Кто осуществляет социальное воспитание

Обновлено: 17.05.2024

— взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

С.в. - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). С.в. осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

В воспитательных организациях воспитание реализуется в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи.

Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия (см. Педагогическое взаимодействие), а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения).

Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатлённых ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование), стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в воспитательных организациях для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности.

Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку прибрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения потребностей и интересов других людей; в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностных установок; в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации; в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегии адаптации и обособления в социуме.

Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспитуемых, а также, в определённой мере, и от их этнической и социально-культурной принадлежности.

В различных видах и типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объём и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенно различны. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок и концепций воспитания, имеющихся у педагогов данной воспитательной организации. Эти различия определяют содержание и характер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе С.в. осуществляется в виде множества "цепочек": воспитательная организация - составляющие её формализованные группы (коллективы), коллектив - личность, коллектив - входящие в него микрогруппы - личность, педагог - коллектив, педагог - личность и др. Содержание взаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

С.в., осуществляемое в воспитательных организациях различных видов и типов, даёт человеку опыт взаимодействия с людьми, создаёт условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни , а не для какой-то искусственной, оранжерейной среды, это диктует необходимость прежде всего способствовать развитию социальных сил ребенка и потенциалов его души, подготовки к жизни в обществе. С позиции государства (общества) проблема социального воспитания направлена на формирование гражданина. Она известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исторических этапах своего развития преднамеренно или непреднамеренно осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.

В разные периоды философские и педагогические течения, отдельные педагоги и философы выдвигали идеи социального воспитания. Они легли в основу разработки теории социальной педагогики и были признаны лишь в конце XIX в. В начале XX в. в России они получили развитие в виде социального воспитания.

Выделяются следующие типичные подходы к пониманию сущности и содержания (направления, раскрывающие содержание) социального воспитания.

Воспитание гражданина (гражданское воспитание), характерное для любого общества, осуществляется под влиянием и контролем государства (В.В. Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский и др.). Оно ориентируется на потребности государства в воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни в обществе. Государство определяет цели, содержание и пути реализации воспитания, создает для этого институты, а также обеспечивает контроль за их воспитательной деятельностью. Именно через эти институты реализуется социально-воспитательная миссия государства.

Это нисколько не устраняет и не отодвигает задач развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает этой задаче новый смысл.

Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение людей сформировать соответствующее общество. В основе подобного социального воспитания лежало положение о направленном развитии социальных сил ребенка, формировании качественно нового человека по модели социального идеала и, таким образом, изменении общества.

Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704—1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заведений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие учебные заведения были открыты. Бецкой разработал организационные основы их существования, специальные учебные программы. Они имели выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы оказать существенное влияние на развитие российского общества. В то же время определенное воздействие на общество они оказали. Этот проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества невозможно было добиться качественных общественных изменений.

В 1920-е и последующие годы также ставилась задача с помощью социального воспитания формировать людей нового типа — строителей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрастающего поколения, становление определенного типа человека, так и перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального воспитания в Советской России стали действовать соответствующий институт и академия. Государство через институты социального воспитания обеспечивало активное влияние на формирование различных категорий людей.

Основным средством социального воспитания в государстве была образовательная система, представлявшая собой орудие государственной власти для достижения социальных целей. Была образована Академия социального воспитания. Она стала научно-педагогическим центром, обосновав содержание и пути реализации идеи социального воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные, массовая школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подрастающего поколения, которую ставила перед ними государственная власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социального воспитания. В 1923 г. вышло первое учебное пособие, подготовленное Иорданским.

Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную среду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется через средства массовой информации, негосударственные учреждения, организации, отдельных личностей — эмиссаров, принявших предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхода надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась активная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа верующих и распространению его учения в различных странах мира. Она реализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью создавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., например, был создан иезуитский орден — воинов Христа .

В современных условиях это направление находит выражение в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и утверждению американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером такой деятельности является вовлечение людей различного возраста в систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказывающийся на здоровье, поведении и материальном положении людей. Во многих странах мира деятельность таких религиозных организаций поставлена вне закона (запрещена).

Данный подход как одно из направлений социального воспитания в литературе не раскрывается. Он представлен как культурная, идеологическая или религиозная экспансия.

Таково содержание социального воспитания с позиции государства. Государство (общество) создает институты, призванные обеспечить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего поколения.

Тема: Социальное воспитание как условие успешной социализации

1. Воспитание как социальный институт

2. Социальное воспитание и его сущность

3. Принципы социального воспитания.

4. Система социального воспитания.

2.Мудрик А.В. Социальная педагогика.-М.,1999.с.45-47, 49-50, 106-107,150-152.

3.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. –М.,2001

4. Левко, А. И. Социальная педагогика : Учеб.пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений / А. И. Левко. - Мн. : ИВЦ Минфина, 2003. - 340с.

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // НРПА РБ 30 декабря 2006 г., № 8/15613

6. Никитина, Л. Е. Социальная педагогика : Учеб. пособие для вузов / Л. Е. Никитина. - М. : Академический Проект, 2003. - 269с.

1 Вопрос. Воспитание как социальный институт.

Воспитание – основная категория педагогики, а следовательно, и социальной педагогики как составной части первой.

Воспитание можно рассматривать в нескольких аспектах:

- как общественное явление

- как процесс взаимодействия или как процесс воздействия.

Каждый из этих подходов затрагивает лишь какую-то одну сторону воспитания, а не рассматривает его как педагогическую категорию в целом.

В отечественной педагогике выделяют и рассматривают

-воспитание в широком социальном смысле (воздействие на человека общества в целом);

-- воспитание в широком педагогическом смысле (как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений);

--воспитание в узком педагогическом смысле (воспитательная работа с целью формирования у детей системы заданных качеств).

Как общественное явление воспитание сложный и противоречивый процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества, в быт, общественно-производительную деятельность, становления их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями.

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими особенностями:

1. Возникло из практических потребностей приспособления, приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни.

2. Категория вечная, необходимая. Воспитание появляется с возникновением человечества и существует пока живет общество.

3. Имеет конкретно-исторический характер.

4. В широком социальном смысле воспитание включает в себя обучение и образование, а также воспитание как педагогический процесс.

В последние годы подходы к воспитанию, его определению значительно расширились.

В зарубежной педагогике воспитание трактуется как:

-- любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развить возможности людей, включая их интеллект, физические, нравственно-этические и другие качества;

-- развивающий процесс, обеспеченный школой иди другими учреждениями, которые организованы главным образом для учебы и научения;

-- общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу;

- социальный процесс с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения ( особенно школы) , для того чтобы они могли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

Несколько изменяется содержательная характеристика воспитания и в отечественной педагогике. (Концепция воспитания детей и учащейся молодежи: культура здорового образа жизни, культура семейных отношений, экологическая культура, культура половых отношений, национальная культура. Появляется социальное воспитание).

В культурно-историческом контексте содержание воспитание включало в себя :

--воспитание социальное (общественное)

2 Вопрос. Социальное воспитание и его сущность.

Сегодня актуален вопрос: Каким образом воспитывает индивида сама социальная жизнь общества? Как воспитывать человека, чтобы он мог успешно функционировать в многообразной системе социальных отношений?

К сожалению, сегодня можно констатировать, что отсутствует взаимосвязь и преемственность между основными звеньями системы воспитания – семьей, учебно-воспитательными учреждениями разного типа ; что недостаточное внимание уделяется средовому фактору в воспитании и социализации подрастающего поколения; что имеет место вестернизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.

Чтобы воспитание рассматривать как начало и как путь социализации нужно искать новые подходы к трактовке его сущности, к пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. Важно понять и осознать, что

Тогда, что следует понимать под социальным воспитанием?

Как отмечает А.И.Левко, термин социальное воспитание в настоящее время употребляется в двух аспектах:

1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними. При таком рассмотрении социального воспитания акцент делается на усвоение личностью групповых образцов, норм, стереотипов коллективной деятельности , стиля мышления той или иной социальной группы , общности. Результат такого воспитания – усвоить социальные роли, социальные ценности и нормы поведения и личность как объект культуры, представляющая собой итог социализации.

2. Социальное воспитание есть процесс овладения индивидом определенным типом культуры в ходе социализации и индивидуализации на основе приобщения к ценностям культуры, а также выполнения определенных социальных ролей. В данном подходе личность является активным субъектом культуры, обладающая свободой, волей, способностью к творческой деятельности. Акцент делается на развитие духовных и социальных качеств личности

Социальное воспитание на основе духовных ценностей может осуществляться с помощью:

общецивилизационного подхода , который исходит из общечеловеческих ценностей и понимания культуры как некоего идеала , идеальной цели;

поликультурного подхода, когда каждая локальная культура осознается как одна из возможных и тем самым определяет многообразие и плюрализм методов социального воспитания. Особая роль здесь принадлежит национальному, региональному, поселенческому воспитанию.

Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностных ориентаций человека в процессе социализации (А.В. Мудрик). Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в таких сферах как образование (обучение, просвещение, самообразование), организация социального опыта (организация жизнедеятельности формализованных групп, влияние на неформальные группы), индивидуальная помощь человеку (индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, попечительство и опека, патронат ).

Цель социального воспитания :

Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.

Социальный опыт- единство различного радо ЗУН, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

Овчарова Р.В. определяет социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизенноважных задач взаимодействия с окружающим миром :

1. формирование социальной компетентности;

2. достижение социального самоопределения;

3. достижение жизненного успеха

4. выживание в обществе.

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

1. Социальное воспитание рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности , общества в целом, как представителя той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.

Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т.д. воспитания .

2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает индивиды сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой.

3. Социальное воспитание характеризует направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности; опора на социальное подражание, социальные чувства , социальные потребности и интересы; опора на социальное творчество; социальное воспитание во всех его модификациях , моделях , технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества; система социального воспитания находится под постоянным контролем общества , т.е. той социальной системы частью которой она является.

4. Социальное воспитание сориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

Схематически процесс социального воспитания можно представить как: ( по А.В. Мудрику)

1. включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций;

2. приобретение и накопление знаний, умений и других элементов социального опыта;

3. интериоризация (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта: преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению социального опыта и деятельности;

4. экстериоризация социального опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

По Овчаровой Р.В.

Процесс социального воспитания личности имеет свои а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой:

Б) свою структуру—цели и задачи ; средства реализации ( формы, методы , технологии); содержание ; объекты и субъекты ; результат ( определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);

В) свои этапы – ориентационный , проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

Объекты и субъекты социального воспитания.

Объект - существующий вне нас и независимо от нашего сознания

внешний мир, являющийся предметом познания и практического воздействия субъекта ; предмет , явление на которое направлена активность субъекта.

Объектом социального воспитания является человек, ребенок, ( процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

Субъекты социального воспитания—конкретные люди ( педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Ценности социального воспитания.

Ценность - основная характеристика любой культуры , указывающая на значимость в ней тех или иных явлений и фактов и определяющая форму отношений субъекта (отдельной личности или социальной общности) к своему бытию, реальным условиям жизнедеятельности через выражение определенных смыслов и значений его поведения и деятельности. ( Словарь социального педагога и социального работника.-Мн.,2001). Ценности объективны, но преломляются через призму субъективного, так как носителем ценностей является конкретный человек.

Социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей , которые адекватны типу государственного устройства , социально-политической системе данного общества.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

1. Ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные – т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры.

2. Ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных , философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

3 вопрос. Принципы социального воспитания. ( самост. по учебнику А.В. Мудрика) -конспект.

Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации человека, а также подход к нему как субъект-субъектному взаимодействию и определение его как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций позволяет выделить ряд принципов, которые могут рассматриваться основанием организации социального воспитания

1. Принцип природосообразности

Аристотель, Я.А.Коменский, А. Дистервег. К.Д.Ушинский.

Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Данный принцип предполагает необходимость ч учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2.Принцип культуросообразности (Дж.Локк, А.Дистервег,К.Д.Ушинский и др.)

Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами , традициями конкретной национальной , региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3.Принцип дополнительности в социальном воспитании.

Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития , наряду с природными, социальными , культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного , социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации , общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения.

Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической направленности воспитания

7.Принцип коллективности социального воспитания.

Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа , дает детям опыт жизни в обществе , опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания

4 вопрос. Система социального воспитания.

Система - определенный порядок в расположении и связи действий;

n нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей;

n совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организаций объединенных в единое целое.

Система социального воспитания может функционировать на национальном (государственном), региональном и локальном уровнях.

Система социального воспитания - совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.

Она включает в себя различные воспитательные организации , такие как –

  • учебно-воспитательные учреждения различного типа;
  • учреждения для детей, подростков с ослабленным здоровьем;
  • учреждения для одаренных детей;
  • учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальными наклонениями;
  • организации занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией детей.

Структурными компонентами системы социального воспитания наряду с совокупностью учреждений являются также:

--Средства выделяемые государством для функционирования системы воспитания: материальные, финансовые, духовные;

--Кадры, необходимые для реализации функционирования системы социального воспитания: организаторы воспитания на национальном, региональном, локальном уровнях; воспитатели-профессионалы, воспитатели -волонтеры.

--Ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны социально-политической, экономической, идеологической системам общества

-- Органы управления воспитания.

-- Объекты социального воспитания.

Основные цели системы социального воспитания:

1. Формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации.

2. Обеспечение полноценного развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности.

3. Формирование социальной активности личности, способной к индивидуальной творческой деятельности по преобразованию действительности и себя.

4. Формирование личности готовой принять на себя ответственные дела и решения и в полной мере реализующей свою индивидуальность

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (далее - Концепция) определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Содержание:

Как ни странно, социализация - это одновременно аргумент и за и против садика и школы. Разберёмся, как там проходит социализация, вспомним несколько крылатых фраз и посмотрим, каких ролей и как следует избегать.

Социальные навыки

Очевидно, социализация подразумевает развитие ряда навыков. Существуют специальные тесты, позволяющие оценить уровень социальных навыков подростка. Например, методика Гольдштейна выделяет 37 основных навыков, разделенных на пять категорий:

1 Начальные навыки (умения вступать в контакт с другими людьми – проявить к собеседнику внимание, вступить в разговор, обсудить интересующую тему).
2 Самовыражение в разговоре (умение выразить переживания, передать информацию, аргументировать и убеждать, сделать комплимент, поблагодарить, поддержать или попросить о помощи).
3 Положительная обратная связь (эмпатия, умение выразить понимание, извиниться, учесть мнение, выполнить указание, указать на противоречие и предложить решение).
4 Планирование предстоящих разговоров и действий (умение понять, чего вы хотите добиться и насколько это реально, умение оценить свою компетентность, признать ошибки, расставить приоритеты и сосредоточиться на главном).
5 Альтернативы агрессивному поведению (умение избежать конфликта и разрушения отношений, умение вести себя в конфликтной ситуации конструктивно, в том числе релаксация и самоконтроль).

Так много социальных навыков. Развитие каждого по отдельности заслуживает специального тренинга, а весь комплекс навыков заслуживает самостоятельной дисциплины в школе и вузе – чтобы оттачивать их во взрослой жизни.

Но нам важно, что всё это множество социальных навыков (классификация не так важна) укладывается в понятие коммуникабельность, то есть открытость, общительность. Тренинги по коммуникабельности полезны, но они не потребуются взрослым, кого в детстве заботливо и внимательно учили общаться.

Есть ли жизнь вне общества

Кратчайшее определение социализации – это встраивание в общество (признание иерархии и принятой системы ценностей). По словам Аристотеля, человек по своей природе есть существо общественное - то есть вне общества он и не существует.

Так ли это? Возможна ли в принципе жизнь вне общества? Навыки общения частично теряют даже взрослые состоявшиеся люди в результате длительной изоляции.

Описано множество (сотни) достоверных случаев так называемых детей Маугли, когда дети вырастают среди диких животных вне человеческого общества – с самосознанием и многими свойствами животного. Они не поддаются воспитанию - с трудом возможна только дрессировка. Речь с трудом восстанавливается только до уровня, который был достигнут до потери контакта с людьми.

Что же такое независимость

С рождения: когда ребенок зовет маму и она приходит - он независим, но если мама не хочет подойти, то ребенок зависим от её настроения. Ребёнок, воспитанный во внимании, становится независимым и способным к взаимопомощи. Есть разница между ребенком, который перестает звать маму, потому что становится самостоятельнее, и ребенком, который перестает звать маму, потому что она все равно не придет.

Интересный пример общества индейцев Южной Америки, описанный Жан Ледлофф, показывает, что независимость, открытость и бесстрашие воспитываются без наказаний – необходимой поддержкой, личным примером и отсутствием принуждения. От рождения это непрерывный контакт с мамой и взрослые занятия (охота, земледелие, готовка) в той мере, в которой ребёнок проявляет интерес (без требований к результатам).

Отличительной чертой этих индейцев является отсутствие лишнего напряжения во всём. Они не делают скучную работу, но очень трудолюбивы и выполняют необходимую для жизни тяжёлую работу с удовольствием. У индейцев есть, чему поучиться, но идеализировать их образ жизни не стоит. В том числе и потому, что не вполне естественная городская среда подразумевает специфические институты образования и социализации – садики и школы.

Социализация в садике

В популярной психологической энциклопедии Степанова сказано, что социализация продолжается всю жизнь, но чаще о ней говорят в детстве и юности.

Как быть с тем, что одни родители приравнивают детские садики к детским домам с волчьими законами, а другие полагают, будто социализация начинается и проходит только в садике?

Известны результаты исследований американского Национального института детского здоровья и развития человека (NICHD), что чем дольше ребёнок ежедневно находится в детском учреждении, тем больше он будет иметь проблем в поведении и общении, а также что у детей в садике повышена выработка кортизола - гормона стресса (что в принципе естественно в неестественной ситуации).

На самом деле воспитание в садике только дополняет семейное. Только так и следует воспринимать садик, потому что это неестественная среда для детей. Однако, там дети учатся общаться, а социализация в качестве образовательного направления там регулируется государственными требованиями к дошкольным образовательным программам.

Весь профессионализм педагогов направлен на развитие у детей коммуникативных компетенций - поддерживать контакты, выражать и распознавать эмоции, уважать и терпеть всех и при этом иметь высокую самооценку и пребывать в эмоциональном благополучии (звучит идеально). Естественно, что какой-то успех в этом возможен только в случае, когда родители активно сотрудничают с педагогами садика.

Опытные педагоги всегда готовы к сотрудничеству и родители всегда смогут сами у них поучиться. Следует поддерживать связь, помогать узнать педагогу особенности ребёнка и спрашивать рекомендации, на что обратить внимание дома; согласовывать требования к детям и методы воспитания.

Социализация в школе

Минусы государственных школ сводятся к следующим:

A Неизбежен в значительной степени формальный настрой педагогов: цель поставить хорошие отметки не всегда совпадает с целью дать знания. А детская любознательность, не встречая ответного энтузиазма, угасает.
B Избыточная монотонная нагрузка домашними заданиями и часами уроков, из-за чего помимо любознательности и индивидуальных способностей страдает детское здоровье.
C Усреднение в ущерб развития индивидуальных способностей, из-за чего появляются ярлыки и давление большинства (не всегда стимулирующее успеваемость и самооценку).

Многие не довольны качеством образования в обычных школах и некоторые родители обращаются в частные школы за образованием, превосходящим требования министерства образования (в Москве более двухсот таких школ). Это дорого, но сумма затрат родителей в обычной школе растёт благодаря платному питанию, репетиторам и регулярным дополнительным взносам в классный фонд.

В частной школе ребёнок скорее получит багаж необходимых знаний, с которым успешно сдаст экзамены в ВУЗ. В основном благодаря индивидуальному подходу, поиску и развитию сильных и слабых сторон. Все предметы разбираются на занятиях - и дети не перегружены домашними заданиями, – поэтому дома есть возможность заняться чем-то кроме школьной программы.

Есть также аргументы в пользу домашнего образования (оно разрешено в России, но, например, в Германии, или Франции запрещено). Но такая форма непопулярна: официально в Москве на домашнем обучении находится менее 1 процента детей школьного возраста. Основной аргумент в том, что тот же результат достигается быстрее. Социализация основана на более личных отношениях с учителями (это ценный опыт общения со взрослыми) и дозированном общении со сверстниками (это плюс).

Всё же, многие часы, проводимые со сверстниками за выполнением одной и той же программы дают большой опыт в смысле социализации (неизбежен поиск своего места в неформальных структурах). Также фактом является умственное развитие и приобретение знаний в школе. Наконец, невыполнение школьной программы в большей степени снижает шансы на достойное будущее ребёнка.

Роль ролей в социализации

Определённые роли человек обязан выполнять в обществе (муж, жена, ребёнок, ученик, сотрудник, представитель власти и т.д.) и делать это качественно. В обществе не случайно принято выделять естественные роли – так, во многих странах есть национальные мужские и женские праздники.

Например, в Японии ежегодно 5 мая украшают дома изображениями карпа (и запускают такие в небо) – рыбы, в поведении которой важно, что ради будущего она плывёт против течения – то есть преодолевает трудности. Праздник девочек отмечают 3 марта (праздник цветения персиков) – цветы символизируют нежность, доброту, красоту и счастливый брак.

Усвоение естественных ролей является неким залогом благополучия всего общества. Однако слишком часто противоестественные роли (патологических руководителей и неудачников, агрессоров и жертв, гиперответственных и разгильдяев, нерях и аккуратистов, клоунов и т.д.) навязываются в детстве.

Дело в том, что какая-то из этих ролей может из досадного ярлыка превратиться в клеймо и на всю жизнь лишить человека полноценного общения даже с самыми близкими, сделать его глубоко несчастным и передаться следующему поколению.

К деструктивным ролям относятся также инвалиды и брошенные жёны. Мамы-одиночки часто неосознанно взращивают в детях антисоциальные навыки – обидчивость и недоверие в девочках (которые торжествуют, разрушив отношения и подтвердив установку) и безответственность в мальчиках (которая также не способствует укреплению семей). Распространён опасный стереотип, что якобы воспитание детей – дело мамы, а папа отстранён (часто даже по выходным) в силу тяжёлой роли добытчика.

Ребёнок укрепляется в навязанной роли с каждым повтором неразрешённого конфликта, а они могут происходить ежедневно. Так, дети-инвалиды, воспринимаемые родителями сквозь призму своих отклонений, не только сами страдают сверх меры, но их братья и сёстры могут потерять в глазах родителей право на детство (тогда коммуникации страдают у всех).

Однако, есть счастливые примеры, из которых одним из самых ярких, пожалуй, является Ник Вуйчич, которого (без рук и ног) родители заставили воспринимать себя как абсолютно нормального и даже отдали в общую школу. У него нет проблем с социальными навыками, как и у его братьев, сестёр, жены и двоих детей.

Чудесное признание и другие принципы поддержки детей

Для укрепления детей в их естественных ролях им часто нужна поддержка. Есть анекдоты о психологах, которые предлагают поговорить в самых неподходящих ситуациях - но самым действенным способом решить большинство проблем в общении является слово – высказанная поддержка.

Нас интересует признание чувств ребёнка, который начинает вести себя неадекватно – капризничает, дерётся, что-нибудь отнимает, или не хочет разговаривать.

Дети должны знать, что имеют право на эмоции и чувства – это естественно

Оценивая поведение, нельзя допускать сравнений – одобрительных и неодобрительных

К детям нужно относиться не одинаково, но к каждому по-своему. Следует объяснять ребёнку, что любишь его не так же, как других – но по-особенному, потому что он один такой, никто его не заменит. Учитывать потребности каждого следует и когда всем достаётся угощение и когда нужно распределить время взрослого.

Никому не позволяйте навязывать ребёнку роль:

Детям необходимо, чтобы их недопустимое поведение тормозилось извне

Мы вмешиваемся не для того, чтобы разрешить конфликт или вынести своё суждение - мы открываем заблокированные каналы общения, чтобы в будущем дети могли спокойно общаться между собой. Драки:

Продолжим еще немного.

Принципы безопасности

В основе безопасности в старшем возрасте лежит принцип обозначения границ допустимого поведения. Криминалистика утверждает, что большинство насильственных действий сексуального характера совершается знакомыми людьми, причём половина изнасилований происходит на вечеринках (в том числе и дома у жертвы).

Заключение

Вплоть до старшего школьного возраста главной школой общения остаётся семья. Если бы конструктивные социальные нормы и общепринятые ценности передавались только в детских образовательных учреждениях, то детдомовские дети должны быть самыми социализированными и воспитанными носителями этих норм. Однако, в подавляющем большинстве они несчастны и даже склонны к антисоциальному и суицидальному поведению.

Усвоенные нормы человек привносит в своё окружение в дальнейшем. Есть роли, которые надо учиться выполнять качественно и есть роли, разрушающие общество и заставляющие личность страдать. Навязанные в детстве роли (в том числе роли инвалида, брошенного, или неудачника) программируют негативные установки и делают уже взрослого человека несчастным заложником некой безвыходной модели поведения.

Напротив, открытость, чуткость и неравнодушие являются необходимым условием для полноценного общения, подлинно счастливой жизни и, как будет показано в дальнейшем, для выживания в экстремальных условиях, когда рушатся принятые моральные нормы и система формальных отношений. Следующий урок посвящён нравственному и духовному аспектам воспитания.

Рекомендуемая литература:

Проверьте свои знания

Организация социального воспитания в школе

Социальное воспитание – это воспитание ребенка путем создания условий для его полноценного развития, духовной ориентации. Оно основано на вовлечении его в общественно значимую жизнь.

Значение социального воспитания

Социализация – постепенное становление человека через усвоение культурных, общественных ценностей, взаимодействия с многочисленными институтами (семья, школа, социум) с ранних этапов жизни. Протекает она только при взаимодействии с остальными членами общества: сверстниками, родителями, педагогами, влияющими на формирование сознания, мировосприятия ребенка.

Социальное воспитание в школе – целенаправленная работа по формированию главных качеств личности, связанная с обучением, психологическими особенностями, самообразованием. Это процесс, включающий все средства педагогической деятельности. В результате формируются способности, образцы поведения, ценные для общества.

Социальное воспитание состоит из нескольких направлений:

  • Обеспечение социального опыта – создание условий для быта, отдыха, помощь в вопросах взаимодействия с коллективом, самостоятельной деятельности. Опыт – умения, навыки, знания, нормы, ценностные установки, необходимые для полноценной самостоятельной жизни;
  • Образование – обучение, просвещение, пропаганда культурных, нравственных ценностей;
  • Оказание индивидуальной помощи в культурных, познавательных, нравственных, личностных вопросах.

Школа – искусственно созданная воспитательная среда

Дети в школе

Среда – окружение ребенка. Для полноценного развития среду нужно организовать. Часто используется термин “воспитательная среда” – организованная среда, в которой благодаря педагогам создаются условия, не допускающие влияния отрицательных факторов.

Школьная среда способна избирательно передавать воспитуемому основные принципы и правила общества. Возможности школьных коллективов не одинаковы. Они зависят от микроклимата ученического и преподавательского коллектива, профессионализма работников, характера деятельности.

Детский коллектив объединяет учащихся. Ребенок обогащается опытом других детей, педагогов. В период учебы школьная среда ребенка – основная среда его обитания.

Организованный коллектив помогает ребенку полноценно развиваться как социально активной личности, обладающей познавательными, творческими способностями, навыками самостоятельности. Ребенок находит признание, поддержку, учится защищать интересы, жизненную позицию.

Оптимальным воздействие воспитательной среды школы становится тогда, когда имеется общий план развития, когда каждый занят в коллективных делах. Тогда коллектив становится воспитательной средой, работа которой направлена на развитие конкретных, полезных для общества установок, ценностей.

Школа как институт социального воспитания

Социальное воспитание в современной школе – главный элемент социализации человека. Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.

Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).

Современная школа – единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.

Школа – действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.

Особенности школьной социализации

Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:

  • Результаты можно увидеть спустя длительное время;
  • Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
  • Учреждение образования – открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
  • Школа обладает автономией;
  • Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
  • Сочетание традиций и инноваций;
  • Статус ученика временный;
  • Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.

Школа – транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.

На ребенка воздействуют три ценностные системы:

  • Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
  • Коллектив взрослых – педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
  • Школьное сообщество – ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.

Результаты и механизмы воспитания

Дети в походе поймали краба

Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию, усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).

Воспитание обеспечивается несколькими подходами:

  • Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
  • Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
  • Возрастной. Зависит от возраста;
  • Гендерный. Учет различий по полу;
  • Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .

В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.

Деятельность школы использует все механизмы социализации:

  • психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
  • социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “ педагогизируя ” их.

Формы и методы

Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст – оптимальный период формирования различных качеств ребенка:

  • Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
  • 5-6 класс – лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
  • 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
  • 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.

Подростки

Методы социального воспитания делятся на группы:

  • Методы формирования сознания,
  • Методы организации деятельности,
  • Методы стимулирования, мотивации.

Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.

Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.

Дети водят хоровод

Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа – небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.

Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.

Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Люди, при взаимодействии с которыми протекает социализация, называются агентами. В школе такими агентами являются учителя. Особую роль выделяется работникам социально-педагогической, психологической службы. Педагог-психолог, социальный педагог согласно должностных обязанностей должны способствовать успешному процессу социализации учащихся. Применяемые технологии позволяют менее болезненно с учетом всех особенностей учащихся содействовать успешному воспитанию.

Социальный педагог – агент социализации, отвечающий за организацию социального воспитания, он посредник между несколькими мирами: детей и учителей, детей, родителей. Социальным педагогом общеобразовательного учреждения, другими учителями задается направленность процесса социального воспитания. Поэтому так важны профессиональные и нравственные качества этих работников.

В рамках своей работы социальный педагог выполняет все возложенные на него обязанности по социализации, успешной адаптации учащихся:

  • осуществляет диагностику, профилактику, коррекцию, просвещение,
  • проводит работу с детьми, родителями, педагогами и социумом,
  • содействует процессу социализации всех детей, независимо от их семейного положения, состояния здоровья, статуса и других характеристик.

Школа объединяет элементы социального воспитания, что позволяет ей стать успешным институтом социализации. Школьному образованию всегда уделялось внимание во всех странах в разные периоды истории. Только она с поддержкой других институтов способна создать полноценного члена общества и гражданина своей страны. 

Читайте также: