Понятие как форма мышления объем и содержание понятий сущность правовых понятий
Обновлено: 02.07.2024
Признаками называются свойства, состояния, качественные и количественные характеристики предметов, позволяющие устанавливать сходство и различие между ними. Существенные признаки – главные для предмета, потому что они необходимо присущи ему. Именно существенные признаки выражают качественную определенность предмета. В языке понятие выражается посредством слов и словосочетаний: человек, дерево, студент, студент первого курса, преступление, белизна, мягкость и т.д.
Структура понятия представляет единство 2-х элементов: содержания и объема.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Содержание есть качественная характеристика понятия. Признаки предмета мысли – это те характеристики, позволяют отличать его от других, сравнивать с другими, представляют его сущность.
Отличительные признаки не всегда являются существенными. Например, Платон определил человека как существо двуногое и без перьев. Это так, но данные признаки не выражают сущность человека, а какова она – об этом спорят философы. Выделить существенные отличительные признаки – это довольно трудная задача. Зачастую, содержание понятия подразумевается как бы интуитивно, а не фиксируется явно.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Добавляя признаки, т.е. увеличивая, конкретизируя содержание понятия, мы уменьшаем его объем, и можем дойти до индивида – понятия с бесконечным набором признаков. Когда мы отбрасываем признаки, т.е. уменьшаем содержание, тем самым мы увеличиваем объем понятия.
По качеству различают следующие виды понятий: конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; соотносительные и безотносительные.
Количественный аспект
Качественный аспект
Пустые понятия
Непустые понятия
Конкретные и абстрактные понятия
Положительные и отрицательные понятия
Собирательные и разделительные понятия
Соотносительные и безотносительные понятия
Единичные понятия
Общие понятия
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на две группы: совместимые и несовместимые понятия. Совместимыми называются понятия, в объемах которых есть общие элементы, несовместимыми – понятия, объемы которых не содержат общих элементов. Отношения между понятиями изображают при помощи кругов Эйлера (круговых схем). Каждый круг обозначает объем понятия, а любая точка внутри круга – предмет, входящий в его объем.
Например: Студент (А) – учащийся (В) – человек (С).
Аааа Аа
Определение понятий. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, посредством которого раскрывается содержание, — определяющим (дефиниенс).
Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.
По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные . Явные определения раскрывают сущест венные признаки предмета. Логически правильным считается явное определение через ближайший род и видообразующий признак. Сначала определяемое понятие подводится под более широкое, родовое, а затем, через указание видового признака ограничивается его объем.
Определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное (путем непосредственной демонстрации) и некоторые другие виды определений относятся к неявным.
Деление понятий.
Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.
Понятие, объем которого разбивается на виды, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому выполняется операция, называется основанием деления.
Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Деление по видоизменению признака . Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, студентов можно разбить на виды по разным основаниям: курс, успеваемость, отношение к спорту и др.
Правила деления.
Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления.
Глава I. Понятие как форма мышления
1. Понятие и предмет
Происхождение и сущность понятия
1. Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается – предмет (явление), свойство или отношение:
2. Приведите собственные примеры понятий, в которых отражались бы сами предметы (явления), их свойства, связи и отношения.
3. Какие стороны действительности отражены в следующих понятиях:
4. Чем являются все эти стороны действительности по отношению к понятию? Выразите одним словом.
Способы образования понятия
1. Следующие предметы объедините под одним общим для них понятием:
2. Какие способы использованы вами в процессе образования этих понятий?
3. Из следующих четырех предметов исключите лишний, а остальные обобщите:
4. Правильны ли следующие ответы слушателей на эту задачу:
5. Можно ли подвести под общее понятие следующие предметы:
Структура понятия
2. Служат ли все эти признаки преступления необходимыми и достаточными? Почему законодатель счел необходимым вслед за раскрытием содержания преступления дать такое разъяснение:
«Первым исчез кончик его (Чеширского кота. – Е.И.) хвоста, а последней – улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало.
7. Приведите свои примеры понятий и укажите их содержание и объем.
8. В каком отношении между собой находятся содержание и объем следующих понятий:
9. Как называется в логике закон, раскрывающий это отношение между содержанием и объемом понятия?
10. Покажите на других примерах действие этого закона.
2. Понятие и слово
Слово (словосочетание) как средство выражения и закрепления понятия
1. Приведите примеры понятий, выраженных одним словом или словосочетанием (двумя, тремя и более словами).
2. Выразите следующие описательные имена одним словом-термином:
3. На следующих примерах покажите, как соотносятся слова с вещами и понятиями о них:
Слова – синонимы
1. Какими словами – синонимами можно выразить следующие понятия:
2. К каждому современному слову из левого столбца подберите соответствующий древнерусский синоним из правого:
3. Подберите собственные слова-синонимы.
4. Выделите основное для данного рассуждения понятие и выпишите из текста те слова-синонимы, которыми оно выражалось в истории науки:
5. Согласны ли вы со следующим рассуждением:
9. На какой особенности синонимов основываются следующие рассуждения:
Слова – омонимы
1. Какие понятия выражены следующими словами-омонимами:
2. Назовите ряд омонимов.
3. В каких смыслах употребляются выделенные курсивом выражения в следующих примерах:
«–А ведь хватка у нее крепкая, как. как. как. ром!
– Ну, это совсем другая крепость! – заметила Алиса.
Глава II. Виды понятий
1. Виды понятий по их содержанию
Конкретные и абстрактные понятия
1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие – абстрактными:
2. Приведите примеры конкретных и абстрактных понятий.
3. В каком смысле – конкретном или абстрактном –употреблены выделенные курсивом понятия:
«И пускай со звонами плачут глухари.
«Надолго ль эта снежность,
4. Почему в ряде примеров используется множественное число? Всегда ли возможно употребление абстрактных понятий в качестве конкретных? Покажите на примерах. А можно ли конкретные понятия использовать в качестве абстрактных? Попробуйте привести примеры.
Положительные и отрицательные понятия
1. Какие из приведенных ниже понятий следует считать положительными, а какие – отрицательными:
2. Приведите свои примеры положительных и отрицательных понятий.
3. Все ли из перечисленных ниже понятий являются отрицательными:
Собирательные и несобирательные понятия
1. Являются ли собирательными или несобирательными следующие понятия:
2. Подберите примеры собирательных и несобирательных понятий.
Соотносительные и безотносительные понятия
1. Из следующих понятий выберите соотносительные и безотносительные:
2. В случаях соотносительных понятий установите, с какими конкретно понятиями они соотносятся.
3. Подыщите примеры соотносительных и безотносительных понятий.
2. Виды понятий по их объему
Пустые и непустые понятия
1. Укажите, какие понятия относятся к пустым, а какие к непустым:
2. Подберите примеры пустых и непустых понятий.
3. Могут ли пустые понятия превратиться в непустые и наоборот? Покажите на примерах.
Общие и единичные понятия
1. Какие из приведенных понятий выступают общими, какие – единичными:
2. Подберите примеры общих и единичных понятий.
3. Из следующих высказываний выделите основные понятия и укажите все их виды:
Глава III. Отношения между понятиями
1. Отношения между понятиями по их содержанию
Сравнимые и несравнимые понятия
1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие – несравнимые:
2. Приведите примеры сравнимых и несравнимых понятий.
3. Ниже даны примеры несравнимых понятий, приведенные слушателями. Все ли из названных пар понятий действительно являются таковыми:
4. Какие отношения между понятиями обыгрываются в следующих пословицах и поговорках:
2. Отношения между понятиями по их объему
1. Какие из указанных ниже пар понятий относятся к совместимым, а какие – к несовместимым:
2. Подыщите примеры совместимых и несовместимых понятий. Совместимые понятия
1. Установите вид отношения между следующими совместимыми понятиями:
2. Отобразите отношения между этими понятиями посредством круговых схем.
3. Приведите примеры каждого вида совместимых понятий.
5. О каком виде отношений между понятиями говорится в следующем отрывке:
6. Согласны ли вы с таким обоснованием отношения между следующими понятиями:
Несовместимые понятия
1. Определите вид отношений между несовместимыми понятиями в следующих примерах:
2. Изобразите с помощью круговых схем отношения между этими понятиями.
3. Придумайте несколько примеров несовместимых понятий.
4. В каких логических отношениях находятся выделенные в тексте понятия:
5. Выразите графически, с помощью круговых схем, отношения между понятиями в следующем рекламном объявлении о вине:
6. Из следующих высказываний выделите основные понятия и определите все виды отношений между ними:
Глава IV. Логические операции с понятиями
1. Определение
Определение и сходные с ним операции
Являются ли определениями следующие высказывания:
«Развлечения – это счастье людей, не способных мыслить (А. Поп).
Структура и функции определения
1. В найденных выше определениях выделите определяемое и определяющее.
2. Раскройте структуру следующих определений и выразите их логической формулой:
3. В УК РФ дается определение преступления, а затем указываются виды преступлений, которым также даются соответствующие определения. Чем вызваны подобные определений и какую роль играют они в уголовном процессе?
Виды определений
1. К каким видам относятся следующие определения:
3. Приведите примеры определений через ближайший род и видовое отличие и определений через противоположность.
Правила определения. Ошибки в определении
1. Соблюдены ли правила в следующих определениях, и если нет, то какие допущены логические ошибки:
2. Приведите примеры неправильных определений.
2. Деление
Деление и расчленение
1. Определите, где – деление, а где – расчленение:
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
2. Для чего необходимо строго различать деление и расчленение?
3. Приведите примеры деления и расчленения.
4. Произведите деление следующих родовых понятий на виды:
5. Как связаны с делением следующие высказывания:
«Не всем быть можно в равной доле,
Роль и функции деления
1. В УК РФ раскрываются виды преступления (см. гл. 3. Понятие преступления и виды преступлений) и наказания (см. гл. 9. Понятие и цели наказания); в ГК РФ – виды обязательств (см. ч. 2, раздел IV. Отдельные виды обязательств).
В чем значение подобных классификаций?
Структура деления
Выделите основные элементы деления в следующих примерах:
Виды деления
1. Установите виды деления в следующих примерах:
Правила деления. Ошибки в делении
1. Соблюдены ли правила деления в следующих примерах, и если нет, то какие допущены логические ошибки:
2. Приведите свои примеры неправильного деления.
3. Обобщение и ограничение понятий
Обобщение понятий
1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:
2. Правильно ли построена цепь обобщений в следующих примерах:
3. Обобщите следующие понятия:
4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь обобщений:
Ограничение понятий
1. Правильно ли ограничены понятия в следующих примерах:
2. Правильно ли выстроена цепь ограничений понятия в следующих примерах:
3. Ограничьте следующие понятия:
4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь ограничений:
6. Какая общая логическая ошибка, связанная с ограничением понятий, допущена в следующих примерах:
7. Найдите плеоназмы в следующих выражениях:
8. Приведите примеры плеоназмов.
9. В чем суть плеоназма, выявленного А. Пушкиным в стихах П. Вяземского:
10. Правильны ли примеры плеоназмов, приведенные слушателем:
Источник: Логика: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Е. А. Иванов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Волтерс Клувер, 2007. - 405 с. - (Библиотека студентв).; ISBN 5-466-00105-8
Признаком предметаназывается то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Любой предмет имеет свои признаки, которые отличают его от других предметов. Например: Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.
Логика выделяет признаки существенные и несущественные.
Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые не выражают сущности предмета, называются несущественными.
Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Единичныепризнаки, без, которых отличить одного человека от других людей невозможно.
Понятие лишено наглядности. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятие - одна из основных форм научного познания.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Логический прием, устанавливающий сходство и различие предметов, называется сравнением.
Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Мысленное" выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.
Синтез - это прием, при помощи которого происходит мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.
обобщение - прием, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.
Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях.
Омонимы -это слова, совпадающие по звучанию, но выражающие различные понятия. Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской.
Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях.
Термин— это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью.
Вопрос 9. Содержание и объём понятия. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Виды понятий.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки.
Класс может включать в себя подкласс, или подмножество.Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов.
Классы состоят из элементов. Элемент класса— это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будет Алтайский Государственный Университет.
Отношение элемента к классу выражается при помощи знака ?
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом(например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. ( русалка, круглый квадрат).
Связь объёма и содержания выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия,который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.
Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим.
3. Понятия делятся на конкретные и абстрактныев зависимости от того, что они отражают: предмет или его признак.
5. Понятия делятся на безотносительныеи соотносительные.
Признаками называются свойства, состояния, качественные и количественные характеристики предметов, позволяющие устанавливать сходство и различие между ними. Существенные признаки – главные для предмета, потому что они необходимо присущи ему. Именно существенные признаки выражают качественную определенность предмета. В языке понятие выражается посредством слов и словосочетаний: человек, дерево, студент, студент первого курса, преступление, белизна, мягкость и т.д.
Структура понятия представляет единство 2-х элементов: содержания и объема.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Содержание есть качественная характеристика понятия. Признаки предмета мысли – это те характеристики, позволяют отличать его от других, сравнивать с другими, представляют его сущность.
Отличительные признаки не всегда являются существенными. Например, Платон определил человека как существо двуногое и без перьев. Это так, но данные признаки не выражают сущность человека, а какова она – об этом спорят философы. Выделить существенные отличительные признаки – это довольно трудная задача. Зачастую, содержание понятия подразумевается как бы интуитивно, а не фиксируется явно.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Добавляя признаки, т.е. увеличивая, конкретизируя содержание понятия, мы уменьшаем его объем, и можем дойти до индивида – понятия с бесконечным набором признаков. Когда мы отбрасываем признаки, т.е. уменьшаем содержание, тем самым мы увеличиваем объем понятия.
По качеству различают следующие виды понятий: конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; соотносительные и безотносительные.
Количественный аспект
Качественный аспект
Пустые понятия
Непустые понятия
Конкретные и абстрактные понятия
Положительные и отрицательные понятия
Собирательные и разделительные понятия
Соотносительные и безотносительные понятия
Единичные понятия
Общие понятия
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на две группы: совместимые и несовместимые понятия. Совместимыми называются понятия, в объемах которых есть общие элементы, несовместимыми – понятия, объемы которых не содержат общих элементов. Отношения между понятиями изображают при помощи кругов Эйлера (круговых схем). Каждый круг обозначает объем понятия, а любая точка внутри круга – предмет, входящий в его объем.
Например: Студент (А) – учащийся (В) – человек (С).
Аааа Аа
Определение понятий. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, посредством которого раскрывается содержание, — определяющим (дефиниенс).
Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.
По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные . Явные определения раскрывают сущест венные признаки предмета. Логически правильным считается явное определение через ближайший род и видообразующий признак. Сначала определяемое понятие подводится под более широкое, родовое, а затем, через указание видового признака ограничивается его объем.
Определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное (путем непосредственной демонстрации) и некоторые другие виды определений относятся к неявным.
Деление понятий.
Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.
Понятие, объем которого разбивается на виды, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому выполняется операция, называется основанием деления.
Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Деление по видоизменению признака . Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, студентов можно разбить на виды по разным основаниям: курс, успеваемость, отношение к спорту и др.
Правила деления.
Читайте также: