Каким федеральным агентством решаются вопросы метрологического обеспечения

Обновлено: 30.06.2024

Ответы на поступающие в рубрику вопросы носят информационный характер и размещаются на сайте в соответствующих разделах либо могут быть направлены конкретному заявителю по электронной почте.

Обращаем ваше внимание, что для получения разъяснений по вопросам применения технических регламентов Республики Беларусь (ТР BY) следует обращаться в организации, которым предоставлено данное право. Ознакомиться с соответствующим перечнем можно здесь.

В отношении технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) правом их официального толкования наделена Евразийская экономическая комиссия. В этой связи для получения официального ответа рекомендуем вам направлять свои вопросы в этот постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС.

Вы также можете обратиться в республиканские органы государственного управления, ответственные по принятым техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС), или в уполномоченные ими организации. Предоставленные ими ответы будут носить информационный характер.

Вопросы, не относящиеся к компетенции Госстандарта, к рассмотрению не принимаются.

Поиск

Категории

Задать вопрос

Подскажите, где и как можно ознакомиться с реестром лабораторий уполномоченных на проведение Государственной поверки?

Истёк срок действия СУТ на СИ, сейчас идёт процесс продления СУТ. Можно или нет продолжать поверку СИ этого типа? И каким законодательным актом это регламентируется?

Средства измерений, изготовленные после окончания срока действия сертификата об утверждении типа средства измерений, к государственной поверке не допускаются.

Здравствуйте. Подскажите, свидетельство о поверке прибора, сделанного в Республике Беларусь, действует ли на территории Российской Федерации? Если да или нет, то на основании какого документа.

Здравствуйте. Скажите, может ли юридическое лицо ГМС выдавать свидетельство о метрологической оценке СИ, применяемого в сфере законодательной метрологии, без ссылки на аттестат аккредитации или свидетельство об уполномочивании?

Подлежат ли обязательной государственной поверке манометры показывающие, применяемые при контроле параметров давления теплоносителя (сетевая и горячая вода): 1. в тепловом пункте многоквартирного жилого дома с параметрами теплоносителя (вода) 120/70 С и давлением до 1,6 МПа; 2. в котельной с параметрами теплоносителя (вода) 95/70 С и давлением до 0,5 МПа? Если да, то на основании какого НПА или если нет, то на основании какого НПА.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие метрологические работы могут проводиться в музее. Заранее благодарна.

Средства измерений, применяемые для контроля условий окружающей среды в залах экспозиции и помещениях для хранения музейных ценностей, подлежат метрологической оценке (поверке). Также подлежат государственной поверке приборы учета электрической и тепловой энергии, воды и иных ресурсов.

Ответ от 25.06.2021

Здравствуйте. В связи с принятием Постановления №39 от 20.04.2021"О перечне категорий средств измерений" прошу разъяснить относятся ли спидометры автомобильные к разделу 4 "Средства измерений параметров движения и вибрации" указанного постановления, и, соответственно, требуется ли обязательная государственная поверка при их эксплуатации на транспортных средствах. Спасибо.

Добрый день. Скажите, пожалуйста, на сколько обязательно наличие на предприятии должности инженера по метрологии или можно внутренним документом обозначить ответственного работника за метрологию?

Добрый день. В связи с вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь "Об обеспечении единства измерений" изменились ли требования к межкалибровочному интервалу? Раньше межкалибровочный интервал равнялся межповерочному. Спасибо.

Подлежит ли обязательной государственной поверке секундомер, применяемый при хронометраже рабочего времени работников организации и, если да, то на основании какого НПА?

Хронометраж установления длительности затрат времени на выполнение элемента трудового процесса осуществляется в соответствии с главой 5 Инструкции о порядке организации нормирования труда, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.03.2008 № 53 (далее − Инструкция) и проводится путем непрерывных (сплошной хронометраж) и выборочных замеров времени.

При этом Инструкция не устанавливает каких-либо требований к средствам измерений и точности измерений.

Тем не менее, положительные результаты поверки средства измерений подтверждают, что оно соответствует обязательным метрологическим требованиям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона, средства измерений, применяемые вне сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке и (или) калибровке либо метрологической экспертизе, или в отношении их могут осуществляться иные действия в целях обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений.

Подскажите, где и как можно ознакомиться с реестром лабораторий уполномоченных на проведение Государственной поверки?

Истёк срок действия СУТ на СИ, сейчас идёт процесс продления СУТ. Можно или нет продолжать поверку СИ этого типа? И каким законодательным актом это регламентируется?

Средства измерений, изготовленные после окончания срока действия сертификата об утверждении типа средства измерений, к государственной поверке не допускаются.

Здравствуйте. Подскажите, свидетельство о поверке прибора, сделанного в Республике Беларусь, действует ли на территории Российской Федерации? Если да или нет, то на основании какого документа.

Здравствуйте. Скажите, может ли юридическое лицо ГМС выдавать свидетельство о метрологической оценке СИ, применяемого в сфере законодательной метрологии, без ссылки на аттестат аккредитации или свидетельство об уполномочивании?

Подлежат ли обязательной государственной поверке манометры показывающие, применяемые при контроле параметров давления теплоносителя (сетевая и горячая вода): 1. в тепловом пункте многоквартирного жилого дома с параметрами теплоносителя (вода) 120/70 С и давлением до 1,6 МПа; 2. в котельной с параметрами теплоносителя (вода) 95/70 С и давлением до 0,5 МПа? Если да, то на основании какого НПА или если нет, то на основании какого НПА.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие метрологические работы могут проводиться в музее. Заранее благодарна.

Средства измерений, применяемые для контроля условий окружающей среды в залах экспозиции и помещениях для хранения музейных ценностей, подлежат метрологической оценке (поверке). Также подлежат государственной поверке приборы учета электрической и тепловой энергии, воды и иных ресурсов.

Ответ от 25.06.2021

Здравствуйте. В связи с принятием Постановления №39 от 20.04.2021"О перечне категорий средств измерений" прошу разъяснить относятся ли спидометры автомобильные к разделу 4 "Средства измерений параметров движения и вибрации" указанного постановления, и, соответственно, требуется ли обязательная государственная поверка при их эксплуатации на транспортных средствах. Спасибо.

Добрый день. Скажите, пожалуйста, на сколько обязательно наличие на предприятии должности инженера по метрологии или можно внутренним документом обозначить ответственного работника за метрологию?

Добрый день. В связи с вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь "Об обеспечении единства измерений" изменились ли требования к межкалибровочному интервалу? Раньше межкалибровочный интервал равнялся межповерочному. Спасибо.

Подлежит ли обязательной государственной поверке секундомер, применяемый при хронометраже рабочего времени работников организации и, если да, то на основании какого НПА?

Хронометраж установления длительности затрат времени на выполнение элемента трудового процесса осуществляется в соответствии с главой 5 Инструкции о порядке организации нормирования труда, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.03.2008 № 53 (далее − Инструкция) и проводится путем непрерывных (сплошной хронометраж) и выборочных замеров времени.

При этом Инструкция не устанавливает каких-либо требований к средствам измерений и точности измерений.

Тем не менее, положительные результаты поверки средства измерений подтверждают, что оно соответствует обязательным метрологическим требованиям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона, средства измерений, применяемые вне сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке и (или) калибровке либо метрологической экспертизе, или в отношении их могут осуществляться иные действия в целях обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений.

Повышение эффективности производства и качества продукции требует максимальной достоверности объективной количественной информации о значениях параметров, характеризующих испытуемую продукцию. Такая информация может использоваться для оценки соответствия продукции своему назначению и установленным в НД требованиям.

Основными источниками информации о качестве продукции являются контроль и испытания, реализация которых связана с измерениями. Приведем для лучшего понимания материала основные определения в области метрологии.

Единица физической величины - физическая величина, которой по определению присвоено числовое значение, равное 1 (например, 1 метр, 1 килограмм и т. д.).

Система единиц физических величин - совокупность основных и производных единиц, относящихся к некоторой системе величин и образованная в соответствии с принятыми принципами. В России, как практически во всех странах мира, действует Международная система единиц (СИ), основными физическими величинами которой являются метр, килограмм, секунда, ампер, кандела, кельвин и моль.

Эталон единицы - средство измерений (мера, прибор, измерительная система), обеспечивающее реализацию, хранение, воспроизведение и передачу единицы физической величины с известной точностью. Эталон, обеспечивающий воспроизведение единицы с наивысшей в стране точностью, является первичным.

Погрешность результата измерений - отклонение результата измерений от условно истинного (действительного) значения измеряемой величины. Погрешность выражается как в единицах измеряемой величины (± 0,1 м; ± 1 с) - абсолютная погрешность, так и отношением абсолютной погрешности к действительному значению измеряемой величины (0,1 %; 10-2) - относительная погрешность.

Достижение единства и требуемой точности измерений обеспечивается метрологическим обеспечением, под которым понимается установление научных и организационных основ технических средств измерений, правил и норм. Метрологическое обеспечение (МО) - широкое понятие, требующее обязательного уточнения в зависимости от стоящих перед ним задач.

МО стандартизации предусматривает такой вид деятельности, который связан с обоснованием допусков (требований точности) на значения параметров продукции, на технологические процессы при ее производстве, а также на осуществление методов измерений, контроля и испытаний установленных значений ее параметров с помощью обоснованно выбранных средств измерений и испытательного оборудования.

Каждый из трех видов деятельности (стандартизация, сертификация и метрология) связан с двумя другими, но все три вида имеют общую часть - качество. Действительно, сертификация проводится в целях (в том числе) подтверждения показателей качества продукции, заявленной изготовителем. Последний обязан обеспечивать соответствие своей продукции требованиям НТД, на соответствие которых она была сертифицирована.

В свою очередь, стандартизация есть деятельность по установлению норм, правил и характеристик и проводится в целях обеспечения качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, а также в целях обеспечения единства измерений.

Пересечение множеств целей стандартизации, сертификации и метрологии и дает общую для указанных видов деятельности категорию, а именно: качество.

Подтверждением качества является сертификат, выданный третьей стороной (органом по сертификации). Этот сертификат оформляется на основании положительных результатов испытаний на соответствие требованиям стандартов. Результаты испытаний, в свою очередь, основываются на достоверных результатах измерений во время испытаний, единство которых гарантируется Государственной метрологической службой России с ее государственными эталонами физических величин. Таким образом, система измерений является объективным инструментом (вследствие того, что государственные эталоны России регулярно сличаются с международными и национальными эталонами других стран), который служит для обеспечения, оценки и управления качеством продукции и услуг через стандарты, МО производства и испытаний.

Метрологическое обеспечение сертификации систем качества, продукции и услуг

Вопросы МО сертификации являются предметом пристального внимания, начиная с процедуры установления технической компетенции испытательных лабораторий при их аккредитации, так как испытательные и измерительные лаборатории являются центральным звеном получения достоверных результатов сертификационных испытаний. Достоверность определения показателей качества продукции зависит от уровня МО, которое предусматривает наличие:

  • обоснованных требований к точности результатов сертификационных испытаний;
  • документов, регламентирующих методики испытаний и оценки их испытаний;
  • необходимых средств измерений;
  • квалифицированного персонала;
  • системы подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования.

Более сложной процедурой, применяемой в случаях, когда процесс измерения имеет сложный характер, является система управления измерительным процессом, под которым понимается контроль и анализ данных измерительного процесса в сочетании с корректирующими действиями, направленными на поддержание непрерывного нахождения измерительного процесса в рамках установленных требований. Все особенности этой системы с процедурной позиции изложены в стандарте ИСО 10012-2. Корректирующие действия могут, в частности, включать уменьшение интервалов между поверками, ремонт или замену нестабильного или ненадежного прибора, увеличение времени проведения измерений, требуемой точности и т. д.

  • средства испытаний, измерений и вспомогательные устройства;
  • порядок подготовки к проведению испытаний и измерений;
  • правила обработки и оформления результатов испытаний и измерений;
  • допустимые погрешности результатов измерений и точности результатов испытаний.

При сертификации продукции в испытательных лабораториях решаются задачи, аналогичные изложенным выше. Результат сертификационных испытаний (измерений), проводимых в соответствии с установленной методикой, излагается в протоколе, где параметр испытуемого объекта выражается в соответствующих единицах измерений, а его регламентированное значение и допуск на параметр соответствуют требованиям НД. Очевидно, что достоверный (правильный в метрологическом смысле) результат способствует гармонизации испытаний и сертификации для взаимного признания и содействия в торговле между странами. В то же время общие процедуры и критерии действия органов по сертификации создают основы для:

  • признания компетентности органов по сертификации;
  • заключения соглашения между органами по сертификации;
  • заключения соглашений между национальными структурами, ответственными за признание органов по сертификации;
  • назначения органов по сертификации для выполнения функций, указанных правительствами стран на основе действующего законодательства.

Самый непростой вопрос - это сертификация оказываемых услуг. Но и в этом случае нельзя обойтись без измерений и испытаний, т. е. без соответствующих лабораторий, а, следовательно, без процедур, изложенных выше.

Утверждение типа средств измерений

  • утверждение типа средства измерения;
  • поверка средств измерений, в том числе эталонов;
  • лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

В соответствии с законом все средства измерений делятся на две группы:

  1. Для применения в сферах государственного метрологического контроля и надзора. К этой группе относятся сферы здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда, торговые операции, обеспечение обороны государства, гидрометеорологии и др. Все средства измерений этой группы подлежат испытаниям и утверждению типа, первичной и периодической поверке.
  2. В эту группу включены такие средства измерений, которые не предназначены для применения в областях государственного метрологического контроля и надзора. За этими средствами измерений надзор со стороны государства не производится. Владельцы таких средств измерений сами устанавливают способ их поддержания в рабочем состоянии.

Целью утверждения типа средств измерений является обеспечение единства измерений в стране и выпуск в обращение годных средств измерений. Нормативная база этих работ изложена в следующих правилах:

Эти документы гармонизированы с документами Международной организации по законодательной метрологии (МОЗМ).

При проведении испытаний и утверждении типа средств измерений осуществляются следующие работы:

  • испытания средств измерений для целей утверждения типа;
  • принятие решения об утверждении типа, его государственной регистрации и выдаче сертификата об утверждении типа;
  • испытание средств измерений на соответствие утвержденному типу;
  • признание утверждения типа, проведенного организациям зарубежных стран;
  • информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления.

Госстандарт РФ, являясь головной организацией в стране по управлению деятельностью по обеспечению единства измерений, формирует планы испытаний, утверждает тип средств измерений и выдает сертификат утвержденного типа. Непосредственно проведением испытаний средств измерений занимаются государственные центры испытаний или органы государственной метрологической службы. Находящийся в ведении Госстандарта научно-исследовательский институт осуществляет регистрацию средств измерений и проводит экспертизу результатов испытаний. Кроме того, как видно из схемы, органы государственной метрологической службы проводят лицензирование средств измерений, под которым в соответствии с законом понимается деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Испытания средств измерений для целей утверждения типа проводят по программе, которая устанавливает объем и методику испытаний, их продолжительность, номенклатуру документов, представленных на испытания.

Система обеспечения единства измерений

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) является нормативно-правовой основой МО научной и практической деятельности в части оценки и обеспечения точности измерений, проводимых в стране. ГСИ представляет собой комплекс НД, устанавливающих единую номенклатуру, способы представления и оценки метрологических характеристик средств измерений, правила стандартизации измерений и оформления их результатов. Комплекс НД регламентирует единицы физических величин, воспроизведение единиц физических величин с помощью эталонов, передачу размеров единиц физических величин рабочим средствам измерений с необходимой точностью, установление норм на метрологические характеристики средств измерений и др. Основными НД в системе ГСИ являются государственные стандарты. На их основе разрабатываются НД, конкретизирующие общие требования стандартов применительно к отдельным отраслям промышленности и областям измерений.

Между качеством продукции и качеством измерений существует непосредственная связь. Проблема обеспечения высокого качества в значительной степени определяется решением задачи измерений параметров качества материалов, комплектующих изделий, технологических процессов изготовления продукции. При решении задачи измерений важное место отводится их качеству, под которым понимается совокупность свойств состояний измерений, обуславливающих получение результатов с требуемыми точностными характеристиками в необходимом виде и в установленный срок.

К основным свойствам состояния измерений относятся:

  • точность результатов измерений;
  • сходимость результатов измерений;
  • воспроизводимость результатов;
  • быстрота получения результатов;
  • единство измерений.

Наиболее важным свойством является единство измерений, так как при несоблюдении этого условия даже самые точные измерения, проводимые с помощью правильно подобранных средств измерений, не дадут нужных результатов. Единство измерений основано на четырех принципах:

  • результаты измерений выражены в узаконенных единицах;
  • размер единиц, хранимых средствами измерений, равен размерам единиц, воспроизводимых первичными эталонами;
  • погрешности результатов измерений известны;
  • погрешности измерений не выходят за установленные пределы.

Единство измерений достигается путем точного воспроизведения и хранения установленных единиц физических величин и передачи их размеров применяемым средствам измерений. Размеры единиц воспроизводятся, хранятся и передаются с помощью эталонов и образцовых средств измерений. Высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений являются эталоны. Эталон представляет собой средство измерений (или комплекс средств измерений), обеспечивающий воспроизведение и хранение единицы физической величины (или одну из этих функций) с целью передачи размера единицы другим средствам измерений данной величины. Система воспроизведения единиц и передачи их размера рабочим средствам измерений представляет одну из составляющих системы обеспечения единства измерений.

Повышение точности воспроизведения единиц физических величин связана, как правило, с усложнением применяемых для этой цели устройств. Единица физической величины воспроизводится путем сложных операций с помощью эталонной установки в соответствии со строго определенной спецификацией. Однако известно, что результаты измерений, проведенных в разных местах с максимальной тщательностью, все же имеют некоторые расхождения. Это подтверждает и практика международных сличений национальных эталонов различных стран, эталонные работы в которых проводятся на высшем научном уровне.

Если эталон воспроизводит единицу физической величины с наивысшей в стране точностью, то он называется первичным эталоном. Первичные эталоны основных единиц воспроизводят единицу в соответствии с ее определением. Первичный эталон, официально утвержденный в качестве исходного для страны, называется государственным эталоном. Эти эталоны утверждаются Госстандартом РФ, и на каждый из них создается государственный стандарт.

Вторичные эталоны создают и утверждают в случаях, необходимых для организации поверочных работ и предохранения первичных эталонов от излишнего износа.

Эталон сравнения применяют для сличения эталонов, которые по каким-либо причинам не могут быть непосредственно сличены друг с другом.

Рабочие эталоны предназначены для передачи размера единицы рабочим средствам измерений. При необходимости рабочие эталоны подразделяют по уровням точности на разряды: рабочий эталон 1 разряда, рабочий эталон 2 разряда и т. д. Передача размера единицы осуществляется через цепочку соподчиненных по разрядам рабочих эталонов. От последнего рабочего эталона в этой цепочке размер единицы передается рабочему средству измерений, которые применяют для измерений, не связанных с передачей размера единиц, т. е. они служат для технических измерений на производстве и в лабораториях.

Поверка и калибровка средств измерений

Поверочная деятельность регламентируется следующими правилами:

В соответствии с этими правилами средства измерений подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверке. Конкретные перечни средств измерений, подлежащих поверке, составляют владельцы средств измерений.

Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала, первый из которых устанавливается при утверждении типа. Корректировка таких интервалов проводится органами ГМС по согласованию с метрологической службой юридического лица.

Надзор за состоянием и применением средств измерений осуществляют органы ГМС, и их действия распространяются только на средства измерений, относящихся к области государственного метрологического контроля. Вследствие этого, каждое предприятие должно составить перечень средств измерений, входящих в эту сферу, т. е. таких средств, которые подлежат поверке.

В отличие от поверки калибровка применяется к средствам измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

Поверку проводят, в основном, органы ГМС, а калибровку - любая метрологическая служба или физическое лицо, у которых есть условия для осуществления такой работы. Если поверка является обязательной операцией, контролируемой органами ГМС, то калибровка - функция добровольная, выполняемая либо метрологической службой предприятия, либо по его заявке любой другой организацией. Однако добровольность калибровки не снимает с метрологической службы предприятия необходимости соблюдения при этом определенных требований, т. е. привязки рабочего средства измерений к государственному эталону.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт определяет цели, задачи и порядок организации и проведения анализа и оценки состояния метрологического обеспечения измерений, контроля и испытаний (далее - метрологическое обеспечение) на предприятии, в организации, объединении (далее - предприятие).

1.2 На основе положений настоящего стандарта предприятия могут разрабатывать методические документы, развивающие и конкретизирующие порядок организации и проведения анализа и оценки состояния метрологического обеспечения в цехах, лабораториях и иных подразделениях, непосредственно осуществляющих работы по измерениям, испытаниям, контролю.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на оценку состояния метрологического обеспечения предприятий с целью аккредитации в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" [1].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.820 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р ИСО МЭК 15288 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

Действует ГОСТ Р 57193-2016 "Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем".

ГОСТ Р 51814.5 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины "средство измерений", "стандартный образец" и "эталон единицы величины" по Федеральному закону [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анализ состояния метрологического обеспечения объекта: Способ исследования свойств метрологического обеспечения объекта с целью выработки решений, направленных на поддержание и/или повышение уровня метрологического обеспечения.

испытательное оборудование: Средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний.

объект метрологического обеспечения: Любой материальный объект или система или их составляющие (процессы, явления, события), с целью определения состояния которых выполняется логически завершенная совокупность измерений, позволяющая получать измерительную информацию, необходимую для выработки решений по приведению объекта в желаемое состояние.

3.4 подтверждение пригодности элементов метрологического обеспечения: Совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения пригодности элементов метрологического обеспечения к решению конкретных задач измерений, испытаний, контроля в заданных условиях.

средство контроля: Техническое устройство, вещество и/или материал для проведения контроля.

3.6 уровень метрологического обеспечения объекта: Совокупность установленных требований к метрологическому обеспечению объекта, выполнение которых необходимо для удовлетворения потребности в информации, получаемой посредством измерений, испытаний и контроля.

3.7 состояние метрологического обеспечения: Совокупность значений характеристик метрологического обеспечения объекта, отражающая степень достижения заданного уровня метрологического обеспечения объекта.

3.8 система управления метрологическим обеспечением: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных и технических структурных элементов объекта, реализующих функции приведения состояния его метрологического обеспечения к заданному уровню и выработки в случае необходимости решений по повышению этого уровня.

4 Общие положения

4.1 Анализ метрологического обеспечения на предприятии может проводиться в двух направлениях:

- анализ состояния метрологического обеспечения на предприятии;

- анализ системы управления метрологическим обеспечением на предприятии.

Вопросы анализа систем управления метрологическим обеспечением на предприятии в данном стандарте не рассматриваются.

Примечание - В этих целях могут быть использованы, например, национальные стандарты ГОСТ Р 51814.5, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 и др.

4.2 Анализ метрологического обеспечения проводится периодически или в случаях выявления проблем, связанных с эффективностью принимаемых управляющих решений, основой для принятия которых являются результаты измерений, испытаний или контроля.

4.3 Для организации работ по анализу метрологического обеспечения издается приказ (распоряжение), в котором определяются цель, порядок организации, содержание (при необходимости) и сроки выполнения работ для конкретного подразделения предприятия, цеха, лаборатории (группы лабораторий).

В приказе (распоряжении) приводится ссылка на настоящий стандарт и/или действующий нормативный документ (ведомственный, корпоративный или предприятия), в соответствии с которым будет проводиться работа по анализу метрологического обеспечения.

4.4 Для проведения работ может быть создана рабочая группа. При большом объеме работ допускается возложение этих работ на несколько рабочих групп, осуществляющих специализированные обследования по разным областям деятельности и/или по различным видам продукции (услуг).

4.5 Обследование может осуществляться на любых нижеперечисленных этапах жизненного цикла продукции или услуги:

а) разработка концепции;

б) разработка проекта;

в) реализация (производство);

г) использование (функционирование);

д) поддержка (контроль, анализ, совершенствование) эксплуатации продукции;

е) изъятие из эксплуатации (утилизация) продукции.

4.6 На основе результатов анализа разрабатываются проекты повышения уровня метрологического обеспечения и совершенствования системы управления метрологическим обеспечением, а также вносятся предложения к планам и программам развития производства и совершенствования управления им.

5 Анализ состояния метрологического обеспечения на предприятии

5.1 Цели анализа

Анализ состояния метрологического обеспечения на предприятии выполняется в целях:

- объективной оценки уровня метрологического обеспечения на предприятии и выявления отклонений текущего состояния метрологического обеспечения от состояния, соответствующего решаемым задачам управления на предприятии;

- определения возможностей и путей перевода состояния метрологического обеспечения в заданное, т.е. такое, которое соответствует приемлемому качеству решения задач управления на предприятии;

- оценки необходимости и подготовки предложений для принятия корректирующих и предупреждающих мер с целью приведения метрологического обеспечения на предприятии в заданное состояние.

5.2 Содержание анализа

Анализ состояния метрологического обеспечения предприятия выполняется в трех основных направлениях:

- анализ организационной составляющей метрологического обеспечения;

- анализ технической составляющей системы метрологического обеспечения;

- анализ методической составляющей метрологического обеспечения.

В процессе анализа состояния метрологического обеспечения на предприятии в соответствии с ГОСТ Р 8.820:

- устанавливаются объекты (подразделения, процессы и пр.) предприятия, метрологическое обеспечение которых подвергается анализу;

- выявляются внутренние и внешние условия решения задач метрологического обеспечения;

- определяются основные факторы, влияющие на состояние организационной, технической и методической составляющих метрологического обеспечения;

- устанавливаются характеристики состояния метрологического обеспечения, подлежащие анализу;

- формулируются требования к характеристикам метрологического обеспечения;

- оценивается соответствие значений характеристик состояния метрологического обеспечения установленным требованиям;

- разрабатываются предложения для принятия предупреждающих и корректирующих решений, связанных с состоянием метрологического обеспечения на предприятии.

Работы по анализу состояния метрологического обеспечения, характерные для этапов жизненного цикла, указанных в 4.5 перечисления от в) до е), приведены в 5.3, а для этапов а) и б) - в 5.4.

5.3 Проведение анализа состояния метрологического обеспечения для этапов жизненного цикла, указанных в 4.5 перечисления от в) до е)

5.3.1 Анализ состояния метрологического обеспечения рекомендуется начать с описания объектов (процессов), в отношении которых будет осуществлена оценка состояния метрологического обеспечения измерений, испытаний, контроля, выполняемых с целью установления их характеристик и принятия на основании полученной информации определенных управляющих решений. При этом определяются требования к информации, получаемой по результатам измерений, испытаний и контроля.

Здесь же определяется, относятся ли данные измерения, испытания и контроль к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений на основании Федерального закона [2], Федерального закона [3] и подзаконных актов, разработанных на их основе.

Полученные данные заносятся в форму 1 приложения А.

Все указанные далее формы представления данных приведены в приложении А.

В случае, если по каким-либо причинам результаты измерений, испытаний и контроля, необходимые для управления объектом (процессом), отсутствуют или характеристики этих результатов не соответствуют требованиям, установленным для обеспечения эффективного управления объектом (процессом), то данные о них представляют в форме 2.

5.3.2 Для каждого из описанных в форме 1 объектов (процессов) определяются требования к каждой существенной (т.е. имеющей значимое влияние на управление) процедуре измерений, испытаний и контроля, реализуемых каждым из подразделений предприятия, участвующим в управлении каждым из объектов.

Полученные данные заносятся в формы 3, 4, 5.

Полученные данные заносятся в форму 6.

5.3.4 Определяются перечни находящихся в применении средств измерений, испытательного оборудования, средств контроля. Оценивается обеспеченность средств измерений и средств контроля методами и средствами поверки и/или калибровки, а испытательного оборудования - методами и средствами аттестации.

Полученные данные о средствах измерений заносятся в форму 7; об испытательном оборудовании - в форму 8; о средствах контроля - в форму 9.

5.3.5 Определяется потребность в средствах измерений, испытательном оборудовании, средствах контроля.

Данные заносятся соответственно в формы 10, 11, 12.

5.3.6 Определяется наличие документации на методы и средства поверки и/или калибровки средств измерений и контроля, а также аттестации испытательного оборудования.

Полученные данные заносятся в форму 13.

5.3.7 Определяется наличие и потребность в эталонах и стандартных образцах.

Полученные данные заносятся соответственно в формы 14 и 15.

5.3.8 Определяются наличие и потребность в подготовке и повышении квалификации:

- операторов, выполняющих процедуры измерений, испытаний, контроля;

- специалистов по поверке и/или калибровке средств измерений и средств контроля, а также по аттестации испытательного оборудования;

- специалистов по техническому обслуживанию и ремонту средств измерений, средств контроля и испытательного оборудования.

Полученные данные заносятся соответственно в формы 16, 17, 18.

5.3.9 Определяются помещения, в которых осуществляются измерения, испытания и контроль, а также условия, в которых проводится поверка и/или калибровка средств измерений и средств контроля, а также аттестация испытательного оборудования. Приводятся сведения об условиях в указанных помещениях.

Полученные данные заносятся в форму 19 и 20.

5.3.10 Обобщаются сведения о потребности в разработке документов на методики измерений, испытаний, контроля, которые приводятся в форме 21.

5.3.11 Обобщаются сведения о потребности в разработке документов на методики поверки и/или калибровки средств измерений и средств контроля, а также аттестации испытательного оборудования.

Полученные данные заносятся в форму 22.

5.3.12 Целесообразно собрать и обобщить сведения о претензиях к качеству, надежности и другим техническим характеристикам средств измерений, испытаний и контроля.

Полученные данные заносятся в форму 23.

5.4 Проведение анализа состояния метрологического обеспечения для этапов жизненного цикла, указанных в 4.5 перечисления а) и б)

В процессе анализа состояния метрологического обеспечения на этапах а) и б) проверяется обеспеченность методическими документами проведения работ по метрологической экспертизе технических заданий, конструкторской и технологической документации. А в случае, если на этапе разработки выполняются опытно-экспериментальные работы, проводится полностью или частично анализ по 5.3.1-5.3.9.

Полученные данные заносятся в форму 24.

5.5 На основании данных, сведенных в формы 1-24, формируются планы мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения на предприятии, включающие:

- скорректированные перечни измерений, испытаний, контроля, относящиеся к сфере государственного обеспечения единства измерений;

- перечень объектов метрологического обеспечения не обеспеченных необходимыми видами измерений, испытаний, контроля или обеспеченных указанными процедурами, показатели качества которых не соответствуют установленным требованиям;

- мероприятия по методическому обеспечению процедур измерений, испытаний, контроля;

- мероприятия по техническому обеспечению процедур измерений, испытаний, контроля;

- мероприятия по организационному и методическому обеспечению поверки, калибровки средств измерений и средств контроля, а также аттестации испытательного оборудования;

- мероприятия по техническому обеспечению поверки, калибровки средств измерений и контроля, а также аттестации испытательного оборудования;

- мероприятия по кадровому обеспечению всех видов работ по метрологическому обеспечению на предприятии, включая управление метрологической деятельностью, выполнение работ по измерениям, испытаниям, контролю, методическому и техническому обеспечению работ по метрологическому обеспечению;

- мероприятия по организационному и методическому обеспечению создания и поддержания требуемых условий выполнения работ по метрологическому обеспечению, включая создание и поддержание соответствующих условий в помещениях, передвижных лабораториях, на открытых площадках, где выполняются указанные работы. При этом должны быть учтены требования к безопасности труда и охране окружающей среды;

- мероприятия по организационному и методическому обеспечению проведения метрологической экспертизы правовых, распорядительных, проектных, конструкторских, эксплуатационных и технологических документов.

Приложение А
(обязательное)

Формы представления исходных данных анализа состояния метрологического обеспечения на предприятии

Подразделение, ответственное за управление объектом (процессом)

ПЕРЕЧЕНЬ
управляемых объектов (процессов) и требований к информации, получаемой по результатам измерений, испытаний, контроля, выполняемых на данных объектах (процессах)

Наименование объекта (процесса), изделия, технологического оборудования, характеристики окружающей среды или опасного производственного фактора

Этап жизненного цикла объекта (процесса)

Режим функционирования объекта (процесса) (нормальный, предаварийный, аварийный)

Характеристики объекта (процесса), подлежащие оценке (измерениям, испытаниям, контролю)

Для принятия каких управляющих решений используется информация, полученная на основании результатов измерений, испытаний, контроля

Относится ли данная процедура (измерений, испытаний, контроля) к сфере государ-
ственного регулиро-
вания обеспече-
ния единства измерений

Требования к актуаль-
ности, полноте, своевре-
менности и достовер-
ности информа-
ции, полученной на основании результатов измерений, испытаний, контроля

Ответы на поступающие в рубрику вопросы носят информационный характер и размещаются на сайте в соответствующих разделах либо могут быть направлены конкретному заявителю по электронной почте.

Обращаем ваше внимание, что для получения разъяснений по вопросам применения технических регламентов Республики Беларусь (ТР BY) следует обращаться в организации, которым предоставлено данное право. Ознакомиться с соответствующим перечнем можно здесь.

В отношении технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) правом их официального толкования наделена Евразийская экономическая комиссия. В этой связи для получения официального ответа рекомендуем вам направлять свои вопросы в этот постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС.

Вы также можете обратиться в республиканские органы государственного управления, ответственные по принятым техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС), или в уполномоченные ими организации. Предоставленные ими ответы будут носить информационный характер.

Вопросы, не относящиеся к компетенции Госстандарта, к рассмотрению не принимаются.

Поиск

Категории

Задать вопрос

Подскажите, где и как можно ознакомиться с реестром лабораторий уполномоченных на проведение Государственной поверки?

Истёк срок действия СУТ на СИ, сейчас идёт процесс продления СУТ. Можно или нет продолжать поверку СИ этого типа? И каким законодательным актом это регламентируется?

Средства измерений, изготовленные после окончания срока действия сертификата об утверждении типа средства измерений, к государственной поверке не допускаются.

Здравствуйте. Подскажите, свидетельство о поверке прибора, сделанного в Республике Беларусь, действует ли на территории Российской Федерации? Если да или нет, то на основании какого документа.

Здравствуйте. Скажите, может ли юридическое лицо ГМС выдавать свидетельство о метрологической оценке СИ, применяемого в сфере законодательной метрологии, без ссылки на аттестат аккредитации или свидетельство об уполномочивании?

Подлежат ли обязательной государственной поверке манометры показывающие, применяемые при контроле параметров давления теплоносителя (сетевая и горячая вода): 1. в тепловом пункте многоквартирного жилого дома с параметрами теплоносителя (вода) 120/70 С и давлением до 1,6 МПа; 2. в котельной с параметрами теплоносителя (вода) 95/70 С и давлением до 0,5 МПа? Если да, то на основании какого НПА или если нет, то на основании какого НПА.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие метрологические работы могут проводиться в музее. Заранее благодарна.

Средства измерений, применяемые для контроля условий окружающей среды в залах экспозиции и помещениях для хранения музейных ценностей, подлежат метрологической оценке (поверке). Также подлежат государственной поверке приборы учета электрической и тепловой энергии, воды и иных ресурсов.

Ответ от 25.06.2021

Здравствуйте. В связи с принятием Постановления №39 от 20.04.2021"О перечне категорий средств измерений" прошу разъяснить относятся ли спидометры автомобильные к разделу 4 "Средства измерений параметров движения и вибрации" указанного постановления, и, соответственно, требуется ли обязательная государственная поверка при их эксплуатации на транспортных средствах. Спасибо.

Добрый день. Скажите, пожалуйста, на сколько обязательно наличие на предприятии должности инженера по метрологии или можно внутренним документом обозначить ответственного работника за метрологию?

Добрый день. В связи с вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь "Об обеспечении единства измерений" изменились ли требования к межкалибровочному интервалу? Раньше межкалибровочный интервал равнялся межповерочному. Спасибо.

Подлежит ли обязательной государственной поверке секундомер, применяемый при хронометраже рабочего времени работников организации и, если да, то на основании какого НПА?

Хронометраж установления длительности затрат времени на выполнение элемента трудового процесса осуществляется в соответствии с главой 5 Инструкции о порядке организации нормирования труда, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.03.2008 № 53 (далее − Инструкция) и проводится путем непрерывных (сплошной хронометраж) и выборочных замеров времени.

При этом Инструкция не устанавливает каких-либо требований к средствам измерений и точности измерений.

Тем не менее, положительные результаты поверки средства измерений подтверждают, что оно соответствует обязательным метрологическим требованиям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона, средства измерений, применяемые вне сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке и (или) калибровке либо метрологической экспертизе, или в отношении их могут осуществляться иные действия в целях обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений.

Подскажите, где и как можно ознакомиться с реестром лабораторий уполномоченных на проведение Государственной поверки?

Истёк срок действия СУТ на СИ, сейчас идёт процесс продления СУТ. Можно или нет продолжать поверку СИ этого типа? И каким законодательным актом это регламентируется?

Средства измерений, изготовленные после окончания срока действия сертификата об утверждении типа средства измерений, к государственной поверке не допускаются.

Здравствуйте. Подскажите, свидетельство о поверке прибора, сделанного в Республике Беларусь, действует ли на территории Российской Федерации? Если да или нет, то на основании какого документа.

Здравствуйте. Скажите, может ли юридическое лицо ГМС выдавать свидетельство о метрологической оценке СИ, применяемого в сфере законодательной метрологии, без ссылки на аттестат аккредитации или свидетельство об уполномочивании?

Подлежат ли обязательной государственной поверке манометры показывающие, применяемые при контроле параметров давления теплоносителя (сетевая и горячая вода): 1. в тепловом пункте многоквартирного жилого дома с параметрами теплоносителя (вода) 120/70 С и давлением до 1,6 МПа; 2. в котельной с параметрами теплоносителя (вода) 95/70 С и давлением до 0,5 МПа? Если да, то на основании какого НПА или если нет, то на основании какого НПА.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие метрологические работы могут проводиться в музее. Заранее благодарна.

Средства измерений, применяемые для контроля условий окружающей среды в залах экспозиции и помещениях для хранения музейных ценностей, подлежат метрологической оценке (поверке). Также подлежат государственной поверке приборы учета электрической и тепловой энергии, воды и иных ресурсов.

Ответ от 25.06.2021

Здравствуйте. В связи с принятием Постановления №39 от 20.04.2021"О перечне категорий средств измерений" прошу разъяснить относятся ли спидометры автомобильные к разделу 4 "Средства измерений параметров движения и вибрации" указанного постановления, и, соответственно, требуется ли обязательная государственная поверка при их эксплуатации на транспортных средствах. Спасибо.

Добрый день. Скажите, пожалуйста, на сколько обязательно наличие на предприятии должности инженера по метрологии или можно внутренним документом обозначить ответственного работника за метрологию?

Добрый день. В связи с вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь "Об обеспечении единства измерений" изменились ли требования к межкалибровочному интервалу? Раньше межкалибровочный интервал равнялся межповерочному. Спасибо.

Подлежит ли обязательной государственной поверке секундомер, применяемый при хронометраже рабочего времени работников организации и, если да, то на основании какого НПА?

Хронометраж установления длительности затрат времени на выполнение элемента трудового процесса осуществляется в соответствии с главой 5 Инструкции о порядке организации нормирования труда, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.03.2008 № 53 (далее − Инструкция) и проводится путем непрерывных (сплошной хронометраж) и выборочных замеров времени.

При этом Инструкция не устанавливает каких-либо требований к средствам измерений и точности измерений.

Тем не менее, положительные результаты поверки средства измерений подтверждают, что оно соответствует обязательным метрологическим требованиям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона, средства измерений, применяемые вне сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке и (или) калибровке либо метрологической экспертизе, или в отношении их могут осуществляться иные действия в целях обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, применяющими эти средства измерений.

Читайте также: