Единое образовательное пространство школы как условие обеспечения качественного образования

Обновлено: 30.06.2024

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:

  • эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
  • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
  • планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.

Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:

  • техническое обеспечение;
  • программные инструменты;
  • обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
  • отображение образовательного процесса в информационной среде;
  • компоненты на бумажных носителях;
  • компоненты на CD и DVD.

ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

  • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:

  1. Организационный этап:
  • Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.
  • Планирование пополнения материально-технической базы.
  • Планирование обучения коллектива школы.
  • Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.
  • Разработка локальных актов.
  • Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
  1. Этап формирования ЦОС:
  • Создание службы методического и технического сопровождения ЦОС.
  • Формирование материально-технической базы.
  • Обучение персонала.
  • Формирование единого информационного пространства в школе.
  • Обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы
  • Привлечение родителей и обучающихся к работе с отдельными компонентами ЦОС школы.
  1. Аналитический этап:
  • Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС
  • Внесение изменений в планирование формирования ЦОС.

При выборе программного обеспечения для формирования ЦОС ОО и разработке локальных актов, регламентирующих ее работу, необходимо руководствоваться следующими документами:

Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.

На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:

Таблица 1. Основные компоненты ЦОС образовательной организации

в соответствии с требованиями ФГОС

Важным критерием при формировании ЦОС является доступ ко всем сервисам через браузер и мультиплатформенность используемых инструментов, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство в работы для всех участников образовательного процесса.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации — это смелый шаг к проектированию “Цифровой школы”, “Современной цифровой образовательной среды”, о которых говорит Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.

Речь в статье пойдет о стратегии формирования образовательной среды школы – о самом этом понятии, о том, оно в себя включает, о требованиях к современной образовательной среде и о том, какие мероприятия обеспечивают построение эффективной образовательной среды школы.


Речь в статье пойдет о стратегии формирования образовательной среды школы – о самом этом понятии, о том, оно в себя включает, о требованиях к современной образовательной среде и о том, какие мероприятия обеспечивают построение эффективной образовательной среды школы.

Образовательная среда школы – понятие и структура

Образовательная среда — это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ученика, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды на образование. То есть образовательная среда является системно сбалансированным сочетанием внутренних и внешних (по отношению к образованию) фактов и условий, существенно влияющих на образование, оказывающих на него позитивное воздействие на принципах прямой и обратной связи.

Поскольку социальным условием сегодня является информатизация общества, то образовательная среда также подвергается влиянию этого условия. И сегодня говорят скорее не об образовательной среде, а об информационно-образовательной среде.

Структура современной образовательной среды школы

Современная образовательная среда теснейшим образом связана с процессом информатизации образования в целом, и образовательной среды в частности.

В связи с этим поднимается новое понятие – информационно-образовательная среда школы.

Информационно-образовательная среда школы (ИОС) — основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Цель ИОС – обеспечение процесса достижения целей образования.

Согласно ФГОС нового поколения, «информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые (электронные) образовательные ресурсы;

• средства предметного обучения и инструменты учебной деятельности,

• информационные и методические материалы

• материально-техническая и технологическая база (инфраструктура),

• система управления педагогическим процессом,

• способы коммуникации: организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный.

Важно: обеспечить баланс между педагогическим и информационно-техническим аспектом при формировании ОС – любой уклон будет снижать эффективность. Особенно это касается уклона в информационно-технический аспект. Поэтому база и фундамент – это педагогическая система, построенная на основе современных требований к ИОС, позволяет в дальнейшем реализовать сам комплекс условий и средств ИОС

Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:

Первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС.

Второй уровень – система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.

Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы.

Функции образовательной среды:

Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение универсальных учебных действий через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР.

Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.

Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.

Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды.

Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.

Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.

Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.

Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды

Условия и критерии эффективной образовательной среды

Условия эффективной образовательной среды как интегрального понятия следующие:

• каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

• обучение организовано на основе ведущей деятельности;

• продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;

• в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

Т.е. на сегодняшний день и первое, и второе представлены достаточно широко, при этом отмечаются следующие проблемы развития информационно-образовательной среды:

• отсутствие четкого регулирования вопросов качества ИОР и ЭОР (нет единых нормативных механизмов, критериев экспертизы);

• необходимость четкого структурирования, упорядочивания ИОР и ЭОР, их кластеризация и выделение однородных групп с последующим формированием универсальных порталов.

• отсутствие достаточного уровня материально-технического оснащения школ (в отдельных регионах)

Необходимы специализированные, профессиональные, тематические, универсальные порталы информации, объединяющие большое открытое множество информационно-познавательных ресурсов, однородных по определенным признакам, и сами действующие на правах интегрированных информационных ресурсов.

Информатизация образования (ИО) – это не только информатизация образовательной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем ин-формационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает ее проникновение во все поры образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образования как сети образовательных учреждений, но и информатизация предмета образования.

Вопрос информатизации образования – на данный момент единая концепция информатизации образования только разрабатывается, до этого единого стандарта и комплекса мероприятий, критериев, определяющих понятие информатизации образования, не было.

Особенностью современного образования является информатизация (ИО), вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС), где эти ее свойства являются неразрывно связанными.

Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование

в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное,

Информационный характер образовательной среды (ИОС) здесь также имеет важное значение. Он создает предпосылки для универсализации средств и ресурсов межпредметной связи.

ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, ин-формационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.

То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

• условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют

• на его реализацию и достигаемые результаты;

• достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие

• требований к условиям этого достижения.

При каких условиях образовательная среда школы может обеспечить благоприятные условия для развития личности учащихся и педагогов? Это будет достигнуто при следующих условиях:

1) образовательная среда школы представляет собой динамическую много-уровневую социально-педагогическую систему, функционирующую и развивающуюся с учетом ряда принципов;

2) формирование образовательной среды современной школы достигается на основе реализации целостной педагогической концепции;

3) моделирование процесса формирования образовательной среды современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций создает условия для активного участия учащихся в коммуникативном общении и взаимодействии с целью развития ключевых компетентностей и личностно-творческого потенциала;

4) активизирована готовность учителя к проектированию образовательной среды современной школы в условиях инновационных изменений;

5) реализована система педагогического сопровождения участников образовательной среды школы, основанного на технологиях активного социально-психологического обучения и направленного на оптимизацию развивающих возможностей образовательного пространства;

6) реализована система педагогических технологий и методов работы администрации школы, целенаправленно ориентированных на развитие личности учи-теля и обучающихся в образовательной среде школы.

Информационно-образовательная среда школы должна соответствовать следующим требованиям:

Структурированность и упорядоченность;

Обеспечение единого информационного пространства для взаимодействия всех участников системы образования на уровне школы;

Наличие базовой педагогической концепции образовательной среды, на основе ко-торой выстроена ИОС ;

Участие педагогов в создании и адаптации ИОР и ЭОР, учитывающих специфику образовательного процесса школы;

Информационная компетентность педагогов, администраторов, учащихся;

Уровень материально-технического оснащения школы, достаточный для применения современных ИКТ и средств ИКТ, ИОР и ЭОР последнего поколения.

Согласно мониторингу проекта модернизации региональных систем общего образования в большинстве регионов достигнуты запланированные значения показателей, указанных ими в заявках в конкурсе на участие в проекте.

Однако по результатам внешней экспертной оценки, обобщенным в резолюции IV Байкальского образовательного форума на сегодняшний день не во всех регионах достигнуты социальные условия, которые обеспечивают получение современного общего образования. В перечень таких условий входят следующие условия, касающиеся образовательной среды:

• каждая школа имеет собственный спортивный зал или зал на условиях договора пользования, в каждой школе оборудованы раздевалки при спортивном зале;

• все школьники, обучающиеся в соответствии с ФГОС НОО, учатся в первую смену;

• все учащиеся, обучающиеся в соответствии с ФГОС НОО, обеспечены естественнонаучной лабораторией для младших школьников;

• кабинеты, для всех школьников, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, обеспечены компьютером, мультимедийным проектором и интерактивной доской с выходом в сеть Интернет на скорости не менее 2Мбит/сек;

• все учителя, работающие со школьниками, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, обучены работе с компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской и работе с Интернет-технологиями (в том числе работе с электронными образовательными ресурсами);

• в каждой школе обеспечен доступ к сети Интернет на основе беспроводной технологии Wi-Fi на скорости не менее 2 Мбит/сек;

• все образовательные учреждения, обучающие школьников на 2 и 3 ступени, имеют кабинет физики, химии; лаборантскую в кабинете физики, химии; каждый кабинет химии оснащен специализированной вытяжкой, для обеспечения безопасности химических опытов.

Основная проблема, которая стоит перед современным обществом – как найти подход к каждому ребенку с целью обеспечения доступности качественного образования. Попробуем определить, прежде всего, такие понятия, как оптимизация и качественное образование.

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).

Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных. Качество школьного образования - это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.

Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности:конкурентоспособность ОУ; качество подготовки выпускников; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; личностные достижения обучающихся и педагогов.

Качество образовательного процесса – совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.

Образованность- важнейшая результирующая характеристика качества ОП, носителем которой является личность обучающегося (выпускника); мера достижения личностью школьника такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, которая в наибольшей степени отвечает потребностям ее дальнейшего совершенствования и самореализации, потребностям общества.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

Выделяется несколько уровней активности у детей:

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;
  • Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;
  • Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно
  • Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;
  • Проводить минутки психологической разгрузки;
  • Создавать особую эмоциональную атмосферу урока;
  • Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.

ОТНОСИТЕЛЬНО АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность;
  • Предлагают оригинальные пути решения;
  • Работают преимущественно самостоятельно;
  • Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
  • Побуждать к самостоятельности в учении;
  • Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации;
  • Создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.);
  • Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний

ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Oсновные направления работы

  • Любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи;
  • Стремятся к самовыражению через различные виды творчества
  • Специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность;
  • Создание условий для самореализации личности; возможности выразить свое особое отношение к миру.

Наша школа – образовательное учреждение со смешанным (в отличие от других образовательных учреждений) контингентом учащихся, где учатся:

  • одаренные и обычные дети,
  • нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении;
  • дети-сироты;
  • дети с дивиантным поведением;
  • дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии;
  • дети-инвалиды.

Позиция школы состоит в том, что ребенок в ней – не просто ученик, он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Для этого приоритетным в деятельности современных школ должен стать ресурсный подход.

Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами. Таким образом, основой индивидуально-ориентированной системы является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.

Педагог должен знать учебные возможности ученика, его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала, опираться на обратную связь с учеником на каждом уроке, т.к. четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.

Основные принципы обратной связи при дифференцированном обучении:

  • принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания);
  • принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. В связи с тем, что в школе все больше детей разных национальностей, необходимо учитывать национальные, этнокультурные особенности учащихся в процессе обучения. Организуя дифференцированное обучение учителям важно учитывать национальные особенности учащихся, формировать гуманистическое отношение между детьми, недопущение национальной розни, использование имеющихся у детей знаний по этнокультурной специфике своей национальности в учебном процессе.

Положительные стороны дифференциации:

  • исключение уравниловки и усреднения детей;
  • повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
  • объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала;
  • создание щадящих условий для слабых учащихся.

Виды дифференциации:

  • региональная – по типу школ
  • внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки
  • в параллели (группы и классы различного уровня);
  • межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные);
  • внутриклассная дифференциация.

Каковы педагогические условия повышения качества обучения учащихся в нашей школе? Что же мы с вами должны делать в этом направлении?

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения и воспитания

Технология обучения и воспитания без насилия

Технология проблемного обучения и воспитания

Технология полного усвоения знаний

Технология коллективного взаимодействия

Выводы: в целях обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее:

  • Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению;
  • Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием;
  • Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения;
  • Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.

Обращение к тебе, Учитель!

Нет педагогической панацеи.

Радуга из одного цвета – нет радуги.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу.

Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе.

Если класс сыгран, то урок как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

территория (регион), в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования.

совокупность целей, норм, стандартов, требований, программ, учреждений, обеспечивающих заданный уровень процесса и результатов образования и широкий спектр образовательных услуг, различающихся масштабом территории (от страны в целом до отдельного общеобразовательного учреждения). Обеспечивается единством образовательных стандартов, цензов, способов, контроля, аттестации общеобразовательных учреждений. Образовательное пространство каждой территории должно обладать набором инвариантных и вариантных образовательных услуг. Реально Е.о.п. остается неоднородным и требует совершенствования.

территория (регион), на которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный(-ые) уровень(-ни) (стандарт) образова ния населения. Обычно государством устанавливается несколько унифицированных уровней образования:
обязательное школьное образование;
общедоступное бесплатное полное среднее образование (в некоторых странах начальное профессиональное);
бесплатное послешкольное (среднее и высшее) образование для ограниченного (как правило, в силу бюджетных возможностей) контингента желающих получить образование этого уровня. Доступность образования для молодежи, а также уровень образования населения (среднее время обучения) являются важными социальными показателями демократизма и развитости страны и ее системы образования. Идентичность требований образовательных стандартов для всех субъектов единого образовательного стандарта обеспечивает свободную миграцию обучающихся в целях продолжения образования и взаимное признание документов об образовании, что является положительным фактором в государственном регулировании и рынка образовательных услуг, и рынка рабочей силы. Сохранение единого образовательного пространства выступает в качестве одной из приоритетных целей образовательной политики и деятельности органов управления образованием Российской Федерации.

принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах). Согласно ему образование, с одной стороны, рассматривается как культурный феномен и средство развития самобытной культуры конкретного народа; с другой – как средство социальной защиты человека и обеспечения его гражданских прав и свобод. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, созданием общего рынка дня перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др. Данный принцип родился в конце ХХ века в Европе при создании Единого Европейского сообщества. Он обеспечивал межгосударственную конвертируемость дипломов и аттестатов, преемственность содержания образования, условия продолжения или получения образования или работы при переезде из одной страны в другую. Принцип стал актуальным и был принят в России в период перестройки как сдерживающий сепаратистские начала в политике регионов по отношению к центру, как принцип сохранения образования как государственно-общественной системы. Для России начала XXI-го века чрезвычайно важно сохранение единства народов и территорий, государственного языка, российского сознания и духовной близости. Так что данный принцип имеет стратегическое значение.

принцип организации территории, в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень(ни) (стандарт) образования. В современных социально-экономических условиях представление Е. о. п., которое было сформировано в советский период, претерпевает существенные изменения. Проблемной областью современного образования выступает формирование и развитие Е. о. п., что связано с разграничением компетенций органов государственной власти и органов управления образованием, реализацией принципа вариативности в образовании и др. Чтобы система образования могла обеспечивать необходимое единство образовательного пространства, она должна строиться на следующих принципах: целостности; интегративности; коммуникативного взаимодействия внутри системы; информационной доступности; объединения образовательных ресурсов; адаптивности; ориентации на развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса; открытости социуму. Формирование и развитие Е. о. п. требует создания ряда условий:
- определение стратегии развития и на ее основе – специфики образования с учетом рынка труда, запросов социума, возможностей сети образовательных учреждений;
- обеспечение усвоения государственных и региональных стандартов, на основе определенных методологических подходов и принципов;
- воспитание гражданских качеств, развитие социальной компетентности;
- обеспечение преемственности между ступенями образования, медико-социально-педагогического сопровождения при переходе от одной ступени к другой;
- создание возможностей для реализации способностей, склонностей, интересов школьников разного возраста посредством оптимизации сети образовательных учреждений разных типов и т. д.
- формирование системы непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов, повышение эффективности научно-методической и иной помощи педагогам и педагогическим коллективам и т. д. (Сидоркин Ю. М. Децентрализация управления – возможность развития // Университетское управление. – 2003. – № 4 (27). – С. 25–28; Глухова А. В. Проблемы интеграции образовательных систем в контексте диалога культур //Интеграция образования. – Воронеж. гос. ун-т. – 2005. – № 3. – С. 39–46). М. В. Бирюкова

Около 16,5 млн школьников по всей стране и более миллиона учителей ушли на удаленку. Министерство просвещения и регионы с первых дней самоизоляции поддерживали работу своих онлайн-ресурсов, Российской и Московской электронных школ. С нуля и в рекордные сроки запущен онлайн и теле-проект "Моя школа в онлайне" и новая платформа cifra.school…

 Фото: iStock

Сюда же массово подключился бизнес. На сайте Минпросвещения есть список из более чем 20 крупнейших частных образовательных сервисов, которые открыли бесплатный доступ для учителей и учеников. А вдобавок к ним - сотни местных, региональных ресурсов и сайтов.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Все это позволяет вести уроки онлайн, выполнять домашние задания, читать учебники… Но кто модерирует контент? Насколько он качественный? Как не потеряться в море образовательной "цифры"?

О том, как оценить знания, которые сегодня школьники вынуждены получать в совершенно разных форматах, и что сделать, чтобы сохранить единое образовательное пространство, "Российская газета" поговорила с председателем попечительного совета Российской академии образования Ольгой Васильевой и первым зампредседателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты России Людмилой Дудовой.

Ольга Васильева: "Перед нами стоит очень серьезный вызов. Те меры, которые уже были реализованы в части единой образовательной политики (в отношении и стандартов, и учебников, и образовательных ресурсов), сейчас требуют последующих шагов и самого пристального внимания. Прежде всего, от министерства просвещения. Когда мы говорим о едином образовательном пространстве, речь идет не просто о термине - это прямое выполнение конституционных обязательств государства перед гражданами: обеспечить равный доступ к качественному обучению на всей территории страны.

Ситуация с эпидемией напомнила всем про незаменимую роль педагога. Задайте сейчас вопрос любому родителю, оказавшемуся волей-неволей более погруженному в процесс обучения детей, насколько ценен труд педагога? И вы все поймете.

Фото: Константин Завражин/ РГ

Эпидемия обнажила и слабые места в образовательном процессе. Да, сейчас массово запустили многочисленные онлайн-ресурсы. Да, что-то пытаются передать и через телевидение, и это верный шаг. Но все мы понимаем, что школа не может быть исключительно в онлайне, это временная мера. А вот чем пользоваться сегодня и педагогам, и школьникам - решают самостоятельно сами школы, решают учителя, решают родители. В регионах на местах бывают и ситуации, когда у родителей опускаются руки, что-то не работает, нет компьютера у семьи, нет возможности использовать тот или иной сервис. Если министерство не сформирует отдельную программу по развитию единого образовательного пространства в самые кратчайшие сроки, мы рискуем оказаться в очень печальной ситуации уже в следующем учебном году, когда оценка знаний ребят через всероссийские проверочные работы покажет нам реальную картину. Российская академия образования всегда готова к конструктивному диалогу и готова включиться в этот процесс, предоставляя свои наработки".

Людмила Дудова: "Нынешняя ситуация показала, насколько важно наполнение федеральных государственных образовательных стандартов содержанием, которое одинаково доступно и понятно всем. Единое образовательное пространство - это еще и единое учебно-методическое сопровождение. Требуется продумать вопрос о базисном, едином учебном плане в таких непростых условиях. Единое образовательное пространство - это и единые требования к квалификации педагогических работников, в том числе тех, которые обеспечивают техническую поддержку. Мы видим, что сейчас это большая проблема. Необходимо выработать единые подходы к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, единые требования ко всем образовательным организациям, независимо от того, где они находятся.

Для этого нужно глубоко, всесторонне проанализировать все сложности и на основе этого анализа взвешенно подойти к формированию дорожной карты или программы, которая обеспечит условия для реализации такой формы обучения. Без материально-технической базы эти технологии просто не будут работать. И, конечно, необходим глубокий анализ уровня профессиональных компетенций педагогов. Педагогический процесс при электронной форме обучения требует совершенно иного учебно-методического сопровождения. Нужно обучать тех, кто создает электронные продукты, учебную литературу, серьезно подойти к пересмотру структуры программы по цифровому обучению национального проекта "Образование".

Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Никто не исключает вариативности, но нужно иметь ясное представление о том, кого мы хотим воспитать. Почему ученики, живущие в районном центре или небольшом селе, должны лишаться хорошего образования, потому что их педагог не соответствует требованиям, или в школе нет Интернета? Необходимы единые требования и условия для реализации образовательной программы. Это обеспечит получение детьми качественного образования.

Нельзя спешить. Отдельный вопрос - гармоничное сочетание электронного и офлайн-обучения. В силу своей специфики электронное обучение никогда не будет равным традиционному, потому что образование - это обучение и воспитание. Даже самый высокопрофессиональный педагог не сможет воспитать полноценную личность с использованием электронного обучения".

Читайте также: