Гражданское общество развивается без прямого вмешательства правового государства верно ли

Обновлено: 07.07.2024

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.


Задание 17 № 4288

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указано следующее определение гражданского общества:

— гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

2) Указана тенденция:

— Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами.

3) Отражено стремление:

— нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни.


Задания Д22 C3 № 4289

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Гражданское общество и государство


Задание 20 № 4291

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры взаимодействия политической свободы и самореализации личности:

— в социальной сфере политическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, которые могут изменить положение в социальной сфере.

— в области экономики политическая свобода дает возможность гражданину отстаивать те экономические принципы, которые для него приемлемы.

— возможность самостоятельного выбора говорит о самостоятельности личности, т. е. о самореализации личности (духовная сфера).

Могут быть приведены и иные объяснения, не искажающие смысла и близкие по сути.


Задание 18 № 44551

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

В правильном ответе могут быть названы следующие формы взаимодействия и приведены следующие примеры:

— Защита частных сфер жизни людей. (В США общественные организации выступают с требованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граждан);

— Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через территорию заповедника);

Могут быть указаны и иные формы и примеры, не искажающие смысла.


Задание 24 № 258

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

При анализе ответа учитываются:

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— полнота отражения основного содержания в плане;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие правовое государство.

2) Признаки правового государства:

а) верховенство права;

б) незыблемость прав и свобод человека;

в) реальное разделение властей.

3) Понятие гражданское общество, его основные институты:

а) местное самоуправление;

б) клубы по интересам, защита окружающей среды;

в) центры дошкольного воспитания;

г) общественные библиотеки и т. д.

4) Основные признаки гражданского общества:

а) преобладание горизонтальных связей;

б) негосударственный характер;

в) самоорганизация и добровольный характер участия и т. д.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу


Задание 17 № 4288

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.


Задания Д22 C3 № 4289

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Гражданское общество и государство


Задание 19 № 4290

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

В правильном ответе могут быть названы следующие формы взаимодействия и приведены следующие примеры:

— Защита частных сфер жизни людей. (В США общественные организации выступают с требованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граждан);

— Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через территорию заповедника);

Могут быть указаны и иные формы и примеры, не искажающие смысла.


Задание 20 № 4291

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры взаимодействия политической свободы и самореализации личности:

— в социальной сфере политическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, которые могут изменить положение в социальной сфере.

— в области экономики политическая свобода дает возможность гражданину отстаивать те экономические принципы, которые для него приемлемы.

— возможность самостоятельного выбора говорит о самостоятельности личности, т. е. о самореализации личности (духовная сфера).

Могут быть приведены и иные объяснения, не искажающие смысла и близкие по сути.


Задание 18 № 44551

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указано следующее определение гражданского общества:

— гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

2) Указана тенденция:

— Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами.

3) Отражено стремление:

— нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни.


Задание 20 № 10859

Опираясь на содержание текста, знания обществоведческого курса приведите три примера системы сдержек и противовесов между ветвями власти.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей. Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью.

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценность. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.

Тест по обществознанию " Гражданское общество. Правовое государтво".10 класс.

ВложениеРазмер
test_grazhdanskoe_obshchestvo_i_pravovoe_gosudarstvo_.10_klass.doc 82.5 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Признаки правового государства

Взаимная ответственность граждан и государства

Предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом страны, над иными подзаконными актами.

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Форма государства , методы государственного властвования , форма правления , тип политического режима , форма государственного устройства .

3 . Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к признакам правового государства. Запишите в цифры, под которыми они указаны . 1) разделение властей, 2) единая идеология, 3) система сдержек и противовесов, 4) политические свободы, 5) гражданское общество, 6) подконтрольность суда президенту.

4. Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Развитое гражданское общество может существовать при любом политическом режиме. 2) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность на средства производства. 3) Граж-данское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций. 4) Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества. 5) Духовная сфера гражданского общества предполагает самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

5. Установите соответствие между типами государств и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) правовое государство

Б) реализация принципа разделения властей

2) тоталитарное государство

В) цензура средств массовой информации

Г) сращивание партийного аппарата с государственным

Д) верховенство права

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Признаки правового государства

Взаимная ответственность граждан и государства

Предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Является одним из главных в демократическом обществе, поскольку он помогает избежать чрезмерной концентрации власти в одних руках и злоупотребления ею.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Форма правления; республика; монархия; федерация; форма государства.

1) отправление правосудия 2) общественная организация 3) частный интерес

4) социальная активность 5) социальное взаимодействие 6) законодательная власть

4. Выберите из предложенного, проявления деятельности институтов гражданского общества.

5) Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста. 6) Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.

5. Установите соответствие между социальными ситуациями и социальными институтами, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Ликвидация последствий стихийного бедствия сотрудниками МЧС.

1) деятельность государства

Б) Проведение общественной экспертизы законопроекта о пенсиях.

2) деятельность гражданского общества

В) Работа попечительского совета школы.

3) совместная деятельность государства и гражданского общества

Г) Предъявление обвинения опасному преступнику.

Д) Публичные слушания в мэрии по проекту перспективной застройки микрорайона.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

6. Выберите верные суждения о функциях гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Стимулирование общественно полезной деятельности граждан. 2) Защита границ и обеспечение общественного порядка. 3) Участие в формировании органов демократического правового социального государства. 4) Организация общественного контроля за соблюдением правил добросовестной конкуренции.

5) Разрешение экономических споров между хозяйствующими субъектами.

7. Найдите в приведённом ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ассоциация преподавателей университетов 2) региональное управление образования 3) объединение ветеранов правоохранительных органов 4) территориальное управление внутренних дел 5) союз защиты прав потребителей

8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

В защите прав и …. (А) человека и гражданина в РФ участвуют все ветви государственной власти: законодательная, ….. (Б) и судебная. … (В) является гарантом прав и свобод человека и гражданина согласно Конституции РФ. Права принадлежат человеку от рождения, являются высшей социальной … (Г), имеют неотчуждаемый характер, признаются как … (Д). Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Одним из древнейших способов индивидуальной защиты прав и свобод является … (Е), которая ограничена в применении.

1) обязанность 6) исполнительная

2) право 7) уполномоченный по правам человека

3) свобода 8) ценность

4) естественные 9) Президент

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

6. Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.

2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества. 3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы. 4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство. 5) Ветви власти в правовом государстве зависимы друг от друга.

7. В стране Z идёт формирование гражданского общества. Какие из приведённых примеров подтверждают данный вывод?

1) Прошла реформа системы органов центрального управления. 2) Увеличилось количество независимых средств массовой информации. 3) При многих школах создаются попечительские советы. 4) Внедрена электронная система оказания государственных услуг. 5) Выросло число граждан, принимающих участие в деятельности политических партий. 6) Произведены закупки современного оборудования для детских больниц.

8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом … (А). Правовое государство есть форма ограничения … (Б) правами и свободами человека. Поэтому приоритет прав человека по отношению к … (В) является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного … (Г). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный ….. (Д). Поэтому для формирования правового государства большое значение имеет принцип связанности … (Е) правами человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества яв­ляется признаком:

а) правового государства; б) тоталитарного государства; в) только республиканского правления; г) верно все вышеперечисленное.

2. Верны ли следующие суждения о гражданстве? А. Гражданство дает человеку

определенные права, преж­де всего избирательное право. Б. Гражданство связано с

конкретными обязанностями человека перед государством. 1) Верно только А; 2) верно

только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

3. К проявлениям гражданского общества в духовной сфере относится:

а) разнообразие форм собственности; б) социальная защита граждан; в) жесткая

цензура СМИ; г) свобода совести, слова.

4. Институтом гражданского общества является: а) Правительство; б) Государственная

Дума; в) политическая партия; г) Министерство иностранных дел.

5. Верны ли следующие суждения о сущности гражданского общества?

А. Гражданское общество является формой самооргани­зации людей.

Б. Гражданским обществом называется вся совокупность негосударственных,

неполитических отношений в об­ществе. 1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

6. К проявлениям гражданского общества в экономической сфере относится:

а) свобода предпринимательской деятельности; б) отсутствие конкуренции;

в) разделение властей; г) активное участие граждан в управлении государством.

7. Найдите черты сходства и отличия правового и тотали­тарного государств.

1) Охрана государственной границы; 2) монополия государственной собственности;

3) взаимная ответственность граждан и государства; 4) контроль за соблюдением законов.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы

поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку - поряд­ковые номера черт

8. Найдите в предложенном списке характерные черты пра­вового государства.

1) Разделение властей; 2) отсутствие развитого гражданского общества; 3) суверенитет народа; 4) односторонняя ответственность личности перед госу­дарством; 5) эффективная система контроля за соблюдением законов.

9. Соотнесите понятия и их определения: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

А) Гражданское общество

1) Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выраженная во взаимных пра­вах и обязанностях.

2) Общество на определенной ста­дии развития, являющееся ос­новой правового государства.

В) Правовое государство

3) Государство, ограниченное в своих действиях правом, под­чиненное воле суверенного на­рода и обеспечивающее права и свободы личности.

10. Все перечисленные ниже термины, за исключением одно­го, относятся к тоталитарному государству. Диктатура, геноцид, репрессии, плюрализм, культ лич­ности.

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества яв­ляется признаком:

а) правового государства; б) тоталитарного государства; в) только республиканского правления; г) верно все вышеперечисленное.

2. Верны ли следующие суждения о гражданстве? А. Гражданство дает человеку

определенные права, преж­де всего избирательное право. Б. Гражданство связано с

конкретными обязанностями человека перед государством. 1) Верно только А; 2) верно

только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

3. К проявлениям гражданского общества в духовной сфере относится:

а) разнообразие форм собственности; б) социальная защита граждан; в) жесткая

цензура СМИ; г) свобода совести, слова.

4. Институтом гражданского общества является: а) Правительство; б) Государственная

Дума; в) политическая партия; г) Министерство иностранных дел.

5. Верны ли следующие суждения о сущности гражданского общества?

А. Гражданское общество является формой самооргани­зации людей.

Б. Гражданским обществом называется вся совокупность негосударственных,

неполитических отношений в об­ществе. 1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

6. К проявлениям гражданского общества в экономической сфере относится:

а) свобода предпринимательской деятельности; б) отсутствие конкуренции; в) разделение

властей; г) активное участие граждан в управлении государством.

7. Найдите черты сходства и отличия правового и тотали­тарного государств.

1) монополия государственной собственности 2) Охрана государственной границы;

3) контроль за соблюдением законов. 4) взаимная ответственность граждан и государства;

Выберите и запишите в первую колонку таблицы

поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку - поряд­ковые номера черт

8. Найдите в предложенном списке характерные черты пра­вового государства.

1) отсутствие развитого гражданского общества; 2) Разделение властей; 3) односторонняя ответственность личности перед госу­дарством; 4) суверенитет народа; 5) эффективная система контроля за соблюдением законов.

9. Соотнесите понятия и их определения: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

1) Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выраженная во взаимных пра­вах и обязанностях.

Б) Правовое государство

2) Общество на определенной ста­дии развития, являющееся ос­новой правового государства.

В) Гражданское общество

3) Государство, ограниченное в своих действиях правом, под­чиненное воле суверенного на­рода и обеспечивающее права и свободы личности.


Сейчас нам часто приходится слышать понятия правовое государство и гражданское общество. Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве. Изучение данного вопроса в статье представлено по плану: рассмотрение понятия правового государства, а затем гражданского общества.


Правовое государство

Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.

Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.

Признаки правового государства:

  • в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
  • социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества, взаимная ответственность государства и граждан;
  • связь с гражданским обществом.

Трудности формирования правового государства в России:

  • необходимость преодоления многих проблем: коррупции, преступности;
  • низкая правовая культура людей, то есть нежелание участвовать в политической жизни, изучать законы.

Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.

которые читают вместе с этой





Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.


Гражданское общество

Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти. Гражданское общество – совокупность негосударственных форм образований и организаций, которые самостоятельно решают определенные вопросы и цели.

Признаки гражданского общества:

  • свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
  • возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации, благотворительных фондов;
  • активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов

Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.

Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.

Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.

Цели создания Общественной палаты:

  • привлечение граждан к политике;
  • помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
  • получение независимой оценки законопроектов.

Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:

  • с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
  • с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.

Что мы узнали?

Гражданское общество и правовое государство – это важные явления современного общества, к достижению которых должны стремиться все страны, так как именно эти формы организации жизни людей способствуют установлению справедливого порядка, дают возможности для полной реализации своих интересов, потребностей.

Читайте также: