Где лево а где право у человека

Обновлено: 28.06.2024

У чим детей определять лево и право. Ориентирование на плоскости и в пространстве. Точка зрения. Для детей от 5 до 7 лет.

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Как искать правую руку?

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

Где лево, где право?

Если положить руки перед собой, то справа будет правая рука, а слева - левая.

Где лево, где право?

Если скрестить руки и положить их перед собой, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки - справа. Обычно часы носят на левой руке.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Где лево, где право?

Где лево, где право?

Птица, которую мы видим слева, повернута к нам правым боком.

Где лево, где право?

Птица, которую мы видим справа, повернута к нам левым боком.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Где лево, где право?

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

Где лево, где право?

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

Где лево, где право?

Жук дополз до первой развилки и увидел два пути: вправо и влево. Он пополз ВПРАВО.

Где лево, где право?

На второй развилке жук пополз ВЛЕВО.

Где лево, где право?

Путь к этому листу мы будем записывать так: ВПРАВО, ВЛЕВО.

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Где лево, где право?

Гусеница поднималась по дереву и на развилках ползла:

ВПРАВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО

Определи номер листа на который приползла гусеница.

Божья коровка посмотрела на гусеницу и поползла так:

ВЛЕВО
ВПРАВО
ВЛЕВО
ВЛЕВО

Определи номер листа на который приползла божья коровка.

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Где лево, где право?

Представь себя на месте клоуна Бима. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Бим повернётся к нам лицом, в какой руке у него будет мячик?

Где лево, где право?

Теперь представь себя на месте клоуна Фомы. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Фома повернётся к нам спиной, в какой руке у него будет мячик?

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Где лево, где право?

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

Где лево, где право?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Где лево, где право?

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Где лево, где право?

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

1. Автор: Валентин Берестов, 1990

2. Автор: И. Токмакова

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

В статье использовались материалы из пособия: "Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения."

На прошлой неделе здесь кто-то выложил фотографию машины с надписями "лево" и "право" на стойках лобового стекла. К сожалению, того поста я не нашёл, но нашёл похожий.

Не знаю, с чем это связано, но большое количество людей на протяжении всей жизни путает эти два направления. Когда-то давно я тоже был в их числе. В детстве от этого особо не страдал. Настоящие страдания начались, когда я начал учиться ездить на машине. Каждый раз, после очередного указания инструктора повернуть в ту или иную сторону, я зависал на 1-2 секунды. Во время стресса это время увеличивалось. Во время большого стресса мозг выбирал направление быстро, но оно было рандомным. Со мной тогда учились ещё несколько человек, которые страдали от такого же недуга.

Вышел я тогда из положения следующим образом: написал простенькое десктопное приложение-тренажёр. В нём были правая и левая кнопки; мерзкий голос диктора (хорошего я тогда не нашёл) рандомно называл направление в соответствующий канал наушников - в ответ нужно было кликать по названной копке. При ошибке раздавался громкий свинячий визг, семпл которого я позаимствовал из антивируса "Касперского" :)

Итог после недели занятий: направления очень прочно засели в подкорке моего мозга. Когда мне называли одно из них, я вздрагивал, в соответствующем ухе раздавался бас диктора, в воображении рисовалась нужная кнопка программы, мозг моментально выбирал верное направление, лишь бы снова не услышать оглушающий визг Евгения Валентиныча :).

Кстати, вот опрос, что я провёл на своей странице во "Вконтакте":

Для тех, кто путает

Итак, о тренажёре. Принцип работы такой же, что описан выше. В тренажёре 4 уровня. С каждым уровнем убирается одна подсказка. На первом уровне прямоугольники имеют названия направлений, нужное из них подсвечивается, а его озвучивание происходит в соответствующий канал наушников. На втором - убирается подсвечивание. На третьем - убираются названия. На четвёртом - названия озвучиваются в оба канала наушников.

Для тех, кто путает

Общие рекомендации: заниматься в наушниках, по 15 минут, 2 раза в день. 2 дня на каждый уровень. Работает в последней версии Google Chrome, в других браузерах не проверял. Под мобильные устройства вроде как оптимизировал - можно заниматься по пути в автошколу :)

Спасибо за внимание!

Я всегда лево по стучащему сердцу определяю. Да же не знаю, как буду отличать, когда умру.

Жена у меня частенько за штурмана сидит, когда в даля едем. Держит в руках навигатор и задолго вперёд все просматривает, заправки, деревни и т.д., в общем то удобно.

И часто бывает, что говорит "Ща поворот налево будет", смотрю, а там только на право, поворачиваюсь к ней, а она говорит "Ну вот налево же", и показывает рукой направо )))

Раньше была такая беда, до того как в школе не увидел координатную ось,

теперь постоянно её образ напоминает там где положительные числа - право, отрицательные -лево.

Иллюстрация к комментарию

Хорошо хоть где вдох и выдох запомнили.

Ну не могу я понять, как можно путать такие элементарные вещи. Вот не укладывается в голове. Это как путать ложку с вилкой

Мне мама в детстве одной фразой поставила все точки над и.

"Правая рука - это та, которой попу вытираешь".

До сих пор ни разу не перепутал право и лево)

Я в детстве путал лево и право, но потом распорол ладонь случайно на правой руке(нехилый шрам остался) и чтобы проверить где право не палясь нащюпывал шрам))) Со временем привычка ушла, лево с право никогда не путаю)

Сразу включил четвёртый уровень в тренажере ни разу не спутал за 15 минут. ИРЛ путаюсь, втф

В детстве ходил на танцы. Так нам вязали на правую ногу женскую резинку, особо не обучаемых били по нужной ноге рукой, чтобы все начинали с одной ноги. Никогда не путаю стороны :D

Да просто срочку отслужить достаточно, там после строевой уже хрен спутаешь лево и право)))

В детстве, на утренние нужно было разлучить танец с кружениями то влево, то вправо. Обнаружилось, что я их путаю. Взрослым было стыдно признаться, и я выпросила купить мне колечко (такое к жвачке прикрепленное, красивое, с сердечком в котором была наклеечка с голограммкой). Надела на левую руку, тем самым ускорив принятие решения мозгом о том, в какую сторону и когда нужно крутиться. Кольца того нет давно, но с тех пор не путаю - организьм как бы помнит это ощущение)

У меня в детстве была бородавка на левой руке и я по ней определяла. Бородавку уже давным давно свели, а я все так же (уже по воображаемой бородавке) распознаю право и лево

Знакомая когда за рулём определяет по кольцам. На левой серебреные на правой золотые, говорит не когда не путает

Я тоже путаю. сейчас уже полегче. Вождение авто дает плоды, но вот года 4 назад все было намного печальнее.

Ссылка битая. Есть рабочая ссылка на тренажер?

Спасибо реально помогло позанимался 2 раза в месяц 1 месяц и жизнь стала проще!

Я понимаю, почти год прошел, но спасибо за тренажер!
ЗЫ) а тебе не лень будет сюда статистику прикрутить по числу ошибок и скорости реакции? Без авторизации, просто на 1 сеанс.
ЗЗЫ было бы неплохо привязать право и лево к клавиатуре, чтобы использовать разные руки для разных клавиш. Ну и английскую версию диктора.

как-то я дохрена всего прошу, но вдруг тебе еще интересно повозиться с этим проектом.

Когда стало необходимо различать лево и право, учился по комп. мышке, воображая, что щелкаю по клавишам.

У меня на правой руке родинка поэтому редко путаю, хотя было в детстве жутко тупила, мама говорит переучили в садике с левой на правую руку.

Пожалуй мое самое большое достижение в жизни- в средней школе научил (уже бывшую) девушку различать право и лево.

Да, жизнь не очень сложилась.

Яндекс навигатор показывает поверните на право, а голосом Оксаны говорит поверните на лево. Я ху ею

Хрень какая-то. Я когда еще маленьким был, всегда сверялся с внутренней "картой": какой рукой ем? Правой. Значит, с этой стороны право, а с противоположной - лево.
Можно вообще любую привязку придумать. Например: с какой стороны руль у автомобилей? С левой. Значит, тут лево, а со стороны пассажира - право. А то чет с приложением бред какой-то.

Проблемы у людей разные бывают, конечно, но я бы предпочёл, чтобы те, кто путает лево и право не учились водить машину и получали права, как описано в оп-посте.

Использовать реакт для такой поделки это сильно. Нахера?

Лево и право

Не всю сознательную жизнь замечал свое особое отношение к сторонам, дело в том что я как бы странно это не звучало в свои 20+ путаю лево и право. Проявляется это, к примеру, когда кто-то спрашивает дорогу, я могу сказать что человеку до перекрестка и там налево, при этом рукой в воздухе прочертить кривую вправо. Обычно после этого я поправляю себя чтоб не "заблудить" человека.

Бороться с этой проблемой очень даже хорошо, взял себе за правило "продумать" свои слова когда речь идет о сторонах, и сейчас этот прием отработан так что примерно за 1 секунду я могу определить где лево и среагировать правильно.

В данный момент я прохожу обучение в автошколе, и это доставляет мне некоторых хлопот, но не критично.

Так как сам я понимаю куда хочу пойти или поехать. Проблема возникает исключительно во время общения с другими людьми, когда нужно сказать или услышать название стороны.

После недавних комментариев решил попробовать разобраться почему же так, поговорив с родителями сделал выводы и начну сначала.

Еще с детства левая рука была более активная, игрушки там всякие, первые попытки взять ложку или ручку были левой рукой, но родители не ососзнали что я левша и вместо принятия твердили мол "не та рука", "возьми в другую руку", "руку не перепутал?" и так далее. Насколько я знаю ранее левши считались чем-то не стандартным и их переучивали на правшей. В моей же школе праворукость была предпочтительнее, но уже не обязательна. Так родители моего одноклассника попросту сказали классному руководителю что их сын левша, и он спокойно писал левой до окончания школы, меня же переучили и только сейчас я осознаю что я - левша.

Последстввиями этого переучивания являются ужасный почерк, при чем какой рукой не пишу получается схоже (правая натренированная и левая которой писать не учился), и вот это путание сторон.

Я с детства приучивался что "правая" рука главная, ведущая, все идет от нее. Но чем больше я приобретал собственных навыков (типа работы с паяльником, всякие топоры, лопаты, пилы, дрели и прочее), тем более я понимал что я левша, и как итог рука которая стала ведущей и всю жизнь называлась "правой" стала левая, отсюда и путаница.

Данная проблема у многих людей (почти у всех переученых левшей), особенно в возрасте 25+,

и многие даже говорят мол "да не левша я, вон пробовал ложку взять в левую или ручку, получается гораздо хуже", так вы же с детства тренировали правую руку, а чтоб дойти до такого результата левой понадобятся опять таки тренировки, но в меньшем колличестве.

Просьба ко всем родителям детей дошкольного возраста, если видите что у детей ведущая рука левая, не переучивайте их на правшу, а лучше осознайте что ваш ребенок левша и акцентируйте на этом внимание перед педагогами. Вам не сложно но ребенку будет гораздо проще в будущем.

Надеюсь не утомил своей писаниной, хотел поделится, да и когда пишешь то для себя понимать лучше начинаешь.

Руки мои, тег моё.

Быть левшой. Детство.

Типичная история детства левши звучит примерно так: мне было не удобно делать все правой рукой (писать в основном), а от меня этого требовали. Дальше идет история драматической борьбы, в ходе которой автора либо ломают, и он огребает последствия на всю оставшуюся жизнь, либо отступаются, и он тоже огребает последствия, но закрепляет за собой право писать, как ему и удобно и собственно считаться левшой. Вообще у нас почему то считается, что правша - тот кто пишет правой, левша - тот, кто пишет левой. И это все признаки. Ой, если бы так.

Я не знала, что я левша до 20ти лет. Благодарить надо моих сообразительных родителей. Операцию по переделыванию они завершили за пару лет до того, как я пошла в школу. В доме ни разу не прозвучало слово "левша", соответственно у меня не была шанса задать вопрос "а что это"? Мне еще года не исполнилось, когда папа с мамой поняли, что Бог послал им кусочек сыра левшу.

Игрушки я брала только левой рукой. У меня их отбирали и давали в правую. Когда стала старше, меня стали ругать, за то что я держу ложку, или вилку не в "той руке". Я не понимала по какому принципу родители определяют "ту руку". Просто смирившись, брала столовый прибор в другую руку после окрика, или для профилактики крика ждала, пока сестра, сидевшая напротив меня за столом, возьмет ложку, тогда брала и я "не как в зеркале, а наоборот". Или, к примеру, я рисую. В одной руке у меня красный карандаш, в другой - синий. Ну потому что оба нужны. Зачем их брать по очереди? И папа кричит, что я не Юлий Цезарь, поэтому один карандаш надо положить (как угадать какой из двух он имеет ввиду?). Кстати, с тем, что я не Юлий Цезарь, я всегда соглашалась, потому что он "кажется мальчик".

Талантливый криворук. В деском саду (куда я попала только в 5 лет) стало еще интереснее. Я одевалась на прогулку в числе первых. Пуговицы и молнии мне подчинялись. Пока ждала остальных - успевала одеть еще пару детей. Но шнурки! ШНУРКИ! Годам к шести я научилась (как выяснилось позже - изобрела собственный способ) их завязывать. Но завязывать приходилось часто, через каждые 200 шагов узел расплетался волшебным образом. На всех моих детский фотографиях присутствует ни то девочка, ни то мальчик в очках, встрепанный и с развязанными шнурками.

Для своего возраста я хорошо рисовала, лепила, читала с четырех лет и запоминала стихи (и прозу дословно) километрами. Воспитательница, когда ей надо было уйти, говорила: "Алиса расскажет вам сказку". И до ее прихода я успевала озвучить "Спящую царевну" полностью.

При этом я совершенно пасовала перед ножницами. У ножниц (кроме маникюрных) и ножей есть угол заточки, и предназначен он, для правши. Т.е.ты берешь чертов инструмент "как удобно", а он подло отказывается выполнять свои функции - комкает и рвет бумагу, не режет. Или ты "ценой жертв и лишений" выясняешь где "правильная рука". И тут рука отказывается выполнять свои функции.

Или вот как определить, где это ваше "право", а где "лево"? Я понимаю, что у вас проблем с этим не возникает. А теперь представьте, что чувство" знания" вас покинуло. Интересно стало искать направление? Ну так вот - у меня это "знание" не прижилось до сих пор, а мне за сорок. Перманентное ощущение себя идиоткой не покидает меня с тех самых пор))).

Школьные годы чудесные. До сих пор вспоминаю, как кошмар. Первой проблемой оказался почерк. Прописи родители мне выдали за год до поступления в школу. Я сразу их возненавидела. Год подготовительных занятий прошел впустую, я все равно писала, как курица лапой. Ну это бы ладно, детей с плохим почерком и без меня хватало. Была еще и орфография. И тут обнаружилось, что у меня легкая степень дисграфии (это я сейчас знаю, что она такое, а тогда это ни как не называлось и приводило к двойкам). Я путала буквы "Ё" и "Ю"; "Ш", "Щ", "Ч" по звучанию, "Н", "П", "Т" - по написанию, т.е. мне буквально надо было "считать крючочки", чтобы написать правильную букву. Представляла слоги местами внутри слова и пропускала буквы. Учительница младших классов сильно удивлялась, как ребенок который "столько читает" обладает хорошей памятью и прочее, может допускать такие "глупые ошибки", при том что как писать "жи", "ши" понимает правильно. Отношения с математикой не задались с первого класса. Хотя пока в ней присутствовали "пионеры" и "трудодни" - т.е. предметы, которые можно было себе представить, у меня была заслуженная тройка. Заслуженная тройка закончилась ровно на делении дробей. Дальше "не двойки" по точным наукам мне ставили за то что "хорошая девочка" и потому что двойки ребенка "из хорошей семьи" с пятерками по всем гуманитарным придется как-то объяснять. Мне сейчас жаль своих учителей. Сейчас я понимаю, что меня даже списывание не спасало. Чтобы поставить эту тройку им приходилось на многое закрывать глаза.).

В ходе школьного обучения выяснилась еще только одна важная вещь: сложное движение начатое с "неведущей ноги" приводит к "синдрому сороконожки". Ага, есть еще и ведущая нога, ведущий глаз и ведущее ухо. А вы как думали? Представьте себе урок физкультуры. Стометровка на время. Позу на старте помните? Поменять ноги местами ни кто не даст. Ты стартуешь и дальше два варианта: запутаться в ногах и споткнуться через пару шагов, или сделать сознательно пару шагов одной ногой, чтобы перестроится, а потом бежать дальше.

А еще я умею танцевать вальс. Если конечно, найдется партнер, который согласен двигаться против часовой стрелки.)))

Почему некоторые путают лево и право

Наверняка, каждый человек хотя бы один раз в жизни испытывал трудности с определением правой и левой сторон. А некоторые люди путаются практически все время.

На самом деле это явление довольно распространенное. В 1978 году ученые провели исследование на 364 человек. В результате выяснилось, что среди испытуемых путаница между сторонами была выявлена у многих, а особенно часто этим страдали женщины. Так почему же люди путают стороны, и при этом без проблем различают где верх, а где низ?

Две причины путаницы сторон

Первая причина заключается в том, что какой будет сторона – правой или левой, напрямую зависит от того с какой стороны смотреть. Так, например, если водителю за рулем автомобиля, кто-то другой будет подсказывать направление движения, с большей долей вероятности он ошибется и повернет не туда.

Вторая же причина состоит в том, что определения право и лево не подчиняются каким-либо законам, и являются условными. Так, для того что бы понять, где верх, а где низ, человеку достаточно подкинуть какой-либо предмет вверх – ведь при падении упадет он всегда вниз. А вот с пониманием, где левая сторона, а где правая – дела обстоят куда сложнее.

Как мозг реагирует на путаницу сторон?

Как показали исследования, за способность без труда распознавать стороны, отвечает угловая извилина, расположенная в теменной доле головного мозга. А нарушения в ее работе приводят к редкому неврологическому заболеванию – синдрому Герстмана. При этом заболевании у людей отмечаются проблемы с отличием пальцев, неспособность писать, затруднения со счетом, а также сложности с распознаванием сторон.

Позднее, нейробиологи провели ряд исследований, изучающих влияние угловой извилины на способность к распознаванию сторон. В исследовании участвовали как здоровые люди, так и люди, имеющие синдром Герстмана. И в результате ученые выяснили, что, когда человек определяет стороны, его мозг задействует угловую извилину, а нарушение ее нормальной работы становится причиной частых ошибок.

Почему некоторые путают лево и право

Так же нейробиологи пришли к выводу, что эта часть мозга задействуется и в процессах, связанных с языковой деятельностью, запоминанием и ориентацией в пространстве. Ученые считают, что эта извилина позволяет объединять эти процессы, что бы люди могли направлять и контролировать свои действия.

По мнению ученых, нормальная работа угловой извилины имеет большое значение в умении определять право и лево. Ведь для этого умения важны как языковые процессы, так и процессы запоминания. Человеку нужно правильно не только применять слова право и лево к различным объектам, но и запоминать расположение в пространстве. Отсутствие взаимодействия между этими процессами приводит к путанице.

Многие люди путают стороны?

В каждодневной жизни многие люди зачастую путаются в сторонах. Первые исследования этого явления были опубликованы еще в 70-х годах. Тогда ученые выяснили, что 26 процентов людей практически постоянно путают право и лево, причем женщины страдают этим чаще. А по последним научным данным около трети всего населения земного шара испытывают трудности с определением сторон на постоянной основе.

Есть ли способ прекратить путаницу лево-право?

Совсем перестать путать стороны получится вряд ли, но минимизировать эту особенность все же можно. Как известно, чаще всего человек испытывает трудности с определением правой и левой стороны, когда торопится или испытывает стресс. И в эти моменты, психологи советуют успокоиться и понять какая именно сторона сейчас нам необходима – правая или левая. Например, можно обратиться к подсказкам, и вспомнить какой рукой мы пользуемся, когда держим ложку или ручку.


Яна, здравствуйте!
Я Вас обожаю, поэтому не буду тратить Ваше время и без лишних прелюдий перейду к сути.

Вопрос: как научиться без запинки различать лево-право?

Мне 30 лет, а я все не выучусь. Вы писали, что Вас в школе зрения научили, может, есть секретный рецепт?

Важно: я прекрасно знаю, что пишу я правой рукой, не забываю, что сердце с левой, обручальное кольцо на правой и т.д. Но все эти сена-соломы требуют долю секунды, чтобы принять решение, сопоставить ситуацию с шаблоном и выдать действие. Я прекрасно различаю стороны, если мельком гляну на руки, но это не всегда возможно. Иногда мне кажется, что я уверена в том, какой поворот налево, какой направо, объясняя далеко не в первый раз дорогу к дому, называю сторону "не глядя", и непременно ошибаюсь. Знакомые не верят, что это возможно, интернет пестрит советами вспомнить, какой я рукой ем или привязать ленточку. А надо сформировать прямую ассоциацию слова со стороной без посредника в виде третьего образа.
Заранее благодарю!
Дарья.

P.S. клятвенно обещаю попробовать насоветованное и отчитаться в случае успеха.

Во-первых я хочу сказать, что эта "доля секунды" у меня тоже до сих пор есть. Я не могу похвастаться тем, что я прямо в бессознательном состоянии покажу лебо и право, не задумываясь об этом вообще. Т.е. может и покажу, неожиданно, на автопилоте. Но могу и не вспомнить. :-) Т.е. какой-то момент внутреннего раздумья у меня часто присутствует. Более того - я пару раз замечала, что пытаюсь реагировать на команды "лево" и "право" не задумываясь, и таки ошибаюсь.

Но просто стало сильно лучше, эти доли секунды сильно укоротились. И если действительно я - в сознательном состоянии, говорю с кем-то, и знаю, что я хояу правильно сказать и показать стороны, я не ошибаюсь, и не впадаю в ступор.

А лечится это теми же визуализациями. Все те же "сено-солома" и смотрения на левую и правую руку. Только идея в том, что надо научиться осознавать себя единым целым, чтобы не надо было поднимать руки и смотреть на них, для того, чтобы о них вспомнить.

Я уже писала в своем жж об этом упражнении: в школе зрения меня невролог учил "привязывать" части тела друг к другу. Не мыслить так, будто у меня руки - отдельно, голова - отдельно, глаза - тоже сами по себе, и у каждого своя функция. Голова может помогать смотреть, руки могут помогать думать и.т.д. Это все взаимосвязано.

Вот вы знакомы ведь с упражнением, когда вы поднимаете перед собой руки, и вспоминаете, которая из них левая и правая? А вы теперь поднимите одну руку, и попытайтесь себе представить, что к ней приделана целая половина вас! Это не просто правая кисть руки - к ней имеет отношение половина тела, которая к ней приделана, и все пространство, которое вы с этой стороны видите! Это надо прямо образно себе представлять! Поднимите руку, и сделайте рукой кругообразное движение - и при этом внутренне себе представляйте, что все, что с этой стороны охвачено, и все что внутри вас, и вокруг, и в вашей голове, и в ухе (слышно) и видно - это все имеет отношение к этой половине вас. И эта рука - часть этой половины. Таким образом вы как бы "отмечаете" эту территорию.

Ошибка состоит в том, что вы запомнили что вот у вас - правая рука. А что все-все- правое пространство к ней "приделано" у вас в голове не "прошилось". А если тренироваться, все пространство "приделается" мысленно к нужной половине.

Собственно, что является желанным результатом этих упражнений? (Которые надо делать сколько угодно, когда вспомните, но хорошо бы вначале пару раз в неделю.)
Когда у вас внутри возникает вопрос "где право?" вы сейчас смотрите на руки, и выбираете правую руку. Может быть вы не поднимаете руки, а научились представлять себе этот жест - это следующий шаг. Так вот еще следующим шагом будет, что в ответ на этот вопрос вы будете видеть не две руки, и выбирать правильную, сказав себе: "Ага, вот эта", а будете себе представлять два таких больших пространства. Как полушария! Которые и внутри вас, и снаружи. И т.к. вы их изначально к рукам приделывали, а про руки известно уже, где какая, у вас весь мир прямо разобъется на левую и правую половину.

Если вы представляете себе две половины всего, и середина проходит в вашей середине, то вы смотрите вдаль, смотрите в любом направлении, и во всем пространстве вокруг вас уже имеется это правильное направление. Вам не нужна больше правая рука, у вас есть правая половина мира. Там повороты все направо, если в направлении этой половины. И там нет сомнений по поводу того, какое у вас ухо правое, или нога, или куда вам телом поворачиваться направо, потому что внутри вас все тоже уже рассортировано на эти две половины.

Собственно, эти все занятия нацелены на "восстановление контакта с собственным телом". Сейчас уже придумано много всяких школ, и систем, которые работают с этим. Они немного разные, но все клонят примерно к одному и тому же: вовлечь в свое восприятие мира все тело. И разные функции выполнять не только предназначенным для этого органом, а всем телом. Можно руками, позами, жестами помогать себе говорить, слушать, думать! Или вот - перестать путаться в некоторых вещах. :-)

Надеюсь, что это описание немного вам поможет.
И да, напишите нам, чем кончилось! :-)

- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на mammamiu@gmail.com письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!

Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки - тут:


Учим детей определять лево и право. Ориентирование на плоскости и в пространстве. Точка зрения. Для детей от 5 до 7 лет.

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Как искать правую руку?

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

Где лево, где право?

Если положить руки перед собой, то справа будет правая рука, а слева - левая.

Где лево, где право?

Если скрестить руки и положить их перед собой, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки - справа. Обычно часы носят на левой руке.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Где лево, где право?

Где лево, где право?

Птица, которую мы видим слева, повернута к нам правым боком.

Где лево, где право?

Птица, которую мы видим справа, повернута к нам левым боком.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Где лево, где право?

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

Где лево, где право?

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

Где лево, где право?

Жук дополз до первой развилки и увидел два пути: вправо и влево. Он пополз ВПРАВО.

Где лево, где право?

На второй развилке жук пополз ВЛЕВО.

Где лево, где право?

Путь к этому листу мы будем записывать так: ВПРАВО, ВЛЕВО.

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Где лево, где право?

Гусеница поднималась по дереву и на развилках ползла:

ВПРАВО

Определи номер листа на который приползла гусеница.

Божья коровка посмотрела на гусеницу и поползла так:

ВЛЕВО

Определи номер листа на который приползла божья коровка.

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Где лево, где право?

Представь себя на месте клоуна Бима. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Бим повернётся к нам лицом, в какой руке у него будет мячик?

Где лево, где право?

Теперь представь себя на месте клоуна Фомы. Где у тебя правая рука?

В какой руке этот клоун держит мячик?

А если Фома повернётся к нам спиной, в какой руке у него будет мячик?

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Где лево, где право?

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

Где лево, где право?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Где лево, где право?

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Где лево, где право?

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

1. Автор: Валентин Берестов, 1990

Где право, где лево

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

Где право, где лево, узнал ученик.

2. Автор: И. Токмакова

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

В статье использовались материалы из пособия: "Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения."

Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.

Читайте также: