

IMG-9807

IMG-9783


IMG-9784


IMG-9787

IMG-9789


IMG-9790


IMG-9792

IMG-9793

IMG-9795

IMG-9781

IMG-9782

По воспоминаниям Зерновой, готовое панно дважды пришлось переделывать. Во второй визит правительственная комиссия сказала то же самое: людей можно принять, но архитектура нуждается в коренной перестройке. После долгих переговоров архитекторов между собой и с Пименовым договорились, что остаются боковые кулисы, то есть правая и левая части архитектуры, а центрально расположенные здания уйдут очень далеко, погрузятся в воздушную дымку и станут еле различимыми. Понадобились еще килограммы белил и неделя напряженного труда. Наконец, все было закончено—правительственная комиссия приняла панно. Оба панно навернули на огромные катушки-валы и отправили в Нью-Йорк.

IMG-0014

IMG-0016

IMG-0018

IMG-0019

IMG-0021

IMG-9826

IMG-9825

Работы, посвященные войне, составляют особую главу в творчестве художника. Несмотря на то, что он выезжал в командировку на фронт, в работах этих лет Пименов показывает не сцены сражений, а героические будни Москвы и Ленинграда.

IMG-9832

IMG-9830

IMG-9835

В годы войны Пименов повторно обращается к изображению автомобилистки, но изменившаяся реальность трансформирует весь образный строй произведения. За рулем сидит та же самая девушка, что на картине 1937 года, художник словно дает нам возможность проследить за ее судьбой, но солнечные дни мирной Москвы сменились зимними военными буднями. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Героиня так же свободно ведет машину, более того, пассажир, мужчина на голову выше нее, кажется, полностью полагается на мастерство шофера. Перед ними открываются разбомбленные окраины города. Взятая художником точка зрения дает возможность зрителю ощутить себя участником этих событий

IMG-9836

Приходите в музей прикоснуться к творениям художника, погрузиться в мир нашей Москвы довоенной, и в ее роковые военный будни. Третьяковская галерея дает вам уникальный шанс увидеть полотна Юрия Пименова в одном месте и проследить как менялось его творчество с течением времени.

Выставка продлится до 22 января 2022 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка, залы 39–39-42
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 300 руб, 250 руб, бесплатно. Подробнее тут.

Настоящим открытием проекта станут работы, которые художник собственноручно уничтожил. Теперь их воспроизведут на металле по фотографиям 1920-х годов.

Мастер ликвидировал их после радикального творческого переворота

Юрий Пименов. "Новая Москва"

Всего на выставке представят более 170 произведений: 85 живописных картин, а также графику, афиши и мультимедийную инсталляцию с изображением гигантского панно, которое некогда произвело фурор в Нью-Йорке.

Поразительно, но это первая персональная выставка прославленного живописца, сценографа, писателя и педагога Юрия Пименова в Третьяковской галерее. Музей, что называется, созрел, чтобы по-новому прочитать творчество этого легендарного автора, любимого как советской, так и современной публикой. Проект откроется 8 сентября и простоит аж до 9 января, чтобы его успели посетить все желающие. Выставку открыли бы и на большой срок (масштабная и готовилась долго), но графику нельзя показывать более четырех месяцев.

– Пришел момент, когда мы достигли такого уровня знаний про советский период, что можем не делить его на черное и белое, – говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – После серии выставок, посвященных периоду оттепели и застоя, мы начала по-другому писать и исследовать советское искусство. Мы иначе относимся и к творчеству Пименова. Созрела кураторская мысль.

Его творчество можно разделить на три периода. До второй половины 1920-х годов он близок к авангарду, его живопись наполнена экспрессией, контрастными цветами, фигуры угловаты и графичны. Но в 1931-м художник переживает переломный момент, после которого его стиль резко трансформируется. Тогда его художественный язык становится совсем другим – в нем появляется тот самый свет, романтизм, легкость и радость.


В 50-60-х он снова меняется – в его творчестве больше плакатности, при этом в фокусе его зрения все равно главное – человеческий подход к сюжету: он пишет то, что волнует всех и каждого. Даже путешествуя по Италии, он рисует не пейзажи, а людей, причем так, чтобы мотивы были созвучны сознанию того времени – периода застоя, когда надежда на светлое будущее, появившаяся в годы оттепели, померкла.

Однако после радикального творческого переворота художник стал уничтожать свои ранние работы. Он даже забрал многие из музеев, предложив взамен новые. Всего было уничтожено 12 произведений, в основном это были масштабные панно. 8 из них будут воспроизведены на металле специально для персональной выставки в Третьяковке по фотографиям из старой прессы и каталогов. Благо, такие документальные материалы сохранились, поскольку творчество Пименова во все времена приковывало внимание публики, им восхищались, его ругали, но о нем всегда говорили.

Особый раздел выставки будет посвящен панно размером 9 на 14 метров, которое было представлено на международной выставке в Нью-Йорке 1939 года. Тогда панно вызвало большой резонанс, однако оно служило скорее фоном для модели проекта Дворца Советов Бориса Иофана. Дворец со 100-метровой фигурой Ленина наверху должен был стать центром новой советской Москвы и самым высоким зданием в мире (высотой 415м). Его планировали возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя.

Панно Пименова после выставки в Нью-Йорке показывалось лишь однажды – в 1994 году в Русском музее, где оно хранится в фондах по сей день. По состоянию сохранности его невозможно привезти в Москву, но сотрудники петербургского музея сделали детальную фото- и видеосъемку, на основе которой создан фильм. Его и покажут в Третьяковке.


Читайте также: