Если человек под надзором совершил административное правонарушение

Обновлено: 28.06.2024

Здравствуйте!Я был осужден по ст.228 ч2 и отбывал 3,5 года наказание.Освобожден с надзором 6 лет с условием находиться дома с 10 вечера до 6 утра.И ходил отмечался и ко мне приходили отмечали по адресу, все было хорошо до сегодняшнего дня.Сегодня я пошел встречать с работы поздно свою гражд.жену, а они пришли как раз за по-часа до того, как я домой вернулся.Нарушил, получается.Хотел на УДО, но теперь что делать?

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

При рассмотрении ходатайства на УДО непременно учтут это нарушение.

Если ранее Вы не нарушали режим, то, скорее всего, Вам будет выписано предупреждение.

За Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.

1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Кроме того, за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений.

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, - наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, - наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Здравствуйте!Я был осужден по ст.228 ч2 и отбывал 3,5 года наказание.Освобожден с надзором 6 лет с условием находиться дома с 10 вечера до 6 утра.И ходил отмечался и ко мне приходили отмечали по адресу, все было хорошо до сегодняшнего дня.Сегодня я пошел встречать с работы поздно свою гражд.жену, а они пришли как раз за по-часа до того, как я домой вернулся.Нарушил, получается.Хотел на УДО, но теперь что делать?

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

При рассмотрении ходатайства на УДО непременно учтут это нарушение.

Если ранее Вы не нарушали режим, то, скорее всего, Вам будет выписано предупреждение.

За Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.

1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Кроме того, за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений.

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, - наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, - наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Решение об установлении административного надзора

Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.

Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.

Максимальный срок административного надзора

Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.

Если лицом было:

  • совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • имелся рецидив преступлений;
  • лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,

Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.

Если лицом было совершено:

  • умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
  • имелся опасный или особо опасный рецидив;
  • совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
  • если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,

Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.

Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.

Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

Как снять надзор после освобождения?

После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Как избежать надзора после освобождения?

Административный надзор

Как мы уже знаем надзор устанавливается при совершении определенных преступлений, а также с учетом того, имелся ли рецидив.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:

  • ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • ♦ имеющий рецидив преступлений;
  • ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами

устанавливается только в том случае, если:

  • лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
  • лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.

С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.

Обжалование административного надзора

При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.

Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.

Помощь адвоката по административному надзору

Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Отзыв о нашем уголовном адвокате


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Административный надзор
Административный надзор
Административный надзор

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарий к Ст. 314.1 УК РФ

1. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Виды административных ограничений устанавливаются по судебному решению, но их конкретизация может осуществляться органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного.

2. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, сформулирован как формальный, с учетом чего обязательными признаками объективной стороны этого преступления является только общественно опасное и противоправное деяние, а именно неприбытие без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок либо самовольное оставление этим лицом места жительства или пребывания.

Нарушение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, возложенных на него в связи с этим ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, не является основанием для применения комментируемой статьи и, если в этих действиях не содержится состава иного преступления, влечет возложение на него административного взыскания, предусмотренного ст. 19.24 КоАП.

3. Наличие оконченного состава преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, констатируется уже в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания, или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания.

Моментом окончания данного преступления, являющегося по своему характеру длящимся, признается обнаружение и (или) задержание поднадзорного лица или же его явка по месту жительства или пребывания.

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.

5. Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой-либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.

Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел, оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз и т.п. может влечь только административную, но не уголовную ответственность. В то же время оставление поднадзорным места своего жительства для совершения преступления в другом населенном пункте, хотя после этого он и возвращается к месту своего жительства, является основанием для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор может быть установлен в отношении лица, которое: 1) освобождается или освобождено из мест лишения свободы; 2) имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 3) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или после освобождения из мест лишения свободы совершило в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность. При этом в отношении лиц, имеющих судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор может быть установлен независимо от наличия указанных в этом пункте обстоятельств, и, следовательно, они могут подлежать уголовной ответственности в соответствии с комментируемой статьей, даже если до этого не совершали никаких правонарушений.


В статье рассматриваются вопросы несоблюдения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административных ограничений и невыполнения ими установленных при административном надзоре обязанностей. Представлены отдельные проблемы применения законодательно определенных предупредительных мер в этой сфере и предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, поднадзорные лица, ограничения, территориальный орган внутренних дел, административная ответственность, уголовная ответственность.

Закон № 64-ФЗ устанавливает ряд ограничений при наличии оснований (перечислены в ст. 3 Закона № 64-ФЗ и ст. 173.1 УИК РФ [2]) в отношении совершеннолетних лиц, ранее совершивших преступления и отбывших наказание, но фактически не вставших на путь исправления. По сути, эти ограничения направлены на недопущение рецидива и на исправление таких лиц, а также на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности [3, с. 368].

Так, обязательным ограничением является явка поднадзорных лиц для регистрации в территориальный орган внутренних дел с периодичностью от одного до четырех раз в месяц. Кроме того, к административным ограничениям законодателем отнесены следующие запрещения в отношении поднадзорных лиц: пребывание в определенных местах; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участие в них; нахождение вне помещения — места жительства или пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезд за пределы территории, определенной судом.

Инициатором назначения надзора за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, может быть исправительное учреждение либо территориальный орган внутренних дел. Надзор устанавливается, продлевается и досрочно прекращается только по решению суда в порядке, установленном главой 29 КАС РФ [4]. Следует отметить, что административный надзор устанавливается на срок от одного года (но не более срока погашения судимости). Статьями 5 и 7 Закона № 64-ФЗ предусмотрено продление срока административного надзора до 6 месяцев.

Существует ряд случаев, когда течение срока административного надзора прерывается, в том числе: при объявлении поднадзорного лица в розыск или заключении его под стражу, а также при объявлении поднадзорного лица безвестно отсутствующим.

Контроль за выполнением установленных судом ограничений в отношении поднадзорного лица осуществляется территориальным органом внутренних дел.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 64-ФЗ по истечении срока надзора, при снятии судимости с поднадзорного или наоборот его осуждение к лишению свободы, а также объявлении поднадзорного умершим или его смерти административный надзор прекращается.

При условии соблюдения поднадзорным всех условий ограничения и иных обязанностей, установленных Законом № 64-ФЗ, а также при наличии положительных характеристик с места работы и (или) жительства или пребывания, судом может быть прекращен административный надзор досрочно. Для этого территориальный орган внутренних дел либо сам поднадзорный вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением после истечения половины срока административного надзора. Однако досрочное прекращение срока надзора не осуществляется в отношении лиц, отбывших наказания за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

В то же время, при несоблюдении административных ограничений и невыполнении поднадзорным лицом установленных при административном надзоре обязанностей ч.1 и 2 ст. 19.24 КоАП РФ предусматривается административная ответственность в виде предупреждения, штрафа в размере от 500 руб. до 1500 руб. или административного ареста на срок до пятнадцати суток. При повторном в течение одного года совершении административного правонарушения, которое указано в ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ поднадзорное лицо может быть привлечено к обязательным работам до сорока часов или административному аресту от десяти до пятнадцати суток [5].

Отметим, с одной стороны, меры административного принуждения применяются в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений. С другой стороны, они выполняют карательную функцию [6, с. 586].

Однако если рассмотреть влияние мер административной ответственности, установленных ст. 19.24 КоАП РФ, с точки зрения их психологического воздействия, к примеру, на поднадзорных лиц, которые отбыли наказание в колонии особого режима в течение 10–15 лет, то они (меры), полагаем, ни в коей мере не достигают предупредительной и пресекательной цели. Достаточно слабым будет и их карательное воздействие на таких лиц.

Кроме того, недостаточной мерой является и продление срока административного надзора. Данная мера подлежит применению в случае совершения поднадзорным двух и более административных правонарушений в течение одного года. Причем здесь берется во внимание совершение административных правонарушений именно против порядка управления и (или) тех, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ст. 7 Закона № 64-ФЗ).

Эффективность данной меры может наблюдаться только в случае применения ее к тем поднадзорным лицам, которым срок административного надзора установлен меньше срока погашения судимости. При установлении срока надзора равного сроку погашения судимости, в силу ст. 5 и 9 Закона № 64-ФЗ, продление его не представляется возможным. Соответственно, данная мера не применима к лицам, представляющим большую опасность для общества (например, к неоднократно судимым лицам при опасном или особо опасном рецидиве).

Вероятно, требуется некоторое ужесточение ответственности за нарушения в сфере административного надзора. В 2014 г. уже были внесены изменения в ст. 314.1 УК РФ [7], связанные с введением в нее ч. 2, содержащей уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорными лицами административных ограничений либо ограничений, которые установлены судом, связанное с совершением ими административного правонарушения против порядка управления (кроме правонарушения, установленного ст. 19.24 КоАП РФ), или административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность [8].

При совершении указанных деяний к поднадзорным лицам может быть применено уголовное наказание в виде штрафа до 60 тыс. руб. либо в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев, или обязательными работами от 100 до 180 часов, или принудительными работами на срок до одного года, или арестом до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до одного года.

В силу ст. 314.1 УК РФ неоднократным несоблюдением поднадзорным лицом административных ограничений либо ограничений, которые установлены судом, будет считаться такое несоблюдение, когда данное лицо уже раньше было привлечено к административной ответственности за подобное деяние два раза в течение одного года.

В настоящее время также видится целесообразность включения в ст. 314.1 УК РФ дополнительной нормы, которая бы предусматривала ответственность за систематическое несоблюдение административных ограничений поднадзорным лицом.

При этом к систематическому несоблюдению административных ограничений поднадзорным лицом, полагаем, следует относить такое несоблюдение, за которое данное лицо уже раньше привлекалось к административной ответственности в течение одного года более двух раз.

Увеличение санкций за подобные деяния позволит в какой-то степени приблизиться к решению проблемы в сфере нарушения условий административного надзора. Однако не на всех поднадзорных лиц данная мера окажет должное влияние. Вероятно, более действенным было бы применение мер социальной направленности, связанных с адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Основанием данного предположения является то, что лица, которые на протяжении долгого времени находятся в местах лишения свободы: во-первых, подвергаются влиянию тюремной субкультуры; во-вторых, зачастую теряют семью и жилье, отторгнуты прежним кругом общения; в-третьих, утрачивают социально полезные связи. К перечисленному следует дополнить еще и трудности, связанные с финансовым кризисом в стране. Все это приводит к тому, что такие лица, выходя из мест заключения, самостоятельно не имеют возможности решения обычных бытовых проблем, а, как следствие, идут на совершение правонарушений и преступлений, впоследствии возвращаясь в привычную для них тюремную среду.

Думается, что в настоящее время было бы целесообразно создание реабилитационных центров для поднадзорных лиц, где они бы находились под административным надзором территориальных органов внутренних дел. В то же время, поднадзорные на определенный период были бы обеспечены местом для проживания, получили бы помощь в трудоустройстве и социальном обеспечении, возможность получения необходимых профессиональных навыков.

Причем большую роль в достижении положительного эффекта от осуществления мероприятий по адаптации поднадзорных лиц сыграла бы именно помощь в их трудоустройстве. При решении вопросов трудоустройства территориальному органу внутренних дел следует и в дальнейшем (до окончания срока административного надзора) продолжать сотрудничество с администрацией-работодателем (например, производить взаимный обмен информацией, согласованность действий). Это поможет своевременно отреагировать на возникающие отклонения в поведении поднадзорных лиц от нормы и позволит принять необходимые меры для стабилизации ситуации.

Применение мер по социальной адаптации позволило бы смягчить переход таких лиц из тюремной среды в реальную действительность. Административный надзор в совокупности с пребыванием в таком центре помог бы им социально адаптироваться, отвратить их от дальнейшего совершения правонарушений и преступлений, встать твердо на путь исправления.

Соответственно, УИК РФ не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В нем также не содержатся нормы по социальной помощи, трудоустройству, бытовому устройству и получению другой социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, в целях решения проблем, связанных с профилактикой нарушений условий административного надзора поднадзорными лицами, полагаем, было бы целесообразно: во-первых, включить в ст. 314.1 УК РФ дополнительную норму, предусматривающую уголовную ответственность за систематическое несоблюдение административных ограничений поднадзорными лицами; во-вторых, разработать нормативно-правовую базу по регулированию вопросов социальной адаптации таких лиц; в-третьих, создать социально-реабилитационные центры для оказания комплекса необходимой помощи поднадзорным лицам.

Для решения проблемных вопросов требуется сделать еще очень многое как в плане совершенствования нормативно-правового регулирования, так и в плане практического воплощения новых законодательных норм по адаптации освободившихся лиц.

Основные термины (генерируются автоматически): административный надзор, РФ, лицо, поднадзорное лицо, место лишения свободы, территориальный орган, административная ответственность, поднадзорный, УК РФ, общественная безопасность.

Читайте также: