Где жил сиддхартха по закону его отца

Обновлено: 25.06.2024

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Индия, Республики Калмыкия, Японии, Таиланда, Мьянмы, Шри-Ланки и ряда других стран Юго-Восточной Азии.

Биография Будды

Однако следует учитывать, что первые записанные канонические тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. (Стеллы, установленные царём Ашокой и содержащие какую-то информацию о Будде и буддизме, созданы через двести лет и более после нирваны Будды). К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды.

Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Будды Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило.

Предшествующие жизни

После смерти Сумедхи сила его стремления к просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди дэвов (богов), где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.

Точное место рождения Гаутамы Будды в Лумбини

Точное место рождения Гаутамы Будды в Лумбини

Зачатие и рождение

Мать Сиддхартхи, царица Махамайя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями.

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопки фундамента и фрагменты стен.

Царица Маха Майя чудесно родившая принца Сиддхартху. Санскритский манускрипт. Наланда,Бихар, Индия. Период Палов

Царица Маха Майя чудесно родившая принца Сиддхартху. Санскритский манускрипт. Наланда,Бихар, Индия. Период Палов

Большинство источников (Буддачарита, гл. 2, Типитака, Лалитавистара, гл.3) утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов.

Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым Буддой.

Ранняя жизнь и брак

Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Махапраджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений, связанных с аскезой, или знаний о человеческих страданиях. Сиддхартха получил обычное для царевича образование, включая религиозное (знание в какой-то степени Вед, ритуала, и т. д.) Для мальчика было специально построено три дворца. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни.

Отстранение и аскетический образ жизни

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху (пали: Раджагаха), где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапутты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя.

Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию. Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.

Пробуждение (Просветление)

Медитирующий Будда в окружении демонов Мары. Санскритский манускрипт. Наланда, Бихар, Индия. Период Палов

Медитирующий Будда в окружении демонов Мары. Санскритский манускрипт. Наланда, Бихар, Индия. Период Палов

Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом (Ficus religiosa, один из видов баньяна), которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет, пока не найдёт Истины.
Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим — и Мара отступил.

Мара испытывает Будду

Формирование Сангхи

Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев — Тапусса и Бхаллика. После проповеди Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон (Бирма).

После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа (санскр.: Кашьяпа) с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Распространение Учения

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая своё Учение самым разным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей (примерно: июль — август) было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре (вихаре), парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха. А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.

Первая Вассана (сезон дождей, когда передвижение бхиккху (монахов) по стране было затруднено) была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (санскр.: Раджагриха), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (санскр.: Шарипутры) и Махамоггалланы (санскр.: Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.

В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (санскр.: Вайшали). Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Махападжапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказал ей и решил вернуться в Раджагаху. Махападжапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов Шакья и Колия, которая последовала за Сангхой. В итоге Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения. Так была основана женская сангха.

Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

Смерть / Махапаринирвана (Великий переход в абсолютный покой нирваны)

Вступление Будды в Паринирвану. Санскритский манускрипт. Наланда, Бихар, Индия. Период Палов

Вступление Будды в Паринирвану. Санскритский манускрипт. Наланда, Бихар, Индия. Период Палов

Согласно палийской Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечной стадии бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Также Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако на Первом Буддийском Соборе Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды — архатами Махамоггалланой и Сарипуттой, которые умерли незадолго до Будды.

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времен во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрек царевичу отказ от престола после того момента, как увидит старика, больного, умершего и отшельника. Напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира: принц окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству.

Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребенок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец.

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на ее вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был огражден от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

Сиддхартха воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Праджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царем, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика специально построили три дворца. В своем развитии обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, проявлял склонность к философии.

Как только сыну исполнилось шестнадцать лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось шестнадцать. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провел 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага не являются конечной целью жизни.

Принц начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, предложил Сиддхартхе трон. Принц отказался, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Далее, покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов - отшельников. После того, как освоил учения Алары Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушел от него через некоторое время. Потом стал учеником Удаки Рамапутты, но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения также покинул учителя.

Затем Сиддхартха направился в юго - восточную Индию. Там, вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через шесть лет, на грани смерти обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.

Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалеку от Гайи. Здесь принял рис, приготовленный в молоке от деревенской женщины по имени Суджата Нанда, дочери пастуха, которая приняла его за духа дерева, такой у него оказался изможденный вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет, пока не найдет Истины.

Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим и Мара отступил.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты: от воинов до уборщиков, убийц и людоедов. При этом совершил множество сверхъестественных деяний.

В возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив свое земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы. И вскоре, на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Паринирвану.

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения, цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой произрастал, цветок не продержится и нескольких часов и сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветет для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, ее невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, так как чем больший груз мы несем за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живем прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или еще не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Все это символизирует цветок лотоса.

Отцом Сиддхартхи был Шуддходана. Согласно Махавасту, у него было три брата: Дхаутодана, Шуклодана и Амритодана, и сестра Амритика. Тхеравадинская традиция говорит о четырех братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Саккодана и Суклодана, и добавляет кроме Амиты еще одну сестру по имени Памита.

Матерью будущего Будды была Майя. В Махавасту называются имена ее сестер - Маха-Праджапати, Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения и заботу о ребенке взяла на себя ее сестра Маха-Праджапати, которая также была замужем за Шуддходаной.

У Будды не было родных братьев или сестер, но был сводный брат Нанда, сын Маха-Праджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.

Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остается неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют ее Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту, однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте - Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах. Лалитавистара говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани.

У Сиддхартхи был единственный сын - Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

Сиддхартха – это личное имя на санскрите, означающее “тот, кто достигает своей цели”. Это имя наиболее известно на английском языке как название романа Германа Гессе, в котором главного героя (который на самом деле не Будда) зовут Сиддхартха. Санскритское семейное имя Гаутама означает “потомки Готамы”. “Готама” – это имя нескольких деятелей древней Индии, в том числе поэта “Ригведы”, а также Аксапада Гаутамы (или Готамы), известного индийского логика. Палийская литература обычно называет Сиддхартху Гаутаму Буддой Готама.

Традиционно значение термина “будда” понимается как человек, который проснулся от глубокого сна невежества. В индийской традиции выражение уже использовалось до, во время и после жизни Сиддхартхи многими религиозными общинами, но оно стало наиболее тесно связанным с буддийской традицией.

Кризис старой религии и появление новых философских школ

Во время жизни Сиддхартхи Гаутамы Северная Индия состояла из небольших независимых государств, боровшихся друг с другом за ресурсы. Это было время кризиса брахманизма, когда традиционный религиозный порядок в Индии оспаривался новыми философскими и религиозными школами, которые не соответствовали ортодоксальным религиозным взглядам Индии. Ведическая философия, богословие и метафизика, усложнявшиеся система ритуалов и жертвоприношений ставились под сомнение. Новые материалистические школы бурно развивались в Индии, подрывая репутацию и авторитет привилегированной варны жрецов – брахманов. Это приводило к религиозной анархии, которая способствовала появлению новых религий.

Ко времени рождения Сиддхартхи Гаутамы интеллектуальный упадок старой брахманической ортодоксальной мысли породил скептицизм и моральный вакуум, который был заполнен новыми религиозными и философскими взглядами.

Идеи Сиддхартхи имеют некоторое сходство с работами Капилы, индийского мудреца, который жил, вероятно, около двух веков назад. Оба были заинтересованы в том, чтобы избавить человечество от страданий. Они отказались от решений, предлагаемых ведическими обрядами, особенно жертвоприношений; они считали эти обряды жестокими из-за их связи с убийством живых существ. И Сиддхартха, и Капила верили, что знание и медитация были истинным средством спасения. Кроме того, они оба стремились достичь состояния человеческого совершенства, и их подход был чисто агностическим.

Разница в их подходах заключалась в том, что Капила структурировал свои взгляды в систему философии, которая не имеет ни малейшего намека на сочувствие человечеству в целом. Будда, с другой стороны, вложил в своё послание всеобъемлющее чувство сочувствия и глубокое беспокойство о бедных и угнетённых. Он проповедовал равенство людей (которое было в значительной степени забыто в индийском обществе) и выступал против неравенства и злоупотреблений кастовой системы.

Жизнь Сиддхартхи можно разделить на два этапа: до его просветления и после. В буддийской литературе термин Бодхисаттва (тот, кто находится на пути к достижению просветления) используется для обозначения Сиддхартхи до того, как он достиг просветления, а слово Будда используется для обозначения Сиддхартхи после его просветления.

Неясность в вопросе дат жизни Будды

Достоверных фактических данных о жизни Сиддхартхи Гаутамы очень мало. Его биография может быть дополнена сведениями из ранних буддийских текстов разных традиций. Эти рассказы наполнены мифами и легендами, которые, очевидно, вносили много неясности в реальную биографию Будды. В течение многих веков после жизни Будды эти тексты продолжали редактироваться. Вероятно, что истинные слова и рассказы Будды были перемешаны с поздними легендарными дополнениями из устных традиций. Более того, кажется очевидным, что редакторы окончательных версий многих биографий Будды внесли свои дополнения и изменили содержание текстов в соответствии со своими интересами, чтобы укрепить свои собственные философские и религиозные идеи.

Каменное изображение Будды

Статуя Будды. Youtube, Касё Гасанов

Если бы это утверждение было верным, то это была бы самая ранняя точная дата, известная в истории Древней Индии.

Последовательность событий в эти века неясна до сих пор, поэтому датировать жизнь Будды непросто. Помимо этого, существуют две разные хронологии, используемые для датировки жизни Будды: так называемая “короткая хронология”, также известная как индийская хронология (подтвержденная индийскими источниками и их китайскими и тибетскими переводами) и “длинная хронология”, известная также как цейлонская (основанная на сингальских (цейлонских) хрониках).

Индийский император Ашока Великий (304-232 гг. до н.э.), превратил буддизм в государственную религию и поощрял буддийскую миссионерскую деятельность. Он также обеспечил благоприятный климат для принятия буддийских идей и породил среди буддийских монахов определенные ожидания покровительства и влияния на механизм принятия политических решений. До Ашоки буддизм был относительно незначительной философской традицией в Индии, и некоторые ученые предположили, что влияние Будды в его собственные дни было относительно ограниченным. Археологические свидетельства буддизма между смертью Будды и временем Ашоки очень скудны; после времени Ашоки этих свидетельств стало в изобилии.

Ранние буддийские тексты из материковой Индии, а также ссылки в самых ранних историографических работах традиции тхеравады датируют смерть Будды за сто лет до правления императора Ашоки. Эти данные основаны на краткой хронологии (индийской) и предполагают, что Будда умер в 370-368 гг. до н.э. Многое говорит в пользу этой более поздней даты, так как это означает только сто лет между смертью Будды и правлением Ашоки.

Версии дат жизни Будды, которые мы находим в текстах буддийской традиции, не относящиеся к науке, датируют смерть Будды от 2420 до н.э. до 290 года до н.э., и большинство из них не имеют доказательств.

Еще один способ датировать жизнь Будды – рассмотреть список так называемых патриархов. Все ранние буддийские свидетельства согласны с тем, что между смертью Будды и правлением императора Ашоки было всего пять патриархов. Датирование жизни Будды, основанное на преемственности патриархов, кажется гораздо более надежным методом расчета. Однако 220-летний промежуток (то есть количество времени, предложенное исправленной длинной хронологией) представляется слишком большим временем только для пяти патриархов.

Точной и всеми признаваемой даты рождения Будды нет. Этот вопрос – предмет исследований как в науке, так и в буддийской традиции. Было предложено несколько дат, но многие противоречия и неточности в различных хронологиях и системах датирования делают невозможным найти удовлетворительный ответ.

Ниже представлены 4 версии дат жизни Сиддхартхи, согласно различным доступным источникам:


Версии о датах жизни Будды

Жизнь Будды

Его отца звали Шуддходана (или Суддходана (Suddhodana – санскр.), а его мать – Майя. Всё, что известно о семье Шакья, получено из буддийских источников, и исторические факты в них размыты многими дополнениями и редакциями поздних веков. В некоторых текстах говорится, что князья рода Шакья были изгнаны из другого государства (известным как, по некоторым данным, как королевство Айодхья), они двинулись дальше и нашли государство Шакья. Несмотря на то, что Шуддходана Гаутама часто описывается как король, считается, что его статус был сродни статусу регионального лидера, подобно вождю племени. Правительство Шакья было организовано по типу республиканской системы, а не монархии: они проводили регулярные собрания, в которых принимали участие члены самых влиятельных семей.

Государство Шакьев находилось у подножия Гималаев, а семья Сиддхарты проживала в городе Капилавасту. Шуддходана был женат на Майе, и у него также была вторая жена, Махапраджапати, которая была младшей сестрой Майи. Вероятно, что у Суддходаны также были наложницы. Считается, что Сиддхартха родился в Лумбини (современный Непал), недалеко от Капилавасту. Лумбини стал известен благодаря индийскому императору Ашоке, который посетил этот район в 248 году до н.э. и установил столб с надписью в честь рождения Сиддхартхи. Он также построил стену вокруг этой деревни и приказал установить четыре ступы, чтобы отметить место рождения Будды. Возможно, что Сиддхартха родился и не в Лумбини, но, по крайней мере, мы точно знаем, что это мнение распространялось в буддийской общине во времена Ашоки и до его времени.

Майя умерла вскоре после рождения Сиддхартхи, возможно, через несколько дней; ребенок был воспитан Махапраджапати. Во всех отчетах подчеркивается чрезвычайная роскошь, которая окружала Сиддхартху, когда он жил в Капиталисту. Яшодхара (возможно, двоюродная сестра Сиддхартхи), была женой Сиддхартхи, и у них был только один сын, Рахула.


Будда. Shinjuku City, Japan.

Покинув Капилавасту, Сиддхартха начал практиковать йогу под руководством двух ведущих мастеров того времени: Арада Калама и Удрака Рамапутра. Сиддхартха не получил ожидаемых результатов, поэтому оставил мастеров, занятых крайним аскетизмом. К нему присоединились пять последователей. В течение шести лет Сиддхартха пытался достичь своей цели, но безуспешно. Понимая, что аскетизм не был способом достижения результата, которого он добивался, он отказался от этого образа жизни. Приняв пищу и ванну, Сиддхартха сел под деревом вида ficus Religiosa, где он, наконец, достиг нирваны (совершенного просветления) и стал известен как Будда.

Примерно в это же время к Будде присоединились первые ученики, была основана буддийская монашеская община, известная как Сангха. Сарипутра и Махамаудгаляйана были двумя главными учениками Будды. Махакашьяпа был также важным учеником, организовавшем Первый Буддийский Собор. От Капилавасту и Шравасти на севере до Варанаси, Наланды и многих других областей в районе бассейна Ганги Будда проповедовал свое знание около 45 лет. За время жизни он посетил свой родной город, встретил отца, приемную мать и даже сына, который присоединился к Сангхе вместе с другими членами клана Шакья. Упали, еще один ученик Будды, присоединился к Сангхе примерно в это время: он был Шакья и считался самым компетентным монахом в вопросах монашеской дисциплины. Ананда, двоюродный брат Будды, также стал монахом; он сопровождал Будду на последнем этапе своей жизни и убедил его принимать женщин в Сангху, создав тем самым Сангху Бхиккхуни, женскую буддийскую монашескую общину.

Во время деятельности Будды некоторые цари и другие правители описаны как последователи Будды. Сообщается, что противником Будды был Давадатта, его двоюродный брат, который стал последователем Будды, но оказался ответственным за раскол Сангхи, и он якобы даже пытался убить Будду.

Последние дни Будды подробно описаны в древнем тексте под названием Махапаринирвана-сутра. Будда посетил Вайшали, где он заболел и чуть не умер. Некоторые источники говорят, что здесь Будда произнес свою последнюю проповедь. После выздоровления Будда отправился в Кушинагар. По дороге он принял еду от кузнеца по имени Кунда, от которой Будда почувствовал недомогание и которая послужила причиной его смерти. Добравшись до Кушинагара, он в последний раз призвал своих учеников продолжить деятельность на благо всех существ, после чего скончался.

Мифы и легенды о Будде

Оригинальная биография Будды была объединена со многими легендарными рассказами и мифами. Концепция и рождение Сиддхартхи связаны с несколькими чудесами. Легенда гласит, например, что Майя не имела половых контактов с Шуддходаной; Будда вошел в лоно Майи через ее правую сторону в форме белого слона. Судьба ребенка была ожидаемой: группа святых предсказывала, что Сиддхартха станет могущественным монархом или Буддой. Шуддходана знал это пророчество, поэтому он сделал всё возможное, чтобы не дать Сиддхартхе стать свидетелем любых форм человеческих страданий, постоянно удерживая своего сына во дворце, среди роскошеств, буйства молодости и комфортной жизни.

Когда Сиддхартха приближался к своему просветлению во время медитации, дьявол по имени Мара попытался остановить его, но в итоге Мара потерпел поражение. Этот конкретный момент часто изображается в искусстве: Будда сидит в медитации, одна рука на коленях, другая делает жест, останавливающий Мару, означающий непоколебимость и стойкость, когда кто-либо подвергается искушениям демонов.

Чудеса были также внесены в биографию Будды. Следующее описание чуда призвано подчеркнуть благодарность Будды: “Будда должен пересечь пустыню в полдень. Боги из своих тридцати трех кругов сбрасывают ему зонтик. Будда, не желая оскорблять какого-либо из богов, умножается на тридцать трех Будд, так что каждый из богов видит сверху Будду, защищенного зонтиком, который он бросил ему”.

Ранняя буддийская община пыталась продемонстрировать, что то, чему учил Будда, не было чем-то новым; скорее, что он заново открыл вечную истину. Поэтому в буддийской литературе существует ряд утверждений, подтверждающих эту точку зрения, включая учение о существовании прошлых Будд. Это позволило буддистам претендовать на авторитет, аналогичный авторитету некоторых конкурирующих школ, таких как ведические и джайнские традиции, которые поддерживали свой авторитет, утверждая, что они возникли очень давно.

Истории о прошлых Буддах следуют одному и тому же общему сюжету и структуре: все они сидят, скрестив ноги, в утробе матери; все они делают семь шагов на север сразу после рождения; все они отрекаются от мира после того, как стали свидетелями старости, болезни,смерти и нищеты; все они достигают нирваны; они никогда не умирают до того, как их миссия завершена; все они умирают после употребления мяса.

Наследие Будды

Смысл учения и послания Будды также является спорной темой. Некоторые буддийские школы говорят, что его ядром является ненасилие, другие – сострадание, третьи – свободу от перерождения.

Есть также ученые, которые утверждают, что Будда стремился восстановить доведическую индийскую религию, которая была похоронена под вековыми наслоениями и искажениями в религии и ритуалах. Некоторые из этих идей не являются оригинальными для буддизма. Ненасилие и сострадание были одним из столпов джайнизма до времён Будды, а свобода от перерождения представлена ​​в древних Упанишадах.

Одним из аспектов послания Будды, которое кажется оригинальным, является гуманизм: понимание того, что люди в конечном счёте несут ответственность за свою судьбу и что никакие сверхъестественные силы, магические ритуалы и боги не могут быть привлечены к ответственности за наши действия.

Идея о том, что богов нет и что материальный мир – это все, что есть, уже была проведена некоторыми материалистическими школами в Индии, в частности чарваками.Так что в этом смысле это может показаться не оригинальным пониманием. Но подход этих школ был в значительной степени атеистическим, поскольку все они отрицали существование сверхъестественных сущностей. Как теистический подход ведической религии, так и атеистический подход материалистических школ в конечном итоге основаны на одном и том же убеждении: оба считают, что мы можем знать, существуют ли боги на самом деле; один подход допускает их существование, другой отрицает.

Будда утверждал, что человеческое знание не может прийти к определенным ответам по этому вопросу, поэтому его взгляд был агностическим, он приостанавливал любое обсуждение по метафизическим вопросам и говорил, что не существует достаточных оснований для утверждения или отрицания рассматриваемых абстрактных идей.

Было бы исторически неверным утверждать, что Сиддхартха Гаутама считал себя религиозным лидером или что он сознательно решил начать новое религиозное движение. Он считал себя учителем, который отвергал пути традиционной индуистской религиозной мысли и предлагал своим последователям другой путь. Он считал многие ведические обряды и церемонии бессмысленными и оскорбительными, а также выступал против кастовой системы, подчеркивая равенство всех людей.

Кажется ироничным, что человек, чья работа в значительной степени основывалась на вере и обучении единству человечества и равенству между людьми, в конечном итоге был возведён в статус бога некоторыми из его последователей. Как бы странно это ни звучало, именно это произошло в некоторых буддийских кругах, особенно в Индии. Будда, изначально считавшийся человеком (мудрым и необычным, но только человеком), постепенно вошел в пантеон индуистских богов и стал рассматриваться как одно из многих проявлений бога Вишну. Возможно, его последователи думали, что, сделав его богом, образ Будды станет более могущественным и уникальным. Однако в Индии, наполненной бесконечными богами и богинями, сделать его богом – значит сделать его обычным, просто еще одним богом среди тысяч богов. Более того, его образ стал сосуществовать с мифом, ритуалом и суеверием, которые испортили его первоначальное послание. В конце концов, Будда был поглощен царством индуистских богов, его значение уменьшилось, и буддизм почти исчез на той земле, где он родился.

Забвение буддизма в Индии в древние времена было настолько полным, что когда западные ученые заново открыли для себя буддизм, источники, на которые они опирались, приходили из стран, расположенных рядом с Индией и вокруг нее: на самой родине буддизма не было никаких ценных записей.


Будда Шакьямуни [(563 до н. э. - 483 до н. э.) Пробуждённый Мудрец из рода Шакьев или Сакьев] - духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) ("потомок Готамы, успешный в достижении целей"), он позже стал именоваться Буддой (буквально "Пробудившимся"). Его также называют: Татхагата, Бхагаван, Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Сиддхаттха Готама родился в царской семье в Северной Индии. За несколько столетий до этого, во время одного из массовых переселений народов, эту территорию колонизировали его предки из клана Шакьев, пришедшие оттуда, где сегодня находится Украина и европейская Россия.

Отец - царь Шуддходана Гаутама - правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту, располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части). Мать - царица Майя - была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.

Более двадцaти лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка.

Когда время родов стало приближаться, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в свой родной дом.

В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (место находится в западной части Непала). Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока. Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды.

В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь шагов вперед. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.

Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован. Он назвал сына Сиддхартха, что означает "Исполнение всех желаний".

Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати.

Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем (чакравартин), который способен объединить весь мир; либо, если покинет дворец, то вступит на путь отшельничества и вскоре станет буддой, который будет спасать существ от страданий.

Царь сначала был обрадован, потом обеспокоен: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника. Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, царь создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних радостей.

Царевич был окружён всем, что любят взрослеющие молодые люди. У него было пятьсот самых лучших женщин, возможность заниматься спортом и другими волнующими вещами. Он полностью освоил важное искусство ближнего боя. Ему были обеспечены самые лучшие условия для умственного развития, и в этом царевич также очень скоро преуспел. Таким образом, первые двадцать девять лет своей жизни он переживал лишь разные, сменяющие друг друга проявления радости. В его сознании-хранилище не содержалось ничего тревожащего из прошлых жизней - никаких неприятных впечатлений, которые могли бы выступить на поверхность. Все потенциально болезненное было скрыто от молодого царевича.

До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца.

Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях:

Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже. Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы.

У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого сезона, и один для дождливого сезона. Во время четырех месяцев дождливого сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца. В других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили пшеницей, рисом и мясом.

Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: "Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен старению, не преодолел старения, видит другого человека, который стар, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен старению, не преодолел старения. Если я, подверженный старению, не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня". Когда я заметил это, свойственная молодым людям опьяненность юностью полностью прошла".

Из сутры о роскоши - "Сукхамала сутта"


Вскоре он должен был наследовать трон. Однако надеждам царя не суждено было сбыться в результате четырех знамений. Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал вознице сопровождать его. В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почему тот такой худой и сгорбившийся. Таков удел всех людей, без исключения таков естественный и неизбежный итог жизни, - последовал ответ. Тогда Сиддхартха воскликнул "Какой смысл и какая польза от юности, если все завершается столь печально".

Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного. Царевич поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и никто не знает, как их избежать.

Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию. Люди несли на носилках тело умершего. Покойника в Индии не прятали от глаз людей в гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходила публично, причем чаще всего на пристани у реки. Сиддхартха пришел к печальному выводу люди не могут влиять на свою судьбу. Никто не хочет стареть, но все стареют; Никто не хочет болеть, но люди болеют. Смерть неизбежна, но тогда бессмысленна жизнь. Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния сансары, связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением. Его поразило, что люди смирились со своей участью. Наконец, четвертое знамение. В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого), ходившего по улицам с миской для подаяний. Садху - это "скиталец", считающий, что в том мире, в котором мы живем ("царство сансары"), невозможно обрести свой дом.

После этого молодой царевич Сиддхартха провел ужасную ночь. Он думал не о себе - он был вне этого. Но сознание того, что боль поражает каждого человека, лишило его покоя. Куда бы он ни смотрел, нигде не обнаруживалось ничего, что можно было бы предложить любимым людям в качестве прибежища. Положиться было не на что. Семья, слава, друзья и богатство - все уйдет. Везде он находил лишь непостоянство. Не было ничего вечного или реального - ни во внешнем мире, ни во внутреннем. На следующее утро он выглядел как вопросительный знак - его ум был целиком поглощен этим неразрешимым вопросом.

В таком состоянии он проходил мимо йогина, погруженного в глубокую медитацию. Когда их глаза встретились и умы соприкоснулись, Сиддхартха остановился, очарованный. Возможно, этот человек показывал ему то, что он искал, - настоящее, истинное прибежище. Состояние йогина демонстрировало зеркало за отражениями, океан под волнами, вечное осознавание ума сквозь все его появляющиеся, меняющиеся и растворяющиеся картинки. Внезапно будущий Будда пережил озарение: возможно, за всеми идеями, впечатлениями и между ними есть что-то неизменно сознательное. "Вот оно!" - подумал Сиддхартха. Казалось абсолютно разумным, что доверять следует переживающему, а не меняющимся переживаниям. Встреча с этим человеком впервые дала будущему Будде почувствовать заманчивый вкус ума, который, как он понял, ему самому нужно будет пережить для блага всех.

Он пришёл к отцу и сказал:

- Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться.

- Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце.

На это Сиддхартха сказал:

- Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.

- Я бессилен дать тебе это, - ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушел из дворца.

Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и сына, отправился на границу царства Сакья. Там в возрасте 29 лет он снял одежду, постриг волосы и бороду и отправился дальше уже как странник. Это событие толкуется в буддизме как "продвижение" Сиддхартхи, он отказывается от мирской жизни и предается поискам Истины.

Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: "Вы достигли только этой ступени сосредоточения?" "Да, - ответил Арада, - теперь, что знаю я, знаешь ты". Тогда Бодхисаттва подумал: "Значит, нужно искать чего-то более действенного". И ушел в Центральную Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума в Сфере ни сознания, ни не-сознания (Мир Ни Присутствия [познания], Ни Отсутствия [познания], принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него. За короткое время достигнув Сферы ни сознания, ни не-сознания, Бодхисаттва, поговорив с Удракой, как и с Арадой, оставил его, сказав себе: "Нет, это тоже не ведет к Нирване!" Пять из учеников Удраки последовали за ним.

Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил предаться аскетизму самостоятельно. Шесть лет он провёл в глубоком сосредоточении. Он ограничивал себя в пище и сне, не мылся и ходил нагим. Его авторитет среди аскетов был очень высок, у него появились ученики и последователи. Слава распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба. Хотя Сиддхартхе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокий уровень, в конечном счете, он пришел к выводу, что она не приближает его к истине (к прекращению страдания).

На берегу реки в сторону Бодхгаи ему встретилась крестьянская девушка Суджата, от неё он принял пожертвование пищи - чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его, ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив силы пищей, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (в ботанике этот вид зовётся теперь ficus religiosa).


Сиддхартха дал себе слово: "Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места, пока не достигну". Дружественные духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям - Желанию, Наслаждению и Страсти - соблазнить Гаутаму эротическими танцами.

Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. Это случилось утром в майское полнолуние, примерно 2425 лет назад, за неделю до того, как ему исполнилось тридцать пять лет.

Как известно, через сорок пять лет после этого он умер в тот же лунный день. В момент полного постижения ума все завесы смешанных чувств и жестких взглядов растворились, и Будда пережил всеобъемлющее "здесь и сейчас". Исчезла всякая разделенность во времени и пространстве. Прошлое, настоящее и будущее, близко и далеко - все эти противоположности слились в односияющее состояние интуитивного блаженства. Так он стал вневременным, всепронизывающим осознаванием. Каждой клеточкой своего тела он знал все и был всем.

Сначала у него не было уверенности, что его поймут. Однако Будда все же начал излагать свое учение. Через семь недель после Просветления Будда начал учить людей. Впервые это произошло в Оленьем парке недалеко от Сарнатха - селения в семи милях от города Бенареса, сегодня называемого Варанаси.

Первыми его учениками стали пятеро сподвижников, которые подумали, что он не выдержал. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название "Первый поворот колеса Дхармы" ("Сутра о запуске колеса Закона").

В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах:

  1. обусловленное состояние есть страдание;
  2. у этого страдания есть причина;
  3. у страдания есть конец;
  4. существуют пути к этому концу.

В Раджагрихе Будда обратил в свою веру царя Бимбисару. Остановившись в его дворце, он стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.

Царь Шуддходана, не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его последователями и учениками.


Проповедуя 45 лет Учение, Шакьямуни достиг возраста 80 лет. В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, он в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушёную свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.

В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Паринирвану.

В тот день он вошёл в лес деревьев сала и лёг отдохнуть между двумя высокими деревьями. Лёжа на земле, он продолжал наставлять своих учеников.

Вот слова Будды Шакьямуни, когда перед смертью он наставлял пришедшего к нему человека по имени Субхадра:

"О Субхадра, когда я достиг возраста 29 лет, я стал монахом и 51 год практиковал каждую возможную добродетель. О Субхадра, религиозная дисциплина, которой недостаёт Восьмеричного Святого Пути, не осуществляет четырёх результатов, достигаемых отшельником. Но если Восьмеричный Путь существует, тогда эти результаты реализуются. Отдельно не может быть реального достижения святости".

После ухода тело Будды было кремировано, а его останки были помещены в священные ступы - сооружения, в которых хранятся мощи святых.

Читайте также: