Характеристика какого типа учебного пособия дана ниже учебник тетрадь с печатной основой справочник
Обновлено: 07.07.2024
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Основным видом учебной литературы является учебник. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.
В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;
– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;
– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.
Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.
При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.
В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды и т. д. Наглядные пособия необходимо иметь для каждой темы урока. Демонстрационное оборудование, печатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели.
Наглядные пособия выполняют следующие функции:
– ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;
– ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;
– наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;
– наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;
– знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;
– ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
– объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);
– печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.);
– проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.).
Технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.
Существуют следующие виды ТСО:
К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения, а также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 мин.
У тех, кто только что стал студентом вуза, появляется масса вопросов. Неудивительно, ведь их жизнь только что кардинально изменилась. Придется ко многому привыкать, изучать много нового и сложного.
На нашем телеграм-канале мы пытаемся как можно легче описать все стороны студенческой жизни и прояснить непонятные моменты.
Одним из таких является разница между учебниками и учебными пособиями. Почему так важно знать разницу между этими предметами? Есть ли между ними существенные различия? Об этом и поговорим.
Все об учебнике
Учебник – это книга с систематизированной информацией по конкретной дисциплине.
Представленные в нем материалы – фундаментальные, доказанные на практике. Они станут основой знаний учащегося.
Учебник имеет четкую структуру с разделами и параграфами, поделенными на темы.
Отличия учебника от учебного пособия по ГОСТу:
- объем 200-500 страниц (чаще всего);
- есть официальное утверждение от какой-то государственной структуры (например, министерства образования);
- большое количество наглядного материала (таблиц, иллюстраций) для максимального раскрытия темы и дисциплины.
Где нужен учебник
Учебник можно применять как основной или вспомогательный источник информации на занятиях (уроках, лекциях, практикумах и семинарах). Он быстрее доносит знания до учащихся, снабжает точной и предметной информацией по определенному вопросу или предмету в целом.
Преподаватели используют учебник, чтобы сформировать умения по анализу фактов, событий, а потом на основе этих данных сделать выводы.
Виды учебников
Не все учебники одинаковые. Существует целая классификация, согласно которой издания подразделяются на следующие виды:
- Практикум – для закрепления навыков и знаний практическим путем: решение задач, написание диктантов и т.д. Его используют после тщательного изучения теоретической части.
- Хрестоматия – вместительный сборник информации по заданной теме с иллюстрациями, ссылками и пояснениями. Содержит фрагменты оригинальных произведений, обязательные ссылки на первоисточники.
- Словарь-справочник – сборник всех тематических терминов для внимательного изучения и последующего выучивания наизусть.
- Справочник – издание практического и прикладного характера одновременно с весьма четкой систематической структурой (преимущественно по алфавитному порядку).
- Энциклопедия – фундаментальное издание с основными сведениями по одной или сразу по всем темам. Информация может быть изложена в краткой или полной форме, представлена в алфавитном порядке.
Все об учебном пособии
Самое главное, что нужно знать об учебном пособии – это то, что оно является дополнением к учебнику или другому материалу по основной программе обучения. Здесь в сжатой форме можно просмотреть информацию по конкретной теме или их совокупности.
У учебного пособия есть ряд признаков, по которым его легко выделить среди остальных видов материалов:
- До 100 страниц.
- Является дополнением к основному изданию.
- Информация имеет вид тезисов, диаграмм, схем.
- Подходит для самостоятельного изучения тем/вопросов без объяснения преподавателя.
- Предназначен для изучения актуальной информации в области знаний.
- Помогает составить конспект благодаря сжатой информации и тезисам.
Учебные пособия могут иметь разный внешний вид: наглядные или методические материалы, конспекты, каталоги, иллюстративные источники (атлас или схема).
Цель этого типа источника – кратко и тезисно систематизировать знания учащегося. Его используют при подготовке на любых специальностях – экономических, юридических, инженерно-технических, социальных, психологических и т.д.
Виды учебных пособий
В зависимости от сферы использования учебные, пособия могут быть следующих видов:
- учебный практикум – материалы, которые помогают учащимся освоить информацию с помощью практических упражнений;
- учебная хрестоматия – таблицы, рисунки, схемы в дополнение к основному материалу;
- энциклопедический источник или справочник – сборник фактов, помогающих раскрыть суть предмета.
Учебник и учебное пособие: в чем различия и сходства?
Сходства учебника и учебного пособия в том, что они необходимы для изучения нового материала во всех типах учебных заведениях (школе, вузе, колледже). Учебник и учебное пособие используют во время подготовки к экзаменам и т.д.
Но есть и существенная разница между учебником и учебным пособием. Например, в учебнике представлены общие результаты, которые были доказаны на практике и потом тщательно систематизированы. В пособии же могут быть дополнения к основным данным/фактам/явлениям, здесь можно найти более узкоспециализированную информацию.
Чаще всего материалы в учебнике представлены для изучения с преподавателем. Учебное же пособие построено более легко, чтобы человек мог сам изучить и усвоить новый материал.
И последнее: над созданием учебника трудятся люди с определенным ученым званием (учителя высшей категории, кандидаты и доктора наук). Процесс это длительный и сложный, ведь кроме содержания большое внимание уделяют редакции и оформлению. А учебное пособие вполне может создать один человек, уверенный в наличии определенных знаний и навыков по теме.
Как видите, у учебника и пособия много общего, но есть и свои различия. Самое главное, что следует вынести из этой информации – оба они не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые источники, которые можно и нужно использовать параллельно. Только в этом случае удастся получить систематизированные знания, которые будут фундаментом будущей профессиональной деятельности. А если от учебы отвлекают посторонние дела, сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы подстраховать.
Читайте также: