Удостоверение гражданина подлежащего призыву на военную службу что это

Обновлено: 18.05.2024

Военно-учетный работник обязан:

1. Твердо знать и строго выполнять все руководящие документы по учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее- ГПЗ) и призывников.

2. Систематически проводить разъяснительную работу среди ГПЗ и призывников по соблюдению ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, информировать их об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

3. При приеме на работу женщин в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.

4. Своевременно вносить в личные карточки ГПЗ и призывников сведения об изменении семейного положения, адреса места жительства, образования, специальности, занимаемой должности (тарифного разряда), а также об изменении состояния здоровья и сообщать об этом в военный комиссариат в 2-недельный срок.

5. О всех ГПЗ и призывниках при приеме на работу или увольнении с работы сообщать в военные комиссариаты по месту учета в 2-недельный срок.

6. Направлять в 2-недельный срок по запросам отдела военного комиссариата необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

7. Представлять ежегодно, в сентябре, в отдел военного комиссариата списки граждан мужского пола 15-16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

8. Ежегодно, в соответствии с утвержденным руководителем организации графиком, сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета ГПЗ и призывников, работающих в организации. Во всех случаях приема военных билетов от ГПЗ выдавать им расписки.

9. Ежегодно, в соответствии с графиком сверки отдела военного комиссариата, сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета военного комиссариата или органов местного самоуправления.

10.В 5-дневный срок возвращать гражданам военные билеты, взятые на сверку под расписку.

11.Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат или орган местного самоуправления и обеспечить их своевременную явку в места, указанные военным комиссариатом.

12.В 10-дневный срок со дня приема на работу, а принятым с испытательным сроком в течение 7 дней по окончании испытательного срока, оформить отсрочки от призыва (Ф-4) на всех ГПЗ, которые подлежат бронированию.

13.В 5-дневный срок письменно сообщить в военкомат об аннулировании отсрочек от призыва ГПЗ при изменении должности и т.д. с указанием даты и причины аннулирования предоставленной отсрочки от призыва. Погасить удостоверения Ф.№4, которые были оформлены этим ГПЗ, и аннулировать отметки в личных карточках о зачислении ГПЗ на спецучет. Сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (ф.№13).

14.В 5-дневный срок выслать извещения о зачислении забронированных ГПЗ на спецучет в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете.

15.Выдать удостоверения об отсрочке от призыва под расписку в ведомости формы №9а гражданам, убывающим в служебную командировку, в отпуск, на учебу или для лечения на срок свыше 3-х месяцев, на время выезда.

16.В 10-дневный срок внести изменения (должности, квалификации или военно-учетных признаков) в удостоверения (форма №4) и представить их в военный комиссариат.

17.Изменения в удостоверения об отсрочке от призыва (форма №4) вносятся не более 2-х раз.

18.Один раз в год к 1 ноября направлять в ОВК списки (форма №14) на бронирование студентов, аспирантов предпоследнего, последнего курсов, обучающимся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, списки аспирантов (докторантов) научно-исследовательских, конструкторских, проектных и других организаций независимо от возраста, воинского звания, состава, профиля и ВУС.

19.Испорченные бланки об отсрочке от призыва (форма №4) организациями не уничтожаются, а погашаются и не реже 1 раза в квартал сдаются в военный комиссариат для уничтожения.

20.В сроки, указанные вышестоящим органом, ежегодно представлять отчет по форме 6 и карточку учета организации (форма №18).

21.При увольнении с работы представлять акт приема-сдачи бланков спецучета Ф-4 в военкомат.

22.При убытии в отпуск (командировку) бланки спецучета передавать только по акту, на основании приказа по организации.

Последовательность оформления отсрочки от призыва по мобилизации

1. Заполнить личную карточку (ф.№Т-2) на работника.

2. Определить на основании данных воинского учета по ф.№Т-2 и Перечня должностей и профессий, подлежащих бронированию (далее-ПДП), подлежит ли работник бронированию.

3. Получить у работника, подлежащего бронированию, военный билет под расписку (Ф.№12).

4. Заполнить удостоверение об отсрочке от призыва и извещение о зачислении на специальный воинский учет (Ф.№4) и в 10-дневный срок оформить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Требования к заполнению бланка спецучета Ф.№4

- заполняется чернилами (пастой) одного цвета, никаких подчисток и помарок не допускается. По согласованию с военными комиссариатами при наличии соответствующего программного обеспечения удостоверения и извещения разрешается заполнять на средствах вычислительной техники. Все изменения вносятся чернилами (пастой) и заверяются подписью должностного лица и гербовой печатью. При этом изменения допускается вносить не более 2-х раз:

- домашний адрес и наименование военного комиссариата, где гражданин состоит на воинском учете, заполняются карандашом;

5. Подписать и заверить гербовой печатью организации заполненные бланки извещений Ф.№4.

6. Доставить в военный комиссариат по месту нахождения организации заполненные бланки Ф.№4, личные карточки Т-2 и военные билеты сдать их под расписку в книге (Ф.№11) учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (при необходимости копии документов, подтверждающие ученую степень, ученое звание и т.п.).

7. Получить в военном комиссариате оформленные удостоверения Ф.№4 (и извещения для отправки в военкоматы, где забронированные ГПЗ состоят на воинском учете ), военные билеты и личные карточки ф.№Т-2 и расписаться в книге Ф.№11. Оставить извещения на граждан, состоящих на воинском учете в данном военном комиссариате.

8. Выслать в 5-дневный срок извещения в военный комиссариат по месту жительства гражданина.

9. Сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (Ф.№13) об израсходовании извещений.

11. Разложить удостоверения (Ф.№4) об отсрочке по структурным подразделениям, а также по алфавиту и в порядке, обеспечивающем возможность быстрейшего вручения.

12. Возвратить в 5-дневный срок полученные от граждан документы (военные билеты), а они возвращают расписки (Ф.№12).

Не бронируются:

уволенные с военной службы в запас 1 разряда - в течение 5 лет пребывания в запасе 1 разряда. Исключение – организации оборонной промышленности, энергетики, транспорта и связи: постановления МВК от 21.03.95 №23 и от 18.12.01 №213 – о распространении на принятые взамен прежних ПДП положения, что бронирование ГПЗ 1 разряда не зависит от длительности пребывания в запасе.

не прошедшие по каким-либо причинам военную службу и зачисленные в запас - до достижения ими 27-летнего возраста;

пребывающие в запасе и работающие в организациях водителями автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов, дорожно-строительной, подъемно-транспортной техники и других машин и механизмов, предназначенных по нарядам военного комиссариата для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования;

пребывающие в запасе и предназначенные для укомплектования воинских частей и команд, отнесенных к команде с номером "300";

пребывающие в запасе и предназначенные в специальные формирования и работающие в организациях, на которые мобилизационными заданиями возложено создание специальных формирований.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Рядовые (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы):

1 разряд - до 35 лет;

2 разряд - до 36-45 лет;

3 разряд - до 46-50 лет

и женщины до 45 лет.

1 разряд: младшие офицеры - до 45 лет;

майор, подполковник - до 50 лет;

полковник - до 55 лет;

высшие офицеры - до 60 лет;

2 разряд: младшие офицеры - до 50 лет;

майор, подполковник - до 55 лет;

полковник - до 60 лет

высшие офицеры - до 65 лет;

3 разряд: младшие офицеры - до 55 лет;

майор, подполковник - до 60 лет;

женщины - до 50 лет

Женщины независимо от возраста состоят в запасе 3 разряда: рядовые, сержанты, прапорщики - до 45 лет, офицеры - до 50 лет;

Категории годности граждан к военной службе по состоянию здоровья

Установлены категории:

А - годен к военной службе.

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

В - ограниченно годен к военной службе.

Г - временно не годен к военной службе.

Д - не годен к военной службе.

Категории запаса

Установленный МО РФ показатель воинского учета солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов запаса, характеризующий продолжительность военной службы и степень обученности.

1 категория запаса

- прослужившие на военной службе не менее одного года, а участники боевых действий - независимо от срока службы;

- окончившие учебное подразделение;

- прошедшие военные сборы общей продолжительности не менее 3 мес.

2 категория запаса

- прослужившие на военной службе менее одного года;

- граждане не проходившие военную службу;

- граждане женского пола

Порядок формирования картотеки личных карточек формы № Т-2 в организациях

Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, строится по алфавиту.

1 раздел- личные карточки на офицеров запаса: спецучет и общий учет;

2 раздел- личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса: спецучет и общий учет;

3 раздел- личные карточки на женщин, пребывающих в запасе: спецучет и общий учет;

4 раздел- личные карточки на призывников.

5 раздел- личные карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания (строится по командам, партиям)

Военно-учетный работник обязан:

1. Твердо знать и строго выполнять все руководящие документы по учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее- ГПЗ) и призывников.

2. Систематически проводить разъяснительную работу среди ГПЗ и призывников по соблюдению ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, информировать их об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

3. При приеме на работу женщин в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.

4. Своевременно вносить в личные карточки ГПЗ и призывников сведения об изменении семейного положения, адреса места жительства, образования, специальности, занимаемой должности (тарифного разряда), а также об изменении состояния здоровья и сообщать об этом в военный комиссариат в 2-недельный срок.

5. О всех ГПЗ и призывниках при приеме на работу или увольнении с работы сообщать в военные комиссариаты по месту учета в 2-недельный срок.

6. Направлять в 2-недельный срок по запросам отдела военного комиссариата необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

7. Представлять ежегодно, в сентябре, в отдел военного комиссариата списки граждан мужского пола 15-16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

8. Ежегодно, в соответствии с утвержденным руководителем организации графиком, сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета ГПЗ и призывников, работающих в организации. Во всех случаях приема военных билетов от ГПЗ выдавать им расписки.

9. Ежегодно, в соответствии с графиком сверки отдела военного комиссариата, сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета военного комиссариата или органов местного самоуправления.

10.В 5-дневный срок возвращать гражданам военные билеты, взятые на сверку под расписку.

11.Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат или орган местного самоуправления и обеспечить их своевременную явку в места, указанные военным комиссариатом.

12.В 10-дневный срок со дня приема на работу, а принятым с испытательным сроком в течение 7 дней по окончании испытательного срока, оформить отсрочки от призыва (Ф-4) на всех ГПЗ, которые подлежат бронированию.

13.В 5-дневный срок письменно сообщить в военкомат об аннулировании отсрочек от призыва ГПЗ при изменении должности и т.д. с указанием даты и причины аннулирования предоставленной отсрочки от призыва. Погасить удостоверения Ф.№4, которые были оформлены этим ГПЗ, и аннулировать отметки в личных карточках о зачислении ГПЗ на спецучет. Сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (ф.№13).

14.В 5-дневный срок выслать извещения о зачислении забронированных ГПЗ на спецучет в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете.

15.Выдать удостоверения об отсрочке от призыва под расписку в ведомости формы №9а гражданам, убывающим в служебную командировку, в отпуск, на учебу или для лечения на срок свыше 3-х месяцев, на время выезда.

16.В 10-дневный срок внести изменения (должности, квалификации или военно-учетных признаков) в удостоверения (форма №4) и представить их в военный комиссариат.

17.Изменения в удостоверения об отсрочке от призыва (форма №4) вносятся не более 2-х раз.

18.Один раз в год к 1 ноября направлять в ОВК списки (форма №14) на бронирование студентов, аспирантов предпоследнего, последнего курсов, обучающимся по очной форме обучения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, списки аспирантов (докторантов) научно-исследовательских, конструкторских, проектных и других организаций независимо от возраста, воинского звания, состава, профиля и ВУС.

19.Испорченные бланки об отсрочке от призыва (форма №4) организациями не уничтожаются, а погашаются и не реже 1 раза в квартал сдаются в военный комиссариат для уничтожения.

20.В сроки, указанные вышестоящим органом, ежегодно представлять отчет по форме 6 и карточку учета организации (форма №18).

21.При увольнении с работы представлять акт приема-сдачи бланков спецучета Ф-4 в военкомат.

22.При убытии в отпуск (командировку) бланки спецучета передавать только по акту, на основании приказа по организации.

Последовательность оформления отсрочки от призыва по мобилизации

1. Заполнить личную карточку (ф.№Т-2) на работника.

2. Определить на основании данных воинского учета по ф.№Т-2 и Перечня должностей и профессий, подлежащих бронированию (далее-ПДП), подлежит ли работник бронированию.

3. Получить у работника, подлежащего бронированию, военный билет под расписку (Ф.№12).

4. Заполнить удостоверение об отсрочке от призыва и извещение о зачислении на специальный воинский учет (Ф.№4) и в 10-дневный срок оформить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Требования к заполнению бланка спецучета Ф.№4

- заполняется чернилами (пастой) одного цвета, никаких подчисток и помарок не допускается. По согласованию с военными комиссариатами при наличии соответствующего программного обеспечения удостоверения и извещения разрешается заполнять на средствах вычислительной техники. Все изменения вносятся чернилами (пастой) и заверяются подписью должностного лица и гербовой печатью. При этом изменения допускается вносить не более 2-х раз:

- домашний адрес и наименование военного комиссариата, где гражданин состоит на воинском учете, заполняются карандашом;

5. Подписать и заверить гербовой печатью организации заполненные бланки извещений Ф.№4.

6. Доставить в военный комиссариат по месту нахождения организации заполненные бланки Ф.№4, личные карточки Т-2 и военные билеты сдать их под расписку в книге (Ф.№11) учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (при необходимости копии документов, подтверждающие ученую степень, ученое звание и т.п.).

7. Получить в военном комиссариате оформленные удостоверения Ф.№4 (и извещения для отправки в военкоматы, где забронированные ГПЗ состоят на воинском учете ), военные билеты и личные карточки ф.№Т-2 и расписаться в книге Ф.№11. Оставить извещения на граждан, состоящих на воинском учете в данном военном комиссариате.

8. Выслать в 5-дневный срок извещения в военный комиссариат по месту жительства гражданина.

9. Сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (Ф.№13) об израсходовании извещений.

11. Разложить удостоверения (Ф.№4) об отсрочке по структурным подразделениям, а также по алфавиту и в порядке, обеспечивающем возможность быстрейшего вручения.

12. Возвратить в 5-дневный срок полученные от граждан документы (военные билеты), а они возвращают расписки (Ф.№12).

Не бронируются:

уволенные с военной службы в запас 1 разряда - в течение 5 лет пребывания в запасе 1 разряда. Исключение – организации оборонной промышленности, энергетики, транспорта и связи: постановления МВК от 21.03.95 №23 и от 18.12.01 №213 – о распространении на принятые взамен прежних ПДП положения, что бронирование ГПЗ 1 разряда не зависит от длительности пребывания в запасе.

не прошедшие по каким-либо причинам военную службу и зачисленные в запас - до достижения ими 27-летнего возраста;

пребывающие в запасе и работающие в организациях водителями автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов, дорожно-строительной, подъемно-транспортной техники и других машин и механизмов, предназначенных по нарядам военного комиссариата для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования;

пребывающие в запасе и предназначенные для укомплектования воинских частей и команд, отнесенных к команде с номером "300";

пребывающие в запасе и предназначенные в специальные формирования и работающие в организациях, на которые мобилизационными заданиями возложено создание специальных формирований.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Рядовые (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы):

1 разряд - до 35 лет;

2 разряд - до 36-45 лет;

3 разряд - до 46-50 лет

и женщины до 45 лет.

1 разряд: младшие офицеры - до 45 лет;

майор, подполковник - до 50 лет;

полковник - до 55 лет;

высшие офицеры - до 60 лет;

2 разряд: младшие офицеры - до 50 лет;

майор, подполковник - до 55 лет;

полковник - до 60 лет

высшие офицеры - до 65 лет;

3 разряд: младшие офицеры - до 55 лет;

майор, подполковник - до 60 лет;

женщины - до 50 лет

Женщины независимо от возраста состоят в запасе 3 разряда: рядовые, сержанты, прапорщики - до 45 лет, офицеры - до 50 лет;

Категории годности граждан к военной службе по состоянию здоровья

Установлены категории:

А - годен к военной службе.

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

В - ограниченно годен к военной службе.

Г - временно не годен к военной службе.

Д - не годен к военной службе.

Категории запаса

Установленный МО РФ показатель воинского учета солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов запаса, характеризующий продолжительность военной службы и степень обученности.

1 категория запаса

- прослужившие на военной службе не менее одного года, а участники боевых действий - независимо от срока службы;

- окончившие учебное подразделение;

- прошедшие военные сборы общей продолжительности не менее 3 мес.

2 категория запаса

- прослужившие на военной службе менее одного года;

- граждане не проходившие военную службу;

- граждане женского пола

Порядок формирования картотеки личных карточек формы № Т-2 в организациях

Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, строится по алфавиту.

1 раздел- личные карточки на офицеров запаса: спецучет и общий учет;

2 раздел- личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса: спецучет и общий учет;

3 раздел- личные карточки на женщин, пребывающих в запасе: спецучет и общий учет;

4 раздел- личные карточки на призывников.

5 раздел- личные карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания (строится по командам, партиям)

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Приписное свидетельство

Приписное свидетельство – важный документ, который означает постановку молодого человека на воинский учет. В нем содержится информация о категории годности, присвоенной впервые, расписаны права и обязанности лица допризывного возраста.

Приписное свидетельство

Юрист Службы Помощи Призывникам

Что такое приписное свидетельство в военкомате?

Приписное свидетельство — это военно-учетный документ граждан, подлежащих призыву на военную службу, который выдается в отделении районного военного комиссариата при первоначальной постановке на воинский учет. Приписное свидетельство или приписной билет — неофициальное названия удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Как выглядит приписное свидетельство из военкомата?

Приписное удостоверение представляет собой голубую книжечку, в которой размещается фотография владельца, данные о категории годности и необходимая нормативно-правовая информация. На каждой странице размещен водяной знак и серия документа.

постановка на воинский учет: приписное свидетельство


Наши клиенты не служат в армии

Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!

Зачем нужно приписное удостоверение?

Каждый военнообязанный гражданин должен получить приписное удостоверение. Этот документ означает, что молодой человек не уклоняется от воинской обязанности и состоит на учете в военном комиссариате.

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, понадобится:

  • при поступлении в вуз, техникум, колледж или училище;
  • при приеме на работу;
  • при прохождении призывных мероприятий.

Если у молодого человека нет приписного, то работодатель или сотрудник военно-учетного стола учебного заведения будут обязаны сообщить об этом в военкомат. Прием на работу лица без соответствующего свидетельства (или военного билета) грозит работодателю штрафом.

Во сколько лет выдают приписное свидетельство?

Приписное свидетельство получают при первоначальной постановке на учет в год, когда допризывнику исполняется 17 лет. Обычно это происходит с 1 января по 31 марта. Если молодой человек учится в школе, гимназии, лицее или училище, то военкомат отправит ему повестку для постановки на учет в учебное заведение. Если юноша нигде не учится или временно вынужден пропускать занятия, то повестку принесут к нему домой.

Будьте внимательны, даже если военкомат забудет вызвать призывника или сбросит повестку в почтовый ящик, молодой человек обязан самостоятельно явиться в комиссариат и встать на воинский учет.

Как и где получить приписное свидетельство?

  1. Прибыть в военкомат по месту фактического проживания с полным пакетом необходимых документов.
  2. Пройти военно-медицинскую комиссию, выполнить тестирование.
  3. Написать заявление, оформить анкеты.
  4. Получить приписное удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с информацией о категории годности и датой следующей явки.

Приписное удостоверения призывника — это временный документ. Когда молодой человек выходит за рамки призывного возраста, освобождается от призыва в армию или отправляется в войска, он должен заменить приписное на военный билет или справку уклониста. Замена производится в военном комиссариате.

Список документов для получения приписного свидетельства в военкомате

  • Ч/б фотографии 3 х 4 см;
  • паспорт РФ;
  • справка, выданная паспортным столом, о месте фактической регистрации;
  • характеристика с места работы или учебы,
  • медицинские документы,
  • документы об образовании, справка с места учебы или работы;
  • анкета (выдается в военном комиссариате).

Как получить приписное в военкомате при утере или порче?

Восстановлением приписного свидетельства при утере занимается военкомат, в котором находится личное дело призывника. Для получения дубликата нужно подать в канцелярию районного военного комиссариата заявление на восстановление с прикрепленными к нему фотографиями и пакетом указанных выше документов.

В канцелярию передаются только копии диплома, аттестата и паспорта. Подлинники документов для приписного в военкомате оставлять не нужно.

На основании указанных документов и личного дела призывнику выдается дубликат приписного удостоверения. Возможно, придется заплатить штраф за утерю приписного свидетельства.

Как получить приписное свидетельство в 18 лет и старше?

Если молодой человек не получил приписное в 17 лет, он может сделать это позже. В отличие от допризывников, для которых определен строгий период постановки на учет 1 января-31 марта, совершеннолетние призывники могут прийти в военкомат в любое время.

При явке молодые люди получат список документов для оформления приписного свидетельства повестку на медицинское освидетельствование.

Несколько слов о категориях годности

В приписном свидетельстве обязательно выставляется предварительная категория годности. В будущем от нее будет зависеть род войск и военная специальность призывника.

Выделяют пять основных категорий:

    – годится к военной службе во всех родах войск без ограничений. – пригоден к службе с незначительными ограничениями. – ограниченно пригоден к службе. Освобождается от службы или отправляется на ее альтернативные виды. – временно не годен. Установленный срок полученной отсрочки составляет 6 или 12 месяцев. Списывается в запас. – не пригоден к несению воинской службы. Полностью комиссуется, не призывается даже в военное время.

Остались вопросы?

Посмотрите видео с основателем Службы Помощи Призывникам и узнайте подробнее о приписном свидетельстве.

Остались вопросы после статьи? Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63, и мы обязательно на них ответим.

С уважением, Николаева Анна, юрист Службы Помощи Призывникам.

Читают сейчас

Первоначальная постановка на воинский учет

Памятка допризывника: что нужно знать о военкомате?

Услуги

Получите консультацию юриста

Тысячи клиентов Службы Помощи Призывникам получили освобождение от службы в армии по состоянию здоровья, не нарушая закон.


У организаций есть много разных учетов: налоговый, бухгалтерский, кадровый. Но есть один учет, о котором многие в малом бизнесе даже и не подозревают — воинский. Что это такое и кто обязан его вести мы расскажем в этой статье.

Кто и почему должен вести воинский учет

Такой учет обязаны вести все без исключения организации, независимо от организационно-правовой формы и количества работников. Никаких исключений, в том числе для малых предприятий, нет.

Обязанность вести воинский учет возложена следующими нормативными документами:

Индивидуальных предпринимателей обязанность вести воинский учет не касается/

Кого и почему надо учитывать

Все граждане России обязаны состоять на воинском учете, за исключением

  • лиц, проходящие военную службу;
  • лиц, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женщин, не имеющих военной специальности;
  • лиц, постоянно проживающие за пределами нашей страны.

Под воинский учет в организациях попадают следующие работники:

Кто должен вести в организации воинский учет

За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Нормы указаны в Методических рекомендациях.

Один работник, выполняющий обязанности по совместительству

При наличии на воинском учете менее 500 граждан

Один освобожденный работник

При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан

Два освобожденных работника

При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан

Один освобожденный работник

На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Как вести учет

Воинский учет призывников и военнообязанных запаса ведется в личной карточке работников. Её форма (Т-2) приведена в приложении 5 к Методическим рекомендациям.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

При приеме на работу у гражданина надо проверить наличие документов воинского учета, а также посмотреть паспорт, есть ли там отметки о воинской обязанности.

Работодатель имеет право отказать в приеме на работу мужчине, не предъявившему воинские документы.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации

Список документов для воинского учета указан в пункте 39 Методических рекомендаций:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета; (форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Что надо сообщать в военкоматы

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодатель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом военкомат. Работнику надо вручить направление в военкомат для постановки на воинский учет.

По запросам военкоматов направляются в двухнедельный срок сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении 10 к Методическим рекомендациям).

Карточка учета организации по форме 18 заполняется по состоянию на 1 января каждого года и предоставляется в военкомат.

Штрафы за нарушение в воинском учете

В КоАП предусмотрена целая глава по нарушениям воинского учета. Не все статьи касаются учета у организаций, но три имеют прямое отношение:

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Статья 21.4 пункт 3

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: