Почему нельзя ездить пьяным за рулем

Обновлено: 28.06.2024

Пьяный за рулём – потенциальный убийца; автомобиль в его руках становится оружием массового поражения. Именно поэтому законодатели так упорно пытаются бороться с подвыпившими водителями, постоянно повышая штрафы и делая наказания для них более существенными. Если автомобилист не задумывается об ответственности перед теми людьми, которые могут пострадать от его действий, возможно, боязнь потерять значительную сумму заставит его отказаться от выпивки перед поездкой.


Как наказывают пьяного за рулём?

  • Штраф в размере 30 тыс. рублей.
  • Лишение прав на срок до 2 лет.

Решение о лишении прав может принимать только суд — у инспектора ГИБДД нет таких полномочий.

Если гражданин совершил аналогичный проступок во второй раз, наказание для пьяного за рулём окажется гораздо более весомым. Автомобилисту грозят следующие последствия.

  • Штраф в 300 тыс. рублей.
  • Потеря ВУ на 3 года.
  • Тюремный срок до 2 лет.

На этом неприятности автомобилиста не закончатся. Если он вознамерится снова сесть за руль по окончании дисквалификации, ему придётся опять отправляться в автошколу, проходить обучение, сдавать внутренние тесты и экзамен ГИБДД.

Водителю, который сбил пешехода, будучи пьяным за рулём, штрафом точно не обойтись. Такого автомобилиста будут судить по всей строгости Уголовного Кодекса. Наказание в данном случае зависит от степени ущерба, который нанёс своими действиями нарушитель здоровью пешехода.

К сожалению, все перечисленные меры уголовной ответственности – максимальные. Возможно, суд решит назначить нарушителю менее строгое наказание.

Как происходит проверка водителей на алкоголь?

Есть ряд признаков, по которым инспектор дорожной полиции может заподозрить, что автомобилист пьян.

  • Неустойчивая поза.
  • Нарушение речи.
  • Запах алкоголя.

Медосвидетельствование занимает гораздо больше времени, нежели проверка алкотестером, но зато автомобилист может быть уверен, что не станет жертвой развода.

Как избежать потери прав, если поймали пьяным за рулём?

Пьяному водителю нельзя делать следующее.

Если же инспектор продемонстрировал бумаги, водителю остаётся надеяться только на то, что служитель закона допустит ошибки при оформлении нарушения – например, такие.

Мечта водителя - хит 2021!

  • Видеорегистратор с радар-детектором и GPS информатором.
  • Оповещение о сокращении дистанции и смене полосы движения. Функция антисон.
  • Безопасность на дороге - это Roadgid X8 Gibrid GT. Смотрите видео!

Обзор популярного гаджета среди автовладельцев

  • Забудет позвать понятых. По закону их должно быть минимум двое.
  • Неверно оформит протокол (скажем, запамятует о необходимости поставить подпись).
  • Отвезёт автомобилиста в медучреждение, которое не имеет лицензии.

Гражданину, который задумывается, как избежать лишения если остановили пьяным за рулём, ни в коем случае нельзя игнорировать судебные заседания по собственному делу. Пропустив суд, он только усугубит своё положение – и без того незавидное.

Сколько можно выпить водителю перед поездкой?

Выпил — за руль не садись! Это правило должно быть главным для автомобилиста – притом безо всяких дополнительных условий. Общепринятой нормы, сколько можно выпить и сесть за руль, нет.

Многие водители задаются вопросом: если пить водителю нельзя вообще, почему допустимый показатель алкотестера – 0.35 промилле, а не 0? На то есть пара причин.

  • Алкотестеры не совершенны – некоторые из приборов завышают реальное содержание алкоголя в воздухе. За счёт 0.35 промилле компенсируется возможная погрешность.
  • Даже если водитель не употреблял алкогольные напитки, а, скажем, пил кефир или лекарства, алкотестер покажет значение, отличное от нуля. Лишать автомобилиста прав из-за того, что он испытывает проблемы со здоровьем и вынужден лечиться – абсурд.

Водитель, любящий выпить, может избежать опасности лишиться прав, если будет знать, через сколько времени алкогольные напитки выветриваются из организма. Например, сколько пива можно выпить за рулем, зависит от массы автомобилиста. Водителю средней комплекции придётся ждать минимум 2 часа, чтобы протрезветь от выпитой полулитровой бутылки пива. Примерно за такое же время из организма выветривается 50 граммов водки. Водителю стоит быть осторожным и с безалкогольными напитками. Вот некоторая статистика в тему.

Автомобилист, знающий, сколько можно выпить если завтра за руль, и умеющий вовремя покинуть вечеринку, не рискует остаться без прав на продолжительный срок. Другое дело, что большинство водителей в России делятся на две категории – непьющие и пьющие много. Со вторыми государство уже ведёт борьбу – очевидно, что со временем меры наказания, применяемые к пьяным водителям, будут становится только серьёзнее. Гражданину придётся выбирать, что ему важнее – комфортная езда на собственном автомобиле или расслабление после выпитой бутылки.

Автомобиль признан источником повышенной опасности. Абсолютного контроля над ним добиться очень трудно. И, разумеется, на это не способен пьяный за рулем. Как результат – растущее число аварий со смертельным исходом. Статистика неумолимо фиксирует увеличение числа нарушений Правил дорожного движения (ПДД), а государство предпринимает ответные меры. Законодательство ужесточается, растут штрафы и сроки других наказаний.

Чем опасен пьяный водитель

Пьяный за рулем

Почему нельзя пить алкоголь за рулем, рассказывают на первом занятии в автошколе. Госавтоинспекция признает пьянство основной причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Управление автомобилем требует предельной концентрации внимания. Подшофе сложнее соблюдать правила. Подвыпившие водители о них запросто забывают, как и об элементарной безопасности. Путают педали тормоза и газа, не видят знаков, светофоров, пешеходов, обгоняющих и встречных машин. В конце концов, превращаются в посланцев смерти на наших дорогах.

Последствия вождения в нетрезвом состоянии могут быть просто ужасными. Разбитые машины, исковерканные жизни пострадавших, суд и сломанная судьба виновника – обычная картина после происшествия с участием пьяницы за рулем.

Влияние алкоголя на реакцию водителя

В состоянии опьянения даже пешеходу трудно воспринимать действительность адекватно. А езда в алкогольном опьянении вдвойне сложна и опасна. Спирт блокирует органы чувств, вызывает частую и быструю смену эйфории и безразличия к окружающей действительности. Водитель неспособен реагировать на изменение дорожной ситуации. По сути, это пьяный инвалид. Пока еще условный, но с перспективой стать полным.

Важно учесть, как алкоголь влияет на время реакции водителя. Скорость мышления и принятия решений снижается. В какой мере, зависит от степени опьянения. А она определяется числом промилле в крови.

Лёгкая степень (0,5 – 1,5 промилле) характеризуется полным раскрепощением. Реакции еще быстрые, но появляется тенденция к превышению скорости и переоценке своих возможностей, теряется осторожность. Для средней (1,5-2,5 промилле) характерно резкое замедление реакций и неуверенность. Времени на исправление ошибок уже не хватает. При сильном опьянении (2,5-3 промилле) симптомы проявляются еще больше. Можно ли ездить пьяным на этой стадии – не стоит даже говорить.

Таким образом, влияние алкоголя на поведение за рулем может спровоцировать ДТП, вплоть до смертельного случая.

Опьянение сказывается на психологических, физиологических и поведенческих функциях.

Водитель ведет себя странно или угрожающе, не понимает, в каком окружении находится и действует несоответственно ситуации.

Когда водителя считают пьяным

  • запах спиртного;
  • проблемы с речью;
  • покраснение лица;
  • шаткость походки;
  • поведение, не соответствующее ситуации.

Если прибор показывает результат минимум 0,16 мг/л, факт употребления алкоголя установлен.

А вот степень опьянения позволяет определить анализ крови или мочи. И здесь используется норма в промилле (1=0,45 мг/л).

Когда после употребления спиртного можно сесть за руль

  • крепости напитков;
  • массы, пола и возраста;
  • индивидуальных физиологических особенностей.

Из легких и желудка алкоголь выводится через печень, почки и кожные покровы. Чем быстрее работают органы, тем скорее наступает отрезвление. Физические нагрузки могут ускорить процесс. Научные исследования вопроса привели к появлению специальных таблиц, по которым можно определить примерное время. Но на стопроцентную точность они претендовать не могут.

Основной признак готовности к вождению – отсутствие перегара.

Именно этого момента и нужно дождаться.

Как себя вести, если остановили пьяным за рулем

Остановка пьяного водителя

Определив опьянение по внешним признакам, инспектор ГИБДД приступит к работе. Водитель же должен, руководствуясь положениями ПДД:

  1. Предъявить документы по требованию (сотрудник обязан представиться и предупредить о видеофиксации).
  2. Пройти простое освидетельствование (ОСАО). Это требование п. 2.3.2 ПДД, но от процедуры можно отказаться без последствий. Необходимо зафиксировать, какими критериями руководствовался сотрудник ГИБДД. Перед проверкой он должен составить протокол об отстранении от управления ТС и найти двух свидетелей.
  3. Убедиться, что алкотестер имеет функцию распечатки результатов, опломбирован и не просрочен.
  4. Если прибор покажет пары спирта, решить, подписывать акт или нет.
  5. Внимательно прочитать протоколы. При несогласии, заявить об этом, затем написать, что не употреблял спиртное.
  6. Собрать контактные данные свидетелей и попросить их изложить личное видение ситуации.

Процедура проверки на алкоголь

Процедура проверки на алкоголь в крови

Существует два вида освидетельствования, о которых мы же упомянули. ОСАО осуществляется инспектором ГИБДД на дороге. Процедура и порядок определены регламентом, введенным Приказом МВД No 664 от 23.08.17 г.:

  1. После принятия решения на основании хотя бы одного клинического признака опьянения составляется протокол об отстранении от управления ТС.
  2. Водителю предлагается пройти проверку с использованием специального прибора в присутствии свидетелей. По результатам составляются акт и направление на МОСО. Иногда – протокол о задержании транспортного средства.
  3. Акт и протоколы подписываются, копии вручаются водителю. К протоколу о направлении на медосвидетельствование прилагаются распечатки с результатами теста.
  4. Водитель доставляется в медучреждение.

О медосвидетельствовании на алкоголь

При несогласии с результатами ОСАО (водителя или инспектора) или отказе от прохождения, но только при наличии серьезных оснований сотрудник ГИБДД обязан оформить протокол о направлении на МОСО. Проверка выполняется в сертифицированном учреждении врачом (допущенным фельдшером), который обязан руководствоваться Приказом Минздрава No 933н от 18.12.15 г.

Если попался пьяный водитель, здесь проведут его внешний осмотр, исследуют выдох, мочу и кровь на присутствие и уровень психоактивных веществ. По результатам составят акт. Перечень и описания проведенных процедур занесут в специальный журнал. Один экземпляр заключения выдадут водителю.

Ответственность за вождение в пьяном виде

Ответственность за то что пьяный за рулем

Наказание за употребление алкоголя за рулем – одно из наиболее действенных в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). ПДД запрещают управление авто и передачу другому лицу в состоянии опьянения (п. 2.7). До принятия решения об освидетельствовании после ДТП употребление алкоголя также запрещено. Неисполнение этих требований наказывается по ст.12.8 КоАП. В число мер воздействия входят:

  • штраф;
  • лишение водительских прав;
  • арест.

Что грозит за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения в 2022 году, зависит от тяжести правонарушения, его последствий и преднамеренности. За повторное нарушение наказание всегда жестче. Если нарушение совершено в период действия ранее наложенного наказания, санкции за нетрезвое состояние могут быть уголовными.

Если пьяным попал в ДТП

Когда поймали за пьянку, придется оплатить огромный штраф (30 тыс. руб.) и распрощаться с правами на 1,5-2 года. Но можно также столкнуться с трудностями иного порядка.

Последствия лишения прав могут быть катастрофическими для граждан, зарабатывающих на жизнь за рулем. К нарушителям, лишенным ранее ВУ, применяется административный арест на 10-15 суток.

Закон расценивает опьянение отягчающим обстоятельством в случае нанесения вреда здоровью или гибели потерпевшего.

  • за тяжкий вред здоровью – исправительные работы до 3 лет или тюремное заключение до 4 лет;
  • за гибель человека – лишение свободы на 2-7 лет;
  • за смерть двух и более человек – тюремный срок от 4 до 9 лет.

При этом водительских прав лишат на 3 года. Страховая компания выставит регресс, а финансовые потери могут стать просто фатальными. Одним словом, от выпивки неприятностей больше, чем удовольствия.

Возврат авто со штрафстоянки

Возврат авто со штрафстоянки

Когда инспектор решит, что водитель не может управлять своим автомобилем, оформит административное правонарушение и протокол о задержании ТС. Машину отправят на штрафстоянку. Возникает еще одна проблема – придется платить за дорогостоящую доставку и не менее дорогую вынужденную парковку. В протоколе будут указаны данные инспектора и его подразделения, в котором и можно выяснить точные координаты места нахождения авто.

Выпил, а ехать нужно

Почему-то водители свои права нередко ставят выше обязанностей перед обществом. Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль, объясняя окружающим, что так нужно. Однако вариантов выхода из любой ситуации множество – друзья, знакомые, такси или велосипед.

Куда сообщить, если пьяный садится за руль

Увидев человека, пытающегося пьяным отъехать на машине, необходимо сообщить в полицию. Наберите 02 и объясните, что происходит. Сообщите номер, цвет, марку авто и опишите водителя. Все остальное сделает ГИБДД.

Заключение

  • Алкоголь и машина – понятия несовместимые.
  • Даже нахождение за рулем в нетрезвом виде дает инспектору право наложить взыскание.
  • О допустимой норме алкоголя вообще стоит забыть.
  • Пьянство обходится дорого, тем более за рулем.

Все очень просто – откажитесь от рюмки накануне поездки. Тогда не придется искать ответ на вопрос, что будет за вождение в пьяном виде.

Лишение водительских прав за алкогольное или наркотическое опьянение: видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Какие законы регулируют ответственность за пьяную езду, как определяют состояние опьянения, какой штраф предусмотрен за вождение в нетрезвом виде и можно ли опротестовать лишение прав — в материале “Ъ”.


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Российское законодательство запрещает управление транспортным средством, если уровень алкоголя в крови водителя превышает допустимые нормы.

Неприемлемым считается наличие:

— более 0,3 г этилового спирта на 1 л крови водителя;

— более 0,16 мг на 1л выдыхаемого воздуха.

Разрешенные 0,3 промилле — это, например, около 300 г легкого пива, выпитых более чем за час до поездки мужчиной весом 75 кг. Однако показатели индивидуальны и зависят от многих факторов, в том числе наличия технических погрешностей при определении уровня промилле. Важно помнить, что в ряде случаев превысить норму можно даже употребляя даже квас, кефир или содержащие алкоголь лекарства.

Как определяется нетрезвое состояние

После остановки автомобиля сотрудник ГИБДД вправе отстранить водителя от управления, если подозревает его в употреблении алкоголя. Подозрения считаются оправданными при наличии следующих признаков:

— нездоровый цвет кожных покровов;

Одного из этих признаков достаточно для отстранения. После этого составляется протокол в присутствии двух понятых либо с проведением видеосъемки. В нем обязательно должны быть указаны:

— данные об инспекторе и о водителе;

— данные о транспортном средстве;

— дата и время происходящего, место действия;

— вышеописанные основания для отстранения.

Протокол должен быть подписан обеими сторонами, каждой выдается экземпляр.

Далее водитель проходит первичное освидетельствование — его проверяют на алкотестере. Процедура осуществляется два раза с интервалом в 20 минут.

Важно! Алкотестер должен быть сертифицирован и перед измерением наличия алкоголя опломбирован. Инспектор должен надлежащим образом оформить сопутствующий тесту акт.

В ряде случае происходит освидетельствование сразу в медицинском учреждении:

— если водитель отказывается проверяться на месте;

— если водитель не согласен с результатами проверки;

— если сотрудник ГИБДД продолжает подозревать водителя в употреблении алкоголя при допустимых результатах теста.

При направлении на медосвидетельствование составляется еще один протокол. В больнице водителя могут проверить также на наличие других запрещенных веществ в крови. При этом инспектор обязуется доставить туда водителя.

Если присутствие алкоголя в организме подтвердится либо от водителя последует отказ от освидетельствования, машина нарушителя отправится на штрафстоянку, а составленный протокол — на рассмотрение суда.

Важно! Признать водителя виновным в правонарушении может только суд.

Какие наказания предусмотрены в 2021 году

Пьяное вождение в России считается серьезным правонарушением. Наказание за езду в нетрезвом виде регулируется ст. 12.8 Кодекса об административных правонарушениях либо в случае повторного правонарушения ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ.

Штраф за превышение предельно допустимой концентрации алкоголя составляет до 30 тыс. руб., предусмотрено также лишение прав на срок от полутора до двух лет. Такое же наказание предполагается за отказ от медосвидетельствования, а также за передачу машины пьяному в управление.

Если у нетрезвого за рулем нет при себе водительских прав, то он может быть арестован на срок до 15 суток.

Штраф за повторное вождение в нетрезвом виде составит от 200−300 тыс. руб., может быть применено наказание вплоть до двух лет лишения свободы. Уголовная ответственность в случае повторного нарушения была введена с 1 июля 2021 года.

По статистике примерно каждое десятое ДТП в России происходит с участием пьяных водителей.



Если суд признал водителя виновным

Водитель обязан сдать права в отделение ГИБДД в течение трех дней после того, как суд вынес обвинительный вердикт. Права будут храниться в ГИБДД в течение всего срока лишения. Он отсчитывается от дня решения суда.

Если водитель не сдал права в ГИБДД, срок лишения отсчитывается от фактического момента сдачи или их изъятия. Уклонение от сдачи прав предусматривает наказание вплоть до обязательных работ на 100−200 часов или ареста на 15 суток.

Важно! На штрафы за пьяное вождение, в отличие от некоторых других, не распространяется скидка 50%, действующая с 2016 года.

Штраф должен быть оплачен в течение 70 дней после соответствующего судебного постановления. Обжаловать решение суда можно в течение 10 дней.

О тонкостях обжалования рассказывает Дмитрий Венгерский, автоюрист адвокатского бюро Asterisk :

«Очень сложно обжаловать в суде лишение прав за такие ситуации. Единственное на чем можно добиться положительного решения, это процессуальные нарушения со стороны сотрудников ДПС ГИБДД: например, полицейский не предложил пройти освидетельствование, которое проводит сам сотрудник ГИБДД, не составил протокол об отстранении, а без объяснения причин сразу повез на освидетельствование в медучреждение; правонарушителю не были разъяснены его права; для определения опьянения использовались несертифицированные средства.

Чтобы вернуть право на управление автомобилем по истечении назначенного судом срока наказания водитель должен заново сдать теоретический экзамен на ПДД, пройти медкомиссию и оплатить имеющиеся штрафы. Возможность досрочного восстановления прав законом не предусмотрена.

Кропотливая работа госорганов по снижению количества ДТП на российских дорогах приносит свои плоды: число аварий, в том числе и с летальным исходом, в последние 20 лет поступательно снижается. Только с 2018 по 2020 год число жертв дорожных происшествий уменьшилось с 18,2 до 16,2 тысячи человек. Прогресс, казалось бы, налицо. Но любая человеческая жизнь уникальна, и даже такая динамика спада является крайне медленной, а количество жертв - большим. Поэтому проблема остается существенной, отмечает активист и предприниматель, автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов. И эта проблема - пьяная езда.

 Фото: iStock

Россия не одинока в борьбе с нетрезвыми водителями: с такой проблемой сталкивались и продолжают сталкиваться многие страны. Но некоторые успешные примеры подтверждают, что эту проблему можно если не искоренить, то значительно минимизировать. И мир еще не придумал лучшего решения, чем ужесточение наказания.

Благодаря неотвратимости серьезных наказаний за нарушение правил дорожного движения, и в особенности за езду в нетрезвом виде, Япония даже при стремительном за последние годы росте количества автомобилей смогла с 2000-го по 2019 год в три раза сократить смертность на дорогах. В 2019 году показатель смертности там составил 3,1 на 100 тысяч населения. Для сведения: в странах ЕС этот показатель равен 5,1, а в России 11,6. Уровень смертности в "пьяных" ДТП в Японии менее пяти процентов, сравните его с 28 процентами в России. Разница объясняется просто, пишет Дмитрий Давыдов: за вождение в нетрезвом виде там законом предусмотрено довольно ощутимое наказание - до миллиона йен (около 650 тысяч рублей) и до 5 лет тюремного заключения, в зависимости от степени опьянения.

Мало того, под санкции в Японии можно угодить за безответственное поведение в отношении выпившего водителя. Скажем, если ты его мог остановить, но не сделал этого. Так, за поездку с нетрезвым шофером пассажир может быть оштрафован на сумму, эквивалентную 5 тысячам долларов и угодить за решетку на срок до трех лет. Серьезно может быть наказан даже сотрудник магазина или бармен, если он продаст алкоголь, зная, что покупатель за рулем. Именно поэтому даже в элитных ресторанах в Японии официанты перед подачей алкоголя могут уточнить у гостей, каким образом они намерены добираться до дома. И сравните это с Россией, где предложить рюмку человеку за рулем не считается зазорным. Автор проекта "20 идей" не сомневается, что подобные радикальные методы борьбы с пьянством на дорогах могут показаться россиянам слишком суровыми. Но очевиден и тот факт, что без "кнута" эту проблему не решить. Поэтому активист предлагает внедрить меры, которые в совокупности могут дать ощутимый эффект и привести к снижению числа нетрезвых водителей.

Первое: увеличить размер штрафа и срок лишения прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Сейчас это штраф 30 тысяч рублей и лишение прав от полутора до двух лет. Давыдов предлагает увеличить штраф до 100 тысяч, а срок лишения прав - до трех лет. Такое же наказание необходимо установить, если человек передает руль нетрезвому водителю. Если же выпивоха ездит без прав, поднять срок административного ареста с 10-15 суток до 30 и штраф также до 100 тысяч рублей. Угроза личному бюджету, уверен активист, заставит многих задуматься: а стоит ли так рисковать ради рюмки?

Вторая мера: привлечение к ответственности пассажиров автомобиля, водитель которого пьян. Сам пассажир при этом может быть абсолютно трезвым. Сегодня такая мера ответственности для пассажира не предусмотрена, а зря. Ведь если человек сознательно садится в авто с нетрезвым водителем, он косвенно одобряет или, по меньшей мере, не осуждает пьянство за рулем. А значит, в случае ДТП становится соучастником инцидента. По мнению Дмитрия Давыдова, ответственность за езду вместе с пьяным водителем будет мотивировать пассажиров убеждать водителей отказаться от езды в нетрезвом виде и, соответственно, сократит случаи возлияний за рулем. При этом санкции, разумеется, не могут быть наложены на пассажиров общественного транспорта.

Но коррупционные проявления в наше технологичное время контролировать несложно. Странно другое: проблема пьяной езды существует, и мы это видим. Почему же большинство скептически относится к ужесточению наказания за нее? Неужели собираются сесть за руль в нетрезвом виде? А вот это уже настоящая проблема…

Меры против пьяной езды, которые предлагает Дмитрий Давыдов, и к которым причастным ведомствам стоит прислушаться, не слишком радикальны, но вполне логичны. И логика проста: пьянство за рулем не шалость, а потенциальное преступление, уберечь от которого помимо собственной совести может только страх серьезного наказания. Остаётся надеяться, что действующая власть обратит внимание на эту инициативу и поддержит ее на законодательном уровне.

Читайте также: