Может ли существовать правовое государство без разделения властей

Обновлено: 04.07.2024

В юридической литературе правовое государство определяется, как форма организации государственной власти, при которой осуществлено ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную, признается верховенство закона, обеспечиваются принципы демократии и законности, правовая защищенность человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, осуществляется содействие становлению институтов гражданского общества.

Согласно такому определению, одним из основополагающих принципов правового государства является принцип разделения властей.

Основоположниками теории разделения властей являются Дж.Локк и Ш.Монтескье.

В настоящее время разделение властей также является одним из основных признаков в государствах, позиционирующих себя правовыми.

В ст. 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия – это правовое государство.

Разделение властей – один из принципов действующей Конституции РФ 1993 г.. Ст. 10 Конституции указывает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. На основе этого принципа государственную власть в стране осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды (ст. 10, 11).

Согласно конституционному положению, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание – парламент. Он состоит их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет правительство Российской Федерации (ст. 110).

Как известно в этом году Верховный суд и Высший арбитражный суд объединились.

Президент РФ по природе и характеру выполняемых функций - глава государства, но не является органом какой-либо из трех властей.

С этой точки зрения президентская власть (как власть главы государства) несколько возвышается над другими ветвями власти.

Что такое ветвь государственной власти? – это обособленная организационно-функциональная структура государственного механизма, реализующая определенную управленческую функцию посредством специализированных форм, методов, процедур.

Конституция РФ достаточно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию, предусмотрела в этом плане необходимые сдержки и противовесы:

а) применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса (ст. ст. 105, 108 Конституции Российской Федерации);

б) право Президента Российской Федерации наложить вето при поспешных решениях законодателя (ст. 107 Конституции Российской Федерации);

в) предусмотренная Основным Законом страны возможность для Государственной Думы и Совета Федерации в установленном порядке (ст. 107 Конституции РФ) преодолеть вето Президента;

г) право Президента принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 117 Конституции Российской Федерации);

д) право Государственной Думы выразить вотум недоверия Правительству Российской Федерации (ч. 3 ст. 117 Конституции Российской Федерации);

е) необходимость согласия Государственной Думы при назначении Президентом на должность Председателя Правительства Российской Федерации (п. “а” ст. 83 Конституции Российской Федерации);

ж) право Государственной Думы выдвинуть обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности (п. “ж” ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации);

з) право Президента Российской Федерации распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117 Конституции Российской Федерации) и др.

Следует учитывать и то, что теория разделения властей нигде полностью не была воплощена в жизнь. В одних странах равновесие властей было нарушено в пользу парламента, в других в пользу правительства.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся:

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

- Президент Российской Федерации;

- Совет Министров Российской Федерации;

- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или

- Органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

- суды республик и других субъектов РФ;

- районные народные суды;

- суды специальной юрисдикции.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во всевластие, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового государства.

3.4 Верховенство закона. Верховенство закона в Российской Федерации

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации - юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм.

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны, и готовность внести в них необходимые исправления и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлению правового государства.

В современном демократическом государстве эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.

Идея единого правового пространства становится национальной. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии. Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм общественного и государственного строя, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие форм собственности, создание необходимых условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу, жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной признаку правового государства.

Содержание

Содержание

В сегодняшней статье будет рассматриваться правовое государство как целостная система взаимоотношений в обществе. Мы разберем понятие правового государства и его особенности. А также подробно опишем все признаки, которые определяют государство правовым.

Понятие правового государства

Государство, жизнь которого строится на соблюдении норм и правил, отличается от обычного тем, что вся деятельность внутри общества находится в подчинении у права, и эта деятельность обязательно целевая. Цель заключается в обеспечении прав и свобод человека. Подчинение праву говорит о том, что каждому гражданину будет обеспечена надежная защита не только жизни, но и взглядов.

С другой точки зрения, правовое государство – такое государство, где деятельность государственной власти строится на правовых нормах, правилах. Они созданы для того, чтобы население правового государства могло быть уверено в хорошей и свободной жизни при имеющейся власти.

Сущность правового государства заключается в том, что в нем будет действовать установленное верховное право и ограничение на власть государства посредством права. Еще один смысл правового государства заключается в возможности реализовывать законность соблюдения всех прав и свобод как каждого отдельно взятого человека, так и всего общества в целом.

Чтобы реализовать жизнь в правовом государстве, оно должно соответствовать определенным требованиям, одно из которых – государство необходимо существовать как система гарантий от бесконтрольных вмешательств в гражданское общество.

Если рассматривать правовое государство как фактор влияния, тогда это авторитетность крайне высокого уровня. Такое государство подразумевает режим реального главенства права каждого гражданина в двух сферах жизни: духовной и экономической.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что правовое государство – разностороннее, в него входят те же виды деятельности, что и в государство конституционно-демократическое.

Так или иначе, но только правовое государство способно обеспечить деятельность всех сфер общества в соответствии с теми порядками, которые изначально устраивают все население (общество в целом) и обеспечивают его полноценную, свободную и счастливую жизнь.

По каким признакам можно выявить правовое государство

Официально, всего выделяют пять признаков правового государства:

    1. Первый признак – положение права в основе всей деятельности и существования общества.
    2. Второй признак – признание в государстве высшим приоритетом гарантии всех прав и свобод гражданина.
    3. Третий признак – равенство всего населения государства перед законом.
    4. Четвертый признак – разделение властей.
    5. Пятый признак – признание в государстве суда независимым органом власти.

    В соответствии с различными возникающими ситуациями, ученые выделяют еще одну пару признаков – верховенство государства в соответствии со всеми нормативными актами и признание международного права приоритетным.

    Ниже мы подробнее разберем некоторые из перечисленных признаков, чтобы лучше разобраться с тем, что такое правовое государство, и как его реализуют в обществе.

    Этот признак необходимо закрепить в Конституции и на законодательном уровне, а также в тех сферах жизни общества, которые соответствуют естественному праву. Идея правового государства фиксирует невозможность разрушить права и свободы человека, а также признает за собой обязанность соблюдать и выполнять эти права и свободы.

    Независимость суда

    Такой признак правового государства является еще и основным механизмом гарантии прав и свобод. Он обеспечивается всевозможными властными и общественными структурами, в силу того, что независимый суд вправе и имеет возможность отстаивать права граждан от возникновений произвольных ситуаций со стороны исполнительной власти.

    Независимость суда обеспечивается статьей 120 Конституции Российской Федерации и другими статьями, в которых фиксируется несменяемость и личная неприкосновенность сотрудников, в частности, судей.

    Также существуют статьи, которые фиксируют и дают право судам на то, чтобы ограничивать права и свободы населения. Примером этого может стать арест имущества по статье 35 . Согласно ей, никто, кроме суда, не имеет права лишить человека его личного имущества.

    Верховенство Конституции по отношению ко всем действующим нормативным актам

    Ни один закон, предусмотренный законодательством государства, не может корректировать, изменять или как-либо дополнять Конституцию. А тем более, не следовать ее статьям.

    Конституция представляет собой основу той системы права, которая призвана создавать порядок, но при этом Конституция и Право будут сосуществовать на равных. Даже в самой Конституции зафиксирован тот факт, что Конституция закреплена как верховный инструмент Права.

    Приоритетность действия международного права

    Такой принцип правового государства обеспечивает связь и партнерские отношения с соседними странами, что благоприятно сказывается не только на политике государства, но и на его экономике.

    Конституция Российской Федерации разделяет приоритетность международного права на две составляющие:

    • Первая – международное право является частью правовой системы государства. Вторая – при возникновении разногласий в законах и международном праве, приоритет будет отдан в сторону урегулирования международных разногласий.

    Перечисленные выше признаки правового государства признаются основными, однако на практике возникает ряд факторов, которые включают:

    • Верховную власть Парламента в законодательной сфере.
    • Демократический контроль за деятельностью гражданской армии за границей и внутри государства.
    • Самостоятельность средств массовой информации (то есть, государство не вмешивается в деятельность СМИ).
    • Законность методов реализации деятельности органов контрразведки.
    • Гласность внешнеполитических действий правительства правового государства.

    Ряд этапов, на которых формируется правовое государство

    Правовое государство формируется в определенной последовательности этапов. Всего их три:

    1. Первый этап заключается в том, что сначала в государстве должны быть предпосылки, способные обеспечивать главенствующую позицию права. Такие предпосылки могут касаться абсолютно любой сферы жизни общества, например, социального или культурного характера.
    2. Второй этап – когда государственная власть начинает принимать меры для обеспечения главенствующей роли права. Мотив для принятия решений в этом смысле может быть любым, начиная от возникающей воли у органов власти и до моментов возникновения острых социальных разногласий.
    3. Третий этап – на этот этап может перейти то государство, которое установило и эффективно реализует право как верховную силу для принятия решений в обществе.

    Обратите внимание! На каждый последующий этап формирования правовой жизни государства оно может перейти, только если на прошлом этапе установились определенные результаты, установленные сутью этапа.

    Принцип разделения властей

    В любом государстве, которое стремится жить в соответствии с нормами и фиксированными правилами, существует принцип разделения власти на линии деятельности. Каждая из властей – политический институт со своими правами и ответственностью/обязанностями.

    Всего выделяют три линии власти: законодательная, исполнительная, судебная.

    Все три линии власти независимы друг от друга в рамках выполнения деятельности. Но ни одна из них в отдельности не может осуществлять управление государством.

    Зачем все-таки необходимо передавать власть не одному гражданину? Для того, чтобы власть не находилась у одного человека. Принятие решений должно касаться группы лиц, чтобы быть максимально эффективным и объективным. Когда в государстве отсутствует разделение власти, это неизбежно приведет к ситуации, в которой возникает диктатура, и правит насилие.

    Правовое государство строится на трех линиях разделения власти, такой принцип является одной из главных составляющих демократической власти, которая действует в государстве.

    Кроме этого, при разделении властей каждым типом вопроса или ситуацией будет заниматься подходящий человек. Это гражданин, который профессионально разбирается в теме и возникающих вопросах.

    Заключение

    Исходя из всех перечисленных особенностей внутреннего устройства государства, живущего по правилам и нормам, можно сделать вывод, что для каждого из существующих органов исполнительной власти необходимо утверждать специальные законы и права. И именно право является базисом для всех решений всех органов власти, в том числе, тех решений, которые связаны с принуждением населения к чему-либо.

    Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs , лат. trias politica ).

    Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

    Содержание

    История

    Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

    Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

    В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

    Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.

    Содержание и значение принципа разделения властей

    Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

    Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

    Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

    Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

    Российская Федерация

    Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

    Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

    Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

    Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

    Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

    Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

      - обеспечивает деятельность Президента РФ; - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа; - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции; - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля; - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий; - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета; - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
    • другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

    Разделение властей в субъектах Российской Федерации

    Ссылки

    Литература

    Диссертационные исследования

    • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 164 с.
    • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Орёл, 2006. — 206 с.
    • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 1997. — 224 с.
    • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов, 2004. — 202 с.
    • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. — Саратов, 1999. — 205 с.
    • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. — СПб, 2006. — 230 с.
    • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. — Ярославль, 2000. — 212 с.
    • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. — М., 2003. — 194 с.

    Книги

    • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992. — 54 с.
    • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. — М.: Белые альвы, 1996. — 174 с. — ISBN 5-7619-0015-7
    • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. — 100 с.
    • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. — М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. — 167 с.
    • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. — М.: Российская академия социальных наук, 2001. — 45 с. — ISBN 5-9421-001-10
    • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. — Н. Новгород, 1997. — 178 с.
    • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. — М.: Наука, 1984. — 190 с.
    • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. — М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. — 126 с.
    • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. — М.: Прогресс; Универс, 1994. — 413 с. — ISBN 5-01-004056-5
    • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. — 217 с — ISBN 5-88081-054-2
    • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2004. — 399 c. — ISBN 5-98553-013-2
    • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юрид. лит., 1995. — 174 с. — ISBN 5-7260-0776-X
    • David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. — Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. — 319 p. — ISBN 0-521-66020-3

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Принцип разделения властей" в других словарях:

    ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — (principle of distribution (division) of powers) условие и гарантия демократизма, признанный и сравнительно давно существующий в мировой практике принцип оценки власти, как сложного явления, имеющего ряд относительно самостоятельных и независимых … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Разделения властей теория — Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

    РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПРИНЦИП — (лат. principium основа, начало) принцип реализации власти, в соответствии с которым государственная власть в демократических странах разделяется на три равноправные и независимые ветви законодательную, исполнительную и судебную, создается… … Политологический словарь-справочник

    ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Юридическая энциклопедия

    ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Принцип верховенства закона — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия

    Разделение властей — принцип разделения властей на судебную, законодательную и исполнительную на практике имеет смысл только в том случае, если имеется четвертая власть, стоящая над ними и способная в любой момент поставить “зарвавшуюся” ветвь на место. Представление … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Разделение властей — политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном… … Википедия

    Разделение властей, теория — Разделение властей политико правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.… … Википедия

    Читайте также: