Как бороться с несовершеннолетними хулиганами

Обновлено: 19.05.2024

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Что такое буллинг в школе

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • беспричинные боли в животе и груди;
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез;
  • печальный вид, беспокойство, тревожность;
  • нарушенный сон, кошмары;
  • длительное подавленное состояние;
  • участившиеся простуды и другие заболевания;
  • склонность к уединению, нежелание общаться;
  • проблемы с аппетитом;
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно


Маша Павлова перешла на домашнее обучение, потому что не хотела терпеть выходки неуправляемого одноклассника, который перекрикивал учителей, ругался матом, прятал вещи, чтобы поиздеваться. Подробнее об опыте Маши читайте в этой

Маша Павлова перешла на домашнее обучение, потому что не хотела терпеть выходки неуправляемого одноклассника, который перекрикивал учителей, ругался матом, прятал вещи, чтобы поиздеваться. Подробнее об опыте Маши читайте в этой

В вашем классе появился агрессор, который мешает ребятам учиться, а вам — учить? Давайте вместе разбираться, как учителю вести себя с хулиганом.

На хулигана в классе не так просто закрыть глаза. Такой ученик:

  • срывает учебный процесс;
  • портит материальное имущество школы и учеников;
  • оказывает физическое и эмоциональное негативное воздействие на педагогов, одноклассников, других ребят и обслуживающий персонал школы.

Обеспокоенные учителя и родители начинают всерьез задумываться об отчислении.

Но Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" не допускает отчисления учащихся, не достигших возраста 15 лет, или учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Вывод: нужно решать проблему с хулиганом всеми допустимыми методами. О них мы сегодня и поговорим.

Основные причины школьного хулиганства:

  • Отсутствие интереса к учебному процессу.
  • Низкая школьная зрелость. Ребенок психически и физически не готов в распорядку школьного дня и программе.
  • Демонстративное поведение.
  • Невоспитанность.

Все это порождает в ребенке агрессию, способствует срыву дисциплины и появлению конфликтов с одноклассниками, учителями. Если в царское время проблему решали розгами, то сейчас — исключительно педагогическими мерами. И их арсенал богат и эффективен.

Попробуйте: установить камеры видеонаблюдения в классе. Знаем: дорого. Но эффективно. Тем более, что у вас будут доказательства проделок хулигана, которые можно будет предоставить в правоохранительные органы в случае судебного разбирательства.

На родительском собрании предложите идею, обязательно получите согласие родителей или опекунов.


Боремся с хулиганом: правила поведения для учителя

Если в классе появился дебошир, то поставить его на место важно немедленно, не ожидая нарушения вашего авторитета. Ведь игнорировать ситуацию нельзя. Сегодня дебошир оскорбил одноклассника, завтра — вас. Сегодня он ударит ребенка, завтра — классного руководителя. Для этого психологи и опытные педагоги советуют:

    Говорите медленно, уверенно и громко. Четкая речь и спокойная поза покажет хулигану, что вы полностью владеете ситуацией, не напуганы и не растеряны. Это сбавит его пыл.

Возможно, его агрессивное поведение связано с неблагополучной атмосферой в семье, конфликтами с родителями или нападками старшеклассников, ребят постарше, систематическое унижение и оскорбление близкими (родственники, тренеры спортивных секций, соседи).

Важно: Вызовите родителей хулигана в школу. Объясните им ситуацию. Если они отказываются принимать меры, не осознают угрозы, то попросите их написать заявление на имя администрации школы, что они полностью берут на себя ответственность за материальный и/или физический ущерб, причиненный их ребенком школе, учителю, одноклассникам, другим ученикам.

Ваше молчание или игнорирование ситуации только усугубит проблему, и породит в детях, пострадавших от хулигана, неверие в справедливость, разочарование в авторитете взрослых.

Что делать ученикам?

Появление хулигана сеет панику и растерянность среди детей. Преодолеть их помогут простые, но эффективные приемы:

    Дружба. Докажите детям, что сплоченный коллектив может все. Хулиган — один, а их вместе — много.

Вам слово: Коррекционные школы или обычные классы для хулиганов? Метод кнута и пряника или давление авторитетом? Нам интересно Ваше мнение по поводу работы с хулиганами. Поделитесь с нами и коллегами своим опытом, наблюдениями, случаями. Давайте бороться с хулиганами в классе вместе.

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

Дистанционные
олимпиады и конкурсы
для школьников и учителей

популярное в блоге

  • 10 идей, которые превратят День учителя в праздник для всех! 480483
  • 21 совет учителям для эффективного управления классом 257049
  • 7 советов учителю, которые помогут сделать первый учебный день особенным для учеников 251914
  • Методики обучения: 10 эффективных упражнений (+ подарки) 213264

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту


Что учителю и ученикам смотреть и читать на зимних каникулах (+ подарки)

Отдохните в праздничные выходные так, чтобы еще долго ощущать на себе влияние новогоднего волшебства. Наша подборка и специальные подарки помогут вам в этом.


Каким должен быть современный урок в школе?

О преимуществах внедрения ИКТ в среднестатистическую школу трубят на каждом углу. И все больше педагогов самостоятельно осваивают эти инструменты, используя подсказки лекторов, советы тематических вебинаров и мероприятий.


5 способов провести новогодний вечер в школе небанально

Уже вовсю началась предновогодняя суета. Украшены витрины, везде звучат новогодние песни, а у учителей новая головная боль — как для своих учеников провести новогодние вечер? Типичные сценарии уже приелись, а креатива нет. Тогда мы покажем новые варианты проведения новогоднего школьного мероприятия.

Ответы юристов ( 2 )

Екатерина Гусак

Здравствуйте Эльдар!
К сожалению на малолетних законной управы нет. Однако Вы можете в подобных случаях вызывать участкового Вашего района и писать заявление. Участковый в свою очередь должен поговорить с родителями ребят и если те не проведут беседу со своими детьми и дети продолжат повторять подобные действия, смело можете писать также заявление в органы опеки и попечительства, чтобы те реагировали на родителей и на воспитание их детей.

Алена Жупикова

Отвечая на Ваш вопрос, важно также определиться, Кто может быть привлечен к ответственности?
В соответствии с ч.1 ст.2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф. Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Для детей в возрасте до 14 лет административная ответственность не распространяется.
В соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

В статье 63 Семейного кодекса РФ закреплено право и обязанность родителей по воспитанию своих детей.
РОДИТЕЛИ несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Отсутствие надлежащего родительского контроля и должного воспитания нередко становится следствием совершения несовершеннолетним правонарушения.
При наличии причинной связи между совершенным несовершеннолетним противоправным поведением и отсутствием надлежащего родительского надзора родители могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб.

Помимо родителей, к ответственности могут быть привлечены опекуны и попечители, приемные родители (приемная семья как форма осуществления опеки на возмездных условиях), лица, усыновившие (удочерившие) детей в судебном порядке, то есть де-юре ставшие для ребенка родителями.
Не могут быть привлечены к ответственности лица, лишенные родительских прав (речь идет именно о том ребенке, в отношении которого осуществлено лишение прав), опекуны и попечители, чьи полномочия были прекращены к тому моменту, когда случилось событие, ставшее причиной привлечения к ответственности.
За совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 5.35 и статьей20.22 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа. Размер штрафа невелик – от 100 до 500 рублей (ч. 1 ст. 5.35) и от 300 до 500 рублей (ч.20.22). Часть 2 ст. 5.35 предусматривает наложение штрафа от 2 до 3 тысяч рублей.
Логика проста: штраф будет выплачиваться из бюджета той же семьи, в которой живет несовершеннолетний, а значит, в итоге негативно отразится и на содержании ребенка. С другой стороны, нарушение прав и интересов ребенка недопустимо, равно как недопустимо неисполнение судебных решений. Поэтому частью 2 статьи 5.35 предусмотрен уже более значительный размер штрафа.
Частью третьей статьи 5.35. предусмотрено увеличение размера штрафа до 5 тысяч рублей, также предусмотрено наказание в виде административного ареста.
Срок давности
Существует общее правило, предусмотренное статьей 4.5. КоАП РФ, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей – позднее трех месяцев.
Кто принимает решение?
Органом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35. и 20.22 Кодекса об административных правонарушениях, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.35 может также быть рассмотрено судьей. Комиссии по делам несовершеннолетних (так называемые КДН) были созданы еще в советские годы, и не потеряли своей актуальности в настоящее время.
По итогам рассмотрения материала об административном правонарушении комиссия выносит постановление либо о прекращении производства по делу, либо о привлечении к ответственности с указанием вида и размера наказания. На рассмотрение КДН или судьи поступает уже готовый материал, в основе которого лежит протокол о совершении административного правонарушения, а его еще надо составить.

Кроме того:
В соответствии с Гражданского кодекса РФ родители ТАКЖЕ несут обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетним.
Основанием ответственности родителей, иных законных представителей за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет, является поведение ребенка и их собственное поведение, нарушающее нормы гражданского, семейного, административного права и по их вине повлекшее вред либо создавшее угрозу причинения вреда жизни, здоровью, личности или имуществу других лиц.
Обязанность по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением имущества, достаточного для возмещения вреда.
Согласно статьи 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

Таким образом, как уже высказалась моя коллега, в первую очередь, рекомендуем Вам написать заявление в полицию. Также существенной мерой ответственности для несоверешеннолетних хулиганов будет подробное донесение вышеуказанной информации до их родителей. Родители должны согласиться с тем, что кроме риска наложения административной или гражданской ответственности за действия детей, им явно будет не приятно лишнее внимание органов опеки и попечительства, либо Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В интересах самих родителей внимательно следить за действиями своих несовершеннолетних детей.

Эксперты рассказали, как действовать, если в классе есть неуправляемый хулиган

Волну обсуждений в Красноярске вызвала новость о хулигане-четверокласснике, который терроризирует целый класс в одной из городских школ на протяжении всех четырех лет обучения. Устав от бесконечных издевательств и унижения своих детей, родители учеников написали коллективную жалобу сразу в три инстанции, в том числе прокуратуру, так как в школе с ним ничего не могут сделать.

Подобные ситуации достаточно распространены — по закону исключить ученика, который сам не учится и другим не дает, — нельзя. Он наравне со всеми имеет право на бесплатное образование. Что же тогда делать родителям остальных детей и учителям — мы спросили у экспертов в области образования, психологии и права.

В классе хулиган. Что делать?

Если ситуация уже случилась, главное, что нужно делать родителям, — договариваться, заверил специалист.

— Всем собраться и предложить добровольно второй стороне (хулигану и его родителям) поговорить с ними, обсудить. Понять, что вместе можно изменить. Это принесет результат, только если все согласятся добровольно. В приказном порядке это не работает. Всё только усугубится, — уверен педагог.

Как правило, если конфликт уже назрел, классный руководитель и директор школы уже в курсе, и в их интересах в том числе разрешить ситуацию мирно, в пределах школы. Если решить самостоятельно проблему не удается, можно обратиться в управление образования — там привлекают необходимых специалистов для решения конфликта.

Как мирно решить конфликт между учеником и классом?

На поддержание благоприятного эмоционального фона в каждой школе сейчас направлена работа психологов, соцработников, служб медиации. Но и родители, и сами ученики также должны быть заинтересованы в решении проблемы, уверены специалисты. Прежде чем искать крайних и виноватых, важно помнить, чему мы учим своих детей.

Для начала нужно попробовать решить ситуацию мирно

Кому жаловаться на задиру?

Если ваш ребенок страдает от рук или слов одноклассника, в первую очередь необходимо связаться с классным руководителем. Тот привлекает к работе школьного психолога, социального работника или службу медиации.

— Мы стараемся, чтобы каждый классный руководитель знал всё про своих детей, — объясняет технологию работы с трудными подростками директор школы Татьяна Руднева. — Один школьный психолог на тысячу детей не способен всё распознать. Проблема в том, что проводить работу со школьником психолог может только с согласия родителей. И тут уже специалист выясняет, эта проблема связана со здоровьем, с проблемами в семье или с поведением ребенка.

— Сейчас же тоже мода пошла: чуть в школе что-то не так — переводят на семейное обучение. А ребенку дальше в обществе жить. Наша задача — научить их взаимодействовать! — уверена директор.

Школа не решает конфликт. Что делать?

Специалисты образования разводят руками, универсального алгоритма пути решения проблем с трудными подростками в школе — нет.

Если консультация не помогла, к более конкретным мерам предлагает прибегнуть адвокат Владимир Барышев. Во-первых, письменно обратитесь с соответствующим заявлением к директору школы. В конце заявления укажите, что в случае отсутствия должных мер вы оставляете за собой право обратиться с жалобой в департамент образования и в правоохранительные органы. Во-вторых, обращайтесь в департамент образования и в правоохранительные органы.

В третьих, зафиксируйте факты причинения вреда здоровью, если они есть (в травмпункте), и узнайте, кто именно издевается над ребенком. Соберите через классного руководителя родительский комитет с вызовом родителей детей-обидчиков.

Таким образом, несовершеннолетнего хулигана-правонарушителя должны установить правоохранительные органы и принять решение о возбуждении дела об административном или уголовном правонарушении. Раз речь идет о школьниках, то вполне вероятный сценарий — отказ в возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении в связи с недостижением возраста ответственности, прогнозирует специалист.

Адвока советует переходить о слов к делу, если причиняется физический вред

Как вести себя детям, если в классе есть хулиган?

Психотерапевт Анна Плотникова объясняет:

— Нужно проговаривать, что предупредить взрослых об ущемлении своих прав — это не жалоба. Наша задача — дать детям представление о границах нормы, — уверена Анна. — Родителям важно понимать, что мы не сможем всю жизнь организовывать благоприятную среду вокруг ребенка и подбирать людей, которые будут его окружать. Но мы можем научить наших детей взаимодействовать с такими людьми, не убегать и не прятаться, а знать, как за себя постоять.

Но не только дети, но и взрослые должны правильно реагировать на происходящее. Со сменой поколения должна меняться и ментальность педагогов, уверена директор школы :

— Учителя — тоже люди. Время меняется, поколение меняется. Подростковый возраст с перешел уже на 11 — у них в пятом классе уже начинается сложный период. А учителя всё равно по накатанной — 15, 20 лет работают в школе. А ребенка нужно полюбить.

Стоит ли переводиться в другой класс?

Специалисты сходятся во мнении — исключением проблемного ребенка из класса эти самые проблемы не закончатся.

— На это место может прийти другой ребенок. Либо известны криминальные ситуации, когда ребенка исключают и он потом мстит. Убрав агрессивного ребенка из класса, не закончить конфликт. Более того, так мы не научим детей решать вопросы, вести переговоры, договариваться. Если мы сейчас в школе не научимся это делать, а будем только увеличивать зло путем исключения и подавления, оно будет только расти, — основываясь на своем опыте, утверждает директор Центра психолого-педагогической помощи Дмитрий Юрков.

С мнением специалиста согласна и директор школы Татьяна Руднева. Задача школы — решить конфликт и научить детей из него выходить, а не прятать голову в песок.

— От проблемы не убежишь. Хорошо сейчас отработана служба медиации — она выступает третьей стороной в решении конфликтов. Многих серьезных последствий таким образом удалось избежать. Бывает, что конфликт пустяковый, а дети оказываются на учете в ПДН. Вот такого быть не должно, — уверена директор.

Убрать ребенка из класса - не выход

А если хулиган — мой ребенок?

Человека нельзя переделать, его можно научить. Ему можно показать. Ему можно дать возможность выбирать и объяснить, что ответственность за этот выбор несет он сам.

Я отдала телефон администратору, он прошел на урок, и, когда вернулся, вернула телефон и поблагодарила его за выполнение просьбы. У него побежали слезы, — вспоминает психотерапевт, — с ребенком никто никогда подобным образом не разговаривал. И вы знаете, это яркий пример того, что, когда меняем свой шаблон поведения, меняется и поведение людей вокруг нас. И это касается не только детей. Мы не можем изменить другого и понять, о чем он думает. Но мы можем меняться сами, и наши дети поймут, что всё можно решить словами. И для этого необязательно распускать кулаки.

Читайте также: