Фразеологизм повестка дня что значит

Обновлено: 30.06.2024

Фразеологизмы к слову день

Автор: Дмитрий Сироткин

Представляю вам обзор фразеологизмов к слову день .

В него включено около 80 фразеологизмов.

Фразеологизмы сгруппированы по темам: течение времени, временные периоды, праздники, старость и смерть, разные дни, ожидания, прошлое-настоящее-будущее, рутина, именины и день рождения, злободневное, школа и вуз, и др.

Фразеологизмы про течение времени

  • Изо дня в день (ежедневно)
  • Каждый божий день (ежедневно)
  • Не день и не два (длительное время) – кстати, фразеологизмы с числом 2
  • День и ночь (всё время)
  • Дни и ночи напролет
  • День-деньской (целый день)
  • День в день (от начала до конца)
  • Ни днем ни ночью (покоя нет) - кстати, фразеологизмы с ни ни

Фразеологизмы про временные периоды

  • На днях
  • Днем раньше - днем позже (примерно в этот день)
  • В один прекрасный день (однажды)
  • до сего дня (до сих пор)
  • По сей день (до сих пор)
  • Со дня на день (скоро) - кстати, фразеологизмы к "скоро"
  • Третьего дня (позавчера) – кстати, фразеологизмы с числом 3

Фразеологизмы про праздники

  • Красный день календаря (выходной день)
  • Валентинов день
  • День знаний
  • День Победы
  • День дурака / день смеха (1 апреля)

Фразеологизмы про старость и смерть

  • На закате дней (в старости)
  • Остаток дней
  • Кончать свои дни (доживать жизнь)
  • Дни сочтены

Фразеологизмы про разные дни

  • Полярный день (период, когда на Севере долго не заходит солнце)
  • Постный день (требующий соблюдения религиозного поста)
  • День здоровья (выезд коллективом на природу в советское время)

Фразеологизмы про ожидания

  • Дорого яичко ко Христову дню (лучше то, что дано вовремя)
  • Вот тебе, бабушка, и Юрьев день (об обманутых ожиданиях) -
  • Юрьев день (день, когда крестьяне могли перейти к другому помещику) - кстати, исторические фразеологизмы: Россия и СССР

Фразеологизмы про прошлое, настоящее и будущее

  • Завтрашний день (ближайшее будущее)
  • Сегодняшний день (настоящее)
  • Вчерашний день (устаревшее)

Фразеологизмы про рутину

  • День за днём (постепенно, однообразно)
  • День сурка (однообразные будни)
  • Жить сегодняшним днём (ограничиваться настоящим)

Фразеологизмы про именины и день рождения

  • День ангела (именины)
  • День рождения
  • День варенья

Фразеологизмы про злободневное

  • Злоба дня (интересующее всех, актуальное)
  • На злобу дня (на интересующую всех тему)
  • Герой дня

Фразеологизмы про школу и вуз

  • День открытых дверей
  • Группа продлённого дня

Фразеологизмы про месячные

Фразеологизмы про развитие

  • День ото дня (изменяться постепенно)
  • (Расти) не по дням, а по часам (быстро)

Фразеологизмы про тяжелые времена

  • Чёрный день (тяжелый период жизни)
  • На чёрный день (про запас)

Фразеологизмы про проблемы с поиском

  • Днём с огнём (не сыскать) – кстати, фразеологизмы со словом огонь
  • Искать вчерашний день (надеяться вернуть ушедшее)

Фразеологизмы про деньки

  • Золотые деньки (лучшее время жизни)
  • Горячие деньки (много забот)

Фразеологизмы про ясность и неясность

  • Ясно как божий день (совершенно ясно)
  • Наводить тень на ясный день (вносить неясность в дело)

Прочие фразеологизмы со словом день

  • Грабёж среди бела дня (обдираловка)
  • Повестка дня (темы для обсуждения)
  • День на день не приходится (то так, то этак)
  • Грош цена в базарный день (ничего не стоит)

Крылатые выражения поэтов и писателей про день

Честно говоря, я не ожидал такого обилия фразеологизмов и крылатых выражений со словом день. Хотя что-то меня предупреждало.

Конечно, в основном они посвящены течению времени, временным периодам, праздникам. Но отнюдь не только им.

А продолжить это течение дней могут другие обзоры фразеологизмов:

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за! Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже .


Крылатые фразы не умеют летать буквально, зато своим образным полетом они делают речь интереснее и динамичнее. Чтобы не сидеть сложа руки и вбить в голову новые знания, разберемся, что же такое фразеологизм в русском языке.

О чем эта статья:

3 класс, 6 класс, 10 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

  • реветь белугой — громко и долго плакать;
  • задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
  • играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.


Фразеологизмы с названиями частей тела

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

  • играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
  • семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
  • биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

  • летать в воздухе (про пыль);
  • висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
  • висеть на канате (про акробата).

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Разработка урока родного языка (русского) в 7 классе

разработала учитель русского языка и литературы

Рыбникова Валентина Григорьевна

станица Нижний Чир

Задачи урока:

уметь подбирать фразеологизмы к предложенным ситуациям, находить фразеологизмы в тексте.

обучающие : сформировать умение подбирать синонимы к ситуациям;

формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

воспитательные – воспитывать интерес к родному русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат новые знания о фразеологизмах, узнают об их использовании в художественных текстах и роли в устной и письменной речи; научаться распознавать фразеологизмы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

I . Организационный момент.

П риветствие. Запись числа и классной работы в тетради.

1. Актуализация прежних знаний.

1.1 Терминологический диктант

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению , - это…

2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению, - это…

3. Словарный состав языка – это…

4. Раздел науки, в котором изучается словарный состав языка, - это…

5. Словарный запас конкретного человека – это…

6. Слова, которые имеют два или более лексических значения называются…

7. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются - ….

8. Устаревшие слова – это…

9. Новые слова называются ….

10. Слова, которые имеют одно лексическое значение, - это…

1.2 Исключите лишнее сочетание и объясните свой выбор.

Хорошо работать, спустя рукава, белая ворона, бить баклуши.

Уйти в свою скорлупу, уйти из дома, уйти в себя, в три ручья.

В три погибели, первая скрипка, в три кармана, отвечать головой.

Рыдать навзрыд, щекотливое дело, рог изобилия, бить ногой.

- Чем различаются данные сочетания?

- Что же такое фразеологизмы? ( Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка ).

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Слайд 6

3. Изучение нового материала.

Слайды 7-10

3.1 Виды фразеологизмов

Фразеологические единства

Фразеологические сочетания

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется.

Фразеологические единства - устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов.

3.2 Роль фразеологизмов в речи

Роль фразеологизмов в устной речи велика, так как придает ей образность и живость, делает ее более экспрессивной и эмоциональной.

3.3 фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре , лексически неделимое и целостное по значению словосочетание , выполняющее функцию отдельной лексемы ( словарной единицы ).

Могут быть синонимические ряды

фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом).

4. Закрепление материала.

При выполнении каждого самостоятельного выполненного задания ставьте себе оценку.

1. Прочитаем стихотворение и найдем фразеологизмы

Прикуси язык ,

Он язык прикусил

И сильней заголосил.

2.Заяц зайцу говорит:

- Мне бы волчий аппетит.

- В аппетите мало толку,

Нам бы зубы как у волка.

Он задирался просто так.

4.За обедом в разговоре

Лез в бутылку, с нами споря,

- Друзья, не в своей тарелке я.

5.Ежата - детки хоть куда

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

(Прикуси язык, волчий аппетит, попал впросак, лез в бутылку, не в своей тарелке я, в ежовых рукавицах)

2. Теперь выполните подобное задание самостоятельно. На это вам отводится 7 минут.

1.Волк погнался за зайчишкой.

Убегай скорей, трусишка,

Прытью, без оглядки.

Мчись во все лопатки!

2.Ваня пел не в такт частушки.

Что есть мочи голосил.

Может быть, ему втихушку

Медведь на ухо наступил?

3.-После дождичка в четверг

Вымою посуду,-

Дочка матери сказала,-

Раньше мыть не буду.

-В понедельник, вторник, среду

Дайте спать мне до обеда.

4.Не решай задачи за друга.

И примеры ему не решай.

Ты, к сожаленью, другу

Окажешь медвежью услугу.

5.Нам сказали:

-Пётр Первый-мастер корабельных дел.

Что собаку съел на этом.

Но зачем он её съел?

6.Трудно маленьким пташкам зимой.

К жилью человека гонит их голод.

Пустите, пустите погреться домой!

Бр! Минус 40! Собачий холод!

7.Ваня Жуков написал дедушке письмо,

Но при этом он не знал - не дойдёт оно!

О несчастьях внука дед будет знать едва.

8.Дрессировщик в цирке тигру

Голову засунул в пасть.

Там народу уйма было,

Что яблоку негде упасть!

9.На уроках наш Андрюша

Постоянно бьёт баклуши.

Он витает в облаках.

С нетерпеньем ждёт звонка.

10.Я уже который год не пойму

У собаки влажный нос почему?

Ну ответьте на больной мне вопрос

Почему же у неё влажный нос?

11.Обещает всем Петрусь:

«Я за грамоту возьмусь.

Выучу склонения, падежи, спряжения.

А историю не знать-

Вот над грамотой Петрусь

Сутками сидит.

«Одержал победу царь

В битве над Фарнаком,-

Целый день Петрусь твердит,-

На истории учитель: «Кто сказал слова:

Пётр жив едва…

Дрожат коленки: «Кто же. Кто?-

Вдруг стал вздыхать и охать,-

Это было так давно.

1. Во все лопатки, медведь на ухо наступил;

2. После дождичка в четверг;

3. Медвежью услугу;

6.На деревню дедушке;

7. Яблоку негде упасть

8.Бьёт баклуши, витает в облаках;

10.При царе Горохе.

3.Выписать фразеологизмы, обозначающие хорошие качества человека:

Всё в руках горит.

Язык без костей.

Не лезть в карман за словом.

Без царя в голове.

На руку нечист.

Чужими руками жар загребать.

Не иметь своего лица.

На шее сидеть (у кого-то).

На шею вешаться.

Пальца в рот не клади.

Звёзд с неба не хватает.

Ни рыба ни мясо.

Не лыком шит.

Быть себе на уме.

Каждой бочке затычка.

Семь пятниц на неделе.

Иван не помнящий родства.

Белая ворона.

Воды не замутит.

Мухи не обидит.

Не робкого десятка.

Человек в футляре.

Любопытная Варвара.

Маменькин сынок.

5. Подберите фразеологизмы к словам и оборотам.

n Очень близко; сразу; кое-как; с энтузиазмом, рвением; внимательно; постоянно; остаться ни с чем; отчаяться; средненько; понятно, обстоятельно; всерьез; виновник всех бед; очень похожи; почувствовать ужас.

Рукой подать, с первого взгляда, с горем пополам, засучив рукава, затаив дыхание, на каждом шагу, остаться с носом, опустить руки, так себе, черным по белому, не на шутку, козел отпущения, два сапога пара, мороз по коже

6. Составьте фразеологизмы выбрав нужное слово, перепишите

Выводить на (ясную, чистую, прозрачную) воду

Держать ( Слух, нюх, ухо) востро

Принимать (близко, сильно, в плотную) к сердцу

Подливать (масла, воды, воска) …. в (кастрюлю, костер, огонь)

Отложить в (голубой, долгий, темный) … ящик

(обвести, обвезти, обнести)… вокруг пальца

7. Заменить синонимом фразеологический оборот:

n На скорую руку - быстро

n Куда глаза глядят – неизвестно куда

n Спустя рукава – плохо работать

n Хоть шаром покати – ничего нет

n Повесить нос - расстроиться

n Рукой подать – близко

8.Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах.

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

9.Окончите фразеологизм.

1. Золотые… 2. Изо дня… 3. Ломать… 4. Лакомый… 5. От нечего…

6. Лицом… 7. Спустя… 8. Не сводить… 9. Медвежья… 10. Зарубить…

11. От всего… 12. Битком… 13. Калачом… 14. Как рукой…15. Прикусить… 16. Мастер… 17. Не долго. 18. Ни жив… 19. До поры… 20. Несолоно…

21. С горем… 22. Как снег… 23. Выбиться… 24. Повестка… 25. На каждом… 26. Кто в лес… 27. Ни к селу… 28. Утереть… 29. Волчий…

30. Чёрным… 31. По головке… 32. Взбрести… 33. Вывести…

34. Плестись… 35. Насиженное… 36. С минуты… 37. Тише воды…

38. Само собой… 39. Обивать… 40. Поминай… 41. Кривить… 42. Легок… 43. В час… 44. На одну… 45. Чужими руками…

(Ответы: . руки; . в день; . голову; . кусок; . делать; . к лицу; . рукава; . глаз; . услуга; . на носу; . сердца; . набито; . не заманишь; . сняло; . язык; . на все руки; . думая; . ни мертв; . до времени; . хлебавши; . пополам; . на голову; . из сил; . дня; . шагу; . кто по дрова; . ни к городу; . нос; . аппетит; . по белому; . не погладят; . на ум; . на чистую воду; . в хвосте; . место; . на минуту; . ниже травы; . разумеется; . пороги; . как звали; . душой; . напомине; . по чайной ложке; . колодку; . жар загребать).

10.Прочитайте предложения. Найдите в каждом предложении фразеологизм, объясните его значение. Подчеркните фразеологизмы как члены предложения.

1. – Вот про тебя и говорят, что ты – жадина. – Ленка прикусила язык, но обидное слово уже выскочило, теперь его не поймаешь.

3. Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота.

4. У Николая Николаевича от волнения перехватило горло, и он задохнулся.

5. Мне дедушка много рассказывал про ваш город… У вас город особенный, старинный… Приедешь – навсегда останешься…Не променяешь ни на какие золотые горы.

6. Значит, не надо лезть на рожон.

7. Ему уступали дорогу, заглядывали в рот, когда он что-нибудь говорил, у него спрашивали совета по любому поводу.

8. Перед самым отъездом… Обидно… Так обидно. Прямо нож в спину!

10. А мы сидели разряженные в пух и прах.

11. Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши фразеологизмы.

1. Находить общий язык.

2. С гулькин нос.

3. Обвести вокруг пальца.

4. Пальчики оближешь.

5. Каши не сваришь.

6. Черепашьим шагом.

Подсказки: а) не договоришься, дела не сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро обмануть.

2. С пятого на десятое.

4. Море по колено.

6. В мгновение ока.

Подсказки: а) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е) обманывать, запутывать.

1. Надувать губы.

2. Играть в кошки-мышки.

3. На лбу написано.

Подсказки: а) ничего не делая; б) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в) быстро, поспешно, торопливо; г) совсем близко; д) сразу видно, ясно по внешнему виду человека; е) хитрить, лукавить.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание:

Установите соответствия между значением фразеологизма и фразеологизмом.

1.О том кто часто меняет свои решения.

2.О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь.

3.О кротком и безобидном человеке.

4.Об излишней вежливости.

5.О болтливом человеке.

6.О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

А. Фома неверующий.

Б. У него язык без костей

В. Между двух огней.

Г. Китайские церемонии.

Д. Мухи не обидит.

Е. У него семь пятниц на неделе.

Вы при выполнении каждого задания ставили себе оценку, а теперь выставите итоговую оценку за урок. Спасибо всем за урок. До свидания.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: