Если бы водитель тормозил на асфальте был бы смазанный след от протектора

Обновлено: 28.06.2024

  1. Судимость.
  2. Созвездие Большой Медведицы.
  3. Устав.

Задание 2. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

  1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). - Равнообъемность.
  2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). - Пересечение (перекрещивание).
  3. Наказание (А). Ограничение свободы (В). - Подчинение (субординация).
  1. Лидер политической партии, политик, гражданин Российской Федерации.
  1. Истина, заблуждение.

Задание 3. Обобщите понятия.

Пример: Журнал — периодическое издание.

    1. Кабинет министров.
    2. Староста группы.
    3. Лето.
    4. Районный прокурор.

    Задание 4. Ограничьте понятия.

    Пример: Периодическое издание — газета.

    1. Право.
    2. Преступление.
    3. Революция.
    4. Закон.

    Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.

    Задание 6. Разделите объемы данных понятий по избранному Вами основанию.

    Задание 7. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразила отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

    Пример: Суждение — форма мышления. Общеутвердительное суждение (А), S распределен, Р не распределен.

    1. Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.

    Задание 8. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись суждений.

    Пример: Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим. Дизъюнктивное суждение: pVq (строгая дизъюнкция).

    1. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей.

    Задание 9. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись.

    Пример: Если бы водитель тормозил (р) — на асфальте был бы смазанный след от протектора ( q ). Антецедент (основание) — р, консеквент (следствие) — q. p q .

    1. Я буду очень удивлен, если моя догадка не подтвердится.

    Задание 10. Сделайте вывод путам превращения, составьте схему вывода.

    1. Все студенты нашей группы являются успевающими.
    2. Ни одна захватническая война не является справедливой.

    Задание 11. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.

    Некоторые успевающие (Р-) — студенты нашей группы ( S +)

    1. Работники милиции принимают присягу.
    1. Некоторые студенты МГЮА первокурсники.

    Задание 12. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите в круговых схемах отношение между терминами.

    Каждый гражданин Российской Федерации (М) имеет право образование (Р).

    1-е суждение — большая посылка, 2-е — меньшая посылка, 3-е - заключение.

    В круговых схемах:

    1. Лицо, совершившее кражу, привлекается уголовной ответственности. Обвиняемый совершу кражу, поэтому он должен быть привлечен к уголовной ответственности.

    Задание 13. Постройте рассуждения в форме дилеммы; при отсутствии разделительной посылки сформулируйте ее; составьте схему вывода.

    Пример: а) записываем задачу:

    Если преступление совершенно вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (р), то эти обстоятельства признаются смягчающими ответственность виновного ( r ). Если преступление совершено под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действием потерпевшего ( q ), то это обстоятельство также признается смягчающим ответственность ( r ).

    Преступление совершено вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств (р) или под влиянием сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего ( q ).

    Следовательно, имеются обстоятельства, смягчающие ответственность виновного ( r ).

    Простая конструктивная дилемма.

    Заведующий мастерской, изготовляющий кожаные портфели и дамские сумки, заявил в прокуратуру о том, что из мастерской была похищена кожа. По его мнению, кожа была украдена через отверстие для вентилятора. Следователь осмотрел отверстие и установил, что его внутренняя поверхность покрыта толстым нетронутым слоем пыли. Если бы кожа была похищена через это отверстие, то неизбежно на таком слое остались бы следы. Заведующий понял это и высказал предположение, что хищение, видимо, совершено через отверстие в потолке, выходящее на чердак. Был произведен осмотр чердака и установлено, что весь его пол также покрыт толстым слоем пыли. Если бы хищение было произведено через чердак, то на полу неизбежно остались бы следы. (Одновременно было установлено, что возможность проникновения преступника через окно и дверь исключена). Заведующий мастерской был вынужден признаться, что кожа была им присвоена, а, чтобы скрыть это, он сделал заявление об ограблении мастерской

    Задание 14. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; запишите схему.

    а) записываем тезис: Проникающее ножевое ранение опасно для жизни (Т);

    б) подбираем аргументы:

    • при таком ранении возможно повреждение внутренних органов (а1);
    • нарушение их функциональной деятельности (а2);
    • возникает кровотечение (а3);
    • существует реальная возможность занесения инфекции (а4);
    • статистические данные подтверждают, что при ножевых ранениях удается спасти жизнь семи потерпевшим из десяти (а5)

    в) записываем схему:

    По-видимому, каждый элемент Т обладает p

    г) определяем вид индуктивного вывода: неполная индукция.

    Задание 15. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

    а) записываем тезис: Скорее всего, в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо.

    б) подбираем аргументы:

    а1 - а. В старой квартире комнатные фиалки росли хорошо (Р), там не было много солнца (К), в цветочных горшках была неплохая почва (С), фиалки вовремя и в меру поливались (Д).

    а2 - в. В новой квартире также немного солнца (К), в цветочных горшках та же неплохая почва (С), фиалки вовремя и в меру поливаются (Д).

    в) делаем заключение:

    Т — Следовательно, по-видимому, в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо (Р).

    г) Рассуждение идет как аналогия предметов. Тезис — правдоподобен.

    10.1. Кризисы и конфликты — благодатная почва для международного терроризма.

    10.2. Мал золотник, да дорог.

    10.3. Если бы мы могли использовать только 10% солнечной радиации, падающей на поверхность, равную по площади Египту, то количество по­лученной таким образом энергии было бы равно тому количеству энер­гии, которое производится в настоящее время во всех странах. (Жолио-Кюри)

    10.4. Либо в стремя ногой, либо в пень головой.

    10.5. Лучше скажи мало, но хорошо.

    10.6. Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок (постоянная работа), или на определенный срок не более 3-х лет, или на время выполнения определенной работы.

    10.7. Худо когда в дивизии

    Недостает провизии. (Прутков)

    10.8. Неприятное впечатление на слушателей производит не только фи­зическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора.

    10.9. Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

    10.10. Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.

    10.11. Или бури завываньем

    Ты, мой друг, утомлена,

    Или дремлешь под жужжаньем

    Своего веретена. (Пушкин)

    10.12. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном про­грессе и пользоваться его благами (Всеобщая декларация прав человека).

    Упражнение 11. Найдите соединительные и разделительные суждения, а последних укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись суждений.

    Пример:

    Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим. Дизъюнктивное суждение: pṾq, (строгая дизъюнкция).

    11.1. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, пе­ред историей.

    11.2. У человека рождается либо мальчик, либо девочка.

    11.3. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов.

    11.4. Заболевший может обратиться к врачу или по месту работы, или по месту жительства.

    11.5. Основаниями для прекращения землепользования являются или от­падение надобности в пользовании земельным участком, или доброволь­ный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был предоставлен.

    11.6. В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая.

    11.7. Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. (Всеобщая декларация прав человека)

    11.8. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержа­нию или изгнанию. (Там же)

    11.9. Призвание человека состоит не только в том, чтобы понять и со­хранить этот мир, но и в том, чтобы сделать его лучше.

    Упражнение 12. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись.

    Пример:

    Если бы водитель тормозил (р) — на асфальте был бы смазанный след от протектора (q). Антецедент (основание) — р, консеквент (следствие) —q. р à q;

    12.1. Я буду очень удивлен, если моя догадка не подтвердится.

    12.2. Лес рубят — щепки летят.

    12.3. Объяснение трудного в усвоении материала становится тем более понятным, чем проще и четче излагает его преподаватель.

    12.4. Если Николаев является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой груп­пе людей.

    12.5. Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являют­ся незаконными.

    12.7. Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоянную работу.

    12.8. Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если не­обходимо уточнить данные по делу.

    12.9. Если ты строг, то будь строгим прежде всего к себе.

    12.10. Автомо­биль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисп­равны тормоза.

    12.11. Если власть осуществляется избранными не определенный срок представительными органами, то форма государственного правления называется республикой.

    Упражнение 14. Выразите в символической записи комбинированные сложные суждения.

    Пример:

    При нарушении служащими дисциплины (р) администрация предприятия обязана взять у него либо устные (q), либо письменные объяснения (г). В символической записи: р à (qVr).

    14.1. Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответст­венности.

    14.2. Если вода, которую мы берем либо из естественных, либо из искусственных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для у питья и приносит некоторый вред, санэпидемстанция обязана принять срочные меры по оздоровлению источников.

    14.3. Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое.

    14.4. Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления измене­ния условий труда определен трудовым законодательством.

    14.5. Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он до­стиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.

    14.6. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкос­новенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. (Всеобщая декларация прав человека).

    14.7. Санкции в международном праве применяются к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права.

    14.8. Спортсмен подлежит дисквалификации, если он нетактично себя ведет по отношению к сопернику или судье и если спортсмен употребляет стимулирующие вещества.

    14.9. Если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредот­вратимое событие, то течение срока исковой давности приостанавливает­ся.

    14.10. Кабы молодость да знала,

    Кабы старость да могла,

    Жизнь так часто не хромала,

    Жизнь бы иначе пошла. (Вяземский)

    14.11. В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языко­вые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же груп­пы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и испол­нять ее обряды, а также пользоваться родным языком (Международный пакт о гражданских и политических правах).

    Семинар №6. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

    НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

    Простым категорическим силлогизмом называется умозаключение о связи двух крайних терминов на основании знания их связи со средним термином.

    Простой категорический силлогизм состоит из трех суждений — двух посылок и заключения. В его состав входит три термина: сред­ний (М) — понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в за­ключении, и два крайних: меньший (5), выступающий в заключении субъектом, и больший (Р), выступающий предикатом заключения. Различают большую и меньшую посылки силлогизма. Меньшей назы­вается посылка, в которую входит меньший термин; посылка, в кото­рую входит больший термин, называется большей.

    Отношения между терминами силлогизма могут быть изображены в круговых схемах (кругах Эйлера).

    В зависимости от места среднего термина в посылках различают четыре фигуры категорического силлогизма.



    Упражнение 17. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.

    · укажите большую и меньшую посылку,

    · средний, меньший и больший термины,

    · определите фигуру силлогизма.

    · Изобразите в круговых схемах отношение между терминами.

    · Покажите распределенность терминов в посылках.

    · Сделайте заключение.

    · Укажите фигуру и модус силлогизма.

    · Если силлогизм не решается, объясните, почему (какие правила силлогизма нарушены)?

    Пример:

    1. Делаем вывод из посылок:


    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



    Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Сложным называется суждение, содержащее логические связки и состоящее из нескольких простых суждений. В дальнейшем простые суждения мы будем рассматривать как элементы, из соединения которых возникают сложные структуры.

    Простые суждения будем обозначать отдельными латинским буквами: а, b, с, d, . Каждая такая буква представляет некоторое простое суждение. Отвлекаясь от сложной внутренней структуры простого суждения, от его количества и качества, забыв о том, что в нем имеется субъект и предикат, мы удерживаем лишь одно свойство суждения — то, что оно может быть истинным или ложным. Все остальное нас здесь не интересует.

    Таким образом, наши буквы а, b, с, d, . — это переменные, вместо которых могут подставляться истина или ложь. Приступая к рассмотрению сложных суждений, мы вынуждены вторгнуться в область символической логики и хотя бы немного познакомиться с ее формальным языком.

    2. Логические связки

    Остальные связки, которые мы будем рассматривать, называются бинарными, т. к. они соединяют два простых (или сложных) высказывания. Отрицание обычно обозначается знаком ““ или чертой над буквой, представляющей простое суждение, т. е. “а” или “ ”.

    Пример: "Неверно, что Земля - шар". - Здесь простое суждение "Земля - шар", обозначим его буквой а, подвергается отрицанию: "неверно, что а", или а.

    Пример: "В корзине у Нелли лежали подберезовики и маслята". - Это сложное суждение представляет собой конъюнкцию двух простых суждений: "В корзине у Нелли лежали подберезовики" и "В корзине у Нелли лежали маслята".

    Упражнение № 4.1. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

    Пример: Амнистия может быть общей или частичной. Разделительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из двух простых: 1) Амнистия может быть общей (р) и 2) Амнистия может быть частичной (q), соединенных логической связкой “или”. В символической записи а в - строгая дизъюнкция.

    Жарко, и идет дождь

    Идет дождь, но нельзя сказать, что жарко

    Дождь не идет, но не жарко

    Или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять

    Это действие или похвально, или постыдно, или безразлично

    Уголовное дело может быть возбуждено, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления

    Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.

    Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам

    Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью, или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения

    В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвинение, либо отказаться от него

    Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным
    в состоянии аффекта

    Примеры студента:

    Упражнение № 4.2. Проанализируйте суждения: определите их вид, запишите с помощью символов.

    1) Памятники культуры, истории и природы являются достоянием народа. Конъюнктивное суждение (аbc).

    2) Если ты обучаешься без отрыва от производства, то для сдачи экзаменов предприятие должно предоставить тебе отпуск. Условное (импликативное) суждение (ab).

    3) Разбойное нападение может быть совершенно либо одним человеком, либо группой лиц. Дизъюнктивное суждение, строгая дизъюнкция (ab).

    Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма

    Либо в стремя ногой, либо в пень головой

    Лучше скажи мало, но хорошо

    Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок (постоянная работа), или на определенный срок не более 3-х лет, или на время выполнения определенной работы

    Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора

    Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной

    Укрывательство нацистских преступников несовместимо с принципами международного права, нормами морали и гуманизма

    Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если уплата вознаграждения предусмотрена законом или договором

    Примеры студента:

    Упражнение № 4.3. Найдите соединительные и разделительные суждения, в последних укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись суждений.

    Пример: Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим. Дизъюнктивное суждение: ab (строгая дизъюнкция).

    Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей

    У человека рождается либо мальчик, либо девочка

    Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов

    Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от право пользования, или истечение срока, на который он был предоставлен

    В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая

    Дело каждого гражданина — оберегать природу, охранять ее богатства

    Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

    Примеры студента:

    Упражнение № 4.4. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись.

    Пример: Если бы водитель тормозил (a) — на асфальте был бы смазанный след от протектора (b). Антецедент (основание) — a, консеквент (следствие) — b. ab.
    Если гражданин Н. является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей

    Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными

    Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоянную работу

    Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если необходимо уточнить данные по делу

    Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тормоза

    Если Н. совершил преступление, то он привлекается к уголовной ответственности

    Примеры студента:

    Упражнение № 4.5. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. В импликативных суждениях определите вид объективной зависимости.
    Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование

    Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта

    Все, кто служит делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом, либо не должны работать в этой области

    В случае уклонения отца (или матери) от исполнения родительских прав и обязанностей алименты на содержание ребенка взыскиваются в судебном порядке

    Когда служащие нарушают дисциплину, администрация вправе потребовать у них объяснения

    Если обвиняемый совершил преступные деяния, нарушающие нормальное функционирование транспорта и дезорганизующие другие звенья хозяйства, причиняющие или могущие причинить ущерб хозяйственной мощи страны, то в этом случае он должен быть привлечен к уголовной ответственности

    Если отсутствует состав преступления, то уголовное дело не может быть возбуждено

    В случае незаконного действия субъекта, он должен быть привлечен к ответственности

    Если выстрел был произведен с близкого расстояния, то вокруг раны имеются следы несгоревшего пороха

    Поскольку потерпевший и его представитель вправе участвовать в судебном разбирательстве, они должны иметь право выступать в судебных прениях

    Примеры студента:

    Упражнение № 4.6. Выразите в символической записи комбинированные сложные суждения.

    Пример: При нарушении служащими дисциплины (a) администрация предприятия обязана взять у него либо устные (b), либо письменные объяснения (c). В символической записи: a(bc).
    Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности

    Если вода, которую мы берем либо из естественных, либо из искусственных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для питья и приносит некоторый вред, санэпидем станция обязана принять срочные меры по оздоровлению источников

    Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления изменения условий труда определен трудовым законодательством

    Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. (Всеобщая декларация прав человека)

    Санкции в международном праве применяются к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права

    Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными

    Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием совершения преступления или был добыт преступным путем

    Если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое событие, то течение срока исковой давности приостанавливается

    10.1. Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.

    10.2. Мал золотник, да дорог.

    10.3. Если бы мы могли использовать только 10% солнечной радиации, падающей на поверхность, равную по площади Египту, то количество по­лученной таким образом энергии было бы равно тому количеству энер­гии, которое производится в настоящее время во всех странах. (Жолио-Кюри)

    10.4. Либо в стремя ногой, либо в пень головой.

    10.5. Лучше скажи мало, но хорошо.

    10.6. Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок (постоянная работа), или на определенный срок не более 3-х лет, или на время выполнения определенной работы.

    10.7. Худо когда в дивизии

    Недостает провизии. (Прутков)

    10.8. Неприятное впечатление на слушателей производит не только фи­зическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора.

    10.9. Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

    10.10. Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.

    10.11. Или бури завываньем

    Ты, мой друг, утомлена,

    Или дремлешь под жужжаньем

    Своего веретена. (Пушкин)

    10.12. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном про­грессе и пользоваться его благами (Всеобщая декларация прав человека).

    Упражнение 11. Найдите соединительные и разделительные суждения, а последних укажите вид дизъюнкции (строгая или нестрогая), приведите символическую запись суждений.

    Общество может быть либо демократическим, либо недемократическим. Дизъюнктивное суждение: pṾq, (строгая дизъюнкция).

    11.1. Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, пе­ред историей.

    11.2. У человека рождается либо мальчик, либо девочка.

    11.3. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов.

    11.4. Заболевший может обратиться к врачу или по месту работы, или по месту жительства.

    11.5. Основаниями для прекращения землепользования являются или от­падение надобности в пользовании земельным участком, или доброволь­ный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был предоставлен.

    11.6. В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая.

    11.7. Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. (Всеобщая декларация прав человека)

    11.8. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержа­нию или изгнанию. (Там же)

    11.9. Призвание человека состоит не только в том, чтобы понять и со­хранить этот мир, но и в том, чтобы сделать его лучше.

    Упражнение 12. Укажите антецедент и консеквент условных суждений, приведите их символическую запись.

    Если бы водитель тормозил (р) - на асфальте был бы смазанный след от протектора (q). Антецедент (основание) - р, консеквент (следствие) -q. р à q;

    12.1. Я буду очень удивлен, если моя догадка не подтвердится.

    12.2. Лес рубят - щепки летят.

    12.3. Объяснение трудного в усвоении материала становится тем более понятным, чем проще и четче излагает его преподаватель.

    12.4. Если Николаев является инвалидом Великой Отечественной войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой груп­пе людей.

    12.5. Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являют­ся незаконными.

    12.7. Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, он считается принятым на постоянную работу.

    12.8. Следователь вправе произвести следственный эксперимент, если не­обходимо уточнить данные по делу.

    12.9. Если ты строг, то будь строгим прежде всего к себе.

    12.10. Автомо­биль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисп­равны тормоза.

    12.11. Если власть осуществляется избранными не определенный срок представительными органами, то форма государственного правления называется республикой.

    Упражнение 14. Выразите в символической записи комбинированные сложные суждения.

    При нарушении служащими дисциплины (р) администрация предприятия обязана взять у него либо устные (q), либо письменные объяснения (г). В символической записи: р à (qVr).

    14.1. Лица, которые умышленно уничтожают, разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответст­венности.

    14.2. Если вода, которую мы берем либо из естественных, либо из искусственных водоемов, по показаниям анализов стала малопригодной для у питья и приносит некоторый вред, санэпидемстанция обязана принять срочные меры по оздоровлению источников.

    14.3. Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое.

    14.4. Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления измене­ния условий труда определен трудовым законодательством.

    14.5. Гражданину Российской Федерации начисляется пенсия, если он до­стиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы.

    14.6. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкос­новенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. (Всеобщая декларация прав человека).

    14.7. Санкции в международном праве применяются к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права.

    14.8. Спортсмен подлежит дисквалификации, если он нетактично себя ведет по отношению к сопернику или судье и если спортсмен употребляет стимулирующие вещества.

    14.9. Если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредот­вратимое событие, то течение срока исковой давности приостанавливает­ся.

    14.10. Кабы молодость да знала,

    Кабы старость да могла,

    Жизнь так часто не хромала,

    Жизнь бы иначе пошла. (Вяземский)

    14.11. В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языко­вые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же груп­пы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и испол­нять ее обряды, а также пользоваться родным языком (Международный пакт о гражданских и политических правах).

    Семинар №6. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

    НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

    Простым категорическим силлогизмом называется умозаключение о связи двух крайних терминов на основании знания их связи со средним термином.

    Простой категорический силлогизм состоит из трех суждений - двух посылок и заключения. В его состав входит три термина: сред­ний (М) - понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в за­ключении, и два крайних: меньший (5), выступающий в заключении субъектом, и больший (Р), выступающий предикатом заключения. Различают большую и меньшую посылки силлогизма. Меньшей назы­вается посылка, в которую входит меньший термин; посылка, в кото­рую входит больший термин, называется большей.

    Отношения между терминами силлогизма могут быть изображены в круговых схемах (кругах Эйлера).

    В зависимости от места среднего термина в посылках различают четыре фигуры категорического силлогизма.

    Упражнение 10. Проанализируйте суждения: определите их вид, запишите с помощью символов - №1 - открытая онлайн библиотека
    Упражнение 10. Проанализируйте суждения: определите их вид, запишите с помощью символов - №2 - открытая онлайн библиотека

    Упражнение 17. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.

    · укажите большую и меньшую посылку,

    · средний, меньший и больший термины,

    · определите фигуру силлогизма.

    · Изобразите в круговых схемах отношение между терминами.

    · Покажите распределенность терминов в посылках.

    · Сделайте заключение.

    · Укажите фигуру и модус силлогизма.

    · Если силлогизм не решается, объясните, почему (какие правила силлогизма нарушены)?

    Читайте также: