Имеет ли право логопед делать логопедический массаж без медицинского образования

Обновлено: 07.07.2024

Логопедический массаж - метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки тела человека. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Логопедический массажиспользуется для коррекции различных нарушений: алалии, афазии, заикания, дизартрии. Комплексы массажа способствуют нормализации артикуляционного праксиса, улучшают дикцию, что нормализует просодическую сторону речи.

Логопеды не всегда используют массаж на занятиях, но его положительное влияние безусловно.

Физиологическое действие логопедического массажа

В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой.

Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему, а обратная импульсация по эфферентным путям поступает в ткани и мышцы. В результате меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные или сниженные рефлексы. В целом, формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функции центральной нервной системы.

Массажоказывает прямое и рефлекторное воздействие на различные системы организма: на нервную систему, на кожу и подкожно-жировую клетчатку, на кровеносную и лимфатическую систему, на мышечную систему, связочный аппарат и суставы, на общий обмен веществ.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Виды логопедического массажа

Выделяют следующие виды логопедического массажа:

Классический (ручной, точечный (лечебный) и аппаратный (зондовый) массаж.

Классический (ручной) массаж включает следующие приемы работы: поглаживание, разминание, расслабление мышц.

Точечный (лечебный) – один из видов рефлексотерапии, представляет собой механическое воздействие пальцами или заменяющим их инструментом. Приемы работы: захватывание и пощипывание, точечное постукивание, вибрация и др.

Аппаратный (зондовый) массаж предназначен для восстановления речевых функций.Используются следующие приемы: скольжение, плотное нажатие, поглаживание зондами.

Основные приемы массажа

Поглаживание: поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное.

• Вибрация и поколачивание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

• Сила массажа – это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж, средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.

• Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.

• Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.

Таким образом, приемы массажа изменяют функциональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая её возбудимость.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа не применяются, а используются, как правило, комплексы приёмов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажа.

Методические рекомендации по проведению гимнастики

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приёмам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приёмами массажа и реже – предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движений, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3-5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры. Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т. п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и. т. п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика влияет на подвижность органов артикуляции, увеличивает объём и силу движений, развивает гибкость артикуляционных органов (губ, языка).

Артикуляционная гимнастика включает статические и динамические упражнения, направленные на тренировку мышц губ, нижней челюсти, языка. Они необходимы для правильной постановки звуков.

При выполнения статических упражнений ребенок фиксирует в одном положении орган артикуляции: язык, нижняя челюсть, губы. В ходе динамических упражнений органы артикуляции ритмично двигаются.

Для выполнения интереса ребенка к упражнениям во время его выполнения логопед может читать стихотворения.

Массаж языка

Во время массажаиспользуются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов, мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот - свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом). Массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку.

Длительность массажа – 5-7 минут. Курс – 10-14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.

- продольное, поперечное, кругообразное, поглаживания;

- кругообразное спиралевидное растирание;

- продольное кругообразное надавливание, разминание;

- ударная прерывистая или непрерывная вибрация.

При этом надо учитывать, что сторона, куда отклоняется язык – спастичная. Её нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона – вялая. Для её массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.

При напряженном языке проводится расслабляющий массаж, а при вялом языке – тонизирующий массаж. Расслабляющий массаж языка осуществляется при повышенном тонусе (гипертонусе) мышц с целью их расслабления. В основе этого массажа – поверхностные движения. Тонизирующий массаж осуществляется при пониженном тонусе (гипотонии) мышц с целью их укрепления. В основе этого массажа - энергичные, глубокие движения.

При посинении языка происходит слабый отток крови, движения поэтому направляются от кончика языка в сторону спинки и корня. Такие же движения выполняются и при спастичном (напряженном) языке.

При побелении языка происходит слабый приток крови, поэтому движения направляют к кончику языка. Такие же движения выполняются и при паретичном (вялом) языке.

Хорошо проводить сеансы массажа не только руками, но и используя механические приспособления. Например, зубную щетку, шпатель, массажные логопедические зонды.

Практический опыт показывает, что сочетание специальной гимнастики, комплексов упражнений для постановки звуков, массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное – сократить сроки постановки звуков.

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Планирование игрового массажа в старшей группе Планирование игрового массажа в старшей группеСентябрь: "Разотру ладошки сильно" Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь.

Работая над исправлением нарушения речи, логопед-дефектолог использует разные способы и подходы. Одним из них является логопедический массаж как способ механического воздействия на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

Может ли массаж быть логопедическим?

Все знакомы с понятием массажа в целом, полезность которого при многих состояниях не подвергается сомнению. Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

Детям часто назначается логопедический массаж при дизартрии, голосовых нарушениях, ЗРР и ЗПРР, коррекции речевых нарушений, сопровождающих ДЦП и другие неврологические заболевания.

В результате улучшения движения крови и лимфы происходит также более активное кровоснабжение сосудов головного мозга, что влияет на его функционирование и процессы восстановления ЦНС.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

  1. Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
  2. Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
  3. Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
  4. Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
  5. Уменьшения слюнотечения.
  6. Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.

Логопедический массаж может быть:

  • Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.
  • Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.
  • Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.
  • Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.

По своему назначению логопедический массаж разделяется на:

  • активизирующий работы артикуляционных мышц
  • расслабляющий.

Когда ребенку нужен логопедический массаж?

Чаще всего этот логопедический массаж используется при коррекции дизартрии. На его фоне эффективность работы логопеда по постановке звуков заметно повышается.

Также массаж полезен при коррекции речи в сочетании с имеющимися неврологическими нарушениями. В частности — у детей с диагнозом ДЦП. Массаж снимает спастику лицевых мышц, типичных для этого заболевания.

Кроме того, массаж может быть назначен при:

  1. ринолалии;
  2. заикании — однако не во всех случаях и с осторожностью;
  3. задержке речевого развития и психического;
  4. моторной алалии;
  5. медленной автоматизации звуков при дизартрии.

В связи с положительным воздействием на работу кровеносных сосудов и улучшением кровообращения мозга логопедический массаж также довольно часто назначается и взрослым, имеющим проблемы с восстановлением речи после инсульта.

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания.
  2. Гнойничковые болезни кожи.
  3. Повышенная температура тела у ребенка.
  4. Строгое противопоказание — эписиндром, эпилепсия в анамнезе!
  5. Перенесенная недавно ангина. Перед началом курса массажа необходимо подождать после выздоровления не менее 7-10 дней.

Как проводится логопедический массаж

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Для родителей мы предлагаем информацию о том, как должен проводиться логопедический массаж:

  1. Назначение должно происходить только после проведенного обследования
  2. Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.
  3. Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.
  4. В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.
  5. Манипуляции не должны быть болезненным.
  6. Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.
  7. Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.

Родители должны понимать, что логопедический массаж — это не панацея. Если вашему ребенку проводится такая процедура, не следует расслабляться и считать, что проблема решена. Массаж — только кусочек общего пазла, из которых состоит коррекционная работа. Для достижения результата он должен сочетаться со специальными логопедическими занятиями и выполнении заданий дома.

Покопалась на форуме , но ничего конкретного не нашла.
Как выяснилось , эта не очень приятная процедура может не принести результатов(((
Потому ищется специалист, район значения не имеет, главное, чтобы действительно был результат.
Заранее всем благодарна за информацию о таких специалистах.

Т.к. тема является архивной.

Ходили с внучкой в Диво на Родионова, ходили с удовольствием, у нас тонус языка снижен, результат есть. Насчет того, что процедура неприятная -все зависит от ребенка, у некоторых детей возникает рвотный рефлекс, это неприятно, у нас все было замечательно.

Т.к. тема является архивной.

Вот и у нас есть Диво рядом, но что-то доверия не вызвали у меня ни отзывы , ни сами работники (((( а к кому на Родионоваходили , фамилию не помните?

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

а сколько раз в итоге и как часто вы делали?
мы у нее просто старшему речь ставили
теперь вот с младшей думаю что делать

Т.к. тема является архивной.

Минимальный курс - 10 сеансов каждый день, кроме выходных, через два месяца по итогам консультации повтор, но т.к.мы попадали в летние каникулы, сделали еще 4 сеанса, получили рекомендации, какие упражнения делать летом. Ирна Алигеровна сказала, что звуки могут встать за лето, тогда повторного массажа не потребуется. Хочу сказать, что после недели массажа исчезла каша, некоторые звуки еще нечеткие, но уже понятно, что ребенок говорит.

Т.к. тема является архивной.

Мы начали делать логомассаж у Саши на интенсив курсах у Ирок:) - резальтат был. главное ч.бы это было регулярно а не разовая встреча, тогда и эффект заметнее. Т.к. по ряду причин не смогли продолжить у Ирок то стала искать по ближе к дому так нашла ДИВО на Родионова.
Ирина Алигеровна Кэпэстру - делает именно зондовый массаж в Диво. ребенок в целом охотно шел на занятия. Положительное впечатление от центра в целом. Результаты есть.

Т.к. тема является архивной.

Большое спасибо за информацию, в другом филиале нарвалась на полную некомпетентность, а вот на Родионова у всех отзывы хорошие.
Будем теперь рассматривать несколько вариантов. Спасибо еще раз!

Т.к. тема является архивной.

Детки разные, поэтому кто-то абсолютно спокойно лежит, кого-то уговаривать-развлекать в 10 рук приходится), дочка у меня с 1,6 лет сама просилась.

На счет результатов - все зависит от проблемы изначально, и конечно, давать какую то гарантию на результат ни кто не может(

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Врач сказал , что в нашем случае все зависит только от специалиста, если все будет грамотно проведено, то результат должен быть 100% , но руки и щетки нам не помогут, нужны зонды(((

Т.к. тема является архивной.

Да кто вам сказал что руки не помогут? Есть разные методики, но в НН очень мало специалистов, которые руками умеют делать хороший массаж.
Главное найти не логопеда, а именно медика с сертификатом по массажу, который учился несколько месяцев его делать, несколько месяцев обучения. а не 36 часов интенсива по зондовому массажу. Зонды очень специфическая вещь, лучше обойтись без них.
Сейчас не могу посоветовать никого(, врач, который помог моему ребенку уже не делает массаж, могу дать контакт, но она даже нас не берёт, хотя эффект был просто потрясающий, утверждаю как специалист.

Т.к. тема является архивной.

Зонды вполне себе хорошая вещь, особенно, если ими умеют пользоваться. А руками, действительно, можно много лишнего намять. И далеко не каждая логопроблема требует усиленного ручного массажа, иногда он вообще может навредить.
Опять же относительно курсов. Если 36 часов у тети Маши, которая детей в глаза не видела это одно, а если 36 часов практики у человека, который разработал методику и много лет оттачивал ее на множестве пациентов это совсем другая тема.

Т.к. тема является архивной.

Что значит усиленный ручной массаж и кто будет нарочно вредить ребенку?
Не на столько важно сколько клиентов принял человек разработавший методику, сколько важно количество тренировок самого обучающегося и его образование. Если у человека мед. образование, то это одно дело и другое дело, что у нас куча логопедов эти корочки получила, хотя логопед не имеет права делать массаж.

Т.к. тема является архивной.

Усиленный ручной массаж это скорее к тем, кто пишут, что ребенок от массажа должен плакать, иначе не поможет.

То есть не важно, что человек, разработавший методику, толком ее не опробовал =-O то есть валяй-не хочу, главное, у меня есть диплом медколледжа?

Я считаю, что и после 36 часового интенсива можно научиться, вопрос кто этот интенсив проводил и как. Безусловно, как раз-таки преподавать должен человек с медобразованием и опытом, чтобы элементарно объяснить какие мышцы на что и как реагируют.

Про то, что логопед не имеет права делать массаж - логопед с дипломом педвуза имеет на это полное право, это официально задокументировано. И в педвузах дают и неврологию, и анатомию физиологию органов речевого аппарата (как раз про мышцы и проч), и приемы логомассажа. На практике мы были, например, в инклюзивном детском саду, где массаж делали как детям обычным, так и с особенностями здоровья.

Хотя лично мне после обучения в универе все равно хочется пройти тот самый курс 36 часов у кого-то из разработчиков методик или их непосредственных учеников. Чисто для себя.

Этот текст соответствует требованиям медицинской литературы, медицинским установкам и современным исследованиям и был пересмотрен медицинскими работниками. Источники и автор.

Каждому человеку нужно, чтобы его понимали. Он хочет быть услышанным. Но существует немало ситуаций, когда высказаться довольно сложно, так как нарушена работа речевого аппарата. Улучшить звукопроизношение и вернуть красивую речь после инсульта, помочь правильно произносить слова и связно формулировать свои желания в раннем возрасте – именно такие задачи ставят перед собой специалисты по логопедическому массажу.

логопедический массаж

Логопедический массаж: показания и противопоказания

Логопедическая коррекция – это система специальных упражнений и видов массажа, развивающая правильную работу органов речи. То есть такие манипуляции будут полезными и оправданными, когда речь идет о нарушениях подвижности мышц мимических, а также языка, щек и губ.

Стоит заметить, что логопедический массаж – далеко не самая приятная процедура и уже тем более – не панацея от всех проблем с речью. А потому советовать его всем на всякий случай – попросту глупость. Решение о целесообразности такого лечения должен принимать врач.

Кому же такая процедура может помочь? Логопедический массаж назначается взрослым и детям, у которых наблюдается проблема с речью, и тем, у кого нарушена жевательная функция. Такие манипуляции показаны в случаях:

  • Дизартрии — когда нарушена иннервации мышц речевого аппарата.
  • Ринолалии– когда нарушена резонаторная функция носовой полости (синдром гнусавости).
  • Механической дислалии – когда имеет место укороченная подъязычная связка.

Также логопедический массаж иногда назначают при заикании. Но делать манипуляции в этом случае следует очень осторожно и только с разрешения врача.

Важно также знать, что логопедический массаж показан не всем, и даже наоборот – многим противопоказан. Его нельзя делать, если:

  • человек склонен к судорогам, болен эпилепсией;
  • у пациента лихорадка или в организме есть острые воспалительные процессы;
  • есть склонность к носовым кровотечениям;
  • у пациента конъюнктивит;
  • есть кожные заболевания;
  • пациент – аллергик;
  • есть стоматит, герпес;
  • наблюдается увеличение лимфатических узлов;
  • есть тошнота и рвота;
  • диагностирована онкология.

Даже при сильной усталости или нестабильности психического здоровья логопедический массаж не назначают.

Мануальный и инструментальный логопедический массаж

Различают разные типы такой коррекции. По способу проведения процедур, можно выделить:

– мануальный массаж – когда манипуляции делают при помощи рук (в стерильных перчатках);

– инструментальный – с использованием специальных зондов.

Также процедуры отличают по назначению: одни призваны расслабить артикуляционные мышцы, другие – активизировать их.

Независимо от типа манипуляций, делать их должен специалист. Тогда можно ожидать позитивных результатов.

Цель логопедического массажа

О каких именно результатах мы говорим? Как ни крути, а подыскивая для себя или для своего ребенка массажиста, мы ждем, что уже после первых сеансов речь наладиться, мышцы будут работать более правильно и как следствие – улучшиться звукопроизношение. Но для достижения этих целей нужно время.

логопедический массаж

Дело в том, что у многих детей с проблемами речи нарушено кровоснабжение ствола головного мозга и иннервация мышц речевого аппарата. В результате ребенок просто не способен контролировать работу этих мышц. Логопедический массаж как раз призван помочь организму вернуть себе этот контроль. Постепенно.

Чего же можно добиться при помощи логопедического массажа?

  1. Улучшить работу и подвижность мимических мышц, а также мышц языка, щек и губ.
  2. Повысить чувствительность речевого аппарата.
  3. Снизить повышенный тонус мышц, которые отвечают за произношение звуков.
  4. Решить проблему с усиленным слюнотечением.

Особенности проведения детского логопедического массажа

Есть ли отличия между взрослым и детским логопедическим массажем? Конечно да. И дело не только в применяемой силе или техниках. Будем честными – не каждый ребенок позволит неизвестному человеку сделать такие манипуляции. А потому детский логопедический массаж требует не только профессионализма массажиста, который прошел специальное обучение, но и его умения работать с маленькими пациентами. То есть таланта наладить контакт, чтобы процедуры были добровольными.

На первых сеансах манипуляции должны быть максимально безболезненными, чтобы ребенок смог довериться этому незнакомому человеку на следующих занятиях. В то же время требуется терпение и со стороны родителей. Не стоит ожидать мгновенных результатов или настаивать на интенсивности манипуляций с первого дня. Достаточно правильно выбрать специалиста, которому вы сможете доверить здоровье своего ребенка и которому сможет довериться ваш ребенок.

Вся информация, изложенная в блоге, носит информационный характер и не заменяет очной консультации врача!


Современные логопеды имеют в своем арсенале много различных способов постановки звуков и нормализации речи. Один из наиболее эффективных и весомых в глазах родителей – логопедический массаж. Это весьма эффективный современный метод логопедического воздействия, в результате которого удается изменить состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов, тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж проводится при наличии определенных показаний. Полезен будет он при ринолалии, механической дислалии, заикании и дизартрии. Массаж при дизартрии позволяет подготовить речевой аппарат детей к дальнейшим логопедическим занятиям.

Что такое дизартрия

Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС. В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме. Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.

Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:

  1. Вялой называют дизартрию, возникающую в результате повреждения подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Сбой нервно-мышечной передачи приводит к периферическому параличу артикуляционных мышц. Такой вид может сопровождаться расстройствами глотания и является частью бульбарного синдрома.
  2. Спастическая дизартрия наблюдается при двухстороннем параличе мускулатуры, развивающемся при двухстороннем поражении передних центральных извилин. Эта форма включена в псевдобульбарный синдром.
  3. Односторонняя верхнемотонейронная дизартрия наблюдается при одностороннем поражении центральных передних извилин.
  4. Атактическая дизартрия развивается в том случае, если поражение затронуло мозжечок или его проводящие пути. При таком виде расстройства речь становится скандированной, нарушается модуляция, постоянно меняется громкость.
  5. Гиперкинетическая дизартрия является разновидностью экстрапирамидной формой расстройства. Причиной ее формирования является нарушение работы подкорковых узлов, а также их нервных связей. Такая дизартрия представляет собой гиперкинез – состояние, когда движения мышц бывают непроизвольными и внезапно возникающими. Может сочетаться с гиперкинезами различной локации.
  6. Гипокинетическая форма также относится к экстрапирамидной дизартрии, возникающей после поражения подкорковых узлов. Большинство случаев наблюдаются при паркинсонизме. Речь невыразительная и замедленная.
  7. Смешанной называют дизартрию, которая развивается на фоне многоочагового поражения нервной системы. Часто возникает в результате травм. В этом случае наблюдается сочетание различных механизмов возникновения дизартрии.

Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.

Дизартрия является расстройством речи, которое сложно поддается коррекции. Прогноз во многом зависит от состояния дизартрика и степени поражения его ЦНС.

Лечение дизартрии

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.

Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:

  1. Медикаментозная терапия. Усилия врачей будут направлены на устранение неврологического дефекта. Если повреждения ЦНС не обратимы, то лекарственные препараты назначаются для стабилизации состояния пациента.
  2. Процедуры, направленные на общее укрепление организма.
  3. Физиотерапия. При дизартрии будет полезна лечебная физкультура, рефлексотерапия и иглоукалывание. Все это позволяет нормализовать тонус мышц и двигательную способность органов артикуляции.
  4. Логопедические занятия. Сделать речь идеальной при дизартрии вряд ли получится. В большинстве случаев целью работы логопеда является достижение речи, которая была бы понятна окружающим.

Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.


Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

  • расслабляющиймассаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие. На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны. Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;
  • укрепляющиймассаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Противопоказания

Хоть логопедический массаж и абсолютно безопасная процедура, но все же существует ряд противопоказаний к такому воздействию. Категорически запрещено осуществлять механическое воздействие на оральную мускулатуру в таких случаях:

  1. Лихорадка и острые воспалительные процессы.
  2. Инфекционные заболевания кожи, грибок.
  3. Болезни крови, кровоточивость и кровотечение.
  4. Трофические расширения вен.
  5. Гнойные процессы на различных участках тела.
  6. Патологические состояния сосудов.
  7. Туберкулез в активной форме.
  8. Аллергии.
  9. Опухолевые образования (злокачественные и доброкачественные).
  10. 10. Заболевания органов брюшной полости.
  11. 11. Реабилитационный период после хирургических операций.


Нельзя также применять такой массаж при работе с пациентами, имеющими психические расстройства. Особенное если для них характерно чрезмерное возбуждение.

Приступать к логопедическим занятиям можно будет после полного выздоровления или перехода хронического заболевания в вялотекущую фазу.

Инструменты

В ходе массажа могут быть использованы особые приспособления – специальные логопедические зонды. Поскольку наиболее эффективными они являются при работе с дизартриками, то их часто называют дизартрическими зондами.

Впервые такие приспособления стали использовать в школе глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком стал директор этой школы, врач и сурдопедагог А. Гутцман. В то время царила мода на всевозможные технические приспособления и лечение при помощи механических устройств. Позднее зонды Гутцмана модернизировал и использовал в своей практике отечественный сурдопедагог и логопед Ф.А. Рау. С небольшими изменениями эта модификация дошла до наших дней.

Сейчас существует несколько типов зондов, но наиболее известными являются:

  • дизартрические зонды Скляренко. Были разработаны в 1992 году. В набор входит пятнадцать приспособлений, выполненных из пластмассы или металла. Каждый из зондов предназначен для воздействия на определенную зону;
  • набор логопедических зондов Е.В. Новиковой входит восемь специальных приспособлений. Их необходимо применять согласно авторской методике, разработанной логопедом в 2000 году.


Широкое применение в логопедической практике зонды приобрели лишь недавно. В ХХ веке общественность была плохо информирована о подобных приспособлениях, да и изготавливались они практически вручную в единственном экземпляре.

Несмотря на то, что сегодня у логопедов есть больше возможностей по использованию таких инструментов, логопедические зонды применяют немногие специалисты и лишь в особо тяжелых случаях. Связано это с тем, что дети пугаются странных металлических предметов, которые им пытаются засунуть в рот. Из-за этого логопеды при работе с дизартриками по-прежнему пользуются медицинскими шпателями, ватными палочками, резиновыми сосками и другими подручными средствами.

Что делать в домашних условиях

Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.

Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:

  1. Пальцевый массаж. Проводится при помощи носового платка или тканевой салфетки. Можно также использовать напальчники, продающиеся в обычных аптеках.
  2. Массаж чайными ложками. Их можно использовать для лица и разминания языка. В данном случае ложка будет выполнять функцию логопедического зонда. Перед массажем ее нужно хорошо вымыть и обдать кипятком.
  3. Использование зубной щетки. Ворсинки помогут хорошо размять язык. Щеткой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, я также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа нужно использовать новую щетку, специально купленную для занятий.

Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.

Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и выраженности нарушений.

Что нужно знать


Несмотря на то, что логопедический массаж при дизартрии можно выполнять в домашних условиях, все же не следует это делать без предварительной консультации с логопедом и неврологом. Если использовать приемы механического воздействия неправильно, то можно навредить ребенку, страдающему дизартрией.

Чтобы логопедический массаж принес пользу, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • лечение дизартрии проводится врачом. Все этапы должны контролироваться специалистами;
  • во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера;
  • ребенок во время логопедического массажа должен лежать. Но в некоторых случаях допускается выполнение упражнений сидя;
  • логопедический массаж будет результативен лишь при комплексном подходе. Следует понимать, что механическое воздействие на речевую мускулатуру должно обязательно сочетаться с работой по постановке звуков и речевого дыхания, развитием мелкой моторики.

Как правило, речевые расстройства у детей диагностируются в пятилетнем возрасте. Но если ваш ребенок в группе риска или вы заметили у него проблемы с произношением, то стоит сразу обратиться к специалисту. Ведь чем раньше начать сеансы логопедического массажа при дизартрии, тем успешнее будет лечение.

Найти хорошего логопеда сегодня достаточно просто. Но важно оценить не только профессионализм выбранного специалиста. Очень важно, чтобы он нашел контакт с вашим ребенком. Малыш должен с радостью идти на занятия, тогда эффект от проделанной работы будет более заметным. Это правило работает также и в отношении врачей.

Чуткие, грамотные специалисты ведут прием в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре. Здесь можно получить консультации врачей различных специальностей.

Читайте также: