Если поставщик не подписывает соглашение о расторжении контракта по 44

Обновлено: 30.06.2024

Уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является важной частью предписанной законом процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта. Соблюдение данной процедуры для заказчика также важно, как для поставщика важно четкое понимание, был он уведомлен надлежащим образом или нет, и какая дата считается датой надлежащего уведомления.

Необходимость соблюдения заказчиком данного этапа одностороннего отказа от исполнения контракта обусловлена в том числе предусмотренной административной ответственностью за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта: для должностных лиц это 50 000,00 рублей; для юридических лиц 200 000,00 рублей (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). Кроме того, от даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта отсчитывается срок на вступление решения в силу (ч. 13 ст. 95 Закона о КС).

Поставщику нужно знать процедуру уведомление об одностороннем отказе потому что, во-первых, это дает ему однозначное понимания даты, с которой начинает течь десятидневный срок на устранение нарушений (ч. 14 ст. 95 Закона о КС), а, во-вторых, ненадлежащее уведомление об одностороннем отказе является основанием (хоть и не безусловным как показывает практика правоприменения) для отказа антимонопольным органом во включении сведений о поставщике в РНП и признании судом недействительной сделки по одностороннему отказу от исполнения контракта.

Порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентируется ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. Согласно данной норме:

решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из содержания данной нормы при прямом ее толковании вытекает следующее. При одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик обязан осуществить следующие действия, направленные на уведомление Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, и в следующие сроки:

Разместить в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта

3 рабочих дня с момента принятия Решения

3 рабочих дня с момента принятия Решения

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Только совокупное выполнение ВСЕХ этих действий считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно закону. Я понимаю мотивы законодателя: максимально формализовать данную процедуру, чтобы лишить все стороны контракта возможности злоупотрблять своими правами. Для контрактной системы свойственен императивный метод правового регулирования (основан на предписанном обязывании и запрещении), одновременно, вопросы изменения и расторжения любого договора (в том числе и контракта) лежат в поле граждаского законодательства, которое предусматривает бОльшую свободу для сторон, а также активно оперирует понятием "злоупотребление правом". Поэтому судебная система периодически выступает в роли некоего "уравновешивателя", который призван найти баланс между императивными предписаниями закона и фактическими обстоятельствами, когда необходимо защитить и восстановить права добрсовестного участника правоотношений.

При применении данной нормы суды первоначально исходили из необходимости толковать ее прямо и без изъятий: есть 3 действия, предписанных законом, которые должны быть выполнены заказчиком, чтобы поставщик считался уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта; если хотя бы одно из них не выполнено – поставщик не считается уведомленным надлежащим образом.

С вышедшим Обзором судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, судебная практика перешла от формальной констатации факта нарушения порядка уведомления, к установлению степени влияния неисполнения заказчиком императива, установленного ч. 12 ст.95 Закона о контрактной системе, в каждом конкретном случае.

Согласно п. 16 вышеобозначенного Обзора судебной практики несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.

С данным выводом я согласна с учетом того, что он был сделан из обстоятельств, когда уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта было направлено по почте и в дальнейшем получено поставщиком; при этом, поставщик в последующем заявлял о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, как на основание для отмены решения антимонопольного органа о включении сведений о таком поставщике в РНП.

Мое профессиональное мнение таково: ссылки одной стороны на формальные нарушения, допущенные другой стороной, с целью избежать наступления негативных правовых последствий, не должны приниматься во внимание судебными и административными органами, если такие формальные нарушение не повлияли на фактическую возможность реализовывать сторонами свои права2.

Перефразируя формулировку высшей судебной инстанции, сформулирую первый вывод: само по себе невыполнение заказчиком формальных требований ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе не будет являться основанием для принятия антимонопольной службой и судом решения в пользу поставщика. Одновременно, формальное несоблюдение процедуры является основанием для привлечения должностного лица Заказчика к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Вывод третий: ненаправление поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой с уведомлением о вручении не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении поставщика в случае, если уведомление было вручено лично и размещено в ЕИС.

Суды трех инстанций признали незаконным решение ФАС России, отказавшей во включении сведений в РНП участника на том основании, что заказчик не направил предпринимателю решение об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой заказным письмом с уведомлением. Принимая судебные акты, суды руководствовались тем, что вручение уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта лично и размещение Решения в ЕИС является надлежащим уведомлением Поставщика, даже при несоблюдении Заказчиком формального требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе о направлении Решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением (Постановление АС Московского округа по делу № А40-257627/2018 от 22.08.2019 года).

Вывод четвертый: недоказанность факта реального уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта может является основанием для признания одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным; сам по себе факт направления уведомления почтой и размещения решения в ЕИС не является безусловным доказательством надлежащего уведомления.

При рассмотрении дела по иску о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта было установлено, что заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, кроме того направил в адрес поставщика уведомление, однако уведомление не было направлено посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Соблюдение установленной процедуры принятия решения о расторжении контракта, в том числе уведомления об этом поставщика является обязательным условием признания заключенного контракта расторгнутым; кроме того, судами было принято во внимание, что почтовое отправление, направленное заказчиком в адрес подрядчика посредством почтовой службы 16.07.2018, согласно информации, содержащейся на официальном сайте Почты России поставщиком лишь 07.09.2018 года после принятия антимонопольным органом решения о включении сведений о поставщике в РНП. Суд также указал, что жесткая регламентация правил расторжения государственного контракта обусловлена необходимостью заказчика отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при наличии оснований, предусмотренных ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в случае, если с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении будет устранено нарушение условий контракта. Но для реализации положений названной нормы заказчик должен быть уверен в том, что уведомление о расторжении контракта получено поставщиком (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.04.2019 года А56-107037/2018, Определение ВС РФ от 06.08.2019 года по этому же делу).

В заключении я хотела бы хотела отдельно коротко затронуть вопрос определения даты, когда поставщик считается уведомленным о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системы датой надлежащего уведомления поставщика признается:

  1. дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления
  2. дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.
  3. дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС при невозможности получения указанных в пп. 1 и 2 подтверждения либо информации.

И казалось бы все понятно и никаких сложностей возникать не должно. Но на практике они есть. Для начала я предлагаю разобраться, что есть дата надлежащего уведомления поставщика об обностороннем отказе и почему она так важна.

Значение для Заказчика

Значение для Поставщика

Начало течения десятидневного срока, по истечение которого решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Начало течения десятидневного срока на исправление допущенных нарушений контракта, ставших основанием для одностороннего отказа от его исполнения (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Самая большая сложность заключается в том, что в "сознаниях" постащика и заказчика дата надлежащего уведомления - это не всегда одно и тоже число и месяц. Например, если заказчик полагает, что дата надлежащего уведомления это 10 марта такого-то года, а поставщик считает, что дата надлежащего уведомления 21 марта этого же года, получается, что заказчик не может принять исполнение по расторгунтому контракту, которое поставщик готов предоставить в рамках десятидневного срока на устранение нарушений.

Недостаточно определенная формулировка закона еще больше усложняет дело. Что есть "дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику уведомления". Дата, когда ему физически поступило "бамажное" уведомление о вручении его письма поставщику или дата фактического получения увеомления поставщиком, которую заказчик узнал на сайте Почты России?

А как понимать "дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте"? В этом смысле дата, когда заказчик получил с сайта ФНС России выписку по своему поставщику, из которой следует, что поставщик сменил юридический адрес и теперь он больше не находится по адресу, указанному в контракте, формально является датой, когда заказчиком получена информация об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте.

У меня в практике сложность возникала дважды и в обоих случаях дата уведомления в реальности заказчика была гораздо раньше, чем дата, которая существовала в реальности поставщика (которую, естественно, формировала я). И в обоих же случаях Заказчик отказался принимать исполнения ссылаясь на истечение десятидневного срока на устранение нарушений контракта и вступление решения в силу.

В одном случае мне удалось отстоять права клиента в антимонопольной службе, а в другом пришлось идти в суд (там тоже все закончилось в пользу клиента).

Мне важно знать ваше мнение: нужно отдельно затрагивать тему определения даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе?

1 Контракт, из которого вытекал разрешаемый спор, был заключен 20.04.2011 года в период действия Закона о размещении заказов от 21.07.2005 года № 94-ФЗ. Поскольку нормы ч. 4 ст. ст. 19.2 Закона о размещении заказов и ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе по своему содержанию совпадают, я считаю корректным ссылку на данную судебную практику с учетом того, что дело рассматривалось судами в 2017 году.

2 Несмотря на то, что у меня есть объективно существующие сформировавшиеся убеждения, в отдельных ситуациях я ими поступаюсь, если этого требуют интересы моего клиента и это не является нарушением закона.

Уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является важной частью предписанной законом процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта. Соблюдение данной процедуры для заказчика также важно, как для поставщика важно четкое понимание, был он уведомлен надлежащим образом или нет, и какая дата считается датой надлежащего уведомления.

Необходимость соблюдения заказчиком данного этапа одностороннего отказа от исполнения контракта обусловлена в том числе предусмотренной административной ответственностью за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта: для должностных лиц это 50 000,00 рублей; для юридических лиц 200 000,00 рублей (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). Кроме того, от даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта отсчитывается срок на вступление решения в силу (ч. 13 ст. 95 Закона о КС).

Поставщику нужно знать процедуру уведомление об одностороннем отказе потому что, во-первых, это дает ему однозначное понимания даты, с которой начинает течь десятидневный срок на устранение нарушений (ч. 14 ст. 95 Закона о КС), а, во-вторых, ненадлежащее уведомление об одностороннем отказе является основанием (хоть и не безусловным как показывает практика правоприменения) для отказа антимонопольным органом во включении сведений о поставщике в РНП и признании судом недействительной сделки по одностороннему отказу от исполнения контракта.

Порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентируется ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. Согласно данной норме:

решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из содержания данной нормы при прямом ее толковании вытекает следующее. При одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик обязан осуществить следующие действия, направленные на уведомление Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, и в следующие сроки:

Разместить в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта

3 рабочих дня с момента принятия Решения

3 рабочих дня с момента принятия Решения

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Только совокупное выполнение ВСЕХ этих действий считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно закону. Я понимаю мотивы законодателя: максимально формализовать данную процедуру, чтобы лишить все стороны контракта возможности злоупотрблять своими правами. Для контрактной системы свойственен императивный метод правового регулирования (основан на предписанном обязывании и запрещении), одновременно, вопросы изменения и расторжения любого договора (в том числе и контракта) лежат в поле граждаского законодательства, которое предусматривает бОльшую свободу для сторон, а также активно оперирует понятием "злоупотребление правом". Поэтому судебная система периодически выступает в роли некоего "уравновешивателя", который призван найти баланс между императивными предписаниями закона и фактическими обстоятельствами, когда необходимо защитить и восстановить права добрсовестного участника правоотношений.

При применении данной нормы суды первоначально исходили из необходимости толковать ее прямо и без изъятий: есть 3 действия, предписанных законом, которые должны быть выполнены заказчиком, чтобы поставщик считался уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта; если хотя бы одно из них не выполнено – поставщик не считается уведомленным надлежащим образом.

С вышедшим Обзором судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, судебная практика перешла от формальной констатации факта нарушения порядка уведомления, к установлению степени влияния неисполнения заказчиком императива, установленного ч. 12 ст.95 Закона о контрактной системе, в каждом конкретном случае.

Согласно п. 16 вышеобозначенного Обзора судебной практики несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.

С данным выводом я согласна с учетом того, что он был сделан из обстоятельств, когда уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта было направлено по почте и в дальнейшем получено поставщиком; при этом, поставщик в последующем заявлял о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, как на основание для отмены решения антимонопольного органа о включении сведений о таком поставщике в РНП.

Мое профессиональное мнение таково: ссылки одной стороны на формальные нарушения, допущенные другой стороной, с целью избежать наступления негативных правовых последствий, не должны приниматься во внимание судебными и административными органами, если такие формальные нарушение не повлияли на фактическую возможность реализовывать сторонами свои права2.

Перефразируя формулировку высшей судебной инстанции, сформулирую первый вывод: само по себе невыполнение заказчиком формальных требований ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе не будет являться основанием для принятия антимонопольной службой и судом решения в пользу поставщика. Одновременно, формальное несоблюдение процедуры является основанием для привлечения должностного лица Заказчика к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Вывод третий: ненаправление поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой с уведомлением о вручении не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении поставщика в случае, если уведомление было вручено лично и размещено в ЕИС.

Суды трех инстанций признали незаконным решение ФАС России, отказавшей во включении сведений в РНП участника на том основании, что заказчик не направил предпринимателю решение об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой заказным письмом с уведомлением. Принимая судебные акты, суды руководствовались тем, что вручение уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта лично и размещение Решения в ЕИС является надлежащим уведомлением Поставщика, даже при несоблюдении Заказчиком формального требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе о направлении Решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением (Постановление АС Московского округа по делу № А40-257627/2018 от 22.08.2019 года).

Вывод четвертый: недоказанность факта реального уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта может является основанием для признания одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным; сам по себе факт направления уведомления почтой и размещения решения в ЕИС не является безусловным доказательством надлежащего уведомления.

При рассмотрении дела по иску о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта было установлено, что заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, кроме того направил в адрес поставщика уведомление, однако уведомление не было направлено посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Соблюдение установленной процедуры принятия решения о расторжении контракта, в том числе уведомления об этом поставщика является обязательным условием признания заключенного контракта расторгнутым; кроме того, судами было принято во внимание, что почтовое отправление, направленное заказчиком в адрес подрядчика посредством почтовой службы 16.07.2018, согласно информации, содержащейся на официальном сайте Почты России поставщиком лишь 07.09.2018 года после принятия антимонопольным органом решения о включении сведений о поставщике в РНП. Суд также указал, что жесткая регламентация правил расторжения государственного контракта обусловлена необходимостью заказчика отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при наличии оснований, предусмотренных ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в случае, если с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении будет устранено нарушение условий контракта. Но для реализации положений названной нормы заказчик должен быть уверен в том, что уведомление о расторжении контракта получено поставщиком (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.04.2019 года А56-107037/2018, Определение ВС РФ от 06.08.2019 года по этому же делу).

В заключении я хотела бы хотела отдельно коротко затронуть вопрос определения даты, когда поставщик считается уведомленным о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системы датой надлежащего уведомления поставщика признается:

  1. дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления
  2. дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.
  3. дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС при невозможности получения указанных в пп. 1 и 2 подтверждения либо информации.

И казалось бы все понятно и никаких сложностей возникать не должно. Но на практике они есть. Для начала я предлагаю разобраться, что есть дата надлежащего уведомления поставщика об обностороннем отказе и почему она так важна.

Значение для Заказчика

Значение для Поставщика

Начало течения десятидневного срока, по истечение которого решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Начало течения десятидневного срока на исправление допущенных нарушений контракта, ставших основанием для одностороннего отказа от его исполнения (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Самая большая сложность заключается в том, что в "сознаниях" постащика и заказчика дата надлежащего уведомления - это не всегда одно и тоже число и месяц. Например, если заказчик полагает, что дата надлежащего уведомления это 10 марта такого-то года, а поставщик считает, что дата надлежащего уведомления 21 марта этого же года, получается, что заказчик не может принять исполнение по расторгунтому контракту, которое поставщик готов предоставить в рамках десятидневного срока на устранение нарушений.

Недостаточно определенная формулировка закона еще больше усложняет дело. Что есть "дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику уведомления". Дата, когда ему физически поступило "бамажное" уведомление о вручении его письма поставщику или дата фактического получения увеомления поставщиком, которую заказчик узнал на сайте Почты России?

А как понимать "дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте"? В этом смысле дата, когда заказчик получил с сайта ФНС России выписку по своему поставщику, из которой следует, что поставщик сменил юридический адрес и теперь он больше не находится по адресу, указанному в контракте, формально является датой, когда заказчиком получена информация об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте.

У меня в практике сложность возникала дважды и в обоих случаях дата уведомления в реальности заказчика была гораздо раньше, чем дата, которая существовала в реальности поставщика (которую, естественно, формировала я). И в обоих же случаях Заказчик отказался принимать исполнения ссылаясь на истечение десятидневного срока на устранение нарушений контракта и вступление решения в силу.

В одном случае мне удалось отстоять права клиента в антимонопольной службе, а в другом пришлось идти в суд (там тоже все закончилось в пользу клиента).

Мне важно знать ваше мнение: нужно отдельно затрагивать тему определения даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе?

1 Контракт, из которого вытекал разрешаемый спор, был заключен 20.04.2011 года в период действия Закона о размещении заказов от 21.07.2005 года № 94-ФЗ. Поскольку нормы ч. 4 ст. ст. 19.2 Закона о размещении заказов и ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе по своему содержанию совпадают, я считаю корректным ссылку на данную судебную практику с учетом того, что дело рассматривалось судами в 2017 году.

2 Несмотря на то, что у меня есть объективно существующие сформировавшиеся убеждения, в отдельных ситуациях я ими поступаюсь, если этого требуют интересы моего клиента и это не является нарушением закона.

Как уведомить поставщика

Вот инструкция по надлежащему оповещению:

  1. Опубликуйте решение в реестре дополнительной информации о закупках, контрактах в ЕИС.
  2. Отправьте решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который прописан в госконтракте.
  3. Отправьте решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, другим способом, который позволяет зафиксировать уведомление и получить подтверждение, что документ вручен.

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указан срок направления уведомления о расторжении договора в одностороннем порядке — 3 рабочих дня от даты принятия решения.

Чтобы оповестить, выполняют все три действия. Это указано в письмах Минэкономразвития № Д28и-2763 от 13.10.2016 и № Д28и-2623 от 30.09.2016.

Есть судебная практика, по которой для расторжения контракта достаточно иметь доказательство, что поставщик получил решение о расторжении (например, сведения о вручении заказного письма). В этом случае оповещение считают надлежащим, а госконтракт — расторгнутым, даже если не выполнили все три действия, которые предусмотрены в ч. 12 ст. 95 44-ФЗ. Например, не выложили решение в ЕИС. Это указано в п. 16 обзора судебной практики применения законодательства о контрактной системе, который утвержден президиумом Верховного Суда от 28.06.2017.

В КоАП есть ч. 3 ст. 7.30, по которой штрафуют за неразмещение необходимой информации в ЕИС.

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, что дата надлежащего оповещения зависит от сложившейся ситуации:

  1. День, когда получили подтверждение, что поставщик получил уведомление.
  2. День, когда получили данные, что поставщика нет по адресу, который прописан в контракте.
  3. 31-й день от даты публикации решения в ЕИС, если раньше не получали подтверждение или информацию.

Как уведомить ФАС

В ч. 13 ст. 95 44-ФЗ указано, спустя какое время с даты уведомления заказчиком поставщика вступает в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, —10 дней после надлежащего оповещения.

Когда решение вступило в силу и контракт расторгнут, уведомляют ФАС о расторжении контракта для внесения сведений о поставщике в реестр недобросовестных участников закупок. В ч. 4, 5, 6 ст. 104 44-ФЗ указано, что уведомление ФАС о расторжении госконтракта отправляют в течение 3 рабочих дней от даты, когда прошло 10 календарных дней после уведомления об одностороннем отказе.

Если пропустите срок для отправления заявления или не направите его, оштрафуют на 20 000 рублей по ч. 2 ст. 7.31 КоАП.

Заявление и документы к нему подают в территориальный орган ФАС по месту нахождения заказчика. Это делают лично, заказным письмом с уведомлением или по электронной почте. В последнем случае уведомление УФАС об одностороннем расторжении контракта подписывают усиленной электронной подписью. Это указано в п. 9 постановления правительства № 1062.

Как правильно посчитать сроки

14.03.2018 ФАС в письме № РП/16764/18 ответила на обращение о правилах расчета сроков. Собрали в таблицу выводы контрольного органа:

Считают, что поставщик уведомлен об одностороннем отказе от исполнения госконтракта, если прошло 30 дней с момента публикации решения госзаказчика об одностороннем расторжении госконтракта в ЕИС.

Не имеет значения, выпадает завершение срока на рабочий или нерабочий день. Получается, что нормы гражданского законодательства в части определения периода времени ФАС в этом случае не работают.

В ч. 13 ст. 95 44-ФЗ указано, что решение заказчика о расторжении госконтракта начинает действовать, а госконтракт расторгается после 10 дней от даты, когда поставщика уведомили надлежащим образом о расторжении в одностороннем порядке.

В ст. 191 Гражданского кодекса закреплено, что период времени начинает течь на следующий день после даты в календаре или когда произойдет факт, который определит его старт.

Получается, что первый день начала исчисления периода, который прописан в ч. 13 ст. 95 44-ФЗ, — это день, который следует за днем, когда поставщика надлежаще уведомили. Получается, вот как считать 10 дней с даты надлежащего уведомления: на 11-й день от даты правильного уведомления госзаказчиком поставщика о прекращении обязательств в одностороннем порядке контракт расторгается .

Мнение ФАС и Минфина по спорным ситуациям

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.



Расторжение контракта по соглашению сторон – это самый простой и позитивный способ досрочного закрытия контрактных обязанностей, связывающих контрагентов сделки.

Проблема состоит в отсутствии четкого регламента этой процедуры в современном российском законодательстве о контрактной системе. Подробности в статье.

1. Причины расторжения контракта по соглашению сторон

Данный вариант расторжения договорных обязательств возможен при полном отсутствии у сторон взаимных претензий. В этом случае контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению по следующим причинам:

1) исполнение контракта невозможно вследствие непредвиденного изменения обстоятельств;

2) заказчик не испытывает потребности в дальнейших поставках данной продукции.

Во всех остальных случаях, в соответствии со статьей 111.4 44-ФЗ, заказчик или поставщик могут расторгнуть договор только в одностороннем порядке, либо в результате судебного разбирательства.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

2. Процедура расторжения государственного контракта по соглашению сторон

Прежде всего следует помнить о пункте1 статьи 452 Гражданского кодекса России: соглашение о расторжении контракта следует оформить аналогично самому договору. То есть, если договор оформлялся с нотариальным сопровождением, или проходил государственную регистрацию, то и расторгать его нужно посредством аналогичных действий. Исключением является подписание соглашения об отступном, поскольку здесь происходит оформление самостоятельной сделки в рамках конкретных законодательных актов, а не по согласованию сторон. Нарушение этого правила оформления соглашения о расторжении контракта может, согласно судебной практике, привести к негативным последствиям:

1) неправомочность соглашения на основании того, что добровольное согласие сторон не доказано в полной мере (определение Московского городского суда под номером 4г-741/2016 от 02.02.2016);

2) признание подписанного сторонами документа недействительным (постановление АС Московского округа по делу № А41-82273/2015 от 21.09.2016).

3. Пошаговая инструкция по проведению процедуры расторжения

Шаг 1. Указание причины расторжения контракта (см. выше).

Шаг 2. Подписание соглашения в соответствии с рамками законодательства с указанием взаимного согласия о прекращении взаимоотношений по договору поставок ТРУ и освобождения сторон от договорных прав и обязанностей.

Шаг 3. Возврат обеспечения по контракту, согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса. Сроки возврата денежных сумм прописываются либо в контракте, либо в соглашении.

Внимание: Невозвращение предоплаты исполнителю толкуется законом как незаконное обогащение без наличия на то каких-либо оснований, в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса. Исключением считается банковская гарантия, которая не возвращается независимо от условий.

Шаг 4. Публикация сведений о расторжении контракта в ЕИС, не позднее одного рабочего дня с даты подписания соглашения сторон о прекращении действия договора.

Исключение делается для договоров, содержащих государственную тайну. В течение семи рабочих дней на этом же портале следует опубликовать отчет об исполнении всех пунктов соглашения, согласно ПП РФ № 1093 от 28.11. 2013.

Факт прекращения договорных отношений стороны сделки подтверждают посредством дополнительного соглашения о расторжении контракта, которое составляется в двух экземплярах - по одному для каждой стороны.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!



Расторжение контракта по соглашению сторон – это самый простой и позитивный способ досрочного закрытия контрактных обязанностей, связывающих контрагентов сделки.

Проблема состоит в отсутствии четкого регламента этой процедуры в современном российском законодательстве о контрактной системе. Подробности в статье.

1. Причины расторжения контракта по соглашению сторон

Данный вариант расторжения договорных обязательств возможен при полном отсутствии у сторон взаимных претензий. В этом случае контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению по следующим причинам:

1) исполнение контракта невозможно вследствие непредвиденного изменения обстоятельств;

2) заказчик не испытывает потребности в дальнейших поставках данной продукции.

Во всех остальных случаях, в соответствии со статьей 111.4 44-ФЗ, заказчик или поставщик могут расторгнуть договор только в одностороннем порядке, либо в результате судебного разбирательства.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

2. Процедура расторжения государственного контракта по соглашению сторон

Прежде всего следует помнить о пункте1 статьи 452 Гражданского кодекса России: соглашение о расторжении контракта следует оформить аналогично самому договору. То есть, если договор оформлялся с нотариальным сопровождением, или проходил государственную регистрацию, то и расторгать его нужно посредством аналогичных действий. Исключением является подписание соглашения об отступном, поскольку здесь происходит оформление самостоятельной сделки в рамках конкретных законодательных актов, а не по согласованию сторон. Нарушение этого правила оформления соглашения о расторжении контракта может, согласно судебной практике, привести к негативным последствиям:

1) неправомочность соглашения на основании того, что добровольное согласие сторон не доказано в полной мере (определение Московского городского суда под номером 4г-741/2016 от 02.02.2016);

2) признание подписанного сторонами документа недействительным (постановление АС Московского округа по делу № А41-82273/2015 от 21.09.2016).

3. Пошаговая инструкция по проведению процедуры расторжения

Шаг 1. Указание причины расторжения контракта (см. выше).

Шаг 2. Подписание соглашения в соответствии с рамками законодательства с указанием взаимного согласия о прекращении взаимоотношений по договору поставок ТРУ и освобождения сторон от договорных прав и обязанностей.

Шаг 3. Возврат обеспечения по контракту, согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса. Сроки возврата денежных сумм прописываются либо в контракте, либо в соглашении.

Внимание: Невозвращение предоплаты исполнителю толкуется законом как незаконное обогащение без наличия на то каких-либо оснований, в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса. Исключением считается банковская гарантия, которая не возвращается независимо от условий.

Шаг 4. Публикация сведений о расторжении контракта в ЕИС, не позднее одного рабочего дня с даты подписания соглашения сторон о прекращении действия договора.

Исключение делается для договоров, содержащих государственную тайну. В течение семи рабочих дней на этом же портале следует опубликовать отчет об исполнении всех пунктов соглашения, согласно ПП РФ № 1093 от 28.11. 2013.

Факт прекращения договорных отношений стороны сделки подтверждают посредством дополнительного соглашения о расторжении контракта, которое составляется в двух экземплярах - по одному для каждой стороны.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Читайте также: