Что представляет общецивилизационный подход к рассмотрению государства и права
Обновлено: 16.05.2024
Типология государств — это научно обоснованная классификация государств по типам, критериями которой служат общие закономерности возникновения, развития и существования.
Государство является основополагающим институтом, который обеспечивает воспроизводство и стабильность общества, его основных сфер жизнедеятельности (правовой, политической, экономической, культурной и т.д.), является ведущим фактором эволюции общества. На каждом эволюционном этапе развития общественной системы институт государства менялся, изменялись социальная роль, сущность и назначения политико-правового института.
Типология государства — это своеобразный исторический срез государств, обладающих определенными, значительными для характеристики общественной жизни признаками. Эти признаки обязательно затрагивают различные сферы человеческой деятельности: экономику, право, религию, этику и др. При исследовании института государства для применения той или иной типологии нужен всесторонний анализ всего массива экономической, правовой, религиоведческой, психологической информации.
За всю историю существования политических и правовых учений выдвигались различные подходы к типологизации института государства. Сущность государства рассматривалась в контексте многочисленных мировоззренческих позиций, интересов конкретных классов, слоев, политической идеологии. На современном этапе существуют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
Цивилизационный подход является более универсальным. При классификации государств в нем учитываются факторы развития не только самих государств, но и общества. Основным критерием классификации является тип культуры, включающий разные культурные факторы. В настоящее время цивилизационный подход находится на стадии формирования и развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Зарождение и развитие цивилизационного подхода
Предпосылки для формирования цивилизационного подхода в типологии государств положили работы историков и мыслителей: Ю.В. Кузьмина, Е.М Жукова, М.А. Барга, Е.Г. Плимака, Ю.М. Бородая и др. В цивилизационном подходе в качестве типологических критериев выделяют разные цивилизационные факторы: культура и дух народа, язык, религия и т.д.
Цивилизационный подход позволяет оценить историю человечества, степень развитости конкретной страны более широко и объемно, чем формационный подход, раскрыть государство со стороны таких понятий, как культура общества и его духовность. Цивилизационный подход рассматривает развитие государства через духовные начала, формирование всей социальной системы вокруг этих начал.
Типологизация государства основывалась на критериях исторического развития, к числу которых относятся:
- национальный и политический суверенитет;
- единство языка, объединяющее этнос и племя;
- характер взаимодействия разных культурно-юридических типов посредством завоеваний, интеграции, колонизации, заимствования достижений;
- свободное многокультурное общество;
- период возникновения и становления цивилизационного образования проходит всегда дольше культурного развития.
В современной юридической науке в построении типологии государств осуществляется совместное применение формационного и цивилизационного подходов без их противопоставления.
Особенности цивилизационного подхода
В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с обязательным учетом культурных, духовных, религиозных, психологических, нравственных и национальных факторов общественного развития.
Цивилизация — это локальное и замкнутое состояние общества, для которого характерно единство географических, этнических и религиозных признаков.
В зависимости от этого выделяют разные цивилизации:
- западную;
- китайскую;
- египетскую;
- мексиканскую;
- арабскую;
- иранскую;
- православную и т.п.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность тем государствам, которые существуют в ее рамках.
Теорию круговорота сменяющих друг друга локальных и замкнутых цивилизаций обосновал А. Тойнби. В соответствии с этой теорией возникновение, интенсивное развитие, рост, изменение, надлом и разложение происходит внутри отдельной цивилизации, а не в рамках мирового общественного процесса. Движущей силой круговорота цивилизаций является творческая элита, увлекающая за собой большинство.
При цивилизационном подходе недостаточно анализируются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны. Представители данного подхода, выделяя в качестве признаков цивилизаций значительное количество духовных факторов, дают типологию не столько государства сколько общества. Государство — это только политическая часть общества, обладающая собственной природой, для которой характерны собственные параметры, не совпадающие с критериями общества, как более объемного и широкого понятия.
Читайте также: