Какие обязательства давал блок нато в рамках программы партнерство во имя мира

Обновлено: 17.05.2024

Основываясь на тесном и продолжительном партнерстве между североамериканскими и европейскими союзниками, мы, главы государств и правительств стран-членов Североатлантического союза выражаем свою приверженность укреплению безопасности и стабильности во всей Европе. Поэтому мы стремимся к укреплению связей с расположенными к востоку от нас демократическими государствами. Мы подтверждаем, что в соответствии со Статьей 10 Вашингтонского договора Североатлантический союз остается открытым для вступления в него других европейских государств, способных отстаивать и развивать принципы этого Договора и вносить свой вклад в обеспечение безопасности Североатлантического района. Мы надеемся на и будем приветствовать расширение НАТО, которое затронет расположенные к востоку от нас демократические государства, как часть эволюционного процесса, принимая при этом во внимание развитие политического положения и обстановки в области безопасности в Европе в целом.

Сегодня мы приступили к выполнению непосредственной практической программы, которая приведет к изменению отношений между НАТО и государствами-участниками. Эта новая программа выходит за рамки диалога и сотрудничества и преследует цель установления отношений подлинного партнерства - "Партнерства ради мира". Поэтому мы предлагаем другим государствам, входящим в Совет Североатлантического сотрудничества, и другим странам СБСЕ, способным и готовым внести свой вклад в эту программу, присоединиться к нам в рамках этого партнерства Активное участие в программе "Партнерство ради мира" сыграет важную роль в эволюционном процессе расширения НАТО.

Программа "Партнерство ради мира", осуществляемая под руководством Североатлантического совета, приведет к установлению новых отношений в сфере безопасности между Североатлантическим союзом и его партнерами во имя мира. Государства-партнеры получат от Североатлантического совета приглашение принять участие в проводимой в штаб-квартире НАТО работе политических и военных органов, относящейся к партнерской деятельности. Это партнерство позволит расширить и активизировать политическое и военное сотрудничество во всей Европе, повысить стабильность, ослабить угрозу миру и построить более прочные отношения посредством утверждения духа практического сотрудничества и приверженности демократическим принципам, лежащим в основе нашего Союза. НАТО будет проводить консультации с любым активным участником партнерства, если он почувствует прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности. При соблюдении темпов и масштабов, определяемых возможностями и желанием отдельных государств, принимающих участие в этой программе, НАТО станет вести конкретную работу с партнерами с целью достижения транспарентности в деле выделения средств на оборону, содействовать демократическому контролю над министерствами обороны, совместному планированию, совместному проведению военных учений и обретению способности к взаимодействию с войсками НАТО в таких областях, как поддержание мира, проведение поисково-спасательных и гуманитарных операций и т.д. на основе достигнутой договоренности.

В целях содействия налаживанию более тесного военного сотрудничества и повышения уровня совместимости вооруженных сил мы предлагаем, начиная с 1994 г., приступить к проведению в рамках партнерства полевых учений в области поддержания мира. В целях координации совместной военной деятельности в рамках партнерства мы предлагаем государствам, участвующим в программе "Партнерство ради мира", делегировать постоянных офицеров связи в штаб-квартиру НАТО и отдельную Группу по координации партнерства в Монсе (Бельгия), которая под руководством Североатлантического совета займется военным планированием, необходимым для претворения в жизнь Программ партнерства.




С момента своего создания два года назад Совет Североатлантического сотрудничества значительно расширил глубину и масштабы своей деятельности. Мы намерены и впредь взаимодействовать со всеми нашими партнерами по ССАС в развитии отношений сотрудничества по всему спектру деятельности ССАС и Североатлантического союза. В связи с расширением деятельности ССАС и утверждением программы "Партнерство ради мира" мы приняли решение предложить персоналу стран ССАС и другим участникам программы "Партнерство ради мира" разместиться в помещениях штаб-квартиры НАТО на постоянной основе в целях развития наших рабочих отношений и налаживания более тесного сотрудничества.

Б. ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА

1. В развитие Приглашения, с которым главы государств и правительств стран-членов НАТО выступили на своей встрече 10 -11 января 1994 г., государства-члены Североатлантического союза и другие государства, подписавшие этот документ и выразившие решимость углублять политические и военные связи, а также способствовать дальнейшему укреплению безопасности в евроатлантическом районе, настоящим учреждают в рамках Совета Североатлантического сотрудничества настоящее "Партнерство ради мира".

2. Настоящее партнерство учреждается как выражение общей убежденности в том, что стабильность и безопасность в евроатлантическом районе могут быть достигнуты только путем сотрудничества и совместных действий. Защита и поддержка основных свобод и прав человека, а также обеспечение свободы, справедливости и мира посредством демократии являются общими ценностями, лежащими в основе настоящего партнерства. Присоединяясь к настоящему партнерству, государства-члены Североатлантического союза и другие государства, подписавшие этот документ, напоминают, что и впредь будут защищать существующие демократические общества и их свободу от принуждения и устрашения, а также выступать в защиту принципов международного права. Упомянутые государства подтверждают свое намерение добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, и соблюдать положения Всеобщей декларации прав человека, включая отказ от применения силы или угрозы ее применения в отношении территориальной целостности или политической независимости любого государства, а также уважение существующих границ и мирное решение споров. Государства-члены Североатлантического союза также подтверждают взятое на себя обязательство соблюдать положения Хельсинкского Заключительного акта и всех последующих документов СБСЕ, а также выполнять взятые на себя обязательства в области разоружения и контроля над вооружениями.

3. Другие государства, подписавшие этот документ, будут сотрудничать с Организацией Североатлантического договора во имя достижения следующих целей:

а) содействие достижению транспарентности в планировании национальной обороны и выделении средств на оборону;

б) обеспечение демократического контроля над силами обороны;

в) поддержание способности и готовности вносить свой вклад в операции, проводимые под эгидой ООН и/или входящие в компетенцию СБСЕ, с учетом положений национальных конституций;

г) развитие в военной области основанных на сотрудничестве отношений с НАТО в целях организации совместного планирования, боевой подготовки и военных учений для расширения возможностей участников программы ПРМ по проведению операций по поддержанию мира, поисково-спасательных и гуманитарных операций, по которым впоследствии может быть достигнута договоренность;

д) формирование в долгосрочной перспективе сил, имеющих большие возможности взаимодействия с вооруженными силами стран-членов Североатлантического союза.

4. Другие государства, подписавшие этот документ, представляют руководству НАТО Презентационные документы с изложением мер, намеченных ими для достижения политических целей партнерства, и перечнем военных и прочих активов, которые можно использовать в рамках партнерства и иные виды деятельности, отвечающие его целям. На основе этой программы и своего Презентационного документа каждое государство, подписавшее этот документ, совместно с НАТО разрабатывает индивидуальную Программу партнерства.

5.В ходе подготовки и выполнения индивидуальных Программ партнерства другие государства, подписавшие этот документ, могут за свой счет и по договоренности с Североатлантическим союзом, а в случае необходимости, и с соответствующими бельгийскими властями, учредить свои бюро связи со штаб-квартирой НАТО в Брюсселе. Это облегчит упомянутым государствам участие во встречах и деятельности Совета Североатлантического сотрудничества и "Партнерства ради мира", а также в ряде других мероприятий, в которых они участвуют по приглашению. Кроме того, эти государства предоставят необходимые и отвечающие предъявляемым требованиям персонал, активы, средства и возможности для выполнения согласованной Программы партнерства. По мере необходимости НАТО окажет помощь государствам, о которых идет речь, в составлении и претворении в жизнь их индивидуальных Программ партнерства.

6. Другие подписавшие настоящий документ государства соглашаются со следующими положениями:

государства, о которых идет речь, собирающиеся принимать участие в операциях, предусмотренных параграфом 3 (г), участвуют в соответствующих учениях НАТО в тех случаях, когда это целесообразно;

упомянутые государства сами финансируют свое участие в деятельности по программе "Партнерство ради мира" и стараются взять на себя часть бремени проведения учений, участниками которых они являются;

эти государства могут делегировать постоянных офицеров связи в штаб-квартиру НАТО и отдельную Группу по координации партнерства в Монсе (Бельгия), которая под руководством Североатлантического совета займется военным планированием, необходимым для претворения в жизнь программ партнерств;

государства, о которых идет речь, принимающие участие в планировании и военных учениях, получают доступ к некоторым техническим данным НАТО, связанными с обеспечением совместимости вооруженных сил;

исходя из мероприятий СБСЕ по военному планированию, другие государства, подписавшие настоящий документ, и страны НАТО обмениваются информацией о мерах, предпринятых или предпринимающихся в целях повышения уровня транспарентности военного планирования и военных бюджетов, а также в целях обеспечения демократического контроля над вооруженными силами;

упомянутые государства могут принимать участие во взаимном обмене информацией в области военного планирования и составления военного бюджета, который осуществляется в рамках ССАС/Партнерство ради мира.

7. В соответствии со своей приверженностью целям настоящего "Партнерства ради мира" члены Североатлантического союза обязуются:

развивать вместе с другими государствами, подписавшими настоящий документ, процесс планирования и анализа, с тем чтобы заложить основу определения и оценки сил и возможностей, которые вышеупомянутые государства могли бы предоставить для проведения во взаимодействии с силами Североатлантического союза многонациональной боевой подготовки, учений и операций;

содействовать военной и политической координации в штаб-квартире НАТО с тем, чтобы обеспечить руководство и управление соответствующей деятельностью в рамках партнерства с другими государствами, подписавшими настоящий документ, включая планирование, боевую подготовку, учения и разработку доктрины.

8. НАТО будет проводить консультации с любым активным участником партнерства, если он почувствует прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

Основываясь на тесном и продолжительном партнерстве между североамериканскими и европейскими союзниками, мы, главы государств и правительств стран-членов Североатлантического союза выражаем свою приверженность укреплению безопасности и стабильности во всей Европе. Поэтому мы стремимся к укреплению связей с расположенными к востоку от нас демократическими государствами. Мы подтверждаем, что в соответствии со Статьей 10 Вашингтонского договора Североатлантический союз остается открытым для вступления в него других европейских государств, способных отстаивать и развивать принципы этого Договора и вносить свой вклад в обеспечение безопасности Североатлантического района. Мы надеемся на и будем приветствовать расширение НАТО, которое затронет расположенные к востоку от нас демократические государства, как часть эволюционного процесса, принимая при этом во внимание развитие политического положения и обстановки в области безопасности в Европе в целом.

Сегодня мы приступили к выполнению непосредственной практической программы, которая приведет к изменению отношений между НАТО и государствами-участниками. Эта новая программа выходит за рамки диалога и сотрудничества и преследует цель установления отношений подлинного партнерства - "Партнерства ради мира". Поэтому мы предлагаем другим государствам, входящим в Совет Североатлантического сотрудничества, и другим странам СБСЕ, способным и готовым внести свой вклад в эту программу, присоединиться к нам в рамках этого партнерства Активное участие в программе "Партнерство ради мира" сыграет важную роль в эволюционном процессе расширения НАТО.

Программа "Партнерство ради мира", осуществляемая под руководством Североатлантического совета, приведет к установлению новых отношений в сфере безопасности между Североатлантическим союзом и его партнерами во имя мира. Государства-партнеры получат от Североатлантического совета приглашение принять участие в проводимой в штаб-квартире НАТО работе политических и военных органов, относящейся к партнерской деятельности. Это партнерство позволит расширить и активизировать политическое и военное сотрудничество во всей Европе, повысить стабильность, ослабить угрозу миру и построить более прочные отношения посредством утверждения духа практического сотрудничества и приверженности демократическим принципам, лежащим в основе нашего Союза. НАТО будет проводить консультации с любым активным участником партнерства, если он почувствует прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности. При соблюдении темпов и масштабов, определяемых возможностями и желанием отдельных государств, принимающих участие в этой программе, НАТО станет вести конкретную работу с партнерами с целью достижения транспарентности в деле выделения средств на оборону, содействовать демократическому контролю над министерствами обороны, совместному планированию, совместному проведению военных учений и обретению способности к взаимодействию с войсками НАТО в таких областях, как поддержание мира, проведение поисково-спасательных и гуманитарных операций и т.д. на основе достигнутой договоренности.

В целях содействия налаживанию более тесного военного сотрудничества и повышения уровня совместимости вооруженных сил мы предлагаем, начиная с 1994 г., приступить к проведению в рамках партнерства полевых учений в области поддержания мира. В целях координации совместной военной деятельности в рамках партнерства мы предлагаем государствам, участвующим в программе "Партнерство ради мира", делегировать постоянных офицеров связи в штаб-квартиру НАТО и отдельную Группу по координации партнерства в Монсе (Бельгия), которая под руководством Североатлантического совета займется военным планированием, необходимым для претворения в жизнь Программ партнерства.




С момента своего создания два года назад Совет Североатлантического сотрудничества значительно расширил глубину и масштабы своей деятельности. Мы намерены и впредь взаимодействовать со всеми нашими партнерами по ССАС в развитии отношений сотрудничества по всему спектру деятельности ССАС и Североатлантического союза. В связи с расширением деятельности ССАС и утверждением программы "Партнерство ради мира" мы приняли решение предложить персоналу стран ССАС и другим участникам программы "Партнерство ради мира" разместиться в помещениях штаб-квартиры НАТО на постоянной основе в целях развития наших рабочих отношений и налаживания более тесного сотрудничества.

Б. ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА

1. В развитие Приглашения, с которым главы государств и правительств стран-членов НАТО выступили на своей встрече 10 -11 января 1994 г., государства-члены Североатлантического союза и другие государства, подписавшие этот документ и выразившие решимость углублять политические и военные связи, а также способствовать дальнейшему укреплению безопасности в евроатлантическом районе, настоящим учреждают в рамках Совета Североатлантического сотрудничества настоящее "Партнерство ради мира".

2. Настоящее партнерство учреждается как выражение общей убежденности в том, что стабильность и безопасность в евроатлантическом районе могут быть достигнуты только путем сотрудничества и совместных действий. Защита и поддержка основных свобод и прав человека, а также обеспечение свободы, справедливости и мира посредством демократии являются общими ценностями, лежащими в основе настоящего партнерства. Присоединяясь к настоящему партнерству, государства-члены Североатлантического союза и другие государства, подписавшие этот документ, напоминают, что и впредь будут защищать существующие демократические общества и их свободу от принуждения и устрашения, а также выступать в защиту принципов международного права. Упомянутые государства подтверждают свое намерение добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, и соблюдать положения Всеобщей декларации прав человека, включая отказ от применения силы или угрозы ее применения в отношении территориальной целостности или политической независимости любого государства, а также уважение существующих границ и мирное решение споров. Государства-члены Североатлантического союза также подтверждают взятое на себя обязательство соблюдать положения Хельсинкского Заключительного акта и всех последующих документов СБСЕ, а также выполнять взятые на себя обязательства в области разоружения и контроля над вооружениями.

3. Другие государства, подписавшие этот документ, будут сотрудничать с Организацией Североатлантического договора во имя достижения следующих целей:

а) содействие достижению транспарентности в планировании национальной обороны и выделении средств на оборону;

б) обеспечение демократического контроля над силами обороны;

в) поддержание способности и готовности вносить свой вклад в операции, проводимые под эгидой ООН и/или входящие в компетенцию СБСЕ, с учетом положений национальных конституций;

г) развитие в военной области основанных на сотрудничестве отношений с НАТО в целях организации совместного планирования, боевой подготовки и военных учений для расширения возможностей участников программы ПРМ по проведению операций по поддержанию мира, поисково-спасательных и гуманитарных операций, по которым впоследствии может быть достигнута договоренность;

д) формирование в долгосрочной перспективе сил, имеющих большие возможности взаимодействия с вооруженными силами стран-членов Североатлантического союза.

4. Другие государства, подписавшие этот документ, представляют руководству НАТО Презентационные документы с изложением мер, намеченных ими для достижения политических целей партнерства, и перечнем военных и прочих активов, которые можно использовать в рамках партнерства и иные виды деятельности, отвечающие его целям. На основе этой программы и своего Презентационного документа каждое государство, подписавшее этот документ, совместно с НАТО разрабатывает индивидуальную Программу партнерства.

5.В ходе подготовки и выполнения индивидуальных Программ партнерства другие государства, подписавшие этот документ, могут за свой счет и по договоренности с Североатлантическим союзом, а в случае необходимости, и с соответствующими бельгийскими властями, учредить свои бюро связи со штаб-квартирой НАТО в Брюсселе. Это облегчит упомянутым государствам участие во встречах и деятельности Совета Североатлантического сотрудничества и "Партнерства ради мира", а также в ряде других мероприятий, в которых они участвуют по приглашению. Кроме того, эти государства предоставят необходимые и отвечающие предъявляемым требованиям персонал, активы, средства и возможности для выполнения согласованной Программы партнерства. По мере необходимости НАТО окажет помощь государствам, о которых идет речь, в составлении и претворении в жизнь их индивидуальных Программ партнерства.

6. Другие подписавшие настоящий документ государства соглашаются со следующими положениями:

государства, о которых идет речь, собирающиеся принимать участие в операциях, предусмотренных параграфом 3 (г), участвуют в соответствующих учениях НАТО в тех случаях, когда это целесообразно;

упомянутые государства сами финансируют свое участие в деятельности по программе "Партнерство ради мира" и стараются взять на себя часть бремени проведения учений, участниками которых они являются;

эти государства могут делегировать постоянных офицеров связи в штаб-квартиру НАТО и отдельную Группу по координации партнерства в Монсе (Бельгия), которая под руководством Североатлантического совета займется военным планированием, необходимым для претворения в жизнь программ партнерств;

государства, о которых идет речь, принимающие участие в планировании и военных учениях, получают доступ к некоторым техническим данным НАТО, связанными с обеспечением совместимости вооруженных сил;

исходя из мероприятий СБСЕ по военному планированию, другие государства, подписавшие настоящий документ, и страны НАТО обмениваются информацией о мерах, предпринятых или предпринимающихся в целях повышения уровня транспарентности военного планирования и военных бюджетов, а также в целях обеспечения демократического контроля над вооруженными силами;

упомянутые государства могут принимать участие во взаимном обмене информацией в области военного планирования и составления военного бюджета, который осуществляется в рамках ССАС/Партнерство ради мира.

7. В соответствии со своей приверженностью целям настоящего "Партнерства ради мира" члены Североатлантического союза обязуются:

развивать вместе с другими государствами, подписавшими настоящий документ, процесс планирования и анализа, с тем чтобы заложить основу определения и оценки сил и возможностей, которые вышеупомянутые государства могли бы предоставить для проведения во взаимодействии с силами Североатлантического союза многонациональной боевой подготовки, учений и операций;

содействовать военной и политической координации в штаб-квартире НАТО с тем, чтобы обеспечить руководство и управление соответствующей деятельностью в рамках партнерства с другими государствами, подписавшими настоящий документ, включая планирование, боевую подготовку, учения и разработку доктрины.

8. НАТО будет проводить консультации с любым активным участником партнерства, если он почувствует прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

«35. “Партнерство ради мира” (ПРМ) является ключевым механизмом закрепления практических связей НАТО и стран-партнеров в вопросах безопасности и углубления их способности к оперативному взаимодействию. Детально разработанные программы, отражающие возможности и интересы отдельных стран-партнеров, обеспечивают сотрудничество государств-членов НАТО и государств-партнеров в области транспарентности (полной прозрачности – ред.) в сферах национального военного планирования и формирования оборонных бюджетов; демократического контроля над вооруженными силами; готовности к . взаимодействию, в том числе, в возглавляемых НАТО операциях ПРМ. .

36. Россия играет исключительную роль в обеспечении евроатлантической безопасности.

Из этого следует, что в случае совершения преступлений военнослужащими НАТО во время проведения на территории нашей страны операций Альянса, они не смогут быть привлеченными к уголовной ответственности российскими судами.

В целом права и интересы НАТО ставятся выше интересов России, что прямо противоречит Конституции и действующему законодательству РФ.

a) изучить сильные и слабые стороны боевой и морально-психологической подготовки личного состава Вооруженных Сил России;

б) определить особенности ведения боевых действий в лесистой и болотистой местности предполагаемых учений;

в) не мытьем так катаньем еще сильнее привязать Россию к своей агрессивной политике установления мирового порядка по-американски;

г) приучить народы Российской Федерации к вероятной, после завершения экономического порабощения, вооруженной оккупации России .

Государственная Дума выражает глубокую обеспокоенность ясно выявившейся тенденцией к использованию программы "Партнерство ради мира" и двустороннего военного сотрудничества государств - членов НАТО, особенно Соединенных Штатов Америки, с государствами - членами Содружества Независимых Государств и государствами Прибалтики не только для втягивания новых государств в военные структуры НАТО, но и для проведения маневров вблизи границ Российской Федерации.

Изучить вопрос о политической и об экономической целесообразности участия Российской Федерации в программе "Партнерство ради мира".

Таким образом, даже продвижение войск НАТО к границам России определялось как военная угроза нашему Отечеству. А сегодня нам предлагают смириться с прямым вводом враждебных воинских контингентов непосредственно на территорию нашего государства.

Депутаты обязаны отвергнуть этот законопроект, который, по сути, является смертным приговором нашим детям и внукам, смертным приговором будущему России.

Войскам НАТО не место на территории нашей Родины! Кто придерживается другой точки зрения – является предателем интересов России.

Партнерство во имя мира или…

Россия присоединилась к соглашению в апреле 2005 г. Сегодня в нем участвует 41 государство, включая членов Североатлантического блока, а также большинство стран-членов СНГ.

Бесспорно, кому-то из наших сограждан жизнь облегчится. Но выигрыш для малого числа людей (в самом деле, много ли у нас выезжает в служебные командировки по военной линии, да и надо ли умножать их число?) при ближайшем рассмотрении оборачивается огромным, а то и непоправимым проигрышем для всех. Самое главное: в заключении профильных комитетов ушло в тень: действие соглашения распространяется не только на российских военных на территории других государств, но и на иностранные воинские контингенты на территории России.

А на деле – непрекращающееся движение НАТО на восток путем поглощения уже не только бывших стран социалистического содружества, но и бывших советских республик, публичное – впервые после развала СССР – причисление России к странам, представляющим несомненную военную угрозу для США, реализация американских планов по размещению элементов собственной ПРО в Восточной Европе. Совершенно не отвечает духу сотрудничества, декларируемому между Россией и НАТО, ситуация вокруг адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Страны блока открыто заявили, что не ратифицируют договор, пока Россия не ликвидирует свои базы в Грузии и Молдавии.

Большинство указанных событий произошли уже после того, как Россия подписала соглашение о статусе сил, так что поводов задуматься у российских парламентариев было много.

Казалось бы, что еще нужно, чтобы насторожиться и уж, по крайней мере, не форсировать ратификацию соглашения, дающего односторонние преимущества военному блоку, который явно угрожает нашей национальной безопасности. Но – нет: собралась нижняя палата и за несколько часов все решила…

Слышите нотки извинения в словах заместителя главы российского правительства? С чего бы это?

Чем объясняется та настойчивость, с которой натовцы постоянно и на всех уровнях поднимали вопрос об ускорении ратификации соглашения? Неужели причина в трогательной заботе о российских военных, которых, не дай Бог, занесет на чужую территорию? Вряд ли. Их, безусловно, волновало снятие любых юридических преград на пути движения на российскую территорию собственных контингентов.

Уже не выглядят мифическими догадки, высказываемые левыми силами о том, что воинские контингенты натовских стран, для которых расчищается путь на российскую территорию, будут предназначены не столько для пресловутых учений, сколько для охраны и обороны иностранной собственности, масштабы которой в нашей стране постоянно возрастают.

И еще одно. Напомним: законопроект внес в Госдуму Президент России. Как соотнести этот шаг с той же Мюнхенской речью В.В. Путина? Неужели достаточно одного визита в Москву Кондолизы Райс, чтобы заявленный перед мировым сообществом более самостоятельный внешнеполитический курс обернулся возвращением в обоз Госдепа и Пентагона?

Юрий РУБЦОВ

Косово, Ирак, Афганистан… Россия?
Госдума узаконила ввод войск НАТО в нашу страну

Итак, две недели назад правящая элита надевала на себя георгиевские ленточки и с торжествующим видом присутствовала на военном параде на Красной площади по случаю Дня Победы. И вот в одночасье, развернувшись на 180 градусов, та же самая элита создаёт юридические основы для ввода иностранных войск в нашу страну.

Треть фракции, включая родного сына г-на Жириновского — г-на Лебедева — проголосовала за этот позорный документ. И что самое примечательное, сам Жириновский вообще в голосовании участия не принимал. Это у него такой подловатый приём: он обеспечивает поддержку ЛДПР какого-то очередного поганого закона, предложенного правительством, но сам не голосует. Прячется в кусты. Так чтобы его уши ни в коем случае не торчали. Герой тот ещё!

Мы публикуем полный текст выступления, подготовленного Ю.А.КВИЦИНСКИМ, без купюр, которые он был вынужден сделать, чтобы уложиться в три минуты.

«Давая согласие на ратификацию соглашения, Госдума согласилась бы на применение на территории России Соглашения стран НАТО от 19.06.51 о статусе их сил на территории Североатлантического альянса, как если бы Россия была частью этого альянса. Соглашение 1951 года писалось для того, чтобы обеспечивать длительное нахождение американских войск в Европе, а также войск Англии, Франции и Бельгии на территории Западной Германии. Оно содержит много положений, скроенных для целей эффективного функционирования Североатлантического блока, где верховодили ранее и продолжают верховодить сейчас США.

Учитывая перманентную тягу НАТО к расширению на Восток и постановке под контроль всё новых государств, понятно стремление руководства альянса и его основных членов распространить действие соглашения и на Россию. Дать согласие на это нас торопят генеральный секретарь НАТО, американцы, англичане, немцы и даже прибалты. Литовцы и еэсовцы то и дело намекают, что ратификация рассматриваемых сегодня документов якобы может облегчить достижение урегулирования по вопросам российского военного транзита в Калининград.

Не буду подробно останавливаться на содержании натовского соглашения 1951года. Наблюдать его в действии можно воочию во всех тех странах НАТО, которые согласились на размещение иностранных войск на своей территории. Хочу, однако, обратить внимание на то, что создание комфортных условий для пребывания натовских войск в России представляется, по крайней мере, несвоевременным, если не сказать большего.

Страны НАТО упорно отказываются ратифицировать адаптированный договор ДОВСЕ, а прибалтийские государства под формальными предлогами уклоняются от присоединения к нему. Что это может означать в конечном итоге? Возможность для стран НАТО в любой момент создать крупную военную группировку непосредственно у наших границ. Кстати, только на территории Прибалтики могли бы уместиться все сухопутные вооружённые силы США.

Наши отношения с США, НАТО и Евросоюзом находятся не в лучшем состоянии в результате упорного стремления с их стороны диктовать правила игры, использовать двойные стандарты, готовить вмешательство во внутренние дела России. И в этих условиях мы соглашаемся на то, чтобы Россию рассматривали как часть территории НАТО? Готовы установить условия доступа и пребывания у нас войск этого альянса? Как должен будет пониматься такой сигнал на Западе? Не будет ли он расценен как готовность к новым односторонним уступкам и приглашение к продолжению нынешней линии Запада?

Говорят, что решения о направлении и принятии иностранных сил будут регулироваться каждый раз отдельными соглашениями. Говорят, что как войска НАТО будут иметь право доступа в нашу страну, так и мы будем иметь такое право в отношении стран НАТО. Но заранее очевидно, что никогда страны Запада в реальности не допустят нахождения у себя сколько-нибудь значительного контингента наших войск. А вот ввод своих войск на нашу территорию, судя по ряду признаков, НАТО уже сейчас планирует под предлогом борьбы с природными или техногенными катастрофами, утери контроля над ядерными материалами, бунтами и прочими проявлениями массового недовольства. На этот случай наше согласие на применение соглашения 1951 года весьма может пригодиться НАТО.

Думаю, что вынесение на ратификацию указанного соглашения и протокола к нему отражает опасную инерцию наших внешнеполитических и военных ведомств, которые всё ещё живут представлениями начала 90-х годов. Пора избавляться от иллюзий. НАТО не стало безобидным политическим союзом. Наоборот, из формально оборонительного оно превратилось в открыто наступательный военный блок. Оно целиком ориентируется на операции вне сферы альянса. Якобы безобидный, столь мягкий и пушистый ЕС на деле превращается в таран для пробивания брешей для продвижения НАТО на Восток и овладения чужими ресурсами.
Этой целенаправленной наступательной политике Запада должна противостоять не менее последовательная и системная политика России. А не так, что вчера мы демонстрируем характер и решимость в Мюнхене, а сегодня в Госдуме расчищаем дорогу в наш дом для НАТО. Чего ради? Что получаем взамен? Ведь даже того же беспрепятственного транзита в Калининград нам не предоставят. Для чего же идти на непонятные, бесцельные, несбалансированные уступки?


20:08 25.07.2016 • Ю.Белобров, Ведущий научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, кандидат политических наук


Процесс глобализации НАТО, то есть расширения ее функций, членства, партнерства и географической зоны действия, был запущен практически сразу же после распада СССР и социалистического лагеря в Восточной Европе и проходил в несколько этапов. Причем если стержневая тенденция к расширению государств - участников партнерских отношений с НАТО, подготовке наиболее важных из них для альянса к вступлению в его члены, а также к углублению разносторонних связей с партнерами в интересах обеспечения их активного участия в военных операциях и миссиях альянса в различных регионах остается неизменной, то выбор соперников или противников, против которых нацеливается партнерство, варьируется в зависимости от изменений в глобальном балансе сил и, соответственно, решений, принимаемых в первую очередь Вашингтоном. Нынешний крутой разворот стратегической направленности глобального партнерства на сдерживание и изоляцию России убедительно демонстрирует это.

Отдельная программа партнерства была учреждена в 1995 году и со странами Средиземноморья (Средиземноморский диалог), к участию в которой были привлечены семь государств Северной Африки и Ближнего Востока - Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис и Алжир.

На втором этапе, с начала 1997 года, наращивая подготовку стран Восточной Европы и Балтии к вступлению в альянс, НАТО приступила к модификации программы ПРМ и расширению партнерства сначала за счет стран соседних регионов, а затем и других государств.

Кроме того, в новом документе были конкретизированы области сотрудничества в рамках ПРМ в таких сферах, как проведение совместных операций с силами НАТО, вопросы, связанные с противовоздушной обороной, концептуальные и оперативные аспекты миротворчества, урегулирование кризисных ситуаций, военное планирование и формирование бюджета, военная политика и стратегия, радиоэлектронная борьба, планирование и организация военных закупок, управленческие аспекты стандартизации, военные учения и невоенные сферы 4 .

С этого времени партнерство уже практически открыто рассматривалось в Вашингтоне и Брюсселе в качестве промежуточной ступени перед приобретением государством - партнером НАТО статуса члена блока, позволив альянсу использовать людские и материальные ресурсы этих государств еще до их вступления в Североатлантический блок при проведении им военных операций за пределами зоны территории его ответственности.

Третьим этапом процесса методичного совершенствования концепции ПРМ можно считать принятие на вашингтонском, пражском и стамбульском саммитах НАТО серии решений, направленных на адаптацию СЕАП и ПРМ к новым реалиям быстро меняющегося мира. В этот период одним из ключевых приоритетов политики партнерства альянса стали углубление и консолидация партнерских связей с балканскими государствами, Украиной, а также странами Закавказья и Центральной Азии, включая втягивание их в участие в операциях НАТО сначала на Балканах, а затем на Ближнем Востоке и в Афганистане.

На пражском саммите НАТО в 2002 году была утверждена более углубленная формула диалога и сотрудничества - План действий для индивидуального партнерства (ПДИП), предусматривавший расширение и углубление сотрудничества НАТО с партнерами путем предоставления содействия (главным образом экспертного) в области реформирования их оборонных потенциалов, а также задекларирована готовность альянса поддерживать региональное сотрудничество государств-партнеров. Среди решений пражского саммита следует назвать также принятый План действий партнерства по борьбе с терроризмом (ПДПБТ).

Все партнеры, с которыми подписаны индивидуальные программы сотрудничества, получили равный статус и им предложена единая основа сотрудничества и диалога. Им также открыт доступ к новому Перечню мероприятий партнерства и сотрудничества, который включает 1600 мероприятий - от военного сотрудничества, проведения совместных учений и учебной подготовки, военной реформы и планирования до гражданско-военных отношений, подготовки к участию в операциях по кризисному урегулированию и реагированию на бедствия. Правда, в вопросах оказания материальной поддержки партнерам приоритет отныне отдан странам, стремящимся стать членами альянса, участвующим в операциях НАТО либо представляющим для нее стратегическую ценность.

В документе также заявлено, что НАТО готова к налаживанию политического диалога и практического сотрудничества с любым государством планеты, в первую очередь с ключевыми глобальными игроками за пределами евроатлантического пространства, с которыми нет официального соглашения о партнерстве 8 .

Всего в круг своих партнеров Североатлантический союз включает в настоящее время 41 государство, половина из которых находится в Европейском регионе и Центральной Азии, а также ряд международных и региональных организаций, включая ООН, ЕС, ОБСЕ и др.

Как признается западными наблюдателями, принятие новой политики партнерства привело к появлению серьезных разногласий в альянсе между защитниками западных либеральных ценностей и сторонниками операций с участием глобальных партнеров. Возникшие противоречия касаются того, каким партнерам отдать приоритет - тем, кто вносит ощутимый вклад в операции НАТО, или тем, которые преданы либеральным порядкам.

Таким образом, партнерство превратилось для НАТО в фундаментальную ценность для его дальнейшего существования. Причем его главный принцип заключается не в том, что альянс может дать партнерам, а в том, что он может получить от них. В военном отношении - это их участие в операциях НАТО по всему миру и мерах по упрочению западной версии международной безопасности.
В политическом - защита либеральных ценностей Запада и обеспечение гарантированной поддержки партнерами позиции альянса в отношении его противников или конкурентов. В военно-техническом - подготовка их к закупкам вооружений, производимых военно-промышленным комплексом США и ведущих государств блока.

Наряду с формируемыми Транстихоокеанским партнерством (ТТП) и Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнерством (ТТИП) глобальное партнерство рассматривается Вашингтоном и как важнейший военно-политический и экономический механизм координации всей глобальной политики США и НАТО. Фактически создается мощная глобальная военно-политическая и экономическая структура противодействия политике России и Китая, причем на данном этапе ее главное жало направлено против России, которую пытаются с помощью военно-политического, финансового и информационного давления вынудить следовать гегемонистскому курсу США, навязываемому всем государствам.

Учитывая, однако, упорное нежелание НАТО отказаться от откровенно враждебного характера ее нынешнего курса в отношении нашей страны и необходимость не допустить реализации планов альянса, нацеленных на ослабление самостоятельной роли России в мировых делах и разрушение российско-китайского и российско-индийского стратегических партнерств, руководству страны требуется выработать принципиально новую комплексную стратегию тщательно взвешенного ограниченного взаимодействия с НАТО, направленного на снижение напряженности в Европе и включающего как соперничество, так и сотрудничество с альянсом в отдельных областях, где интересы сторон непосредственно не сталкиваются.

Условия будущего взаимодействия сторон должны быть выработаны в рамках СРН совместно, а не в одностороннем порядке, как это пытаются навязать Москве Вашингтон и Брюссель. Причем на данном этапе двусторонний диалог в рамках СРН следует ограничить политической проблематикой, а также вопросами возможной координации практических действий по борьбе с терроризмом, пиратством, наркотрафиком и киберугрозами. В качестве первого шага к снижению взаимной напряженности в отношениях сторон необходимо добиваться прекращения враждебной антироссийской риторики со стороны НАТО и признания России в качестве равноправного партнера.

В дальнейшем, по мере определенной нормализации отношений сторон, центральным направлением диалога Россия - НАТО в рамках СРН должна стать совместная работа по разработке нового соглашения между Россией и НАТО по восстановлению военно-политической стабильности на континенте на основе взаимного и надежного сдерживания на возможно пониженных уровнях, а также на обязательствах строить инклюзивную, равную и неделимую безопасность в Европе.

2 Партнерство ради мира. Рамочный документ и Приглашение к партнерству // Штоль В.В. НАТО: динамика эволюции. Приложение 5. М.: Научная книга, 2002.

3 Maronkova B. Op. cit.

4 The NATO handbook. 50th Anniversary Edition. NATO - 1110 Brussels, Belgium, 1998.

5 Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией // Штоль В.В. НАТО: динамика эволюции. Приложение 6. М.: Научная книга, 2002.

11 Rynning S. The Geography of the Atlantic Peace: NATO 25 years after the fall of the Berlin Wall // International Affairs. Vol. 90. №6. November 2014.

Читайте также: