Приговор где есть специальный субъект
Обновлено: 01.06.2024
Ст. 447 УПК РФ направлена на установление перечня лиц, обладающих некими привилегиями по сравнению с другими людьми при ведении уголовного процесса. Формирование сводов законов и правил, которыми обязаны руководствоваться граждане, участвуя в общественном взаимодействии, основывается на понимании того, что все члены общества должны быть равны и одинаково честны друг перед другом и перед законом.
Например, особым образом рассматриваются дела с участием:
- граждан, возраст которых не достиг совершеннолетия;
- лиц, которые в силу психических отклонений от общепринятой нормы не могут в полном объёме отвечать за свои поступки.
Однако не только возрастные и психологические особенности могут иметь значение при решении вопроса о том, традиционно или в исключительном порядке будет вестись уголовный процесс.
Такой иммунитет касается лиц, чей род деятельности связан с выполнением публичных обязанностей. Поскольку их род занятий существенно отличается от действий, выполняемых другими членами общества, они изначально наделены некоей неприкосновенностью.
Дополнительные гарантии, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не призваны расширить круг этой неприкосновенности. Их цель – с максимально возможной эффективностью обезопасить таких лиц от возможных преследований уголовного характера, когда для этого нет достаточных причин и оснований. Необходимо это для того, чтобы обеспечить максимально комфортную среду деятельности таких граждан.
Спецсубъекты по УПК РФ перечислены максимально полно в статье 447-й.
К ним относятся:
- Лица, исполняющие депутатские обязанности.
- Лица, занимающие должности судей различного уровня.
- Президенты (настоящий и бывший), кандидаты на эту должность.
- Некоторые сотрудники МВД.
- Адвокаты и их противники прокуроры, а также ряд других должностных лиц.
Однако действующая на сегодняшний день редакция закона подвергается в комментариях критике именно в этой части. Многие считают, что список привилегированных лиц нуждается в сокращении. Это возможно будет иметь последствия в виде внесения изменений в существующее законодательство.
Четыреста сорок седьмая статья является составной частью 52-й главы УПК. Эта глава рассматривает особенности, характеризующие судебные дела, в которых участвуют, в качестве обвиняемой стороны, перечисленные выше субъекты. Однако данная глава не охватывает всех возможных условий. Поэтому при ведении расследования и судебного разбирательства с участием специальных субъектов права необходимо учитывать не только те критерии, которые названы в данной главе, но и:
- критерии, указанные в актах нормативно правового характера, в которых рассматривается правовой статус таких лиц;
- сумму полномочий, которыми наделено подобное лицо;
- пределы, на которые распространяется действие гарантийного иммунитета.
Это обусловлено тем, что УПК прописывает общие категории, тогда как более конкретные нормативные документы уточняют, в какой мере данные категории распространяются на должностных лиц разного уровня.
Кроме того, при решении вопроса о том, в какой степени обладает льготами человек, совершивший преступление, важно выяснить некоторые временные характеристики:
- Необходимо выяснить точное время, когда у обвиняемого появилось право на дополнительные гарантии и когда он это право утратит.
- Надо знать, когда было начато и окончено преступное деяние.
- Также необходимо учитывать дату, когда правовые органы приняли решение о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела.
Такое внимание к временным признакам вызвано тем, что лица, перечисленные в 447-й статье, как правило, наделены иммунитетом только в период, когда они исполняют свои должностные обязанности, то есть со времени начала их деятельности в данном качестве до времени окончания этой деятельности.
Иными словами, преступные действия лиц и их особенный правовой статус в данном случае неразрывно связаны.
Кроме того, при расследовании преступлений, инициаторами или исполнителями которых являются личности, ранее обладавшие статусом спецсубъектов, необходимо учитывать и ещё одну временную закономерность. А именно нужно выяснить, было ли совершено преступления в то время, когда они имели правовые привилегии или уже после окончания этого периода. Иногда значение имеет даже срок, который прошёл с того момента: месяц, год или больший период.
Кроме того, для каждой отдельной группы специально обозначенных лиц законодателем предусмотрен особый порядок, в соответствии с которым выясняется:
- является ли преследование данного лица обоснованным;
- существует ли законная база такого преследования;
- кем оно должно осуществляться;
- каковы условия внесения представлений и т. п.
Выяснение каждого из перечисленных пунктов осуществляется в особом режиме, этим и обеспечивается соблюдение неприкосновенности данных категорий граждан.
Иммунитет с точки зрения права
Механизм, в соответствии с которым происходит преследование уголовного характера лиц, наделённых правовым иммунитетом, регулируется статьями 52-й главы УПК, а также статьями 144-147 и 171 данного кодекса, но только во взаимосвязи с нормативными документами, подробно характеризующими особый статус лиц с преимуществами правового плана.
Что же представляет собой правовой иммунитет для спецсубъектов уголовного права? Прежде всего, это элементарное усложнение процедуры возбуждения уголовного разбирательства или преследования в отношении таких граждан.
Например, для ведения каких-либо уголовных мероприятий с участием таких лиц инициатору этих мероприятий необходимо получить разрешение у соответствующего лица, дающее возможность проводить определённые действия по расследованию или преследованию.
Такими лицами в разных ситуациях могут быть:
- председатель СК нашей страны (когда дело рассматривается, например, в отношении прокурора);
- его заместитель (если обвиняется сам председатель СК);
- руководитель следственного органа СК РФ в отдельно взятом субъекте страны (когда, например, речь идёт о депутатах).
Зависит это от того, какое должностное лицо становится объектом разбирательства. Инициатором разбирательства может стать потерпевший или его представитель. Последний может действовать по доверенности, заверенной у нотариуса.
Характерно, что подобное согласие ни в какой мере не может быть чисто формальным. Выдача подобного согласия предполагает проведение ряда необходимых мероприятий и действий тем, кто обязан решить вопрос о выдаче или невыдаче согласия на дальнейшее разбирательство.
Чтобы выдать разрешение для ведения уголовного дела в отношении специальных субъектов, уполномоченное лицо должно тщательно проверить:
- Имеет ли место преступление, о котором говорится в заявлении.
- Имеются ли реальные причины считать спецсубъекта причастным к совершению данного преступления.
- Позволяют ли временные сроки применить к обвиняемому лицу льготные санкции. То есть выяснение того, когда он стал их обладателем или же когда утратил их.
- Позволяют ли имеющиеся доказательства привлечь для разбирательства фигуру данного специального субъекта.
При этом необходимо строго соблюдать определённые законом сроки рассмотрения заявление на получение разрешения проводить расследование, осуществлять обыск, реализовывать задержание и т. п., установленные практикой современного судопроизводства.
Строение обращения для получения разрешения на ведение уголовного расследования в отношении перечисленных в 447-й статье лиц, его форма не определены в законодательстве. Однако важен факт обязательной проверки сведений, перечисленных в заявлении, для выдачи необходимого разрешения или отказе в выдаче.
Читайте также: