Имеет ли экспедитор право на удержание в залоге груза своего клиента

Обновлено: 28.06.2024

В практике многих грузоперевозчиков случались ситуации, когда услуга по транспортировке груза была оказана, но клиентом не оплачена. В таких случаях транспортная компания может удержать груз и, тем самым побудить заказчика, как можно быстрее рассчитаться с перевозчиком за проделанную работу. Процедура удержания транспортируемого объекта неоднозначна и имеет много особенностей. В статье расскажем, в каких случаях можно на законном основании удержать груз и на какие моменты необходимо обратить внимание при проведении процедуры удержания.

Удержание груза, как гарант выполнения контракта

Удержание груза заказчика, который отказался оплатить его перевозку - один из действенных и распространенных инструментов выполнения обязательств по контракту. Любая транспортная компания вправе воспользоваться этим инструментом, согласно ГК РФ. Процедура оставления груза также может быть прописана в договоре между заказчиком и грузоперевозчиком.

Если и после удержания груза заказчик не погасил свой долг, то грузоперевозчик имеет право реализовать объект перевозки третьим лицам или распорядиться грузом по своему усмотрению. Стоит отметить, что ограничений по типу удерживаемого груза нормативными актами не предусмотрено. Но грузоперевозчик обязан придерживаться условий, при которых возможно оставление груза, а именно:

  • в контракте нет пункта о запрете на удержание груза;
  • объект транспортировки на момент удержания принадлежит грузоотправителю;
  • основанием для оставления груза служит договор на транспортировку;
  • на момент удержания уже есть просрочка по оплате за транспортировку.

Как уведомить заказчика

Цель удержания перевозимого объекта грузоперевозчиком – обеспечение выполнения заказчиком своих обязательств по контракту. Процедура удержания проводится на основании ГК РФ (обычно п. 4 ст. 790).

В уведомлении неплательщику по договору перевозки, отражаются следующие позиции:

  • название транспортной компании (ИП перевозчика);
  • ФИО руководителя компании-контрагента;
  • дата составления уведомления и его исходящий номер;
  • суть уведомления.

При изложении ситуации необходимо прописать:

  • дату заключения договора грузоперевозки;
  • название груза, его количество и сумма;
  • номер накладной;
  • срок оплаты за выполненную услугу;
  • сумму, на которую была оказана услуга;
  • факт неполучения, указанной суммы на дату составления уведомления.

В письме следует уведомить контрагента, что если задолженность по договору грузоперевозки не будет погашена в срок, установленный грузоперевозчиком, то на удерживаемый груз будет обращено взыскание, согласно ГК РФ.

Процедура взыскания

Если грузоперевозчик и грузовладелец не смогли разрешить спор во внесудебном порядке, а удержание груза не стало стимулом для неплательщика оплатить перевозку, то решением вопроса начинает заниматься арбитраж. Для этого, грузоперевозчик должен подать заявление в соответствующую инстанцию. Установленный срок подачи заявления для транспортной компании достаточно продолжительный – три года со дня просрочки оплаты услуг грузоперевозки контрагентом.

В случае, когда заказчик не оплатил перевозку, но сторонам договора удалось разрешить ситуацию во внесудебном порядке, грузоперевозчик может или продать груз, или использовать его по своему усмотрению. Если дело дошло до суда, то по его решению удержанный груз реализуется только на публичных торгах. В интересах, как грузовладельца, так и транспортной компании, все нюансы по просрочке оплаты услуг грузоперевозки прописать в контракте.

Что может пойти не так

Принимая решение об оставлении груза клиента-неплательщика, грузоперевозчик обязан понимать, что:

  • Удержанный груз должен храниться в условиях, которые обеспечат его исходное состояние. Если в этот период груз будет поврежден, то грузоперевозчик должен возместить ущерб.
  • Арест груза, произведенный экспедитором, возможен только, когда ситуация с просрочкой прописана в договоре на транспортировку. Грузоперевозчик действует на основании ГК и только в случае, когда процедура не запрещена договором.
  • Грузоперевозчик не вправе удерживать груз до наступления даты оплаты транспортных услуг, указанный в договоре. В ином случае, эти действия могут быть классифицировано судом, как неправомерные.
  • Если компания-должник проходит процедуру банкротства, а удерживаемый груз является ее крупным активом, то велика вероятность, что суд обяжет грузоперевозчика вернуть арестованное имущество владельцу.

Удержание является одним из способов обеспечения исполнения обязательства . Чтобы применить удержание вещи, кредитору необходимо соблюсти ряд условий.

1. Между кредитором и должником есть вытекающие из сделки обязательственные правоотношения и должник не исполняет обязательство . Это могут быть ситуации, когда:

1) должник не оплатил в срок удерживаемую вещь или не возместил связанные с нею издержки и другие убытки (допустим, подрядчик выполнил ремонт вещи, а заказчик не оплатил его в установленный срок) ;

2) у кредитора имеются требования к должнику по любым иным обязательствам, в том числе не связанным с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, если стороны действуют как предприниматели (например, арендатор по окончании срока аренды не вывез свои вещи и не внес арендную плату) .

Удержание как мера обеспечения исполнения обязательства не может применяться к правоотношениям, связанным с неуплатой неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами. Поскольку неустойка и проценты — это меры гражданско-правовой ответственности, они не рассматриваются в качестве обязательств, в отношении которых могут применяться обеспечительные меры.

2. Удерживаемая вещь:

1) подлежит передаче должнику либо лицу, указанному должником;

2) перешла в обладание кредитора на законном основании. Возможность ее удержания не может быть следствием захвата вещи должника помимо его воли (например, арендодатель может удерживать имущество арендатора за невнесение арендной платы, если тот оставил имущество в помещении после окончания срока аренды);

3) принадлежит должнику на праве собственности либо на ином законном праве и является для кредитора чужой.

В рамках одного из судебных споров суд указал: у ответчиков, удерживающих транспортные средства, не было на них прав. Транспортные средства принадлежали истцу, между истцом и ответчиками отсутствовали договорные отношения. Поэтому удержание транспортных средств по причине неисполнения обязательств третьими лицами было неправомерным и, соответственно, незаконным .

Если кредитор не передает свою вещь, это означает, что он не удерживает ее, а приостанавливает исполнение обязательства ;

4) имеет стоимость, не превышающую существенно размер долга.

Требования к соотношению суммы долга и стоимости вещи законодательство не устанавливает. Однако должник вправе оспорить удержание, если вещь существенно дороже долга. В этом случае удержание можно признать недобросовестным поведением .

3. Договор не устанавливает запрета на удержание.

Право на удержание вещи существует в силу закона независимо от того, предусматривает ли такое право договор. Однако стороны в договоре могут ограничить или исключить применение удержания .

В отдельных случаях удержание не допускается даже при наличии оснований (например, вещь подлежит включению в конкурсную массу должника-банкрота).

Возможные случаи удержания вещи

При соблюдении всех вышеназванных условий кредитор вправе удерживать:

— вещи, переданные должником на хранение, если должник не оплатил услуги по хранению и иные связанные с этим издержки;

— вещи, которые кредитор как комиссионер должен передать комитенту или иному лицу, когда комитент нарушает обязательства по договору ;

— оборудование, остатки материалов и иное оказавшееся у кредитора как у подрядчика имущество заказчика в случае нарушения им сроков оплаты выполненных работ ;

— имущество, оставленное бывшим арендатором после прекращения договора аренды, если имеется задолженность по арендной плате перед кредитором-арендодателем;

— грузы, переданные перевозчику для перевозки, если отправитель допустил просрочку оплаты перевозки .

Как устанавливает п. 43 постановления Пленума ВХС N 9, перевозчик, исходя из п. 4 ст. 744, п. 1 ст. 340 ГК, п. 101 Правил автомобильных перевозок грузов:

— имеет право на удержание перевозимого груза в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке (при наличии перед перевозчиком просроченной дебиторской задолженности за выполненную транспортную работу). Договор не может ограничивать такое право;

— не имеет права на удержание перевозимого груза в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке до наступления срока оплаты;

— не имеет права на удержание перевозимого груза в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке иного груза (при наличии перед перевозчиком просроченной дебиторской задолженности за выполненную транспортную работу по перевозке иного груза);

— не имеет права на удержание денег.

Действия кредитора при удержании вещи

Законодательство не содержит положений об обязанности кредитора совершить какие-либо действия при удержании вещи должника. Можно выделить следующие действия, которые рекомендуется выполнить кредитору:

1) обеспечить сохранность удерживаемой вещи (если вещь будет повреждена или уничтожена, кредитору придется возместить должнику убытки);

2) письменно уведомить должника об удержании и предложить ему в случае необходимости вместе составить опись удерживаемого имущества;

3) произвести оценку стоимости удерживаемой вещи с привлечением профессионального оценщика (отчет оценщика можно будет приложить к иску об обращении взыскания на удерживаемое имущество).

В соответствии с п. 5 ст. 340 ГК требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для требований, обеспеченных залогом.

Действия должника при удержании вещи

Должник, узнав об удержании кредитором его вещи, должен проверить, есть ли для этого основания. Если есть, можно погасить долг, предложить кредитору иное обеспечение в обмен на возврат вещи (например, поручительство) либо иной способ прекращения обязательства (например, новация или отступное).

Отношение перевозчиков к такому инструменту, как удержание груза, зачастую диаметрально противоположно: одни считают, что удерживать груз категорически запрещено, другие, напротив, думают, что удержанием груза можно пользоваться беспричинно. Давайте установим что же можно, а что нельзя при использовании этого метода обеспечения перевозчиком своих интересов. Право удержания груза перевозчиком устанавливается п. 4 ст. 790 Гражданского кодекса РФ: " Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства ".

Другими словами, если в договоре перевозки не установлен запрет удерживать груз, то перевозчик вполне может его удержать.

Тут стоит отдельно остановиться на понятии договора перевозки. Пункт 7 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200 гласит: " Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее - транспортная накладная) ".

Очень важно понимать, что если перевозчик приезжает на погрузку по заявке с диспетчером, то чаще всего он не заключает договор перевозки в том понимании, которое имеется ввиду в главе 40 Гражданского кодекса. Статья 785 ГК РФ устанавливает стороны договора перевозки - грузоотправитель и перевозчик. Обратите внимание на то, что подпись водителя в 6-ой графе транспортной накладной свидетельствует только о приёме им груза к перевозке. Чтобы между фактическим перевозчиком и грузоотправителем был заключён договор перевозки, необходимо соблюдение совокупности условий:

  • в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика указан предприниматель или организация, действительно выполняющие перевозку;
  • в 15-ой графе транспортной накладной имеются подписи грузоотправителя и перевозчика.

Если эти условия одновременно не выполняются, заключённый договор договором перевозки не является и в этом случае перевозчику не следует ссылаться только лишь на пункт 4 статьи 790 ГК РФ. При возникновении необходимости удержать груз, который был получен после заключения договора с диспетчером (смешанного непоименованного договора с элементами других договоров), перевозчику следует воспользоваться также положениями статьи 359 ГК РФ.

Посредники любят указывать в своих договорах и заявках запрет удержания груза перевозчиком, обязательно учитывайте этот факт в своей работе. Если вы видите подобный запрет, следует тщательно проверить контрагента и, возможно, отказаться выполнять перевозку с отсрочкой платежа.

Следует отметить, что для удержания груза нужно основание, которое не всегда можно найти и привести в качестве аргумента, что в свою очередь может привести к тому, что удержание груза будет признано судом незаконным. Кроме того, при удержании груза необходимо уведомить другую сторону договора об этом. Не исключено, что к перевозчику, решившему удержать груз, будет предъявлен судебный иск.

Примерная обобщённая схема удержания груза выглядит так:

Приблизительная схема удержания груза при перевозке

Диспетчер не отвечает на звонки — можно удерживать груз?


Диспетчер перестал поднимать трубку и отвечать на звонки после загрузки? Неприятная ситуация, но служит ли это обстоятельство причиной для удержания груза? Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо твёрдо уяснить 4 момента:

  • заявка и договор перевозчика с диспетчером являются соглашениями, устанавливающими права и обязанности сторон, но не создающими никаких обязательств у третьих лиц;
  • действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, которые бы обязывали граждан в обязательном порядке отвечать на телефонные звонки;
  • мобильный телефон, SIM-карта обычно являются собственностью гражданина, которые вправе распоряжаться ими как ему заблагорассудится (лишь бы не нарушать закон);
  • если телефон и (или) SIM-карта выдана работнику его работодателем, то все обязанности, связанные с этим действием, затрагивают только работодателя и работника.

Если собрать 4 вышеперечисленных момента в одно предложение, то оно будет звучать так: отвечать на звонки гражданин (абонент) вправе, но не обязан, а если он не отвечает на звонки, то это его право, которым он пользуется. Когда перевозчик звонит диспетчеру это с юридической точки зрения выглядит как звонок одного гражданина другому, при этом абонент, которому поступает звонок, вправе не отвечать на него.

Перейдём к правовым основам для удержания груза перевозчиком. Право перевозчика удержать груз возникает после того, как вторая сторона договора не исполнит денежное обязательство в установленный договором или законом срок. Безосновательное удержание может повлечь наступление гражданской и уголовной ответственности. Гражданская ответственность заключается в необходимости перевозчика оплатить штрафы за просрочку доставки груза, уголовная ответственность квалифицируется по ст. 330 “Самоуправство” Уголовного кодекса РФ.

Большинство перевозок выполняются с отсрочкой оплаты, следовательно, право перевозчика на удержание груза обычно возникает после того, как груз выгружен из автомобиля (впрочем, если перевозчик выполняет систематические перевозки грузов с одним и тем же заказчиком, наличие любой просроченной задолженности даёт ему право удержать груз, так как удержание является стимулирующей мерой, имеющей цель побудить должника исполнить денежное обязательство).

Конституционное право гражданина на свободу общения не может быть приравнено к неисполнению стороной договора его условий. Водитель и контактные лица перевозчика могут не отвечать на звонки, но это не означает, что перевозимый груз похищен и надо бить тревогу.

Вы можете возразить: но весь понятно, что диспетчер “сливается” и если я сейчас выгружусь, то не увижу своих денег. Согласимся с Вами — в большинстве случаев так оно и произойдёт и для получения оплаты за перевозку удерживать груз необходимо, однако, для удержания необходимо иметь надлежащее обоснование. Помочь перевозчику его найти — задача юриста по грузоперевозкам.

Неосновательное удержание груза перевозчиком.

В удержании груза есть очень много нюансов, которые невозможно описать в статье, но которые могут привести к тому, что правом удержать груз, данное перевозчику положениями Гражданского кодекса, будет невозможно воспользоваться. Самые частые ошибки перевозчика, решившего удерживать груз:

  • отсутствие уведомления кредитора об удержании;
  • отсутствие надлежащих оснований для удержания груза;
  • игнорирование запрета на удержание груза, установленного договором;
  • удержание груза по договору с другим кредитором;

В этих и в некоторых других случаях удержание груза становится неправомерным, что создаёт для перевозчика риск не только не получить оплату за перевозки, но и оплатить штраф за просрочку доставки груза, а также возместить причинённые неправомерным удержанием груза убытки. Помимо гражданской ответственности, перевозчик может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного кодекса РФ “Самоуправство”.

Юристы нашей компании оказывают юридическую поддержку грузовладельцам и экспедиторам, которым пришлось столкнуться с проблемой необоснованного удержания груза.

Документы, применяемые при удержании груза.

Как и в большинстве случаев, объём документов, который необходимо составить при удержании груза, разнится от случая к случаю. Во внимание принимается множество факторов, анализируются все имеющиеся документы - договор и заявка перевозчика с заказчиком (посредником или грузовладельцем), ТТН, транспортная накладная, в некоторых случаях анализируется переписка между контрагентами.

Основными документами при удержании груза являются уведомление об удержании и документ, уведомляющий посредника или грузовладельца об отправке уведомления об удержании.

Уведомление об удержании груза перевозчиком составляется в произвольной форме, но некоторые сведения и порядок рекомендуется указать и соблюсти. Содержание уведомление (в общем случае):

  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, которому направляется уведомление;
  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, направляющего уведомление об удержании груза;
  • вводная часть, в которой кратко перечисляются условия договора;
  • описание допущенного контрагентом нарушения, ставшего причиной для удержания груза;
  • перечисление мер, которые были предприняты перевозчиком для устранения допущенного нарушения;
  • собственно уведомление об удержании груза перевозчиком;
  • предложение партнёру, после которого удержание груза будет завершено;
  • описание последствий неисполнения обязательств по договору.

Особенности удержания скоропортящихся грузов.

При возникновении у перевозчика необходимости произвести удержание скоропортящегося груза, следует учитывать некоторые особенности. К скоропортящимся грузам относятся такие грузы, сохранность которых при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима. В частности, к скоропортящимся грузам относятся охлаждённые или замороженные продукты питания, некоторые виды сырья и прочие.

Основным отличием удержания скоропортящегося груза от других видов груза служит право перевозчика реализовать его после истечения четырёх суток с момента уведомления грузоотправителя или экспедитора об удержании. Этот вывод можно сделать из пункта 6 статьи 15 УАТиГНЭТ.

Если удержание груза не приносит желаемого результата.

Допустим, груз удержан, но нет реакции со стороны грузоотправителя, грузополучателя или диспетчера? Или реакция не такая, как хотелось бы - вместо конструктивного диалога всё общение сводится к требованию выдать груз без компенсации? Можно ли реализовать удерживаемый груз? Нет, просто так его реализовать нельзя. Реализация груза допускается либо по решению суда, либо по договорённости сторон. Были случаи, когда перевозчики, реализовав удерживаемый ими груз, становились фигурантами уголовного дела по статье 330 УК РФ "Самоуправство" и выплачивали крупный штраф.



Охрана не выпускает машину с выгрузки Составление претензий и актов

У Вас есть вопросы по удержанию груза для обеспечения провозной платы? Обращайтесь!

Отношение перевозчиков к такому инструменту, как удержание груза, зачастую диаметрально противоположно: одни считают, что удерживать груз категорически запрещено, другие, напротив, думают, что удержанием груза можно пользоваться беспричинно. Давайте установим что же можно, а что нельзя при использовании этого метода обеспечения перевозчиком своих интересов. Право удержания груза перевозчиком устанавливается п. 4 ст. 790 Гражданского кодекса РФ: " Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства ".

Другими словами, если в договоре перевозки не установлен запрет удерживать груз, то перевозчик вполне может его удержать.

Тут стоит отдельно остановиться на понятии договора перевозки. Пункт 7 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200 гласит: " Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее - транспортная накладная) ".

Очень важно понимать, что если перевозчик приезжает на погрузку по заявке с диспетчером, то чаще всего он не заключает договор перевозки в том понимании, которое имеется ввиду в главе 40 Гражданского кодекса. Статья 785 ГК РФ устанавливает стороны договора перевозки - грузоотправитель и перевозчик. Обратите внимание на то, что подпись водителя в 6-ой графе транспортной накладной свидетельствует только о приёме им груза к перевозке. Чтобы между фактическим перевозчиком и грузоотправителем был заключён договор перевозки, необходимо соблюдение совокупности условий:

  • в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика указан предприниматель или организация, действительно выполняющие перевозку;
  • в 15-ой графе транспортной накладной имеются подписи грузоотправителя и перевозчика.

Если эти условия одновременно не выполняются, заключённый договор договором перевозки не является и в этом случае перевозчику не следует ссылаться только лишь на пункт 4 статьи 790 ГК РФ. При возникновении необходимости удержать груз, который был получен после заключения договора с диспетчером (смешанного непоименованного договора с элементами других договоров), перевозчику следует воспользоваться также положениями статьи 359 ГК РФ.

Посредники любят указывать в своих договорах и заявках запрет удержания груза перевозчиком, обязательно учитывайте этот факт в своей работе. Если вы видите подобный запрет, следует тщательно проверить контрагента и, возможно, отказаться выполнять перевозку с отсрочкой платежа.

Следует отметить, что для удержания груза нужно основание, которое не всегда можно найти и привести в качестве аргумента, что в свою очередь может привести к тому, что удержание груза будет признано судом незаконным. Кроме того, при удержании груза необходимо уведомить другую сторону договора об этом. Не исключено, что к перевозчику, решившему удержать груз, будет предъявлен судебный иск.

Примерная обобщённая схема удержания груза выглядит так:

Приблизительная схема удержания груза при перевозке

Диспетчер не отвечает на звонки — можно удерживать груз?


Диспетчер перестал поднимать трубку и отвечать на звонки после загрузки? Неприятная ситуация, но служит ли это обстоятельство причиной для удержания груза? Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо твёрдо уяснить 4 момента:

  • заявка и договор перевозчика с диспетчером являются соглашениями, устанавливающими права и обязанности сторон, но не создающими никаких обязательств у третьих лиц;
  • действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, которые бы обязывали граждан в обязательном порядке отвечать на телефонные звонки;
  • мобильный телефон, SIM-карта обычно являются собственностью гражданина, которые вправе распоряжаться ими как ему заблагорассудится (лишь бы не нарушать закон);
  • если телефон и (или) SIM-карта выдана работнику его работодателем, то все обязанности, связанные с этим действием, затрагивают только работодателя и работника.

Если собрать 4 вышеперечисленных момента в одно предложение, то оно будет звучать так: отвечать на звонки гражданин (абонент) вправе, но не обязан, а если он не отвечает на звонки, то это его право, которым он пользуется. Когда перевозчик звонит диспетчеру это с юридической точки зрения выглядит как звонок одного гражданина другому, при этом абонент, которому поступает звонок, вправе не отвечать на него.

Перейдём к правовым основам для удержания груза перевозчиком. Право перевозчика удержать груз возникает после того, как вторая сторона договора не исполнит денежное обязательство в установленный договором или законом срок. Безосновательное удержание может повлечь наступление гражданской и уголовной ответственности. Гражданская ответственность заключается в необходимости перевозчика оплатить штрафы за просрочку доставки груза, уголовная ответственность квалифицируется по ст. 330 “Самоуправство” Уголовного кодекса РФ.

Большинство перевозок выполняются с отсрочкой оплаты, следовательно, право перевозчика на удержание груза обычно возникает после того, как груз выгружен из автомобиля (впрочем, если перевозчик выполняет систематические перевозки грузов с одним и тем же заказчиком, наличие любой просроченной задолженности даёт ему право удержать груз, так как удержание является стимулирующей мерой, имеющей цель побудить должника исполнить денежное обязательство).

Конституционное право гражданина на свободу общения не может быть приравнено к неисполнению стороной договора его условий. Водитель и контактные лица перевозчика могут не отвечать на звонки, но это не означает, что перевозимый груз похищен и надо бить тревогу.

Вы можете возразить: но весь понятно, что диспетчер “сливается” и если я сейчас выгружусь, то не увижу своих денег. Согласимся с Вами — в большинстве случаев так оно и произойдёт и для получения оплаты за перевозку удерживать груз необходимо, однако, для удержания необходимо иметь надлежащее обоснование. Помочь перевозчику его найти — задача юриста по грузоперевозкам.

Неосновательное удержание груза перевозчиком.

В удержании груза есть очень много нюансов, которые невозможно описать в статье, но которые могут привести к тому, что правом удержать груз, данное перевозчику положениями Гражданского кодекса, будет невозможно воспользоваться. Самые частые ошибки перевозчика, решившего удерживать груз:

  • отсутствие уведомления кредитора об удержании;
  • отсутствие надлежащих оснований для удержания груза;
  • игнорирование запрета на удержание груза, установленного договором;
  • удержание груза по договору с другим кредитором;

В этих и в некоторых других случаях удержание груза становится неправомерным, что создаёт для перевозчика риск не только не получить оплату за перевозки, но и оплатить штраф за просрочку доставки груза, а также возместить причинённые неправомерным удержанием груза убытки. Помимо гражданской ответственности, перевозчик может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного кодекса РФ “Самоуправство”.

Юристы нашей компании оказывают юридическую поддержку грузовладельцам и экспедиторам, которым пришлось столкнуться с проблемой необоснованного удержания груза.

Документы, применяемые при удержании груза.

Как и в большинстве случаев, объём документов, который необходимо составить при удержании груза, разнится от случая к случаю. Во внимание принимается множество факторов, анализируются все имеющиеся документы - договор и заявка перевозчика с заказчиком (посредником или грузовладельцем), ТТН, транспортная накладная, в некоторых случаях анализируется переписка между контрагентами.

Основными документами при удержании груза являются уведомление об удержании и документ, уведомляющий посредника или грузовладельца об отправке уведомления об удержании.

Уведомление об удержании груза перевозчиком составляется в произвольной форме, но некоторые сведения и порядок рекомендуется указать и соблюсти. Содержание уведомление (в общем случае):

  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, которому направляется уведомление;
  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, направляющего уведомление об удержании груза;
  • вводная часть, в которой кратко перечисляются условия договора;
  • описание допущенного контрагентом нарушения, ставшего причиной для удержания груза;
  • перечисление мер, которые были предприняты перевозчиком для устранения допущенного нарушения;
  • собственно уведомление об удержании груза перевозчиком;
  • предложение партнёру, после которого удержание груза будет завершено;
  • описание последствий неисполнения обязательств по договору.

Особенности удержания скоропортящихся грузов.

При возникновении у перевозчика необходимости произвести удержание скоропортящегося груза, следует учитывать некоторые особенности. К скоропортящимся грузам относятся такие грузы, сохранность которых при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима. В частности, к скоропортящимся грузам относятся охлаждённые или замороженные продукты питания, некоторые виды сырья и прочие.

Основным отличием удержания скоропортящегося груза от других видов груза служит право перевозчика реализовать его после истечения четырёх суток с момента уведомления грузоотправителя или экспедитора об удержании. Этот вывод можно сделать из пункта 6 статьи 15 УАТиГНЭТ.

Если удержание груза не приносит желаемого результата.

Допустим, груз удержан, но нет реакции со стороны грузоотправителя, грузополучателя или диспетчера? Или реакция не такая, как хотелось бы - вместо конструктивного диалога всё общение сводится к требованию выдать груз без компенсации? Можно ли реализовать удерживаемый груз? Нет, просто так его реализовать нельзя. Реализация груза допускается либо по решению суда, либо по договорённости сторон. Были случаи, когда перевозчики, реализовав удерживаемый ими груз, становились фигурантами уголовного дела по статье 330 УК РФ "Самоуправство" и выплачивали крупный штраф.



Охрана не выпускает машину с выгрузки Составление претензий и актов

У Вас есть вопросы по удержанию груза для обеспечения провозной платы? Обращайтесь!

Читайте также: