Где должны храниться персональные данные граждан рф

Обновлено: 02.07.2024

Согласно закону 152-ФЗ, компании обязаны защищать персональные данные (ПДн) своих сотрудников и клиентов, хранить и обрабатывать их по определенным правилам.

Разберем, что такое ПДн, какие они бывают, что такое обработка персональных данных и как соблюсти все требования закона.

Что относится к персональным данным

Персональные данные — это любая информация, которая относится к конкретному человеку, или субъекту персональных данных. ФИО, мобильный телефон, email, адрес проживания, фотография, паспортные данные — всё это ПДн.

То же самое касается данных опросов. Если вы анонимно опрашиваете людей об их семейном положении, то не собираете персональные данные. А если спрашиваете ФИО, номер телефона и семейное положение, то по закону всё это персональные данные.

Небольшой пример, чтобы было понятнее, что входит в персональные данные, а что нет:

Никакого строгого списка или перечня персональных данных нет. Обычно получается, что для того, чтобы данные можно было считать персональными, нужно их с чем-то сочетать, например, с ФИО или паспортными данными.

Какие бывают виды персональных данных

В Постановлении правительства №1119 перечислены категории персональных данных. Всего их четыре: общие (или общедоступные), специальные, биометрические и иные.

Общие персональные данные

К ним законодательство о персональных данных относит базовые личные данные: ФИО, место регистрации, информация о месте работы, номер телефона, email.

Обычно эти данные и так известны некоторым другим людям, могут быть опубликованы в общедоступных источниках. Например, о месте работы человека могут знать его друзья в социальных сетях.

Специальные персональные данные

Информация о личности человека: расовая и национальная принадлежность, политические, религиозные и философские взгляды, состояние здоровья, подробности интимной жизни, информация о судимостях.

Специальные категории персональных данных отличаются от общих тем, что обычно находятся в закрытом доступе. Их можно узнать только лично у человека, либо сделав официальный запрос в больницу, полицию или суд. Чаще всего сообщать эти данные человек не обязан, они — его личное дело.

Биометрические персональные данные

Это физиологические или биологические особенности человека, которые используют для установления его личности. К ним могут относиться фотографии, отпечатки пальцев, группа крови, генетическая информация.

Однако все эти данные не всегда являются биометрическими. Согласно разъяснению правительства , они становятся такими, только если вы храните их с целью идентификации личности. Например, если на проходной стоит камера с распознаванием лиц, фотографии сотрудников будут биометрическими данными — именно по ним вы определяете личность человека.

А если к личному делу сотрудника или профилю клиента прикреплена его фотография — эти данные не биометрические. Вы не используете их для идентификации, а уже знаете, кому принадлежит фото, и просто дополняете им информацию.

То же самое касается других подобных данных, в том числе медицинских. Если их используют просто для сбора информации о пациенте, они не биометрические, а общие или специальные.

Иные персональные данные

В эту категорию ПДн относят всё, что нельзя отнести к общедоступным, специальным или биометрическим данным: принадлежность к определенной социальной группе, к примеру, членство в клубе, или корпоративные данные, например, то, что хранится в бухгалтерии: зарплата, периоды отпусков, стаж и так далее.

Иные данные сложнее всего отличить от специальных. Разница следующая:

  • Специальные данные характеризуют человека как личность, часто человеку важно, чтобы посторонние их не знали.
  • Иные данные — это просто дополнительная информация, они часто могут меняться.

Кто такие оператор и субъект персональных данных

В законе о защите персональных данных упоминаются оператор и субъект ПДн. Разберемся, кто это такие.

Оператор ПДн — компания, которая собирает, хранит, обрабатывает и распространяет персональные данные. Чтобы понять, является ли компания оператором, нужно разобраться, что такое хранение и обработка персональных данных:

  • Хранение персональных данных по 152-ФЗ — это когда вы держите данные у себя, например, записали на свой сервер или в базу данных в облаке. Кстати, если данные на бумаге, и вы держите их в папках и архивах, то тоже занимаетесь хранением персональных данных.
  • Обработка персональных данных — любые действия с ними: запись, извлечение, анализ, изменение, передача и даже удаление. Даже если вы просто собираете данные, вы их уже обрабатываете.

Субъект персональных данных — это любой человек, персональные данные которого получил оператор. Например, вы заполнили в магазине анкету на карточку постоянного покупателя — вы стали субъектом ПДн, а магазин — оператором ваших персональных данных.

В компаниях данные разных субъектов ПДн обрабатывают по-разному. Например, доступ к данным сотрудников имеют одни люди, а к данным клиентов — другие. Поэтому при составлении правил работы с данными в компании выделяют разные категории субъектов персональных данных, например: сотрудники, клиенты, стажеры, представители клиентов, родственники сотрудников.

Кто является оператором персональных данных? Тот, кто собирает ПДн, хранит их у себя на серверах, анализирует, изменяет и передает.

Как оператор обязан защищать персональные данные

Согласно 152-ФЗ оператор должен обеспечить защиту персональных данных. Степень защиты зависит от типа данных:

  • Общедоступные нуждаются в самой слабой защите — их довольно легко получить, обычно их не скрывают.
  • Иные данные нужно защищать чуть сильнее — они известны меньшему кругу лиц.
  • Биометрические данные защищают еще серьезнее, поскольку их можно использовать для идентификации человека.
  • В самой серьезной защите нуждаются специальные данные — их часто можно использовать, чтобы навредить человеку.

Для защиты персональных данных по 152-ФЗ оператор должен построить защищенную IT-инфраструктуру и следить, чтобы ПДн всегда были доступны, не потерялись и не попали в руки посторонних.

Кроме защиты данных, оператор обязан собирать, обрабатывать и передавать данные куда-либо только с согласия их владельца, а также отчитываться о сборе данных и мерах защиты перед государством.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федерального архивного агентства от 19 марта 2020 г. № Р/В-534 Об организации хранении, комплектовании, учете и использовании содержащих персональные данные документов Архивного фонда РФ


Обзор документа

Письмо Федерального архивного агентства от 19 марта 2020 г. № Р/В-534 Об организации хранении, комплектовании, учете и использовании содержащих персональные данные документов Архивного фонда РФ

Вопрос: Согласно ст. 438 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утв. приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236) документы (заявления, анкеты, справки, копии документов, удостоверяющих личность, копии документов о трудовой деятельности, квалификации, образовании) лиц, не принятых на работу, подлежат хранению в течение 1 года.

Согласно пункту 5 Разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 14 декабря 2012 г. "Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве" в случае отказа в приеме на работу сведения, предоставленные соискателем, должны быть уничтожены в течение 30 дней, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, где срок хранения персональных данных соискателя определен в течение 3 лет.

В связи с чем прошу пояснить, каким из документов следует руководствоваться при определении сроков хранения документов лиц, не принятых на работу, чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации и ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Ответ: Федеральное архивное агентство рассмотрело письмо, полученное по электронной почте, и сообщает следующее.

Действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 1).

В соответствии с частью 2 статьи 21.1. Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" сроки хранения архивных документов независимо от места их хранения исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством, то есть исчисляются в годах.

Таким образом, для документов, предусмотренных пунктом "б" статьи 438 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень), утвержденного приказом Росархива от 20 декабря 2019 г. N 236, был установлен срок хранения 1 год, исходя из практической надобности документов, включенных в статью 438.

Пункт 5 Разъяснений Роскомнадзора от 24 декабря 2012 г. касается сведений, предоставленных соискателем на замещение вакантной должности, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, но не документов соискателя на замещение вакантной должности.

Заместитель начальника отдела
комплектования и делопроизводства
М.В. Кузьмина

Обзор документа

Закон о персональных данных не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда РФ и других архивных документов.

Сроки хранения архивных документов независимо от места их хранения исчисляются в годах с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством.

Для документов лиц, не принятых на работу, был установлен срок хранения 1 год, исходя из практической надобности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Персональные данные — это практически любая информация о физическом лице. Поэтому если Ваша организация работает с людьми, о которых Вы так или иначе информацию собираете, то эта инструкция будет Вам полезна. Она затронет следующие аспекты: получение согласия на обработку, уведомление субъекта персональных данных об обработке данных, уведомление Роскомнадзора, трансграничная передача данных, необходимость хранить персональные данные в России и организационные требования к оператору. Так что наберитесь терпения.

Хранилище

Получение согласия

По общему правилу, если Вы обрабатываете (например, храните обращения граждан), то всегда лучше иметь согласие лица на обработку его персональных данных. Примерную форму такого согласия можно найти по ссылке.

Естественно, в работе правозащитных организаций иногда получить согласие человека невозможно. Например, при похищении человека или при применении пыток к заключенному. В законодательстве есть ряд исключений, которые позволяют обрабатывать персональные данные без согласия. Поэтому при работе с такими обращениями важно понимать, в какую категорию исключений они могут попасть (на случай, если к Вам после публикаций придет Роскомнадзор с проверкой). Но их немного:

Если обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, и если получение согласия субъекта персональных данных невозможно. Как только угроза жизни или здоровью прекращается, обработка должна быть прекращена. При этом понять, когда, по мнению Роскомнадзора, угрозу можно считать прекращенной, например, при жалобах на пытки в СИЗО, не совсем ясно. Очевидно одно, что в течение короткого времени, данное исключение будет позволять работать с персональными данными, но если есть перспектива долгосрочной работы над обращением, лучше взять согласие.

Если есть договор между организацией и лицом (например, родственником пропавшего), в котором бенефициаром (человеком, в пользу которого договор исполняется) является лицо, чьи персональные данные подлежат обработке. Это может быть договор оказания услуг (например, юридических, и например, на безвозмездной основе). Поэтому если получение согласие от субъекта персональных данных никак невозможно, то рекомендуем заключить подобный договор с родственником. В таком случае, Вам будет, что предъявить Роскомнадзору при внеплановой проверке.

Уведомление Роскомнадзора

Помимо получения согласия на обработку персональных данных есть еще одна бюрократическая сложность. В некоторых случаях необходимо уведомлять Роскомнадзор о том, что Ваша организация обрабатывает персональные данные. Как только такое уведомление Роскомнадзор получает, Вашу организацию могут включить в список плановых проверок. Само уведомление заполнить несложно. Его форму можно найти здесь . (ссылка на ).

В каких случаях можно не уведомлять Роскомнадзор:

  1. При обработке персональных данных работников организации
  2. Если персональные данные включают только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных.
  3. Если персональные данные обрабатываются для исполнения договора, который был заключен между организацией и субъектом персональных данных. Если Ваша организация не заключает договоры, но у Вас есть письменное обращение доверителя в Вашу организацию, то такое обращение также можно рассматривать в качестве основания для неуведомления Роскомнадзора. Обращаем внимание, что в случае заключения договора, в котором субъект персональных данных является бенефициаром (как, например, при похищениях и насильственных исчезновениях), а не стороной, то такой договор не освобождает от необходимости уведомления Роскомнадзора.
  4. Если данные обрабатываются без использования средств автоматизации. Многие общественные организации пользуются примерно следующим спектром офисных программ — Word, Excel, Power point + СПС типа Консультант. Мы полагаем, что обработка персональных данных с использованием данных программ не является обработкой с использованием автоматизации (почему мы так считаем, можете прочитать здесь). Таким образом, уведомлять Роскомнадзор об обработке не требуется. Однако судебная практика еще окончательно не ответила на этот вопрос. Поэтому если желаете перестраховаться, то лучше подать уведомление в Роскомнадзор.

Трансграничная передача персональных данных

Закон устанавливает, что трансграничная передача персональных данных – это передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу. Чаще всего правозащитные организации осуществляют трансграничную передачу в случае отправления жалоб в Европейский суд по правам человека или в органы ООН.

Требования законодательства таковы, что если трансграничная передача осуществляется не в безопасную страну (список безопасных стран можно посмотреть здесь ), то необходимо или иметь договор с субъектом персональных данных, который бы предусматривал возможность такой передачи, или необходимо получить отдельное согласие на такую трансграничную передачу.

Хранение персональных данных на территории России

Может быть, помните, что начиная с лета 2014 года было много шума из-за принятия закона о персональных данных (№242-ФЗ)? Этот закон обязывает операторов персональных данных обеспечить запись, хранение (и прочие операции) персональных данных граждан РФ с использованием баз данных на территории РФ с 1 сентября 2015 года. Это означает, что персональные данные наших соотечественников должны храниться на российской территории. Однако это не означает, что за рубежом они не могут храниться вовсе. Согласно позиции Министерства связи, хранение данных за пределами РФ является возможным, если первоначальная обработка осуществлялась на территории РФ. Другими словами, можно иметь две базы данных – одна в России, а другая – за рубежом. При этом Роскомнадзор, скорее всего, не сможет проверить, насколько эти базы идентичны.

Организационные требования к НКО

Огромное внимание Роскомнадзор уделяет правильно составленным обязательным документам. Поэтому рекомендуем Вам в самое ближайшее время разработать и утвердить следующие документы:

  1. Правила обработки персональных данных (скачать образец)
  2. Порядок доступа работников в помещения, в которых проводится обработка персональных данных
  3. Документ о назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.

С правилами обработки персональных данных необходимо ознакомить всех работников НКО под роспись. Документы, содержащие персональные данные, должны храниться в запирающихся шкафах.

Закон также требует, чтобы персональные данные уничтожались тогда, когда их хранение уже не является необходимым. Например, жалоба была выиграна в Европейском суде, решение ЕСПЧ было исполнено, значит, данные нужно уничтожить. А об уничтожении составить акт.

Более того, мы Вам ранее рассказали, что закон требует, чтобы хранение и обработка велась в России, поэтому необходимо иметь документы, подтверждающие размещение баз данных на технических площадках (ЦОД, сервера) в России. Это могут быть либо собственные серверные мощности, либо арендованные.

По общему правилу, если Вы обрабатываете (например, храните обращения граждан), то всегда лучше иметь согласие лица на обработку его персональных данных. Примерную форму такого согласия можно найти по ссылке.

Естественно, в работе правозащитных организаций иногда получить согласие человека невозможно. Например, при похищении человека или при применении пыток к заключенному. В законодательстве есть ряд исключений, которые позволяют обрабатывать персональные данные без согласия. Поэтому при работе с такими обращениями важно понимать, в какую категорию исключений они могут попасть (на случай, если к Вам после публикаций придет Роскомнадзор с проверкой). Но их немного:

Если обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, и если получение согласия субъекта персональных данных невозможно. Как только угроза жизни или здоровью прекращается, обработка должна быть прекращена. При этом понять, когда, по мнению Роскомнадзора, угрозу можно считать прекращенной, например, при жалобах на пытки в СИЗО, не совсем ясно. Очевидно одно, что в течение короткого времени, данное исключение будет позволять работать с персональными данными, но если есть перспектива долгосрочной работы над обращением, лучше взять согласие.

Если есть договор между организацией и лицом (например, родственником пропавшего), в котором бенефициаром (человеком, в пользу которого договор исполняется) является лицо, чьи персональные данные подлежат обработке. Это может быть договор оказания услуг (например, юридических, и например, на безвозмездной основе). Поэтому если получение согласие от субъекта персональных данных никак невозможно, то рекомендуем заключить подобный договор с родственником. В таком случае, Вам будет, что предъявить Роскомнадзору при внеплановой проверке.

Уведомление Роскомнадзора

Помимо получения согласия на обработку персональных данных есть еще одна бюрократическая сложность. В некоторых случаях необходимо уведомлять Роскомнадзор о том, что Ваша организация обрабатывает персональные данные. Как только такое уведомление Роскомнадзор получает, Вашу организацию могут включить в список плановых проверок. Само уведомление заполнить несложно. Его форму можно найти здесь . (ссылка на ).

В каких случаях можно не уведомлять Роскомнадзор:

  1. При обработке персональных данных работников организации
  2. Если персональные данные включают только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных.
  3. Если персональные данные обрабатываются для исполнения договора, который был заключен между организацией и субъектом персональных данных. Если Ваша организация не заключает договоры, но у Вас есть письменное обращение доверителя в Вашу организацию, то такое обращение также можно рассматривать в качестве основания для неуведомления Роскомнадзора. Обращаем внимание, что в случае заключения договора, в котором субъект персональных данных является бенефициаром (как, например, при похищениях и насильственных исчезновениях), а не стороной, то такой договор не освобождает от необходимости уведомления Роскомнадзора.
  4. Если данные обрабатываются без использования средств автоматизации. Многие общественные организации пользуются примерно следующим спектром офисных программ — Word, Excel, Power point + СПС типа Консультант. Мы полагаем, что обработка персональных данных с использованием данных программ не является обработкой с использованием автоматизации (почему мы так считаем, можете прочитать здесь). Таким образом, уведомлять Роскомнадзор об обработке не требуется. Однако судебная практика еще окончательно не ответила на этот вопрос. Поэтому если желаете перестраховаться, то лучше подать уведомление в Роскомнадзор.

Трансграничная передача персональных данных

Закон устанавливает, что трансграничная передача персональных данных – это передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу. Чаще всего правозащитные организации осуществляют трансграничную передачу в случае отправления жалоб в Европейский суд по правам человека или в органы ООН.

Требования законодательства таковы, что если трансграничная передача осуществляется не в безопасную страну (список безопасных стран можно посмотреть здесь ), то необходимо или иметь договор с субъектом персональных данных, который бы предусматривал возможность такой передачи, или необходимо получить отдельное согласие на такую трансграничную передачу.

Хранение персональных данных на территории России

Может быть, помните, что начиная с лета 2014 года было много шума из-за принятия закона о персональных данных (№242-ФЗ)? Этот закон обязывает операторов персональных данных обеспечить запись, хранение (и прочие операции) персональных данных граждан РФ с использованием баз данных на территории РФ с 1 сентября 2015 года. Это означает, что персональные данные наших соотечественников должны храниться на российской территории. Однако это не означает, что за рубежом они не могут храниться вовсе. Согласно позиции Министерства связи, хранение данных за пределами РФ является возможным, если первоначальная обработка осуществлялась на территории РФ. Другими словами, можно иметь две базы данных – одна в России, а другая – за рубежом. При этом Роскомнадзор, скорее всего, не сможет проверить, насколько эти базы идентичны.

Организационные требования к НКО

Огромное внимание Роскомнадзор уделяет правильно составленным обязательным документам. Поэтому рекомендуем Вам в самое ближайшее время разработать и утвердить следующие документы:

  1. Правила обработки персональных данных (скачать образец)
  2. Порядок доступа работников в помещения, в которых проводится обработка персональных данных
  3. Документ о назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных.

С правилами обработки персональных данных необходимо ознакомить всех работников НКО под роспись. Документы, содержащие персональные данные, должны храниться в запирающихся шкафах.

Закон также требует, чтобы персональные данные уничтожались тогда, когда их хранение уже не является необходимым. Например, жалоба была выиграна в Европейском суде, решение ЕСПЧ было исполнено, значит, данные нужно уничтожить. А об уничтожении составить акт.

Более того, мы Вам ранее рассказали, что закон требует, чтобы хранение и обработка велась в России, поэтому необходимо иметь документы, подтверждающие размещение баз данных на технических площадках (ЦОД, сервера) в России. Это могут быть либо собственные серверные мощности, либо арендованные.

Как оператору исполнить обязанность по размещению баз с персональными данными на территории РФ

Рост мировой геополитической напряженности в первой половине 2014 г. между Россией и некоторыми зарубежными странами, взаимные и встречные санкции побудили российские власти выступить с рядом инициатив по обеспечению национальной безопасности РФ.

Важной особенностью положений Закона № 242-ФЗ является акцент на гражданстве субъектов ПДн. Ранее законодательство РФ было направлено на защиту прав субъектов ПДн безотносительно их гражданства.

В случае если оператор поручает другому лицу обработку персональных данных, включая их сбор, указанное требование распространяется также и на это лицо. При этом оператор обязан обеспечить размещение данных на территории РФ.

Необходимо отметить, что требование распространяется только на обработку ПДн при их сборе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что последующие действия с ПДн могут производиться в базах данных (далее – БД) на территории иностранных государств. Кроме того, изменения в Закон № 152-ФЗ не затрагивают трансграничную передачу ПДн.

Общие рекомендации по выполнению требований Закона № 242-ФЗ

Операторам информационных систем с ПДн (далее – ИСПДн), обрабатывающим персональные данные граждан РФ, следует соблюдать следующие принципы:

  • сбор ПДн, в том числе с территории иностранных государств, ведется только в БД на территории РФ;
  • объем и актуальность ПДн, хранящихся в БД на территории РФ, должны быть равны или превосходить соответствующие показатели в отношении ПДн, хранящихся в зарубежных БД;
  • получение новых ПДн посредством использования (анализа) имеющихся ПДн, которые были собраны в БД на территории РФ и переданы за рубеж, может производиться с помощью зарубежных БД и без предварительной локализации в РФ 1 .

На текущий момент несколько органов государственной власти высказали свою позицию, которая суммирует результаты толкования ими требований Закона № 242-ФЗ в отношении размещения БД с данными российских граждан. Необходимо отметить, что нижеприведенные интерпретации норм не всегда могут считаться официальными разъяснениями, так как не все эти органы, например Роскомнадзор, наделены таким правомочием.

Позиция Государственно-правового управления Президента РФ

  • Обработка ПДн российских граждан должна осуществляться с использованием БД, находящихся на территории РФ, если только в конкретной ситуации не применимы случаи, указанные в п. 2, 3, 4, 8 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ.
  • В Законе № 242-ФЗ отсутствует упоминание о дублирующих БД или актуальных копиях данных.
  • Исходя из положений ч. 1 ст. 1 Закона № 242-ФЗ он распространяется на всех операторов.
  • Запреты, установленные в Законе № 242-ФЗ, распространяются и на те ПДн, которые были ранее переданы за пределы РФ.

Позиция Минкомсвязи

  • Субъект ПДн имеет право дать согласие на обработку своих ПДн и предоставить их любому юридическому или физическому лицу, находящемуся как на территории РФ, так и за ее пределами.
  • Оператор по-прежнему обладает правом поручить обработку ПДн иностранному лицу и осуществлять трансграничную передачу ПДн. Например, российские дочерние организации могут передавать ПДн своих работников в глобальные ИС (HR-системы, ERP-системы и т.п.), операторами которых являются иностранные материнские компании или иные организации.
  • ИСПДн может обладать географически распределенной структурой. Часть ее элементов может находиться за пределами РФ.
  • Применение дублирующих БД, находящихся на территории РФ или за ее пределами, прямо не запрещено действующим законодательством РФ.
  • Нормы Закона № 152-ФЗ применимы только на территории РФ, а Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных ETS от 28 января 1981 г. № 108 имеет приоритет над этим законом. Соответственно, иностранные лица не обязаны соблюдать его требования за пределами РФ, и они не подлежат юридической ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.
  • Закон № 242-ФЗ обратной силы не имеет. Следовательно, его положения не распространяются на правоотношения с иностранными лицами, ведущими БД с ПДн, оформленные до 1 сентября 2015 г.
  • На деятельность авиакомпаний, осуществляемую в рамках реализации международного договора РФ или федерального закона, не распространяется положения ч. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ об обязательной локализации БД с ПДн на территории РФ.
  • Обработка ПДн для целей, не предусмотренных международным договором РФ или законом, может быть осуществлена оператором в рамках исполнения требований, предусмотренных ч. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ, путем размещения в центрах обработки данных на территории РФ БД, содержащей ПДн граждан РФ, большего размера или аналогичного объему ПДн, передаваемому на территорию иностранного государства.

В целом вышеописанные позиции иллюстрируют два обобщенных подхода органов госвласти к толкованию норм Закона № 242-ФЗ:

  • жесткий подход Государственно-правового управления Президента РФ и Роскомнадзора: запрещено все, что прямо не разрешено законом;
  • мягкий подход Минкомсвязи: разрешено все, что прямо не запрещено законом.

Способы выполнения требований к обработке персональных данных

В связи с противоречивостью и фрагментарностью правоприменительной практики и комментариев уполномоченных органов затруднительно сделать однозначные выводы о наиболее оптимальных стратегиях выполнения требований к обработке персональных данных операторами, обладающими БД с ПДн российских граждан за пределами территории РФ. Можно выделить восемь возможных стратегий выполнения требований Закона № 242-ФЗ (см. рис. ниже). Допустимо комбинировать их между собой.


Следует дать дополнительные пояснения к некоторым из стратегий.

  • Стратегия № 5 подразумевает отказ от процесса обработки ПДн с помощью организации – российского резидента. Стратегия реализуется путем осуществления прямого сбора, систематизации, обновления и хранения ПДн с помощью организации за пределами России. Такая компания – оператор ПДн не подпадает под российскую юрисдикцию.
  • Стратегия № 7 подразумевает создание на территории РФ промежуточной информационной системы или БД с целью хранения, уточнения, удаления собираемых в России ПДн и их последующей передачи для обработки другому оператору, в том числе за границу. БД с ПДн может представлять собой документ в формате Excel, Word или находиться на бумажных носителях, если этого достаточно для целей обработки. Процессы в зарубежных системах (например, в глобальных системах международных холдингов и групп компаний), связанные с последующей обработкой ПДн, сохраняются неизменными или адаптируются для автоматического использования данных из России.

Перечисленные стратегии формировались исходя из презумпции, что обработка ПДн при осуществлении процедур по обеспечению непрерывности информационно-технологической инфраструктуры и восстановления ее после сбоев, при разработке и тестировании программных модулей информационных систем не регулируется напрямую Законом № 242-ФЗ в части размещения БД с ПДн на территории РФ. Данное предположение основывается на следующем доводе: в рамках резервной информационно-технологической инфраструктуры и сред разработки и тестирования программных модулей ИС не осуществляется сбор ПДн субъектов. ПДн передаются в указанную инфраструктуру и среды из иных БД с ПДн. Для минимизации юридических рисков, связанных с обработкой ПДн в средах разработки и тестирования программных модулей ИС, оператору рекомендуется рассмотреть возможность применения технологий обезличивания (обратимого и необратимого) или шифрования ПДн.

Представленные стратегии рассматривают только вопросы логики распределения информационных потоков внутри и между ИСПДн, но не затрагивают вопросы правового характера.

Риски применения стратегий выполнения требований Закона № 242-ФЗ

Для просчета юридических рисков, сопутствующих применению стратегий выполнения требований Закона № 242-ФЗ, оценивалась вероятность 4 выявления правонарушения (обнаружить несоответствие могут Роскомнадзор и Прокуратура, субъекты ПДн, контрагенты оператора и иные лица) и дальнейшего доказывания этого факта в суде. Для этого выявлялась степень соответствия стратегии требованиям закона с точки зрения органов госвласти, опирающихся на политическую ситуацию и ведомственное мнение, и судов, руководствующихся юридической трактовкой и внутренним убеждением.

Ниже приведено графическое представление интегральной оценки в диапазоне от 0 до 5 баллов в отношении величины юридических рисков для каждой из стратегий. Так, стратегия № 1 получила 0 баллов, что демонстрирует ее безрисковость. Выбор стратегии № 2 чреват наибольшим юридическим риском среди всех восьми стратегий. При реализации остальных стратегий вы в большей (стратегии № 4, 5, 8) или меньшей степени (стратегии № 3, 6, 7) рискуете столкнуться с наступлением неблагоприятных последствий, описанных далее.


Оценка реализации стратегий выполнения требований Закона № 242-ФЗ

Выбор стратегии основывается на принципе минимизации вероятного ущерба компании и расходов на ее реализацию. При этом ущерб подразделяется на штраф, влияние на бизнес и репутационный ущерб. Расходы могут быть однократными и периодическими.


Чтобы вычислить расходы, определить риски и дать общую оценку стратегии качественные значения ставятся в соответствие с количественными, которые представляют собой безразмерную величину (условные пункты).

Количественное значение Описание
Однократные расходы Периодические расходы Оценка репутационного ущерба
0 Реализация стратегии не предполагает затрат со стороны компании. Эксплуатация технических решений и сопровождение организационных процессов не требуют дополнительных затрат компании. Риски отсутствуют. Например, вследствие прекращения обработки ПДн в системе.
10 Технические и организационные изменения просты. Трудозатраты незначительны. Эксплуатация и сопровождение требуют минимальных дополнительных затрат компании. Риски минимальны. Например, для систем, в которых обрабатываются ограниченные перечни ПДн или данные ограниченного количества субъектов ПДн.
30 Технические и организационные изменения не представляют большой сложности и являются локальными для систем и бизнес-процессов. Трудозатраты невысокие. Эксплуатация и сопровождение требуют незначительных дополнительных затрат компании. Риски средние. Например, для систем, в которых обрабатываются незначительные перечни ПДн.
50 Технические и организационные изменения значительны и могут затронуть смежные системы или бизнес-процессы. Трудозатраты высокие. Эксплуатация и сопровождение требуют больших дополнительных затрат компании. Риски высокие. Например, для систем, в которых обрабатываются множество категорий ПДн или данные большого количества субъектов.
100 Технические и организационные изменения сложны в реализации. Трудозатраты очень высокие. Эксплуатация и сопровождение требуют очень больших дополнительных затрат компании. Риски очень высокие. Например, для систем, в которых обрабатываются множество категорий ПДн большого количества субъектов.
1000 Технические и организационные изменения настолько значительны, что их реализуемость в краткосрочной и среднесрочной перспективе с приемлемыми трудозатратами сомнительна. Эксплуатация и сопровождение требуют крайне больших дополнительных затрат компании. Риски крайне высокие. Например, для систем, в которых обрабатываются специальные или биометрические категории ПДн большого количества субъектов.

Оценка стратегий осуществляется в отношении только тех систем, базы данных с ПДн которых полностью или частично располагаются за пределами РФ. При оценке применяется допущение, что в течение жизненного цикла систем проверка со стороны Роскомнадзора будет проведена как минимум один раз.

Привлекательность стратегии определяется по формуле, позволяющей оценить величину расходов на ее реализацию: Si=Ci+Oi*Tэ+Pо,i*Pв,i*Pд,i*M*S1+Pо,i*Pв,i*Pсми,I*D.

  • Si – обозначение оцениваемой стратегии (значение i соответствует порядковому номеру стратегии);
  • Ci – однократные расходы при реализации стратегии i;
  • Oi – периодические расходы при реализации стратегии i;
  • Tэ – ожидаемый период эксплуатации ИСПДн;
  • Pо,i – вероятность обнаружения ИСПД проверяющими органами при реализации стратегии i;
  • Pв,i – вероятность выявления нарушений в обнаруженной ИСПДн по результатам проверки при реализации стратегии i;
  • Pд,i – вероятность признания постановления Роскомнадзора законным при реализации стратегии i;
  • М – мультипликатор (уровень) влияния на бизнес;
  • S1 – расходы на реализацию стратегии, включая периодические за период жизненного цикла;
  • Pсми,i – вероятность освещения результатов в СМИ при реализации стратегии i;
  • D – вероятный репутационный ущерб.

Влияние на бизнес выражается в виде расходов на реализацию стратегии, умноженных на мультипликатор. Мультипликатор зависит от критичности системы для бизнеса, сложности переноса системы, вовлеченности ее в основные бизнес-процессы и находится в промежутке от 1 до 3 единиц.

Вероятность обнаружения ИСПДн зависит в первую очередь от того, был ли уведомлен Роскомнадзор об этой системе, а также от вовлеченности ее в деятельность организации, и оценивается по шкале 0–100%. Для основных бизнес-процессов вероятность обнаружения ИСПДн выше. Вероятность выявления правонарушения в ИСПДн зависит от реализованной стратегии и компетентности проверяющих.

Чтобы упростить процедуру оценки вероятностей, используется экспертное мнение о степени соответствия стратегий требованиям Закона № 242-ФЗ. Степень соответствия анализируется по следующей шкале:

  • легкообнаружимое несоответствие (вероятность – 100%);
  • труднообнаружимое несоответствие (вероятность – 80%);
  • крайне труднообнаружимое несоответствие или соответствие с сильнозаметными уязвимостями (вероятность – 60%);
  • соответствие со среднезаметными уязвимостями (вероятность – 40%);
  • соответствие со слабозаметными уязвимостями (вероятность – 20%);
  • полное соответствие (вероятность – 0%).

Вероятность распространения информации в СМИ зависит от значимости нарушения, степени вовлеченности системы в основные процессы организации и также оценивается по шкале 0–100%.

Действующим законодательством не установлена прямая ответственность за неисполнение операторами требований о локализации БД с ПДн (ч. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ). Однако этот пробел может быть восполнен в среднесрочной перспективе. Размер штрафа может быть установлен в пределах 50 тыс. руб. (с учетом размера штрафа, установленного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Это значительно меньше прочих расходов на реализацию стратегий и величины сопутствующих рисков. При расчете общей оценки стратегии штраф в явном виде не учитывается.

Рассмотрим пример оценки восьми стратегий в отношении отдельно взятой ИСПДн.


Итак, в рассмотренном примере наиболее привлекательной оказалась стратегия № 1 – создание промежуточной БД на территории РФ. Немного менее привлекательной является стратегия № 2 – перенос БД на территорию РФ.

1 Согласно разъяснениям Роскомнадзора и Минкомсвязи, сбор ПДн – это процесс целенаправленного получения данных непосредственно от субъекта или привлеченных для этого третьих лиц. Обязанность по их локализации в БД на территории РФ возникает только в период сбора ПДн. Если, например, в зарубежной системе на основании собранных и локализованных в РФ данных о работнике определяется его грейд, делается вывод о необходимости направления работника на повышение квалификации или о его продвижении по службе, то такие ПДн нельзя рассматривать как получаемые во время сбора, т.е. они не были получены от субъекта или через уполномоченных оператором лиц.

3 С данным расширительным толкованием понятия БД можно не согласиться, так как согласно п. 10 ст. 3 Закона № 152-ФЗ БД является неотъемлемой частью ИСПДн, а обработка ПДн, содержащихся в БД, осуществляется с использованием информационных технологий и технических средств (средств автоматизации). При этом, согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 152-ФЗ, без использования средств автоматизации могут обрабатываться ПДн, зафиксированные на материальном носителе и содержащиеся в картотеках или иных систематизированных собраниях ПДн. Таким образом, упорядоченные массивы ПДн можно условно разделить на две категории: [электронные] базы данных в составе ИСПДн; картотеки и иные систематизированные собрания ПДн.

4 Оценка проводилась в течение трех лет. Указанный срок был определен на основании нормы, закрепленной в п. 33 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (утв. Приказом Минкомсвязи России от 14 ноября 2011 г. № 312).

Согласно закону 152-ФЗ, компании обязаны защищать персональные данные (ПДн) своих сотрудников и клиентов, хранить и обрабатывать их по определенным правилам. Разберем, что такое ПДн, какие они бывают, что такое обработка персональных данных и как соблюсти все требования закона.

Что относится к персональным данным

Персональные данные — это любая информация, которая относится к конкретному человеку, или субъекту персональных данных. ФИО, мобильный телефон, email, адрес проживания, фотография, паспортные данные — всё это ПДн.

То же самое касается данных опросов. Если вы анонимно опрашиваете людей об их семейном положении, то не собираете персональные данные. А если спрашиваете ФИО, номер телефона и семейное положение, то по закону всё это персональные данные.

Небольшой пример, чтобы было понятнее, что входит в персональные данные, а что нет:

Никакого строгого списка или перечня персональных данных нет. Обычно получается, что для того, чтобы данные можно было считать персональными, нужно их с чем-то сочетать, например, с ФИО или паспортными данными.

Какие бывают виды персональных данных

В Постановлении правительства №1119 перечислены категории персональных данных. Всего их четыре: общие (или общедоступные), специальные, биометрические и иные.

Общие персональные данные

К ним законодательство о персональных данных относит базовые личные данные: ФИО, место регистрации, информация о месте работы, номер телефона, email. Обычно эти данные и так известны некоторым другим людям, могут быть опубликованы в общедоступных источниках. Например, о месте работы человека могут знать его друзья в социальных сетях.

Специальные персональные данные

Информация о личности человека: расовая и национальная принадлежность, политические, религиозные и философские взгляды, состояние здоровья, подробности интимной жизни, информация о судимостях.

Специальные категории персональных данных отличаются от общих тем, что обычно находятся в закрытом доступе. Их можно узнать только лично у человека, либо сделав официальный запрос в больницу, полицию или суд. Чаще всего сообщать эти данные человек не обязан, они — его личное дело.

Биометрические персональные данные

Это физиологические или биологические особенности человека, которые используют для установления его личности. К ним могут относиться фотографии, отпечатки пальцев, группа крови, генетическая информация.

Однако все эти данные не всегда являются биометрическими. Согласно разъяснению правительства, они становятся такими, только если вы храните их с целью идентификации личности. Например, если на проходной стоит камера с распознаванием лиц, фотографии сотрудников будут биометрическими данными — именно по ним вы определяете личность человека.

А если к личному делу сотрудника или профилю клиента прикреплена его фотография — эти данные не биометрические. Вы не используете их для идентификации, а уже знаете, кому принадлежит фото, и просто дополняете им информацию.

То же самое касается других подобных данных, в том числе медицинских. Если их используют просто для сбора информации о пациенте, они не биометрические, а общие или специальные.

Иные персональные данные

В эту категорию ПДн относят всё, что нельзя отнести к общедоступным, специальным или биометрическим данным: принадлежность к определенной социальной группе, к примеру, членство в клубе, или корпоративные данные, например, то, что хранится в бухгалтерии: зарплата, периоды отпусков, стаж и так далее.

Иные данные сложнее всего отличить от специальных. Разница следующая:

  1. Специальные данные характеризуют человека как личность, часто человеку важно, чтобы посторонние их не знали.
  2. Иные данные — это просто дополнительная информация, они часто могут меняться.

Кто такие оператор и субъект персональных данных

В законе о защите персональных данных упоминаются оператор и субъект ПДн. Разберемся, кто это такие.

Оператор ПДн — компания, которая собирает, хранит, обрабатывает и распространяет персональные данные. Чтобы понять, является ли компания оператором, нужно разобраться, что такое хранение и обработка персональных данных:

  1. Хранение персональных данных по 152-ФЗ — это когда вы держите данные у себя, например, записали на свой сервер или в базу данных в облаке. Кстати, если данные на бумаге, и вы держите их в папках и архивах, то тоже занимаетесь хранением персональных данных.
  2. Обработка персональных данных — любые действия с ними: запись, извлечение, анализ, изменение, передача и даже удаление. Даже если вы просто собираете данные, вы их уже обрабатываете.

Субъект персональных данных — это любой человек, персональные данные которого получил оператор. Например, вы заполнили в магазине анкету на карточку постоянного покупателя — вы стали субъектом ПДн, а магазин — оператором ваших персональных данных.

В компаниях данные разных субъектов ПДн обрабатывают по-разному. Например, доступ к данным сотрудников имеют одни люди, а к данным клиентов — другие. Поэтому при составлении правил работы с данными в компании выделяют разные категории субъектов персональных данных, например: сотрудники, клиенты, стажеры, представители клиентов, родственники сотрудников.

Кратко: Кто является оператором персональных данных? Тот, кто собирает ПДн, хранит их у себя на серверах, анализирует, изменяет и передает.

Кто является субъектом персональных данных? Тот, чьи данные хранит или обрабатывает оператор ПДн.

Как оператор обязан защищать персональные данные

Согласно 152-ФЗ оператор должен обеспечить защиту персональных данных. Степень защиты зависит от типа данных:

  1. Общедоступные нуждаются в самой слабой защите — их довольно легко получить, обычно их не скрывают.
  2. Иные данные нужно защищать чуть сильнее — они известны меньшему кругу лиц.
  3. Биометрические данные защищают еще серьезнее, поскольку их можно использовать для идентификации человека.
  4. В самой серьезной защите нуждаются специальные данные — их часто можно использовать, чтобы навредить человеку.

Для защиты персональных данных по 152-ФЗ оператор должен построить защищенную IT-инфраструктуру и следить, чтобы ПДн всегда были доступны, не потерялись и не попали в руки посторонних.

Кроме защиты данных, оператор обязан собирать, обрабатывать и передавать данные куда-либо только с согласия их владельца, а также отчитываться о сборе данных и мерах защиты перед государством.

То, какую защиту нужно обеспечить персональным данным, зависит от уровня защищенности (УЗ), установленного законом. Его определяют с учетом того, какие данные вы храните и что может им угрожать. Всего уровней защищенности четыре: данные с УЗ-3 и УЗ-4 можно без проблем хранить в публичном облаке, аттестованном по 152-ФЗ, для УЗ-2 и УЗ-1 нужны особые условия, не все провайдеры могут их предоставить.

В публичном облаке MCS можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе MCS. При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Читайте также: