Сколько социально реабилитационных центров для несовершеннолетних в россии

Обновлено: 02.07.2024

Основными причинами направления детей в реабилитационныйцентр являются кризисные явления в семье: конфликтность, алкоголизация и безработица родителей. У детей и подростков, поступающих в реабилитационные центры, не сформированы потребности в основных видах деятельности, влияющих на их социализацию. Семья для большинства воспитанников не является источником позитивного опыта семейной жизни, в семье отсутствует пример для подражания, не формируются нравственные ориентиры, ценности и семейные традиции, представления о своем будущем, в том числе о будущей собственной семье, отсутствуют трудовые навыки и представления о будущей профессии. Большая часть воспитанников не владеет навыками организации собственного досуга и нуждается в проведении оздоровительных мероприятий, развитии двигательной активности.

Ведь стремление покорить высоту свойственно самой природе человеческого духа, а если есть звезда, то с курса сбиться невозможно.

Поэтому данная программа обращена не только к личности самого воспитанника, его интересам и потребностям, но и к его ближайшему социальному окружению – его семье, носит комплексный характер. В программе представлен и обобщен уже имеющийся в учреждении положительный опыт реализации краеведческих, реабилитационных программ с использования семейно-центрированных методик и технологий в работе с несовершеннолетними и их семьями.

Цель программы: организация комплексной реабилитации и сопровождение детей и подростков, их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.

Задачи программы:

повышение культуры общения, обучение навыкам конструктивного взаимодействия в ближайшей социальной среде и навыкам выхода из кризисных состояний;

создание условий для формирования социально-успешной личности, способной к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию;

восстановление социального статуса воспитанников и создание условий для успешной социализации подростка;

формирование позитивной жизненной перспективы в различных областях; помощь несовершеннолетним в профессиональном самоопределении на основе индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, состояния здоровья, способностей и потребностей общества.

развитие потребности в труде, здоровом образе жизни, соблюдении моральных принципов;

формирование правосознания и правомерного поведения несовершеннолетних в социуме, развитие потребности в соблюдении социальных норм и правил; формирование активной гражданской позиции;

Механизм реализации программы:

Комплексная социально - реабилитационная программа разработана для построения системы образовательной и реабилитационной деятельности разновозрастной группы несовершеннолетних, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей и реабилитационной деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника центра.

Каждый несовершеннолетний проходит следующие этапы в ходе реабилитации:

организационно-диагностический этап – индивидуальная форма работы с несовершеннолетним и его семьёй, проведение первичного диагностического исследования,по результатам которого составляется план реабилитации для каждого воспитанника.

организационно-деятельностный – деятельность, направленная на реализацию системы занятий по комплексной социально-реабилитационной программе путем проведения групповых и индивидуальных занятий, бесед, коллективно-творческих дел и других социально-значимых мероприятий.

итоговый этап – подведение итогов реабилитационной работы и итоговая диагностика, позволяющая оценить результат работы специалистов.

Включение в работу по программе допустимо на любом этапе её реализации.

Режим занятий: каждый день с продолжительностью один академический час на одно реабилитационное занятие.

Состав исполнителей: специалисты учреждения, воспитатели, медицинские работники.

Система организации контроля за исполнением программы: внутриучрежденческий контроль, контроль со стороны управления социальной защиты населения Успенского района и департамента социальной защиты населения Краснодарского края (ежеквартальный, полугодовой, ежегодный аналитический отчет о реализации программы).

повышение культуры общения, стремление к соблюдению социальных и моральных норм и правил;

способность и стремление к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию личности воспитанника;

потребность в здоровом образе жизни;

осознанное, позитивное отношение к труду, будущему профессиональному самоопределению;

восстановление благоприятной для воспитания ребенка среды в семьях воспитанника, укрепление семейных уз, восстановление внутрисемейных связей;

повышение педагогической грамотности родителей;

установление партнерских отношений между родителями и детьми.

Список использованной литературы:

1. Андреас, С. и др. Миссия НЛП. Новейшие американские психотехнологии. [Текст] / С. Андреас, К. Герлинг, Ч. Фолкнер, Т. Халбом, С. Шмидт. – М., 2000.

3. Белова, С. В. Аргументация в пользу ценности здоровья [Текст]/ С. В. Белова // Учитель. – 2003. – № 4. – С. 54-57.

4. Битянова, В. Н. Психология личностного роста. [Текст]/ В. Н. Битянова. – М., 1996.

5. Вайнер, Э. Н. Образовательная система и здоровье учащихся. [Текст]/ Э. Н. Вайнер. // Валеология. – 2003. – № 2. – С.

6. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. [Текст]/ И. Вачков. – М., 2000.

15. Иванова Г. П., Иващенко Г. М., Раева В. М., Репринцева Г. И., Ширинский В. И. Программы социальной реабилитации несовершеннолетних. – М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. – 232с.

16. Иванова Г. П., Иващенко Г. М., Раева В. М., Репринцева Г. И., Ширинский В. И. Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних. – М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. – 192с.

17. Казин, Э. М. и др. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субьектов образовательного процесса. [Текст]/ Э. М. Казин, А. И. Федоров, Т. С. Панина, Н. А. Заруба. // Мир образования – образование в мире. – 2001. – №1. – С. 146-162.

18. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. [Текст]/ Л. М. Митина. – М. : Флинта; МПСИ, 1998. – 200 с.

19. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях дома. - М. : Теревинф, 2006. -40 с.

20. Науменко, Ю. В. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования [Текст]/ Ю. В. Науменко // Образование в современной школе. – 2003. – № 11. – С. 3-6.

21. Норбеков, М., Хван, Ю. Тренировка тела и духа. [Текст]/ М. Норбеков, Ю. Хван. – СПб., 2002.

22. Орехова, Т. Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей [Текст]/ Т. Ф. Орехова // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – № 10. – С. 17-26.

23. Прихожан, А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. [Текст]/ А. М. Прихожан. – М., 2000.

25. Селевко, Г. К. и др. Реализуй себя. [Текст]/ Г. К. Селевко, А. Г. Селевко, О. Г. Левина. – М. : Народное образование, 2001. – 114с.

27. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Психологическое пособие [Текст]/ К. Фопель / Пер. с нем. : В 4-х томах. – М. : Генезис, 1998. – 160 с.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по ИЗО деятельности несовершеннолетних Пояснительная записка Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения.

Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста в условиях детского сада Задачи моей работы 1. Вооружить необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в вопросах физической реабилитации родителей,.

Сценарий 10-летия центра социальной реабилитации детей-инвалидов 1. Гости рассаживаются 2. Начало концертной программы Сазонов Влад Есть на свете теремок, Он не низок, не высок, Он не долог, широк – С.

Выполнила: ученица 10 а класса лицея №1 Сухинова Мария

Научный руководитель: Семенова З.У

Глава I. Детские социально реабилитационные центры: сущность, содержание деятельности.

1.1 Деятельность детских социально – реабилитационных центров………….………. 4

1.2 Роль и значение деятельности детских социально – реабилитационных центров…………………………………………………………………………………………. 6

2.1 Детский - социально реабилитационный центр для несовершеннолетних …….. ………………………………………. 7

2.2 Центр в жизни его воспитанников……………………………………………………….7

Актуальность : Кризисная и неустойчивая ситуация внутри страны в 90-е годы ХХ века оказала отрицательное влияние на социальную обстановку в обществе, особенно пострадали самые незащищенные – дети. Стали создаваться детские социально-реабилитационные центры, которые помогали детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, адаптироваться в обществе, проводили целостную реабилитацию в физическом, психическом и социальном плане, устанавливали статус ребенка, восстанавливали или замещали его семейные связи. Изучение деятельности детских социально-реабилитационных центров позволит определить его роль и значение в социальном аспекте общества.

Целью данной работы является исследование роли и значения деятельности, детских социально-реабилитационных центров по решению проблем беспризорности и безнадзорности.

Для реализации поставленной цели, решаются следующие задачи :

  1. Исследовать роль и значение деятельности детских - социально-реабилитационных центров.
  2. Проанализировать результаты анкетирования воспитанников центра и рефлексии участников проекта.

Для написания данной работы мы использовали следующие методы исследования данной проблемы:

  1. Проведение анкетирования среди воспитанников центра.
  2. Чтение и анализ научной литературы и публицистических материалов.
  3. Анализ Интернет – источников.

Предметом данного исследования является : социальная политика Российской Федерации.

Структура работы: работа состоит из введения, заключения, двух разделов и приложения (результаты социологического опроса и фото-галерея)

ГЛАВА I. Детский социально-реабилитационный центр: сущность, содержание деятельности.

1.1 Деятельность детских социально-реабилитационных центров.

Для всестороннего изучения данной проблемы мы используем следующие понятия:

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В России 705 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. (9)

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль над которым отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; (8, Глава I, статья 1)

  1. психолого-педагогическая коррекция поведения.
  2. снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения.
  3. привитие возрастных социально-бытовых навыков.
  4. компенсация задержек в образовании.
  5. медико-социальная и трудовая реабилитация.
  6. проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий.
  7. организацию работы по жизнеустройству детей.
  8. решение важных задач по сокращению числа дезадаптированных подростков помогает устранить причины еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей.
  9. восстановление или замещение семейных связей подростка.
  10. Создание семейной атмосферы внутри центра.

Социально-реабилитационный центр целостно решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на его семью. Реабилитационные мероприятия побуждают ребенка к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ним право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения его к труду, и досуговой деятельности.

Первичное обследование. Специальная программа реабилитации .

Особенно важным является восстановление способности ребенка к его дальнейшему развитию. Для этого необходимо понимание того, что стало первопричиной дезадаптации, какие факторы воздействуют на ребенка в настоящий момент, в каком направлении и на каком уровне развития произошла задержка. Вместе с тем, важно выявить сохранные стороны психики ребенка. Для решения данных вопросов, дети проходят первичную диагностику, в процессе которой, воспитатели получают сведение о социальном и психологическом статусе ребенка, затем собирается медико-психологический консилиум, где суммируется вся полученная информация и создается специальная программа по реабилитации. (См. приложение 1) Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и быстрее привыкли к новому образу жизни, необходимо:

  1. Правильно организовать жизнь ребенка (режим дня, режим питания, оптимальные санитарно-гигиенические условия проживания, необходимые лечебные процедуры)
  2. Проводить, соответствующие индивидуальному развитию, игры и занятия.
  3. Помогать в построении общения со сверстниками и взрослыми. (1, с.22)

Провести корректирующую работу не просто, она требует комплексного подхода к профилактической и реабилитационной работе с детьми и осуществляется совместными усилиями специальных служб, созданных внутри центра.(См. приложение 2)

Таким образом, основным содержанием деятельности детских социально-реабилитационных центров является целостная реабилитация детей в психическом и социальном плане.

1.2 Роль и значение детских социально реабилитационных центров .

Роль и значение центра очень велико, так как дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, были бы лишены помощи и поддержки. Центр решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает предотвратить их появление, ёщё на начальном уровне. Так же центр решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее на ребенка, и его семью. Реабилитационные мероприятия помогают сформировать нравственные ориентиры, воспитать любовь к родине, развить творческие способности, восстановить здоровье, помочь ребенку адаптироваться в обществе.

В городе Черкесске работает детский республиканский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних. Мы исследуем республиканский центр, который был создан в 1998 году, как территориальный центр помощи семьи и детям. Он является одним из самых лучших в России.

В 2003 его переорганизовали в социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних. Директором центра, является Эдиев Мурат Азрет-Алиевич. В центре работают 170 сотрудников в разных отделах: социально - правовом, медицинском, реабилитационном, приемная и др. В ходе работы с центром мы выяснили, что за 9 месяцев 2011 года, в реабилитационный центр поступило 80 несовершеннолетних по причинам:

  1. Материальные трудности и семейные проблемы -34
  2. Бродяги -16
  3. Потерявшиеся -11
  4. Сироты – 9
  5. Социальные сироты -7
  6. По болезни родителей -2
  7. Дети осужденных родителей – 1

Мы видим, что дети попадают в центр в основном из-за материальных трудностей и семейных проблем, это указывает на слабую сторону жизни страны, а именно: социальную сферу. Центр в свою очередь, нацелен на её улучшение, посредством реабилитационных мероприятий и проведения профилактики беспризорности и безнадзорности.

2.2 Центр в жизни его воспитанников.

  1. Какие впечатления произвела эта поездка?
  2. О чем заставляет задуматься?
  3. Выскажи свое мнение о проблеме беспризорности в России
  4. Хотела бы поехать в центр ещё раз?

Люди никогда не остаются равнодушными к таким детям, кажется забытых всеми. Чувство сострадания, жалости даже может некоторого отчаяния из-за невозможности что-либо изменить. О многом заставляют задуматься эти большие глаза, которые, как будто, знают намного больше чем ты. И о своей судьбе и о судьбе России; проблема беспризорности для нас не новая, но мне кажется, что причины не столько в экономических проблемах, сколько в самих людях, в их нравственном загнивании и слабости дух.

Эта поездка мне очень понравилась. Ведь мы ехали туда с целью подарить радость детям, поделится с ними теплом. Как мне кажется, у нас это получилось. Детишки все время улыбались, глазки у них горели и сверкали, и эти глазки остались у меня в памяти навсегда. Встретили нас тепло: устроили концерт, пели, танцевали. Было радостно и весело. И надо задуматься, что они специально для нас готовили эти номера, что они нас ждали, становится на душе как-то приятно. Я думаю, эта поездка в центр дала детям возможность почувствовать, что они не одни, что они, как и все мы, просто дети и не надо унывать и грустить, надо жить…

Я думаю, что проблема беспризорности очень остро стоит в наше время. Людей, которые ведут нездоровый образ жизни, которым негде жить, которые не ощущают радость, таких людей становится больше. Но их детям ещё сложнее… Конечно мы хотим помочь им, но помочь всем невозможно. Я рада, что в России предпринимаются меры, что есть люди, которым не все равно. Съездить - это не слово. Увидеть детей снова, увидеть их улыбку. Ради этого я бы поехала ещё раз.

Целью данной поездки было: заинтересовать детей в социальной активности, заставить задуматься о ценностях семьи, любви, заботе о детях.

Анализируя рефлексии, мы можем сказать, что дети не остались равнодушными. Они задумались о своей жизни о жизни этих детей, они пожелали помочь и это самое главное. (См. приложение 5.) У всех остались теплые чувства и осознание того, что мы подарили детям радость, безусловно, мы не решили проблемы беспризорности и безнадзорности, но все же мы дали детям почувствовать себя кому-то нужными, мы дали им надежду…..

В данной работе мы рассмотрели роль и значение деятельности детских социально-реабилитационных центров в России и в частности города Черкесска.

На первый взгляд, роль детских социально-реабилитационных центров в обществе невелика, но при более глубоком рассмотрении, обнаруживается, что если бы их не было, то увеличилась бы преступность, количество дезадаптированных детей, бомжей, общество было бы сильнее подвержено пагубным привычкам и стало бы более жестоким и безответственным, забылись бы многие семейные ценности. Теперь мы видим, что роль детских социально-реабилитационных центров очень велика, это, можно так сказать, костяк семейного института, который поддерживает и улучшает социальную атмосферу в обществе.

"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года.


ГОСТ Р 52881-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей

Social service of the population.
Types of establishments of social service of family and children

Дата введения 2009-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"

4 В настоящем стандарте реализованы нормы:

- федеральных законов Российской Федерации:

5 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на государственные и иных форм собственности учреждения социального обслуживания (далее - учреждения), предоставляющие социальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и устанавливает типы этих учреждений с соответствующими характеристиками.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

4 Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей

4.1 Общие положения

4.1.1 Типы учреждений установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт 4 предисловия) и положениями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52498.

4.1.2 В настоящем разделе излагаются общие положения, касающиеся всех типов учреждений, установленных в стандарте.

4.1.2.1 При получении социальных услуг в учреждении любого типа семья, дети (их родители или законные представители) имеют право:

- на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

- на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг;

- на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;

- на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные должны нести ответственность по законодательству Российской Федерации;

- на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;

- на отказ от социального обслуживания.

4.1.2.2 Социальные услуги предоставляются при условии добровольного согласия семьи, детей (их родителей или законных представителей), кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.1.2.3 Иностранные граждане или дети иностранных граждан, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

4.1.2.4 При предоставлении социальных услуг должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья взрослых и детей - клиентов учреждений, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

4.1.2.5 При предоставлении социальных услуг учреждения должны обеспечивать защиту своих клиентов от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения.

4.1.2.6 Семье, детям, помещенным в учреждения, должны предоставляться социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги по ГОСТ Р 52143.

4.2 Типы учреждений для социального обслуживания детей

4.2.1 В зависимости от предназначения учреждений и групп обслуживаемых детей установлены следующие типы учреждений для социального обслуживания детей:

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями.

Примечание - В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим они вправе создавать на своих территориях необходимые им учреждения любых типов и видов наряду с указанными в настоящем стандарте.

4.2.2 К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относятся:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- социальные приюты для детей;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

4.2.2.1 Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.

4.2.2.1.1 В центр круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:

- оказавшиеся без попечения родителей или законных представителей;

- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

- заблудившиеся или подкинутые;

- самовольно покинувшие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- не имеющие места жительства, места пребывания и(или) средств к существованию;

- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Несовершеннолетние обслуживаются в центре в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и(или) их социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

4.2.2.1.2 Основаниями помещения несовершеннолетних в центр являются:

- личное обращение несовершеннолетнего;

- заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

- направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

- акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения.

4.2.2.1.3 В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:

- группа длительного пребывания;

- семейная воспитательная группа;

- отделение диагностики и социальной реабилитации;

- отделение правовой помощи;

- отделение перевозки несовершеннолетних;

- иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

4.2.2.1.4 В соответствии со своими задачами центр предоставляет обслуживаемым в нем несовершеннолетним социальные услуги.

Сегодня российской семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. В связи с чем, интерес к вопросам защиты прав несовершеннолетних заметно возрос не только в обществе.

Социальная реабилитация — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

В представлении Е. И. Холостовой – реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности. По мнению Дементьевой Н. Ф. – реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма.

Социальная реабилитация семьи как технология социальной работы представляет собой систему профессиональных, педагогических, психологических и мероприятий, направленных на возвращение дисфункциональных семей к социально приемлемому, соответствующему общественным нормам, образу жизни, способствующему восстановлению социального статуса семьи.

Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов вместе с родителями. Программа реабилитации — это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации,причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.

Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Таким образом, завершая рассматривать инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, отметим, что это такие технологии, которые нуждаются во внедрение в социально-реабилитационный процесс и способствуют развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает социально-реабилитационный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Рассматривая инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних отметим, что это такие технологии, которые нуждаются во внедрение в социально-реабилитационный процесс и способствуют развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает социально-реабилитационный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Данные базовые площадки внедрения инновационных технологий в социальную работу с семьями и детьми обеспечивают комплексный подход к психосоциальной адаптации несовершеннолетних и членов их семей.

Деятельность ведется с привлечением разработчиков инновационных технологий социальной работы с семьями и детьми.

Реализация инновационных технологий позволяет:

- обеспечить грамотное сопровождение семей, скорректировать программу с учетом особенностей каждой семьи;

- уменьшить детскую безнадзорность;

- выявить и ликвидировать факты жестокого обращения с детьми, насилия в семье;

- улучшить микроклимат в семье, взаимоотношения между несовершеннолетними и взрослыми.

С учетом этого обстоятельства, всевозрастающую роль должны играть учреждения социального обслуживания семей и детей, прежде всего, социально-реабилитационные центры, которые оказывают первую социальную помощь семье и детям.

В настоящее время существует множество проблем, препятствующих внедрению инновационных технологий социальной работы с семьями и детьми. Они связанны с региональными условиями с наличием или отсутствием специализированных школ, специализированных реабилитационных центров, специалистов. Все они требуют неотлагательного решения. Для этого государству и обществу необходимо обратить огромное внимание и общими усилиями помочь нуждающимся в их помощи семьям и детям.

В социозащитных учреждениях Регионов России наряду с традиционными социальными технологиями используются и инновационные технологии. Активное применение инновационных технологий способствует социальной реабилитации и ресоциализации кровной семьи, повышению жизнестойкости семьи, делает семью ресурсогенной.

Основными задачи Центра являются:

- профилактика девиантного поведения, безнадзорности и беспризорности, осуществление комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Центр берет на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, которые утратили семейные связи, остались без попечения родителей, проживают в семьях, находящихся в социально-опасном положении, не имеют места жительства и средств к существованию;

- социальный патронаж детей, оставшихся без попечения родителей;

- выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

- определение и предоставление конкретных видов помощи и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

- предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства;

- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

Деятельность Центра строится на основе демократии, гуманизма, общедоступности и приоритета общечеловеческих ценностей.

В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, а также Уставом учреждения.

Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Эти дети в первую очередь нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, социальную реабилитацию, адаптацию и социализацию в современном обществе.

Все это помогает создавать базу для информационного обеспечения реабилитационного процесса, а также выводит на новый содержательный уровень оказание социально-диспетчерских услуг семьям и детям.

Целью деятельности центра является оказание помощи детям оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без попечения родителей и детям, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, а также семьям, в которых эти дети воспитываются квалифицированной социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

-нарушение интеллектуального развития;

-нарушения эмоционально волевой сферы;

-биосоциальная недостаточность.

Цель: помочь детям справится с личными и поведенчискими трудностями.

Задачи,которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:

- создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме;

- помощь в осознании трудностей героя и их причин;

- обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях;

- получение вариантов решения проблемы.

Техникипо подготовке мультфильма:

-пластилиновая (объемная и плоская);

- дети и взрослые принимают активное участие во всех этапах создания мультфильма,таких как:

- написание сказки и составление сценария;

- создание декораций и героев;

- непосредственно съемочный процесс;

Стоит отметить, что работа мульт-студии направлена на создание поучительных, добрых мультфильмов, затрагивающих основные проблемы морально-нравственных ценностей. Присутствие на занятиях родителей способствует созданию семейной атмосферы и благотворно влияет на психологический климат.

На данный момент мультипликационная студия использует такие виды анимации как:

- стоп-кадровая анимация, с использованием пластилиновых кукол;

- перекладная 2-d анимация.

Посещение мульт-студии ребёнком - это прежде всего работа над дикцией, голосом орфоэпией, дыханием и параллельно работа над развитием фантазии, воображения, мелкой моторики.

Умение играть имеет решающие значение для формирования воображения. Так становится в один ряд детская игра и воспитание детей искусством.

Соединение того и другого дает мульт-студия, который есть не только великолепная школа художественного воображения, но прежде всего школа чувств.

В работе над дикцией, артикуляцией используются инновационные технологии и авторские разработки,оправдавшие себя на практике: самомассаж лица, шеи, грудной клетки и упражнения для языка и губ.

Самомассаж разделен на два этапа: гигиенический согревающий и вибрационный.

Этот же самомассаж используется в качестве тренировочных упражнений оздоровительного характера, для профилактики ряда заболеваний дыхательных путей и голосового аппарата. Массаж активизирует работу нервных рецепторов, принимающих деятельное участие в процессе голосообразования и, с другой стороны, разогревая аппарат, предупреждает возникновение мышечных зажимов.

В отличие от бытовой речи речь озвучивателя должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Для этого в работе используются тренировочные упражнение, чистоговорки, параллельно выполняются упражнения для развития речевого слуха.Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

- физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

- фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованием фонетической системы данного языка;

- звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

голос – одежда живой речи,

интонация – является душой,

волшебный посредник – видение образа.

Привлечение кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой мульт-студии, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Дети овладевают правильным диафрагмально-реберным дыханием, артикуляционным тренингом, развитым поставленным сценическим голосом, овладевают техникой лепки из пластилина, техникой рисования и аппликации. Всё это развивает мелкую моторику и сенсорику. Дети овладевают основами актерского мастерства и смогут успешно участвовать в фестивалях-конкурсах зонального, краевого, всероссийского и международного уровня.

Создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации.

Проводятся различные праздники, где семьи с детьми принимают активное участие. (Маслиница; День Семьи любви и верности; Новогоднии утренники и поздразления семей на дому).

- подготовка граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами (попечителями, приемными родителями, патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организация и проведение мероприятий с участием замещающих родителей и их детей;

- организация и проведение досуга детей и родителей;

- освещение в СМИ мероприятий, проводимых с участием замещающих родителей;

- обобщение опыта работы замещающих родителей.

Формы работы. Занятия проводятся в форме лекций, тренингов, ролевых и деловых игр, фокус-групп, консультаций со специалистами. (очная, очно-заочная и дистанционная форма обучения).

По окончании обучения выдается свидетельство.

Мы убедились в том, что инновационные технологии, сочетающие ознакомление с информацией, овладение практическими навыками и рефлексивными умениями, дают положительные результаты, поддерживают интерес родителей к предложенной форме общения со специалистами.

В настоящее время существует множество проблем, препятствующих внедрению инновационных технологий социальной работы с семьями и детьми. Они связанны с региональными условиями с наличием или отсутствием специализированных школ, специализированных реабилитационных центров, специалистов. Все они требуют неотлагательного решения. Для этого государству и обществу необходимо обратить огромное внимание и общими усилиями помочь нуждающимся в их помощи семьям и детям.

Социальный центр для несовершеннолетних как базовая площадка для внедрения инновационных технологий

Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Ребенок с первых.

Использование инновационных технологий в детском саду

Использование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольника. Консультация для педагогов Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Об опыте использования инновационных технологий в профессиональной деятельности Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Развитие речи детей посредством внедрения инновационных методов и приемов в ДОУ "Развитие речи детей посредством внедрения инновационных методов и приемов в ДОУ "Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного.

Читайте также: