Есть ли у моцарта наследники

Обновлено: 04.07.2024

27 января 1756 года родился известный австрийский композитор, один из самых популярных классиков мировой музыки Вольфганг Амадей Моцарт. За 260 лет, прошедших со дня рождения поэта, его биография обросла мифами, которые прочно закрепились в сознании общества во многом благодаря пьесе Питера Шеффера "Амадей" и снятому по ней популярному фильму.

"Создание этих мифов - очень сложное дело. С одной стороны, мы считаем, что современные исследования биографии Моцарта по большей части прояснили эти легенды. Но они до сих пор не развеяны в сознании общественности и в средствах массовой информации", - считает Гюнтер Броше из Австрийской национальной библиотеки.

Давалось ли сочинение музыки композитору необыкновенно легко? Умер ли Моцарт от отравления, когда работал над своей заупокойной мессой? Были ли он и его жена Констанца так бедны, что композитора похоронили в безымянной могиле? Телеканал "360" решил развеять несколько мифов о Моцарте.

Сочинение музыки для Моцарта было делом элементарным

Пять мифов о Моцарте: со дня рождения композитора прошло 260 лет | Изображение 1

Фото: Public domain

Моцарт действительно был гением: он обладал феноменальным слухом, способностью к импровизации и памятью. Но это далеко не все качества, которые помогли ему стать известным музыкантом.

Уже в пять лет композитор сочинял произведения, а к шести годам научился виртуозно играть на трех инструментах: органе, скрипке и клавесине. Его отец Леопольд Моцарт хотел, чтобы его сын стал знаменитым композитором, но для начала решил сделать из него исполнителя-виртуоза. В шесть лет мальчик поехал в свое первое концертное путешествие. Моцарт выступал в разных княжеских и королевских дворах Европы почти 10 лет. Конечно, ребенка сильно изматывали эти поездки, и Вольфганг часто болел.

Моцарт блестяще овладел разнообразными жанрами. Но не стоит забывать, что музыка как искусство сильно связана с алгеброй. Чтобы создать масштабное произведение надо иметь понятие об инструментовке, контрапункте, полифонии и разбираться в том, какие аккорды можно сыграть на том или ином инструменте. Конечно, все эти знания не могли быть заложены в голову ребенку.

За неполные 30 лет композитор написал около 600 произведений, в которых каждая нота была выверена и не выбивалась из общей композиции. Кроме того, он сам писал многостраничные партитуры, а сроки часто поджимали. Поэтому Моцарт много времени проводил за работой, хотя и развлекаться тоже умел.

Моцарт жил и умер в нищете

Пять мифов о Моцарте: со дня рождения композитора прошло 260 лет | Изображение 2

Фото: Public domain

Моцарт был далеко не беден. Однако, как отмечает Броше, ни композитор, ни его жена Констанца не умели обращаться с деньгами. Все заработанные средства моментально пускались по ветру. 1780-е годов стали пиком славы композитора: его опера "Похищение из сераля" (1782) имела огромный успех. В это же десятилетие он написал известную "Свадьбу Фигаро" и "Дон Жуана".

За несколько лет Моцарт дал множество концертов, за которые ему платили большие гонорары. Например, если жалование его отца в Зальцбурге было около 350 флоринов, то Вольфганг мог получить в три раза больше за одно выступление. Композитор даже позволил снять себе шикарную квартиру и держать дома прислугу. Однако все деньги тратились на экстравагантный образ жизни Моцарта и его женщины, на которой он женился, не получив благословения отца. У семьи были шикарные наряды и целая коллекция париков.

Когда Моцарт стал менее популярен в Вене, композитор все равно не остался без средств: ему присылали гонорары из других стран Европы, он писал произведения на заказ и получал придворную зарплату.

Однако неумеренные расходы привели к тому, что к концу жизни Моцарта семья утонула в долгах. Однако некоторые кредиторы смирились и не требовали деньги обратно. Как отмечают исследователи, первыми версию о бедности Моцарта выдвинули его биографы Франтишек Немечек и Георг Ниссен. Однако оба они писали о нищете композитора со слов его жены, которая любила деньги и постоянно добивалась материальной поддержки. Ей даже удалось получить пособие в размере трети жалования Моцарта, хотя оно ей не полагалось.

Моцарта отравил Сальери

Пять мифов о Моцарте: со дня рождения композитора прошло 260 лет | Изображение 3

Фото: Public domain

Многие до сих пор верят в то, что Моцарта отравили. В ранних биографиях эту версию отрицали все, в том числе и его жена Констанца. Примерно через 30 лет легенда обросла новыми подробностями: появилась версия, что Моцарта убил другой известный музыкант конца XVIII века - Антонио Сальери. Этот миф стал очень популярен в газетах. Возможно, именно там на него наткнулся русский писатель Александр Пушкин, написавший в 1826 году "маленькую трагедию" о гении и злодее под названием "Моцарт и Сальери". Эта же тема прозвучала в пьесе "Амадей".

Как отмечают историки, свидетельств о вражде композиторов нет. Никакой зависти к более молодому Вольфгангу у Сальери не было: он почти не сочинял инструментальную музыку, а в жанре оперы его репутация среди современников была выше.

Причина смерти композитора, который скончался 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет, так и не была установлена. Исследователи в течение многих лет придумывали разные гипотезы, чтобы объяснить внезапно появившиеся у Моцарта жар, сыпь и лихорадку. Однако ни одна из версий не была подтверждена.

Моцарт предчувствовал смерть

Пять мифов о Моцарте: со дня рождения композитора прошло 260 лет | Изображение 4

Фото: Public domain

Согласно легенде, однажды в дверь композитора постучался незнакомец в сером. Он заказал Моцарту реквием для богатого графа, у которого недавно умерла жена. Композитор начал работать над произведением и вскоре, предчувствуя приближение смерти, начал писать реквием для себя. Однако все было не совсем так.

Реквием действительно заказал граф, причем он не просто просил Моцарта написать произведение, но и собирался купить его авторство. Композитор согласился пойти на этот шаг из-за финансовых трудностей.

Романтическую легенду вокруг "Реквиема" создала его жена Констанца. Именно она рассказывала, что во время одной из прогулок Моцарт заявил, что пишет это произведение для себя. Однако современные исследователи не склонны доверять этой информации. Проанализировав все письма, написанные Моцартом в последние месяцы жизни, они не обнаружили ни одного упоминания о плохом самочувствии или депрессии.

Музыка Моцарта улучшает работу мозга

Пять мифов о Моцарте: со дня рождения композитора прошло 260 лет | Изображение 5

Фото: Public domain

В 1950-е годы французский врач-отоларинголог Альфред Томатис предположил, что музыка воздействует через слух на мозг человека. Затем он заявил, что плавные переходы от громких звуков к тихим, которые использовал в своих произведениях Моцарт, воздействуют на работу полушарий. В 1991 году он выпустил книгу "Почему Моцарт?", в которой ввел понятие "Эффект Моцарта" и предположил, что его музыка может лечить и развивать мозг.

В 1993 году влияние музыки австрийского композитора на организм человека решили изучить американские ученые. Участники эксперимента слушали несколько произведений Моцарта, а затем проходили тест на пространственное мышление. Ученые установили, что музыка Моцарта действительно повышает скорость решения задач и концентрацию внимания, но этот эффект наблюдается только в течение 15 минут. Никаких выводов по улучшению работы мозга или повышению IQ результаты эксперимента сделать не позволили. Однако СМИ решили истолковать это исследование по-своему. На протяжении нескольких лет в известных изданиях появлялись заметки, в которых говорилось, что "музыка Моцарта делает человека умнее".

Еще дальше пошел американец Дон Кэмпбелл: в 1997 году он написал книгу "Эффект Моцарта". В ней он утверждал, что сила произведений австрийского композитора не только повышает уровень IQ, но и влияет на психологическое состояние человека и исцеляет тело. Следом он написал книгу "Эффект Моцарта для детей", призвав проигрывать классическую музыку младенцам. Таким образом, среди широкой публики стала популярна идея, что музыка Моцарта может спасти от депрессии и даже вылечить аутизм и дислексию. Кэмпбелл также заявил, что точно знает, какие произведения композитора надо слушать для омоложения, улучшения работы мозга или развития воображения.

Уже в 1999 году существование "Эффекта Моцарта" было опровергнуто. Англичанин Кристофер Чабрис провел эксперимент, в котором приняли участие 714 человек. Результаты показали, что улучшение мышления, которое приписывают музыке Моцарта, слишком невелико и не влияет на IQ или способность человека мыслить логически. По мнению исследователя, в первоначальном эксперименте американских ученых люди лучше справлялись с поставленной задачей из-за возбуждения, вызванного приятными эмоциями от музыки Моцарта. К концу XX века уже был доказан другой научный факт: в повышенном настроении люди действительно работают и концентрируются лучше.

Специальное исследование провело и правительство Германии. В его результатах говорилось, что прослушивание произведений Моцарта или другой музыки не делает человека умнее.

Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в исто­рии музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография.

Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его род­ствен­никам, друзьям и знакомым. А некоторые гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как твор­чество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть. Объясняем, откуда взялись разные легенды о великом композиторе.

Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года

Вердикт: это почти правда.


Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год Stadtmuseum, Linz

Первые дошедшие до нас автографы То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.

Легенда 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой

Вердикт: это неправда.


Детство Моцарта. Картина Эбенизера Кроуфорда. 1873 год Jersey Museum and Art Gallery

Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе

Вердикт: это правда.


Семья Моцарт дает гастроли в Париже. Акварель Кармонтеля. 1763 год Musée Condé

Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль Наннерль — домашнее прозвище старшей сестры Вольфганга, а полное имя — Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт. , старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту испол­нилось шесть лет, а его сестре было десять. Хотя Мюнхен, куда они отпра­вились, находит­ся недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста Курфюрст — в Германии избирательный князь, облеченный правом избирать на вакантный императорский престол. Баварии Максимилиана III Иосифа они провели три неде­ли.

Вместе с сестрой Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после мюнхенского триумфа отец с детьми отправился в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах иностранных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. В начале лета 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в тур­не по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Швет­цинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, нако­нец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступле­нием, что пожелал снова услышать вундеркиндов на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол.

После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентер­бери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями. В преддверии его четырнадцатилетия семья едет в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музы­каль­ный мир.

Легенда 4. Моцарт с детства пользовался покровительством королей

Вердикт: это правда.


Юный Моцарт. Картина Аугуста Фридриха Кнопа. 1919 год Düsseldorfer Auktionshaus

Во время европейских гастролей Моцарт познакомился с дворцовой жизнью, а позже венский двор станет местом его работы. Вершиной придворной карье­ры композитора можно считать аудиенцию у папы римского Климента XIV в Ватикане. Моцарту было 14 лет, а папа уже посвятил его в кавалеры ордена Золотой шпоры Орден Золотой шпоры — награда, прису­ждав­шаяся папой римским за заслуги перед католической верой или иные деяния во славу Церкви. .

— Слишком много нот, мой дорогой Моцарт.
— Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество Цит. по: Стендаль. Жизнь Моцарта. Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959. .

Легенда 5. Моцарт считался гением, поэтому много зарабатывал

Вердикт: это правда.


Портрет Вольфганга Амадея Моцарта в возрасте 13 лет в Вероне. Картина художника Веронской школы, предположительно Джамбеттино Чиньяроли. 1770 год Christie’s

Подобно большинству музыкантов того времени, Моцарт зарабатывал не только выступлениями и театральными представлениями, но и уроками — по 3–4 занятия ежедневно. Количество учеников из богатых, желательно аристократических семей было мерилом успеха в музыкальной среде Частные уроки давали Гайдн, Бетховен, Шопен, Лист и многие другие знаменитые композиторы. .

В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьей и получал постоянное годовое жалованье как придворный камерный музыкант при венском дворе. От него требовалось только обеспечивать музыкальное оформление балов — это была скорее почетная должность, чем тяжелая работа. Австрийский император Иосиф II заказал ему оперу, а король Пруссии Фридрих Вильгельм II — шесть струнных квартетов.

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить

Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно

Вердикт: отчасти это правда.

Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.

Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собствен­ной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо­зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды.

Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материаль­ное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.

Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи

Вердикт: это неправда.

Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи­ровались представления о своих и чужих идеях, о плагиате. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи­ненная музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Моцарт работал с огромным количеством услышанного и сыгранного, заимствование было для него диалогом с другими композиторами и другими сочинениями. Сейчас мы не всегда считываем остроумие этого диалога. Многие важные для Моцарта авторы забыты, и его музыка стала символом, обобщившим всю эпоху.

Легенда 8. Моцарт коллекционировал парики

Вердикт: это скорее неправда.


Вольфганг Амадей Моцарт. Гравюра Эдуарда Манделя по рисунку Дорис Шток 1789 года Kulturhistorisches Museum Schloss Merseburg

В то время парики составляли неотъемлемую часть облика светского человека, хотя именно Моцарт надевал их в исключительных случаях, а на портретах часто изображен с тщательно уложенными собственными волосами. Об обре­ме­ни­тельных расходах на парикмахеров он упоминает вскользь в неко­торых письмах. Также сохранились воспоминания друзей о его фран­това­тости и любов­ное описание модных деталей одежды в его письмах, однако о страсти Моцарта к коллекционированию париков ничего не известно.

Легенда 9. У Моцарта было много женщин

Вердикт: это скорее неправда.


Вольфганг Амадей и Констанца Моцарт. Открытка Ханса Принца Bibliothèque nationale de France

Мы не можем достоверно судить об этом, потому что единственным источ­ником информации остаются письма Моцарта — в основном к отцу. Вольфганг Амадей писал Леопольду:

Впрочем, возможно, Моцарт не был полностью честен с отцом, зная о его строгих религиозных и нравственных принципах. До отъезда из Зальцбурга он находился под неусыпным родительским наблюдением и, вырвавшись опеки, немедленно влюбился.

Констанца, ставшая женой композитора, была родной сестрой Алоизии и тоже певицей. Биографы Моцарта в лучшем случае равнодушны к истории Констан­цы, поскольку, в отличие от сестры, она не сделала артистических успехов и никак не повлияла на творчество мужа. По всей видимости, в этом браке Моцарт был счастлив, невзирая на разные омрачающие обстоятельства, в пер­вую очередь смерть четырех детей.

Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен

Вердикт: первое правда, второе нет.

Моцарт прибегал к туалетному юмору даже в письмах, и письма эти по неосторожности адресата дошли до нас. Общаясь с кузиной, Моцарт не стеснялся в выражениях:

Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи. В подобном стиле переписывались и родители Моцарта.

Моцарт был совсем неглуп и прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он про­явил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас благодаря его письмам.

Легенда 11. Моцарт был слепым. Или глухим

Вердикт: это неправда.


Ухо Моцарта и обычное ухо. Акварель Вольфганга Амадея Моцарта. Не позднее 1791 года Houghton Library, Harvard University

Его путают с потерявшим зрение Георгом Фридрихом Генделем и оглохшим Людвигом ван Бетховеном.

Вердикт: это полуправда.

Легенда 13. Моцарта отравил его главный враг — Сальери

Вердикт: это не доказано.

До сих пор множатся расследования этого случая — иногда научные, но чаще всего недобросовестные. Начало слухам было положено сразу после смерти Моцарта и не без участия его вдовы: якобы покойный композитор сам такое предполагал. В музыкантской среде Вены тоже обсуждалась такая версия и даже называли имя Сальери, так что ему пришлось клясться своим близким знакомым, что этого не было и быть не могло.

В пользу Сальери говорит то, что ему совершенно нечему было завидовать: его положение при дворе было куда прочнее, чем у Моцарта, он занимал более высокую должность, а успех его сочинений был давним и устойчивым. Ника­ких примет борьбы и интриг против Моцарта за ним не было замечено. Напро­тив, у Сальери была репутация достойного человека и исключительного педа­гога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. И ни од­ного из них он не пытался отравить. Что касается Моцарта, то, скорее всего, он умер от скоротечной почечной болезни.

Легенда 14. Отравленный Моцарт умер в нищете и безвестности

Вердикт: это неправда.

Этот миф возник из-за того, что Моцарта похоронили в общей могиле, но это не было связано с его финансовым положением. Согласно указу императора Иосифа II, похороны в отдельной могиле были привилегией лишь самых знатных семей. Остальных же хоронили по 5–6 человек, без гробов. Родствен­никам запрещалось сопровождать умершего на кладбище, воздвигать на моги­лах памятники и кресты. Таковы были представления императора об эконо­мии. Указ позже был отменен, но могила Моцарта к тому времени уже была потеряна. Зато музыка осталась.

Портрет композитора Вольфганга Амадея Моцарта

27 января 2016 года исполняется 260 лет со дня рождения великого австрийского композитора и дирижера Вольфганга Амадея Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта "Аполлон и Гиацинт". В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф ("Притворная простушка") и немецкого зингшпиля ("Бастьен и Бастьенна").

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы "Митридат, царь понтийский" (1770) и "Луций Сулла" (1771).

В 1770 году, в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры" и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском "Бургтеатре" была поставлена его опера "Похищение из сераля", имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу "Все они таковы, или Школа влюбленных" ("Так поступают все женщины", 1790).

Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере "Волшебная флейта" (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение "Реквиема" (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

"Реквием" был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый памятник композитору в Севилье (Испания).

В 1841 году в Зальцбурге при участии вдовы Моцарта Констанцы был основан Университет "Моцартеум" (Universität Mozarteum Salzburg) как "Соборное музыкальное общество и "Моцартеум". В задачи учреждения входило как обучение музыкантов, так и изучение творческого наследия Моцарта. В 1881 году университет объединился с международным фондом "Моцартеум". В 1914 году эта организация получила статус консерватории. С 1998 года консерватория называется "Университет "Моцартеум" в Зальцбурге". Продолжающий действовать при университете международный фонд "Моцартеум" собирает Моцартовскую библиотеку и поддерживает сеть музеев в Зальцбурге, посвященную Моцарту.

Музей Моцарта открыт в Зальцбурге в доме, где родился композитор. В 1996 году был открыт музей Моцарта в квартире, где композитор проживал в 1781-1787 годах.

Также музеи Вольфганга Амадея Моцарта открыты в Вене и в Праге.

В Австрии 2006 год, год 250-летия со дня рождения композитора, был объявлен Годом Моцарта.

Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – виртуозный австрийский музыкант и композитор, самый популярный среди всех композиторов-классиков, его влияние на мировую культуру в области музыки огромно. У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать. Его сочинения стали шедеврами мировой камерной, симфонической, хоровой, концертной и оперной музыки.

Раннее детство

В городе Зальцбурге, бывшем на тот момент столицей Зальцбургерского архиепископства, на улице Гетрайдегассе в доме 9 появился на свет музыкальный гений Вольфганг Амадей Моцарт. Это произошло 27 января 1756 года. Папа Вольфганга, Леопольд Моцарт, служил в придворной капелле у местного князя-архиепископа композитором и скрипачом. Мама малыша, Анна Мария Моцарт (девичья фамилия Пертль), была дочерью комиссара-попечителя Санкт-Гильгенской богодельни, она родила всего семь детей, но живыми остались лишь двое – Вольфганг и его сестра Мария Анна.

То, что малыши одарены от природы музыкальным талантом, было заметно с самого раннего детства. Девочку уже в семилетнем возрасте отец стал обучать игре на клавесине. Это занятие нравилось и маленькому Вольфгангу, ему было только 3 годика, а он уже садился за инструмент после сестры и развлекался, подбирая созвучные мелодии. В таком раннем возрасте он мог по памяти проиграть на клавесине некоторые фрагменты услышанных им музыкальных пьес. Отец был впечатлён способностями своего сына и стал разучивать с ним менуэты и пьесы на клавесине, когда мальчику было чуть больше 4-х лет. Уже через год Вольфганг сочинял свои первые маленькие пьесы, а отец записывал за ним. А к шести годам, кроме клавесина, мальчик самостоятельно научился играть на скрипке.

Отец очень любил своих детей, и они платили ему взаимностью. Для Марии Анны и Вольфганга папа стал самым хорошим человеком в их жизни, воспитателем и учителем. Брат с сестрой ни разу в своей жизни не посещали школу, при этом получили отличное образование на дому. Маленький Моцарт в полной мере увлекался тем предметом, который изучал в данный момент. К примеру, когда он обучался арифметике, весь дом, стол, стены и стулья исписывались мелом, кругом были только цифры, в такие моменты он даже на время забывал о музыке.

Вольфганг Амадей Моцарт

Первые путешествия

Леопольд мечтал, чтобы его сын стал композитором. По старинному обычаю, будущие композиторы сначала должны были зарекомендовать себя в качестве исполнителя. Чтобы мальчику начали покровительствовать известные дворянские особы, и в дальнейшем без проблем можно было бы получить хорошую должность, отец Моцарт принял решение устроить детский гастрольный тур. Он повёз детей путешествовать по княжеским и королевским европейским дворам. Эта пора странствий продлилась почти 10 лет.

Первая такая поездка состоялась зимой 1762 года, отец с детьми отправился в Мюнхен, жена осталась дома. Это путешествие продлилось три недели, успех чудо-детей был громким.

Отец Моцарт укрепился в своём решении возить детей по Европе и на осень запланировал поездку в Вену всей семьёй. Этот город был выбран не случайно, в то время именно Вена слыла культурным европейским центром. До поездки оставалось ещё 9 месяцев, и Леопольд начал усиленно готовить детей, особенно сына. В этот раз он сделал ставку не на успешную игру мальчика на музыкальных инструментах, а на так называемые эффекты, которые зрители воспринимали куда воодушевлённее, чем саму музыку. К этой поездке Вольфганг научился играть на затянутых материей клавишах и с повязкой на глазах, при этом он не делал ни единой ошибки.

Когда наступила осень, вся семья Моцартов отправилась в Вену. На почтовом корабле они плыли по Дунаю, делали остановки в городах Линце и Ибсе, давали концерты и везде слушатели были в восторге от маленького виртуоза. В октябре слава о талантливом мальчике докатилась до императорского величества, семье был назначен приём во дворце. Встретили их вежливо и тепло, концерт, который давал Вольфганг, длился несколько часов, после чего императрица даже разрешила ему посидеть у себя на коленях и поиграть со своими детьми. Для будущих выступлений она подарила юному дарованию и его сестре красивую новую одежду.

Каждый день после этого Леопольд Моцарт получал приглашения выступить на приёмах у высокопоставленных лиц, он принимал их, маленький уникальный мальчик выступал по несколько часов. В середине зимы 1763 года Моцарты вернулись в Зальцбург, и после небольшого перерыва началась подготовка к следующему путешествию в Париж.

Европейское признание юного виртуоза

Летом 1763 года началось трёхлетнее путешествие семейства Моцартов. По пути в Париж было множество концертов в разных городах Германии. В Париже юное дарование уже ждали. Знатных лиц, желающих послушать Вольфганга, было очень много. Именно здесь, в Париже, мальчик сочинил свои первые музыкальные произведения. Это были четыре сонаты для клавесина и скрипки. Его пригласили выступить в версальском королевском дворце, куда семья Моцартов прибыла накануне Рождества и провела там целых две недели. Они даже присутствовали на торжественном новогоднем пиршестве, что было особенной честью.

Вольфганг Амадей Моцарт

  • с композитором Иоганном Христианом Бахом (сыном Иоганна Себастьяна), он давал мальчику уроки и играл с ним в четыре руки;
  • с итальянским оперным певцом Джованни Манцуолли, который обучал ребёнка пению.

Именно здесь, в Лондоне, у юного Моцарта появилось непреодолимое желание сочинять. Он начал писать симфонические и вокальные музыкальные произведения.

После Лондона Моцарты девять месяцев провели в Голландии. За это время мальчик написал шесть сонат и одну симфонию. Домой семья вернулась лишь в конце 1766 года.
Здесь, в Австрии, Вольфганга уже воспринимали как композитора, и ему давались заказы на написание всевозможных торжественных маршей, хвалебных песен, менуэтов.

С 1770 по 1774 год композитор несколько раз путешествовал в Италию, здесь им были написаны такие знаменитые оперы:

На пике музыкального пути

В 1778 году от лихорадки умерла мама Моцарта. А в следующем 1779 году в Зальцбурге его взяли на работу придворным органистом, он должен был писать музыку к воскресным церковным пениям. Но правящий в то время архиепископ Коллоредо был скуп по натуре и не слишком восприимчив к музыке, поэтому отношения между ним и Моцартом не сладились изначально. Вольфганг не стал терпеть плохого отношения к себе, уволился со службы и уехал в Вену. Это был 1781 год.

Осенью 1782 года Моцарт женился на Констанции Вебер. Его отец категорически не воспринимал этот брак всерьёз, ему казалось, что Констанция выходила замуж по какому-то тонкому расчёту. В браке у молодой супружеской пары было рождено шесть детей, но живыми остались лишь двое – Франц Ксавер Вольфганг и Карл Томас.

Вольфганг Амадей Моцарт

Отец Леопольд никак не хотел воспринимать Констанцию. Молодые вскоре после свадьбы поехали к нему в гости, но это не помогло сблизиться ему со своей невесткой. Также холодно приняла Констанцию и сестра Моцарта, что до глубины души обидело жену Вольфганга. Она до конца жизни так и не смогла их простить.

В музыкальной карьере Моцарта наступил пик. Он по-настоящему находился в зените славы, за свои музыкальные сочинения получал большие гонорары, у него было много учеников. С женой в 1784 году они поселились в шикарной квартире, где даже позволяли себе держать всю необходимую прислугу – парикмахера, повара, служанку.

Вольфганг Амадей Моцарт

Последние творческие годы

В 1790 году, когда жена в очередной раз была на лечении, Моцарт отправился в путешествие, как когда-то в детстве, в надежде заработать хоть немного денег, чтобы расплатиться с кредиторами. Однако вернулся он домой с ничтожными сборами от своих концертов.

Вольфганг Амадей Моцарт

Болезнь и смерть

Очень сильно в 1791 году ухудшилось состояние Моцарта, часто случались обмороки. 20 ноября от слабости он слёг, ноги и руки распухли до такой степени, что ими невозможно было двигать. Сильно обострились все чувства. Моцарт велел убрать даже его любимую канарейку, так как не мог выносить её пения. Еле сдерживался, чтобы не сорвать с себя рубашку. Она мешала его телу. Врачи признавали у него ревматическую воспалительную лихорадку, а также почечную недостаточность и суставный ревматизм.

В начале декабря состояние композитора стало критическим. От его тела начало исходить такое зловоние, что невозможно было находиться с ним в одной комнате. 4 декабря 1791 года Моцарта не стало. Его похоронили по третьему разряду. Гроб полагался, но могила была общей, на 5-6 человек. В то время отдельную могилу имели только очень богатые люди и представители знати.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт, легко и стремительно ворвавшийся на музыкальный небосвод XVIII столетия, родился в австрийском городке Зальцбурге 27 января 1756 года.

Это был воскресный день, и если верить народным приметам, все говорило о том, что ребенка ожидает судьба необычная, фантастически удачная.

Его назвали Иоганнесом Хризостомусом Вольфгангом Теофилом Готлибом. Позднее имя Готлиб заменили на латинский аналог Амадей. А в доме все стали называть младенца уменьшительным именем Вольферль.

Он оказался седьмым и последним ребенком придворного композитора Леопольда Моцарта и его жены Анны Марии. История рода Моцартов прослеживается до конца XV столетия и приводит нас к зажиточному крестьянину Давиду Э. Моцарту, выходцу из деревни Пферзее под Аугсбургом.

Среди предков Вольфганга — каменщики, цеховые мастера, переплетчики и даже священник.

Разумеется, отец по наследству передал свой музыкальный талант сыну и во многом дочери, однако не стоит умалять здесь и вклада матери, поскольку она была тоже из музыкальной семьи.

Справедливо указать и на то, что юмор, жизнерадостность и общительность Вольфганг унаследовал, скорее, от горячо любимой матушки, нежели от автократически патриархального Леопольда Моцарта.

Анна Мария Моцарт

Анна Мария Моцарт

Анна Мария Моцарт — важное лицо уважаемого музыкального рода Пертль — в противоположность характеру своего мужа предстает душевной, доброй, неунывающей, искренней и участливой милой женщиной.

Как говорит один из биографов Моцарта, Шенк,

Леопольд Моцарт, рано распознавший талант ребенка, всю свою энергию стал вкладывать в его развитие. А немногим позже буквально идентифицировал себя с ним.

Заниматься музыкой Вольфганг начал в два с половиной года, а через пару лет отец взялся за его систематическое образование, благо сын оказался необычайно восприимчив к обучению.

В три года Моцарт уже играл на клавесине различные мелодии, в пять показал себя выдающимся исполнителем на этом инструменте, а в шесть — принялся сочинять музыку.

В восемь лет Вольферль сочинил три симфонии. Из его первых композиций известны несколько пьес, собранных Леопольдом Моцартом в альбом, озаглавленный, как принято тогда было, по-французски:

В четырнадцать — Вольфганг становится академиком самой авторитетной в Европе Болонской музыкальной академии.

Обрадованный успехом младшего сына, Леопольд Моцарт везет вундеркинда в Вену, мечтая о фантастическом успехе. Но все оказалось не так. Столица рукоплескала юному дарованию и его сестре, зато в императорском дворце к юным музыкантам проявили праздный интерес.

После Вены Моцарты всей семьей отправились в заграничное концертное турне. Они побывали во многих германских княжествах, посетили Францию, Англию, Голландию.

Как импресарио своих детей Леопольд не успокаивался на достигнутом. Он включал в очередные концертные программы ряд испытаний для диковинных способностей маленького Вольфганга: игру на клавесине одним пальцем или с завязанными глазами, номера с разгадкой нот, которые издают часы с боем, колокольчики или рюмки. Юный виртуоз, обладатель абсолютного слуха, доводил публику до экстаза и умильных слез.

Леопольд Моцарт

Леопольд Моцарт

Надо отметить, что концерты длились по три-четыре часа. Леопольд же, дав детям немного отдохнуть после представлений, занимался с ними поочередно как педагог.

Первое турне Моцартов продолжалось три года, а всего Вольфганг вне стен родного дома провел без малого десять лет.

— сообщает Леопольд Моцарт прямо с дороги в письме одному из своих зальцбургских друзей.

В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз пребывая на краю гибели. Оба ребенка перенесли и воспаление легких, и оспу. Это было не романтическое путешествие, а настоящее хождение по мукам.

Многих современников уже тогда поражало нечто необъяснимое в зрелом не по возрасту мастерстве Вольфганга, которое могло бы развиваться безмятежно, если бы не самодурство Иеронима фон Коллоредо, от которого зависел Леопольд Моцарт.

Как ни старался последний сохранить лояльность в отношениях с Иеронимом, но и он довольно скоро убедился в его скупости и черствости, особенно когда дело коснулось поездок с сыном по Европе. Отсюда началось и роковое непонимание между Леопольдом Моцартом и его подрастающим сыном.

Дело в том, что Вольфганг недостаточно думал о будущей славе, как того хотелось бы отцу. В противоположность Леопольду юный гений не заискивал в высших сферах. Вскоре он стал ненавидеть Иеронима фон Коллоредо, которому продолжал служить Леопольд Моцарт.

Эту ненависть, направленную прежде всего на само существование авторитетов, какими бы они ни были, он бессознательно перенес на отца. Следствием явилось возрастающее отчуждение между отцом и сыном.

В 1778 году в далеком Париже умерла мать Моцарта, которой было всего 58 лет. Две недели она боролась со смертью, и сын не отходил все это время от нее. Ее внезапная кончина стала огромным потрясением для Вольфганга.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Париж ознаменовал резкий поворот в жизни музыканта и пробудил в нем дух свободомыслия — скорее космополитического, нежели политического толка (отсюда и полное равнодушие к Французской революции).

Когда Вольфганг подал прошение об отставке, он был выставлен за ворота, как нищенствующий музыкант.

— сказал исследователь его творчества Шлейнинг.

Леопольда одолевали самые мрачные мысли относительно своего сына, наверняка он был задет и его письмом от 31 июля 1782 года, в котором Вольфганг сообщал о своей женитьбе:

Констанция Вебер

Констанция Вебер

4 августа 1782 года в Вене Вольфганг Амадей Моцарт, несмотря на категорическое несогласие отца, женился на Констанции Вебер.

Молодожены поселились у ее родителей, где и продолжал работать Моцарт. Здесь же, в Вене, в перерывах между сочинительством он стал появляться на заседаниях масонской ложи.

Изначальная ошибка Сальери состояла в том, что он персонифицировал Моцарта с немецкой оперой, хотя как профессионал он не мог не чувствовать, что гений композитора вне каких бы то ни было систем и классификаций, что музыкальную эволюцию, начатую им, остановить уже невозможно.

Такое видение ситуации могло объединить с Сальери и аристократическую верхушку Вены, и большинство католического духовенства. Ведь композитор на тот момент уже состоял в масонской ложе. Так что борьба Сальери с Моцартом могла развернуться на конкретном политическом фоне.

В самом деле, гений Моцарта стал вызовом не только для Сальери и Зюсмайра, не только для обманутой в ожиданиях преуспевания супруга Констанции, но и для властвующих вельможных функционеров.

Близкий к кругам аристократии и духовенства коварный капельмейстер взял на себя роль подстрекателя. Разумеется, в его планы не входило устранить Моцарта собственноручно. Он поручил эту миссию Зюсмайру. Тот, заручившись поддержкой Сальери, развернул активную деятельность в последней квартире Вольфганга Амадея на Рауэнштайнгассе. Судя по дальнейшему развитию событий, важнейшим пунктом его плана оказалась, конечно же, Констанция. Как опора, а еще лучше — соучастник.

Жена великого маэстро, как утверждают современники, была весьма поверхностной, легко поддающейся влиянию особой. По всей видимости, в тот период Констанция была особенно недовольна своим супругом. Но самое главное — она не видела в нем гения, напротив — считала неудачником.

В действительности Вольфганг нежно любил Констанцию и защищал ее от нападок со стороны, чего не скажешь о последней. Как отмечают биографы композитора, Констанция была, по всей видимости, неспособна на ответную любовь к мужу. Главными и непосредственными ощущениями Констанции являлась ее чувственная жизнь, и она безмятежно отдавалась своим увлечениям и удовольствиям. Так что Зюсмайр обратился к верному адресату: молодой мужчина в расцвете сил (он был младше Констанции) не мог ей не понравиться. Она увидела в нем возможную замену мужу-неудачнику и быстро сошлась с учеником композитора, подающим большие надежды.

Констанца Моцарт, урожденная Вебер. Миниатюра 1782 года

Констанца Моцарт, урожденная Вебер. Миниатюра 1782 года

Остановимся на событиях лета—осени 1791 года.

Не случайной оказалась и колонна Меркурия рядом с убитым архитектором. Эта деталь была тоже принята к сведению заговорщиками.

Современные исследователи, в данном случае немецкие медики Й. Дальхов, Г. Дуда и Д. Кернер, подробно рассмотрели симптоматику заболевания композитора и пришли к заключению, что речь в случае Моцарта может идти о единственной интоксикации — классическом ртутном нефрозе.

Это хроническое отравление ртутью было изучено в ХХ веке и, разумеется, два века назад являлось редчайшим случаем. Головокружение, головные боли, рвота, потеря веса, депрессия, быстрая возбудимость, беспокойное состояние — все это симптомы острого отравления ртутью (erethismus merkurialis), аналогичные свидетельствам, дошедшим до наших дней в письмах Моцарта, воспоминаниях его родных, друзей.

Вряд ли заказ Реквиема мог так потрясти композитора. Георг Ниссен, второй муж Констанции, писал об этом так:

Первый биограф композитора Ф. Немечек приводит слова Моцарта неизвестному адресату на итальянском языке, вероятнее всего либреттисту Лоренцо да Понте в Триест:

И эта загадка стоит того, чтобы ею серьезно заняться…

А теперь последуем совету австрийского драматурга позапрошлого века Ф. Грильпарцера, который утверждал, что нельзя понять великих, не изучив темных личностей с ними рядом.

Поначалу проанализируем трагедию, происшедшую на следующий день после загадочной смерти и не менее загадочного погребения великого композитора.

При чем здесь это совпадение? Дело в том, что трагедия на Грюнангерштрассе, 10, напрочь затмила факт смерти Вольфганга Амадея. И произошла она, по всей видимости, не случайно.

Ссылаясь на болезнь, Констанция не присутствовала на похоронах мужа. И впервые посетив кладбище спустя несколько лет, она была очень удивлена тем, что не нашла места его погребения.

Что же касается самого погребения композитора, то оно тоже стало тайной. Хоронили Моцарта с подозрительной поспешностью, не удостоив почестей, соответствующих его сану — помощника капельмейстера собора Св. Стефана, а также званию придворного капельмейстера и композитора.

Более того, на кладбище Санкт-Маркс по Гроссе-Шуленштрассе никто из сопровождавших тело Моцарта не пошел. Якобы из-за резкого ухудшения погоды. Хотя из архивных источников Венской обсерватории и дневника графа Карла Цинцендорфа, ведшего обстоятельные метеонаблюдения, явствует, что в тот день в 3 часа пополудни стояла характерная для поздней осени погода без осадков: температура утром была 3 градуса, а вечером — 4 градуса по Цельсию.

Следовательно, причиной того, что никто из участников убогой похоронной процессии не дошел до монастырского кладбища, были не погодные условия, а нечто совсем другое. Но самым непонятным в этом деле остается факт того, что композитор был похоронен в безымянной могиле для бедняков, которая к тому же вскоре была утеряна. Кто-то тщательно скрывал следы преступления…

Более того, в кругу венских музыкантов долгое время передавалась следующая история. Будто бы гроб с телом Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у входа в Крестовую капеллу, прилегающую к северной недостроенной башне храма. А затем, когда сопровождавшие удалились, гроб с телом внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием, вынесли прах великого музыканта уже через другой выход, ведущий прямиком в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы.

Посмертная маска Моцарта

Посмертная маска Моцарта

Но по прошествии 30 лет то, о чем писалось или говорилось в странах Европы только намеками, стали провозглашать в полный голос. В центре внимания оказался престарелый композитор, придворный капельмейстер Антонио Сальери.

В это же время, а именно в 1821 году, первый композитор империи Антонио Сальери шлет несколько странную депешу графу Г. Гаугвицу следующего содержания:

Исповедальный тон итальянского маэстро, скорее, подходит самоубийце, нежели человеку, ждущему приближения смерти от прогрессирующего недуга. Сальери пребывал в здравом уме и твердой памяти и плодотворно трудился на музыкальной и педагогической ниве.

Свет на эту тайну пролил в свое время и венский музыкант Иосиф Маркс, поведавший свидетельство известного австрийского историка музыки профессора Гвидо Адлера (1855— 1941). При изучении церковной музыки в одном венском архиве последний нашел запись исповеди (наличие таковой вполне возможно, потому как истории известны факты записи исповедей прихожан) Сальери.

Читайте также: