Электронные учебные пособия как средство реализации разноуровневого подхода

Обновлено: 30.06.2024

В статье описано какую роль играют электронные учебники в образовательном процессе, какие виды электронных учебников бывают, в чем отличие печатных учебников от электронных.

Оценить 593 0

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Хаустова С.А.

Технологии электронного обучения все чаще и чаще используются в образовательном процессе. На рынке учебников электронные ресурсы начинают успешно конкурировать с традиционными печатными учебными изданиями.

Среди инновационных средств, позволяющих эффективно формировать профессиональную компетентность, большие возможности представляют электронные учебные пособия (ЭУП).

Электронный учебник (ЭУ) – это не электронная версия бумажного учебника, а обучающая среда, содержащая в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений.

Анализ научной литературы позволил нам выявить два вида электронных учебников:

учебник с высокой динамикой иллюстративного материала, представляющий собой уже ставший традиционным учебник по предметной области, которой является независимым и неизменяемым. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на CD-ROM;

Internet-учебник, учебник, открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети. [2]

К достоинствам электронного учебника можно отнести:

систематизация представления всего комплекса учебного предмета;

содержательная часть учебного материала представляется в виде текста, звука, анимации, видео и графики, что существенно повышает запоминание новой информации;

кроме того, только в электронном учебнике можно показать в динамике изучаемые объекты, используя эффекты анимации интерактивные модели, диаграммы и схемы. Что, естественно влияет на эмоциональное восприятие учебного материала, а также повышает мотивацию обучающегося к изучению предмета;

психологически удобный вариант усвоения (темп работы и сложность), при необходимости возврат к ранее изученному или предложенному, то есть идет процесс самообразования;

позволяет быстро проверить знания учащихся по изученной теме;

экономически выгодное издание, вариативно в хранении, не боятся износа и старения.

Конечно есть и недостатки. Это:

текстовая информация в электронном виде читается очень тяжело, учащийся быстро устает;

разобщение учитель-ученик. [2]

При создании электронного учебника в первую очередь должны быть определены цели его создания, то есть, для кого будет создан учебник, и кто им будет пользоваться. Затем нужно составить тщательно продуманный, последовательный и обоснованный план деятельности по его созданию. Нужно придерживаться следующей последовательности:

1. Определение целей и задач разработки.

2. Разработка структуры электронного учебника.

3. Разработка содержания по разделам и темам учебника.

4. Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.

6. Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.

7. Подготовка методического пособия для пользователя.

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения - чувственному восприятию изучаемых объектов, так как наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет существенные преимущества.

Независимо от способа реализации электронного учебник представляет собой новый уровень подачи учебного материала за счет:

гипертекста - многообразия систем связей между фрагментами учебного материала (в конечном итоге обеспечивающего семантическое единство курса в рамках предметной области), включая глоссарий и справочный аппарат;

мультимедийное - использования эффективных средств представления учебного материала (реалистичного или синтезированного);

интерактивности (включая виртуальный практикум), позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций;

самоконтроля знаний и навыков;

системы поиска информации, обеспечивающей удобство работы с курсом. [ 1]

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного.

1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий : анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

3. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

4. Электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модефицировать в процессе эксплуатации

5. Доступность ЭУ выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети.

6. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронный учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного материала. [2]

Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.

Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому электронные учебники сегодня активно разрабатываются и используются в образовательном процессе.

2. Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л. Х. Зайнутдинова. – Астрахань : Изд-во ЦНТЭП, 1999. - 363 с.

Автор: Хмелёва Ольга Викторовна

Организация: МАОУ СОШ № 51

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень

Компьютерные технологии являются одним из средств обновления процесса обучения. При правильной организации компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твёрдых навыков. Ученик из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в процессе учёбы и самостоятельно принимающий решения.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия [Ганичева 2007: 21].

Применение компьютерных технологий обучения влечёт за собой решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания [Полилова 1997: 19].

Использование компьютера вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка [Иванов 2006: 43].

Сочетание различных видов работы на уроке иностранного языка с использованием информационно-компьютерных технологий является важным элементом мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течение всего периода обучения.

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методической науки. Для учащихся младших классов целесообразно применять игровые технологии (разгадывать загадки, ребусы, ставить сценки, проводить грамматические игры, играть в лото, лексическое домино и т.д.) (рис. 5, 6). Старшеклассники активно обсуждают актуальные темы в рамках урока в форме ток-шоу (рис. 7).

Использование электронных средств обучения позволяет значительно усилить мотивацию учения, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, обеспечивает всесторонний (текущий, итоговый) контроль учебного процесса [Тимошкина 2006: 17]. Например, интерактивные задания, составленные в программе HotPotatoes, позволяют учащимся самостоятельно проверить свои знания (рис. 8, 9).

Регулярное использование Интернета на уроках делает процесс обучения немецкому языку более привлекательным для учащихся, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. Учащиеся расширяют свой словарный запас, обиходную лексику, улучшают орфографию. Электронные средства обучения прочно вошли в учебно-воспитательный процесс, стали сегодняшним днём школы.

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а задания носят мотивированный характер, который поддерживается разумно используемыми ИКТ.

1. Беляев, М.И. Технология создания электронных средств обучения. М.: 2006.

2. Ганичева, Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. – М.: 2007.

3. Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в школе // Современная школа – 2006 – N 3.

4. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. – М.: 2006 г.

5. Пловина И.П. Педагогические программные средства.4.1 Основные идеи: методические рекомендации для разработчиков ППС / И.П. Пловина. – Омск: Республиканский Центр ПИТО, 2007

6. Полилова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе – 1997 – N 6.

7. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика / Р.К. Потапова. – М., 2004

8. Северова Н.Ю. Электронные учебные пособия как средство реализации разноуровневого подхода и индивидуализации обучения иностранным языкам / Н.Ю. Северова // Первое сентября. Английский язык. 2006. - №4 – С.33-34

9. Тимошкина А.П. Компьютеры в школе. За и против // Современная школа – 2006 - №3


Применение технологии разноуровневого обучения на уроках литературного чтения

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Поворот школ в России к учащемуся вызвал большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

В Концепции модернизации российского образования указано, что развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентированную на практические навыки и фундаментальные умения, подготовка разносторонне развитой (компетентной) личности. Необходимо раскрытие интеллектуальных возможностей личности, формирование прочных основ научных знаний путем создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждой личности.

В 2011 году произошел переход к Федеральным государственным образовательным стандартам начальной школы. В ФГОС представлены основные личностные, метапредметные и предметные качества, которые необходимо развивать у обучающихся для их полноценной социализации. Одним из способов достижения этих целей является применение разноуровневого или дифференцированного обучения и развитие у учащихся познавательного интереса [11, с.34].

Применение технологии разноуровневого обучения гарантирует освоение базового знания всеми учащимися и одновременно - возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

Важнейшим этапом деятельности педагога по подготовке и организации разноуровневого обучения является разработка систем разноуровневых или дифференцированных заданий с учетом индивидуальных различий в обучаемости внутри каждой из выделенных типологических групп обучающихся [3, с.16]. В системе специальных заданий, используемых при разноуровневом подходе, обязательным является создание условий, который обеспечивали ли бы наиболее целесообразный характер деятельности каждого ученика. Так, для сильных обучающихся должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого. А для слабых – задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие обучающимся оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний [17, с.120]. Приведем примеры видов разноуровневых заданий.

-Учебные задания по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

- Учебные задания по уровню трудности.

-Задания по объе­му учебного материала. Такой способ дифференциации предпо­лагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выпол­няют кроме основного еще и дополнитель­ное задание, аналогичное основному, одно­типное с ним.

Необходимость дифференциации зада­ний по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоя­тельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это до­полнительное время. Остальные дети зат­рачивают это время на выполнение допол­нительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

- Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных задачах для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Реализация дифференцированного обучения на уроках литературного чтения заключается в подборе разноуровневых заданий к изучаемому тексту. Тут возможна вариативность рассматриваемой специфики.

Первый вариант решения, самый простой, предполагает распределение заданий, сформулированных к текстам, по уровням в том виде и порядке, в каком они представлены авторами- составителями книг для чтения.

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Прочитай выразительно стихотворение.

Рассмотри рисунок и подбери к нему строки из стихотворения.

Второй вариант решения может быть заключён в конкретизации функциональных возможностей каждого задания, рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся:

Ученикам высокого уровня: исследовать настроение автора в каждом четверостишии и определить средства выразительности при передаче этого настроения.

Ученикам среднего уровня: найти в тексте доказательства и причины грустного настроения автора

С детьми низкого уровня организуется устная работа по определению настроения.

Ученики высокого уровня самостоятельно готовят выразительное чтение.

Ученики среднего уровня выделяют ту часть стихотворения, которая соответствует настроению времени года, и отрабатывают выразительность этого отрывка.

С детьми низкого уровня организуется работа с учителем по определению громкости и темпа чтения каждой строки.

Третий вариант подразумевает дифференциацию по характеру мыслительной деятельности. Она предусматривает задания различного уровня с точки зрения продуктивности.

Для учащихся низкого уровня подбираются задания репродуктивного характера, направленные на овладение и совершенствование навыка чтения, создание ситуации успеха для слабочитающих детей

Для учащихся среднего уровня - задания конструктивного характера, направленные на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для учащихся высокого уровня - задания исследовательского характера, способствующие осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.

1 уровень - прочитай выразительно прямую речь

2 уровень - прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения

3 уровень - подготовь сценарий данного текста.

Дифференциация может быть организована и по другому принципу - по объёму:

1 уровень: прочитай и перескажи первую часть близко к тексту

2 уровень: прочитай и перескажи подробно весь текст

3 уровень: прочитай весь текст и перескажи кратко.

Дифференциация может быть организована и по уровню творчества.

1 уровень: подбери рифмы: небеса-. иней-. снежок-.

2 уровень: придумай двустишие по рифмам: ковром – серебром, бело - замело

Все эти задания могут использоваться учителем на разных этапах урока и в домашних заданиях [4, с.104].

Определив, что же такое разноуровневое обучение и его видами, также разберемся с особенностями применения технологии разноуровневого обучения на уроках литературного чтения.

Особенностями применения технологии разноуровневого обучения на уроках литературного чтения, введенные Л.С.Выготским являются:

Во-первых, изучить индивидуальные особенности учащихся. Если не учитывать индивидуальные особенности детей, мы видим, что у сильных детей теряется интерес к учению, они превращаются в посредственных учеников. Это не касается слабых ребят, задания среднего уровня кажутся им непосильными, у них появляется ощущения неполноценности, боязнь высказывать свои суждениях в ответах. Из-за этого такие ученики, в конце концов, отказываются от какой-либо мыслительной деятельности, используют обходные пути – механическое заучивание, ожидание подсказок, списывание

Во-вторых, классифицировать учащихся по типологическим группам. Учитывая уровень знаний, в классе определяют три типологические группы. В первую группу относят учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры. На уроках у детей идёт расширение знаний, формирование умения решить задачи повышенной сложности, развитие устойчивого интереса к предмету, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности. Ко второй группе относятся учащиеся, имеющие положительные отношения к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако – многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений. Задача педагога– это ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения материала, увеличение темпа работы, формирование навыков учебного труда, умение работать с книгой, самостоятельно работать над задачей. К третьей группе относятся ребята, имеющие слабые знания по материалу, и не владеющие приёмами учебного труда. В данном случае необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, пробудить интерес к предмету путём использования игровых элементов.

В-третьих, научить выполнять различные учебные задания. Планируя урок важно продумать, как ученики разно уровневых групп будут подведены к восприятию нового материала, как будет активизировано их внимание, какие с этой целью будут заданы вопросы, предложены задачи, какие наглядные пособия нужно привлечь [7, с.15].

Таким образом, применение технологии разноуровневого обучения на уроках литературного чтения очень важно и эффективно. Данную технологию используют на разных этапах изучения и усвоения определённой темы и на разных этапах урока. Это разноуровневые задания, дидактические материалы, различающиеся по уровню трудности; по объему; по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащимся; по характеру учебных действий, а также диагностические тестовые материалы, направленные на контроль знаний и выявление пробелов в них.

Болтянский ВТ., Глейзер Г.Д. К проблеме дифференциации школьного образования // Математика в школе. – 2010. – № 3. – С. 9-13.

17. Клевченя М. С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - Мн., "Народная асвета", 1992.

Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011.—120 с. — (Стандарты второго поколения).

Конева Л.С. Технология разноуровнего обучения учащихся начальной школы. Аркор, 1999.

Логинова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - Ярославль, 1995. - 262 с.

Осмоловская И.М. Организация дифференцированного и разноуровневого обучения в современной образовательной школе //Завуч. -2008. -№ 8.

Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. - Мн., Академия последипломного образования, 1998.

Уит И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Просвещение 1990. - 355 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. - 2004.-№5.

myzraeva@bk.ru

Разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. При таком обучении, не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие

Общеобразовательная школа - единая школа, где все дети обучаются по единым планам, единым программам и учебникам. Но дети все разные. У них разные интересы и склонности, разные задатки, уровень развития, а в старших классах и разные жизненные планы.

Каждый ученик неповторим в своей индивидуальности. Нет, и не может быть вообще не способных учеников. И одним из плюсов разноуровневого подхода к обучению является то, что с помощью него появляется возможность проявить себя каждому ученику. Всякий неуспех, неудача порождают у школьников нежелание учиться и задача учителя - поставить учеников в такие условия, при которых все испытывают моральное удовлетворение от сделанного, создать высокий эмоциональный настрой, а это вызывает у учеников радость переживания за свои успехи.

Необходимо выделить два основных вида разноуровневого подхода. Прежде всего, это дифференцированный подход к отработке содержания учебного материала в классах различной специализации (математических, гуманитарных, естественно - научных и других). Учащихся в таких классах отличаются по уровню подготовленности, характеру мыслительной деятельности, направленности их познавательной активности. Здесь главной задачей является корректировка программ гимназических, профильных и особенно гуманитарных классов. В более подготовленном гуманитарном классе некоторые понятия требуют простого повторения, и оставшееся время можно использовать для углубленного изучения темы. В общеобразовательном классе в зависимости от уровня подготовленности учащихся приходится более или менее рассматривать основные базовые понятия.

Вторым видом разноуровневого подхода является выявление различий у учащихся в одном классе, способность учителя определить основные категории учащихся, ориентироваться на различные уровни подготовленности, в равной степени содействовать успешной деятельности и сильных и слабых учеников.

Многоуровневое образование предполагает:

  • учет индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента)
  • умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти)

анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений
учет направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей)

Полученные результаты анализируются, на их основе определяется несколько уровней обучения. В дальнейшем для каждого из этих уровней готовится дифференцированный материал, продумываются приемы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планируется самостоятельная работа на разных этапах урока, определяются формы контроля.

Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы (пары сменного и постоянного состава, группы, индивидуальная работа), постоянная коррекция деятельности с учетом полученных результатов.

Разноуровневое обучение предполагает работу учителя одновременно с разными группами учащихся. Это требует разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, их предъявление учащимся, использование разных критериев оценок, проведение дополнительных занятий с отстающими с учетом анализа причин неуспеваемости. Если этого не делать, то сильные ученики теряют интерес к усвоению, если учитель объясняет материал слишком просто, повторяя одно и то же несколько раз. Слабые, в свою очередь перестают слушать объяснение учителя и теряют интерес к усвоению, если материал излагается на уровне более сложном, или это доступно их пониманию. Оценивая успехи каждого ученика в усвоении знаний, учитель должен сравнивать их не с успехами сверстников (особенно отличников), но и с его собственными предшествующими достижениями, показывая, что удается лучше, над, чем еще следует поработать, как лучше организовать учебную деятельность. Учитель должен быть сдержать в похвале учащихся с высокими учебными возможностями, но поощрять малейшие продвижения слабых и средних учеников.

Непростым моментом в разноуровневом обучении является составление заданий различной степени сложности.

Обычно принята следующая градация заданий:
Первый уровень – продвинутый, творческий (предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы)
Второй уровень – базовый, репродуктивный (основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания)
Третий уровень – стартовый, минимально допустимый (слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана)

Также необходима корректность при делении учеников на группы. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний. Это лишний раз доказывает, что разноуровневый подход стимулирует учеников.

Таким образом, разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. При таком обучении, не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие.

Поэтому, мне кажется, такую организацию урока нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов, и тогда учитель с полным правом сможет называть учеников своими соратниками.


Одним из требований федерального стандарта является новая система оценки достижений обучающихся. Главной особенностью предлагаемой системы является уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Применение технологии разноуровневого обучения в современном образовании весьма актуально.

Разноуровневое обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на своем уровне, но не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей. Критерием оценки деятельности ученика при уровневом подходе принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом и его творческому применению.

Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем, остро стал вопрос о разноуровневом обучении.

За годы педагогической практики я поняла, что, к сожалению, ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере найти выход из создавшейся ситуации мне помогает уровневая дифференциация знаний и умений обучающихся.

Несколько учащихся одного класса, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности поражают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости.

Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучению индивидуальных особенностей учащихся.

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.

Первую группу образовали ученики “слабые” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

В третью группу вошли дети, которые обладают более высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно развит словарный запас.

Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

Разноуровневое обучение дает шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности.

Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:

  • делении учащихся на группы(по уровню знаний, способностям),
  • разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний,
  • оценивании деятельности учащихся.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

  1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
  1. Развивить устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Моей задачей как учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Разноуровневое обучение предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями; карточек, в которых показаны образцы выполнения задания, тренажеры.

В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учитель в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждого? Как заинтересовать класс и сделать обучение радостным? Только учитывая реальные возможности в учебе всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке.

Тщательно готовясь к уроку необходимо учитывать своеобразие класса, психологию, потенциальные возможности каждого ученика, стараться находить и реализовать на уроках русского языка такие приемы, которые дадут школьникам ощущение самостоятельности, активного и творческого участия в процессе изучения предмета. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику учителем по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Это особенно важно для слабых учеников. Задачи учителя – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам умственной деятельности. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Читайте также: