К кому твердила может предъявить претензии по поводу возврата долга

Обновлено: 30.06.2024

Досудебный порядок урегулирования спора – довольно эффективный способ разрешить конфликт интересов или взыскать долг без суда. В каких случаях досудебное урегулирование обязательно? Как правильно составить претензию или жалобу, чтобы сохранить деловые отношения и получить добровольное исполнение своих требований?

ЧТО ЗНАЧИТ – ВЫПОЛНИТЬ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА?

О конкретной форме такого обращения в законе не говорится. В большинстве случаев это досудебная претензия. Иногда – предупреждение, например, когда арендодатель планирует расторгнуть договор аренды (ст. 619 ГК РФ). В спорах с ФНС и другими контрольно-надзорными органами – это жалоба.

Досудебный порядок урегулирования спора может быть также реализован с использованием переговоров, медиации или другой примирительной процедуры, если такой способ указан в договоре как обязательный.

КОГДА ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ОБЯЗАТЕЛЕН?

Досудебный порядок урегулирования спора обязателен, если такое условие есть в вашем договоре, или такая обязанность прямо указана в законах (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ и т. д.).

Нельзя сразу подавать заявление в суд, если для вашего спора предусмотрен обязательный досудебный порядок. Иск вернут или оставят без рассмотрения.

Досудебное взыскание долгов по договорам, другим сделкам или возникшим вследствие неосновательного обогащения всегда предполагает обязательный досудебный порядок.

По каким ещё спорам обязательно писать претензию (жалобу):

  • о взыскании обязательных платежей и санкций;
  • об обжаловании решений налоговой службы;
  • о расторжении, изменении договоров;
  • об отказе в государственной регистрации компаний, ИП;
  • о выплатах по договору ОСАГО и др.

Здесь есть полный перечень видов споров с обязательным досудебным порядком.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК – НЕ ПРОСТО ФОРМАЛЬНОСТЬ

Обязательный досудебный порядок – не просто формальность. Его преимущества в том, что вы можете:

  • договориться о выгодном для сторон решении;
  • сэкономить десятки и даже сотни тысяч рублей на судебных расходах: оплате госпошлины, проведении экспертиз, оценок и т. д.;
  • сэкономить время (от 3 месяцев и более);
  • сохранить репутацию и здоровые отношения с контрагентами.

Даже если имеется серьёзный конфликт интересов, всегда есть шанс решить проблему без суда, если привлечь независимого медиатора и грамотно составить претензию (жалобу).

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ПРЕТЕНЗИЮ?

Претензия – это письменное обращение, в котором кредитор излагает суть и основания своих требований, указывает срок их удовлетворения и предупреждает должника о возможном обращении в суд в случае своевременного неисполнения этих требований.

Что обязательно должно быть в претензии, чтобы досудебный порядок считался соблюдённым:

В первую очередь, посмотрите, есть ли в вашем договоре пункт о том, как должна быть направлена досудебная претензия. Если есть, то направьте согласно договору.

Если нет, отправьте ценным письмом с описью и уведомлением (это предпочтительный способ отправки претензии).

СОХРАНИТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Сохраните квитанции об отправке, претензию с отметкой о принятии, распечатки электронной переписки, заверенные у нотариуса. Все доказательства нужно будет прикрепить к исковому заявлению, иначе суд оставит иск без движения (ст. 126, 128 АПК РФ) или без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).

СКОЛЬКО ЖДАТЬ ОТВЕТ НА ПРЕТЕНЗИЮ?

Если в течение срока, который вы указали в претензии, вам не перевели деньги или не выполнили другие требования, обращайтесь в суд.

Срок ожидания перед подачей в суд не может быть меньше, чем указан в вашем договоре, или даётся по закону для досудебного урегулирования по данной категории споров. Если не выдержать положенный срок, то суд вернет иск.

Например, согласно ч. 5 ст.4 АПК РФ, срок на досудебное урегулирование по спорам о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, не может быть меньше 30 календарных дней со дня направления претензии (если иные сроки не установлены законом или договором).

Если не знаете, сколько ждать ответ на претензию, прежде чем подать иск, рекомендуем выждать 30-дневный срок с того дня, когда вы направили претензию.

Фото: Shutterstock

[. ] Жалоба — отражение субъективной оценки клиентом сложившейся ситуации. Она не всегда показывает реальное состояние дел и может не иметь оснований. Необоснованная претензия, как правило, содержит несправедливые упреки, а иногда и клевету. При этом в любом случае важно сохранить с клиентом деловые отношения, внимательно и как можно скорее решить спорный вопрос и улучшить качество контакта.

Специалисты по деловой переписке выделяют ряд компонентов работы с необоснованной жалобой, из которых мы составили алгоритм.

Алгоритм работы с необоснованными претензиями клиентов

1. Выражение сожаления

  • Поблагодарите за жалобу. Объясните, почему компания признательна за обращение, за что конкретно благодарит клиента. Выразите понимание, откликнитесь на эмоциональное состояние клиента.
  • Выразите сожаление по поводу сложившейся ситуации и мнения / впечатления клиента, его мыслей и чувств.

2. Объяснение позиции компании и заключение о необоснованности претензии

  • Обозначьте отсутствие вины компании в сложившейся ситуации и приведите соответствующие аргументы, в том числе ссылки на документы.
  • Дайте четкое объяснение фактам, изложенным в претензии.
  • Поясните позицию компании по обсуждаемому вопросу.

3. Оповещение о принятых решениях

  • Обозначьте, что вы приняли эту информацию во внимание. Опишите решения.
  • Предложите клиенту действия, направленные на решение проблемы, предупреждение ее повторного появления.

4. Примирение

  • Подтвердите желание и готовность сотрудничать. Если возможно, предложите компенсацию.

Рассмотрим этот алгоритм подробнее на примере.

Вы работаете в медицинской клинике. К вам поступила претензия от Ивановой Аллы Семеновны, постоянного клиента вашей компании. Около недели назад она сдала несколько анализов. После этого на прием к специалистам не являлась и результаты исследований не получила. По словам Аллы Семеновны, она, будучи в заграничной поездке, попала на прием к хорошему диагносту местной медицинской организации. Заявитель позвонила в вашу клинику с просьбой выслать ей на адрес электронной почты результаты всех последних сданных ею анализов. Сотрудник вашей клиники отказал. Заявитель утверждает, что отказ был озвучен в грубой форме. А. С. Иванова говорит, что ей пришлось повторно сдать анализы и это стоило дорого. Требует возместить расходы на данные исследования, а также на услуги телефонной связи. Грозится в случае отказа перестать пользоваться услугами клиники. Пишет, что давно является клиентом компании, что ее должны узнавать по голосу, а также что после этой истории ей было очень плохо и она заболела.

Вы прослушали записи телефонных разговоров. Действительно, были звонки с требованиями выслать результаты по адресу, который абонент называла во время разговора. Сотрудник действовал согласно регламенту — не давать персональную информацию о клиенте и его здоровье третьим лицам. Работник предлагал выслать информацию по адресу, указанному в договоре, на что абонент говорил, что уже не пользуется данным ящиком и не помнит пароль. Кроме того, сотрудник не грубил абоненту, говорил нейтрально и неэмоционально.


В своей жалобе клиент выражает недовольство относительно действий сотрудника:

1) не предоставил информацию;

2) разговаривал грубо.

По каждому из пунктов мы расцениваем жалобу как необоснованную:

  • клиника не нарушила правила безопасности;
  • при прослушивании записи разговоров установлено, что сотрудник не был груб.

Клиент требует возместить расходы, а мы намерены ему в этом отказать. Мы понимаем, что ситуация неприятная, не отрицаем часть своей ответственности и готовы компенсировать ему неудобства.

1. Выражение сожаления

Целью коммуникации на первом этапе является сопереживание клиенту. Это необходимо, чтобы показать, что компания разделяет право клиента испытывать негативные эмоции. Она понимает, что ему тяжело, трудно и протягивает руку помощи, чтобы минимизировать дискомфорт. Здесь не столь важно, является ли организация виновником того, что клиент испытывает стресс. Важнее то, что она не бросает его, не делает вид, что ничего не произошло.

Почему не стоит пренебрегать данным этапом? Казалось бы, люди, тем более деловые, ценят время, хотят перейти сразу к делу — конкретике, фактам, объяснению и решению. Однако следует помнить:

  • Во-первых, что человек не робот, а живое существо. Эмоции — важнейшая часть его жизни, базовая биологическая структура.
  • Во-вторых, в переписке не хватает эмоционального контекста, поскольку нет возможности увидеть или хотя бы услышать друг друга, особенно если речь идет о письмах с высоким уровнем эмоционального накала — жалобах и претензиях. Сопереживание можно выразить через опору на слова клиента, используемые в переписке, перефразирование его мыслей и чувств.

Сотрудник должен провести ювелирную работу — не принизить, не преувеличить эмоции, а попасть прямо в яблочко. Если обращение клиента написано в сдержанной форме, в нем изложены только факты, можно ответить на него в том же стиле и немного добавить эмоциональную составляющую в виде сожалений.

Опишем несколько примеров того, как сотрудник не совсем корректно выражает сожаление при ответе на жалобу клиента.

Три частые ошибки на этапе выражения сожаления

2. Объяснение позиции компании и заключение о необоснованности претензии.

Цель данного этапа — сделать так, чтобы клиент понял, почему ситуация сложилась определенным образом. Важно, чтобы в будущем подобный инцидент не повторился, а клиент запомнил правильный алгоритм действий в том или ином случае. Объясните на языке фактов, без эмоционально-оценочной окраски, почему одни действия правильные, а другие — нет. Расскажите о возможных негативных последствиях ошибок. Если в конфликте виновата компания или обе стороны, то следует пояснить, кто за что несет ответственность. Человек нуждается в понимании причинно-следственных связей с целью корректировки своего поведения.

Теперь представим формулировки, вызывающие сомнения относительно их корректности при письменном общении с клиентом.

3. Оповещение о принятых решениях

Цель этапа — вовлечение клиента в дальнейшее взаимодействие. Здесь компания может показать, какие выводы она сделала, какой курс выбрала на будущее и какие изменения внесла в регламенты работы. Тем самым она зарекомендует себя как гибкая, клиентоориентированная организация. Достаточно кратко перечислить сделанные выводы и принятые решения.

Теперь опишем удачные примеры оповещения о принятых решениях.

4. Примирение

Цель данного этапа — удержать клиента, сохранить его лояльность и готовность пользоваться услугами компании в дальнейшем.

Фото:Fiona Goodall / Getty Images

Здесь мы хотим обратить внимание, что бонус может быть материальным и нематериальным. Если мы говорим о письменном ответе на необоснованную жалобу, то в качестве нематериального бонуса могут выступать следующие действия.

[. ] Помните о важности подбора точных слов и придерживайтесь, возможно, главного правила: не используйте слова, которые не хотели бы услышать от клиента. Не повторяйте, что он сильно пострадал, не пишите о потерях и серьезности последствий. Сфокусируйтесь на решениях, говорите не о прошлом, а о будущем.

Читайте также: