Кто является автором процессуально экспериментальной клиентоцентрированной психотерапии

Обновлено: 14.05.2024

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987)

Роджерс занимал пост президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии. С 1966 г. он работал в Центре по исследованию человека, в создании которого принимал участие.

Сфера интересов Роджерса значительно шире, чем психотерапия. Это и педагогика, и межкультурные коммуникации, межнациональные конфликты и философия психологии. Роджерс – создатель не просто нового типа психотерапии, а нового подхода к пониманию человека, в центре которого – личность.


Карл Рэнсом Роджерс

Психотерапия, ориентированная на человека, входит в научное течение, которое называется гуманистической психологией. Ханс Ансбахер, известный представитель адлерианской терапии, выделил шесть характерных черт гуманистической психологии:

1) решающая роль творческой силы человека;

2) антропоморфная модель человека;

3) развитие человека определяют скорее цели, чем причины;

5) необходимость принятия в расчет человеческой субъективности мнений, точек зрения, сознательных и бессознательных импульсов человека;

6) психотерапия основана главным образом на хороших человеческих отношениях.

Взгляды Роджерса в течение его жизни подвергались известной трансформации. Однако основная идея этой школы не менялась. Роджерс стал лишь сильнее подчеркивать значение личностного контакта пациента и терапевта. Поэтому в дальнейшем анализе специфических черт клиент–центрированной терапии нет разделения на идеи раннего и позднего Роджерса.

К каким же качествам клиента психотерапевт должен проявлять эмпатию? Очевидно, что некоторые мысли, эмоции и поведение непосредственно вытекают из проблем человека, а некоторые – из здоровой части личности. Эмпатия к человеку в целом – это условие освобождения от защит (искажения и отрицания опыта), эмпатия же к здоровым аспектам – механизм поддержки конструктивных начал личности.

В ряде исследований получены экспериментальные подтверждения идеи Роджерса об условиях терапевтического изменения. Эта закономерность показана даже на больных шизофренией. Использование Q–техники позволило выявить ряд изменений, происходящих в результате терапии: повышается уровень согласованности между Я–концепцией и Я–идеалом, Я–концепция становится более реалистичной, клиенты обретают уверенность, лучше понимают себя, имеют более комфортные связи с окружающими, меньше переживают чувства вины, обиды и опасности.

Возникает закономерный вопрос: в чем специфика терапии Роджерса? Ведь многие психотерапевтические подходы указывают на вышеприведенные условия терапевтического изменения клиента как на обязательные. Сравнение психотерапевтической работы Роджерса с работой лидеров пяти других психотерапевтических школ показало, что клиент–центрированная терапия отличается уровнем эмпатии и безусловного позитивного отношения к клиенту. Психоаналитически ориентированные и эклектические терапевты соглашаются с клиент–центрированной теорией в том, что желательны эмпатия, теплота и безусловно позитивное отношение, но приводимые примеры рационально–эмоциональных, психоаналитически ориентированных и юнгианских интервью имели низкие показатели этих качеств.

Например, сравнение терапевтических интервью Роджерса и А. Эллиса проводилось 83 психотерапевтами–экспертами по 12 признакам. Оказалось, что интервью, которые проводил Роджерс, получили высокие оценки по таким признакам, как эмпатия, безусловно позитивное отношение, конгруэнтность и способность поддержать у клиента уверенность в себе, а интервью Эллиса – по признакам терапевтической и когнитивной директивности. Низкие оценки Роджерс получил по терапевтической директивности, а Эллис – по признаку безусловно позитивного отношения. Таким образом, подход Роджерса теоретически и практически самостоятелен и не может рассматриваться только как способ установления раппорта с клиентом, после чего применяются другие психотерапевтические подходы и методы. Некоторые исследователи считают безусловно позитивное отношение к клиенту результатом процессов контрпереноса, которые нарушают ход терапии. Поэтому, по их мнению, отношение психотерапевта к клиенту должно быть заведомо не негативным, но не безусловно позитивным, как предлагает Роджерс.

Следует различать недирективность по существу и недирективность по форме. Если психотерапевт безусловно уважает клиента, его взгляды, его систему ценностей, его чувства, переживания и т. п., уважает его внутренние способности (ресурсы) к самоизменению и росту, то он, конечно, недирективен, даже если выражает свое раздражение поведением клиента (и в этом случае психотерапевт конгруэнтен), даже если дает клиенту советы. Если же терапевт является недирективным по форме, то выясняет технические детали, нормативы недирективности. Одним словом, недирективность – это не поведенческое измерение, а личностное. Стиль работы терапевта не настолько важен, если есть качество отношений. Нужно стремиться к качеству отношений, причем не важно, каким приемом мы этого добиваемся. Содержательная недирективность в отношении к клиенту означает, что терапия ориентирована не на проблему (разговор о проблеме, обсуждение проблемы, поощрение погружения клиента в проблему и т. п.), а на клиента.

Существуют серьезные возражения против универсальности принципа безусловно позитивного отношения к клиенту, не учитывающего характерологические и нозологические особенности. Так, если при работе с шизоидным клиентом психотерапевт проявляет понимание и дает душевность и тепло, превышающие уровень толерантности клиента, то у него возникает выраженная тревога, затрудняющая терапевтический контакт. Согласно теории связи с объектом, в установлении отношений с клиентом следует учитывать особенности интернализированного объекта (либидинального и антилибидинального). Одним из важнейших условий терапевтического изменения клиента является готовность последнего к изменению, его ответственность за это изменение. Ответственный за себя клиент не склонен к формированию с психотерапевтом отношений переноса.

1) повышается открытость опыту;

2) углубляются переживания;

3) повышается доверие к собственным проявлениям, к самому себе;

4) формируется внутренний локус оценки;

6) углубляется знание о себе в процессе переживания.


Рис. 9.1. Структура личности

С принятием своего опыта и переживаний всегда связан значительный риск. Структура личности может быть выражена следующим рисунком.

Имеются данные об использовании некоторыми психоаналитиками терапии Роджерса в качестве паллиативного, симптоматического средства, причем назначаемого лишь при актуальных (а не инфантильных) и неглубоких неврозах и дающего лишь кратковременный эффект. С этим трудно согласиться, так как терапия Роджерса ориентирована на личность, а не на симптом. В данной терапии клиент прогрессирует настолько, насколько он готов это сделать, поэтому эффект может быть перманентным, паллиативным или вообще отсутствовать, впрочем, как и при других видах терапии. По нашему мнению, в случаях, когда клиенты имеют выраженные симптоматические (витальная тревога, депрессия психотического регистра с выраженной моторной заторможенностью и т. п.) и особенно телесно–ориентированные (ипохондрическая фиксация) жалобы, они не направлены на личностные изменения и ждут от психотерапевта активных саногенных действий. В этих случаях реализация клиент–центрированной терапии затруднена. Нельзя считать, что психотерапевт лучше, чем клиент, знает, что ему нужно. Если психотерапевт предлагает клиенту то лечение, на которое у него нет запроса, и настаивает на нем, то становится директивным и тем самым нарушает необходимые требования к качеству терапевтического контакта в рамках клиент–центрированного подхода.

Анализируемый вид психотерапии осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Терапевтическое интервью представляет собой индивидуальную форму, в рамках которой встречаются психотерапевт и клиент. Групповая форма представлена группами встреч. Остановимся на техниках терапевтического интервью. Следует особо подчеркнуть, что техники клиент–центрированного подхода – это не способ делания (действия), а способ существования с клиентом, поэтому они не могут рассматриваться в отрыве от необходимых и достаточных условий терапевтического изменения. Терапевт–роджерианец ответствен только за свою работу, изменяться или не изменяться – это выбор клиента.

Терапевт должен чувствовать, хочет ли клиент говорить о своей проблеме и как долго он способен это делать, и считаться с этим.

Первоначально Роджерс сделал акцент на рефлексивной технике – психотерапевт, как зеркало, отражает переживание клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность опыта с Я–концепцией, искажение в Я–концепции. В последние годы в работе Роджерса возросла доля метафор и интуиции.

В ранних работах Роджерс выразил мнение, что роль терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту понять и прояснить эмоции, которые тот переживает. Позже Роджерс писал, что такое понимание слишком интеллектуалистично и подразумевает, что только консультант знает, какие чувства переживает клиент. Если рефлексивная техника становится преобладающей, то это приводит к некачественному терапевтическому контакту.

К(1). Я вступаю в конфронтацию с собой, потому что не люблю людей, делаю им замечания, выставляю их в дурном свете. Я знаю, что это плохо, но не могу себя остановить. Я упрекаю себя за это. Особенно это проявляется по отношению к людям, которых я не люблю. Я хотел бы избежать этого, найти силы остановить это в себе. Например, я осознал, что сплетничаю.

К(2). Я как будто даю себе право судить о других, но у меня такого права нет. Т(2). Эта проблема состоит не в том, как вас воспринимают другие, а в том, что происходит у вас внутри.

К(3). Я постоянно думаю о том, где же во мне это возникает, из чего возникает это чувство. Часто мне приходит в голову, что это страх. Я осознал, что большое место в моей жизни занимает любовь. И если начинаю в ней сомневаться, то это пугает.

Т(3). То есть то, что вы навешиваете ярлыки окружающим, вызвано страхом и недостатком любви?

К(4). Видимо, да, теперь я это понимаю. Я всегда чувствую, что лучше других. Поэтому я достоин любви. И только после приходит чувство, что это не так. Я хочу возвыситься над другими, чтобы иметь право на любовь. Я должен доказывать, что я хороший. И эти мысли позволяют мне немного контролировать себя.

Т(4). Для вас важно решить, как контролировать себя еще лучше? Это так?

К(5). Мои отношения с женой и детьми тем лучше, чем лучше я себя контролирую… (Пауза.)

Т(5). Я чувствую, что я вас заблокировал. К(6). Вдруг наступила пустота.

Современное состояние и тенденции развития клиент–центрированной терапии

Современное состояние человек–центрированного подхода (РСА) представлено в нижеприведенных тезисах. Причем это взгляд человека не извне РСА, а, напротив, того, кому близок этот подход, кто работает в его рамках, кто разделяет его ценности.

Ничего не делать с клиентом трудно и рискованно (и страшно), это создает у психотерапевта чувство профессиональной неуверенности. Тем более, что в нашей ментальности за разговор (даже по душам) платить не привыкли. Вместе с тем PCA–терапия, как правило, является достаточно мягкой, щадящей, и в ней отсутствуют эксплицированные техники и выраженные внешние эффекты (к ним и не стремятся). За что же платить терапевту?

В PCA–терапии идея терапевтических микрофрустраций клиента представлена в свернутой, имплицитной форме. Это означает, что среди клиент–центрированных терапевтов живет идея недирективных, мягких терапевтических интервенций, обслуживающих эмпатическую сторону контакта. Очевидно, что такая поддержка важна для коррекции расстройств психотического регистра. Психотерапия же невротических расстройств в той или иной степени должна быть соотнесена с идеей терапевтических фрустраций[167], которая специально не подвергалась рефлексии в рамках PCA.

Вышеописанная ситуация в РСА–движении позволяет ряду РСА–терапевтов говорить о кризисе РСА. В связи с этим важно цивилизованно интернализировать РСА, сделать его элементом культуры, развивающим своих граждан, а не формой параневротической культуры, собирающей под своим флагом слабых и беспомощных.

Вопросы и задания

1. Опишите необходимые и достаточные условия психотерапевтического изменения клиента.

2. Каков патогенез неврозов в концепции К. Р. Роджерса?

3. Какие психотерапевтические механизмы актуализируются в клиент–центрированной психотерапии?


Направление клиент-центрированная терапия разработано американским психологом и психотерапевтом К. Роджерсом и относится к числу концепций психологической помощи экзистенциально-гуманистического направления. Он впервые ввел в научный обиход понятие “клиент”. Использование автором этого понятия наряду с понятием “пациент” подчеркивает признание потенциала самостоятельности, активности человека на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи. Суть метода клиент-центрированная терапия заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт с клиентом, который воспринимается им не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.

Согласно К. Роджерсу, человек взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, к тому, чтобы усложнить и сохранить свое Я. И оценочный процесс, насколько это у личности получается, идет в течение всей жизни, идет постоянная проверка того, что происходит вокруг, в объективной реальности, и внутри, во внутренней сфере человека. Как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем, поведение направлено в сторону приближения к положительно оцениваемым опытным данным и избегания данных, получивших отрицательную оценку.

По мере возникновения осознания Я у человека развивается потребность в положительной оценке значимым окружением. В дальнейшем удовлетворение или разрушение положительной оценки начинают переживаться независимо от взаимодействия с социумом и обозначаются как самооценка. Так как Я-переживания субъекта воспринимаются значимыми людьми как менее или более заслуживающие положительной оценки (то есть, Я-переживания приобретают условия оценки), то и самооценка становится избирательной – в разных условиях она разная и зависит от ситуации (“утром я был хороший, а вечером – плохой”), а не является устойчивой и целостной самооценкой личности вообще (“утром я вел себя так, что это нравилось, а вечером – нет”). Из-за этой избирательности опыт воспринимается на основе условий оценки, он может быть искажен и неосознаваем, так как человек не хочет “быть плохим”, стараясь со временем подретушировать или забыть те воспоминания, которые вводят его в состояние отрицательной самооценки.>

Вследствие этого человек утрачивает самоидентичность, его концепция Я включает искаженные восприятия, его представления о своем реальном опыте субъективны. Поведение регулируется то со стороны Я, то теми аспектами опыта, которые не включены в Я (ситуацией, окружением и тому подобными), что сопровождается напряженным и неадекватным существованием.

Это – главное отчуждение в человеке. Он изменяет природному, организмическому оцениванию, которое перестает быть регулятором поведения. Ради сохранения положительной оценки человек начинает фальсифицировать свои переживания и воспринимать их по критерию ценности для окружающих. Как следствие такого несоответствия (неконгруэнтности – по Роджерсу) между Я и опытом возникают несоответствия в поведении и формируются процессы защиты.

Теория клиент-центрированная терапия состоит из множества “если… то”. Если существуют определенные условия, то будет происходить процесс, включающий определенные характерные элементы. Если данный процесс происходит, то идет работа, следствием которой являются определенные изменения личности и поведения.

Условия психотерапевтического процесса: для успешного терапевтического процесса необходимы условия, относящиеся к личности психотерапевта – это триада К. Роджерса:

1. Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с клиентом. Конгруэнтность (“подлинность”) психотерапевта означает необходимость правильной символизации психотерапевтом его собственного опыта, адекватность и устойчивость его собственной самооценки. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании. Открытость опыту означает, что каждый стимул, как внутренний, так и из внешней среды, не искажается. Когда Я-переживание представляется адекватно и включается в Я-концепцию (представление о себе самом), тогда возникает состояние конгруэнтности Я и опыта. Это не значит, что психотерапевт всегда является конгруэнтной личностью. Достаточно, чтобы он был таким при непосредственных отношениях с клиентом, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными.

2. Психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Обычно в определение положительной оценки входят такие понятия, как сердечность, расположение, уважение, симпатия, принятие и другие. Безусловно, положительно оценивать другого – значит оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают определенные его поступки. Поступки человека всегда относятся не только к нему самому, но и к ситуации, которой они обусловлены, и если человек поступил так, а не иначе, значит, его видение ситуации и его внутреннее состояние в тот момент не дали ему возможности поступить по-другому. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие, признание человека не зависят от них. Психотерапевт ценит личность клиента в целом, он в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам человек, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

3. Психотерапевт эмпатически воспринимает клиента. Обладать эмпатией – означает воспринимать субъективный мир, охватывающий весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний другого человека, доступных сознанию в данный момент, с присущими ему эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Это значит – ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что это “как если бы” – не теряя себя. Если это условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации, а в таком состоянии продуктивная работа невозможна. Знания субъективного мира клиента, полученные эмпатически, приводят к пониманию основы его поведения и процесса изменения личности.

При отсутствии этих трех условий психотерапевтический процесс не может быть полноценным, он работает медленно и малопродуктивен. Коммуникации психотерапевта могут иметь как вербальную, так и невербальную природу, важно, чтобы коммуникация была воспринята и была эффективной. Технические средства являются дополнением позиции психотерапевта и сами по себе не обеспечивают психотерапевтического продвижения.

Наиболее распространены и чаще используются такие техники метода клиент-центрированная терапия:

– Вербализация – высказывание другими словами того, что сообщил клиент, избегая истолкования, привнесения своего материала. Это дает возможность клиенту посмотреть на себя иначе и вывести в сознание новое содержание своей Я-концепции, возможно, ранее неосознаваемое.

– Умелое использование молчания, пауза в нужный момент – молчаливое принятие, акцент на том, на чем клиент не привык останавливаться, о чем он говорит, не задумываясь. Это позволяет пережить чувства и эмоции по отношению к себе, задуматься о своих автоматизмах, и, как следствие, выработать новый опыт, дающий возможность к изменениям и новым решениям и обуславливающий новое поведение.

– Отражение эмоций – повторяются те слова пациента, в которых непосредственно выражаются эмоции, чтобы клиент почувствовал “с другой стороны” то, что чувствуют другие люди, имеющие с ним контакт. Каждому человеку свойственно вызывать у окружающих определенные чувства, но крайне редко он представляет их себе адекватно.

Процесс психотерапии. Когда созданы условия, осуществляется сам психотерапевтический процесс, во время которого клиент становится все более свободен в выражении своих чувств, его выраженные чувства имеют все большее отношение к Я и все реже остаются безликими. Все чаще он распознает объекты своих чувств и восприятий во всем их многообразии, включая среду, окружающих лиц, собственное Я, переживания и взаимоотношения между ними. Его выраженные чувства все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его концепцией Я, и он начинает осознавать угрозу такого несоответствия. Человек осознает переживание чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения, концепция Я реорганизуется, включая эти переживания, ранее искажаемые и подавляемые, поскольку они были слишком угрожающими, чтобы осознаваться. Иными словами, ослабляются механизмы защиты прежней Я-концепции от изменений вследствие образования устойчивой положительной самооценки, которая позволяет не воспринимать изменения, как угрозу.

Источником представления о себе все в большей степени являются собственные ощущения, человек реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значимым окружением. Чаще как удовлетворительные расцениваются те стимулы или поведенческие акты, которые сохраняют и усложняют организм и Я как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем.

Результат психотерапии относительно личности и поведения. Результатом работы метода клиент-центрированная терапия являются относительно постоянные личностные изменения: большая конгруэнтность клиента, открытость для опыта, меньшее использование механизмов защиты, искажающих реальность. Вследствие этого человек более реалистичен, объективен, экстенционален в восприятии, он эффективнее решает свои проблемы, психологическая приспособляемость улучшается, приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость, восприятие своего идеального Я более реалистично и доступно.

Вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается напряжение всех типов – физиологическое, психологическое, а также особый тип психологического напряжения, определяемый как тревожность. Повышается степень положительной самооценки, клиент воспринимает место оценки и место выбора локализованными внутри самого себя, доверяет себе, он более реалистичен в отношении к себе, правильнее воспринимает окружающих. Он сильнее переживает принятие в отношении других людей вследствие меньшего искажения их в своем восприятии.

Происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в Я-структуру, и, следовательно, увеличивается доля поведения, которое может быть “присвоено” как принадлежащее Я. Окружающие воспринимают поведение клиента как более социализированное, более зрелое. Поведение человека более креативно, более адаптивно по отношению к каждой новой ситуации, к каждой вновь возникающей проблеме и, кроме того, представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.

Читайте также: