Массовые публичные мероприятия как форма политического участия граждан в управлении государством

Обновлено: 16.05.2024

В зависимости от политики, которую проводит государство, граждане страны живут хуже или лучше. Поэтому практически все слои общества заинтересованы том, чтобы политика государства учитывала их интересы, так как политика это область общих интересов. Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом современного демократического процесса. Политическое участие позволяет гражданину страны стать субъектом политического процесса.

Согласно ст. 32, п.1-2 Конституции РФ:

«1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Политическое участие - действия граждан с целью повлиятьна принятие и реализацию политических решений, выбор представителей в институты власти.

Функции политического участия.

- включение индивида в систему властных отношений;

- социальный контроль граждан за органами власти;

- воздействие на процесс принятия политических решений;

- влияние на развитие политических институтов.

Виды политического участия.

Опосредованное (представительное).

Осуществляется через избранных представителей

Непосредственное (прямое).

Воздействие гражданина на власть без посредников

Формы прямого (непосредственного) политического участия

Пассивное избирательное право —право гражданина быть избранным в органы государства.

Активное избирательное право — право граждан участвовать в выборах и представительных органов власти путём голосования.

Собрание - совместное, нахождение граждан в заранее определённом месте и время для обсуждения и решения каких-либо вопросов.




Митинг - массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определённых требований, либо для выражения солидарности/протеста.

Демонстрация - массовое шествие граждан для публичного выражения общественно-политических настроений.

Шествие - форма демонстрации, массовое торжественное прохождение людей в связи с каким-либо знаменательным событием или согласно традиции, или в качестве одной из форм протеста или требования.

Пикетирование — форма публичного, выражения мнения, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств. Во время пикета используют плакаты и транспаранты.

Виды политического участия по количеству участвующих:

Виды политического участи по отношению к закону:

Виды политического участия по степени добровольности:

Абсентеизм.

Абсентеизм (от лат. absens отсутствие) — уклонение от политического участия, политическая апатия, нежелание голосовать на выборах.

Причины абсентеизма:

- высокая степень удовлетворения личных интересов;

- способность самостоятельно справляться со своими проблемами;

- чувство собственной беспомощности, недоверие к властям, разочарование в политической системе;

- неспособность граждан реально влиять на власть;

- отсутствие политических знаний и убеждений.

Степень участия в политической жизни от статуса и образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают, что это может способствовать социальным изменениям в обществе. Доля активно участвующих в выборах зависит доже о того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать, Многие РФ отказываются от участия в выборах из-за того, что нужно далеко ехать, так как живут не по прописке, например. В странах, где голосование является обязательным, отмечается большее число голосующих, чем там, где людям свобода выбора.

Виды политического участия в зависимости от степени участия

в политической жизни (по Максу Веберу):

Человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом (принятие участия в голосовании, посещение митинга).

Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом занятий (доверенные лица кандидатов, члены участковых избирательных комиссий).

- Профессиональное участие.

Человек делает политическую деятельность своей профессией (профессиональные политики).

Юрист разбирает протесты с точки зрения закона: что разрешено и что запрещено

Протестная активность населения представляет значительный интерес для исследователей, так как протесты являются одним из наиболее действенных каналов коммуникации гражданского общества и власти. С другой стороны, протестные настроения способны объединить различающиеся по интересам, ценностям и общественному настроению социальные слои.

Что именно называется протестом?

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия. Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов. Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное голосование, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

Этот термин используется в других значениях. Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Что можно и что нельзя делать на законном протесте?

Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В частности, нельзя:

  1. скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  2. иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

  1. выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
  2. соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
  3. соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
  2. использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
  3. принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста.

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе. Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес. Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Массовое политическое поведение представляет собой реакцию на ситуации и проблемы общественной жизни, политику государства множества людей, разнородных по своей социально-стратификационной принадлежности, но объединенных общими настроениями, представлениями, ориентациями и стремлением использовать политические институты для достижения определенных целей при взаимодействия с властными.

Как политический феномен массовое поведение не является чем-то статичным, изначально заданным. Массовое поведение выступает катализатором перемен, является фактором преобразований. В условиях трансформации политических институтов, смены парадигм общественного развития изменяется смысл поведения различных групп, возникает напряженность в социуме, периодически повторяющиеся экономические и политические кризисы интенсифицируют конфликты и сами являются следствием конфликтогенности. События российской истории неоднократно демонстрировали способность масс влиять на изменения в политической системе общества, создавать новые модели и векторы социального развития. В то же время в массовом поведении представлены глубинные свойства политической культуры общества, стереотипы массового сознания. При этом оно способно воспроизводить традиционные формы, быть носителем консервативных тенденций в политике.

Массовое политическое поведение является одной из центральных тем не только политологии, но и социологов и психологов. За последнее десятилетие было опубликовано множество работ, в которых отражены ее различные аспекты.

Все вышеизложенное подчеркивает особую актуальность темы.

Цель работы - раскрыть содержание форм политического поведения и участия. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

- охарактеризовать основные формы массового политического поведения;

- дать понятие политического участия, охарактеризовать основные его типы;

- проанализировать стихийные массовые выступления людей, как политическое поведение.

1. Понятие политического поведения и политического участия

Политическое поведение – это процесс практического взаимодействия социального субъекта (индивида, группы) с политической средой, их практического отношения к политической системе, друг к другу. 1 Политическое поведение – это такие действия, которые, проявляясь в виде участия граждан в политической жизни, оказывают определенное воздействие на осуществление и распределение власти. Любая форма участия индивида, группы в реализации власти или противодействие ее реализации в политической жизни может рассматриваться как политическое поведение. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. 2 Политическое участие - это, прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия. К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных компаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов. По степени интенсивности политическое участие может систематическим или эпизодическим, по мотивации - автономное (сознательно избранные формы поведения) или мобилизованное (основанное на внешних импульсах, внеличностных стимулах), по отношению к существующему общественному порядку - конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (нелегальные, противозаконные).

В самом общем виде многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего индивида, характера режима правления, а также от конкретной ситуации. Наиболее широко распространенным видом негативного политического поведения служит феномен абсентизма - отказ или воздержание от участия в выборах.

2. Формы массового политического поведения и участия

2.1 Специфика массового поведения в политике

В большинстве политических процессов люди участвуют, будучи соединенными как в однородные и организованные группы (классов, наций, профессиональных общностей, общественных организаций и др.), так и в случайные, временные образования, представляя собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрации, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической программы.

Люди, находясь в таком состоянии, приобретают специфические черты массы , к которым относятся: 3

статистичность - люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

стохастичность, вероятность - случайность, неупорядоченность отношений здесь, границы массы размыты, а состав неустойчив;

ситуативность - ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята; разнородность состава, его межгрупповая природа;

аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами.

Эти свойства, и прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности, - то, что очень часто выражается термином массовидность, выражающуюся в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущим к утрате личной ответственности.

Ярким примером такого временного образования является толпа - общность, возникающая на основе физического и эмоционального взаимодействия людей (например, на митинге, собрании, шествии). Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие.

Но основания для тревожной и пессимистической оценки феномена массовизации политики, разумеется, существуют - они заключаются, прежде всего, в психологизации поведения людей, соединенных в массу, в понимании роли рациональных импульсов в управлении такого рода общностью, они в таком случае просто не в состоянии воспринять, а тем более подчиниться сложно организованным духовным импульсам. Они служат опорой формирования рациональности, предсказуемости поведения.

Таким образом, ярко выраженные черты толпы : скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие способности контроля над взаимодействием создают возможность стремительного заражения — взаимной передачи чувств между собранными индивидами.

У публики отсутствует специальная организация , она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация, или общий интерес.

Нетрудно видеть, что динамика психологии в толпе такова, что способствует понижению уровня рациональности поведения, это непосредственное следствие таких ее неизбежных спутников, как теснота, скученность, отсутствие свободы движения, просто физических контактов, толчков и прикосновений. Все это ведет к понижению уровня критичности, самостоятельности в суждениях и действиях, и люди все в большей мере поддаются эмоциональному влиянию.

Механизм его формирования был раскрыт выдающимся русским психологом и психиатром В.И.Бехтеревым. Что же происходит в этот момент? В толпе ограничиваются произвольные движения, что волей-неволей вызывает концентрацию внимания на словах оратора, но поскольку всякое сосредоточение внимания имеет определенные пределы, то наступает постепенное утомление внимания, а вслед за ним идет период, когда открывается обширное поле для внушения, т. е. все менее критичного восприятия слов оратора, и, таким образом, спокойная толпа становится толпой возбужденной, происходит и усиливается как бы общее взаимовнyшeнue. Здесь уже не до логики и взвешенности аргументации. Знание этого простого механизма объясняет использование многих известных и широко распространенных атрибутов политического общения в массовых аудиториях: мимики, жестов, шумов и усилителей звука, толчков и многого другого, к чему активно прибегают его участники. Эти приемы ломают тонкую грань, отделяющую публику от толпы, увеличивают долю физического взаимодействия в ущерб интеллектуальному контакту.

Своеобразной формой политического поведения является политический протест. Его формами являются: митинги, забастовки, петиции, пикеты, демонстрации, политический терроризм.

Похожие страницы:

Политическое участие женщины в управлении страной

Политическое участие женщины в управлении страной. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 . массовой информации очень часто искажают смысл высказываний Ленина о возможности политической . в обществе устранили женщин от участия в политической де­ятельности, нужно ли это .

Политическое участие граждан

. , исключают ее из политического участия. Другие (С. Верба, Л. Пай), в силу массовости такого рода фактов . и горизонтальной мобильности неизбежно увеличивают массовые запросы на участие в политическом процессе. В свою очередь, уровень .

Политическая элита (17)

. элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности . стабильность и эффективность политической системы с помощью расширения массового политического участия. Концепции плюрализма элит .

Массовые политические репрессии в СССР в 30-40-е годы

Политическое участие (2)

. 1. Понятие политического участия…………………………………………….4 2. Формы политического участия……………………………………………. 6 3. Теории политического участия……………………………………………. 8 Заключение . политического участия. Другие (С. Верба, Л. Пай), в силу массовости такого .

Процессы демократизации современного общества, формирование правового государства обусловили преодоление
отчуждения индивида от власти и собственности, при этом на первый план в современном правосознании выходят права человека, формирование новой модели правового положения человека, создание эффективного механизма
реализации основных прав и свобод гражданина. Все это, в свою очередь, повлекло негативные последствия, такие как появление в обществе на почве экономических, политических, правовых, идеологических, национальных,
религиозных и других интересов ожесточенности, столкновение интересов и социальные конфликты.

Изменения, которые происходят в жизни граждан Российской Федерации, накладывают определенный отпечаток как на процессы борьбы с преступностью в целом, так и на состояние общественной безопасности в регионах. В связи с этим значительно возросли общественно-политическая активность населения и желание граждан реально принимать участие в решении проблем, которые касаются их общих интересов. Это проявляется в различных сферах
общественной жизни и, в частности, в участии граждан в деятельности политических партий, проведении предвыборных кампаний, митингов, демонстраций, пикетирований, шествий и др.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., определила основные принципы и направления построения суверенного, независимого, многонационального, светского, демократического, социального и правового государства. В частности, в ст. 31 определено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Считаем что, для наиболее успешного проведения массовых мероприятий важна организация охраны общественного порядка, т.е. комплекса мероприятий, осуществляемых правоохранительными и другими государственными органами.

Итак, актуальность общественных проблем, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права собираться мирно, без оружия, на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а так-
же на другие публичные мероприятия, обусловлена повышенной общественной опасностью преступлений, административных правонарушений и чрезвычайных ситуаций, которые нередко возникают во время их проведения. В то же время возрастает необходимость научного анализа практики осуществления и усовершенствования деятельности органов внутренних дел при ликвидации массовых беспорядков.

Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Другими словами, публичные мероприятия – это совокупность организованных, санкционированных или несанкционированных форм активных действий или явлений социальной жизни групп людей или индивидуальные действия лиц в общественных местах с целью выражения их воли, защиты своих прав и свобод, законных интересов, удовлетворения потребностей в экономической, политической,
социально-культурной, других сферах, а также социальная форма общения людей между собой и способ разработки единства установок гражданина, группы людей и всего общества.

psihologija-tolpy Массовые беспорядки с точки зрения Конституции и УК РФ Антитеррор Люди, факты, мнения

Организаторами публичных мероприятий могут выступать как один гражданин, так и несколько граждан Российской Федерации, политические партии, региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Определение этих мероприятий требует уточнения.

Так, собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрацией является организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Как
правило, участники, устраивая демонстрации, ставят своей целью привлечь внимание общественности, органов государственной власти к тем или иным вопросам либо проблемам и добиться исполнения выдвигаемых требований.

Шествия – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях
привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование – форма демонстрации, публичного выражения мнения, в основном в близком к административным зданиям органов государственной власти и местного самоуправления, дипломатических представительств и т.д. расположении, с целью привлечь внимание к тем или иным проблемам общественно-политического характера или выдвижение протеста против чего-либо. Участники предпочитают использовать транспаранты, плакаты и
другие средства наглядной агитации.

Религиозные – мероприятия религиозного характера (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники), дни памяти умерших (погибших).

Культурно-зрелищные – народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.

Спортивные – олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.

Специальные мероприятия – траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану.

Смешанные мероприятия – несколько видов мероприятий, объединенных в одно (например, национальные праздники субъектов Российской Федерации: Хыдырлез-байрам и др.).

Отметим, что проведение публичных мероприятий того или иного характера порождает риск возникновения между присутствующими как случайных конфликтных ситуаций, так и преднамеренных, т.е. заранее cпланирован-
ных. Данные действия могут повлечь за собой массовые беспорядки, столкновение интересов и другие негативные последствия, которые являются опасными для окружающих.

Таким образом, одной из основополагающих основ построения правового государства является охрана общественного порядка и моральных принципов как гражданина в отдельности, так и общества в целом, в том числе уголовным законодательством. В связи с этим в разд. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации собраны преступления, которые посягают на общественную безопасность и общественный порядок. В частности, ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентирует ответственность за массовые беспорядки.

Под массовыми беспорядками следует понимать в целом беспорядочные, стихийные действия значительного числа лиц, заключающиеся в применении насилия к другим лицам, погромах (т.е. разорении и разграблении жилых зданий, помещений, хранилищ), поджогах, уничтожении имущества, бессмысленном и нецеленаправленном применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, оказании вооруженного (т.е. сопровождающегося применением оружия либо угрозой его применения) сопротивления представителю власти.

Одним из основных условий успешного проведения публичного мероприятия (общественно-политического, культурно-зрелищного, спортивного и др.) является готовность органов внутренних дел к организационным, квалифицированным действиям в сложных (экстремальных) условиях (ситуациях) и четком, грамотном управлении этими действиями.
При проведении публичного мероприятия существует большой риск попадания экстремистски настроенных людей в ряды митингующих, что влечет за собой дестабилизацию обстановки, разжигание конфликтов, вспышки негативного, а порой и неадекватного поведения. Ими, как правило, являются преступные элементы, которые целенаправленно нарушают общественный порядок и правила сосуществования.

В основном, они и возглавляют действия разъяренной толпы. Важной структурной характеристикой толпы является ее социально-психологический состав – это самостоятельный показатель, который в значительной степени влияет на его формирование, развитие и, что особенно важно, на переход его участников к активным действиям:

1) активные участники – это люди, которые находятся в различной степени эмоционального возбуждения; такое эмоциональное состояние дает готовность к активным действиям любого характера, формируются совместные
установки, реакция на то или иное поведение, высказывание на фоне эмоционального возбуждения, возрастает тесная степень общения между людьми, интенсивность (насыщенность) обмена информацией; при высоком эмоциональном возбуждении человек теряет контроль над собой, своими чувствами и эмоциями, тем самым им легко управлять;

2) подстрекатели – основной задачей их деятельности в толпе при проведении массовых мероприятий является побуждение к действиям, а именно к насилию, путем распространения ложных, провокационных слухов, изречений, высказываний, снабжение людей оружием, предметами и средствами, которые могут нанести вред здоровью человека, его имуществу, строениям и др;

3) наблюдатели – пассивные, спокойные участники массовых мероприятий, у которых отсутствует эмоциональное возбуждение; данные люди не связаны друг с другом, не обмениваются информацией, хаотично передвигаются, не проявляют интерес к агрессивным действиям;

4) случайные – неорганизованные скопления людей, которые образовались в результате неожиданно возникшего события; к происходящим действиям относятся безразлично, возможно, даже осуждающе, но при этом их присутствие значительно увеличивает численность толпы.

Создание агрессивной толпы становится возможным при умышленном, преднамеренном обострении обстановки подстрекателем (провокационные выкрики, обращения к присутствующим и др.), совершении агрессивных
действий заранее подготовленными и проинструктированными людьми (битье окон, препятствия в осуществлении движения транспорта, применение силы в отношении иных лиц, работников полиции), принятии уже эмоционально возбужденными присутствующими ложной, непроверенной информации, которая поступает со стороны, также этому способствует присутствие неуравновешенных, склонных к агрессивному поведению людей, лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подростков с антисоциальными настроениями. Как правило, присутствие таких людей не является случайным.

В результате указанных условий скопления граждан превращаются в агрессивную толпу, в которой многие начинают действовать иначе, чем в повседневной жизни, – они берут за образец поведение окружающих, даже если это противоречит их моральным принципам и привычкам. Существенно возрастает агрессивность людей, в их высказываниях и действиях появляется жестокость.

Для правильного осуществления охраны общественного порядка, расстановки сил и средств необходимо учитывать место проведения массового мероприятия, время года, суток, события, цели митингующих, количество участников, их контингент. Немаловажным является и психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков рассмотрены в исследованиях М.Х. Машекуашевой.

Также следует учитывать, что при проведении массовых мероприятий на данной территории создается особая обстановка, которая нарушает обычный ритм жизни населения, в одном месте сосредоточивается большое количество людей, тем самым граждане могут попасть под влияние толпы, в условиях чего существенно усложняется оперативная обстановка.

Во избежание стремительного развития активных, агрессивных действий толпы необходимы незамедлительные и профессиональные действия сотрудников правоохранительных органов (своевременно переориентировать внимание участников на другой объект или событие, изъять ядро столкновения). Своевременное применение в соответствии с действующим законодательством силовых мер гарантирует пресечение массовых беспорядков. Возможные в этом случае жертвы не идут ни в какое сравнение с теми тяжкими последствиями, которые могут произойти при неприятии этих мер.

Непосредственным объектом преступления (массовые беспорядки) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от разнообразных угроз общеопасного характера. Объективная сторона преступления состоит в организации массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Организация массовых беспорядков – созыв людей в толпу тем или иным образом; подстрекательство толпы к насилию, погромам, поджогам и т.п. путем распространения провокационных, клеветнических измышлений; разработка плана предполагаемых преступных акций; снабжение людей оружием, другими
орудиями и средствами (например, бутылками с зажигательной смесью).

Под массовыми беспорядками, сопровождающимися насилием, понимается нанесение толпой случайным потерпевшим, представителям органов власти, местного самоуправления побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание потерпевших.

Погромом является разрушение, осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств, объектов инфраструктуры.

Поджоги – это умышленное воспламенение имущества, зданий, сооружений, жилых домов,
автомобилей и другого транспорта.

Уничтожение имущества означает приведение его в состояние, непригодное для использования, которое невозможно или экономически нецелесообразно восстановить. Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения, повреждения имущества, а также угроза немедленного применения.

Состав организации массовых беспорядков формальный, ответственность наступает за действия, завершившиеся сбором, созданием толпы, которая последовала призывам организатора и начала погромы, поджоги и т.п., независимо от последствий акта массовых беспорядков. Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона определяется прямым или косвенным умыслом; мотивы преступления не влияют на квалификацию.

Таким образом, массовые беспорядки могут возникнуть как в одном месте, так и в нескольких местах (населенные пункты, производственные объекты, объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта) одновременно либо последовательно, в зависимости от целей его организаторов. Эффективность действий и мероприятий по охране
общественного порядка должна достигаться благодаря реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности, системой мер нормативного, организационного, политического, социального, информационного и другого характера, корреспондирующих основным правам и свободам человека и гражданина, законным интересам общества и государства.

Исходя из вышесказанного, основой обеспечения, в частности подготовки к обеспечению, общественной безопасности, а также предотвращения и ликвидации массовых беспорядков являются прогнозирование, оценка и моделирование руководителем сводного отряда обстановки, которая может возникнуть во время проведения публичного мероприятия.
Сюда входят изучение и анализ информации о месте, времени и численности (масштабе) публичного мероприятия, целях и причинах проведения, поведения и настроения участников и организаторов, отношении к проведению мероприятия разных групп населения, а также изучение возможных изменений в масштабах и
порядке проведения. Требует особого внимания изучение сведений о состоянии криминогенной обстановки в том или ином месте, районе, где планируется проведение публичного мероприятия, возможного круга (контингента) людей, которые будут присутствовать. От всех этих факторов будут зависеть вариант несения службы, численность задействованного личного состава правоохранительных органов, характер распоряжений, отданных руководителем.

Источник: Скребец Елизавета Сергеевна. Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков. — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ● 2015 ● № 3 (29).

Читайте также: