Нужно ли ребенку предоставлять выбор

Обновлено: 30.06.2024

Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Наиболее актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ДО сказано о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.

К сожалению, большинство взрослых в период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных дошкольников неуклонно растет.

Цель: использовать педагогические технологии для формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников.

1. Создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

2. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

3. Осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Предполагаемые результаты в развитии детей: повышение уровня самостоятельности и инициативности детей.

Одним из приёмов развития инициативы и самостоятельности дошкольников является создание ситуаций выбора.

Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Для поддержки детской инициативы необходимо создать условия,учитывающие следующие факторы:

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

• Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

• Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;

• Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

Методы, позволяющие создать ситуацию выбора:

• Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы);

• Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным);

• Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);

• Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе).

Условия успешного формирования выбора у ребенка- дошкольника:

- Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если);

- Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз);

- Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что).

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому я, создавая развивающую среду, старалась оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих мою группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возрастаесть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

Все созданные условия ориентируют детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Для того чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность, в моей группе действуют центры, которые наполняются согласно тематическому планированию, т. е. организованна специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности:

Центр сюжетно - ролевой игры:

Подобраны атрибуты к сюжетно - ролевым играм.

Центр театрализованной деятельности:

игры-драматизации, разные виды театра, костюмы.

Центр музыкальной деятельности:

Подобраны материалы по ознакомлению с изобразительным искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Экспериментирование и опыты с соответствующим оборудованием и материалами.

Игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.

Дидактические игры, иллюстрации о животном и растительном мире, о человеке.

Центр физкультуры и здоровья:

Спортивное оборудование и оборудование для оздоровления.

Активизация детей в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Чтобы этот процесс был не стихийным, а целенаправленным, я использую технологию

Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно:

• «Положи материалы так, чтобы их можно было найти, а не раскидывайте игрушки и т. п.

Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.К таким смысловым частям можно отнести:

1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое место за столом. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину.

- какое у вас настроение?

- у кого утро доброе?

- кто хочет поделиться новостями?

Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, специалисты ДОО) э. В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки.

Что вы знаете о птицах?

Как можно использовать эти знания?

Что хотите узнать о птицах?

Что надо сделать, чтобы узнать?

Все птицы разные (Аня Б.)

Птицы высиживают птенцов (Андрей Г.)

Почему дятел стучит по дереву? (Маша С.) Как птицы летают (Саша Г.)

Почитать в энциклопедии. Найти в интернете

5. Совместное составление плана работы. Планирование осуществляю совместно детьми, и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей.

Д. – предложили дети

П. – предложил педагог

Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону.

Прежде, чем пойти играть, каждый ребёнок должен подойти к доске,

посмотреть, где и сколько человек одновременно может находиться. Только если есть свободное место, ребенок может добавить свою фотографию и пойти в желаемый центр активности.

У меня часто возникали вопросы:

-Что делать, если ребенок выбирает все время один и тот же интересный ему центр?

- Что делать с теми видами деятельности, которые он игнорирует?

(прежде всего, следует обсудить, почему ребенок выбирает этот центр);

-Может быть, он наиболее успешен именно в этом виде деятельности?

-Возможно, он выбирает этот центр, следуя за своим другом, т. е.

ориентируясь на лидера?

-Возможно, этот центр расположен дальше всего от внимательного взгляда и вмешательства воспитателя, и ребенок чувствует себя там свободно и комфортно?

При анализе результатов интересуюсь у каждого ребёнка:

Смайлик с улыбкой — я старался, все получилось!

Смайлик печальный — я старался, но не получилось.

Использование доски выбора помогает:

• выявить предпочтения, интересы детей, их увлечения к разным видам деятельности;

• организовывать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы и обогащая центры соответствующими пособиями, материалами и игрушками, внося соответствующие изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы;

• планировать образовательную деятельность с детьми, поддерживая детскую инициативу.

• правильно делать самостоятельный и осознанный выбор;

• не конфликтовать, не ссориться, а договариваться, уступать друг другу;

• чувствовать себя комфортно среди сверстников.

• -увеличилось количество детей, которые стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

• -дети стали договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараются разрешать конфликты;

• дети могут выражать свои мысли и желания с помощью устной речи, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывает о них кратко, но последовательно и логично.

• В результате дети научились планировать собственную деятельность, поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределяет роли и обязанности.

В результате у детей: повысился уровень самостоятельности и инициативности.

В ходе наблюдения, обращаю внимание на способность ребенка выбирать занятие, участников совместной деятельности, умение договариваться с ними. А так же, удаётся ли ребенку воплощать свой замысел и видеть результат своей деятельности.

-Технологии эффективно работают только тогда, когда развиваю-щая среда в группе будет насыщенной, а в зонах будет находиться заранее определенное количество детей.

Прикреплённые файлы:

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Создание ситуации успеха

Создание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Как научить ребенка выбирать

Жизнь часто предоставляет человеку возможность выбора. Но пользоваться этим уникальным даром могут далеко не все. Многие люди пасуют или просто перекладывают выбор на других, потому что не привыкли этого делать.

Зачем нужно умение выбирать

Существует категория родителей, которые уверены, что знают все лучше ребенка, не осознавая, что, принимая решения за своих детей, они отодвигают планку взросления.

В результате вырастают ведомые, неуверенные в себе зависимые люди. Такой человек боится трудностей и всегда перекладывает выбор и ответственность на других людей: родителей, супругов, друзей, сослуживцев.

Неспособность выбирать приводит к тому, что за человека всегда кто-то решает, как ему жить. Дом, семья, образование, работа – все это выбор других людей. Может быть, кому-то подобная жизнь и покажется комфортной, однако вечно продолжаться это не будет. Рано или поздно, но принимать решения придется, а значит, человек столкнется с непреодолимой проблемой.

Человек, неспособный выбирать, не сможет найти свое место в жизни и никогда не будет счастлив, ведь он даже не знает, что ему для этого нужно.

Когда учить выбору

Чтобы ребенок учился принимать решения, взрослые должны уважать его выбор. Даже у младенцев есть свои желания. Малыш не станет есть, если не захочет, из двух игрушек потянется к одной, с рук мамы перейдет на руки папы. Выбор этот бессознательный и необоснованный, но важный.

Умение выбирать формируется в раннем возрасте. В 2-3 года малыш уже способен выбирать игрушку и лакомство. В 5-6 лет – уже более серьезный выбор: место для прогулки, вид деятельности, одежда. При этом очень важно, чтобы малыш мог объяснить мотивы выбора. И не критикуйте его решение, а примите, каким бы глупым оно вам ни казалось.

Чтобы научить ребенка выбирать, надо предоставлять ему такую возможность, ведь он выберет то, что привычнее, что знакомо. Именно поэтому родители должны предоставлять детям возможность попробовать и другие варианты, подчас принуждая к этому и не оставляя другого выбора: предлагать другие блюда, новые развлечения, непривычную одежду, незнакомое дело. Только так можно узнать, что нравится больше, что вкуснее, а где интереснее.

За умением выбирать придет умение принимать решение. Это уже этап взросления и проявления самостоятельности – качество, больше присущее подростковому возрасту. Однако оно не придет само – родителям необходимо уделять внимание выбору ребенка в дошкольном детстве.



Выбор каждый день

В жизни всегда есть выбор. Возможность принимать решения нужно давать ребенку постоянно. Ситуаций для выбора множество.

Покупки. Принимайте общее решение, выбирая подарки близким, покупая продукты, одежду и обувь. Спрашивайте мнение своего чада с просьбой объяснить мотивы его выбора. Если ребенок что-то просит купить, обязательно спросите, почему он хочет именно это. Если покупка вызывает у вас сомнение, то ведите конструктивный диалог, объясняя свое решение.

Учите ребенка делать собственные покупки. При этом давайте задания, в которых есть выбор. Например, попросите купить что-нибудь к чаю для всей семьи.

Прием пищи. Конечно, никто не заставляет родителей ежедневно накрывать стол из множества блюд, но спросить о том, какой хлеб ребенок предпочитает, или сколько брокколи ему положить, вполне можно.

Выбор деятельности. Обсудите с ребенком, куда бы он хотел пойти на прогулку или какие пожелания у него есть относительно планов на выходные. Спросите о книжке для чтения перед сном или игрушке. Все эти мелочи не изменят вашей жизни, но научат ребенка выбирать.

Выбор одежды. Не следует самостоятельно подготавливать одежду для ребенка на следующий день. Спросите, в чем бы он хотел пойти. Конечно, не нужно всегда соглашаться с ребенком. Но при несогласии обязательно мотивируйте свое решение, объясняя, почему именно ваш выбор предпочтительнее в данный момент.

Важно также, чтобы ребенок участвовал в покупке своей одежды. При примерке обязательно спрашивайте его мнение, озвучивайте свое, предлагайте выбор. В этом случае родители должны обладать большой мудростью, чтобы предложить ребенку выбор из двух и более вещей, идентичных по цене и качеству. Оставьте ребенку выбор деталей.

Предлагая ребенку выбор, помните о том, что его решение должно быть принято. Некоторые родители начинают критиковать ребенка, заставляя отказаться от собственного решения. Подобное поведение родителей имеет негативные последствия. Во-первых, ребенок уясняет, что от своих слов и решений всегда можно отказаться. А во-вторых, что от его выбора ничего не зависит. Стоит ли говорить, насколько это опасно для формирующейся личности.

Если ребенок ошибается в выборе, не спешите его исправлять. Его обоснования выбора очень ценны, даже если кажутся наивными и глупыми.

Советы родителям

Несколько простых советов помогут вам включить выбор в повседневную жизнь.

Учите своих детей отказываться от чего-то одного ради чего-то другого. Иметь все невозможно. Оговаривайте количество покупок сразу и учите выбирать одну вещь между двумя понравившимися.

Читайте ребенку сказки, где главные герои всегда стоят перед выбором, а правильное решение является судьбоносным для главного героя. Обращайте на это внимание, попробуйте предположить последствия неправильного выбора. Книги для детей помогут вам формировать у ребенка мысли, что выбор очень важен в жизни.

Показывайте личный пример решительного поведения. Пусть вас иногда одолевают сомнения, анализируйте последствия и принимайте решения. Ребенок должен это видеть.

Умение делать выбор – важное качество человека. Формируется оно в детстве, а оказывает влияние на всю жизнь. Хотите воспитать счастливого решительного человека, знающего, что он хочет в жизни, умеющего отвечать за свои поступки, – научите ребенка делать выбор.

Светлана Садова


Как поддержать выбор ребёнка, даже если вы с ним не согласны

Повзрослевший ребёнок выбирает друзей, профессию, вуз и не всегда прислушивается к мнению родителей. Как научить ребенка принимать самостоятельные решения, позволить ему брать ответственность за выбор и при этом не волноваться — рассказывает практикующий психолог Лариса Осинкина.



Лариса Осинкина,

клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии

Что мешает поддержать ребёнка

Даже повзрослевшим детям требуется одобрение и помощь родителей. Трудно поддерживать подростка, который всё ещё сильно зависит от нас, но уже многое делает по-своему. Одному ребёнку нужны деньги для оплаты учёбы, другому, например, музыкальный инструмент, третьему — разговор по душам с близким взрослым. Если же главная просьба ребёнка к родителю — перестать ходить с трагическим лицом, лучшей поддержкой будет работа с собой.

Ребёнок может отказаться продолжать династию врачей, не поехать на соревнования по лыжным гонкам или бросить фортепиано, но это не повод впадать в депрессию. Подростку тяжело видеть, что родитель несчастен из-за его поступка.

Чувство вины за принятое решение помешает ребёнку реализовать свой потенциал. Он не добьётся собственной цели и не будет счастлив на пути, который для него выбрали родители.

Почему для вас это так важно

Чтобы изменить отношение к выбору ребёнка, поймите, чего вы лишаетесь. Проанализируйте, какие ваши потребности удовлетворяет карьера ребёнка. Почему вам важно, чтобы он окончил музыкальную школу, поступил на политологию в МГУ или попал в сборную региона по лыжным гонкам. Если достижения ребёнка помогают вам чувствовать себя успешнее — займитесь собой. Попробуйте получить внимание окружающих или признание собственных заслуг.

Чего вы боитесь

Родителей может напугать внезапное решение выпускника пойти в армию. Идея взять год на раздумья вместо поступления в вуз тоже редко вызывает одобрение взрослых. В таких ситуациях важно отделить реальные опасения от надуманных.


Обсудите то, что вас тревожит, с разными людьми: теми, кто служил в армии, не поступил сразу после школы, пошёл работать или поехал путешествовать. Чем больше информации соберёте, тем более полным будет представление о выборе ребёнка.

Когда вы немного прояснили ситуацию, задайте ребёнку вопросы, которые вас волнуют. Например, что, если сыну не удастся наладить контакт с сослуживцами. Чем ваша дочь будет заниматься в течение года, какой опыт работы хочет получить и как это поможет ей в будущем. Ни в коем случае не следует высказывать опасения, которые идут вразрез с реальностью — ребёнок может отказаться вообще говорить с вами на эту тему.

Если сын считает, что станет более мужественным после армии, выясните, за счёт чего это случится. Возможно, в процессе обсуждения он сам усомнится в этой затее или увидит другие способы достичь своей цели. Если ребёнок думает, что повзрослеет, когда начнёт работать и снимать комнату — это тоже повод для разговора. Узнайте, при каких условиях он может чувствовать себя более самостоятельным, живя с вами или учась в вузе.

Если подросток бросает занятия

Конфликт

Зачастую ребята уходят из секции после конфликта с тренером. Родители могут поменять тренера, правда, в большом спорте вариантов не так много. Конфликты случаются и между руководителями клубов или тренерами, а дети становятся жертвами обстоятельств. Здесь важно объяснить, что вины ребёнка в ситуации нет, и попробовать найти выход вместе.

Отнеситесь с пониманием, если старшеклассник бросает спорт или творчество из-за конфликта со сверстниками. Для взрослого это может показаться ерундой, но если чьи-то слова глубоко задели ребёнка, этому есть причина.

Не всегда легко разрешить конфликт, поскольку в спорте высоких достижений ребята ориентированы на конкурентную борьбу, а не на дружелюбные отношения. Если ваш сын или дочь серьезно грустят, отказываются от привычных занятий или еды, предложите поговорить с психологом.

Бесперспективность

Отнеситесь с пониманием, если старшеклассник бросает спорт или творчество из-за конфликта со сверстниками. Для взрослого это может показаться ерундой, но если чьи-то слова глубоко задели ребёнка, этому есть причина.

Молодой музыкант или художник может разочароваться в себе. В этом случае важно понаблюдать, как ребёнок переживает уход из секции или студии. Если он легко адаптировался, нашёл себе новое занятие — скорее всего, волноваться не о чем. Если же он лежит в апатии — ситуацию нельзя оставлять без внимания. Затянувшееся подавленное состояние может перерасти в депрессию.

Смена приоритетов

Юношеский возраст — время самоопределения. Когда старшеклассник понял, чего хочет, он может пересмотреть свои приоритеты. Допустим, он участвует в олимпиадах и готовится к ЕГЭ, тогда на учёбу в музыкальной школе времени совсем не остаётся. Если музыка не сыграет роли в его дальнейшей жизни, почему бы не освободить несколько часов в неделю для отдыха и подготовки к экзаменам.

Сложнее в ситуации, когда ученик резко меняет курс на финишной прямой. Например, призёр олимпиад по математике и информатике внезапно решает стать культурологом. Родителю кажется неразумным терять льготы математических олимпиад и с нуля изучать историю в 11-м классе. Здесь нужно выяснить, насколько взвешенно решение ребёнка и почему он передумал. Школьник мог заинтересоваться новым направлением, например, в образовательном лагере: познакомиться с бородатыми историками и вдохновиться рассказами о реликтовых племенах.

В любой ситуации необходимо учитывать характер ребёнка.

Школьник, который чётко осознаёт свои цели и двигается к ним, вряд ли нуждается в советах. Если подросток склонен поддаваться внешнему влиянию, стоит выяснить, насколько устойчиво его новое стремление.

У тех, кто в последний момент решает поступать на другую специальность, остаётся меньше времени на подготовку. Чтобы учиться на бюджете в выбранном вузе, баллов может не хватить. Если вы не готовы платить, нужно скорее объяснить это ребёнку, чтобы он рассчитывал на свои силы.

Когда можно настаивать


Как научить ребёнка принимать самостоятельные решения

Принятие ребёнком самостоятельных решений — необходимый навык, и задача любого родителя — развить это умение в своём ребёнке. Для этого стоит как можно чаще давать ему пространство для выбора, чтобы потом ощутить на себе последствия, как приятные, так и сложные. Задавайте вопросы, уточняйте, просите проанализировать выбор и его эффект, но не забывайте: нельзя вмешиваться в процесс там, где вы уже дали добро на принятие решений.

Как дать право на ошибку

Некоторые выпускники с высокими баллами ЕГЭ не штурмуют ведущие вузы, а поступают в региональные университеты. Родителям может казаться, что ребёнок зря не пробует силы в столице или напрасно поступает на учителя истории, а не на политолога. Мама или папа могут считать, что ребёнок совершает ошибку. Даже если решение выпускника опрометчивое, он имеет на это право.

Лучше окончить педвуз, поработать школьным учителем и пережить разочарование, чем проживать не свою жизнь на выбранной родителями специальности. Я встречала выпускников ведущих вузов, которые через несколько лет всё-таки приходили в школу и были совершенно счастливы на своём месте.

Если вам кажется, что ребёнком движет романтика, которой в выбранной профессии нет, организуйте практику. Будущий педагог может провести несколько уроков онлайн или помочь учителю начальных классов. Начинающему дизайнеру можно устроиться стажёром в рекламное агентство.

Выбор профессии и жизненного пути — это часть процесса отделения ребёнка от родителей, сепарация. Здесь есть соблазн поддаться натиску родительских уговоров и пойти наперекор своим желаниям. Тогда процесс становления отдельной личности не завершится: ребёнок будет и дальше зависеть от вас. При этом ответственность за свою судьбу он так же будет возлагать на вас и припоминать, как вы не позволили ему выбрать вуз, друзей, невесту, профессию и сломали жизнь.

Вы уже вложили в ребёнка всё, что могли, теперь пришло время выпустить птенца из гнезда. И если первый полёт будет не совсем удачным, помогите ему не сдаться, а попробовать снова.

Изображение на обложке: Karolina Kalinowska / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


В последнее время родители часто слышат от психологов советы о том, что нужно предоставлять детям выбор, а не ставить ультиматум. Некоторые мамы и папы нашли этот лайфхак идеальным, в то время как другие отметили, что поведение ребенка изменилось из-за такой методики не в лучшую сторону.

Особенности методики

Чтобы ребенок полноценно развивался, не чувствовал себя в чем-то ущемленным, чтобы видел, что его уважают и к его мнению прислушаются, родителям следует предоставлять ему свободу выбора. Как это работает? Например, вместо того, что поставить ребенка перед фактом, сказав "У нас на ужин рыба с овощами", заранее спросите: "Что бы ты хотел съесть на ужин: рыбу с овощами или пюре с котлеткой?". Вроде бы мелочи, а малышу уже приятно, что считаются с его мнением.

Право выбора можно предоставлять по многим вопросам: например, как провести выходные, какой наряд или игрушку купить и т.д.

Однако является ли такой лайфхак панацеей от плохого поведения? Нет, если ребенок в силу своего умственного развития не готов делать этот самый выбор. Тогда насильное принуждение имеет обратный эффект.


Истерика

К детскому психологу Меган Лихи обратилась молодая мама с двухлетней малышкой. Женщина призналась, что слышала о трюке с выбором и видела, как эта методика работает с ее племянницей. Девочка действительно стала вести себя намного лучше.

Но когда молодая мама предоставила свободу выбора своей двухлетней дочке, то та разразилась истерикой. А родительница всего-то лишь спросила "Ты хочешь посидеть в коляске или прогуляться ножками?". После этого малышка впала в ступор, стала кричать и топать ногами. "Мне кажется, что ее не устраивают оба варианта, но она не может объяснить почему и предложить свой, поэтому и нервничает", - предположила молодая мама.

Мнение эксперта

Почему же на одних детей метод воспитания действует, а на других нет? Меган говорит, что в действительности трюк правильный, полезный, но не для всех детей. Здесь нужен индивидуальный подход. Даже взрослые люди не всегда любят делать выбор, стараясь перевалить ответственность на другого и молча покориться. Просто им так удобнее. С чего же родители взяли, что маленькому ребенку захочется делать этот выбор?

Есть дети, которые с детства являются "маленькими взрослыми" и пытаются проявлять самостоятельность. А есть дети, которые остаются детьми - и это вполне нормально. И обязанность родителей - это принимать решение за малышей для их же блага.


Необходимость индивидуального подхода

Разберем пример молодой мамы и ее двухлетней дочки. Что нужно человеку для принятия решения, выбора? Логическое мышление, рассудительность. Следует рассмотреть "за" и "против" двух вариантов, а потом выбрать лучший. Скажите, как двухлетний ребенок может принять взвешенное решение? Никак, просто в силу юного возраста это невозможно. Аналитическое мышление еще не так развито, выявить причинно-следственные связи также не представляется возможным. Вывод: дайте возможность ребенку побыть ребенком и не загружайте его. Исходите из его развития, возраста, особенностей характера.

С возрастом ребенок может сам начать проявлять самостоятельность, выражать свою точку зрения - тогда есть смысл воспользоваться методикой предоставления выбора. Опять же, здесь все индивидуально.


Подарите ребенку детство

Однако когда на двухлетнего малыша возлагают такую ответственность, требуют от него поступков взрослого, то он не чувствует себя в безопасности. Он ищет помощи у мамы, а мама терпеливо ждет, какой выбор сделает ребенок. Это абсурд, и такое родительское поведение только вредит психике детей. У малышей может произойти подмена ценностей: это случается, когда мамы и папы внушают ребенку, что он взрослый, и даже просят у него совета в тех или иных ситуациях.

Фото: 4 PM production/shutterstock

Дети могут быть владельцами недвижимости вне зависимости от возраста. Оформление жилья на ребенка дает гарантию, что к наступлению совершеннолетия он будет обеспечен собственной жилплощадью и никакие семейные обстоятельства не уменьшат его прав.

Однако нередко возникает необходимость в продаже или обмене недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему, а такие сделки имеют немало особенностей. Рассказываем, какие права по распоряжению жильем имеют ребенок и его родители.

Права несовершеннолетнего на недвижимость

Нет, самостоятельно распорядиться имуществом несовершеннолетние дети не могут. Те, кто не достиг 14 лет, в сделках не участвуют совсем — от их имени выступают родители (либо усыновители или опекуны). Дети в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с жильем, но только с письменного разрешения родителей (либо усыновителей или опекунов).

В обоих случаях сделки с жильем, оформленным на ребенка, могут быть совершены только с согласия органов опеки и попечительства. При этом несовершеннолетний может получить право самостоятельно распоряжаться недвижимостью с 16 лет, если будет признан органами опеки или судом полностью эмансипированным (например, если он работает, вступил в брак и т. п.).

Могут ли родители распоряжаться квартирой ребенка

Жилье, оформленное на ребенка, является исключительно его имуществом, родители не имеют на него права собственности. Родители или другие законные представители несовершеннолетнего не могут только по своей воле продать, обменять или подарить принадлежащую ему недвижимость. Они также не могут сдать собственность ребенка в аренду, передать в безвозмездное пользование или в залог, разделить имущество, выделить из него доли. На все нужно согласие органов опеки и попечительства — без этого никакие сделки, влекущие уменьшение имущества ребенка, невозможны.

Можно ли продать квартиру с несовершеннолетним собственником

Органы опеки одобряют сделки с недвижимостью, которая принадлежит детям, только в случае их выгоды — ребенок-собственник должен быть обеспечен альтернативной квартирой такой же или большей площади. Родителям или представителям ребенка придется доказать не только то, что он не останется без жилья, а еще и то, что его жилищные условия не ухудшатся.

Разрешение на продажу квартиры, оформленной на несовершеннолетнего, можно получить при перемене места жительства и при исключительных обстоятельствах, касающихся интересов ребенка (например, в случае оплаты его лечения). Но решение этого вопроса остается, опять же, за органами опеки.

На что обращают внимание органы опеки

Месторасположение жилья органы опеки также учитывают и могут не дать разрешения, если взамен московской квартиры ребенку предлагается жилье в регионах. Органы опеки также обратят внимание на цену жилья. Если стоимость предлагаемой ребенку квартиры меньше цены принадлежащей ему жилплощади, то они могут обязать родителей перечислить разницу на банковский счет несовершеннолетнего — доступ к нему он получит, когда достигнет совершеннолетия. Есть еще одно ограничение: родители (усыновители или опекуны) и их близкие родственники не могут выкупить у ребенка квартиру.

Как оформить квартиру на ребенка

Оформить недвижимость на несовершеннолетнего возможно, даже если он будет единственным ее владельцем. Чаще всего это покупка родителями квартиры детям, получение по завещанию либо дарственной.

Любое уменьшение имущества ребенка невозможно, как и совершение каких-либо сделок с ней законными представителями без разрешения вышеуказанного ведомства. Получить такое разрешение весьма сложно, уточнила юрист. По ее словам, если законные представители решат приобрести новое жилье для ребенка, они обязаны доказать, что он будет обеспечен альтернативным жильем такой же или большей площади, а его жилищные условия не ухудшатся. Кроме того, во внимание принимается место расположения новой жилплощади (поменять московскую квартиру на дом в регионе вряд ли получится), а также ее стоимость.

Если для приобретения жилплощади требуется привлечение кредитных средств, в том числе и материнского капитала, необходимо получить разрешение органов опеки и попечительства, объяснила юрист. Она подчеркнула, что такой же механизм передачи недвижимости ребенку соблюдается и при дарении — в этом случае заключается договор дарения. Если получение жилплощади происходит по завещанию, то подписей ребенка и родителей не потребуется, так как в этом случае сделка односторонняя, резюмировала эксперт.

Как выделить долю в недвижимости несовершеннолетнему

Обычно доли в доме или квартире выделяются равными. Например, если в семье двое супругов и двое детей — тогда каждый получает по 25% квартиры, пояснила юрист. По ее словам, процедура представляет собой безвозмездную передачу доли в жилой недвижимости. В дарственной или в соглашении о передаче указывается информация об участниках сделки (Ф. И. О., паспортные данные, дата рождения), данные об объекте недвижимости, размер выделяемой доли, при участии несовершеннолетних до 14 лет указываются его законные представители.

Оформление происходит у нотариуса. За удостоверение соглашения потребуется заплатить. Размер госпошлины будет зависеть от стоимости недвижимости — 0,5%, но не менее 300 руб. и не более 20 тыс. руб., подчеркнула Данильченко. По ее словам, доплаты за техническую часть работы варьируются от региона. Выделение долей заверяется в Росреестре. Для этого необходимо предоставить паспорта родителей, свидетельства о рождении детей, соглашение о выделении долей (три экземпляра), свидетельство о браке или разводе, документ, подтверждающий права собственности, чеки/квитанции об уплате госпошлины.

Как продать квартиру с долей ребенка

Если ребенок владеет долей в квартире, то продать такое жилье тоже можно лишь с разрешения органов опеки. Они могут дать согласие, если несовершеннолетний будет обеспечен долей в другой квартире, но эта доля должна быть не меньше и не дешевле, чем в продаваемом жилье. Родителям и близким родственникам запрещается покупка недвижимости несовершеннолетнего. Такие же правила действуют, если ребенок владеет не всей квартирой, а лишь долей в ней.

Полученное разрешение представляется в соответствующее подразделение Росреестра вместе с пакетом стандартных документов (заявление, правоустанавливающие документы, договор, госпошлина). Покупателю необходимо проверить, принадлежит ли доля в покупаемой квартире несовершеннолетнему ребенку, заказав выписку из ЕГРН.

Читайте также: