Имеет ли право центр

Обновлено: 28.04.2024

Неизвестно, что будет после эпидемии с бизнес–центрами (некоторые считают, что всем понравится работать дома и спрос на офисы заметно упадет). Но известно: подавляющее большинство тех, что выживут, будут, как и прежде, спрашивать у посетителей удостоверения личности, переписывать их данные и хранить в явно не самых защищенных местах. При том, с какой щепетильностью российское законодательство относится к вопросам охраны персональных данных, правомерность таких действий выглядит сомнительной. "ДП" выяснил у юристов, как регламентируется оборот персональных данных в этом случае и чем грозит их утечка.

Не хочешь — не ходи

Как отмечает Ксения Смирнова, юрист российской практики Dentons в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, главным законом, на основании которого организуется пропускной режим в БЦ и офисные здания, является ФЗ № 152 "О персональных данных" (июль 2006 года). Также он регламентирован постановлением правительства РФ "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" (сентябрь 2008 года).

Если же в БЦ проверку посетителей ведет сотрудник охранного предприятия, то в этом случае применяется еще и ФЗ № 2487–1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (март 1992 года).

В целом эксперты сходятся в том, что само по себе требование предъявить паспорт при входе в БЦ не нарушает прав человека.

"Не получив у субъекта персональных данных согласие на их обработку, сотрудники могут его не пускать, если это предусмотрено локальными нормативно–правовыми актами (правила посещения, правила доступа и т. д.), которые применяются данной компанией. Бизнес–центры, как правило, не являются публичным местом, открытым для посещения. Поэтому нарушения прав гражданина, не допущенного в бизнес–центр, в данном случае я не вижу", — говорит старший юрист Юридической конторы Гессена Георгий Мелков.

Дьявол в деталях

Однако в этой процедуре большую роль играют детали. "Столкнувшись с некой обработкой персональных данных, без понимания бизнес–процессов оператора зачастую сложно с ходу сказать: “это законно” или “это незаконно”. За исключением очевидных случаев, скажем, данные запрашиваются в избыточном объеме. К примеру, для доступа в помещение бизнес–центра требуется предоставить информацию о сексуальной ориентации или вероисповедании — очевидно, что это излишняя информация и требовать ее у вас не имеют права", — отмечает старший юрисконсульт центра обработки данных Linxdatacenter Ольга Ермакова.

Вместе с тем юрист адвокатского бюро "S&K Вертикаль" Анастасия Гурина полагает, что требование охранников БЦ в большинстве случаев незаконно. "Для обеспечения безопасности сотрудники БЦ вправе потребовать показать паспорт, если он указан как документ, дающий право прохода в БЦ. Но занесение паспортных данных посетителя в журнал или компьютерную систему уже не охватывается правом!" — говорит госпожа Гурина. По ее оценке, закон вообще не регламентирует порядок доступа в БЦ, поэтому если посетитель отказывается передать паспорт охраннику или сотруднику, а ему отказывают в доступе, то такой отказ "грубейшим образом нарушает права" посетителя, добавляет юрист. А вот если человек самостоятельно продиктовал свои паспортные данные на ресепшене БЦ, то это будет вполне законным. "Такими действиями посетитель выражает свое согласие на обработку персональных данных", — поясняет юрист адвокатского бюро "S&K Вертикаль".

Как — не скажу

Управляющие бизнес–центрами достаточно тяжело комментируют эту проблему. "Да, мы собираем эти данные, да, мы знаем, что это незаконно, но это вопрос безопасности", — неофициально говорят они. В некоторых бизнес–центрах, например в офисном центре "СПБВБ" на Большом проспекте, данные просто фотографировались. Впрочем, часть бизнесменов официально утверждают, что не собирают паспортные данные на входе. "У нас этой процедуры нет", — заявил "ДП" Дмитрий Золин, управляющий сетью бизнес–центров "Сенатор". "Мы решили эту проблему. Но как — не скажу, приходите сами и смотрите", — говорит Игорь Водопьянов, владелец УК "Теорема".

По оценке Ольги Ермаковой, значительная часть компаний, функционирующих на российском рынке, требования закона не знает и не соблюдает. "Нормальные процессы по обработке и защите данных у них отсутствуют. Наладить процессы на текущий момент стоит минимум в 2 раза дороже, чем суммарный штраф, который в большинстве случаев может получить оператор за все нарушения (не берем в расчет нарушение требования о локализации баз данных на территории РФ, за что законом с декабря 2019 года установлена ответственность до 18 млн рублей). Далее — процессы надо поддерживать, это тоже стоит денег. Ситуация меняется, но медленно", — добавляет Ольга Ермакова.

Если банк решает, что заемщик не в состоянии выплатить задолженность самостоятельно, он может предпринять меры, защищающие его от потери средств. Одна из таких мер — передача прав на взыскание третьим лицам, то есть коллекторским агентствам, готовым самостоятельно требовать выплаты средств по кредиту. Став новым кредитором, агентство начинает пытаться связаться с заемщиком, чтобы договориться с ним о возможных новых условиях выплат. Правила звонков регулируются законодательством: там прописано, могут ли коллекторы звонить в выходные, на что имеют право и какие возможности и средства связи имеют.

Содержание статьи

Законодательство о деятельности коллекторов

Негативное мнение, сформированное в обществе о коллекторских агентствах, берет начало из времен, когда их деятельность регулировалась достаточно слабо либо не регулировалась вообще. В результате многочисленные недобросовестные службы нередко принимали жесткие, а то и агрессивные меры по отношению к заемщикам, что и сформировало негативный имидж. Но с 01.01.2017 федеральный закон № 230-ФЗ предусматривает то, как регулируется работы агентств. Новые правила установили ограничения на время и количество звонков и других способов связи с клиентом, а также определили, каким образом коллектор должен общаться с заемщиком. На сегодняшний день каждое добросовестное, законопослушное агентство строго соблюдает требования ФЗ и ставит своей целью не напугать, а помочь.

Когда имеют право звонить коллекторы

Закон ограничил право коллекторских агентств связываться с клиентом жесткими временными рамками. Коллектор может позвонить человеку не чаще одного раза в день, двух раз в неделю и восьми — в месяц. Встретиться по предварительной договоренности агент может и лично, но лишь единожды в неделю. При этом сотрудник службы должен быть вежлив, в начале разговора сообщить информацию о себе и агентстве, в котором работает. Звонки должны осуществляться во временной период с 8 утра до 22 вечера в будние дни под запись, о которой специалист обязан предупредить заранее.

Распространяется ли правило на выходные

Да, коллекторские агентства действительно имеют право созваниваться с клиентом в выходные и праздничные дни: такая возможность прописана в законодательстве. Но временные рамки для таких звонков еще более жесткие: не раньше 9 утра и не позже 20 часов вечера. Ограничение на количество звонков в день по-прежнему действует: если Вам уже дважды звонили в будние дни, связаться с Вами в выходной коллекторы не имеют права. Разумеется, остальные правила — вежливая речь, отсутствие психологического насилия, необходимость сообщать сведения о себе — по-прежнему в силе. Время, в которое Вам позвонили, должно рассчитываться по Вашему часовому поясу.

Могут ли коллекторы связываться в выходные другими способами

Что делать, если коллекторы позвонили в выходной

Если звонок раздался в разрешенное время и не нарушает законодательство в каком-либо ином аспекте, причин для жалоб и разбирательств нет. Агентство, которое ведет себя добросовестно, заинтересовано в том, чтобы заемщик избавился от финансовых обязательств и успешно разрешил сложности, связанные с задолженностями. Поэтому, если коллекторы звонят в выходные и праздничные дни, но действуют в рамках закона, оптимальное решение — ответить. Зачастую агент может предложить более выгодные условия погашения кредита, чем это сделал бы банк: особенность — в индивидуальном подходе. Клиентам, идущим навстречу, предоставляются возможности списать часть задолженности или еще как-нибудь оптимизировать выплаты.

Если закон нарушен. Если же коллекторы каким-то образом нарушают законодательство, отвечать им не стоит. Вместо этого можно подать жалобу в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) на ее официальном сайте. Ассоциация разбирает случаи непрофессионального и неэтичного поведения коллекторов и принимает меры, если те нарушают закон.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Неожиданное решение обнародовала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда, когда разбирала спор фитнес-центра и его бывшей клиентки.

Верховный суд подчеркнул, что памятный этим спортсменкам лозунг

Верховный суд подчеркнул, что памятный этим спортсменкам лозунг "покупатель всегда прав" актуален и в наши дни. Фото: Сергей Михеев/РГ

Важность этого толкования спорной ситуации в том, что сейчас все больше граждан, заботясь о своем здоровье, становятся клиентами всевозможных фитнес-центров. И услуги, которые там людям оказывают, не всегда их могут устраивать. Как правильно действовать в подобных случаях и есть ли у такого заведения права закрывать двери перед теми гражданами, которые им в чем-то не понравились, разъяснил высокий суд.

Фото: istock

А теперь ситуация в подробностях. Эта история произошла в Санкт-Петербурге. Там некая гражданка приобрела абонемент в фитнес-центр. Женщине не понравилось, что чек за оплату абонемента ей дали на руки после нескольких напоминаний. Это ее задело, и гражданка потребовала жалобную книгу, куда и вписала свою претензию.

Понятно, что администрации центра такое поведение клиентки совсем не понравилось. Там приняли решение вообще не иметь никаких дел со скандальной особой. Тем более что в клубе были разработаны свои, внутренние правила, которые запрещали посетителям быть недовольными. То есть жаловаться на фитнес-центр и тех, кто в нем трудится. Но и клиентка со своей стороны решила не соглашаться с таким отношением к потребителям услуг. И в своем стремлении заниматься в удобном для нее фитнесе наша героиня дошла до Верховного суда.

Сама история началась три года назад, когда жительница Северной столицы приобрела абонемент в фитнес-центр. Стоил он недешево - почти 38 тысяч рублей. Из этой суммы женщина часть оплатила сразу, остальные платежи оформила в рассрочку на год действия абонемента. Гражданка оказалась недовольной буквально с самого начала, то есть с момента внесения денег. Когда платила за абонемент, ей оба раза дали чек только после напоминания, о чем она и написала в книге жалоб.

Руководству клуба такая жалоба настолько не понравилась, что оно буквально через пару дней в одностороннем порядке расторгло договор со скандальной клиенткой и вернуло ей деньги. Позже, уже в суде, куда обратилась гражданка, руководство фитнес-центра заявит, что дама нарушила внутренние правила клуба. А по ним недовольному клиенту запрещается "публично распространять сведения, порочащие его деловую репутацию". Эти внутренние правила клуба включаются в договоры с клиентами, и в них говорится, что посетителям нельзя незаслуженно критиковать клуб и его сотрудников в открытых источниках - соцсетях, СМИ, госорганах и прочих местах.

Поэтому, когда клиентка оставила возмущенную запись в книге отзывов, администрация приравняла ее демарш к нарушению запретных пунктов своего договора. Несостоявшаяся клиентка клуба в суде потребовала признать расторжение клубом в одностороннем порядке договора недействительным.

Фото: iStock

Сначала спор рассматривал Приморский районный суд Петербурга. Он решил, что клуб ничего не нарушал. Его договор разрешает фитнес-центру в одностороннем порядке разрывать отношения, если клиент нарушает правила клуба. А еще районный суд записал в своем решении, что нет доказательств того, что чеки заявительнице выдавали несвоевременно. Так что в иске женщине суд отказал.

Дама с таким отказом не согласилась и оспорила решение райсуда. Истица настаивала, что односторонний отказ от договора ущемляет ее права как потребителя. Женщина попросила суд назначить новый срок действия договора, взыскать с клуба неустойку в размере стоимости абонемента и компенсацию морального вреда - 50 000 рублей. Но гражданке в местных судах не повезло. Она все проиграла - и апелляцию, и кассацию. По мнению питерских судебных инстанций, договор гражданки с фитнес-центром не является публичным. Центр не обязан заключать договор с каждым, кто захочет его посещать. И главное, сказали суды: отказ от договора никак не ущемляет права клиентки. Суды решили, что истица может заключить новый договор с другими сроками.

Тогда дама дошла до Верховного суда. А там к ее доводам прислушались. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда так посмотрела на этот спор.

В высоком суде поинтересовались, как местные суды отказывали женщине со ссылкой на пункт договора о распространении ложных сведений, порочащих репутацию клуба. Оценил ли районный суд обстоятельства, связанные с записью, сделанной в жалобной книге? Были ли записи клиентки ложными сведениями или это была неконструктивная критика?

- Суды отклонили доводы, сославшись только на то, что были представлены чеки. Но исходя из ситуации - записи в книге жалоб - никакого информирования о конфликте в открытом доступе не было. Возмущенное письмо от женщины работник фитнес-центра получил на почту, и его содержание могли видеть только несколько сотрудников центра. И еще Верховный суд напомнил про закон о защите прав потребителей, который всем гражданам страны позволяет написать жалобу в книге жалоб.

Так что Верховный суд все состоявшиеся по делу решения отменил и отправил дело для пересмотра.

Логотип Daily Карелия

Многие жители России нашли способ обходить коронавирусные ограничения — они просто распечатывают сертификат о вакцинации своего друга или родственника и носят его с собой, пишет journal.tinkoff. Если на входе в кафе или торговый центр не спрашивают паспорт, то предъявляют чужой QR-код как свой. Что грозит за использование чужого сертификата? И имеют ли право на входе в заведения требовать паспорт?

— Если вы просто носите при себе чужой сертификат о вакцинации, отвечать не придется. Главное — никому его не предъявлять, потому что за использование чужого сертификата предусмотрена административная ответственность. А если изменить данные в документе на свои — уголовная, — говорит эксперт по безопасности Дмитрий Сергеев.

Сертификат о вакцинации или перенесенном за последние полгода коронавирусе — это официальный документ. В разных регионах требования к нему отличаются. Например, где-то принимают только документы с QR-кодом, которые получают на портале госуслуг, — такое требование действует в Татарстане. А где-то дают посетителям выбор, какой именно документ предъявлять: с QR-кодом с госуслуг или из медучреждения — с печатью и подписью. Если заведения не будут соблюдать установленные правила, их тоже могут наказать. ИП оштрафовать на 30 000 — 50 000 рублей, а организации — на 100 000 — 300 000 рублей.

Если человек не внес изменения в сертификат, а просто выдавал чужой документ за свой, подделкой это не считается. Но и прав у нарушителя нет никаких. Ответственность будет такая же, как если бы сертификата не было вообще. За первое нарушение грозит предупреждение или штраф от 1000 до 30 000 рублей. Решение о том, как именно накажут нарушителя, принимает суд. Он должен учесть все обстоятельства: привлекали ли раньше человека к административной ответственности, по какой статье и какие последствия могли наступить от его действий. Например, если покупатель ночью без сертификата посетил пустой магазин, где не было посетителей, и поэтому не создал реальной опасности заражения людей. Но при повторном похожем нарушении предупреждения уже не будет — могут назначить и максимальный штраф.

— Если гражданин использовал чужой сертификат, в который внес изменения — переделал в нем данные на свои, то ему грозит уже уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа. Санкция за такое — от ограничения до лишения свободы на срок до двух лет. Штрафом обойтись не получится: эта статья уголовного кодекса его не предусматривает, — говорит Дмитрий.

Чтобы убедиться в том, что код принадлежит именно тому человеку, который его предъявил, достаточно сверить его данные с паспортом. Если паспорт на входе не потребовали, это не значит, что можно показывать чужой документ: нарушителя могут выявить, если в заведение придет проверяющий. Кроме того, в любом месте, где человек расплачивается банковской картой, при оплате работник видит данные, указанные на ней: фамилию и имя. И может сравнить их с теми, что приводятся в сертификате. А при посещении спортзалов, фитнес-салонов, клубов клиент заключал договор — значит, его реальные данные уже есть у организации, и их просто могут сравнить с теми, что указаны в сертификате.

Так имеют ли право рестораны и ТЦ требовать паспорт у посетителей?

В обычной ситуации человек не обязан носить с собой паспорт. Но при введении режима повышенной готовности граждане должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Режим повышенной готовности на сегодняшний день объявили во всех регионах — носить документ обязательно.

— Если кому-то установленные правила не нравятся, их всё равно придется исполнять. Или пытаться обжаловать в суде. Но пока об отмене судом федеральных законов и региональных постановлений субъектов Федерации, которые устанавливают коронавирусные ограничения, мне неизвестно, — сообщил эксперт. — Требовать у посетителей паспорт или любой другой документ сотрудники ресторанов, магазинов и других заведений не могут. Право проверки документов есть только у полиции. А вот попросить у покупателя или посетителя добровольно подтвердить свою личность представитель заведения вправе. Иногда местные власти в постановлениях и распоряжениях сразу указывают, что вместе с сертификатом нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. В таком случае требования сотрудников обоснованы. Но даже если такого требования в региональных документах нет, предъявлять удостоверение личности придется.

Главное в данном случае, чтобы в регионе действовало правило, которое обязывает граждан подтверждать факт вакцинации или перенесенного заболевания. В такой ситуации работники любой организации, на которую распространяются эти меры, вправе предложить гражданину подтвердить свою личность.

Если посетитель показал сертификат, предъявил паспорт или права, в которых указаны те же данные и год рождения, то у организации нет права отказать ему в доступе на территорию. Но если человек сертификат показывает, а подтвердить, что это именно его документ, не может, ему могут запретить проход.

Если посетитель пришел с чужим документом в торговый центр или сел за столик в кафе, существуют признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ. Тогда правоохранительные органы вправе и проверить наличие сертификата, и установить личность его владельца. Если выяснится, что сертификат чужой, они будут решать вопрос о привлечении к ответственности.

Читайте также: