Если предприятие осуществляло сброс сточных вод без соответствующего разрешения

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с водным законодательством сброс сточных вод в водный объект — это законный вид водопользования, при этом не регламентируется, какова должна быть степень очистки стоков перед сбросом. Превышение норматива допустимого сброса приводит к начислению дополнительной платы, но не является запретом на водопользование.

Подпункт 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещает сброс стоков без очистки. Проанализируем эту норму с точки зрения ее однозначности.

Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) — самые крупные водопользователи, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоотведения (ЦСВ) городов и населенных пунктов, отвод сточных вод, их очистку (при наличии соответствующих очистных сооружений) и сброс в водные объекты.

Преимущественно сбросы хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляются в природные водные объекты естественного характера — реки, протоки, моря.

Сброс сточных вод требует определенного пакета разрешительной документации, что регламентируется нормативными правовыми актами.

Основными документами для оформления сброса сточных вод из ЦСВ в водные объекты являются:

▸решение на право пользования водным объектом для сброса;
▸проект нормативов допустимого сброса;
▸комплексное экологическое разрешение или декларация о воздействии на окружающую среду.

Функция водопользования предусматривает необходимость экологических платежей за сброс, реализацию природоохранных и водохозяйственных мероприятий, соблюдение значительного количества нормативных правовых актов федерального и местного значения.

Контроль за сбросами предприятий ВКХ и наличием у них пакета разрешительной документации осуществляют надзорные структуры: бассейновая природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, БВУ

Если предприятие имеет современные очистные сооружения канализации (ОСК), то у него меньше возникает проблем с надзорными органами, экологические платежи за сброс минимальны. Но, к сожалению, таких предприятий ВКХ в России мало.

На практике эффективная система очистки у среднестатистического водопользователя — это редкость. Если и имеются ОСК, то они либо выработали свой эксплуатационный ресурс, либо не отвечают современным экологическим требованиям.

Большинство предприятий ВКХ в России не имеют никаких систем очистки сточных вод. Соответственно, с определенной периодичностью при проверках таким предприятиям выписывают административные штрафы, потому что, по мнению надзорных органов, такой сброс является нарушением водного законодательства.
Какая же норма закона, с точки зрения представителей Минприроды России, Росприроднадзора и прокуратуры, запрещает осуществлять сброс сточных вод без очистки в реки, протоки, моря? В большинстве случаев основанием для такого запрета и вменения административных санкций является подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ.

Согласно данной норме, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

На первый взгляд, действительно, запрещается. Однако при внимательном изучении нормы становится ясно, что не все так однозначно.

Отметим, что рассматриваемая норма подп. 1 ч. 6 ст. 60 — одна из наиболее интересных и специфических в Водном кодексе РФ и рассчитана она на наличие у тех, кто ее применяет, специальных познаний в области гидрологии, водопользования и очистки сточных вод. И в этом стоит разобраться более подробно.

Кому адресована норма

Что же такое водохозяйственная система, является ли она водным объектом и в чем ее отличие от других водоемов?

Согласно п. 11 ст. 1 Водного кодекса РФ, водохозяйственная система — это комплекс водных объектов и гидротехнических сооружений (ГТС), предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов. Такими водными объектами являются водохранилища, каскады водохранилищ, каналы (мелиоративные), образованные ГТС: гидроузлами, дамбами и плотинами.

Русло реки частично перекрывается дамбой (плотиной), и речная вода заполняет естественное углубление рельефа, образуя тем самым водохранилище.

ГТС в данном случае предназначены для регулирования речного стока или использования воды в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения (в том числе резервирования воды).

Получается, что водохозяйственная система — это, как правило, искусственный водный объект в виде непроточного водоема, представляющий собой инженерную инфраструктуру на естественном водотоке.

Реки и протоки являются природными естественными водотоками, сброс в которые разрешен вне зависимости от наличия системы очистки, за исключением особо опасных веществ: радиоактивных веществ, ядохимикатов, пестицидов (ст. 56 Водного кодекса РФ).

Таким образом, в анализируемой норме ст. 60 Водного кодекса РФ речь идет не о естественном водотоке, а об искусственном водном объекте, образованном в целях рационального водопользования и охраны водных ресурсов. Обычно водохранилища выполняют функцию действующего либо резервного источника водоснабжения. Также их используют в качестве демпфера, для плавного регулирования водного стока реки, из которого оно заполняется, например в паводковые периоды, после чего водохранилище постепенно срабатывает.

Организацией работы таких водохранилищ и их эксплуатацией занимаются специализированные организации.

При эксплуатации водохранилища обычно выполняются две основные функции: контроль и поддержание заданного уровня воды и очистка водоема.

Осуществляется в том числе очистка поверхности водохранилища от плавающего мусора, ведется расчистка береговой линии, удаление донных отложений, прочистка соединительных каналов от мусора, скос водной растительности с ее последующим удалением Одна из целей данных мероприятий — предотвращение смыва поверхностными водами с берега мусора в водный объект и предупреждение накопления осадков и мусора на дне водоемов и каналов. Мусор, попадая в водохранилище, ухудшает качество воды, и далее такая вода при сработке водохранилища будет загрязнять реку, в которую идет сброс.

Если вблизи водохранилища обнаруживают биологические отходы, то службы эксплуатации их удаляют либо обезвреживают.

Иногда водохранилища, особенно в южных регионах, за вегетативный сезон зарастают водной растительностью, ее также необходимо регулярно удалять.

Водохранилища небольших объемов следует регулярно опорожнять и производить откачку донных отложений и осадка.

Удаление осадка сточных вод в реку категорически запрещено. Он откачивается в специальные котлованы с последующей утилизацией.

Периодически часть воды из водохранилища через шиберные и иные устройства в плотине может сбрасываться в водный объект, на котором оно расположено. При этом загрязнения с поверхности водохранилища или с его дна в виде сточных вод с содержанием отходов и мусора не должны быть сброшены в другие водные объекты. Плавающий мусор не должен при сбросах попадать обратно в водный объект, который сформировал водохранилище.

Эксплуатация разных типов водохранилищ в зависимости от их объема, места расположения, назначения, климатических и иных условий осуществляется специализированными организациями различными способами. Также применяются разные способы удаления из водохранилищ мусора и отходов.

Таким образом, действие именно таких организаций и регулирует положение подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ. Необходимо исключить ситуацию, при которой мусор, осадки в виде отложений либо иные отходы в результате ненадлежащей эксплуатации водохозяйственной системы попадают в водотоки.

Что понимается под санитарной очисткой и обезвреживанием сточных вод

Упомянутый ранее для сточных вод предусматривает так называемое обеззараживание, то есть обработку сточных вод в целях удаления из них патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов.

Для санитарной очистки сточных вод водохранилищ применяются различные механические устройства и специальное оборудование: земснаряды, понтонные экскаваторы и др. Их перечень достаточно значительный, но не имеет никакого отношения к классическим ОСК.

Поэтому положение подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ не предусматривает наличия ОСК и не требует их установки.

Об ответственности предприятий ВКХ

Рассматриваемая норма имеет еще более глубокий смысл.

Организации, осуществляющие эксплуатацию водохранилища, естественно, не должны допускать попадания в него любых неочищенных сточных вод. Ведь из водохранилища стоки попадут в водный объект либо при заборе воды — в ЦСВ.

Сброс стоков без надлежащей очистки в водохранилища должен находиться под жестким государственным экологическим и санитарным контролем, так как водохранилища, в отличие от рек (водотоков), являются водоемами без природного водообмена или протока. Ввиду отсутствия протока попадание стоков без очистки приведет к цветению, загниванию, заболачиванию В результате водохранилище перестанет быть источником резервирования воды. Емкость водохранилища придется опорожнять для нового заполнения.

Однако надзорные структуры не спешат признавать очевидное и в случае предъявления всех доводов ссылаются на любые, не имеющие отношения нормы.

Несомненно, лучше сбрасывать в водные объекты очищенные сточные воды, чем неочищенные. Однако проблема административного наказания за сброс без очистки не решает задачу улучшения экологической ситуации.

Предприятия ВКХ эксплуатируют только переданные им органами местного самоуправления объекты коммунальной инфраструктуры. Если в перечне переданных объектов отсутствуют современные ОСК, то вина в этом точно лежит не на предприятиях ВКХ.

Строительство ОСК не входит в функции предприятий ВКХ, так как на это у них нет ни финансовых средств, ни правовой обязанности. Основная функция предприятий ВКХ — эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения и частично выполнение капитального ремонта объектов согласно утвержденной уполномоченным органом субъекта РФ производственной программе.

Проблема строительства ОСК актуальна и для промышленных предприятий. Однако без государственной поддержки такие вложения для бизнеса просто неприемлемы. Эта проблема должна решаться на основе экономических, бюджетных и инвестиционных механизмов в рамках действующего водного и экологического законодательств. Для предприятий производственной сферы строительство ОСК могло бы осуществляться в рамках государственно-частного партнерства, когда существенную часть таких расходов принимает на себя местный бюджет.

Устройство ОСК в городах и населенных пунктах РФ должно быть частью государственной политики в сфере экологии и природопользования. Но такая политика требует существенных финансовых вложений и может осуществляться только при достаточной наполняемости федерального бюджета, в период экономического роста и политической стабильности. В ином случае экологические проблемы отходят на задний план.

Хочется верить, что данная статья поможет водопользователям более активно и аргументированно отстаивать свои законные интересы при осуществлении хозяйственной деятельности, а надзорные, природоохранные и правоохранительные структуры также будут действовать в рамках закона и руководствоваться справедливостью по отношению к предприятиям ВКХ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Решением проблемы правоприменения положения подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ могло бы стать официальное письмо Минприроды России либо его подведомственных структур, которое разъяснило бы смысл данной нормы.

Предприятия ВКХ, которые не имеют в составе имущества, полученного от органов местного самоуправления, ОСК, должны вести хозяйственную деятельность без угрозы административных санкций. Обязанность по устройству систем очистки сточных вод населенных пунктов лежит исключительно на органах местного самоуправления. При этом местные бюджеты не имеют финансов даже для разработки проекта системы очистки. Такие средства получают только из федерального бюджета.

Если государство регулирует тарифы на водоснабжение и водоотведение, а фактически держит их на социально низком уровне, то, по крайней мере, оно могло бы устранить искусственные законодательные препоны и освободить коммунальный бизнес от излишнего администрирования.

Федеральным органам необходимо на законодательном уровне определить четкие критерии получения средств из федерального бюджета на устройство очистных сооружений.

Сумма штрафа за несанкционированный сброс сточных вод нечистот, в неустановленном для этих целей месте.

Какая мера ответственности следует за за систематический сброс сточных вод в водоем, при этом содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышает установленный норматив.

Неорганизованный сброс сточных вод на рельеф какой штраф за это предусмотрен и какой вообще это закон?

Какое наказание влечет нарушителю за несанкционированный сброс сточных вод нечистот с грузовой автомойки на земли минобороны россии.

Какие документы необходимы для согласования точки сброса сточных вод проектируемого предприятия?

Чем будет грозить предприятию неисполнение предписания за сброс сточных ливневых сточных вод на рельеф местности, как звучит в предписании "нарушение водоохранного режима на водосборе водного объекта - реки Инсар"

Имеют ли права предприятие осуществлять сброс очищенных сточных вод в болото? При том что сведение о болоте в водном реестре отсутствуют.

Водоканал выставил расчет за сброс сточных вод с которым мы не согласны, параллельная проба показала другие результаты, как можно опротестовать этот расчет.

Имеет ли право председатель СНТ по решению общего собрания оштрафовать садовода за несанкционированный сброс сточных вод в пруд, из которого поливают участки. Спасибо.

Необходимо ли разрабатывать проект сброса загрязняющих веществ, если предприятие является субабонентом (по договору на приём сточных вод в хозяйственно бытовую канализацию)?

За сброс всей отработанной воды в канализацию мы оплачиваем по тарифу холодной воды. А эта строка "отведение сточных вод" у нас добавилась к ОДН с июня 2017 г.

Водоканал прислал мне счета на оплату за сверхнормативный сброс и за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. У меня магазин Автозапчасти, отдельно стоящее здание, к центральной канализации не подключен, потребление воды в среднем 15 м.куб в месяц, никаких сбросов кроме туалетов нет, актом на о том что есть вредные сбросы не представлено. Нормативов на сброс тоже нет, должен ли я оплачивать эти счета или нет? и на основании каких документов?

Я, являясь предпринимателем, плачу за потребление воды и за её отведение (канализацию), но мне водоканал присылает счета за " сброс ПОВЕРХНОСТНЫХ сточных вод (ливневая)" правомерно ли это с их стороны. Спасибо.

Наша организация начала работать в сфере водоснабжения и водоотведения. Какой порядок наших действий в плане подготовки документации по ведению деятельности водно-канализационного хозяйства? 1.Разрешение на сброс сточных вод. 2.Водный налог и т.д.

У нас автомойка. Нами с водоканалом был заключен договор по отпуску питьевой воды и приему сточных вод и загрязняющих веществ до вступления изменений в 644 Постановление. По договору сброс воды до 30 куб. метров в сутки. Менее 750 куб. метров в месяц, эти показатели мы не превышали.

В течение предыдущего года водоканал выставлял нам счета без учета Правил 644, которые мы своевременно оплачивали, теперь водоканал досчитал по новой формуле (п. 203 Постановления 644) за период после вступления в силу изменений в 644 Постановление и обратился в Арбитражный суд.

Отбор проб сбрасываемых вод не осуществлялся, проверок водоканал не проводил (ссылается на отсутствие такой обязанности для него).

Все моющие средства, которые мы используем сертифицированы, нормативы состава сточных вод не превышали, мы подключены к центральной системе водоотведения.

На сколько правомерны действия водоканала по доначислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод? Как обосновать свою правоту (со ссылкой на нормативную базу), стоит ли сейчас осуществить отбор проб воды и провести экспертизу для суда?

Законно ли взимание платы от горводокана за неготивное воздействие на работу центральной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод. Я-ИП (микроорганизация) и не имею возможности провести самой провести замеры. Предприятие находиться в жилом доме, помещение выведено из жилого фонда и нет отдельного места, где можно взять пробы. Как я понимаю, есть норматив допустимых загрязнений сточных вод и он включён в тариф на водоотведение. Горводоканал не доказал, что я превышаются эти нормативы, не проводил замеры. Все эти доплаты должны оплачивать те,кто превышает нормативы загрязнениясточных вод.

Мы организация-собственник нежилых помещений. Договор на ХВС и сброс сточных вод заключен с УК (т.к. находимся в жилом доме). Водоканал требует заключить договор с ними. Правомерно ли их требование и какие нормативные документы это подтверждают?

Здравтсвуйте, подскажите пожалуйста, какой размер госпошлины нужно оплатить если в иске предъявлены 2 требования: Обязать ИП произвести оплату за сброс сточных вод с превышением ДК (ВДК) в системы канализации;

2. Устранить самовольное подключение водопровода к ООО путем отсоединения.

В какой лучше суд подавать иск на взыскание суммы за превышение предельно допустимых концентраций в сточной воде при сбросе сточных вод. В арбитражный или районный по месту нахождения организации.

Здравтсвуйте, подскажите пожалуйста, какой размер госпошлины нужно оплатить если в иске предъявлены 2 требования: Обязать ИП произвести оплату за сброс сточных вод с превышением ДК (ВДК) в системы канализации;

2. Устранить самовольное подключение водопровода к ООО путем отсоединения. Мы подаем в суд как юридическое лицо?

Добрый день. Наше предприятие является абонентом ООО "Водоканал" на водоснабжение и водоотведение, заключен договор. В договоре четко прописано приложение № 7 Постановление РФ № 644 "О нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения" где мы не превышаем ПДК. Но с мая 2017 г. администрация Муниципального района совместно с ООО Водоканал установили нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ и микроорганизмов, принимаемых (отводимых) сточных вод в централизованную систему водоотведения городского поселения города муниципального района, в связи с этим имеются превышения ПДК, т.к нормы занижены порядка в 4 раза. и на каком основании был расчет этих норм не известно. Так имеет ли право законно (ссылка на закон) выставлять нам штрафы по сверхнормативному сбросу загрязн. Веществ в ЦСВ. по постановлению Муниципального района.

Меня зовут Сергей, у меня в собственности помещение (выставочный зал) , в котором постоянно находится один продавец-консультант, в здании имеется сан. узел (унитаз, раковина), водоснабжение, собственная скважина, канализация выведена в центральную канализационную систему, фактический сброс воды не привышает 1,5-2 м куб. в месяц, договор с комунальщиками заключен на 2 м. куб. До июля месяца меня заставляют установить счетчик сброса сточных вод, могу ли я его не ставить? А платить по прежнему, так как фактически водопотребление очень низкое.

Скажите, пожалуйста, можно ли считать оговором и как-то привлечь к ответственности человека по вот такому случаю:

Я живу в поселке, в котором нет централизованной канализации, вернее она была, но испортилась и сточные воды льются в лес. Глава сельской администрации вместе со свидетелями составил на меня административный протокол на штраф, что я 26.02.2016 г в 16 ч. осуществила сброс сточных вод Я в это время была на работе и дома никого не было, справка из отдела кадров с предприятия есть.

Был заключен государственный контракт на оказание услуг в сфере водоотведения на твердую сумму и установлен объем сточных вод. по истечении 6 месяцев, на которые был заключен данный гос. контракт - абонент не выбрал полный объем сточных вод и было заключено доп. соглашение о продлении срока контракта на 2 месяца - до 31 августа. На 31 августа выбран общий объем сточных вод, который превышает оговоренный в контракте. Позднее был заключен гос. контракт с 1 сенятбря по 31 декабря. В 2012 нами был подан иск о взыскании повышенной платы за сверхлимитный сброс сточных вод. и тут абонент присылает соглашение о расторжении того гос. контракта в связи с невыборкой объема по внебюджетной части. Мы отказываемся подписывать данное соглашение, поскольку для нас, как частной организации, нет разницы - бюджет внеюджет, главное общий объем выбран. Кто в данной ситуации не прав и какие санкции могут последовать?

Мы арендуем очистные сооружения (т.е. арендаторы), росприроднадзор подали иск, о том что сброс сточных и (или) дренажных вод превышает допустимую норму. Но как оказалось у нас есть не все сооружения для очистки, кто тогда должен отвечать за то что нет остальных сооружений, арендатор или арендодатель?

СРОЧНО нужен ответ! ПОЖАЛУЙСТА, ПОДСКАЖИТЕ, какие документы и в какие органы надо предоставлять для получения лицензии на водопользование (сброс сточных вод и ливневой канализации) (водный объект находится на территории МО - залив Химкинского водохранилища) и какие согласования необходимо провести.

Заранее очень благодарна за ответ.

С уважением, Марина.

На меня заведено административное правонарушение за слив септика в придорожную канаву. Экспертизы еще небыло. Что мне грозит за это? И как решить эту проблему. Гос инспектор просит пояснения по факту сброса сточных вод на рельеф местности в придорожную канаву.

Проконсультируйте в следующей ситуации.

Наша организация оформила договор аренды сбросного канала, который служит для отвода сточных вод местных предприятий и принадлежит на праве собственности одному из них. Сбросной канал является гидротехническим сооруженим, запроектрован, земельный отвод есть.

Целевое назначение канала - отвод промышленных сточных вод. Наша организация не занимается отведением собственных сточных вод. и вообще никакой производственной деятельности которую мы могли бы вести на канале у нас в настоящий момент не предвитися, Т.О. получается что мы не пользуемся каналом. В то же время предприятие, которое сдало нам канал в аренду, продолжает им пользоваться, с тотй только разницей, что сейчас оно и ряд других пром предприятий платит нам абон плату за транспортировку сточных вод. Вообще канал является неотъемлемым звеном в производственном процесее пром предприятий. Как вы думаете сможет ли налоговая инспекция признать сделку фиктивной на том основании, что у нгас нет пользования каналом (необходимо сказать, что мы по большому счету с самого начала не могли пользоваться каналом согласно его назначению - сброс сточных вод. Наша цель была - строительство очистных сооружений.

Грамотный подход предприятий и очистных сооружений к сбросу сточных вод защищает санитарное и экологическое состояние региона. Но зачастую происходит нарушение норм и пренебрежение установленными правилами, что серьезно вредит экологической системе.

Что такое сброс сточных вод?

Загрязнённые стоки, образующиеся в результате производственно-бытовой и хозяйственной деятельности людей подлежат сбросу в канализацию, водоемы или на почву. Данный способ вредит природе, что согласно действующему природоохранному законодательству РФ запрещено.

Согласно Водному кодексу, ФЗ-№7 и регламентам водопользования страны, сбросу сточных вод должны предшествовать очищение, контроль химического состава, а также обеззараживание. При соответствии нормативам по допустимому уровню концентрации опасных элементов проводится правомерный сброс.

Федеральная служба экологического надзора выдает разрешения для законного сброса, при условии контроля токсических показателей.

Требования к составу сточных вод

Нормированным составом должны обладать сточные воды, который обозначен законодательством страны. В нем указано количество и допустимая концентрация загрязняющих веществ, а также компоненты, находящиеся под запретом для слива.

Под запрет содержания в стоках попадают:

  • составляющие, которые разрушают внутренние стенки труб и очистных комплексов;
  • субстанции способные осаждаться на внутренних стенках труб;
  • взрывчатые, токсичные, опасные компоненты;
  • элементы, снижающие проведение биологической очистки водных отходов.

Сброс очищенных сточных вод должен соответствовать разрешенному по документам объему, с температурой на выходе не выше 40С.

Разрешение на сброс сточных вод

После ввода объекта в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки госкомиссии, организации обязаны получить разрешение на сброс сточных вод. На выходе водные стоки должны быть чистыми. Для этого на хозяйственно-производственные объекты устанавливают очистные конструкции.

Сооружения нужны для:

  • удаления опасных компонентов и примесей;
  • проведения обеззараживания.

В результате таких мер очистки выпуск производственных потоков не опасен для экосистемы.

Новые предприятия получают разрешение на сброс при согласовании с местным Водоканалом. Для эксплуатируемых объектов этим основанием выступает паспорт водного хозяйства.

В документе обязательно указана структура отводных стоков и норма сброса. На основе утвержденной формы, паспорт разрабатывают сотрудники самого объекта, при условии слива в систему канализации города. Главное условие для согласования – это точки сброса сточных вод.

При автономной канализации требуется расчет залпового сброса сточных вод, который определяется пропускной способностью системы.

Что требуется для получения разрешения?

Получение разрешения на сброс производственных стоков трудоемкий процесс, требующий сбора пакета документов.

Необходимы акты о приемке:

  1. коллекторов;
  2. очистных конструкций;
  3. трубопроводов;
  4. фундамента внутренней канализации.

В инстанции также подают:

  • чертежные проекты канализационной системы, с указанием информации об изменениях;
  • технические отчеты по использованным расходным материалам;
  • присвоенный адрес.

Кому и для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Работа производств, жилищных построек связана с отрицательным воздействием на окружающую природу. Все объекты обязаны согласовать с Росприроднадзором точку сброса стоковых вод.

С этой целью под запрет попадает сброс загрязненных стоков. При наличии очистительных сооружений контролем за их применением занимаются природоохранные организации, которые запрещают слив механически и биологически неочищенных масс.

Как и кем выдаются разрешения?

Ресурсы каждого региона расположены под защитой административных органов надзора. На основе созданных инструкций выдается разрешение или отказ в его получении.

Внимание! Разрешающий документ выдается тем органом управления, который выполняет надзор за местностью, где расположены сточные трубы.

В заявлении для получения разрешения указываются:

  • госрегистрация, реквизиты;
  • локализация трубопровода;
  • норма слива;
  • рассчитанный показатель расхода сбрасываемых вод за год.

Заявка подается в органы природного надзора.

Этапы получения разрешения на сброс сточных вод

Получение документального разрешения состоит из поэтапного процесса.

  1. Вызов сотрудников для проведения работ.
    Специалисты лицензированных лабораторий выполняют заборы сточных вод из разных мест после их прохождения через очистительные барьеры. После анализирования образцов заказчику выдается итоговый результат в виде таблицы с указанием концентрационного содержания опасных элементов.
  2. Планирование процедуры, позволяющей свести к минимуму долю загрязняющих компонентов.
    Ответственность заказчика за отрицательное воздействие производственных стоков на природу предполагает введение технологического усовершенствования работы предприятия и очистных сооружений.
  3. Согласование точки сброса сточных вод в территориальных органах.
  4. Отчет реализации природоохранного плана. В докладе отражается комплекс проведенных мероприятий.
  5. Обращение за разрешением в Федеральную службу по экологическому надзору.
  6. Выдача разрешения.

В местное отделение подают:

  • схему отвода;
  • план разработанных мер, снижающих отрицательное действия стоков на природу;
  • протокол лабораторных проверок.

Куда разрешено сбрасывать сточные воды?

В центральную и локальную канализацию сброс разрешается производственно-бытовым структурам. Для свободного слива в окружающую среду требуется получение документального права и соблюдение мер очистки.

Допустимые концентрации токсичных веществ в сточных водах

При отведении на объекты специального режима природопользования наличие разрешения обязательно. Ниже представлены нормативы допустимой концентрации содержания токсичных элементов в сточных водах.

Для соблюдения требований на каждом предприятии должны быть спроектированы очистные системы, которые регулируют состав примесей. Перед установкой сооружений требуется согласование с Росприроднадзором точки сброса очищенных сточных вод.

Закон, регулирующий сброс сточных вод

22.05.2020 принято Постановление Правительства РФ № 728 в котором изменен порядок контроля состава сточных вод и внесены изменения в правила холодного водоснабжения и водоотведения.

По новым правилам программу контроля состава и свойств сточных вод разрабатывать и согласовывать не нужно.

Обязательными критериями соответствия сточных вод теперь являются:

  • Фактические показатели состава и свойств сточных вод, которые входят в Декларацию о составе и свойствах сточных вод
  • Нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойства сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Для законного отведения сточных вод существует ряд положений, разработанных на основе Водного кодекса, Приказа Минприроды №2:

  1. Расстояние жилых застроек до зоны сброса соответствует нормам.
  2. Мощность очистительного фильтра должна позволять сбрасывать стоки с допустимым уровнем загрязнения.
  3. В сточных водах жилых домов, после прохождения через аэробный реактор, присутствует низкая концентрация загрязняющих компонентов.
  4. Многоступенчатые очистительные конструкции на производствах состоят из механических и биологических систем очистки.
  5. Для установки очистных сооружений повышенной мощности требуется проектирование санитарного зоны площадью 50 м2.
  6. По нормам отводящую трубу утепляют с уклоном оголовка выше расположения дренажной канавы.
  7. Слив самотеком распространен, дренажный насос применяют если отсутствует естественное стекание.

По этим статьям штраф

  • для физических лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц от 10000 до 20000 рублей;
  • для юридических лиц от 80000 до 100000 рублей.

Схема сброса на рельеф

Требования к сбросу сточных вод на рельеф местности зависят от их типа (ливневые, промышленные, бытовые). Для сброса поверхностных стоков достаточно механического очищения. Промышленно-бытовые сливы, после механического барьера, должны подвергаться биологической очистке. Неочищенные стоки сливать запрещается.

Среди правовых вопросов сброса сточных вод на рельеф основным является отсутствие возможности получения документального разрешения. Из-за невозможности отвода в водоемы или канализацию предприятия продолжают сбрасывать токсичные потоки в почву несанкционированным путем, не заботясь о наносимом ущербе.

Схема сброса в водоемы

Самый распространенный способ решить проблему отведения промышленных стоков является сброс в близлежащие реки. К получению разрешения на сброс в водоемы предъявляются повышенные требования, учитывается его назначение, особенно если это питьевой источник.

Выпуск промышленных стоков запрещен если:

  • превышен порог количественных показателей;
  • представляется угроза эпидбезопасности населения (нахождение опасных микроорганизмов);
  • барьерная очистка не избавляет от примесей;
  • имеется возможность использования для технических нужд или сельскохозяйственного орошения.

Сброс сточных вод в канализацию

Водоотведение предприятий в городскую систему канализации также требует получения разрешительных документов.

Канализационная система обладает достоинствами:

  • необходимые очистные сооружения;
  • отлично выполняет функцию сбора с объектов;
  • транспортирует большое количество стоков;
  • запрещает сбрасывать неочищенные водные массы;
  • сепарация примесей.

Основной проблемой сброса является большой износ канализационной системы по стране, которая требует проведения модернизации. Плату за сброс в канализацию перечисляют коммунальным службам.

Контроль и ответственность за сброшенные сточные воды

По правилам водоотведения от 22.05.2020 №728 контроль сточных вод включает в себя следующие этапы:

  • Проведение отбора проб сточных вод;
  • Дальнейший анализ отобранных проб сточных вод;
  • Визуальный контроль (если точнее, то под этим подразумевается проверка объектов на соблюдение требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения).

Вводится новый этап – визуальный контроль. Он выполняется в соответствии с Правилами №644 и Правилами №728 по веществам, отходам, сточным водам, по которым проверка на соответствие требованиям о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и далее его анализа. Такая процедура проводится, если запрещенные сбросы в ЦСВ визуально можно обнаружить. Данные вещества есть в перечне приложения №4 к Правилам №644.

Фактические показатели сточных вод определяются с помощью специального оборудования для отбора проб, которое устанавливает организация, осуществляющая водоотведение.

У каждого объекта имеющего разрешение на сброс в обязанности входит последующий контроль за изменениями концентрации веществ и присутствия опасных микроорганизмов. Полученные данные сравнивают с допустимыми нормативами. Кратность проводимых проб составляет—каждые 3 месяца или раз в год.

Причины незапланированной проверки:

  • аварийный сброс сточных вод без прохождения очистки;
  • при анализе проб найдены не указанные вещества;
  • установление нарушений в очистных процедурах;
  • фиксирование запрещенных элементов в образцах;
  • обнаружение микроорганизмов даже после прохождения биологической очистки.

Проблема загрязнения водоемов и почвы сточными водами

Подсчет вреда причиненного почвам как объекту охраны природной среды обусловлено уровнем загрязнения почвы химическими веществами. Соотношение отдельного элемента к нормативу содержания в естественной земельной среде и определяет размер ущерба. Принцип исчисления указан в приказе Минприроды No 238 от 2010 года.

Сбрасывание очищенных вод, содержащих нефтепродукты, поверхностно-активные вещества, производные фенолов наносят вред окружающей среде, который исчисляется исходя из объема, так как в почвенной среде таких компонентов нет.

Засорение водной среды приобрело глобальные масштабы. Загрязнение водоемов сточными водами сокращает долю пресной воды необходимой для употребления.

Внимание! Попадание канализационных стоков в реки, озера, пруды может спровоцировать эпидемии опасных инфекционных заболеваний.

Превышение и нарушение экологических норм сброса водных масс приводит к гибели морских животных, рыб, токсическим отравлениям людей.

Так как пресная вода стала исчерпаемым ресурсом требуется принять закон ужесточающий контроль и ответственность за сброшенные сточные воды.

Нормы выпуска сточных вод

По санитарным нормам уровень допустимой концентрации элементов в стоках не должен быть превышен. На производственный или бытовой объект налагается штраф за сброс в том случае, если ПДК сточных вод превышает нормативы. Нарушение правил наносит непоправимый вред здоровью человека и ущерб экосистеме. Выпуск выполняют по графику сброса сточных вод.

Внимание! Превышение ПДК даже по одному показателю запрещает сброс в канализацию.

Надзор за ПДК сточных вод выполняют из контрольного колодца со свободным доступом для взятия проб стоков.

Разновидности выпуска

Для сливания в водоем применяют 2 спуска:

Виды берегового выпуска:

  • затопленный (находится внутри водоема);
  • незатопленный (под углами потоки соединяются).

Русловой (удален от берега) бывает:

  • рассеянный (для рек);
  • сосредоточенный (нужно разбавлять чистой жидкостью);
  • эжекторный (высоконапорные распылители для отходов с высокой плотностью).

При большом объеме стоков их сброс осуществляется на глубине, далеко от берега.

Выбор варианта сброса исходит из:

  • рекомендаций надзорных органов по выбору выпуска;
  • необходимости разбавления стоков;
  • объема;
  • особенности ландшафта.

Ежегодный расход воды на планете растет с необычайной скоростью. После использования она возвращается в окружающую среду в виде сточных вод, не всегда прошедших очистку. Если отношение к водным ресурсам не изменится, человечество ждет глобальная экологическая катастрофа.

Очистные сооружения для очистки сточных вод

Что относится к сооружениям механической и биологической очистки сточных вод?

Производственные сточные воды: ПДК, состав и способы утилизации


Очистка сточных вод предприятий: методы и оценка эффективности

Как защитить воду и предотвратить ее загрязнение?

Классификация и методы очистки сточных вод

Определение степени загрязнения воды: прямые и косвенные показатели

Состав и свойства сточных вод

Основные источники загрязнения воды

ХПК и БПК сточных вод: определение, чем отличаются и как снизить?


Методы очистки сточных вод: механические, химические, биологические

Методы анализа сточных вод: химический, микробиологический, токсикологический


Здравствуйте! Я работаю в морском торговом порту в г. Петропавловске-Камчатском. В апреле этого года у нас закончилась лицензия на сброс сточных вод в поверхностный объект (часть Авачинской губы) от выпусков порта. В феврале мы подали в адрес Амурского БВУ заявку на получение Решения о предоставлении водного объекта в пользование. Рассмотрев наши документы, они нам отказали, в связи с тем, что порядок принятия решения еще не установлен. Лицензию на сброс они продлить отказались. Ростехнадзор сказал платить за сброс в 25-ти кратном размере. Отправляли 2 письма К. Б. Пуликовскому с просьбой раязъяснить почему наше предприятие не по нашей вине должно платить за сброс сточных вод как за сверх лимитный.Ответ нам так и не пришел.[!bh]Получается новый водный кодекс вступил в силу, а вот такие моменты нигде не предусмотрены и платить нам пришлось в 25-ти кратном размере.[!boring]

mont-blank а не можете подробнее подсказать?
Я знаю что, единицам идут навстречу и они платят сегодня в однократном размере. Но вот документ который это разрешает я не знаю. Пожалуйста, подскажите. [:-((]

Да, мы тоже платим в 25 кратном размере. Только причём тут наличие Решения не могу понять. Если есть НДС, разрешение на сброс, тогда платиь надо в пределах установленных. а за отсутствие Решения отдельные меры.
а в вашем случае надо обращаться в суд.Думаю, что вам пойдут навстречу и вы потом ещё пересчитаете то, что заплатили.
Ведь когда не была разработана новая методика НДс, вышло же постановление, чтобы не применять 5 кр коэф пока новую разработают.

Представляю какие сверхплатежи вы заплатили.

Люди . Кто считает загрязнение сброса с территории (ливневка). Вообще-то это должно быть на каждом предприятии. Как вы определяете объём и массу сброса. Подскажите, пожалуйста.


Самый полезный участник форума

Лора писал(а): Люди . Кто считает загрязнение сброса с территории (ливневка). Вообще-то это должно быть на каждом предприятии. Как вы определяете объём и массу сброса. Подскажите, пожалуйста.

Здравствуйте! Посмотрела почти все по этой теме. Такая ситуация. Имеется объект. Ливневые воды с территории направляются на очистные сооружения, где очищаются до ПДК рыб.-хоз., затем отводятся (организованный сброс) на рельеф (На форуме был ответ, что так делать можно: Спойлер

МарияО. писал(а):
Добрый день! Подскажите пожалуйста, где написано, что воды на рельеф сбрасывать нельзя.
Сброс осуществлять можно, если концентрация ЗВ в стоке соответствует ПДК р.х. или другим ПДК по категории водного объекта в пределах его водосборной площади, т.е. если его очистить до ПДК водных объектов.
См. ст. 60 ч.6 п.1 Водного кодекса РФ
см. п.п. 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.5.980-00


Ближайший водоем находится на расстоянии 900 м. Отчет 2-тп (водхоз) нам сдавать не нужно, т. к. нет воздействия на водный объект. В настоящее время платим в 25-ти кратном размере. Фактически, негативного воздействия на водные объекты не оказывается (т.к. ливневка туда не попадает). Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-либо документы, позволяющие не платить за НВОС по воде в 25кратном размере?

у меня не всегда время есть, проще через ФГИС ЕГРН заказать несколько ЗУ

Намного проще и быстрее. Или на ПКК обвести ЗУ и вытащить координаты в KML, потом из СК WGS84 перевести в МСК и нанести границы ЗУ.
ЗОУИТ в ПКК показаны и можно.

Ответственность

- исключительное право на воспроизведение;
- исключительное право на распространение;
- исключительное право на публичный показ;
- исключительное право на доведение до всеобщего сведения

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

Читайте также: