Что такое дарование привилегий

Обновлено: 30.06.2024

Издание первого в России общего закона о привилегиях на изобретения (Высочайший манифест от 17 июня 1812 г., Полное собрание законов, N 25143) было вызвано следующими специальными обстоятельствами [1] .

В 1810 г. иностранцы Герен и Елглунд обратились с прошением на Высочайшее имя о даровании им привилегии на винокуренный прибор, изобретенный иностранцами Адамом и Бераром.

Высочайшим рескриптом на имя министра финансов, последовавшим 3 июля 1811 г. [2] , пожаловано было Герену и Елглунду исключительное право пользоваться означенным способом винокурения вплоть до 1 мая 1820 г., – причем повелено было Комитету министров установить условия пользования означенной привилегией.

Дарование привилегии в такой странной форме – а именно, с тем, чтобы объем ее был установлен впоследствии, – являлось несомненной ошибкой, вполне выяснившейся позже, при обсуждении дела в Комитете министров.

Архив Государственного совета не дает материала для разрешения вопроса, почему даровано было такое странное право; но часто упоминаемые имена одного камергера и высокопоставленных лиц – членов компании дозволяют предполагать, что привилегия была дарована не без личного чьего-либо заинтересованного воздействия на Императора.

Комитет министров отнесся к указанному делу весьма серьезно и, прежде всего, предписал особой комиссии отобрать от изобретателей ответы на ряд вопросов, касавшихся их изобретения и дарованной им привилегии. Некоторые вопросы и, в особенности, ответы настолько характерны для разбираемой эпохи, что я приведу их целиком.

Читая их, так и видишь – с одной стороны, недоброжелательное отношение комитета к “монополии” и желание, по возможности, поставить ее в узкие границы, а с другой – самодовольное и полное сознание своей силы отношение изобретателей, опирающихся на Высочайше дарованную им совершенно неопределенную милость.

“Существо даруемого компании исключительного права, – спрашивает в первом вопросе комитет, – требует непременно всевозможной ясности и определительности во всех обстоятельствах этого, чтобы избежать всякого недоразумения в случае жалоб со стороны компании или других заводчиков; почему и нужно иметь подробное описание всего делопроизводства, орудий и принадлежностей его нового винокурения”.

На такое, совершенно правильное, даже с современной точки зрения, требование, компания дает ответ, в котором каждая фраза составляет или нелепость, или нарушение самых основных начал патентного права.

“Винокурение, на которое дана привилегия, с первого взгляда отличить можно. Оно состоит в том, чтобы прямо гнать из всякой бродильной жидкости или браги не только полугарное вино, но и спирт, какой крепости угодно, что и составляет самое существо изобретения… [3]

А потому дальнейшее описание делопроизводства было бы излишне (!), и притом и не можно дать еще точного описания оному, доколе не приведен будет в действие какой-либо винокуренный завод по правилам привилегии” [4] .

В третьем вопросе Комитет опять-таки совершенно правильно формулирует свои сомнения о том, не потеряло ли уже изобретение Адама необходимой для привилегирования новизны.

“Имеет ли компания в виду, – спрашивает комитет, – что об изобретении Адама некто Дюпортал обнародовал на французском языке книгу, через что изобретение это сделалось всем общим и известным.

А как книга сия, может быть, переведена будет и на российский язык, то приводимым в ней улучшениям не встретится ли совместничества с тем способом, который компании привилегирован?”

В ответ на это, компания, опираясь на опрометчиво дарованное ей право, ограничивается заявлением, что она “не допустит вступить с нею в совместничество, кто бы на то ни покусился”.

Таким образом, она оставляет без всякого ответа самую сущность предложенного вопроса, сущность плохо формулированную, но все-таки несомненно ясную: вопроса о том, возможно ли осуществлять дарованную привилегию, не нарушая прав третьих лиц?

Известно ли компании, спрашивает, наконец, Комитет, что медник Сидоров, в Академических Ведомостях от 20 октября, предлагает медные кубы похожего устройства? И в этом вопросе опять звучит как бы сожаление, что компании даровано было столь убыточное для третьих лиц право.

Компания же отвечает, что Сидоров, очевидно (?), похитил идею изобретения. И “если он захочет воспользоваться таким похищением (?), то компании нетрудно будет обличить его в том. Ибо прямо гнать из браги полугарное вино или спирт есть столь явный признак исключительного права, Высочайшей властью пожалованного ей, что никакое ухищрение не в силах скрыть его”.

Таким образом, компания не допускает даже и возможности, чтобы медник Сидоров сам дошел до мысли гнать спирт прямо из браги, и, следовательно, старается расширить дарованное ей право свыше всякой меры.

15 ноября 1811 г. дело о привилегии Адама обсуждалось в комитете, причем государственный канцлер гр. Румянцев высказался вообще против привилегии, приводя почти все те аргументы, которые впоследствии на Западе развивались вожаками антипатентного движения.

“Привилегии этого рода, – объяснил он, – воспрещая духу изобретения достигать до полезных открытий, а особенно до таких, к которым некоторые следы уже проложены, суть совершенно стеснительны”, и поэтому “особенная будет монаршая Его Императорского Величества милость к подданным, когда поставлено будет за правило не давать ни в каком случае привилегии и предоставить каждому полную свободу доходить умом своим до всякого изобретения; и, что гораздо справедливее, пристойнее и полезнее для поощрения – вознаграждать изобретателей от правительства по мере общей выгоды, какую изобретения их принести могут”.

Но другие члены комитета справедливо возражали канцлеру, что, при всей правильности его рассуждений, они не могут быть распространены на данное дело, ввиду уже состоявшегося Высочайшего повеления. Поэтому пять членов предложили запретить выдачу привилегии на будущее время, но оставить за компанией, в виде исключения, Высочайше дарованное ей право.

Четыре же члена полагали, что выдача привилегий иногда может быть полезна, но под непременным условием, что предварительно составлены будут точные о том правила. Сперанский остался при особом мнении.

Александр I приказал последнему приготовить по данному делу специальную докладную записку. Записка эта была составлена Сперанским, но, ранее доклада, всемогущий министр подвергся опале; по крайней мере, в разбираемом деле архива Государственного совета она помечена, как “найденная Главнокомандующим в столице, в бумагах, коих разбор был ему поручен”.

Опала автора не помешала, однако, успеху записки: уже 8 мая 1812 г. внесен и рассмотрен был в Государственном совете приложенный к ней проект общего закона, а одновременно заслушано было и дело о привилегии Герена, причем в состоявшемся постановлении Государственного совета опять-таки можно заметить некоторую протестующую нотку против “исключительного сего права”.

“Хотя предмет привилегии, – гласит журнал 8 мая 1812 г., – даруемой этой компании, и не может считаться изобретением или открытием, ей принадлежащим, но так как, невзирая на сие, Государю Императору благоугодно было изъявить точную и определительную свою волю на предоставление компании исключительного права курить вино именно по системе Адама и Берара, то Соединенные департаменты законов и экономии положили: обнародовать этот Высочайший рескрипт посредством Правительствующего сената, с тем, однако же, что, если кто-либо в России, прежде нежели состоялся сей Высочайший рескрипт, производил винокурение по той же самой системе Адама и Берара, то компания не может лишить его права продолжать производство сие по сей системе”.

При подписании журнала, 13 мая, в постановлении были заменены слова “прежде нежели состоялся сей рескрипт” – еще более ограничительной оговоркой: “до обнародования сего рескрипта”!

Таким образом, если принять в соображение, что сделана была указанная оговорка, а также, что изданный в тот же день общий закон обязывал всех патентодержателей сообщать описание своих изобретений (§ 5, 1 0 ) и распространял это требование и на ранее выданные привилегии (§ 24), – то можно сказать, что, выдавая иностранцам Герену и Елглунду привилегию, Комитет министров и Государственный Совет сделали все, бывшее в их власти, для ограждения прав третьих лиц.

[1] Изложено на основании дела архива Государственного совета, 1812 г., N 24. “О привилегии, данной компании на винокурение по методе Адама и Берара, и о привилегиях на разные изобретения”

[2] П. С. З., N 24705

[3] Таким образом, вместо описания, компания указывает только на задачу, разрешаемую способом Адама. Между тем привилегия никогда не дается на абстрактную идею достижения данного результата, так как результат может быть осуществлен целой серией ничего общего между собою не имеющих изобретений. Привилегия на вообще “сигнализацию на большие расстояния” была бы совершенно немыслимой”

[4] Значит, в момент получения привилегии компания еще сама не знала, какова будет практическая реализация патентованной за ней идеи.

image

Прежде чем мы начнём, я хочу прояснить одну вещь: эта статья вовсе не является исчерпывающей. Здесь не сказано о привилегиях всё, что только можно. Но она даст вам надёжную информационную базу. Концепцию привилегий не понять за один урок — это целое поле для изучения. Чтобы по-настоящему вникнуть в неё, мы должны продолжать читать, учиться и мыслить критически.

Определение термина

В целом мы можем определить привилегию как набор незаслуженных благ и преимуществ, присваиваемых людям, которые отвечают требованиям определённой социальной группы. Общество наделяет привилегиями людей в зависимости от определённых аспектов их идентичности, к которым можно отнести расу, класс, пол, сексуальную ориентацию, язык, географическое положение, физические возможности, религию и прочие.

Но такие обширные концепции есть нечто гораздо большее, нежели просто базовые определения. Многих подобное объяснение термина может лишь ещё больше озадачить вопросами, нежели ответить на них. Так что вот несколько важных моментов о привилегиях, которые следует знать каждой и каждому.

1. Привилегия — оборотная сторона угнетения

Часто угнетение заметить легче, чем привилегию. Определённо, куда сильней в глаза бросается притеснение, с которым вы лично сталкиваетесь, чем привилегии, которыми вы наделены, поскольку мы скорее обратим внимание на несправедливое обращение, чем на должное.

Так подумайте, в чём вас притесняют: чем вы обделены из-за того, как общество относится к аспектам вашей идентичности? Вы женщина? У вас ограничены возможности здоровья? Ваша сексуальная идентичность находится в квир-спектре? Возможно, вы бедны? Страдаете психическими заболеваниями или нетрудоспособны? Ваш цвет кожи не белый? Вы гендерно-неконформны? Всё вышеперечисленное может усложнять жизнь, потому что общество ущемляет в правах людей, которые относятся к этим социальным группам. Это и есть угнетение.

Но как насчёт людей, права которых общество охотно признаёт? Что насчёт людей, которых общество превозносит за наш счёт? Мы называем это привилегиями.

Привилегии есть не что иное, как противоположность угнетению.

2. Привилегии необходимо понимать в контексте общей системы власти

Общество подвержено влиянию самых разных систем власти: патриархата, превосходства белых, гетеросексизма, циссексизма, классовости и многих других. Все они взаимодействуют в одной гигантской системе, называемой кириархией.

Привилегированные группы обладают властью над угнетёнными. Привилегированные люди чаще занимают властные позиции — например, у них гораздо больше шансов доминировать на политической арене, они часто экономически обеспечены, имеют влияние на СМИ и занимают руководящие должности в компаниях. Привилегированные люди могут использовать свои позиции в интересах других — таких же привилегированных — людей, как они.

image

В патриархальном обществе женщины не имеют институциональной власти (по крайней мере, не на основе своего пола). В обществе превосходства белых люди с кожей другого цвета лишены власти из-за своей расы. И так далее. Это важно помнить, потому что привилегия не работает в обе стороны. Не существует женской привилегии, потому что у женщин нет институциональной власти. Как не существует привилегий чёрных, транспривилегий или привилегии бедных — потому что эти группы не имеют власти.

Это важный момент, о котором не следует забывать, так как люди часто рассматривают вопрос о привилегиях, обращая своё внимание на частные случаи, а не на систему в целом. Хотя индивидуальный опыт важен, мы должны попытаться понять привилегию с точки зрения систем и социальных моделей. Мы рассматриваем правило, а не исключения из правила.

3. Привилегии и притеснения могут взаимодействовать, но не отменять друг друга

Я воспринимаю мою квир-идентичность по отношению к своей женственности. Эти аспекты своей личности я понимаю относительно своего опыта как психически нездорового человека, как белой, как южноафриканки, как трудоспособной и цисгендерной личности.

Все аспекты нашей идентичности — независимо от того, притесняются они обществом или превозносятся, — взаимодействуют друг с другом. Мы живём в совокупной единовременной идентичности, а не проживаем каждую её сторону по отдельности. Взаимодействие между различными аспектами нашей идентичности часто называют пересечением (интерсекциональностью).

image

Источник иллюстрации

Аспекты наших личностей, которые являются привилегированными, также влияют на те, которые подвергаются угнетению. Да, привилегия и угнетение пересекаются — но они не отрицают друг друга.

Часто люди считают, что у них нет никаких привилегий, потому что они подвергаются угнетению. Распространена идея о том, что бедные белые люди лишены привилегий белых, потому что они бедны. Но это не так. К примеру, бедность никак не отменяет того, что, будучи белым, вы с меньшей вероятностью станете жертвой полицейского беспредела в большинстве стран мира. Бедность — угнетённое положение, да, но это не отменяет того факта, что вы по-прежнему пользуетесь привилегиями белых.

Как говорит Феникс Кэлида:

Возьмём для примера людей бедных и белых. Поскольку вы белый, вам доступны ресурсы, которые могут помочь вам выжить. Вы, скорее всего, пользуетесь поддержкой сравнительно обеспеченных людей. Вы можете использовать свои связи, чтобы найти работу. И на собеседование вы наверняка попадёте к такому же белому, так как белые люди чаще занимают руководящие должности. А люди одной с вами расы, имеющие власть, если и будут предвзяты, то скорее всего в вашу пользу. В то же время темнокожий бедный человек не будет иметь такого преимущества, во власти вряд ли окажутся люди одной с ним расы, и он, скорее всего, пострадает от предрассудков.

Итак, ещё раз: быть белым и бедным тяжело, но быть чернокожим бедным сложнее.

4. Привилегия — это то, что должно быть у всех

5. Привилегия не значит, что вы не прилагали усилий

Люди часто уходят в оборону, когда кто-то указывает им на их привилегии. И я прекрасно понимаю почему. Прежде чем я полностью поняла эту концепцию, я поступала так же.

Многие люди думают, что имей они привилегии, у них была бы не жизнь, а сахар. Именно поэтому они чувствуют себя лично оскорблёнными, когда им говорят об их привилегиях. Им кажется, будто им заявляют, что они недостаточно усердно работали и вообще жили припеваючи безо всяких забот. Но привилегии заключаются не в этом. Вы можете быть привилегированным и жить при этом очень непросто. Привилегия не означает, что ваша жизнь легка, — это значит только то, что она легче, чем у других.

Я наткнулась на вот эту блестящую аналогию, где сравнивается привилегия белых людей и поездка на велосипеде по городу, полному автомобилей, и это подтолкнуло меня продолжить аналогию привилегий.

image

Источник иллюстрации

Скажем, вы с подругой решили поехать кататься на велосипеде. Вы уговорились проехать одинаковое расстояние, но по разным маршрутам. Ваш маршрут оказался немного ухабистым. Чаще всего вам попадаются спуски. Очень жарко, но ветер всё время дует в спину. В конце концов, вы добрались до нужного места, но при этом сгорели, у вас болят ноги, вы запыхались и словили судорогу.

Когда вы, в конце концов, встречаетесь с подругой, она рассказывает, что её поездка была ужасной. Дорога тоже была ухабистой и всё время шла под уклон. Она обгорела ещё больше, чем вы, потому что у неё не было никакого солнцезащитного средства. В какой-то момент её сбил сильный порыв ветра, и она повредила ногу. Вода у неё закончилась на полпути. Услышав о вашей поездке, она отмечает, что вам пришлось намного легче.

Значит ли это, что вы не выложились на полную? Значит ли это, что вы не столкнулись с препятствиями? Значит ли это, что вы не приложили все усилия? Нет. Это просто значит, что вы не столкнулись с теми трудностями, с которыми пришлось столкнуться ей.

Привилегия не означает, что ваша жизнь проста или что вы недостаточно усердно работаете. Это просто означает, что вам несколько легче, чем другим. Это означает, что тем, у кого нет ваших привилегий, жить намного труднее.

И что теперь?

Часто люди думают, что феминистки и борцы за социальную справедливость указывают людям на их привилегии, чтобы заставить их чувствовать себя виноватыми. Это совсем не так! Мы не хотим заставить вас чувствовать себя виноватыми. Мы хотим, чтобы вы присоединились к нам в борьбе с системой, которая превозносит одних людей и угнетает других.

Так что же вы можете сделать как человек, обладающий привилегиями? Осознание привилегий — это начало, и вы уже сделали первый шаг! Отлично! В Интернете ещё много информации, поэтому я рекомендую вам сперва побольше узнать о понятиях угнетения и привилегий, чтобы расширить своё представление о них. Начать можно со ссылок, приведённых в этой статье.

Суть и предпосылки принятия О вольности дворянской

Жизнь русской знати в XVIII веке

Дворцовые перевороты вынуждали российских правителей регулярно издавать указы с новыми привилегиями для дворянского сословия, от которого зависело спокойствие в стране. Исключением был период правления Петра II (1727−1730), который занял престол в 11 лет, а умер в 14. В эти годы фактически правили боярские аристократы, которые не желали усиления влияния нового дворянства.

Однако в 30-е годы XVIII века были обнародованы законы, которые давали высшему российскому сословию дополнительные права. Подписанию Манифеста в 1762 году предшествовали такие указы:

 Основные положения документа

  • Об усилении контроля над крестьянами со стороны помещиков. Процесс активно шел с XVII века, но достиг апогея в 1730—1760 гг. Благородное сословие получило полномочия самостоятельно определять наказание провинившимся, принимать решение об отправке крепостных в Сибирь.
  • О признании прав дворянского сословия на имения и землю. Это позволяло передавать недвижимое имущество по наследству.
  • Выдача прав на получение кредитов у государства. Благодаря этому дворяне не испытывали острой финансовой нужды.
  • Дарование сословию монопольных прав. Например, чтобы создать винокурню и организовать ее работу.

Несмотря на это, дворян не устраивала повинность проходить воинскую службу. Расширение же их полномочий шло за счет давления на крепостных.

Государственная служба до принятия Манифеста

Значение манифеста для высшего сословия и истории России

Дворяне шли на хитрость и записывали детей на службу в младенческом возрасте. Тогда к 30−32 годам они уже могли уйти в отставку. Подобные приемы отцов сходили с рук, поскольку государство практически не следило за фактом осуществления службы привилегированным сословием. Это привело к тому, что в 1750-х годах увеличилось число обращений к императору с предложением отменить повинность.

Кем подписан документ

Кем был подписан манифест

Несколько месяцев у власти (до свержения супругой Екатериной II) выявили противоречивый характер правителя. В нем сочетались жажда деятельности, упрямство, своеволие. За важные государственные дела он брался энергично и напористо. К числу сфер, где он смог проявить себя, относят:

Основные положения

Манифест о вольности дворянской: значение в истории

Не следует считать отмену службы новаторской или революционной. О том, что это необходимо, говорили еще в 1750-х гг. Вследствие того некоторые историки считают, что основные положения документа были подготовлены задолго до вхождения Петра III на престол (в эпоху правления Елизаветы Петровны).

Богатыми имениями и большим количеством крепостных в подчинении мог похвалиться не каждый из дворян. Для части знатных, но небогатых людей жалование за службу было единственным источником к существованию. По той причине появление Манифеста стало для них в тягость. Несмотря на это, многие дворяне сразу же подали прошения об отставке. В течение 10 лет со службы уволилось более 7,5 тысяч человек, из которых более половины были военными.

Исторические последствия

Манифест о вольности дворянской, исторические справки

  • Расширение прав и привилегий дворян. Прежде всего, это возобновление раздачи земли и крестьян, отмена единонаследия, создание гвардейских полков (Измайловского, Конного). Открывались Шляхтские корпуса, раздавались казенные заводы в частные руки. Отменялись таможенные пошлины, выдавались разрешения на монополии. Позволялось записывать в полки гвардейцев дворянских недорослей.
  • Ограничение прав, угнетение простых людей. Под контроль помещиков был передан сбор подушных денег, им были отданы права на опеку крепостных. Господа могли сами определять наказания провинившимся, решали, что запретить, а что позволить в вотчине. Работники предприятий были навечно прикреплены к одному и тому же заводу.

Манифест о вольности дворянской, суть документа

Принятие документа завершило формирование дворянства как сословия, занимающего важное место в структуре Российской империи. Освобождение дворян от воинской повинности стало предметом обсуждения критиков, которые утверждали, что подобное решение ослабит оборону страны. Однако уже в 1768—1774 гг. удалось доказать обратное (Россия выиграла войну с османской империей).

В 1785 году был принят документ, закрепляющий неограниченные права дворянского сословия. Жалованная грамота не только закрепила уже существующие привилегии дворянства, но и даровала им новые.

Жалованная грамота дворянству

История принятия

Интересно: дворянам разрешалось свободно переходить на службу в другие государства с одним условием: в случае призыва Российской империи они были обязаны вернуться обратно и немедленно встать под ее знамена.

Императрица продолжила начинание мужа, но пошла еще дальше. Дарование грамоты подтверждало привилегии этой прослойки населения.

К работе над новым Положением Екатерина подошла с всей серьезностью. В 1767 г. она издала специальный наказ, предназначенный для Уложенной комиссии, которой и следовало заняться разработкой законодательного акта, дающего новые права и свободы дворянам. В этом документе царица отдельно подчеркивала роль и заслуги дворян перед отечеством.

Рис.1 Екатерина Великая

В 1771 г. увидел свет проект нового Положения. Наконец, в 1785 году произошло принятие грамоты, которая была обнародована. В нее было включено определение дворянского сословия и его права.

Содержание

Содержание документа — это 92 статьи. Весь текст Екатерина поделила на 4 крупных раздела. Кроме того, как во всяком важном государственном документе, основному тексту предшествовал Манифест — предисловие, которое включало информацию о заслугах дворян перед Россией.

Рис.2. Дворяне при Екатерине

Таблица 1. Главные пункты исторического документа о вольностях благородного сословия

Первый раздел Описание прав и привилегий высшего сословия
Второй раздел О самоуправлении, об учреждении дворянских собраний в городах. Уездное собрание могло обратиться в губернское, а то, в свою очередь, получало право на свободный доступ к венценосной особе. Собрания носили выборный характер
Третий раздел О правилах составления родословных книг
Четвертый раздел Здесь описывались способы, которыми можно было доказать дворянское происхождение

Привилегии высшего сословия

После того как комиссия издает этот законодательный акт, подписанный императрицей, становится ясно: для высшего сословия наступает вольная, практически ничем не ограниченная жизнь. Отныне представители его не должны были служить. Их занятия могли быть теперь какими угодно: это и развитие собственных творческих способностей, и управление своими землями, и занятие предпринимательством. Произошла полная отмена всех ограничений.

  • освобождались от телесных наказаний;
  • могли, женившись на простолюдинке, дать ей право на свой титул (но к женщинам это не относилось: дворянка, выйдя замуж за мещанина, не имела официального права ввести его в свой круг общения);
  • подвергаться судебному преследованию только от равных им по положению;
  • получили право на самоуправление (такова была роль собраний, председатели которых избирались на определенный срок);
  • все уравнивались в правах внутри своего сословия;
  • могли быть лишены имения, имущества и титула исключительно через суд.

Положение крестьян, которые теперь даже не могли жаловаться на своих господ в соответствии с этим документом, стало еще более тяжелым.

Важно! Права дворян объявлялись вечными и нерушимыми, теперь это было абсолютно вольное сословие.

Рис.3. Дворянская усадьба

Значение

После принятия этого документа стало ясно, что Екатерина возлагала основные надежды именного на эту привилегированную прослойку. Своими действиями она дала понять: дворяне — опора трона. Они теперь занимали уверенные позиции на самом верху общественной лестницы. Сословие превратилось в символ просвещенного абсолютизма 327 , стало его исключительной поддержкой.

Представители этого класса имели безраздельное право на владение землей и крестьянством, не облагались налогами, вели любой выбранный образ жизни без ограничений. Екатерина грамотой вознаграждала тот класс, представители которого помогли ей стать самодержицей Всероссийской.

Борьба с привилегиями дворян при Павле

Вступив на трон, сын Екатерины почувствовал, что верхушка общества имеет слишком много свобод. Это могло стать причиной колебания самодержавной единоличной власти. Кроме того, практически сразу после воцарения Павел приступил к уничтожению многих утвержденных матерью институтов. Отчасти причина могла лежать в плоскости личных отношений: Павел не любил мать и стремился все ее начинания повернуть в другую сторону.

Начал новый царь с того, что провел в 1797 г. смотр полков и тех, кто не явился, уволил. К следующему году он издает распоряжение: всем, кто не служил, вновь вменяется в обязанность воинская служба. В некотором смысле произошло восстановление прежнего положения высшего сословия. Так, Павел отменил дарованную Екатериной полную свободу занятий дворян. Он обложил их почти 2-миллионой данью. Вновь стали применяться телесные наказания — император восстановил это положение.

Рис.4. Парад при Павле Первом

Было запрещено продавать крестьян без земли. В короткое правление сына Екатерины наблюдались некоторые изменения в положении крестьян: им стало чуть легче, так как царь ограничил барщину тремя днями в неделю.

Император предоставлял крестьянам возможность жаловаться на помещиков, если те слишком уж сильно притесняли их.

Павел пытался укрепить авторитет царской власти, однако своими действиями восстановил верхушку дворянского сословия против себя. Последствия оказались тяжкими для него: он погиб в результате заговора.

Читайте также: