Государственное управление и исполнительная власть соотносятся как политико правовая категория и

Обновлено: 16.05.2024

Госу­дарственное управление – управление делами государства. Это основанная на законе и осуществляемая во исполнение закона полновластная, непрерывная, постоянная, повседневная деятельность органов государства и гос. служащих.

Признаки государственного управления:

1) государственное управление является одной из форм гос. деятельности наряду с законодательной и судеб­ной.

2) деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

3)деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

4)деятельность на основании и во исполнение законов.

5)характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и

6)осуществляется в различных формах (правовых в не право­вых);

7)обеспечивается посредством системы гарантий;

8)нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

9) Субъектами, осуществляющими государственное управле­ние, являются Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военно­го управления, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

Система государственного управления.

1. Субъекты: ОИВ РФ и субъектов РФ.

2. Объекты: общественные отношения. В зависимости от индивидуализации объекта

-Всеобщий – совокупные отношения для нормального функционирования которых необходимо упорядочивающее воздействие со стороны государства.

-Общий – отношения в рамках крупной сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная и т.д.

- родовой – отношения в рамках одной из этих сфер

-видовой – ещё более специальный объект

- непосредственный – конкретные общественные отношения

3. Процесс характеризуется через следующие элементы: функции, формы, методы, стадии, циклы.

Принципы государственного управления основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленчес­кой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на:

1) Общие (социально-правовые) принципы - принципы;имеют общесоциальный характер и реализуются в управлении независимо от уровня и места того или иного органа гос. управления.

• Демократизм — означает, что народ выступает единственным источником власти.

• Законность — деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблю­дения и исполнения Конституции РФ и законов.

• Объективность — в процессе осуществления управленчес­кой деятельности необходимо адекватно воспринимать происхо­дящие процессы.

• Научность — применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия управленческих решений.

• Конкретность — осуществление управления должно строиться в соответствии с реальным состояниемобъекта управления и ресурсом субъекта управления,

• Разделение властей выражается в подразделении государствен­ной власти на законодательную, исполнительную и судебную с зак­реплением за ними в установленном порядке конкретных функций.

• Федерализм — деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения ком­петенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

• Эффективность — достижение целей управленческой дея­тельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

2) Организационные принципы:

• Отраслевой — осуществление управленческой деятельнос­ти, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль.

• Территориальный — формирование системы управления ос­новывается на территориальной основе.

• Линейный — тип организации служб и подразделений, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства.

• Функциональный — органы и аппараты исполнительной вла­сти осуществляют общие подведомственные функции управления.

• Двойного подчинения — сочетание начал централизованно­го руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления.

• Сочетание единоначалия и коллегиальности — наиболее важ­ные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управлен­ческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

- Ответственность субъектов гос. Управления за результаты своей работы как принцип государственного управления способствует повышению качества и эффективности их деятельности.

- Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, функций и полномочий за каждым гос. Органом, их структурным подразделением и должностным лицом.

Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением.

Исполнительная власть ветвь государственной власти, дея­тельность по управлению делами государства и общества, осуще­ствляемая системой государственных органов, наделяемых испол­нительно-распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

1. является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

2. выступает подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

3. осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

4. обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

5. обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

6. организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российс­кой Федерацией и субъектами Российской Федерации;

7. ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

8. носит универсальный характер, т.е. осуществляется посто­янно и непрерывно;

9. имеет в своем распоряжении определенные средства (ресур­сы), принудительность.

Функции исполнительной власти:

1) исполнительная — исполнение Кон­ституции РФ, ФЗ и законов субъектов РФ;

2) правозащитная — функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая — создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая — осуществление руководства, контроля, ко­ординации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.;

6) нормотворческая — осуществление в установленном поряд­ке деятельность по принятию нормативно-правовых актов;

7) охранительная — применение к юриди­ческим и физическим лицам мер государственного (администра­тивного) принуждения в случае, если указанными лицами нару­шаются нормы законодательства.

Структура исполнительной власти:

1)Правительство РФ в соотв. со ст.110 конституции это высший исполнит. орган.

1) федеральная исполнительная власть – федеральные министерства РФ, гос. комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы, рос. Агентства, федеральные надзоры, а также иные органы исполнит. власти.

2) исполнительная власть субъектов федерации.

Структура утверждается по представлению Председателя Правительства РФ президентом РФ.

.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Итак, исполнительная власть - категория политико - правовая, в то время как государственное управление - категория организационно - правовая. Соответственно, государственное управление - реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Однако государственное управление по своему субъектному составу является более ши­роким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента Российской Федерации, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти (в частности, органы военного управления).

Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно - распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Понятия "государственное управление" и "исполнительная власть " не являются тождественными. Между тем в настоящее время ведутся дискуссии по вопросу их положения относительно друг друга.

исполнительная власть и государственное управление

Государственное управление, исполнительная власть

Право, выступая в качестве нормативного института, включает в себя различные элементы. Ключевой его целью является регулирование общественных отношений. Среди основных направлений выделяются социальное управление, государственное управление. Исполнительная власть определяется как относительно самостоятельная ветвь данного института.

Содержание категорий

Суть администрирования состоит в целенаправленном воздействии уполномоченного субъекта на объект. Исполнительная власть и государственное управление связаны с осуществлением деятельности в процессе практического и повседневного руководства различными сферами общественной жизни. При этом используются предусмотренные законодательством методы, формы и ресурсы. Исполнительная власть и государственное управление не противопоставляются друг другу. Напротив, первая выступает в качестве ключевого звена администрирования.

Определения

Государственное управление можно определить в двух разных аспектах. В первую очередь оно является деятельностью, осуществляемой уполномоченными структурами всех существующих ветвей и прочими организациями, обладающими административными полномочиями. В соответствии с данным подходом, можно говорить о том, что государство и все его институты управляют общественными взаимодействиями и процессами. При этом они реализуют имеющиеся у них распорядительные полномочия. Если рассматривать госуправление в узком смысле, то его можно охарактеризовать как определенное направление административной деятельности, касающейся осуществления исполнительной власти. В соответствии с этим подходом, оно определяется как обособленный вид работы, которая производится только соответствующими структурами. В этом случае воздействие на отношения в обществе со стороны других ветвей рассматривается отдельно. Исполнительную власть можно охарактеризовать как самостоятельное направление государственной власти. Она осуществляет распорядительную и административную деятельность через комплекс уполномоченных структур. Данная работа выполняется путем реализации специальных функций, полномочий средствами и методами, закрепленными в законодательстве.

органы исполнительной власти государственного управления субъектов федерации

Соотношение понятий "государственное управление" и "исполнительная власть"

Сегодня существует несколько подходов к сравнительной характеристике данных категорий. В первую очередь соотношение исполнительной власти и государственного управления проводится по их направленности. Первая обладает политико-нормативным, а второе – организационно-нормативным характером. Этим обуславливается трактовка определений каждой категории. В частности, госуправление рассматривается как деятельность, существующая реально, а исполнительная власть – как ее компонент. Реализуется она только в рамках административно-распорядительной работы. Стоит отметить, что исполнительная власть и государственное управление отличаются по сфере своего распространения. Последнее воспринимается гораздо шире. Исполнительная власть, в свою очередь, рассматривается как производный элемент госуправления. Она зависит от него, поскольку уровень его организации определяет эффективность ее деятельности. Вместе с этим отмечается и обратное влияние. Исполнительная власть в системе органов государственного управления формирует основу организационной структуры. Она воздействует на разные процессы в обществе.

Нюанс

В науке выдвигается также мнение о том, что исполнительная власть и государственное управление – категории равнозначные. Эта позиция объясняется следующим. Замена одной категории на другую была обусловлена только изменением режима и переходом на новый исторический этап. В советское время использовали понятие государственного управления, а в Конституции 1993 г. была закреплена исполнительная власть. Между тем эти изменения не повлияли на фактическое содержание административно-распорядительной деятельности.

государственное управление исполнительная власть право

Ключевые признаки

Государственное управление представляет собой регулирующую деятельность власти в целом – исполнительных, представительных, судебных инстанций, прокуратуры и пр. В узком смысле оно представляет собой администрирование. На федеральном и региональном уровнях существуют уполномоченные структуры, которые осуществляют государственное управление, - органы исполнительной власти . В рамках практического применения законодательства данная категория рассматривается в узком смысле. В этом аспекте выделяются следующие признаки госуправления:

1. Это административно-распорядительная деятельность, связанная с применением законов и прочих нормативных актов.

2. В рамках госуправления осуществляется и правотворчество. Оно состоит в том, что уполномоченные структуры в пределах их компетенции осуществляют самостоятельную разработку и утверждение правил поведения, обязательных для других участников общественных отношений. Вместе с этим они контролируют выполнение принятых предписаний, ведут правоохранительную деятельность.

3. Оно осуществляется везде, где появляется необходимость обеспечить реализацию законодательных актов, защиту свобод и интересов граждан, то есть в ключевых сферах общественной жизни.

исполнительная власть в системе государственного управления

4. Госуправление – непрерывная, планомерная, постоянная деятельность. Она основывается на объективных закономерностях реализации административных полномочий. Эта деятельность ориентирована на обеспечение публичных и частных интересов, свобод и прав граждан, безопасности и общественного порядка.

5. Оно осуществляется специально уполномоченными структурами. Они формируются как на региональном, так и на федеральном уровне.

Специфика

Госуправление реализуется в соответствии с принципом законности. Это означает, что работа уполномоченных структур основывается на нормах. В системе госуправления формируются вертикальные (иерархичные, субординационные) и горизонтальные связи. Первые предполагают строгое подчинение, вторые – равенство. Госуправление базируется на принципе организационности. Этой деятельности свойственно многообразие форм, комплекс которых обеспечивает устойчивое, целенаправленное функционирование всего административного механизма. На основе госуправления реализуется внесудебный порядок применения принудительных мер. В частности, назначаются наказания, выносятся предупреждения и пр.

Ключевые функции

Госуправление реализует следующие основные задачи:

1. Информационное обеспечение работы госструктур. В частности, речь о сборе, получении, обработке, анализе сведений, необходимых для административной деятельности.

2. Моделирование и прогнозирование системы госуправления, госорганов, стандартов работы.

3. Планирование. Оно представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на определение пропорций, направлений, темпов, качественных и количественных показателей развития определенных процессов в системе госуправления. В рамках планирования осуществляется разработка задач, направлений и целей административных реформ.

4. Организация. Она представляет собой формирование системы госуправления в соответствии с подходами и принцами, установленными законодательством. Организация предусматривает также определение структуры администрирующего и подведомственного элементов.

5. Распорядительство. Оно представляет собой оперативное регулирование административных отношений, которые возникают в связи с реализацией полномочий компетентными структурами и их служащими. Распорядительство предполагает обеспечение режима надлежащей деятельности в виде принятия соответствующих актов. Ими, в частности, являются приказы, указания, инструкции, правила и прочие.

соотношение понятий государственное управление и исполнительная власть

6. Руководство. Оно представляет собой определение нормативов и правил деятельности в целом и отдельных процедур в частности.

Дополнительные задачи

Госуправление реализует и такие функции, как:

1. Координация. Эта функция предполагает согласование деятельности разных госструктур для достижения единых целей.

2. Контроль. Он осуществляется для установления несоответствия или соответствия фактического состояния всей системы госуправления установленным стандартам и надлежащему уровню. В рамках контроля осуществляется анализ конкретных действий, определяются итоговые показатели и сравниваются с запланированными.

3. Регулирование. Оно представляет собой применение способов и методов управления в рамках организации системы и в ходе ее функционирования.

4. Учет. Он представляет собой фиксирование информации, которая выражена в количественной форме и свидетельствует о результатах реализации административных полномочий, отношений, наличии документов и их движении, имеющих существенное значение для госуправления.

Характеристика деятельности

Как выше было указано, исполнительная власть выступает в качестве неотъемлемого элемента госуправления. Она подконтрольна другим ветвям и состоит в реализации специально уполномоченными структурами особых функций, предусмотренных законодательством. Исполнительная власть в системе государственного управления обладает рядом признаков. В частности:

  1. Она является самостоятельным направлением, находящимся в постоянном взаимодействии с представительными и судебными структурами.
  2. Исполнительная власть обуславливается существованием государства. Выполнение различных функций и полномочий в стране невозможно в рамках какой-либо одной ветви. Административно-распорядительная деятельность осуществляется непрерывно, обеспечивая общественный порядок и безопасность, обороноспособность и пр.
  3. Единство исполнительной власти основывается на Конституции. В ст. 11 установлено, что разграничение полномочий и предметов ведения структур осуществляется в соответствии с Основным законом, а также федеральными нормативными актами.
  4. В качестве ключевого признака власти выступает ответственность за все совершаемые действия и принимаемые решения. Основным ее назначением является ежедневное администрирование в соответствии с законом для обеспечения и защиты свобод и интересов населения.
  5. Ввиду того, что в качестве одной из задач госуправления выступает планирование, оно входит в задачи исполнительной власти.

понятия государственное управление и исполнительная власть

Основные направления

Органы исполнительной власти государственного управления субъектов Федерации реализуют различные задачи. Среди основных из них следует выделить функции:

  1. Обеспечения соблюдения конституционных положений в стране.
  2. Исполнительную. Она связана непосредственно с реализацией конституционных и законодательных положений.
  3. Правозащитную. Эта задача предполагает соблюдение и охрану свобод и интересов человека и гражданина.
  4. Общественно-экономическую. Она предусматривает формирование надлежащих условий для развития строительства, административно-политического, социально-культурного управления.
  5. Нормотворческую. Уполномоченные органы принимают правовые акты в рамках своей компетенции.
  6. Охранительную. Эта функция означает, что уполномоченные структуры наделяются возможностью применять к организациям и гражданам меры административного воздействия при нарушении ими требований законодательства.

Распорядители

Исполнительная власть реализуется:

  1. Регионами страны. Ими являются области и края, автономные в том числе, республики, города фед. значения.
  2. Российской Федерацией.

В рамках взаимодействия с уполномоченными институтами все субъекты равноправны между собой.

социальное управление государственное управление исполнительная власть

Заключение

Соотношение исполнительной власти и государственного управления, таким образом, выступает в качестве необходимого элемента анализа сущности каждой из категорий. В настоящее время используется множество разных подходов к данному вопросу. В рамках каждого из них понятия раскрываются с различных сторон.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Социальное управление - вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления: существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности; направлено на достижение определенной управленческой цели; характеризуется наличием субъекта и объекта управления; субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться

в соответствии с указаниями субъекта; реализуется в рамках определенного механизма. Виды

социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом). Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект. Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач. Только у нас

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников. Стадии процесса управления: анализ управленческой ситуации; выработка и принятие решения; организация и исполнение решения; контроль выполнения решения; подведение итогов, внесение корректив.

Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь государственной власти. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов в общественном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно охарактеризовать как подсистему в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

Исполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. государственное управление по своему назначению

представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого

практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть

является по существу политико-правовой категорией, в то время как

государственное управление — организационно-правовой.

Следовательно, государственное управление практически осуществляется в

рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения

властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной

власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев

государственного аппарата, в настояшее время именуемых исполнительными

органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В

подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-

распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации

исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное

Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она

призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий,

реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой

Юриспруденция

Похожие материалы

  • Система исполнительной власти в РФ
  • Право на обращение в органы публичной администрации (власти).
  • Органы исполнительной власти в РФ. Понятие и виды
  • Правовой статус органов исполнительной власти.
  • Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно правовые формы деятельности.
  • Система федеральных органов исполнительной власти: понятие и общая характеристика, структура.
  • Система органов исполнительной власти субъектов РФ
  • Президентский и Парламентский контроль в сфере исполнительной власти
  • Правовое положение, подведомственность и виды органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях
Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).

Деление государственной власти на три ветви.

Единая государственная власть делится на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. Все эти ветви власти самостоятельны , но они самостоятельны только в пределах тех функций и полномочий, которыми эти ветви власти наделены. Вернее надо было бы говорить об относительной самостоятельности , т.к. "они произрастают из единого древа государственной власти". Эти ветви государственной власти взаимосвязаны. Законодательная власть активно воздействует на исполнительную власть, в свою очередь исполнительная власть взаимодействует с законодательной. Судебная власть активно воздействует на исполнительную, отменяя в соответствующих случаях нормативные акты. Таким образом, вывод: абсолютной самостоятельности ветвей власти (исполнительной власти, в том числе) не может быть и эти власти активно взаимодействуют, не подменяя друг друга.

Исполнительная власть как ветвь власти.

Исполнительная власть имеет свое субъектное выражение, т.е для реализации в жизнь этой исполнительной власти, государство образует специальные органы исполнительной власти.

Исполнительная власть в РФ. Административное право. Ответ.

Эти органы исполнительной власти наделены юридически властными полномочиями, потому что они выражают государственно-правовой интерес. Если нет полномочий, то органы не смогли бы руководить различными сферами жизни человека и общества.

Исполнительная деятельность это подзаконная деятельность, т.е. они действуют во исполнении закона, претворять их в жизнь.

Исполнительная власть - политико-правовая категория. Нужно, чтоб бы была организована исполнительная власть, нужна форма. А государственная власть есть организационно-правовая категория.

Государственная власть понятие более широкое, чем исполнительная власть. Именно в рамках государственной власти функционирует исполнительная власть, в лице органов исполнительной власти.

Характеристика исполнительной власти:

1) Исполнительная власть в Российской Федерации представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны;

2) Исполнительная власть самостоятельна, но только в функциональнокомпетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственновластных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;

3) исполнительная власть - это непременный атрибут государственновластного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственноправовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований;

4) как и любое другое проявление властных полномочий, у исполнительной власти в Российской Федерации есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что исполнительная власть реализуется в отношении к различным (коллективным или индивидуальным) элементам государственноорганизованного общества, т.е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера;

5) исполнительная власть в РФ, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть сущностное выражение таковой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, т.е. категория базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственновластной деятельности;

6) исполнительная власть выражается в особом виде государственной деятельности и по своей сути правоприменительна. Это ее принципиальное качество и назначение. Для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т.е. прямое исполнение требований законодательства прежде всего в целях организации нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т.п.;

7) исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственновластном механизме органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти. Следовательно, исполнительная власть приобретает динамические качества через деятельность таких государственных органов, которые могут характеризоваться в качестве субъектов исполнительной власти. Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность. Из ст. 77 Конституции РФ вовсе не вытекает вывод о том, что единая система органов исполнительной власти и есть сама исполнительная власть. Она получает свое выражение в практической деятельности органов исполнительной власти;

8) исполнительная власть в Российской Федерации характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, уголовноисполнительные учреждения и др. (спорный вопрос, т.к. армия и милиция, фсб и др. подведомственны Президенту; которого, в свою очередь, к исполнительной власти относить некорректно);

9) в процессе реализации исполнительная власть выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, что, вопервых, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; вовторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.

Изложенные положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления.

Единая основа исполнение. Она в равной мере характеризует как исполнительнораспорядительную деятельность (т.е. государственное управление в его "старом" понимании), так и деятельность по реализации исполнительной власти. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени категория политикоправовая, в то время как государственное управление организационноправовая.

Следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" более широкое, нежели понятие "исполнительная власть". Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственновластных полномочий, реализуемых в процессе государственноуправленческой деятельности. В то же время государственное управление это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Последняя, по существу, составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственной организации либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.

Читайте также: