Государственно правовые признаки беларуси как суверенного государства

Обновлено: 05.07.2024

25 августа 1991г. Декларации был придан статус Конституционного закона.

Декларация характеризует Беларусь как суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нации, ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы.

Согласно ст.3 Декларации, государственный суверенитет утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета белорусского государства. Они включают в себя самостоятельность и полноту государственной власти; право народа владеть землей, ее недрами, другими природными ресурсами; верховенство Конституции и законов на территории страны; разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти, право граждан на национальные, культурные и исторические ценности и т.д.

Основные идеи Декларации о государственном суверенитете получили закрепление в законах и Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994г. В ст.12 Декларации подчеркнуто, что Положения настоящей Декларации реализуются Верховным Советом Республики Беларусь путем принятия новой Конституции (Основного Закона) Республики Беларусь, законов Республики Беларусь.

§ 3. Государственно-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь и гарантии его осуществления

Принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, как уже отмечалось ранее, положило начало строительства суверенитета Беларуси. Та же Декларация наметила основные политико-правовые признаки суверенитета Республики Беларусь, которые и сегодня выделяют как основополагающие.

Для государственного суверенитета Республики Беларусь характерны следующие признаки:

Верховенство, единство и независимость государственной власти (хотя некоторые ученые выделяют данный признак как принцип существования государственного суверенитета);

Наличие своей территории;

Наличие собственного гражданства;

Наличие собственных Вооруженных Сил;

Наличие собственной финансово-кредитной системы;

6. Наличие государственного языка;

7. Наличие государственных символов;

8.Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества.

Рассмотрим эти признаки.

Верховенство, единство и независимость государственной власти. Об этом признаке государственного суверенитета уже говорили выше.

Наличие и единство территории.

Территорией государства является суша, внутренние воды, воздушное пространство в пределах государственной границы, а также территориальные воды (открытое море на расстоянии 12 миль от берега).

Границы государства - проложенные в действительности или воображаемые линии на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

Наличие собственного гражданства.

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Указом Президента от 17 ноября 1994 г. № 209 было утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и создана при Президенте Республики Беларусь Комиссия по вопросам гражданства.

Наличие собственных Вооруженных Сил.

В соответствии со статьей 57 Конституции Республики Беларусь: «Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Защита белорусского государства является конституционной обязанностью граждан Республики Беларусь. Эта обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Воинская обязанность представляет собой обязанность граждан Республики Беларусь, которая устанавливается в целях создания и постоянного функционирования системы мероприятий, обеспечивающих защиту Республики Беларусь, прохождение гражданами воинской службы, подготовку военнообязанных к вооруженной защите государства.

Воинская служба - это особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь. При этом военная служба является основным видом воинской службы, заключающимся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований. Воинская служба может осуществляться по призыву или по контракту.

Наличие собственной финансово-кредитной системы.

Финансово-кредитная система представляет собой совокупности взаимоувязанных между собой систем - бюджетной, банковской, а также включает финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий учреждений, организаций и граждан.

Одним из составных элементов финансово-кредитной системы является бюджетная система, в которую включаются республиканский и местные бюджеты.

Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства (ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008г. № 412-З (с изм. и доп.) (далее – Бюджетный кодекс)).

Государственный бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства.

Государственные органы в соответствии с их компетенцией осуществляют бюджетное планирование и бюджетное регулирование.

Бюджетное устройство Республики Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

Деятельность финансово-кредитной системы Республики Беларусь в основных своих положениях регулируется Бюджетным кодексом.

Наличие государственных символов.

Государственные символы являются обязательным атрибутом суверенного государства.

Граждане Республики Беларусь, а также находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважительно относиться к Государственному флагу Республики Беларусь, Государственному гербу Республики Беларусь и Государственному гимну Республики Беларусь.

Государственный флаг - один из основных символов государства, его официальный отличительный знак, эмблема.

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из 2 горизонтальных цветных полос: верхней — красного цвета и нижней — зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета составляет 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине — 1:2. К древку вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага. Государственный флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка — 1:3.

Государственный флаг Республики Беларусь поднимается или устанавливается (постоянно): на здании резиденции Президента Республики Беларусь; на здании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и на здании Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; на здании Совета Министров Республики Беларусь; на зданиях органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и иных государственных органов, подчиненных Президенту Республики Беларусь; на зданиях республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь; на зданиях Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, органов прокуратуры Республики Беларусь, учреждений Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов; на зданиях и территориях дипломатических представительств (включая резиденции глав дипломатических представительств), консульских учреждений, представительств Республики Беларусь при международных организациях, а также специальных миссий Республики Беларусь — в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола, законами, правилами и обычаями государства пребывания.

Государственный герб - официальный символический отличительный знак, эмблема государства, изображаемая на бланках и печатях государственных органов, денежных знаках и др.

Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте.

Государственный гимн — торжественная песня программного характера, прославляющая страну, государство, важнейшие исторические события, национальных героев.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины — без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, — в соответствии с законодательством Республики Беларусь). Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь при проведении Республикой Беларусь официальных мероприятий на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел Республики Беларусь, законами, правилами и обычаями государства пребывания.

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкальное поэтическое произведение на музыку Н. Соколовского и слова М. Климковича, В. Каризно.

Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

В принятой 15 марта 1994 г. Конституции первоначально определялось, что белорусский язык является государственным языком, на котором в обязательном порядке должны были публиковаться нормативные акты и другие официальные материалы, вестись работа во всех государственных органах, осуществляться официальное делопроизводство. Однако, в результате проведенного 14 мая 1995 г. референдума, на котором принявшие в нем участие избиратели высказались за придание русскому языку равного статуса с белорусским, появилась необходимость корректировки Конституции и текущего законодательства. В действующей редакции Конституции (после референдума 24 ноября 1996г.) появилась запись о государственности двух языков - белорусского и русского (ст. 17 Конституции Республики Беларусь).

Каждому гражданину гарантируется его неотъемлемое право на пользования национальным языком, воспитание и получение образования на белорусском либо русском языке.

В средствах массовой информации используются белорусский и русский язык. При этом и в государственных средствах массовой информации должен быть обеспечен баланс использования двух языков.

Нарушение требований Закона, а также надругательство над государственными символами влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества.

Историко-культурное наследие народа Республики Беларусь, созданное им является его достоянием, неотъемлемой частью достижения мировой цивилизации. Ее духовные, художественные и документальные ценности создают необходимые условия духовного, интеллектуального и экономического развития общества. Идентификация, охрана, сохранение, популяризация, передача поколениям историко-культурных ценностей является святой обязанностью государства, делом чести ее гражданина.

Историко-культурными ценностями являются наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства. Законодательством предусматривается классификация историко-культурных ценностей, учет и охрана историко-культурного наследия.

Также к признакам суверенитета относятся:

наличие собственной республиканской экономической базы. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государственного назначения;

наличие собственной избирательной системы, права проводить республиканские и местные референдумы:

- в них могут участвовать только граждане Республики Беларусь;

- финансирование выборов и референдумов со стороны иностранных организаций и отдельных физических лиц иностранного государства запрещается;

собственный спектр прав и обязанностей, определенных Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь. Республика Беларусь предоставляет определенные права иностранным гражданам и требует от них выполнения определенных обязанностей;

наличие возможности предоставления убежища преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (без автоматического предоставления гражданства);

наличие в Республике Беларусь своих наград:

обладание международной правосубъектностью.

Международным сообществом выработаны принципы цивилизованных отношений между государствами, которых они придерживаются (Например, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 24 декабря 1970г.).

Важнейшим элементом конституционно-правового статуса Республики Беларусь как суверенного государства является защита суверенитета и территориальной целостности Отечества. Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности.

Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.

Организационные гарантии — создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности.

Юридические и правовые гарантии — это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений, заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права.

Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь, Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обязан обеспечивать политическую экономическую стабильность, преемственность, взаимодействие органов государственной власти; наличие Парламента, Совета Министров, местных органов управления и самоуправления и других государственных органов; наличие в республике системы судов, в том числе Конституционного, призванных гарантировать истину, в том числе сохранять суверенитет Республики Беларусь.

Экономические и материальные гарантии суверенитета Республики Беларусь: создание экономических предпосылок для стабильно работающей экономики; наличие определенной территории; наличие природных ресурсов; профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности; право народа владеть землей, ее недрами, другими природными ресурсами; верховенство Конституции и законов на территории страны.

Политические гарантии. Демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. При этом согласно ст. 4 Конституции, идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Также можно выделить дипломатические гарантии суверенитета нашего государства:

-наличие собственных дипломатических представительств, консульств;

-республиканское представительство Республики Беларусь в международных организациях;

-право заключать международные соглашения с зарубежными странами.

Таким образом, признаками суверенитета можно назвать основополагающие начала, на которых базируется суверенитет государства, а гарантиями суверенитета выступают разнообразные материальные, организационные, правовые, политические, экономические и дипломатические условия, делающие возможным существование независимого государства. Другими словами признаки – это то, на чем базируется суверенитет, а гарантии – условия, при которых суверенитет осуществляется.

Процесс оформления государственного суверенитета — политической независимости и самостоятельности государства во внутренней и внешней политике, не допускающей иностранного вмешательства, — связан с принятием Декларации о государственном суверенитете БССР 27 июля 1990 г. В ней БССР провозглашалась суверенным государством. Дата принятия этой Декларации являлась Днем Независимости Республики Беларусь (Днем Республики) до референдума 1996 г.

Между девятью республиками СССР велись переговоры о принятии нового Союзного договора. В марте 1991 г. на референдуме — всенародном голосовании — 76,4 % от количества граждан СССР, принимавших участие в голосовании, высказались за сохранение Союза. В БССР за сохранение Союза ССР проголосовало 82,7 % населения.

Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. принял постановление, которое расторгло Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., и провел ратификацию (придал юридическую силу путем утверждения) Соглашения о создании СНГ. В состав СНГ вошло 11 стран (бывшие союзные республики, кроме Грузии и трех Прибалтийских республик). Центром СНГ была определена столица Беларуси город Минск.

Принятие Конституции и введение института президентской власти. Для преодоления кризиса, связанного с распадом СССР, необходимо было определить модель будущего общественного и политического устройства Республики Беларусь, которая являлась парламентской республикой. Введение в Республике Беларусь в 1994 г. президентской формы правления положило начало новому этапу правового оформления государственного суверенитета. Согласно Конституции, принятой 15 марта 1994 г., Республика Беларусь была провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством. Согласно Конституции Верховный Совет Республики Беларусь являлся высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Главой государства и исполнительной власти стал Президент Республики Беларусь. Его полномочия включали важнейшие вопросы жизнедеятельности страны: защиту суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечение политической и экономической стабильности, сохранение прав и свобод граждан.

В 1994 г. состоялись президентские выборы на альтернативной основе, которые стали первыми демократическими выборами в новейшей истории Беларуси. В результате после второго тура первым Президентом Республики Беларусь был избран А. Г. Лукашенко. За него проголосовало 80,3 % избирателей.

Важную роль в процессе правового оформления государственного суверенитета сыграл республиканский референдум, проведенный по инициативе Президента 14 мая 1995 г. Президент получил поддержку граждан по всем четырем вопросам, вынесенным на общенародное обсуждение: о придании русскому языку статуса, равного с белорусским; об установлении новых Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь; об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., позволяющих Президенту досрочно прекратить полномочия Верховного Совета в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

3. Государственная символика Республики Беларусь. Верховный

Совет Белорусской ССР 19 сентября 1991 г. в результате голосования

Ежегодно во второе воскресенье мая в нашей стране отмечается День Государственного флага и Государственного герба. 9 Мая вместе с Государственным флагом поднимается красный флаг —символ Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В 1995 г. были утверждены государственные награды Республики Беларусь, в том числе Положения о звании Героя Беларуси, орденах Отечества, Франциска Скорины. Первым Героем Беларуси стал в 1996 г. военный летчик В. Карват. Ценой собственной жизни он отвел горящий самолет от д. Большое Гатище Барановичского района и спас жизни многих людей.

YouTube
Instagram

Духовные ценности порой не менее важны, Чем экономика и безопасность В этом году наша страна отмечает юбилей — 25 лет независимости. Предтечей этого события стало принятие Верховным Советом БССР, 27 июля 1990 года, Декларации о государственном суверенитете, а в августе 1991 года этот документ получил статус конституционного закона. Тогда еще никто не предполагал, что менее чем через четыре месяца с карты мира исчезнет Советский Союз и Беларусь отправится в самостоятельное плавание. Что сыграло определяющую роль в этом процессе — объективные или субъективные факторы? На чем был основан выбор белорусской модели развития в 1990-е годы и от чего сегодня зависит наш суверенитет? Об этом рассуждают директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция”, политолог Александр Шпаковский, философ, главный редактор портала IMHOclub.by Алексей Дзермант и эксперт “Либерального клуба” Вадим Можейко.



“НГ”: На протяжении столетий Беларусь входила в состав разных государственных образований: ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи, СССР. Но лишь в 1991 году мы стали независимы. Что это в большей степени — случайность или закономерность?


Это результат определенных исторических процессов. Государственность на нашей земле появилась еще в X веке в виде Полоцкого княжества, а позднее Туровского. Затем эта государственная традиция была продолжена в Великом Княжестве Литовском, основу которого составляли белорусские земли, и в Речи Посполитой, которая на самом деле была не польским государством, а все-таки общим делом двух народов — союзом “короны” и “княжества”. Поэтому независимость Беларуси — это результат длинного исторического пути нашего народа. Если обратиться к новейшей истории, то стоит добавить, что суверенная Беларусь стала правопреемником БССР, прекратившей свое существование с распадом Советского Союза.


И ВКЛ, и Речь Посполитая — это исторические этапы становления государственности на наших землях. Дело в том, что нация — это современное явление. А ВКЛ было очень пестрой донациональной формой, ему была присуща раздробленность, даже народ наш называли по-разному: “русины”, “тутэйшыя”, “полешуки”, “литвины”. С одной стороны, предпосылки создания современной белорусской нации возникли лишь в конце XIX века, когда в силу разных влияний, прежде всего российской этнографии, белорусов стали описывать как самобытную часть русского общества. С другой — это влияние польских этнографов, которые видели корни белорусов исключительно в Речи Посполитой и ВКЛ.

Что касается обретения независимости, то этот процесс называют случайным потому, что распад СССР никто из крупных экспертов тогда не предсказывал. События разворачивались стремительно. Но они могли развиваться и по другому сценарию, и тогда результат был бы иным. Не будем забывать, что на референдуме в марте 1991 года подавляющее большинство граждан проголосовало за сохранение СССР. Закономерность же состояла в том, что после распада Союза у Беларуси иного пути, кроме как выстраивать новую государственность на основе БССР, не было.


С одной стороны, распад СССР был совершенно исторической закономерностью.

С другой — мы не видели в Беларуси такой борьбы за независимость, как, например, в странах Балтии. И это, конечно, наложило свой отпечаток на последующую историю, потому что то, что легко достается, меньше ценится, чем то, что досталось в тяжелой борьбе. Да, нам удалось в отличие от других постсоветских республик избежать межнациональных конфликтов, территориальных споров, гражданских войн. Но такой терпимости, умения понимать людей с другой верой, культурой нам сегодня, мне кажется, очень не хватает в политике, экономике, где также надо учиться воспринимать разные взгляды. Очень важно уметь балансировать и находить здоровое равновесие интересов. В этом смысле для нас сегодня важно поддерживать хорошие отношения со всеми соседями, использовать передовой опыт в экономических реформах.

А. Д.: Этот выбор проистекал из самой структуры нашей экономики. Шаг в Евросоюз означал бы уничтожение крупного промышленного производства, которое до сих пор является фундаментом, на котором можно строить наше будущее. Ведь в Центральной и Восточной Европе только считанные страны, которые первыми встали в очередь в Евросоюз, например, Чехия, Польша или Эстония, смогли выторговать для себя уступки и преференции. Но это, скорее, исключение. Правило же — это история Болгарии, Румынии, Литвы, которые были вынуждены полностью и безоговорочно принять условия Брюсселя.

Наше главное достижение в том, что мы не поддались искушению ломать все и вся и пойти по крайне болезненному для народа пути шоковой терапии. А ведь многие уже тогда потирали руки в надежде крупно поживиться за счет собственности, созданной трудом всего народа. Беларусь выбрала путь эволюционных преобразований, и он себя оправдал. Это помогло удержать страну от развала и анархии, от разбоя, беззакония и олигархического беспредела.

Он гораздо шире наших потребностей, поэтому на первых порах крайне важно было сохранить кадры, научный потенциал, поддерживать предприятия, не позволить людям погрузиться в нищету, люмпенизироваться. Затем следовало укрепить имеющуюся базу, максимально восстановить промышленную кооперацию на постсоветском пространстве. Эти задачи в значительной степени решены. Сейчас надо думать о том, каким станет будущее экономики. На мой взгляд, не стоит отбрасывать опыт социальной белорусской модели. Некоторые экономисты в погоне за рыночными показателями, либеральными ценностями готовы забыть о малоимущих гражданах, пенсионерах, людях, которые строили страну. Можно сэкономить на других вещах, но людей, нуждающихся в социальной поддержке, обижать нельзя.

В. М.: Успешность того или иного пути познается в сравнении. Стоит посмотреть на экономику и уровень жизни Беларуси или Украины, которые долгое время оставались в советском виде, и, например, на состояние дел в Литве, Эстонии, сделавших европейский выбор. Что же касается социальной сферы, то сегодня мы видим, что повышение пенсионного возраста, рост тарифов на ЖКХ и так далее становятся неизбежными и в Беларуси. От этого государству никуда не деться. Вот только рыночных преобразований, которые могли бы обеспечить будущий рост, перед этим так и не произошло.

“НГ”: От чего зависит наш суверенитет сегодня? Реально ли вообще говорить о сохранении независимости в то время, когда в мире набирают силу процессы глобализации? Не размывают ли они принцип суверенитета?

А. Ш.: Система международных отношений суверенных государств сложилась еще со времен Вестфальского мира в 1648 году. Ее основные принципы: приоритет национального интереса, принцип суверенитета, баланса сил и международного права. К сожалению, Вестфальская система, как и более поздняя Версальская, в той или иной мере утопичны, поскольку отражали стремление человечества к справедливости, независимости, невмешательству во внутриполитические дела. Однако реальность более сурова. Конкуренция, борьба за ресурсы, рынки сбыта, геополитическое влияние никуда не исчезли, а только нарастают. Ни вестфальские договоренности, ни сегодняшняя ООН не в состоянии до конца решить проблемы, стоящие перед международным сообществом.

Сегодня суверенитет понимается несколько иначе. А именно как степень участия, влияния того или иного государства в наднациональных интеграционных образованиях, уровень его технологического, экономического и военного потенциала.

Еще Наполеон предупреждал: кто не желает кормить своих солдат, будет кормить чужих. Поэтому независимость страны основывается в том числе на способности отстоять свои границы и свои интересы. Для этого нужна современная, сильная, мобильная армия как фактор сдерживания. И, конечно, эффективная экономика, научно-технический потенциал. Если сумеем включить свою индустрию в мировые производственные цепочки, в том числе через интеграцию с ЕАЭС и ЕС, значит, будем суверенными.

А. Д.: Суверенитет — это не икона, на которую надо молиться. Это, скорее, инструмент, позволяющий самостоятельно определять свою политику, экономическую стратегию, выбирать союзников и так далее. Кроме того, нам необходимо иметь некое свое послание городу и миру, свой особенный цивилизационный национальный код. Тем самым мы демонстрируем всем, что нам бесполезно что-то навязывать, диктовать, потому что у нас есть свои ценности, своя история и свои смыслы.

Здесь большая роль принадлежит философии, тем людям, которые в состоянии разработать и предложить обществу этот цивилизационный код нации, систематизировать и обосновать ценностные ориентиры. Если ограничиваться одной экономикой, не уделять внимание развитию национальной школы философии, государство рискует просто исчезнуть, уступив место, например, транснациональной корпорации, для которой важна только прибыль.

В. М.: На мой взгляд, духовные ценности, национальная культура, так называемая мягкая сила порой действительно важнее экономических или военных преимуществ. Опыт многих стран показывает, что попытки использовать грубую силу в конечном счете не приводят к хорошим результатам. Можно кого-то завоевать, но если люди будут иметь прочный духовный стержень, сильную веру в свое наследие, понимать, насколько для них важны свобода, своя история, эти завоевания никогда не будут прочными. В этом смысле политика мягкой белорусизации, которая сегодня проводится, очень правильная по своей сути и позволяет нам не запутаться в глобальных сетях, не потерять себя.

Геополитическая ломка сложившейся картины мира, военные конфликты в Украине, на Ближнем Востоке — все это ярко иллюстрирует то, насколько важно заботиться не только об армии, экономике, но и о культуре. Это важнейший элемент национальной идентичности, позволяющий сохранить независимость государства.

Читайте также: