Кто осуществляет мониторинг растительного и животного мира

Обновлено: 02.07.2024

Понятие и назначение мониторинга животного мира, этапы и нормативная база его проведения. Основные объекты и направления реализации мониторинга животного мира. Состав и содержание экологической информации, полученной в результате таких наблюдений.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.10.2010
Размер файла 7,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Мониторинг животного мира

Мониторинг животного мира проводится по единой государственной системе в целях своевременного выявления, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия и обеспечения научно обоснованного использования объектов животного мира.

Объектами наблюдений при проведении мониторинга животного мира являются:

дикие животные - млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие животные, обитающие на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах), в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы;

среда обитания диких животных - природная среда, в которой дикие животные обитают в состоянии естественной свободы.

Мониторинг животного мира осуществляется по следующим направлениям:

наблюдение за дикими животными, относящимися к объектам охоты, и средой их обитания;

наблюдение за дикими животными, относящимися к объектам рыболовства, и средой их обитания;

наблюдение за дикими животными, включенными в Красную книгу Республики Беларусь, и средой их обитания;

наблюдение за дикими животными, относящимися к видам, подпадающим под действие международных договоров Республики Беларусь, и средой их обитания.

Мониторинг животного мира может осуществляться и по другим направлениям, определяемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Минприроды).

Мониторинг животного мира проводится Минприроды совместно с Министерством лесного хозяйства, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Национальной академией наук Беларуси, иными государственными органами и организациями.

Наблюдения за дикими животными и средой их обитания проводятся на пунктах наблюдений мониторинга животного мира, включенных в государственный реестр пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Количество и местонахождение пунктов наблюдений мониторинга животного мира, технология работ по организации и проведению мониторинга животного мира, перечень параметров и периодичность наблюдений устанавливаются Минприроды и должны обеспечивать получение информации, достаточной для объективной оценки состояния животного мира.

Пункты наблюдений мониторинга животного мира включаются в государственный реестр пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в порядке, установленном Минприроды.

Экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга животного мира, включает:

данные о видовом составе диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь;

данные об общей численности, в том числе промысловом запасе диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь;

данные о динамике численности и структуре сообществ отдельных видов диких животных;

оценку воспроизводства объектов животного мира, относящихся к объектам охоты и рыболовства, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь;

прогноз возможных изменений состояния диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь;

данные о распространении диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь;

данные о физическом состоянии диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь;

данные о структуре, качестве и площади среды обитания диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, а также подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь.

Сбор, хранение, обработку, анализ данных мониторинга животного мира, предоставление экологической информации, получаемой в результате проведения мониторинга животного мира, обеспечивает Минприроды. В этих целях Министерство определяет информационно-аналитический центр мониторинга животного мира (далее - информационно-аналитический центр). Положение об информационно-аналитическом центре утверждается Минприроды.

Информационно-аналитический центр безвозмездно предоставляет обобщенную экологическую информацию, полученную в результате проведения мониторинга животного мира, в главный информационно-аналитический центр для включения ее в информационную систему Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, а также осуществляет информационный обмен с информационно-аналитическими центрами других видов мониторинга окружающей среды Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Состав и содержание экологической информации, получаемой в результате проведения мониторинга животного мира, сроки, а также порядок ее предоставления в главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь определяются Минприроды.

Данные мониторинга животного мира, подлежащие длительному хранению, включаются в установленном законодательством порядке в государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее.

Предоставление экологической информации, полученной в результате проведения мониторинга животного мира, государственным органам, другим государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам, а также ее распространение осуществляются в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и законодательством об информации и информатизации.

Экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга животного мира, должна учитываться при подготовке проектов государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, прогнозов социально-экономического развития, территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также использоваться для информирования граждан о состоянии животного мира и мерах по его охране, других целей.

Подобные документы

Значение животного мира как природного объекта, право пользования животным миром и его виды. Государственное регулирование использования животного мира, правовая охрана животного мира и среды его обитания, организационно-управленческие меры охраны.

контрольная работа [27,3 K], добавлен 16.10.2009

Понятие и значение животного мира как природного объекта. Общие виды пользования: охота, рыболовство. Государственное регулирование использования. Гуманное отношение к животным. Организационно-управленческие меры охраны животного мира и среды их обитания.

контрольная работа [23,5 K], добавлен 03.03.2013

Проблемы ухудшения экологической обстановки во всех регионах Земли. Возраствающие темпы сокращения биологического разнообразия животного мира и рыбных ресурсов. Водные биоресурсы Алтайского края. Охрана объектов животного мира и среды их обитания.

контрольная работа [24,1 K], добавлен 23.07.2010

Влияние хозяйственной деятельности человека на ресурсы животного мира, динамика их численности. Расчет оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира или нарушения среды их обитания на территории Ямало-Ненецкого округа.

дипломная работа [3,7 M], добавлен 21.08.2010

Понятие мониторинга животного мира; действующие методы управления спутниками. Разработка модификации действующей системы мониторинга диких животных на территории заповедников; реализация спутниковой модели отслеживания на основе сеансно-временного метода.

курсовая работа [153,0 K], добавлен 25.09.2013

Понятие международного экологического права. Экологическая безопасность как составная часть национальной и международной безопасности и глобальная проблема современности. Принципы и источники международно-правовой охраны животного и растительного мира.

реферат [58,4 K], добавлен 14.01.2015

Экологическая характеристика природных условий Западной Сибири, видовой состав животного мира. Распределение животных по местообитанию. Охрана и рациональное использование животного мира Западной Сибири. Регулирование состава и численности дикой фауны.

Помощь по экологии

В систему экологического контроля входит также государственная служба наблюдения — экологический мониторинг.

Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

По территориальному охвату различают три ступени или блока современного мониторинга — локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) и глобальный (биосферный, фоновый).

В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

  • в поверхностных водах — радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
  • в атмосферном воздухе — оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;
  • в биоте — тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

Тщательно исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные воля и др. Пункты экологических наблюдений располагают в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека (трофические и др.) с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.

В составе биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга большое внимание уделяют наблюдениям за ростом врожденных дефектов в популяциях человека и динамикой генетических последствий загрязнения биосферы, в первую очередь мутагенами.

На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Изучают трофические связи (биологические круговороты) и их нарушения, оценивают возможность использования ресурсов природных экосистем в конкретных видах деятельности, анализируют характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона и т.д.

Обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом — задача глобального мониторинга. Его называют еще фоновым или биосферным. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Основными целями этой программы являются:

  • организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
  • оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
  • оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
  • оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
  • оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
  • оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
  • создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из Космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экосистем как на региональном, так и на глобальном уровнях

В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга – локальном, региональном и глобальном. Обобщая результаты наблюдения на всех трех уровнях мониторинга, получают объективную картину антропогенных и природных процессов в различных регионах страны. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химических лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических аппаратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, донных отложений, околоземного пространства, организуют слежение за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т.д.

Государственный экологический мониторинг в России ведется по следующим объектам: атмосферный воздух; водные объекты; объекты животного мира; леса; геологическая среда; земли; особо охраняемые природные территории; источники антропогенного воздействия.

Наблюдение, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляются в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга. Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнением окружающей природной среды (ГСН).

С 1995 г. в России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). К основным ее задачам, в частности, относятся ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды.

В соответствии с подпунктом 5.2.51 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, 1935; N 36, ст. 5149), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира.

2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1342 "О Порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 47, ст. 5335).

к приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

от 22 декабря 2011 г. N 963

ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА, ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА

И ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

1. Государственный учет объектов животного мира представляет собой комплекс регулярно проводимых мероприятий, необходимых для получения информации о видовом разнообразии объектов животного мира, численности и распространении объектов животного мира с целью наблюдения за изменениями состояния объектов животного мира и среды их обитания.

2. Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, ст. 30, N 4590).

3. Государственный мониторинг объектов животного мира представляет собой систему регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

4. Государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов животного мира являются основой для осуществления государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания. Данные государственного учета и государственного мониторинга объектов животного мира отражаются в государственном кадастре объектов животного мира.

5. Ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира осуществляется в отношении охотничьих ресурсов, объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации.

6. На территориях государственных природных заповедников и национальных парков государственный учет и государственный мониторинг объектов животного мира ведутся также в отношении объектов животного мира, не указанных в пункте 5 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира (далее - Порядок).

7. Объем мероприятий, проводимых в рамках государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации, определяется исходя из их категории статуса редкости, имеющейся по ним в наличии достоверной научной информации, научных оценок численности, распространения и возможности их регулярного обновления на основе данных научных организаций.

8. Ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, не указанных в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляется путем составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в области охраны и использования животного мира (далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации) перечня видов объектов животного мира, обитающих в субъекте Российской Федерации, включающего сведения о состоянии данных видов и среде их обитания.

9. Ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляют государственные природоохранные учреждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

Объем мероприятий, проводимых такими учреждениями в рамках ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, устанавливается ими по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

10. Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, природоохранные учреждения при ведении государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научными и общественными организациями, пользователями животным миром.

11. Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

12. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии со статьей 36 Федерального закона 27 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, N 23, ст. 2793; 2011, N 1, ст. 10; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7343).

13. Государственный мониторинг объектов животного мира, не указанных в пункте 12 настоящего Порядка, состоит из регулярно обновляемых сведений о параметрах состояния объектов животного мира, среды их обитания и их динамики.

14. Государственный кадастр охотничьих ресурсов ведется в форме государственного охотхозяйственного реестра, государственный кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира - в форме Красной книги Российской Федерации и Красных книг субъектов Российской Федерации.

15. Данные государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира хранятся на бумажном и электронных носителях.

16. Данные государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга представляются на бумажном и электронных носителях с указанием количества предоставляемых документов и файлов, их имен (названий), размеров, даты их актуализации:

16.1. Государственными природоохранными учреждениями, указанными в пункте 9 настоящего Порядка, - в уполномоченные органы соответствующих субъектов Российской Федерации, в отношении охотничьих ресурсов ежегодно до 15 апреля, иных объектов животного мира - до 1 июля не реже одного раза в три года;

16.2. Уполномоченными органами субъектов Российской Федерации - в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в отношении охотничьих ресурсов ежегодно до 15 мая, иных объектов животного мира - до 1 августа не реже одного раза в три года.

17. Данные государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира представляются непосредственно или направляются по почте.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минприроды РФ от 22.12.2011 N 963 Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963, мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22 декабря 2012 г. N 963, мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира. Таким образом, определение численности охотничьих животных в соответствии с принятыми ФГБУ "Центрохотконтроль" методическими рекомендациями не будет являться нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Государственный мониторинг объектов животного мира - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.

Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Комментарий к статье 15

1. Мониторинг представляет собой комплексную система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей природной среды. Мониторинг объектов животного мира являетяс разновидностью экологического мониторинга. Это система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира является составной частью экологического мониторинга.

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

До сих пор остается спорным вопрос о том, является ли мониторинг составной частью экологического контроля или он является самостоятельной организационно-правовой мерой обеспечения охраны природных объектов и окружающей среды от загрязнения. Так, С.А.Боголюбов и В.В.Петров в систему экологического контроля включают государственную службу наблюдения. М.М.Бринчук их разграничивает[45].

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

2. Экологический мониторинг осуществляется в целях:

наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:

разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;

формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

В РФ осуществляется государственный мониторинг объектов животного мира, постоянно или временно обитающих на территории Российской Федерации, а также в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

наблюдения за изменением уровня биоразнообразия и качественного состава фауны, в первую очередь позвоночных животных;

наблюдения за состоянием популяций редких видов животных, включенных в Красную книгу России;

редких видов животных, включенных в региональную Красную книгу или региональный список особо охраняемых видов;

ценных охотничье - промысловых видов животных, животных, имеющих значение с эпидемиологической точки зрения, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или социальную значимость;

видов, особо уязвимых ввиду образования ими массовых скоплений (колониальных птиц, морских млекопитающих и т.д.);

видов - эдификаторов природных сообществ и экосистем и видов индикаторов их состояния[46].

Государственный мониторинг объектов животного мира - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.

Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Комментарий к статье 15

1. Мониторинг представляет собой комплексную система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей природной среды. Мониторинг объектов животного мира являетяс разновидностью экологического мониторинга. Это система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира является составной частью экологического мониторинга.

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

До сих пор остается спорным вопрос о том, является ли мониторинг составной частью экологического контроля или он является самостоятельной организационно-правовой мерой обеспечения охраны природных объектов и окружающей среды от загрязнения. Так, С.А.Боголюбов и В.В.Петров в систему экологического контроля включают государственную службу наблюдения. М.М.Бринчук их разграничивает[45].

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

2. Экологический мониторинг осуществляется в целях:

наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:

разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;

формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

В РФ осуществляется государственный мониторинг объектов животного мира, постоянно или временно обитающих на территории Российской Федерации, а также в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

наблюдения за изменением уровня биоразнообразия и качественного состава фауны, в первую очередь позвоночных животных;

наблюдения за состоянием популяций редких видов животных, включенных в Красную книгу России;

редких видов животных, включенных в региональную Красную книгу или региональный список особо охраняемых видов;

ценных охотничье - промысловых видов животных, животных, имеющих значение с эпидемиологической точки зрения, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или социальную значимость;

видов, особо уязвимых ввиду образования ими массовых скоплений (колониальных птиц, морских млекопитающих и т.д.);

видов - эдификаторов природных сообществ и экосистем и видов индикаторов их состояния[46].

Читайте также: