Понятие как форма мышления объем и содержание понятий сущность правовых понятий

Обновлено: 02.07.2024

Признаками называются свойства, состояния, качественные и количественные характеристики предметов, позволяющие устанавливать сходство и различие между ними. Существенные признаки – главные для предмета, потому что они необходимо присущи ему. Именно существенные признаки выражают качественную определенность предмета. В языке понятие выражается посредством слов и словосочетаний: человек, дерево, студент, студент первого курса, преступление, белизна, мягкость и т.д.

Структура понятия представляет единство 2-х элементов: содержания и объема.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Содержание есть качественная характеристика понятия. Признаки предмета мысли – это те характеристики, позволяют отличать его от других, сравнивать с другими, представляют его сущность.

Отличительные признаки не всегда являются существенными. Например, Платон определил человека как существо двуногое и без перьев. Это так, но данные признаки не выражают сущность человека, а какова она – об этом спорят философы. Выделить существенные отличительные признаки – это довольно трудная задача. Зачастую, содержание понятия подразумевается как бы интуитивно, а не фиксируется явно.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Добавляя признаки, т.е. увеличивая, конкретизируя содержание понятия, мы уменьшаем его объем, и можем дойти до индивида – понятия с бесконечным набором признаков. Когда мы отбрасываем признаки, т.е. уменьшаем содержание, тем самым мы увеличиваем объем понятия.

По качеству различают следующие виды понятий: конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; соотносительные и безотносительные.



Количественный аспект

Качественный аспект

Пустые понятия

Непустые понятия



Конкретные и абстрактные понятия

Положительные и отрицательные понятия

Собирательные и разделительные понятия

Соотносительные и безотносительные понятия

Единичные понятия

Общие понятия

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на две группы: совместимые и несовместимые понятия. Совместимыми называются понятия, в объемах которых есть общие элементы, несовместимыми – понятия, объемы которых не содержат общих элементов. Отношения между понятиями изображают при помощи кругов Эйлера (круговых схем). Каждый круг обозначает объем понятия, а любая точка внутри круга – предмет, входящий в его объем.

Например: Студент (А) – учащийся (В) – человек (С).
Аааа Аа

Определение понятий. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, посредством которого раскрывается содержание, — определяющим (дефиниенс).

Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.

По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные . Явные определения раскрывают сущест­ венные признаки предмета. Логически правильным считается явное определение через ближайший род и видообразующий признак. Сначала определяемое понятие подводится под более широкое, родовое, а затем, через указание видового признака ограничивается его объем.

Определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное (путем непосредственной демонстрации) и некоторые другие виды определений относятся к неявным.

Деление понятий.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.

Понятие, объем которого разбивается на виды, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому выполняется операция, называется основанием деления.

Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Деление по видоизменению признака . Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, студентов можно разбить на виды по разным основаниям: курс, успеваемость, отношение к спорту и др.

Правила деления.

Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления.

Глава I. Понятие как форма мышления

1. Понятие и предмет

Происхождение и сущность понятия

1. Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается – предмет (явление), свойство или отношение:

2. Приведите собственные примеры понятий, в которых отражались бы сами предметы (явления), их свойства, связи и отношения.

3. Какие стороны действительности отражены в следующих понятиях:

4. Чем являются все эти стороны действительности по отношению к понятию? Выразите одним словом.

Способы образования понятия

1. Следующие предметы объедините под одним общим для них понятием:

2. Какие способы использованы вами в процессе образования этих понятий?

3. Из следующих четырех предметов исключите лишний, а остальные обобщите:

4. Правильны ли следующие ответы слушателей на эту задачу:

5. Можно ли подвести под общее понятие следующие предметы:

Структура понятия

2. Служат ли все эти признаки преступления необходимыми и достаточными? Почему законодатель счел необходимым вслед за раскрытием содержания преступления дать такое разъяснение:

«Первым исчез кончик его (Чеширского кота. – Е.И.) хвоста, а последней – улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.

7. Приведите свои примеры понятий и укажите их содержание и объем.

8. В каком отношении между собой находятся содержание и объем следующих понятий:

9. Как называется в логике закон, раскрывающий это отношение между содержанием и объемом понятия?

10. Покажите на других примерах действие этого закона.

2. Понятие и слово

Слово (словосочетание) как средство выражения и закрепления понятия

1. Приведите примеры понятий, выраженных одним словом или словосочетанием (двумя, тремя и более словами).

2. Выразите следующие описательные имена одним словом-термином:

3. На следующих примерах покажите, как соотносятся слова с вещами и понятиями о них:

Слова – синонимы

1. Какими словами – синонимами можно выразить следующие понятия:

2. К каждому современному слову из левого столбца подберите соответствующий древнерусский синоним из правого:

3. Подберите собственные слова-синонимы.

4. Выделите основное для данного рассуждения понятие и выпишите из текста те слова-синонимы, которыми оно выражалось в истории науки:

5. Согласны ли вы со следующим рассуждением:

9. На какой особенности синонимов основываются следующие рассуждения:

Слова – омонимы

1. Какие понятия выражены следующими словами-омонимами:

2. Назовите ряд омонимов.

3. В каких смыслах употребляются выделенные курсивом выражения в следующих примерах:

«–А ведь хватка у нее крепкая, как. как. как. ром!

– Ну, это совсем другая крепость! – заметила Алиса.

Глава II. Виды понятий

1. Виды понятий по их содержанию

Конкретные и абстрактные понятия

1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие – абстрактными:

2. Приведите примеры конкретных и абстрактных понятий.

3. В каком смысле – конкретном или абстрактном –употреблены выделенные курсивом понятия:

«И пускай со звонами плачут глухари.

«Надолго ль эта снежность,

4. Почему в ряде примеров используется множественное число? Всегда ли возможно употребление абстрактных понятий в качестве конкретных? Покажите на примерах. А можно ли конкретные понятия использовать в качестве абстрактных? Попробуйте привести примеры.

Положительные и отрицательные понятия

1. Какие из приведенных ниже понятий следует считать положительными, а какие – отрицательными:

2. Приведите свои примеры положительных и отрицательных понятий.

3. Все ли из перечисленных ниже понятий являются отрицательными:

Собирательные и несобирательные понятия

1. Являются ли собирательными или несобирательными следующие понятия:

2. Подберите примеры собирательных и несобирательных понятий.

Соотносительные и безотносительные понятия

1. Из следующих понятий выберите соотносительные и безотносительные:

2. В случаях соотносительных понятий установите, с какими конкретно понятиями они соотносятся.

3. Подыщите примеры соотносительных и безотносительных понятий.

2. Виды понятий по их объему

Пустые и непустые понятия

1. Укажите, какие понятия относятся к пустым, а какие к непустым:

2. Подберите примеры пустых и непустых понятий.

3. Могут ли пустые понятия превратиться в непустые и наоборот? Покажите на примерах.

Общие и единичные понятия

1. Какие из приведенных понятий выступают общими, какие – единичными:

2. Подберите примеры общих и единичных понятий.

3. Из следующих высказываний выделите основные понятия и укажите все их виды:

Глава III. Отношения между понятиями

1. Отношения между понятиями по их содержанию

Сравнимые и несравнимые понятия

1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие – несравнимые:

2. Приведите примеры сравнимых и несравнимых понятий.

3. Ниже даны примеры несравнимых понятий, приведенные слушателями. Все ли из названных пар понятий действительно являются таковыми:

4. Какие отношения между понятиями обыгрываются в следующих пословицах и поговорках:

2. Отношения между понятиями по их объему

1. Какие из указанных ниже пар понятий относятся к совместимым, а какие – к несовместимым:

2. Подыщите примеры совместимых и несовместимых понятий. Совместимые понятия

1. Установите вид отношения между следующими совместимыми понятиями:

2. Отобразите отношения между этими понятиями посредством круговых схем.

3. Приведите примеры каждого вида совместимых понятий.

5. О каком виде отношений между понятиями говорится в следующем отрывке:

6. Согласны ли вы с таким обоснованием отношения между следующими понятиями:

Несовместимые понятия

1. Определите вид отношений между несовместимыми понятиями в следующих примерах:

2. Изобразите с помощью круговых схем отношения между этими понятиями.

3. Придумайте несколько примеров несовместимых понятий.

4. В каких логических отношениях находятся выделенные в тексте понятия:

5. Выразите графически, с помощью круговых схем, отношения между понятиями в следующем рекламном объявлении о вине:

6. Из следующих высказываний выделите основные понятия и определите все виды отношений между ними:

Глава IV. Логические операции с понятиями

1. Определение

Определение и сходные с ним операции

Являются ли определениями следующие высказывания:

«Развлечения – это счастье людей, не способных мыслить (А. Поп).

Структура и функции определения

1. В найденных выше определениях выделите определяемое и определяющее.

2. Раскройте структуру следующих определений и выразите их логической формулой:

3. В УК РФ дается определение преступления, а затем указываются виды преступлений, которым также даются соответствующие определения. Чем вызваны подобные определений и какую роль играют они в уголовном процессе?

Виды определений

1. К каким видам относятся следующие определения:

3. Приведите примеры определений через ближайший род и видовое отличие и определений через противоположность.

Правила определения. Ошибки в определении

1. Соблюдены ли правила в следующих определениях, и если нет, то какие допущены логические ошибки:

2. Приведите примеры неправильных определений.

2. Деление

Деление и расчленение

1. Определите, где – деление, а где – расчленение:

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

2. Для чего необходимо строго различать деление и расчленение?

3. Приведите примеры деления и расчленения.

4. Произведите деление следующих родовых понятий на виды:

5. Как связаны с делением следующие высказывания:

«Не всем быть можно в равной доле,

Роль и функции деления

1. В УК РФ раскрываются виды преступления (см. гл. 3. Понятие преступления и виды преступлений) и наказания (см. гл. 9. Понятие и цели наказания); в ГК РФ – виды обязательств (см. ч. 2, раздел IV. Отдельные виды обязательств).

В чем значение подобных классификаций?

Структура деления

Выделите основные элементы деления в следующих примерах:

Виды деления

1. Установите виды деления в следующих примерах:

Правила деления. Ошибки в делении

1. Соблюдены ли правила деления в следующих примерах, и если нет, то какие допущены логические ошибки:

2. Приведите свои примеры неправильного деления.

3. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение понятий

1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

2. Правильно ли построена цепь обобщений в следующих примерах:

3. Обобщите следующие понятия:

4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь обобщений:

Ограничение понятий

1. Правильно ли ограничены понятия в следующих примерах:

2. Правильно ли выстроена цепь ограничений понятия в следующих примерах:

3. Ограничьте следующие понятия:

4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь ограничений:

6. Какая общая логическая ошибка, связанная с ограничением понятий, допущена в следующих примерах:

7. Найдите плеоназмы в следующих выражениях:

8. Приведите примеры плеоназмов.

9. В чем суть плеоназма, выявленного А. Пушкиным в стихах П. Вяземского:

10. Правильны ли примеры плеоназмов, приведенные слушателем:

Источник: Логика: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Е. А. Иванов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Волтерс Клувер, 2007. - 405 с. - (Библиотека студентв).; ISBN 5-466-00105-8

Признаком предметаназывается то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любой предмет имеет свои признаки, которые отличают его от других предметов. Например: Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые не выражают сущности предмета, называются несущественными.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. По­нятия, отражающие множество предметов, включают общие сущест­венные признаки. Единичныепризнаки, без, которых отличить одного человека от других людей невозможно.

Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокуп­ности в абстрактной, обобщенной форме на основании их сущест­венных признаков. Понятие - одна из основных форм научного познания.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Логический прием, устанавливающий сходство и различие предметов, называется сравнением.

Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Мысленное" выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагиро­ванием.

Синтез - это прием, при помощи которого происходит мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

обобщение - прием, с помощью которого отдельные предметы на основе прису­щих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосоче­таниях.

Омонимы -это слова, совпадающие по звучанию, но выражающие различные понятия. Синонимами называют­ся слова, близкие или тождественные по своему значению, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смеше­нию понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях.

Термин— это слово или словосочетание, обозна­чающее строго определенное понятие и характеризующееся одно­значностью.

Вопрос 9. Содержание и объём понятия. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Виды понятий.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки.

Класс может включать в себя подкласс, или подмно­жество.Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­дентов юридических вузов.

Классы состоят из элементов. Элемент класса— это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будет Алтайский Государственный Университет.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака ?

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­вается универсальным классом(например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет еди­ничный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. ( русалка, круглый квадрат).

Связь объёма и содержания выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия,который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется нерегистрирующим.

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактныев зависимости от того, что они отражают: предмет или его при­знак.

5. Понятия делятся на безотносительныеи соотносительные.

Признаками называются свойства, состояния, качественные и количественные характеристики предметов, позволяющие устанавливать сходство и различие между ними. Существенные признаки – главные для предмета, потому что они необходимо присущи ему. Именно существенные признаки выражают качественную определенность предмета. В языке понятие выражается посредством слов и словосочетаний: человек, дерево, студент, студент первого курса, преступление, белизна, мягкость и т.д.

Структура понятия представляет единство 2-х элементов: содержания и объема.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Содержание есть качественная характеристика понятия. Признаки предмета мысли – это те характеристики, позволяют отличать его от других, сравнивать с другими, представляют его сущность.

Отличительные признаки не всегда являются существенными. Например, Платон определил человека как существо двуногое и без перьев. Это так, но данные признаки не выражают сущность человека, а какова она – об этом спорят философы. Выделить существенные отличительные признаки – это довольно трудная задача. Зачастую, содержание понятия подразумевается как бы интуитивно, а не фиксируется явно.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Добавляя признаки, т.е. увеличивая, конкретизируя содержание понятия, мы уменьшаем его объем, и можем дойти до индивида – понятия с бесконечным набором признаков. Когда мы отбрасываем признаки, т.е. уменьшаем содержание, тем самым мы увеличиваем объем понятия.

По качеству различают следующие виды понятий: конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; соотносительные и безотносительные.



Количественный аспект

Качественный аспект

Пустые понятия

Непустые понятия



Конкретные и абстрактные понятия

Положительные и отрицательные понятия

Собирательные и разделительные понятия

Соотносительные и безотносительные понятия

Единичные понятия

Общие понятия

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на две группы: совместимые и несовместимые понятия. Совместимыми называются понятия, в объемах которых есть общие элементы, несовместимыми – понятия, объемы которых не содержат общих элементов. Отношения между понятиями изображают при помощи кругов Эйлера (круговых схем). Каждый круг обозначает объем понятия, а любая точка внутри круга – предмет, входящий в его объем.

Например: Студент (А) – учащийся (В) – человек (С).
Аааа Аа

Определение понятий. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, посредством которого раскрывается содержание, — определяющим (дефиниенс).

Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.

По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные . Явные определения раскрывают сущест­ венные признаки предмета. Логически правильным считается явное определение через ближайший род и видообразующий признак. Сначала определяемое понятие подводится под более широкое, родовое, а затем, через указание видового признака ограничивается его объем.

Определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное (путем непосредственной демонстрации) и некоторые другие виды определений относятся к неявным.

Деление понятий.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.

Понятие, объем которого разбивается на виды, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому выполняется операция, называется основанием деления.

Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Деление по видоизменению признака . Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, студентов можно разбить на виды по разным основаниям: курс, успеваемость, отношение к спорту и др.

Правила деления.

Читайте также: