Имеет ли право человек кричать на другого человека

Обновлено: 04.07.2024

Если ваши соседи шумят ночью, делают бесконечный ремонт, не следят за бегающими детьми или разбрасывают мусор на лестничной площадке, управу на них найти сложно, но можно.

Содержание

Спонтанно и ситуативно раздражать может любое поведение соседей. Однако с точки зрения законодательства нарушением будут считаться следующие действия:

  • Шум в ночное время (или в тихий час, если таковой введен в регионе).
  • Загромождение общих коридоров, тамбуров, лестничных площадок.
  • Разбрасывание мусора на лестничных площадках и в других местах общего пользования.
  • Нарушение санитарных требований: радикальное захламление квартиры, заведение большого количества домашних животных, которые при этом не получают должного ухода.

Какое поведение шумных соседей является нарушением?

Одной из самых актуальных проблем в городе становится шумное поведение соседей. У каждого свои представления о том, до какой степени нужно соблюдать тишину, но в данном случае есть конкретные законодательные ограничения, которые обязаны соблюдать все жильцы. Если соседи громко слушают музыку по ночам, завели домашнее животное, за которым не следят, сверлят стены после полуночи, соседи сверху шумят после 23:00 – это повод призвать их к ответственности.

Предельно допустимый уровень шума для квартиры и мест общего пользования

Шум в квартире по закону регламентирован. В законодательстве можно найти предельно допустимые уровни шума в жилых квартирах: в СП 51.13330.2011 и ГОСТ 12.1.036-81. При этом важно учитывать, что показатели в этих двух документах несколько разные (для одних и тех же условий), поэтому один случай может трактоваться и как нарушение, и как действие в законных рамках. Но шум, который превышает самый высокий из возможных показателей, – это точно нарушение.

В дневное время

То есть с 7:00 до 23:00 (в данном случае мы говорим о СП 51.13330.2011, где временной промежуток указан точно). В этот период уровень шума может быть 40–55 децибел (в зависимости от того, к какому документу мы обращаемся).

Для сравнения: 40 децибел – это звук, по громкости эквивалентный обычной негромкой речи, а 55 децибел – это звук, схожий по интенсивности с двигателем работающего автомобиля.

Можно ли днем шуметь в подъезде? Можно, в течение разрешенного времени, но во всем, конечно, нужно знать меру.

Ночью

То есть с 23:00 до 7:00. В этот период уровень шума может быть 30–45 децибел, то есть – тихий разговор или шум работающих холодильника, стиральной или посудомоечной машины.

В других регионах действуют свои законы, которые устанавливают аналогичные правила.

Если у ваших соседей лает собака и вам это мешает, их можно призвать к ответственности. Собака, конечно, живое существо, но в обязанности хозяев входит ее воспитание и дрессировка, чтобы зверь вел себя адекватно. Если вы вызовете полицию, участкового или обратитесь в Роспотребнадзор, нерадивых владельцев могут обязать пройти с питомцем курсы дрессуры.

Можно ли шуметь под окнами?

В течение той части дня, которая попадает в ограничения соответствующего регионального закона, – нельзя. Тишину должны соблюдать как в своих квартирах, так и на придомовой территории. Поэтому, если соседи шумят под вашими окнами, обращайтесь в полицию. Сотрудники полиции должны прибыть на место, провести разъяснительную беседу, составить протокол (если требуется).

Можно обращаться к участковому, который произведет примерно те же действия. На ваше обращение должны среагировать без дополнительных требований к вам (типа требований замерить самостоятельно уровень шума и сравнить, превышает ли он установленные лимиты).

До скольки можно шуметь во дворе? До того времени, которое определено как начало ночного периода вашим региональным законом.

Пошаговый порядок действий по восстановлению тишины

Если ваши шумные соседи нарушают порядок в ночное время, предпримите следующие действия:

  1. Позвоните участковому или в полицию. Они должны приехать на вызов (на практике это не всегда так) и зафиксировать правонарушение. Если ваши обвинения подтвердятся, на дебоширов будет наложен штраф. Если вы не позвонили сразу, напишите заявление участковому на шумных соседей, он среагирует позже и проведет беседу.
  2. Обратитесь в ТСЖ или ЖЭК с жалобами на соседей. С ними должны будут провести разъяснительную беседу. Штрафовать, однако, эти организации не имеют права.
  3. Подайте на соседей в суд. Потребуется собрать доказательства – видеоматериалы (с записью звука), показания свидетелей; если у вас есть возможность самостоятельно замерить уровень шума – показания специального прибора, который подтвердит, что шум превышает разрешенные показатели.

Чего делать не нужно

Не нужно пытаться решить вопрос самостоятельно – угрожать, лезть в драку, писать оскорбительные записки, портить имущество соседей (дверь, коврик, замочную скважину и т. д.). В этом случае вы можете оказаться пострадавшим, если соседи заявят на вас в полицию или обратятся в суд.

Что делать, если соседи мусорят в подъезде и во дворе?

Если ваши соседи выбрасывают мусор из окна (да-да, встречается и такое), оставляют отходы в подъезде или во дворе, по закону на них тоже можно найти управу.

Что делать, если соседи мусорят? Для начала постарайтесь урегулировать вопрос без привлечения третьих лиц: поговорите с нарушителем; напомните, что такое поведение запрещено; попросите, чтобы в дальнейшем это не повторялось.

Если беседа не поможет, соберите доказательства нарушения. Вам пригодятся фото и видео, на которых сосед выбрасывает мусор мимо контейнера или в подъезде, показания свидетелей. Не лишним будет узнать, как зовут того, кто безобразничает. Проследите, как часто появляется мусор в неположенном месте.

Какие государственные органы решают подобные ситуации?

Собрав доказательства, вы можете обратиться в одну из следующих организаций:

  • ТСЖ. Они не имеют права штрафовать нарушителей, но могут также провести беседу, которая, возможно, возымеет большее действие, нежели ваши слова.
  • Участковый (полиция). Он должен следить за порядком на вверенном ему участке и также проведет беседу с тем, кто мусорит. А в случае подтверждения нарушения он может наложить штраф в размере 1000–2000 рублей (ст. 8.2. КоАП РФ). Кстати, повторное нарушение обойдется грязнулям в 2000–3000 рублей.
  • Роспотребнадзор. Если его сотрудники зафиксируют нарушение, то могут оштрафовать.
  • Штрафовать могут по ст. 8.2 КоАП РФ, тогда нарушителю придется заплатить 1000–2000 рублей (2000–3000 рублей в случае повторного нарушения), или по ст. 6.4 КоАП РФ, тогда штраф составит 500–1000 рублей.
  • МЧС, если соседи мусорят на лестничной площадке, а этот мусор пожароопасен или создает пожароопасную ситуацию. В этом случае соседа оштрафуют на 2000–3000 рублей по ст. 20.4 КоАП РФ.

В любом случае, как и в ситуации с шумом, советуем не применять силу и не пытаться решить вопрос самостоятельно, если беседа не помогла. Лучше обратиться в органы, которые контролируют такие ситуации, и попытаться добиться справедливости.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Полезное разъяснение сделал Верховный суд РФ, изучив дело о "плохой квартире", жильцы которой не дают отдыхать гражданам.

Верховный суд подчеркнул, что гражданина надо признать потерпевшим, если он вызвал полицию к нарушителю тишины. Фото: Depositphotos.com

Ситуация с "громкими" соседями, от которых всем окружающим житья нет, очень распространенная проблема. Страдающая сторона, как правило, звонит в полицию, которая по закону должна объяснить возмутителю спокойствия, что шуметь по ночам нельзя. Не до всех это доходит. А если увещевания полицейских ничего не дали? Есть ли права у тех, кто вызывал полицию, и какие они, эти права, растолковал Верховный суд.

Фото: Depositphotos.com

Эта история началась стандартно: ночь, многоквартирный дом, в котором одной из жительниц так весело, что соседи не могут отдохнуть.

В полночь в полицию позвонил один из не выдержавших шума соседей многоквартирного дома. Когда полицейские прибыли на место, то смогли убедиться, что звонивший гражданин совершенно прав. В общем, полицейские составили протокол об административном правонарушении.

Позже прошла административная комиссия. Она в ночном шуме не увидела ничего ужасного и решила, что гражданка действительно виновата в том, что ее соседи всю ночь не могли сомкнуть глаз. Правда, наказание оказалось чисто символическим - административная комиссия ограничилась "устным предупреждением". Проще говоря, просто погрозила пальцем.

Вот только человека, вызвавшего полицию, такое наказание не устроило из-за чрезмерной, на его взгляд, мягкости. Он потребовал более суровой меры. Для этого подготовил иск и пошел в суд, оспаривать решение комиссии. Но из этой затеи ничего не вышло - в районном суде с ним даже разговаривать не стали. Объяснили, что в этом деле он никто.

Фото: Depositphotos.com

Районный суд в своем отказе указал следующее - раз в протоколе гражданин не указан, значит, и жаловаться он не имеет права. Получилось, что в ситуации с наказанием он вообще никто и отношения к делу не имеет.

Вышестоящая инстанция с таким мнением районных коллег согласилась целиком и полностью.

Заместитель председателя регионального суда рассмотрел кассационную жалобу обиженного гражданина и высказал свое мнение.

Это мнение оказалось несколько отличным от выводов предыдущих судов, но особо ничего не изменило.

На взгляд заместителя председателя суда, раз гражданин ночью не смог заснуть из-за шума и вызвал наряд, то он явно пострадал и является потерпевшим (в смысле статьи 25.2 Кодекса Административных Правонарушений РФ). Раз он потерпевший, то вправе обжаловать постановление. Вот только в обжаловании нет смысла.

Дело в том, что если отменить решение районного суда, то это ухудшит положение нарушителя - шумной соседки, а это закон запрещает. И вообще статья 30.17 КоАП РФ не предусматривает отмену предыдущих решений из-за мягкости наказания. Вывод зампреда суда: отменять оспариваемые постановления не надо.

Получив на руки стопку судебных отказов гражданин собрался с духом и обратился в Верховный суд РФ. И поступил совершенно правильно. В высокой судебной инстанции дело изучили и встали на сторону истца. Верховный суд РФ с выводами местных судов категорически не согласился. Он все судебные постановления по этому делу отменил.

Высокая судебная инстанция так сформулировала свою позицию.

Верховный суд сказал, что по закону потерпевший гражданин - это лицо, которому правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. У потерпевшего человека есть право на участие в деле, и оно не зависит от того, является ли наступление конкретных последствий признаком состава административного правонарушения.

Фото: Денис Абрамов/ТАСС

Из всего сказанного Верховным судом следует такой вывод. Случившимся правонарушением затронуты права гражданина, и он в рассматриваемом случае является потерпевшим по этому делу. А это, в свою очередь ,означает, что гражданин имеет полное право на обжалование постановления административной комиссии.

Есть еще один важный момент - судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делу равных условий для сторон спора. В нашем же случае, подчеркнул Верховный суд РФ, местные суды незаконно отказали одной из сторон в реализации права на обжалование, что повлекло нарушение права потерпевшего гражданина на судебную защиту.

Верховный суд заявил: это процессуальное нарушение "носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело". В таких случаях, согласно пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, суд выносит решение об отмене всех предыдущих судебных актов и о возвращении дела на новое рассмотрение.

В своих разъяснениях Верховный суд подчеркнул - новое, справедливое рассмотрение с соблюдением всех процессуальных гарантий сторон само по себе не влечет ухудшения положения человека, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

И напоследок еще одна весьма существенная деталь. Верховный суд РФ напомнил коллегам о материалах своего Пленума (№ 5 от 24 марта 2005 г.). Там было сказано следующее - срок давности привлечения гражданина к ответственности истек во время пересмотра постановления о назначении административного наказания. И это, на взгляд высокого суда означает следующее: ничего не препятствует возвращению дела о слабо наказанной соседке на новое рассмотрение, снова в районный суд.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не ори на меня: 8 способов правильно реагировать, когда на вас кричат

Невероятные факты

"Гнев – это кислота, которая больше вредит сосуду, в котором она хранится, чем тем, на кого она выливается." Марк Твен.

Единственное оружие гневного человека – его крик. Он считает, что именно так может выиграть в любом споре.

Чем больше вы отвечаете на крик человека, тем плачевнее становится ситуация.

Чтобы остановить крик, полезно знать несколько советов, которые помогут вам сохранять спокойствие и быстро решить конфликт.

Но прежде чем говорить о реакции на крик другого человека, стоит понять, почему он так поступает.

Почему человек кричит?

Стоит признать, что в большинстве случаев не существует достаточно поводов для крика. Однако крик говорит о том, что человек испытывает психологические проблемы, которые не имеют ничего общего с тем, на кого кричат.

Их крик является отражением внутренней эмоциональной нестабильности, хотя кажется, что крикун демонстрирует свою силу и власть. Какими же могут быть причины?

1. Неумение владеть собой

Неумение владеть собой


© Elnur

Многие люди кричат только потому, что не умеют справляться со сложными ситуациями. Если человек кричит, потому что это его единственный способ совладать с трудностями, ему нужна помощь, чтобы научиться регулировать свои эмоции.

Крик – это нездоровый метод ни для того, кто кричит, ни для того, кто стал жертвой крика.

2. Потеря контроля

Человек может начать кричать, так как ощущает потерю контроля над ситуацией. Его переполняют эмоции, мысли и чувства, возникает сумбур в голове, и он кричит, чтобы вернуть себе контроль.

Так как он не знает, как справляться со стрессом другими способами, он выливает свой гнев на окружающих, и вы просто попадаетесь по горячую руку. Ощущение контроля, которое обретает человек, временное, и его проблемы, на самом деле, не решаются.

3. Ощущение опасности

Ощущение опасности


© Anetlanda / Getty Images

Агрессоры – это люди с очень чувствительным эмоциональным нутром, которое они пытаются защитить. Каждый раз, когда им кажется, что существует угроза их безопасности, они реагируют на это единственно известным методом - криком.

4. Склонность к агрессии

Некоторые люди просто по натуре более агрессивны. Они могут кричать, и их агрессия перерастает в применение физической силы. Вы редко увидите драку, которая не начиналась бы на повышенных тонах.

Если на вас кричат, и вы плохо знаете человека, стоит быть осторожным, так как это может перейти к физическим разбирательствам и драке. В этом случае особенно важно не отзеркаливать их поведение и не отвечать тем же.

5. Приобретенное поведение

Приобретенное поведение


© GeorgeRudy / Getty Images

Некоторые люди кричат, только потому что они выросли в семье, где родители постоянно кричали друг на друга. Они усвоили, что в случае конфликта нужно повышать голос. Крик является их инстинктивной реакцией на любой стресс.

6. Чувствуют покинутость

Такое часто случается с родителями, когда им кажется, что ребенок их не слушает. Вместо того, чтобы повторить несколько раз, они начинают кричать. Однако такой метод не действует, так как крик пугает ребенка и оказывает такое же вредное воздействие, как физическое насилие.

Как реагировать на крик?

Самым худшим, что вы можете сделать, когда на вас кричат, это копировать поведение крикуна. В таком случае ситуация накаляется еще быстрее, и это может привести к опасным последствиям.

Также стоит избегать дразнить агрессора, оспаривать его слова, защищаться или критиковать его во время разговора.

Существуют более эффективные способы реагирования на крик.

1. Ничего не говорите

Ничего не говорите


© fizkes / Getty Images

Помните о том, что когда человек на вас кричит, это его, а не ваша проблема.

Один из самых лучших способов пресечь крик - это оставаться спокойным и ничего не говорить. Смотрите человеку прямо в глаза и сидите в полной тишине, чтобы показать ему, что его поведение неприемлемо и оскорбительно. Он заметит ваше поведение, его пыл поутихнет, и он поймет, что его подход к ситуации в корне неверен.

2. Объясните, почему его поведение вас беспокоит

Безусловно, очень сложно оставаться спокойным в ситуации, когда на вас кричат, но это необходимо для того, чтобы объяснить человеку, почему его поведение вас беспокоит.

Вы можете сказать о том, что крик мешает вам сконцентрироваться на том, что именно он говорит, и понять значение его слов. Это поможет ему понять, что он делает неправильно, и возможно, даже извиниться за неподобающее поведение.

3. Прикоснитесь к человеку

Прикоснитесь к человеку


© undefined undefined / Getty Images

Осторожно: такой метод подходит только с близким вам человеком. В случае с незнакомыми людьми ваше поведение могут расценить, как неуместное и даже враждебное.

Если кричит ваш друг или близкий родственник, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы показать, что вы заботитесь о нем, и что он для вас имеет большое значение. Такой жест срабатывает, потому что человеку очень трудно кричать на того, кто дружелюбен и добр к нему или показывает, насколько он важен для вас.

Если на вас кричит незнакомый или малознакомый человек, и у вас есть возможность уйти, просто уходите. Вы не обязаны подвергать себя психологическому давлению и плохому обращению, если этот человек не играет никакой роли в вашей жизни.

Конечно, стоит оговориться, что такой метод не подойдет в случае с вашим начальником, родителями или мужем/женой, так как они примут ваш уход, как знак неуважения и еще больше разозлятся.

С другой стороны, когда вы уходите, вы даете человеку время успокоиться и пересмотреть ситуацию. Однако стоит убедиться в том, что при этом вы не заденете его чувств.

5. Попросите остановиться

Попросите остановиться


© Julenochek / Getty Images

Еще один довольно простой способ разрядить обстановку – это спокойно попросить человека остановиться.

Вы можете сказать, что вам некомфортно, и вы не можете внимательно сосредоточиться на том, что говорит человек. Некоторые люди просто не осознают, как они себя ведут. Вы просто помогаете ему осознать свое поведение и понять, что даже если они расстроены или злятся, они могут контролировать свой гнев и вести себя адекватно.

6. Возьмите перерыв

Также вы можете спокойно попросить взять перерыв. Вам тоже нужно успокоиться, так как крик вызывает прилив адреналина, и вы не знаете, как долго еще можете сдерживаться.

Когда вы говорите о паузе, это должно быть утверждением, а не вопросом, особенно если это не ваш начальник.

Со знакомым и близким человеком такой подход будет более приемлем, и вы можете попросить о точном времени (5 минут, день или любое другое время), чтобы все обдумать и ответить спокойно.

7. Разговаривайте тише

Разговаривайте тише


© AntonioGuillem / Getty Images

Это может показаться глупо, но это, на самом деле, работает. Когда вы говорите вполголоса в ответ на крик, и человек просит вас говорить громче, это отвлекает крикуна от того, что его беспокоит или вызывает у него стресс.

Он переводит внимание на ваш разговор, так как пытается понять значение ваших слов, и это может постепенно успокоить его и заставит использовать другой тон.

8. Не огрызайтесь

В большинстве случаев, когда на нас кричат, это задевает наши эмоции, и мы чувствуем необходимость реагировать так же. Ответный крик, критика и другие негативные реакции только усугубляют ситуацию.

Постарайтесь сделать все в ваших силах, чтобы взять контроль над своими эмоциями. Дайте человеку знать, что вы не допускаете, чтобы на вас кричали вне зависимости от проблемы или ситуации. Говорите это вежливо и спокойно, и вы можете ожидать более спокойной реакции.

Нам бывает очень сложно сдержаться, когда на нас кричат, но это возможно. Немного практики и терпения, и вы научитесь правильно реагировать и владеть собой в любой ситуации, не задев ничьих чувств.


Когда люди кричат изо всех сил, это больше, чем кажется. Крик – это особая форма общения – считают психологи Университета Эмори в Атланте. А нейробиологи утверждают, что это ещё и отражает элементарный жизненный опыт человека.

Что показали исследования

девушка кричит

Крик характерен не только для детей (для них он является средством коммуникации), но и для взрослых. 120 децибел: так громко кричала британка Джилл Дрейк на соревнованиях в 2000 году. Это был самый громкий крик из когда-либо записанных – громче реактивного двигателя.

Одни из немногих исследователей крика в мире пытаются разобраться в этом сложном и загадочном явлении. Даже удивительно, как мало известно о человеческом крике. Кстати, вопрос о том, что вызывает крик, совсем не тривиален. Большинство людей сказали бы, что крик громкий и пронзительный, но это неправда.

Несколько лет назад команда исследователей проанализировали акустические свойства человеческих криков страха.

Они обнаружили, что крик страха характеризуется феноменом, который в психоакустике называется грубостью. Это происходит, когда громкость тонов регулируется в очень быстром хронологическом порядке. Это делает тон интуитивно грубее – и кажется, что человеческий мозг интерпретирует это как сигнал тревоги. С помощью сканирования мозга удалось показать, что акустически грубые звуки в мозгу активируют те области, которые отвечают за обработку эмоциональных реакций, таких как страх и неудовольствие.

Совет за минуту: крики во сне.

Совет за минуту: крики во сне.

Разнообразные крики

Для людей типично то, что в их распоряжении большой репертуар криков. Люди кричат ​​не только от страха, но и от гнева, радости или сексуального возбуждения. Крики различаются в зависимости от эмоционального состояния, в котором они возникают.

Исследователи в настоящее время работают над акустической характеристикой различных типов человеческих криков. Первые результаты показывают, что грубость не только играет роль в крике страха, но ни в коем случае не является уникальной характеристикой всех типов криков. Такие характеристики, как высокая основная частота и высокий тон, также играют роль.

Также обнаружено, что люди могут различать разные типы криков, но не всегда одинаково хорошо. Агрессивные крики относительно легко отличить от криков страха, но трудно – от криков позитивного возбуждения.

За последние десять лет удалось кропотливо создать обширную базу данных человеческих криков, которую учёные собрали из аудиозаписей в Интернете. Это служит сырьем для дальнейшего прояснения многочисленных загадок, связанных с природой человеческого крика, в том числе и во сне.

В конце концов, у человека есть тонкое чутье на крик. В недавно опубликованной работе команда Университета Эмори в Атланте с помощью экспериментов продемонстрировала, что люди могут идентифицировать кого-то по его крику, даже если его звук изменен.

Отпугнуть врагов и получить помощь

Кричат ​​многие существа, в том числе такие, как кролики, которые не особо склонны к общению. Есть теория, что первобытный крик возник в процессе эволюции, чтобы напугать хищника и выиграть несколько секунд, чтобы сбежать.

С развитием социальных взаимодействий крик стал более разнообразным и помогал, в частности, обращаться за помощью, когда животное попало в беду. У людей крик нашел еще более широкое применение. Удивительно, но это могло быть связано с развитием языка: возможность говорить также улучшила нашу способность к невербальному общению.

Способность кричать проявляется во время спора

Именно под влиянием сильных эмоций даже взрослые люди начинают кричать. Это часть натуры, способ общения, маскировка негативных чувств – и все вместе. Однако это ещё и вербальная агрессия, которая в обществе не приветствуется и даже мешает жить.

Если знать, почему хочется кричать во время ссоры, можно избавиться от этого поведения. Но осуждать себя за срыв тоже не нужно: на самом деле крик – это нормальное поведение во время спора. Однако такое поведение, безусловно, не способствует мирному прекращению конфликта.


Люди не должны подавлять свои чувства. Если кто-то злится, значит, на то есть причины. Но каждый способен повлиять на то, как выражается гнев или любая другая сильная эмоция и передаётся собеседнику.

  • Во время ссоры можно объяснить, почему и на что ты злишься – спокойным тоном. Особенно это актуально для ссоры в семье. Таким образом можно лучше контактировать со своим партнером.
  • Если кто-то кричит, то собеседник автоматически перейдет в режим атаки или перейдет в оборону. И то, и другое не являются хорошими предпосылками для конструктивного общения.
  • Если люди общаются по-взрослому и решительно, то собеседник сможет понять чувства другого и отреагировать на них.

Найти причины и сохранять спокойствие

В семье, где растут дети, крик родителей допустим, потому что порой его трудно остановить. Но на постоянной основе он может иметь разрушительные последствия. Существуют способы контролировать свои порывы и сдерживать желание накричать.

  • Лучше записывать свои мысли, когда хочется кричать. Это поможет распознать типичные стрессовые ситуации, найти триггеры и понять, почему определенные вещи так сильно расстраивают. Письмо дает возможность систематизировать свои мысли и найти способ действовать иначе в следующий раз.
  • Подавить желание кричать поможет простой трюк: счет. Если маленький ребенок только что выкрасил прекрасную белую стену гостиной в яркие цвета, опрокинул дорогую вазу или намазал кожаный диван шоколадной пастой, можно сделать паузу и посчитать в обратном порядке от 10 до нуля. Только после этого начать говорить. Маленький ребенок не хочет никого раздражать и не хочет злить, он просто думает и действует иначе, чем взрослые.

Оставить на мгновение стрессовую ситуацию

Если желание кричать не утихает, можно быстро походить по лестнице. Тогда тело расслабляется, и гормоны стресса расщепляются.

Делать что-нибудь для себя

Иногда у человека может быть не все так хорошо, как кажется. Кто-то плохо спит, переутомлен, раздражен, нервничает и плохо себя чувствует. Тогда может быстро случиться так, что он чутко отреагирует на мелочи и закричит. В такие моменты необходимо подумать о себе и воздержаться от дальнейших действий, которые еще больше напрягают.

Сделать что-нибудь хорошее для себя: выпить чашку чая или кофе в покое, принять расслабляющую ванну или пообщаться с кем-нибудь приятным.


Иногда может потребоваться помощь, чтобы расслабиться в повседневной жизни. Не нужно стесняться и спрашивать своих родителей, друзей или хороших коллег, могут ли они что-то сделать для поддержки в определенные дни. Разговор с психологом также может поддержать в трудной ситуации. Вовсе не обязательно доводить ситуацию до крайней точки и срываться на крик.

Узнать и изменить поведение

Несмотря на то, что крик вполне объясним и не является негативной характеристикой, его нужно контролировать.

Если на детей часто кричат, это может сказаться на их самооценке и впоследствии привести к тревоге или депрессии. Это подтверждается многочисленными исследованиями. Чтобы не потерять самообладание, необходимо выйти из стрессовых ситуаций и успокоиться. Крик – это мощное оружие, но не нужно постоянно пускать его в ход.

Читайте также: