Энергетики нужен ли паспорт

Обновлено: 02.07.2024

Москва, 30 июня. – В соответствии с федеральным законодательством с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

С переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители перестанут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета. Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом). Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Планируется, что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов учета. Установка интеллектуальных приборов учета зависит от утвержденных инвестиционных программ. До 1 января 2022 года решения по установке интеллектуальных приборов учета будут принимать компании совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы учета установят новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.

Нормативные акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета. Также не регламентируется вопрос поставщиков приборов учета – это свободный рынок, на котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами могут выбирать, где приобретать оборудование. Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых правил линейка приборов учета сократится, а также будут исключены розничные продажи, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета. Основными поставщиками приборов учета станут российские производители.

Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.

В электросетевом комплексе реализация интеллектуального учета повлияет на снижение коммерческих потерь электрической энергии и операционных затрат, что приведет к прямой экономии средств. Также интеллектуальный учет приведет к получению ряда косвенных эффектов: повышению качества обслуживания, снижению времени локализации аварии и т.д. Необходимо отметить, что перенос ответственности за установку приборов учета на ресурсоснабжающие организации - это в том числе и социальный проект, который направлен на снижение затрат потребителей и повышение качества обслуживания.

Самым очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии (коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии (порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.

Дополнительными весомым эффектом станет снижение операционных затрат сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, в том числе расходов на биллинг, на отключение неплательщиков, на поиск и устранение причин технологических нарушений. Эффективность внедрения интеллектуальных систем учета подтверждается реализованными и реализуемыми проектами в России. Например, сейчас в сетевых организациях реализуются проекты со сроками окупаемости 4-5 лет, позволяющие достичь окупаемости затрат в том числе за счет повышения эффективности функционирования электросетевого комплекса.

Ответственность в системе ЖКХ возложена на регионы, но по линии кабмина должен быть контроль, надо максимально оперативно помогать, заявил президент России Владимир Путин.

Москва, 29 декабря. – Николай Шульгинов на совещании о прохождении отопительного сезона доложил Владимиру Путину о работе энергетического комплекса в осенне-зимний период.

По его словам, энергосистема России продолжает сохранять устойчивость и стабильность работы, обеспечены резервы генерирующих мощностей и пропускной способности магистрального сетевого комплекса. На тепловых станциях созданы необходимые запасы топлива, которые превышают утверждённые нормативы и составляют: по углю – больше 13 млн тонн, по мазуту – больше 2 млн тонн. Подземные газовые хранилища заполнены до целевого уровня. Созданы запасы гидроресурсов на ГЭС.

Желаем здоровья, благополучия и успехов во всех начинаниях в 2022 году!

Сообщаем график работы СРО-Э-150 в период Новогодних праздников.

Всероссийский центр изучения общественного мнения в декабре 2021 года провел социологическое исследование по важнейшим аспектам реформы ЖКХ

В общероссийском опросе приняли участие жители Российской Федерации старше 18 лет, проживающие в многоквартирных домах. Опрос проведен в 80 субъектах РФ, общий объем выборки – 1 600 человек.

Москва, 28 декабря. – В отчете представлена оценка резервов тепловой экономичности паросилового оборудования тепловых электрических станций за 8 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года, раскрыт потенциал снижения выбросов парниковых газов.

По словам генерального директора Российского энергетического агентства Минэнерго России Алексея Кулапина, до настоящего момента столь масштабная работа по оценке резервов экономии топлива, основанная на технических отчетах субъектов электроэнергетики, не проводилась.

Кабмин рассмотрит возможность публикации в ГИС ЖКХ данных об энергоэффективности домов

Об этом говорится в дорожной карте для внедрения технологий информационного моделирования в проектировании и строительстве, а также для использования энергоэффективных и экологичных материалов в данной сфере.

СРО энергоаудиторов

Для членов СРО

Законодательство

Реестры СРО

Проверить энергопаспорт

Что такое энергопаспорт (энергетический паспорт)?

Энергетический паспорт - это документ, составленный по результатам энергетического обследования, и он должен содержать информацию:

  1. об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  2. об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
  3. о показателях энергетической эффективности;
  4. о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
  5. о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
  6. о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Энергопаспорт имеет право разрабатывать только лицо, являющееся членом СРО энергоаудиторов, имеющее действующее свидетельство СРО энергоаудиторов о допуске к работам по энергообследованию.

По результатам энергетического обследования, проводившее его лицо - член СРО энергоаудиторов:

Энергетический паспорт при обязательном энергетическом обследовании необходим для следующих лиц:

  1. органов государственной власти, местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
  2. организаций с участием государства или муниципального образования;
  3. организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  4. организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  5. организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
  6. организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Таким образом, энергетический паспорт обязаны получить как бюджетные, так и часть коммерческих организаций. Указанные организации должны провести энергетическое обследование со дня вступления Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и до 31.12.2012г., а затем один раз каждые 5 лет.

Энергетические паспорта подлежат регистрации в Минэнерго России, обязанность по отправке энергопаспорта лежит на СРО энергоаудиторов.

Отсутствует – 0 рублей! Получите допуск СРО за 1-2 рабочих дня!

Всего 3000 руб. Вносится в Компенсационный фонд СРО при вступлении

1000 (ФЛ), 2000 (ИП), 2500 (ЮЛ) руб. в месяц.
Скидка при оплате за год!

От 1000 руб.
Единоразово, повторные поступления –
без доп. взносов!

Москва, 28 декабря. – В отчете представлена оценка резервов тепловой экономичности паросилового оборудования тепловых электрических станций за 8 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года, раскрыт потенциал снижения выбросов парниковых газов.

По словам генерального директора Российского энергетического агентства Минэнерго России Алексея Кулапина, до настоящего момента столь масштабная работа по оценке резервов экономии топлива, основанная на технических отчетах субъектов электроэнергетики, не проводилась.

28.12.2021. Кабмин рассмотрит возможность публикации в ГИС ЖКХ данных об энергоэффективности домов. Также до июля кабмин предлагает проработать необходимость мер поддержки производителей отечественных энергоэффективных материалов

Кабмин рассмотрит возможность публикации в ГИС ЖКХ данных об энергоэффективности домов

Об этом говорится в дорожной карте для внедрения технологий информационного моделирования в проектировании и строительстве, а также для использования энергоэффективных и экологичных материалов в данной сфере.

22.12.2021. Поздравление Николая Шульгинова с Днём энергетика

Поздравляю работников и ветеранов энергетики с профессиональным праздником!

Именно энергетика является базисом для устойчивого развития экономики страны. От стабильного функционирования в отрасли напрямую зависит развитие отечественной промышленности, рост социального благополучия, создание комфортной среды для бизнеса и граждан России.

Сегодня ключевым трендом является движение в сторону климатической нейтральности и низкоуглеродной энергетики. Россия исходит из принципов продуманного подхода к энергопереходу с учётом национальных возможностей, ресурсов страны, экономических и социальных условий. На сегодняшний день Правительством разрабатывается план по адаптации экономики Российской Федерации к глобальному энергопереходу до 2030 года.

30.12.2021. Путин: правительство должно оперативно помогать решать проблемы в сфере ЖКХ

Ответственность в системе ЖКХ возложена на регионы, но по линии кабмина должен быть контроль, надо максимально оперативно помогать, заявил президент России Владимир Путин.

30.12.2021. Николай Шульгинов доложил Владимиру Путину о ходе отопительного сезона

Москва, 29 декабря. – Николай Шульгинов на совещании о прохождении отопительного сезона доложил Владимиру Путину о работе энергетического комплекса в осенне-зимний период.

По его словам, энергосистема России продолжает сохранять устойчивость и стабильность работы, обеспечены резервы генерирующих мощностей и пропускной способности магистрального сетевого комплекса. На тепловых станциях созданы необходимые запасы топлива, которые превышают утверждённые нормативы и составляют: по углю – больше 13 млн тонн, по мазуту – больше 2 млн тонн. Подземные газовые хранилища заполнены до целевого уровня. Созданы запасы гидроресурсов на ГЭС.

29.12.2021. Поздравляем с наступающим Новым 2022 годом!

Желаем здоровья, благополучия и успехов во всех начинаниях в 2022 году!

Сообщаем график работы СРО-Э-150 в период Новогодних праздников.

29.12.2021. Всероссийский центр изучения общественного мнения в декабре 2021 года провел социологическое исследование по важнейшим аспектам реформы ЖКХ

Всероссийский центр изучения общественного мнения в декабре 2021 года провел социологическое исследование по важнейшим аспектам реформы ЖКХ

В общероссийском опросе приняли участие жители Российской Федерации старше 18 лет, проживающие в многоквартирных домах. Опрос проведен в 80 субъектах РФ, общий объем выборки – 1 600 человек.

28.12.2021. Более 17 500 светильников установили в г. Орск (Оренбургская область)

С 2018 года муниципалитет заключил 5 энергосервисных контрактов.

На улицах и во дворах Орска установили более 17 500 светильников. Как сообщает пресс-служба администрации Орска, с 2018 года муниципалитет заключил 5 энергосервисных контрактов, для того, чтобы поддерживать их в исправном состоянии.

Коммунальщики занимаются заменой энергоемких светильников на энергосберегающие светодиодные лампы. Работы проводятся как вдоль дорог, так и во дворах.

27.12.2021. 23 декабря состоялось заседание Совета НОЭ

27.12.2021. Около 2 тысяч светильников заменят в столице Хакасии

С 23 декабря идёт приём заявок на участие в открытом конкурсе на заключение энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного освещения Абакана (Хакасия).

Уличное освещение – одна из важных тем, которая интересует горожан. Довольно часто абаканцы задают вопросы, почему некоторые участки, даже в центре города, до сих пор не имеют уличного освещения? Ответ прост – город растёт такими темпами, что имеющихся мощностей на подстанциях недостаточно, затраты на оплату уличного освещения продолжают расти, как и стоимость создания новых линий. Один из способов решения хотя бы части проблем – это энергосервисные контракты.

Право на их выпуск компания получила после аккредитации со стороны международной ассоциации I-REC. Потенциальный покупатель, юридическое или физическое лицо, имеет возможность оставить заявку на приобретение сертификатов онлайн. Для этого на сайте компании Энел Россия появилась соответствующая вкладка.

22 декабря 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провел заседание Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

Открывая работу мероприятия, Михаил Мишустин отметил, что это первое заседание Экспертного совета в новом формате. Правительству РФ очень важно получать обратную связь от людей, от бизнеса. Она необходима для принятия взвешенных и эффективных решений, которые будут учитывать все аспекты того или иного вопроса.

Форум пройдет с 18 по 21 мая 2022 года в Ростове-на-Дону.

Форум ARWE-2022 проводится при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации. Организаторами выступают Фонд Росконгресс, Ассоциация развития возобновляемой энергетики, Правительство Ростовской области и Российское энергетическое агентство.

Допуск СРО — свидетельства энергоаудиторов

20.09.2021. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

№0220-212913942007-20092021-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ СЕРГЕЕВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА

ОГРНИП 320213000036064 ИНН 212913942007

428038, ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Г. ЧЕБОКСАРЫ

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации.

Действие свидетельства (допуска СРО) может быть прекращено: сведения об актуальном статусе размещены в Реестре членов СРО или указаны в Выписке из реестра членов саморегулируемой организации.

Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации.

03.06.2021. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

№0219-781304501441-03062021-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ТЕРЕЩЕНКО ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

ОГРНИП 316784700257286 ИНН 781304501441

197198, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации.

Действие свидетельства (допуска СРО) может быть прекращено: сведения об актуальном статусе размещены в Реестре членов СРО или указаны в Выписке из реестра членов саморегулируемой организации.

Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации.

15.04.2021. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

№0214-4825066916-15042021-Э0150

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"

ОГРН 1094823016617 ИНН 4825066916

398001, ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ЛИПЕЦК, ПЛОЩАДЬ ПЕТРА ВЕЛИКОГО, 4, А

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации.

09.04.2021. Выдача свидетельства (допуска) саморегулируемой организации в области энергетического обследования (СРО энергоаудиторов)

Выдано на основании Решения Правления Партнерства члену саморегулируемой организации:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОКОМФОРТ"

ОГРН 1182801005452 ИНН 2801241756

675997, АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. БЛАГОВЕЩЕНСК, УЛ. ЗЕЙСКАЯ, Д. 323/1, ОФ. 15

Настоящим Свидетельством подтверждается право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

Свидетельство выдано без ограничения срока действия и действительно на всей территории Российской Федерации. Подлежит возврату при выходе из членов саморегулируемой организации.

Зарегистрировать энергопаспорт в СРО энергоаудиторов и Минэнерго России

Автоматизированное рабочее место для энергоаудиторов

Стоимость: 2000 руб. в месяц при покупке на год.

Сервис подготовки результатов энергообследования

Стоимость: 2000 руб. в месяц при покупке на год.

Энергопаспорт XLS

Разработка энергопаспорта с использованием офисного ПО

Составитель бланка: СРО-Э-150.

Стоимость: бесплатно. Требуется OpenOffice или MS Office.

Бланк энергетического паспорта XLS скачивается по ссылке. Для работы потребуется только офисное ПО. В СРО направляется заполненный файл.

К энергетическому паспорту необходимо приложить отчет.

Реестр энергетических паспортов

Сведения о поступивших энергопаспортах размещаются в Реестре энергетических паспортов.

Ч. 10 ст. 15 №261-ФЗ, введена №221-ФЗ от 19.07.2018 г.

Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана хранить копию энергетического паспорта с отметкой о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам такой саморегулируемой организации и отчеты о проведении энергетического обследования в течение пяти лет со дня проставления указанной отметки в энергетическом паспорте, а также представлять их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в порядке, установленном этим органом.

Реестр извещений Минэнерго России о регистрации энергетических паспортов

05.08.2020. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)

Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в Минэкономразвития России (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти)

16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

Федеральный закон принят Государственной Думой 4 июля 2018 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

Нормативно-правовые акты

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Напоминаем, что на данный момент все учреждения должны иметь разработанные заново, либо откорректированные с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289 и Приказа Минэкономразвития России от 15.07.2020 г. № 425 программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Стоимость программы энергосбережения – от 7 900 руб.

Настоящие разъяснения разработаны Департаментом энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России (далее - Департамент) в соответствии с пунктом 4.10 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 (далее - Положение о Министерстве), и содержат обзор практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам проведения обязательного энергетического обследования, полученного на основании рассмотрения и анализа представляемых саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования копий энергетических паспортов и направляемых в адрес Департамента запросов с целью разъяснения отдельных положений законодательства в области энергетического обследования.

Одновременно сообщаем, что настоящие разъяснения Департамента не содержат правовых норм или правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Разъяснения Департамента имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящих разъяснениях.

2. Разъяснения по отдельным вопросам проведения

обязательного энергетического обследования

2.1. Перечень лиц, подлежащих обязательному

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год (предшествующий году проведения энергетического обследования);

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования - это юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям, а регулируемые виды деятельности - это виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

2.2. Обязательное энергетическое обследование лиц,

расположенных в зданиях, которые являются памятниками

истории и культуры

Исключений в виде освобождения от проведения обязательного энергетического обследования для лиц, указанных в части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ, при их размещении в зданиях, строениях, сооружениях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

2.3. Обязательное энергетическое обследование организаций,

расположенных в арендуемых помещениях

В соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ необходимость проведения обязательного энергетического обследования не зависит от вида и объема прав на помещения и иные объекты, находящиеся в пользовании лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным.

Таким образом, если лицо не имеет на балансе помещений и иных объектов, но соответствует требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона 261-ФЗ, то оно должно провести обязательное энергетическое обследование в установленные законодательством сроки.

При этом в отношении помещений и иных объектов, принадлежащих лицу на правах аренды, обязательное энергетическое обследование за счет арендатора не проводится (если иное не предусмотрено соглашением сторон), а мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются с учетом условий договора аренды.

2.4. Обязательное энергетическое обследование организаций,

имеющих обособленные подразделения

В соответствии с пунктом 3 Требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 года N 182 (далее - Требования), при наличии обособленных подразделений обследуемого лица (филиалов, представительств) в других муниципальных образованиях к энергетическому паспорту прилагаются формы в соответствии с приложениями N N 2 - 23 к Требованиям, заполненные по каждому обособленному подразделению. Указанные формы заполняются с учетом правового статуса и иных особенностей обособленного подразделения. Суммарные данные по данному лицу указываются в формах в соответствии с приложениями N N 2 - 23 к Требованиям, заполняемых для обследуемого лица.

В этой связи, обязательное энергетическое обследование должно быть проведено в отношении лица, соответствующего требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ, в полном объеме, по результатам которого составляется единый энергетический паспорт на указанное лицо.

Составление отдельного энергетического паспорта на здание, строение, сооружение при проведении обязательного энергетического обследования данного лица законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

В случае если в составе лица образованы обособленные подразделения (филиалы, представительства), которые в свою очередь состоят из структурных подразделений, часть из которых территориально расположены в различных муниципальных образованиях, сведения обо всех структурных подразделениях филиала юридического лица следует указывать в приложениях N N 2 - 23 к Требованиям, заполненных по соответствующему филиалу.

2.5. Оформление энергетического паспорта по результатам

обязательного энергетического обследования

Энергетические паспорта, созданные посредством программ Microsoft Office и сохраненные в формате Extensible Markup Language (XML), не соответствуют рекомендуемой структуре XML файла.

Энергетический паспорт, составленный по результатам обязательного энергетического обследования, должен содержать формы согласно приложениям N N 2 - 23 к Требованиям (все в обязательном порядке), независимо от их наполненности.

В паспорте должны быть указаны сведения за четыре предшествующих и базовый года.

Базовый год - последний полный календарный год перед датой начала энергетического обследования (год, предшествующий году составления энергетического паспорта, указанному на титульном листе).

В формах N N 2, 4 - 7 предшествующие годы следует располагать в столбцах слева направо по возрастанию.

В формах N N 10, 15 - 18 предшествующие годы следует располагать в столбцах слева направо по убыванию.

Прогноз на последующие годы в формах N N 5 - 7 следует располагать в столбцах слева направо по возрастанию.

Графы "Прогноз на последующие годы" в формах N N 5 - 7 рекомендуются к заполнению. Прогноз потребления энергетических ресурсов составляется с учетом потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и сроков осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, рекомендуемых в приложении N 21.

Отсутствие информации в полях, обязательных к заполнению, в энергетическом паспорте должно быть обосновано. Для обоснования отсутствия информации, предусмотренной Требованиями, и указания сведений разъяснительного характера используются графы "Примечание".

Допускается представление дополнительных данных, значений, обоснований и комментариев в листе разъяснений, прилагаемом к копии энергетического паспорта. Электронная версия листа разъяснений в формате Portable Document Format (PDF) должна быть записана на электронный носитель (оптический диск), а копия листа разъяснений на бумажном носителе - приложена к копии энергетического паспорта на бумажном носителе.

В соответствующих ячейках каждой графы должно быть указано только одно значение.

В случае отсутствия каких-либо сведений, предусмотренных формами энергетического паспорта, соответствующая ячейка (поле) остается пустой (не заполняется). Если величина имеет значение "0", в ячейке указывается цифра 0.

3. Предоставление данных энергетических паспортов,

составленных по результатам обязательных и добровольных

энергетических обследований, в Минэнерго России

3.1. Лица, направляющие копии энергетических паспортов

в Минэнерго России

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 261-ФЗ копию энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, вправе направлять в уполномоченный федеральный орган только саморегулируемая организация в области энергетического обследования.

Каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований.

В соответствии с Положением о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу, использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 19 (далее - Положение), и пунктом 4.4.13 Положения о Министерстве сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов осуществляет Минэнерго России.

Направление копий энергетических паспортов в целях сбора, обработки, систематизации, анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, для оценки их соответствия требованиям законодательства членами саморегулируемой организации или заказчиками энергетических обследований в Минэнерго России законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено.

3.2. Предоставление данных энергетических паспортов,

составленных по результатам добровольных

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ оно должно быть проведено в обязательном порядке.

Пункт 2 Положения регламентирует представление данных копий энергетических паспортов, составленных по результатам добровольного энергетического обследования, в Минэнерго России. Сбор данных, содержащихся в энергетических паспортах, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, осуществляется Минэнерго России путем направления запроса в адрес саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Запрос включает перечень информации согласно Федеральному закону N 261-ФЗ и формы ее предоставления.

Энергетические обследования жилых домов, отдельных административных зданий, строений или сооружений, иного имущества с составлением на данные объекты энергетических паспортов проводятся в добровольном порядке.

В соответствии с Положением копии энергетических паспортов, составленных по результатам добровольного энергетического обследования, направляются в Минэнерго России исключительно по соответствующему запросу Минэнерго России.

3.3. Форма представления документов, направляемых

в Минэнерго России

Документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть подписаны руководителем (уполномоченным лицом) саморегулируемой организации в области энергетического обследования и скреплены печатью.

Копия паспорта на бумажном носителе, лист разъяснений (при его наличии) и электронный носитель (оптический диск) должны быть скреплены (прошиты) таким образом, чтобы обеспечить сохранность направляемых документов и электронного носителя при их пересылке.

Файлы, представленные на оптическом диске, следует наименовать по следующим правилам:

"Краткое наименование обследованной организации.расширение"

Формат Extensible Markup Language (XML): "Краткое наименование обследованной организации.xml"

Формат Portable Document Format (PDF): "Краткое наименование обследованной организации.pdf"

Лист разъяснений: "Краткое наименование обследованной организации_Пояснения.pdf"

Пример 1: обследованная организация - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида N 107.

"МБДОУ ДС N 107.xml", "МБДОУ ДС N 107.pdf", "МБДОУ ДС N 107.doc".

Пример 2: обследованная организация - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 10.

"МБОУ СОШ N 10.xml", "МБОУ СОШ N 10.pdf", "МБОУ СОШ N 10_Пояснения.pdf".

Требования к представлению копии энергетического паспорта

в форматах Extensible Markup Language (XML) и Portable

Document Format (PDF)

Копия энергетического паспорта в формате Portable Document Format (PDF) должна быть представлена в виде одного файла. Представление каждой формы энергетического паспорта в виде отдельного файла не допускается. Аналогичные требования применяются к представлению копии энергетического паспорта в формате Extensible Markup Language (XML).

Направление копии энергетического паспорта, содержащего

сведения ограниченного доступа

3.4. Сбор и регистрация копий энергетических паспортов

Порядок сбора и регистрации копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования, определяется Положением и Правилами направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 года N 182.

Энергетические паспорта, копии которых направляются саморегулируемыми организациями в Минэнерго России, должны соответствовать требованиям к энергетическому паспорту, установленным законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Согласно пункту 5 Положения регистрация и обработка копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, осуществляются по мере их поступления.

В случае направления копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, с нарушением требований, установленных Положением, либо несоответствия данных энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Минэнерго России вправе вернуть представленные документы для устранения выявленных нарушений (пункт 7 Положения).

В случае принятия решения о приеме копии энергетического паспорта Минэнерго России направляет в адрес саморегулируемой организации извещение (письмо) о приеме копии энергетического паспорта.

Вместе с тем сообщаем, что законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не предусмотрено создание общероссийского реестра энергетических паспортов и предоставление содержащихся в нем сведений.

Что такое энергоаудит

Как мы упомянули выше, при раскрытии информации по утверждённым приказом Минстроя №882/пр формам, нужно указывать класс энергоэффективности жилого дома при его наличии. Если класс энергоэффективности не присвоен, то это поле нельзя оставить пустым, но можно указать там какое-либо значение. В данном случае будет считаться, что требования законодательства по этому вопросу раскрытия информации исполнены в полном объеме, поскольку по закону у УК нет обязанности проводить энергетическое обследование МКД.

Но с другой стороны, отсутствие в форме 2.1 раскрытия информации класса энергоэффективности может уже стать поводом для проверки управляющей компании на наличие паспорта энергоэффективности многоквартирного дома. Поскольку отсутствие указание класса энергоэффективности МКД прямо указывает на невыполнение энергоаудита дома. Процедура хотя и является добровольной, но так или иначе должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ №261 энергоаудит может проводиться в отношении любых зданий и объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома.

  • получения объективных данных об объёме используемых энергоресурсов;
  • определения показателей энергоэффективности;
  • определения потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • составления списка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также для проведения оценки их стоимости.
  • многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию после вступления в силу ФЗ №261 от 27.11.2009 года или прошли реконструкцию либо капитальный ремонт (п.6 ст.11 ФЗ №261). По таким МКД один раз в 5 лет проводится энергоаудит;
  • превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение энергоресурсов. Критерием для определения необходимости проведения энергоаудита служит объём совокупных затрат УК на приобретение природного газа, теплоэнергии, угля и электроэнергии.

Следовательно, если совокупная сумма расходов УК за календарный год превысит 50 миллионов рублей, такая компания должна обязательно провести энергетическое обследование (пп.5 п.1 ст.16 ФЗ №261). В противном случае энергетическое обследование является добровольным.

В законе ничего не сказано о необходимости проведения энергоаудита в отношении старого жилищного фонда. Но законодательно закреплено, что каждый объект, потребляющий топливно-энергетические ресурсы, должен обязательно пройти хотя бы 1 обследование за 5 лет с момента вступления ФЗ №261 в законную силу.

  • должностных лиц - от 10 до 15 тысяч рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 до 15 тысяч рублей;
  • юридических лиц – от 50 до 250 тысяч рублей.
  • энергетического обследования многоквартирного дома посредством тепловизионной съемки, сбора статистической информации, измерений;
  • оценки качества материалов конструкций, применяемых при постройке дома;
  • анализа полученной информации, составления выводов;
  • разработки теплового баланса МКД и мероприятий для повышения энергоэффективности здания;
  • составления отчёта с заключениями по всем пунктам и оценки потенциального объёма экономии.

Для чего нужен энергоаудит МКД

Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.

Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.

Класс и паспорт энергоэффективности

Правила определения классов энергетической эффективности МКД утверждены Приказом Минрегиона РФ №161 от 08.04.2011 года. Класс энергоэффективности многоквартирного дома присваивается для мониторинга и сбора информации об уровне его энергетической эффективности, формирования списка мероприятий энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

  • провести энергетическое обследование специализированной организацией, входящей в СРО;
  • представить паспорт энергоэффективности в ГЖН;
  • разместить на углу фасада МКД, на высоте не менее 2 метров табличку с классом энергоэффективности D для всех жилых домов;
  • донести до сведения собственников жилья перечень ежегодных мероприятий повышения энергоэффективности МКД, определённый специализированной организацией на основании энергоаудита.

Согласно Распоряжению ГУ Государственного Строительного Надзора №1 от 24.01.2014 года при сдаче в эксплуатацию вновь построенных сооружений и зданий после капитальной реконструкции необходимо оформлять энергетический паспорт и присваивать объекту класс энергоэффективости.

Энергопаспорт составляется по результатам энергетического обследования МКД или анализа проектной документации и отражает показатели энергоэффективности используемых ресурсов. Паспорт энергоэффективности жилого дома является официальным документом и позволяет определить техническое состояние жилого дома или энергоемкое оборудование. В паспорт можно добавить мероприятия и рекомендации по энергосбережению.

Паспорт энергоэффективности оформляется по утверждённой форме №24, которая определена приказом Минэнерго РФ №182 от 19.04.2010 года “Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования”.

    , в которой говорится, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя оплату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме;, в которой сказано, что в правила по содержанию общего имущества в МКД входят требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности дома;, в котором определено, что содержание общего имущества в МКД включает также проведение обязательных мероприятий по энергосбережению.

Мероприятия по энергосбережению

Согласно ст.12 ФЗ №261 от 23.11.2009 года для повышения уровня энергосбережения жилого дома и его энергоэффективности необходимо в правилах к содержанию общего имущества собственников помещений в МКД включить список соответствующих мероприятий.

Региональные органы исполнительной власти утверждают перечень единовременных или регулярных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.

В соответствии с утверждённым списком управляющая компания обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилого дома. Исключение составляют случаи проведения указанных мероприятий ранее с сохранением их результатов. Все расходы по проведению данных мероприятий ложатся на плечи собственников помещений в МКД.


В последние годы с ростом стоимости обогрева зданий остро стал вопрос об экономном энергопотреблении. Оптимизация в этой отрасли приводит к снижению затрат на электроэнергию и теплоснабжение. Поэтому система ГИС ЖКХ требует (по закону №261-ФЗ от 23.11.2009) внесения данных об энергетической эффективности сооружений, для чего нужно оформить энергетический паспорт. Он составляется по ГОСТ 31427-2010, от 19.04.2011 и является подтверждением того, что теплотехнические характеристики и энергетическая эффективность здания соответствуют нормативам. Порядок его заполнения регламентируется приказом №400 Минэнерго РФ от 30.06.2014.

Для чего нужен энергетический паспорт здания

Данные, которые вносятся в документ, определяются в ходе аудита. Его цели:

— определить текущее потребление электричества;

— определить пути снижения затрат на отопление;

— снизить затраты на содержание здания.

Данные вычисляются органами стройнадзора при сдаче вновь построенных, прошедших капремонт или полную реконструкцию зданий. Также обследование может быть проведено по решению собственника или совета дома.

В каком случае требуется энергетический паспорт предприятия

Кроме многоквартирных домов, такой паспорт могут получать частные и государственные предприятия. В обязательном порядке его оформляют организации:

— владельцем части капитала которых являются госучреждения или государство;

— занимающиеся добычей, переработкой и транспортировкой энергоресурсов (нефть, каменный уголь или газ);

— потребляющие энергии на сумму более 50 млн. руб в год;

— осуществляющие контролируемые виды деятельности.

В каком случае паспорт не требуется

Нужно учитывать, что согласно ст.11 ч.5 закона 261-ФЗ паспорт энергетической эффективности не требуется:

— памятникам культуры и истории;

— вспомогательным или временным (до 1 года) постройкам;

— садовым домикам и объектам индивидуального строительства;

— зданиям площадью менее 50 м2.

Также, согласно ст.49 с.1 того же закона, требования по энергоэффективности не применяются к зданиям, построенным отремонтированным или реконструированным до принятия закона.

С 16.01.2019 в закон 261-ФЗ внесены изменения, согласно которым продлевать энергетический паспорт, срок действия которого истек, владелец многоквартирного дома может в добровольном порядке. И отсутствие информации не считается нарушением лицензионного требования.

Регламент и этапы обследования

Проводить обследование здания, заносить данные в документ и составлять технико-экономической обоснование работ по оптимизации расхода электроэнергии должны работники организаций, относящихся к энергоаудиту . В ходе обследования сооружению присваивают один из пяти энергетических классов, от А (высший) до Е (самый низкий).

— Изучение технической документации, определение количества единиц и суммарной мощности электрооборудования.

— Обследование сооружения, изучение ресурсов котельного, производственного, обогревательного и прочих типов имеющегося оборудования.

— Анализ полученных данных для сравнения информации о реальном потреблении с нормативными значениями, представленными в документации на установленные агрегаты.

— Составление плана мероприятий по энергосбережению для оптимизации потребления и снижения расходов.

Каков срок энергетического паспорта

С целью повышения энерго -эффективности данные должны пересматриваться не реже, чем раз в пять лет. Наказания за невыполнение аудита или несвоевременное прохождение обследования предусмотрены в ст.29 ч.9 данного закона. Она регламентирует штрафы, а также административную, гражданскую и дисциплинарную ответственность.

Как добиться экономии и повысить энергетический класс

Чтобы снизить потребление энергии рекомендуется:

— заменить устаревшую проводку на новую;

— сменить лампы накаливания на светодиодные или энергосберегающие;

— установить большие окна с двойными (или более) стеклопакетами;

— использовать стабилизаторы напряжения;

— утеплить ограждающие конструкции, стены и крышу;

— заменить котлы отопления на боле современные.

Своевременное выполнение этих работ приведет к значительной экономии на электроснабжение и поддержание температуры в отопительный период.

Читайте также: