Должен ли работодатель оплачивать такси в ночное время

Обновлено: 04.07.2024

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

у вас нет наемных работников,

ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,

вы оказываете услуги самостоятельно,

ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.

Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.

Освобождение от НДС и НДФЛ.

Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.

Декларации сдавать не надо.

Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.

Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.

Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.

Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.

Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В МТС Кассе есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.

Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.

Подключаем смартфоны к МТС Кассе Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.

Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов.Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину, или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Разрешение выдается на машину, с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

Работа в таксопарке

По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

Сотрудничество напрямую с агрегатором

При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

Поиск заказов самостоятельно

Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:

до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;

после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;

на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.

Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.

Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.

Автоматическое продление разрешений для таксистов.

Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.

Ограничение работы до 8 часов.

Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).


Расходы на такси в налоговом учете — щекотливый вопрос, вызывающий массовый интерес бухгалтеров, вынужденных принимать такого рода расходы в учете. Рассмотрим основные случаи использования такси в хозяйственной жизни организации в этой статье. Раскроем, как можно учесть эти расходы при налогообложении прибыли, какие условия должны быть при этом выполнены, что должны знать сотрудники, пользующиеся услугами такси. А также коснемся бухгалтерского учета данного вида расходов.

Расходы на проезд в такси командированного работника

Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.

В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.

Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.

Отражаем расходы на такси в налоговом учете (нюансы)

В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.

Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.

Можно ли учесть расходы на каршеринг для сотрудников в налоговом учете? Какими документами подтвердить такие затраты? Ответы на эти и другие вопросы есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Ознакомиться с тем, какие расходы возмещаются командированному работнику, облагаются ли они НДФЛ, можно в этой статье.

Расходы на такси до работы и обратно

Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:

  1. Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
  2. Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.

Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.

Расходы на такси для работников в служебных целях

Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.

Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.

Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учли затраты на такси для командированного сотрудника. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Расходы на такси как представительские расходы

Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:

  • приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.

Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.

ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Подробнее о нормировании представительских расходов читайте в этой статье .

Расходы на такси в бухгалтерском учете

Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.

Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.

В бухучете проводки следующие:

Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;

Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.

Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:

Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.

Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.

Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:

Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.

Итоги

Расходы на оплату такси, связанные с хозяйственной деятельностью организации, привлекают особое внимание бухгалтеров и проверяющих. Для возможности их учета при расчете налога на прибыль, а также во избежание начисления НДФЛ и взносов с сумм компенсации расходов на такси работникам в организации должен быть проработан регламент пользования службой такси в рабочих поездках. С данным регламентом должны быть ознакомлены все сотрудники, чтобы не попасть на оплату проезда в такси за свой счет.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112
  • Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Работаю в компании на пятидневке. Появилась ночная работа в будни и выходные.

  1. Какая работа считается ночной?
  2. Как должна оплачиваться ночная работа в будни и выходные?
  3. Какова продолжительность такой работы?
  4. Сколько максимально можно работать ночью по выходным в месяц?

И вообще, прав ли работодатель, когда предоставляет за ночную работу дополнительные дни к отпуску, а не деньги?

Валентин, привлекать к работе ночью по закону можно почти всех работников, но за это работодатель должен больше платить. За сверхурочную ночную работу или работу по ночам в выходные тоже положена доплата.

Что закон говорит о работе в ночное время

Ночное время длится с 22:00 до 6:00.

По закону к ночной работе нельзя привлекать беременных и несовершеннолетних, если только они не работают в сфере творчества или в области спорта.

С письменного согласия к работе ночью можно привлечь:

  1. Женщин, у которых есть дети до трех лет.
  2. Людей с инвалидностью.
  3. Родителей детей с инвалидностью.
  4. Тех, кто ухаживает за больными членами семьи согласно медицинскому заключению.
  5. Матерей и отцов-одиночек , опекунов детей до пяти лет.

У таких работников не должно быть медицинских противопоказаний к работе по ночам. Кроме того, работодатели обязаны сообщить им о праве отказаться от ночной работы, а работники должны расписаться в том, что они про такое право знают. Отказ от ночной работы в таком случае не считается прогулом — работодатель не может привлечь за него к дисциплинарной ответственности.

Всех остальных работников можно привлекать к работе ночью в обычном порядке.

По общему правилу в ночное время сотрудники работают на час меньше, чем в дневное. Исключение — те, кто трудится:

  1. Сокращенный рабочий день.
  2. Посменно шесть дней в неделю с одним выходным.
  3. Именно на ночной работе по договору.
  4. Ночью столько же, сколько и днем, по условиям трудового договора: например, когда производство должно работать постоянно, и за этим нужно следить.

У таких работников ночная работа может длиться столько же, сколько днем.

Закон не ограничивает ночную работу максимальным количеством часов в месяц или максимальной продолжительностью. Но часто работа ночью — это одновременно и работа сверхурочно или в выходные. Что вам должен работодатель за такую работу и кого можно к ней привлекать, мы уже писали.

За ночную работу положена надбавка к зарплате, а не дополнительные дни отпуска. Возможно, работодатель предоставляет вам дополнительные дни к отпуску именно за работу сверхурочно. Но помните: вы сами выбираете, оплатить вам переработку или заменить оплату дополнительными днями отдыха. По умолчанию работодатель должен вам именно деньги.

Как оплачивается ночная работа

За каждый час работы ночью работодатель должен вам как минимум на 20% больше, чем за час работы днем. Это не предел повышения — конкретную величину каждый работодатель может установить в своем локальном нормативном акте, например в положении об оплате труда, трудовом договоре с вами или дополнительном соглашении к нему.

Если работодатель привлекает вас к работе не только ночью, но и сверхурочно или в выходной, он должен заплатить за все отдельно.

Например, в среду, 1 апреля, вы остались работать до 23:00. По трудовому договору вы работаете с 11:00 до 20:00 пять дней в неделю с двумя выходными. Ваш оклад — 50 000 Р в месяц.

Оставляя вас работать до позднего вечера, работодатель:

  1. Привлекает вас к сверхурочной работе на три часа — с 20:00 до 23:00.
  2. Привлекает вас к работе ночью на один час — с 22:00 до 23:00.

Предположим, что вас можно привлекать и к сверхурочной, и к ночной работе без ограничений. Рассчитаем, сколько должен заплатить работодатель.

В апреле 22 рабочих дня, в каждый из которых вы по плану работаете по восемь часов, то есть всего 176 рабочих часов. Стоимость часа вашей работы в апреле:

50 000 Р / 176 часов = 284 Р

В среду, 1 апреля, вы отработали три часа сверхурочно. По закону за первые два часа положены полуторная оплата, за оставшийся — двойная. Доплата за сверхурочную работу считается так:

(284 Р × 1,5 × 2 часа) + (284 Р × 2 × 1 час) = 1420 Р

В ночное время вы работали один час. Доплата за ночную работу составит 56,8 Р :

284 Р × 20% = 56,8 Р

Всего работодатель должен доплатить вам за ночную сверхурочную работу:

1420 Р + 56,8 Р = 1476,8 Р

Как оформить ночную работу

Если вас оставляют потрудиться лишние пару часов после 22:00, спросите у работодателя, как оформлена такая ночная работа.

Если работа ночью — разовое мероприятие, работодатель может привлечь к ней приказом. Такой приказ в первую очередь в ваших интересах. Если захотите потом уволиться и взыскать неоплаченные ночные часы, потребуется письменное доказательство того, что вы работали ночью.

Например, в Санкт-Петербурге работник не смог доказать суду, что охранял помещение работодателя ночью: работодатель письменно не оформил привлечение работника к ночной работе. А сам факт работы, к тому же не подтвержденный работодателем, ничего не значит.

Если вас привлекают к ночной работе постоянно, попросите подписать дополнительное соглашение к трудовому договору. Туда можно включить частоту ночных работ и размер надбавки, если она не установлена локальными актами работодателя.

Еще один вариант — внутреннее совместительство. Оно подойдет, если вы фактически выполняете обязанности по должности, которая уже есть в штатном расписании. Например, в штатном расписании предусмотрена должность ночного сторожа. Вы работаете с 9:00 до 18:00 бухгалтером, хотите немного подзаработать и соглашаетесь охранять предприятие по ночам.

Совместитель не может работать больше четырех часов в день, кроме выходного дня на основной работе.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Как оплатят вынужденную рабочую паузу?

Простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).

Возникновение простоя возможно:

  • по вине работодателя;
  • по вине работника;
  • по причинам, не зависящим от работодателя и работника (ст. 157 ТК РФ).

Например, если работодатель проводит плановый ремонт в помещении, где находятся рабочие места сотрудников, из-за чего они не могут работать, то это простой по вине работодателя. Если работник сломал оборудование или остался без дела, так как без должных на то оснований отказался выполнять свои обязанности, то это простой по вине работника. Если работа не выполняется из-за чрезвычайного происшествия, то будет считаться, что простой возник по причинам, не зависящим от работодателя и работника.

При этом не всегда просто определить, по чьей вине возник простой и можно ли вообще считать приостановку работы простоем. В таком случае обычно приходится обращаться в суд.

Приведем примеры нестандартных ситуаций, признанных судами простоем:

  • в компании уволен генеральный директор, и не осталось сотрудников, уполномоченных на управление организацией (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2019 г. № 33-4837/2019 по делу № 2-2170/2018);
  • сотрудников направили в отпуск без сохранения заработной платы на неопределенный срок, при этом заявления не оформлялись (Апелляционное определение Московского городского суда от 30 октября 2018 г. по делу № 33-40616/2018);
  • ограничение возможности по продаже продукции в России после принятия Правительством РФ постановления (Апелляционное определение Московского городского суда от 18 сентября 2018 г. по делу № 33-40861/2018);
  • изменение местонахождения работодателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 14 ноября 2017 г. № 33-41376/2017).

Простой может затрагивать как одного сотрудника или группу работников, так и всех трудящихся в структурном подразделении или организации (п. 3 Письма Минтруда России от 24 мая 2018 г. № 14-1/ООГ-4375).

Как оформляется простой?

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования или другими причинами, из-за которых невозможно продолжать работу, сотрудник должен сообщить своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателя (ч. 4 ст. 157 ТК РФ). Если сотрудник не может выполнять работу не по своей вине, то ему полагается денежная компенсация.

Чтобы не возникло проблем с выплатами, нужно зафиксировать простой документально. В трудовом законодательстве отсутствуют обязательные требования к содержанию документов, оформляемых в случае простоя. Как правило, работодатель издает приказ, в котором указывает:

  • период простоя;
  • его причины;
  • в отношении каких работников объявлен простой (с указанием их Ф.И.О. и должности);
  • нужно ли работникам находиться на рабочих местах или можно не выходить на работу;
  • размер оплаты времени простоя.

Также работодатель должен собрать документы, являющиеся основанием для приказа. Ведь не исключено, что обоснованность объявления простоя нужно будет доказывать в суде. Такими документами могут быть служебная записка или акт о простое, фиксирующий произошедшее, договор на проведение планового ремонта и т.д.

новления производства в целом (п. 6 Письма Роструда от 19 марта 2012 г. № 395-6-1).

Должны ли работники находиться на рабочих местах во время простоя?

Формально работники должны находиться на рабочих местах, ведь период простоя относится к рабочему времени, а не времени отдыха (ч. 1 ст. 91, ст. 107 ТК РФ). Если сотрудник самовольно покинет рабочее место, это будет считаться прогулом.

Вместе с тем работодатель в приказе о простое может разрешить сотрудникам отсутствовать на рабочих местах.

Как оплачивается время простоя?

Оплата времени простоя зависит от того, что стало его причиной: виноват ли в нем работник или работодатель либо это произошло по не зависящим от них причинам.

Правила расчета установлены в ст. 157 ТК РФ:

Оплата времени простоя

2/3 средней зарплаты* работника

Не зависит от работодателя и работника

не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя

*В случае вины работодателя средняя зарплата рассчитывается по общим правилам, установленным в ст. 139 ТК РФ и Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922), а именно:

  • расчет среднего заработка производится исходя из начисленной зарплаты и отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих объявлению простоя;
  • средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней в периоде, подлежащем оплате;
  • средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы зарплаты, начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество отработанных в этот период дней.

В компании был объявлен простой по вине работодателя. Его продолжительность составила пять рабочих дней. Средний дневной заработок работника – 3 тыс. руб.

Формула расчета оплаты простоя в данном случае будет выглядеть так: оплата простоя по вине работодателя = средний дневной заработок * 2/3 * количество рабочих дней простоя.

Определим размер выплаты, причитающейся работнику: 3000 * 2/3 * 5 = 10 000.

Итого, размер выплаты работнику составляет 10 тыс. руб.

Плата за простой производится в дни выплаты зарплаты, установленные в компании.

Однако если нетрудоспособность наступила до простоя и продолжалась в этот период, то больничный оплачивается за все дни, в том числе совпавшие со временем простоя. Пособие за простой выплачивается в размере сохраняемой зарплаты, но оно не может быть больше пособия по нетрудоспособности, которое сотрудник получил бы по общим правилам (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Как решаются спорные вопросы об оплате простоя?

Иногда возникают споры относительно того, нужно ли оплачивать простой. Например, что делать, если простой был объявлен, но сотрудник в этот период трудился? Предположим, он ремонтировал оборудование, поломка которого стала причиной приостановления трудовой деятельности.

В подобных случаях суды считают, что оплате в порядке ст. 157 ТК РФ подлежит лишь период, когда работник не исполнял свои трудовые обязанности. Если же работник трудился в период простоя, его труд оплачивается как обычно (см., например, Обзор судебной практики суда Чукотского автономного округа по гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях за II квартал 2019 г., утв. Постановлением президиума суда Чукотского АО от 3 июля 2019 г.).

Немало споров связано с тем, можно ли ввести простой в преддверии предстоящего сокращения численности или штата работников, когда до определенной работодателем даты увольнения сотрудников остается еще много времени, а предоставить им работу уже невозможно. Можно ли в таких случаях квалифицировать соответствующие периоды как простой и оплачивать их по правилам ст. 157 ТК РФ?

В большинстве случаев суды считают, что нельзя вводить простой по вине работодателя и производить работникам выплаты по ст. 157 ТК РФ в период предупреждения о прекращении трудовых договоров, поскольку:

  • объявляя простой, работодатель не стремится сохранить рабочие места, так как ранее издал приказ о сокращении; простой не может быть обусловлен проведением организационно-штатных мероприятий;
  • изменяется размер оплаты труда работников в порядке, не предусмотренном Трудовым кодексом (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. № 46-КГ13-3; апелляционные определения Московского городского суда от 26 апреля 2017 г. по делу № 33-11167/2017, Курского областного суда от 19 апреля 2018 г. по делу № 33-1164/2018).

Однако если мероприятия по сокращению численности или штата начались после введения простоя, организация действительно не вела деятельности, работники фактически были лишены возможности трудиться, то выплаты сотруднику в размере, установленном ст. 157 ТК РФ, будут правомерны (см. Апелляционное определение Самарского областного суда от 11 июня 2019 г. по делу № 33-5903/2019).

В любом случае, если работник считает, что нет причин для приостановки производства, его незаконно лишают возможности трудиться, он может обратиться в суд с иском о признании приказа об объявлении простоя незаконным, обязании работодателя допустить его к работе, взыскании разницы в оплате времени простоя до полного среднего заработка на основании ст. 234 ТК РФ, процентов за задержку причитающихся ему выплат по ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.

Читайте также: