Экстремум экстремальность и экстремизм можно ли спланировать анархию

Обновлено: 28.06.2024


1. Кипкеева Л.У. Об основных подходах профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. №. 1. С. 239-245.

3. Немгирова С.Н. Экстремизм в молодежной среде: региональный аспект // Вестник ИКИАТ. 2014. №1 (28). С. 73-78.

4. Харченко А.А., Заслонкина О.В., Дровникова О.Н.Экстремизм и ксенофобии какпротестный механизм социального аутсайдерства молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №. 2. С. 92-100.

5. Апанасюк Л.А. Ксенофобия и экстремизм в молодежной среде (результаты социологических исследований) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №. 7(123). С. 220-224.

6. Селиванова О.А. Основные направления профилактики интолерантности и экстремизма в среде современного регионального вуза // Образование и наука. 2012. №. 3. С. 74-89.

7. Карапетян А.А. Предупреждение экстремизма в молодежной среде (по материалам Свердловской области) // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №. 1. С. 184-188.

9. Варданян А.В., Кулешов Р.В. Диалектическое единство экстремизма и терроризма как философская предпосылка для совершенствования подходов к криминалистическому научному обеспечению антитеррористической и антиэкстремистской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №. 8. С. 115-118.

10. Барышкова Н.Г. Экстремальность и экстремизм // Экстремизм как цивилизационный вызов. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2012. С. 105-117.

11. Валеев А. Х. Причины молодежного экстремизма в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. №. 2. С. 127-129.

12. Ситяева С.М., Яремчук С.В. Экстремистские установки молодежи в зависимости от сиблинговой позиции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 113-132.

13. Головин А.Ю., Аристархова Т.А. Сущность экстремизма и особенности его проявления в молодежной среде // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. №. 3-2. С. 3-9.

14. Верстова М.В., Верстов В.В. Экстремизм и конфликтность в межэтнической среде // Социальная педагогика. 2016. № 3. С. 101-110.

16. Злоказов К.В., Муслумов Р.Р. Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних в молодежные экстремистские группировки // Педагогическое образование в России. 2014. №5. С. 81-87.

17. Суслонов П.Е., Злоказов К.В. Методика проведения социально-психологических исследований по проблемам экстремизма и деструктивности в молодежной среде // Российский науч. журн. 2013. № 5 (36). С. 219-224.

18. Косорукова Е.В. Особенности причин вовлечения несовершеннолетних в группировки экстремистской направленности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. №9. С. 45-50.

19. Белый О.И. Психолого-политическая стабильность молодежи - гарант защиты от экстремизма // Теория и практика общественного развития. 2012. №. 3. С. 77-81.

21. Глухарев Д.С. Противодействие экстремизму в современном медиапространстве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Социально гуманитарные науки. 2012. № 10 (269). С. 135.

23. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Обзор. НЦПТИ. 2015. №. 5. С. 4-9.

Очевидно, что профилактика экстремизма среди молодого поколения должна являться одной из первостепенных задач правоохранительных органов, органов государственной власти и образовательных учреждений любого уровня образования. В настоящее время накоплен определенный опыт в решении данной проблемы (С.Н. Негмирова [3], А.А. Харченко, О.В. Заслонкина, О.Н. Дровникова[4], Л.А. Апанасюк [5], О.А. Селиванова [6] А.А. Карапетян [7] и др.). Однако, на наш взгляд, расширение масштабов вовлечения молодого поколения средствами информационно-коммуникационных технологий, среды Интернет, социальных сетей требует поиска более эффективных мер профилактики экстремизма среди молодого поколения нашей страны. В связи с вышесказанным целью нашего исследования является поиск современных и эффективных подходов профилактики молодежного экстремизма в образовательной организации средствами информационных коммуникационных технологий.

Материал и методы исследования

В ходе исследования нами были применены теоретические методы исследования: частотный анализ агитационных, радикально настроенных текстов, встречающихся в социальных сетях и в сети Интернет, с целью выявления их особенностей и использования полученных результатов для разработки методических рекомендаций; статистический анализ, направленный на выявление возрастных, гендерных особенностей молодых людей, учувствовавших в различного рода экстремистских актах, акциях и ином, их социально-экономических мотивов; анализ нормативно-правовой документации и научно-педагогической, методической литературы в вопросах педагогики и методологии воспитательной деятельности образовательных организаций, направленных на воспитание у обучаемых патриотизма и формирование навыков противодействия экстремизму.

Объектом исследования является процесс профилактики молодежного экстремизма и противодействия терроризму в образовательной организации.

Предметом исследования являлась информационно-образовательная среда (ИОС) образовательной организации как средство профилактики молодежного экстремизма и противодействия терроризму.

Результаты исследования и их обсуждение

Соглашаясь с М.В. Верстовой, В.В. Верстовым, можно говорить о широком и узком понимании данного термина. Так, к экстремизму в широком смысле можно отнести наличие крайних или радикальных убеждений и взглядов, в узком – проявление несогласия с принятыми в обществе политическими взглядами и правовыми нормами, морально-этическими ценностями, выраженное в стремлении разбалансировать общественно-политическую стабильность [14].

Таким образом, экстремизмом можно назвать такие действия, которые основываются на крайне радикальных взглядах и мерах и проявляются в высшей степени воздействия физического и морального насилия и морального принуждения, экономического давления и т.д.

1) наличие идеологии (взглядов, морально-этических принципов), отличающейся от той, что реализуется в данном обществе и государстве;

2) отсутствие политической, экономической, этнической, конфессионной толерантности;

3) проявление путем нарушения установленных правовых норм;

4) максимально возможная открытость и массовость распространения экстремистских идей;

6) демонстративное противостояние и пренебрежение принятыми в обществе нормами морали и этики.

Выявление основополагающих признаков экстремизма позволяет государственным и правоохранительным органам разрабатывать механизмы профилактики и ликвидации экстремистской деятельности.

Отдельно хотелось бы отметить, что молодежный экстремизм, по утверждению психологов (К. В. Злоказова, Р.Р. Муслумова [16], П.Е. Суслонова [17], Е.В. Косоруковой [18], О.И. Белого [19] и др.), отличается не только проявлением максимального несогласия с существующими взглядами и нормами, но и идеологией, основанной на принципе агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Молодежный экстремизм не приемлет инакомыслия и нетерпим к представителям иных молодежных организаций, групп людей, принадлежащих к другим национальностям, религиозным конфессиям и т.п.

1) возрастная категория участников такого рода организаций и мероприятий – это молодые люди, возраст которых от 16 до 27 лет;

2) около 70% всех опрошенных являются учащимися средних профессиональных учебных заведений, 18% – студентами высших учебных заведений и 15% – безработными и нигде не обучающимися молодыми людьми;

3) 95,6% не имеют постоянного источника дохода;

4) 50% участвовавших в опросе имеют средний уровень интеллекта (IQ), 43,6% – пограничный уровень IQ и только 6,4% – хорошую норму развития интеллекта;

5) круг интересов у большинства крайне ограничен, как правило, заключается в удовлетворении своих потребностей.

Как правило, после завершения процесса социализации как обретения своего места в обществе необходимость экстремальности в сознании молодого человека снижается, но ряд неудач в значимых для личности событиях может являться своеобразным толчком к проявлению скрытой экстремальности.

Выводы

1) проведение мероприятий по формированию основ правовой культуры у обучаемых в области защиты прав и свобод человека;

2) воспитание толерантного и терпимого отношения к любому члену общества независимо от его национальности, вероисповедания, социального происхождения, убеждений и взглядов;

3) обеспечение досуга молодежи.

Результаты педагогического эксперимента оказались далеко неутешительными. По собственной оценке деятельности в плане профилактики экстремизма среди молодежи сотрудниками образовательных организаций работа ведется в большей степени формально и признается ими неудовлетворительной. Каждая из образовательных организаций имеет планы воспитательной работы, в которых указаны подобного рода профилактические мероприятия, но общая работа сводится, как правило, к выпуску плакатов и стендов антиэкстремистской направленности. К сожалению, констатируются факты отсутствия какой-либо деятельности по организации досуга молодежи.

Таким образом, вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

2) молодежный экстремизм в настоящее время расширяет свои территориальные границы, носит более агрессивный характер;

3) в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования работа по профилактике молодежного экстремизма, как правило, ведется формально.

Данные выводы подтверждают актуальность и значимость нашего исследования и предполагают решение задач, направленных на поиск наиболее эффективных средств для профилактики молодежного экстремизма в образовательной организации, установление возможности использования информационно-образовательный среды образовательной организации как средства профилактики молодежного экстремизма, внедрение профилактических мер в воспитательный процесс и оценку их эффективности.

Читайте также: