Еспч государство обязано предоставить бесплатное лекарство даже если в бюджете нет средств

Обновлено: 30.06.2024

Нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено льготное/бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами. Финансирование льготного лекарственного обеспечения осуществляется за счет средств федерального или регионального бюджетов, а не за личные средства льготной категории граждан.

I. Бесплатное лекарственное обеспечение в рамках Закона о государственной социальной помощи

При этом в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
  • обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
  • обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

В настоящей статье рассмотрен ряд вопросов, имеющих отношение к первой из перечисленных выше услуг – к бесплатному получению гражданами лекарственных средств.

Категории лиц

Согласно статье 6.1 Закона о государственной социальной помощи бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами следующие категории граждан:

Федеральный регистр

Информация о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержится в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – Федеральный регистр), который формирует Пенсионный фонд Российской Федерации 1.

Согласно статье 6.3 Закона о государственной социальной помощи учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе бесплатного обеспечения лекарственными средствами, осуществляется по месту жительства гражданина. На деле это означает, что для того, чтобы лицо было учтено в Федеральном регистре, необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту своего жительства.

Порядок обеспечения бесплатными лекарствами

Граждане, имеющие право на получение бесплатных лекарственных препаратов, обеспечиваются им в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. При этом для получения лекарственного препарата гражданину выписывается соответствующий рецепт на лекарственный препарат.

Перечень льготных лекарств

Период предоставления социальных услуг

Законом о государственной социальной помощи установлено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг (в том числе в виде бесплатного лекарственного обеспечения) является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел (не с 1 января) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил (например, не прошел очередное переосвидетельствование, необходимое для признания лица инвалидом) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Добровольный отказ от социальных услуг

Законом о государственной социальной помощи предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение социальных услуг, отказаться от набора социальных услуг в пользу получения денежного эквивалента. Для этого достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, и отказ от получения двух любых социальных услуг.

Заявление об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года. При этом гражданин утрачивает право на набор социальных услуг на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) также подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Финансирование расходов

Средства на обеспечение лекарственными препаратами в рамках оказания государственной социальной помощи, предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, передаваемых бюджетами субъектов РФ.

II. Обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами

Не подлежат оплате за счет личных средств граждан

При оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

  • оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
  • назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Финансирование расходов

Обеспечение граждан лекарственными препаратами, входящими в перечень ЖНВЛП, финансируется за счет средств федерального бюджета.

III. Отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или с 50%-ной скидкой (региональные сегменты Федерального регистра лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой)

В рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с:

  • Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно,
  • Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50%-ной скидкой;

Перечень групп населения

Обеспечение мер социальной

1. Труженики тыла:

лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно

оккупированных территориях СССР, либо

награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период

Великой Отечественной войны

по рецептам врачей

(п. 1 в ред. распоряжения Правительства Москвы от 04.09.2009 № 2326-РП)

2. Реабилитированные лица:

а) лица, подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселения, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, являющиеся пенсионерами

б) дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, либо оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, и впоследствии реабилитированные, являющиеся

лекарственными средствами по

3. Граждане, признанные пострадавшими

от политических репрессий, дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно,

лекарственными средствами по

4. Члены семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий, являющиеся пенсионерами

лекарственными средствами по

5. Участники обороны Москвы:

а) лица, награжденные медалью "За оборону Москвы"

б) лица, непрерывно трудившиеся в Москве в период обороны города с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года

лекарственными средствами по

6. Участники предотвращения

Карибского кризиса 1962 года

лекарственными средствами по

7. Дети первых трех лет жизни

Все лекарственные средства

по рецептам врачей бесплатно

8. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет

Все лекарственные средства

по рецептам врачей бесплатно

9. Матери, имеющие 10 и более детей

лекарственными средствами по

10. Отдельные группы населения, страдающие гельминтозами

11. Граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР"

50-процентная скидка при

оплате лекарственных средств

по рецептам врачей

12. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы

Бесплатно все лекарственные

средства по рецептам врачей

13. Пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах

50-процентная скидка при

оплате лекарственных средств

по рецептам врачей

14. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа во время обучения в государственных образовательных учреждениях

начального, среднего и высшего профессионального образования

Бесплатно все лекарственные

средства по рецептам врачей

(п. 14 введен распоряжением Правительства Москвы от 09.06.2007 №1172-РП)

15. Беременные женщины

Бесплатно все лекарственные

средства по рецептам врача

Обеспечение мер социальной поддержки

Детские церебральные параличи

Лекарственные средства для лечения данной категории заболеваний

Гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия

Безбелковые продукты питания, белковые гидролизаты, ферменты, психостимуляторы, витамины, биостимуляторы

Все лекарственные средства

(в ред. распоряжения Правительства Москвы от 27.02.2006 N 279-РП)

Острая перемежающаяся порфирия

Анальгетики, В-блокаторы, фосфаден, рибоксин, андрогены, аденил

Все лекарственные средства

Все лекарственные средства , перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным

(в ред. распоряжения Правительства Москвы от 12.03.2019 N 102-РП)

Гематологические заболевания, гемабластозы, цитопения, наследственные гемопатии

Цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

Все лекарственные средства

Противотуберкулезные препараты, гепатопротекторы

Тяжелая форма бруцеллеза

Антибиотики, анальгетики, нестероидные и стероидные противовоспалительные препараты

Системные хронические тяжелые заболевания кожи

Лекарственные средства для лечения данного заболевания

Лекарственные средства для лечения данного заболевания

Ревматизм, ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева

Стероидные гормоны, цитостатики, препараты коллоидного золота, противовоспалительные нестероидные препараты, антибиотики, антигистаминные препараты, сердечные гликозиды, коронаролитики, мочегонные, антагонисты Са, препараты К, хондропротекторы

Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев)

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

Состояние после операции по протезированию клапанов сердца

Пересадка органов и тканей

Иммунодепрессанты, цитостатики, стероидные гормоны, противогрибковые, противогерпетические и противоиммуновирусные препараты, антибиотики, уросептики, антикоагулянты, дезагреганты, коронаролитики, антагонисты Са, препараты К, гипотензивные препараты, спазмолитики, диуретики, гепатопротекторы, ферменты поджелудочной железы

Все лекарственные средства, этиловый спирт (100,0 г в месяц), инсулиновые шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики

Анаболические стероиды, соматотропный гормон, половые гормоны, инсулин, тиреоидные препараты, поливитамины

Преждевременное половое развитие

Стероидные гормоны, парлодел, андрокур

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

Антихолинэстеразные лекарственные средства, стероидные гормоны

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

Мозжечковая атаксия Мари

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

Противопаркинсонические лекарственные средства

Хронические урологические заболевания

Антибиотики, препараты висмута

Антихолинэстеразные, холиномиметические, дегидратационные, мочегонные средства

Психические заболевания (больным, работающим в лечебно-производственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях)

Все лекарственные средства

Гормоны коры надпочечников (минерало- и глюкокортикоиды)

Шизофрения и эпилепсия

Все лекарственные средства

Все лекарственные средства

(введено распоряжением Правительства Москвы от 27.02.2006 N 279-РП)

Мукополисахаридоз I, II и VI типов

Все лекарственные средства

(введено распоряжением Правительства Москвы от 25.01.2010 N 90-РП)

Заболевания тонкой и толстой кишки, вызывающие формирование стомы.

Заболевания мочевыводящей системы, приводящие к формированию накожной стомы

Специальные средства при нарушениях функции выделения

(введено распоряжением Правительства Москвы от 30.01.2013 N 46-РП)

IV. Особые категории заболеваний

Кроме того, особым образом организовано обеспечение лекарственными препаратами лиц, больных:

  • гемофилией,
  • муковисцидозом,
  • гипофизарным нанизмом,
  • болезнью Гоше,
  • злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей,
  • рассеянным склерозом,
  • лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

V. Орфанные заболевания

При этом редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется Министерством здравоохранения РФ.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

decor-line-black.jpg

• Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год - ( 1,27 МБ )

• Перечень лекарстыенных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидоом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей - (230 КБ)

• Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой - (806 КБ)

• Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского Применения, назначаемых по решению врачебных комиссий Медицинских организаций - (740 КБ)

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Содержание:

  • Как отказаться от выдачи лекарств и заменить ее денежной компенсацией
  • Мнения специалистов по поводу замены лекарств денежной компенсацией
  • Как восстановить право на получение лекарств
  • Что такое налоговый вычет за лечение
  • Как оформить налоговый вычет за лечение
  • Какие есть ограничения по налоговому вычету
  • Какие медицинские услуги позволяют получить налоговый вычет
  • Какие граждане имеют право на получение лекарств или денежной компенсации

лекартсва в аптеке

Как отказаться от выдачи лекарств и заменить ее денежной компенсацией

При этом государство предоставляет гражданину, относящемуся к одной из льготных категорий, право выбора: получать или социальные услуги, или оформить отказ от лекарств в пользу денежной компенсации. Отказаться от выдачи лекарств и получать вместо них деньги очень просто: надо написать заявление об отказе от социальных услуг и выборе денежной компенсации и подать это заявление в Пенсионный фонд России (ПФР) лично, через МФЦ (многофункциональный центр), по почте или через Единый портал государственных услуг.

Мнения специалистов по поводу замены лекарств денежной компенсацией

Денежная компенсация за бесплатные лекарства не всегда оправдана. Дело в том, что с февраля 2020 года стоимость денежной компенсации полного набора социальных услуг составляет 1 155,06 рубля, в том числе 889,66 рубля полагается в качестве компенсации за лекарства, 137,63 рубля — за санаторно-курортное лечение и 127,77 рубля — за проезд на железнодорожном транспорте.

Как мы понимаем, в реальности затраты на все перечисленные цели могут составлять гораздо большие суммы. Если человек реально нуждается в лекарствах, то 889,66 рубля могут отнюдь не покрыть его потребность в фармацевтических препаратах.

В этом случае замена лекарств денежной компенсацией будет невыгодным решением: на покупку лекарств в аптеках уйдет гораздо больше средств, чем вы получите, выбрав отказ от денежной компенсации за лекарства.

Например, стоимость лечения отдельных категорий больных может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до миллиона рублей в год, и, выбирая отказ от бесплатных лекарств в пользу денежной компенсации, льготник не понимает, что обрекает себя на очень серьезные проблемы, поскольку затем все это лечение придется оплачивать из собственного кармана или оставаться без лечения в случае отсутствия на него средств.

Как восстановить право на получение лекарств

Восстановить право на получение социальных услуг от государства, включая и лекарственные препараты, можно столь же простым способом, как и отказаться от лекарств. Для этого до 1 октября текущего года необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России.

Сделать это можно лично в приемной территориального отделения ПФР, либо через Единый сайт государственных услуг или через Многофункциональный центр (МФЦ), а также отправив заявление в ПФР по почте.

компенсация за лекартсва

Что такое налоговый вычет за лечение

Под налоговым вычетом за лечение в Российской Федерации понимается возврат части налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при получении медицинских услуг. К этим услугам, кстати, относятся и стоматологические услуги, которые являются довольно дорогими.

Само собой, получить налоговый вычет за лечение могут лишь плательщики НДФЛ, индивидуальные предприниматели и самозанятые, если только они не работают где-то в качестве наемных работников, к этой категории не относятся.

Налоговый вычет полагается за оказанные налогоплательщику, его супругу или супруге, родителям, несовершеннолетним детям и подопечным медицинские услуги, а также за любые лекарства, назначенные врачом, за страховые взносы по договору добровольного медицинского страхования.

Как оформить налоговый вычет за лечение

Для получения налогового вычета необходимо подать заявление в налоговый орган или работодателю. Для этого потребуется заполнить декларацию о налогах по форме 3-НДФЛ, представить подтверждающие документы, включая квитанции и чеки о покупке лекарств, рецепты врача, квитанции об оплате лечения в клинике. Все эти документы должны быть предоставлены в налоговый орган или работодателю, который затем вычтет сумму налогового вычета из вашей заработной платы.

Какие есть ограничения по налоговому вычету

Во-первых, налоговый вычет можно получить лишь в том случае, если вы являетесь плательщиком НДФЛ. Но тот же индивидуальный предприниматель может оформить налоговый вычет за свое лечение на жену или сына, если они являются плательщиками НДФЛ.

Поэтому воспользоваться налоговым вычетом можно не только в том случае, если вы являетесь налогоплательщиком, но и если налогоплательщиком является ваш ближайший родственник, которому в этом случае необходимо выступить в роли лица, оплатившего ваше лечение.

Во-вторых, налоговый вычет выплачивается в размере 13% от потраченной на лечение суммы, но лишь в том случае, если эта сумма не превысила 120 тыс. рублей. Исключения сделаны для сложных и дорогостоящих операций.

В-третьих, вернуть в течение года гражданин может лишь сумму, уплаченную им в качестве налога с доходов физического лица, то есть нельзя, уплатив 40 тыс. рублей налогов, вернуть 50 тыс. рублей налогового вычета в течение одного года.

Какие медицинские услуги позволяют получить налоговый вычет

Предоставление налогового вычета возможно в тех случаях, если гражданин оплатил приобретение лекарственных препаратов, выписанных врачом, или получил медицинские услуги по лечению заболеваний, включая и стоматологические услуги, и санаторно-курортное лечение.

Список медицинских услуг, за оплату которых гражданин может получить налоговый вычет, содержится в постановлении правительства РФ от 08.04.2020 № 458.

В этом списке есть два раздела. В первый раздел входят медицинские услуги, за которые получается вычет не более 120 тыс. рублей. Это, к примеру, оплата УЗИ, анализов, санаторно-курортного лечения. Второй раздел включает в себя виды дорогостоящего лечения, при котором сумма налогового вычета не ограничена и определяется расходами налогоплательщика. Сюда входит дорогостоящее лечение зубов, лечение бесплодия методом ЭКО и так далее.

очередь за лекарствами

Какие граждане имеют право на получение лекарств или денежной компенсации

Правом на получение денежной компенсации вместо лекарств обладает несколько категорий граждан. Они делятся на федеральных и региональных льготников.

Инвалиды

В первую очередь право на денежную компенсацию вместо лекарств имеют инвалиды всех групп, инвалиды войны. Они имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами в соответствии с перечнем приложения №2 распоряжения Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р. Сюда же относятся и дети-инвалиды.

Ветераны Великой Отечественной войны

Участники Великой Отечественной войны, приравненные к ним лица, ветераны боевых действий, жители блокадного Ленинграда, члены семей ветеранов войны, погибших на фронте или умерших от ранений, также имеют право на получение бесплатных лекарств.

Дети до трех лет и дети с инвалидностью до шести лет

Дети до трехлетнего возраста, дети с инвалидностью до шести лет, дети из многодетных семей до шести лет имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами во многих регионах России — это категория региональных льготников.

Люди с хроническими заболеваниями

Лица, имеющие хронические заболевания, но при этом не имеющие инвалидность, в ряде регионов РФ обладают правом на получение набора лекарств по льготной стоимости в 50% от цены или денежной компенсации вместо лекарств.

Чернобыльцы

Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС относятся к федеральной категории льготников. К ним приравниваются и все другие лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне.

Пенсионеры

Лица, достигшие пенсионного возраста, в определенных условиях имеют право на получение льготных лекарств или на замену лекарств денежной компенсацией. Данная льгота носит региональный характер. К группе региональных льготников относятся также те пенсионеры, которые имеют статус тружеников тыла. Они также могут рассчитывать на льготное получение лекарственных средств, при необходимости — на частичную компенсацию их стоимости.


Власти несут ответственность за лиц, находящихся под их полным контролем, а отказ в возбуждении уголовного дела по факту гибели человека в здании полицейского участка представляет собой нарушение права на жизнь, охраняемого положением ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская конвенция), даже если отсутствуют доказательства того, что смерть наступила в результате умышленных действий полицейских, так как доследственная проверка не способна установить ни обстоятельства гибели, ни виновных лиц.

Заявительница сообщила ЕСПЧ, что 26 мая 2007 г. Мадина Энеева находилась с родственником А. в г. Нальчике на местном рынке, где одна из продавщиц заподозрила ее в попытке кражи вещей с прилавка. Между женщинами завязался конфликт, который в результате закончился дракой и вызовом наряда милиции. Прибывшие на рынок сотрудники задержали Энееву и ее родственника, посадив в служебный автомобиль.

Родственник А. при этом утверждал, что когда их посадили в машину, неизвестный милиционер ударил Энееву 15 раз по ногам и после вышел из автомобиля. Их доставили в местный отдел милиции, однако вскоре А. был освобожден, а Энеева помещена в комнату для допроса, находившуюся на третьем этаже. По версии заявительницы, там ее дочь избивали милиционеры до тех пор, пока она не потеряла сознание, а после выбросили ее из окна.

Власти Российской Федерации изложили альтернативную версию. Так, по их мнению, Энеева сначала безуспешно попыталась убежать из служебного автомобиля, а по прибытии в отдел милиции ее отвели в комнату лейтенанта милиции А.Ж., у которого она попросила разрешения посетить туалет. Якобы в тот момент в отделе милиции не было сотрудниц женского пола, поэтому А.Ж. лично отвел Энееву в туалет. Оставшись без присмотра, Энеева в очередной попытке к бегству выпрыгнула из окна третьего этажа.

Заявительница Мария Фанзиева потребовала у властей проведения расследования смерти дочери, а также фактов жестокого обращения с ней со стороны правоохранителей. Она указывала на отсутствие у дочери какой-либо склонности к суициду и обращала внимание на то, что у нее не было каких-либо проблем – она воспитывала троих детей и недавно получила социальное жилье.

В день гибели Энеевой милиция уведомила прокуратуру г. Нальчика о том, что она выпрыгнула из окна здания милиции и скончалась.

Прокуратура приступила к доследственной проверке. В течение двух дней после гибели дочери заявительницы было получено заключение судебно-медицинского эксперта, согласно которому у Энеевой были зафиксированы кровоподтеки и ссадины на ногах, происхождение которых не было следствием ее падения из окна третьего этажа.

5 июня 2007 г. доследственная проверка была завершена, следователь городской прокуратуры отказал в возбуждении уголовного дела, решив, что Энеева выпрыгнула из окна в результате очередной попытки побега. Однако прокурор Нальчика посчитал установленным, что дочь заявительницы получила травмы в период, когда она находилась под милицейским контролем, в связи с чем отменил решение об отказе в возбуждении дела.

В течение двух месяцев следователь еще дважды выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые также были отменены.

В результате 27 июля 2017 г. прокуратура Кабардино-Балкарской Республики по собственной инициативе возбудила уголовное дело по фактам превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) сотрудником милиции, ударившим Энееву в служебном автомобиле. Однако после этого какие-либо следственные действия по факту гибели Энеевой не проводились и, более того, вовсе остались за пределами данного расследования.

Заявительница обжаловала в суд отказ в возбуждении уголовного дела по факту гибели дочери – Нальчикский городской суд согласился с заявительницей, а впоследствии также признал незаконным бездействие следователя.

Однако в итоге расследование ни по факту избиения дочери заявительницы, ни по факту ее смерти не дало никаких результатов и было приостановлено из-за невозможности установить виновных лиц – после 23 марта 2010 г. Фанзиева вовсе перестала получать какие-либо уведомления о ходе расследования от правоохранительных органов.

Наконец, заявительница также жаловалась, что ее дочь подверглась жестокому обращению со стороны сотрудников милиции, однако в нарушение ст. 3 Европейской конвенции (запрещение пыток) расследование по этим фактам также сложно было назвать адекватным.

Как неоднократно подчеркивал ЕСПЧ, лица, содержащиеся под стражей, находятся в особо уязвимом положении и власти обязаны отвечать за обращение с ними. Общее правило предусматривает, что один лишь факт смерти лица, находящегося под стражей, при подозрительных обстоятельствах должен порождать вопрос о том, соблюдено ли государством обязательство по защите права на жизнь этого лица. Поэтому одним из позитивных обязательств властей является принятие мер в случае, если они знают или должны знать о наличии реальной и непосредственной угрозы жизни лица.

Вместе с тем, даже если полиция не знает и не может знать о таких угрозах, ожидается, что сотрудники правоохранительных органов в любом случае обязаны принимать базовые меры предосторожности, способные свести к минимуму любую потенциальную угрозу жизни и здоровью задержанных лиц.

Применив перечисленные стандарты к делу заявительницы, ЕСПЧ установил, что допущено нарушение ст. 2 Европейской конвенции: во-первых, в процессуальном аспекте в связи с отказом возбудить уголовное дело и, как следствие, провести эффективное расследование обстоятельств смерти Энеевой и, во-вторых, в части уклонения властей от защиты ее права на жизнь.

Вместе с тем в деле Фанзиевой уголовное расследование по факту смерти ее дочери в принципе не было возбуждено. Вместо этого власти переключили свое внимание на попытки найти милиционера, который наносил ей удары в машине, что произошло за несколько часов до ее гибели.

Суд посчитал, что неоднократные отказы в возбуждении уголовного дела по факту смерти Энеевой помешали провести надлежащее уголовное расследование, при котором был бы проведен весь комплекс следственных действий.

Европейский Суд не усмотрел доказательств того, что сотрудники милиции умышленно лишили Энееву жизни, выбросив ее из окна, обратил внимание на отсутствие аргументированных предположений, позволяющих рассматривать версию Правительства РФ как неубедительную. Поэтому Суд пришел к выводу, что, вероятнее всего, дочь заявительницы действительно погибла в результате неудачного побега из отдела милиции.

Однако данные выводы не могли снять с государства ответственность за смерть Энеевой – защита жизни задержанных и содержащихся под стражей лиц от любой предсказуемой опасности – обязанность, возлагаемая на них Европейской конвенцией. И хотя нет доказательств того, что сотрудники правоохранительных органов знали или могли знать об опасности для жизни Энеевой, они не были должным образом осмотрительны. Халатность лейтенанта А.Ж., который допустил нахождение Энеевой в туалете с открытым окном, сама по себе противоречила обязанности защищать физическое благополучие лишенных свободы лиц.

ЕСПЧ напомнил о своей практике, согласно которой было бы чрезмерным требовать от государств устанавливать решетки на всех окнах в зданиях правоохранительных органов для того, чтобы предотвратить трагические события, но это также не означает и освобождения их от обязанности защищать жизнь задержанных от предсказуемой опасности, обеспечивая достаточную и разумную защиту.

Что же касается нормы ст. 3 Европейской конвенции, то и в этой части ЕСПЧ установил нарушения как в материально-правовом, так и в процессуальном аспектах.

Европейский Суд обратил внимание на то, что судебно-медицинское заключение подтвердило, что Энеева получила, помимо прочих, травмы, не связанные с ее падением из окна. Власти РФ объяснили получение синяков и ссадин на ногах тем, что они были получены дочерью заявительницы во время драки на рынке с гражданкой Г.Ж.

При этом Г.Ж. не была допрошена, а прокурор Нальчика установил, что эти увечья были причинены Энеевой неизвестным сотрудником милиции, после чего было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий против неустановленного сотрудника, который, по всей видимости, нанес удары по ногам Энеевой.

В этих обстоятельствах Суд признал убедительными доводы заявительницы о том, что ее дочь подвергалась жестокому обращению со стороны сотрудников милиции, отметив, что отсутствие убедительного и правдоподобного объяснения со стороны властей РФ, с учетом стандарта доказывания в рассматриваемой категории дел, свидетельствует о том, что телесные повреждения стали результатом обращения, ответственность за которое несет государство-ответчик. ЕСПЧ установил, что полученные травмы являлись следствием жестокого обращения, ответственность за которое несет государство.

В силу многих значительных упущений национальных властей, проявленных в расследовании утверждений о жестоком обращении с Энеевой, ЕСПЧ пришел к выводу о том, что расследование не было тщательным, адекватным или эффективным.

Европейский Суд присудил Марии Фанзиевой 30 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда, судебных расходов и издержек, связанных с рассмотрением ее жалоб на жестокое обращение и последующую гибель ее дочери.

Получение льготных лекарств: как обманывают получателей льгот

Многие из жителей России столкнулись с проблемой бесплатного обеспечения лекарственными препаратами при отказе от социальных льгот и получении от государства компенсаций за это.

Из практики

Ко мне обратилась пенсионерка Белгородской области за помощью. Она является инвалидом 2-й группы в связи с заболеванием сердца и глухотоф на одно ухо, также имеет заболевание сахарным диабетом.

Получение льготных лекарств: как обманывают получателей льгот

При обращении за получением льготного рецепта терапевт отказывала выписывать рецепт на получение бесплатных медицинских препаратов со ссылкой на то, что если пенсионерка отказалась от социального пакета, получать льготные лекарства по федеральной льготе и получает денежную компенсацию, то ей не положено получать бесплатные препараты и по региональной льготе.

Более того, врач объяснила свой отказ звонком от директора аптеки, которая выдает бесплатные лекарства по таким рецептам, что само по себе является нарушением действующего законодательства.

Получение льготных лекарств: как обманывают получателей льгот

Пришлось обращаться с жалобами в различные органы за защитой прав заявителя:

  • Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области,
  • Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Белгородской области,
  • Прокуратуру Белгородской области.

Спустя месяц моей заявительнице поступили пространные ответы от всех, кроме прокуратуры, о том, что она права в своих ожиданиях, но в бюджете нет средств, поэтому нужно обойтись своими возможностями. А кроме того, указали, что "вам рецепты не выписывали, значит вам не нужны льготные препараты. Проще говоря: да, вам положено, но вы не просите и вообще покупайте сами, так как денег на вас в бюджете нет".

Получение льготных лекарств: как обманывают получателей льгот

Но! Позвонили из поликлиники, пригласили на прием и выписали рецепт на получение положенных бесплатных препаратов, которые моя заявительница благополучно получила в аптеке.

Поэтому и хочу обратиться к тем, кто также введен в заблуждение своим врачом о том, что при отказе от социального пакета получать льготные лекарства по федеральной льготе имеется еще и региональная льгота на получение бесплатно лекарственных препаратов.

Нормативное обоснование

Лица, страдающие заболеваниями сахарного диабета, являются одновременно региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 81 указанных Основ к обязанностям органов государственной власти субъектов РФ относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

О праве федеральных льготников, отказавшихся от социального пакета, получать льготные лекарства по федеральной льготе разъяснено в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. № 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой". Указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 № 890.

На основании указанных федеральных и региональных нормативных актов лица, отказавшиеся от социального пакета, являются региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств согласно территориальной программе государственных гарантий и входящих в региональный перечень льготных лекарств.

Согласно ст. 4, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий.

Надеюсь, моя статья поможет гражданам, пострадавшим от таких экономистов от медицины, получить причитающиеся препараты и тем самым продлит кому-то жизнь.

Вывод из всего вышесказанного: не болейте!

И как уже писала в своей предыдущей статье.

Берегите себя и своих близких.

Наше государство с каждым годом все больше говорит о заботе о своих гражданах, но все меньше мы ощущаем эту заботу, так как в большинстве случаев слова расходятся с делом!

Если вам оказалась полезной моя статья, делитесь ею со своими друзьями и подписчиками как на нашем сайте, так и социальных сетях.

Читайте также: