Жан луи бержель профессор университета экс марсель считает что целью философии права является

Обновлено: 02.07.2024

ОН) .— дает понятие о сущности права не для данного историческо­го периода или для данной страны. Она ищет постоянное в сменя­ющемся. Философия права не должна подставлять под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно быть правом. Философия права не может быть построена на одних юридических науках. Без социологии и этики общей теории права никогда не удастся выяснить, что такое право или что такое государство. Место права в мировом поряд-ке — это есть отношение права к иным проявлениям обществен­ности, более всего к нравственности; значение права — это оценка социальной роли права в культурной жизни" 1 .

Важно отметить, что философия права качественно отлича­ется от общей теории права не только более высокой степенью аб­страктности философских понятий и категорий, но и выходом за границы юридической проблематики. Если теория права обобщает выводы отраслевых юридических наук в пределах своих основных категорий — нормы права и правоотношения, то философия пра­ва, привлекая для изучения права понятия и категории социоло­гии, психологии, политэкономии, культурологии и других наук, стре­мится обнаружить место права в обществе, в общественном созна­нии, в истории цивилизаций, в общей истории человечества. Со­временные исследователи справедливо отмечают, что теория пра­ва выступает как индуктивное знание, исходящее из достижений конкретных юридических наук, тогда как философия права фор­мируется в качестве дедуктивного знания о праве, выводимого из более общих знаний о мироздании 2 .

Философское знание о праве создается на том уровне наук, где изучается общество в целом. Это знание не может быть сведе­но ни к априорно заданному учению о базисе и надстройке, к обя­зательному набору цитат из сочинений или опубликованных конс­пектов классиков официальной идеологии 3 , ни к схоластически фор­мулированным "четырем чертам диалектического метода", "трем чертам философского материализма", "трем особенностям произ­водства" и "пяти основным типам производственных отношений" 4 .

Философия права начинается там, где право рассматривает­ся в его реальном бытии в обществе, в связи с общественным со­знанием, государством, человеком. Такая философия права воз­никла еще в Древнем мире. За много веков ее развития сложилось немало философско-правовых доктрин 5 , стремящихся постичь сущ-

1 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 23, 27, 45.

2 См.: Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997. С. 45.

3 См.: Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972.

4 См.. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. М., 1938. С. 99—127.

5 Ряд источников по философии права опубликован (в выдержках) в кн.: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. М., 1999.

8 Сущность права. Проблемы теории и философии права

ность права, его основные качества, объяснить социальную роль права и его значение для социализации человека и гуманизации общества.

С XIX века началось, как отмечено, бурное развитие общей теории права, умножение концепций, каждая из которых по-свое­му понимает право, выражая какую-то из его сторон. На философ­ском и общетеоретическом уровнях сложились различные понятия и определения права, каждое из которых имеет сторонников; пред­лагалось соединить эти понятия-определения, поскольку все они содержат зерна истины.

Интегративный подход к определению права свойствен неко­торым зарубежным теоретикам права. Склонность к интегратив-ному подходу в современной отечественной литературе проявляется двояко: одни авторы, говоря о праве, перечисляют несколько его определений, отзываясь о каждом из них с большей или меньшей симпатией или антипатией (предполагается, очевидно, что это — проявление плюрализма мнений о праве, окончательное суждение о котором предоставляется читателю); другие — вообще не обра­щаются к праву, ограничиваясь перечнем его различных опреде­лений.

При таком подходе описывается более история и современное состояние учений о праве (теории права), чем само право. За пе­речнем разных правопониманий, каждое из которых имеет свой, отличный от других угол зрения, предмет и метод, теряется право как объект исследования.

Не решает проблемы и предположение, что научное понятие права может быть выработано в результате изучения многих мне­ний о нем и преодоления "крайностей". Такое предположение выс­казывается и в отечественной, и в зарубежной литературе 1 .

При таком подходе всегда существует опасность спутать се­редину с крайностями; к тому же, даже если удалось ясно опреде­лить, где центр, а где фланги перечисленных теорий, временная

1 Профессор Университета права, экономики и общественных наук Экс-Марселя Жан-Луи Бержель пишет: "Поскольку различные школы мысли сами по себе питают свои собственные изыски и не могут, взя­тые по отдельности, сформулировать полное и удовлетворяющее всех оп­ределение права, такое определение может происходить только из не­которой конъюнкции соответствующих теорий, оценка которой будет за­висеть от того, какие конечные цели признаются за правом. Помимо край­них позиций существует промежуточный вариант, который основывается на поисках альтернативных целей и оказывает примиряющее воздействие на взаимоотношения между различными доктринами, одновременно очи­щая их от ненужной предвзятости" (Бержелъ Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 55). О создании интегрированной, единой юриспруденции, в которой сводятся воедино разные школы, см. также: Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 57.

1.Понятие, сущность, методологические основания юридического позитивизма.

Юридический позитивизм (от лат. positivus – положительный) - направление философии права, возникшее в середине XIX в. под влиянием идей позитивной философии О. Конта. Наибольший вклад в развитие юридического позитивизма внесли: в Англии - Дж. Остин, во Франции - К. Бергбом и П. Лабанд, в России - Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, М.Н. Капустин и др.

Одним из наиболее влиятельных предшественников юридического позитивизма принято считать английского философа и юриста, основателя школы утилитаризма Иеремию Бентама (1748 -1832 гг.). Он полагал, что предметом юриспруденции должно быть не естественное право (как фактическое единство права и морали), а реально существующая норма права, законодательно оформленная воля суверена. При этом, нормой права считалась только такая норма, которая в случае её нарушения предусматривала санкцию (наказание).

Дж. Остин положил начало разработке аналитической юриспруденции (юриспруденции понятий, или нормативизма), которую он называл философией позитивного права. В основе аналитической юриспруденции лежит формальный (юридический) анализ правовых категорий и их соотношения, в чем нуждаются как теория, так и практика. Дж. Остин разделил: этику, как науку о морали; науку о законотворчестве, оперирующую понятиями должного в праве; и юриспруденцию, изучающую позитивное право, которую он считал собственно наукой о праве. Работы Дж. Остина основывались на методологических принципах позитивизма - формально-логического, свободного от моральных оценок, исследования юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе.

Согласно Г.Ф. Шершеневичу, право есть правила общежития, поддерживаемые государственной властью, соответственно, обязательная сила норм права имеет всегда одно основание - веление государственной власти. Государственная власть, в таком контексте, выступает не только как источник права и основание его общеобязательности, но и как институт, располагающийся над правом и правом не ограниченный. Приоритет государства в отношении права, по мнению Шершеневича, не является основанием полагать, что право целиком и полностью исходит от государства. Государственная власть может предоставить вырабатывать содержание права кому-либо другому и лишь скрепляет его своей санкцией. Это касается и норм обычного права, которые создаются в своем содержании независимо от государственной власти, но юридическую обязательность приобретают только по воле государственной власти. Таким образом, методологической основой учения Шершеневича выступает позитивизм, который конкретизируется как принцип юридического формализма.

В начале XX века позитивизм, а затем и неопозитивистское направление в юриспруденции заняли господствующие позиции. Его крупнейшими представителями стали австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973) и английский философ и теоретик права, профессор юриспруденции Оксфордского университета, развивавший аналитическую философию права Герберт Лайонел Адольф Харт (1907-1992).

Г. Харт определяет право как союз первичных правил исполнения обязанностей и вторичных правил признания, изменения и правосудия. Однако это его утверждение не помогает установить разницу между правовым порядком и любым другим, таким, например, как общественный клуб или религиозный орден, которые также могут иметь первичные и вторичные правила подобного рода.

1.Апсалямов Р.Г. Юридический позитивизм: понятие, сущность, история развития // Проблемы права. 2010. №2. 152-156 с.

2.Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998.

3.Варламова И.В. Юридический позитивизм и права человека // Общественные науки и современность. 2008. № 1, 156-166 с.

4.Кельзен Г. Причинность и вменение./ Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т 9., вып.2.

5.Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001.

6.Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М., Проспект, 2017.

7.Мартышин О. В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. № 6.

8. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.. Инфра М – Норма. 2005.

9.Харт Г.Л.А. Понятие права./пер. с англ.; под общ.ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та. 2007.

10.Харт Г.Л.А. Философия и язык права. М.:Канон+, 2017.

11.Философия права. Курс лекций: учебное пособие в 2-х т., отв. ред. М.Н. Марченко. М., Проспект, 2013.

12.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. В 2-х т. М., 1995.

[1] Гегель. Философия права. М.,1990.С.57-58

[2] Радбрух Г. Философия права: пер. с нем. М.,2004. С.16

[3] Философия права. Курс лекций // Отв. ред. Марченко М.Н. М.: Проспект. 2013, т. 1. С. 13.

[4] Бержель Ж-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. — М., NOTA BENE, 2000. С.38.

[5] Философия права. Курс лекций // Отв. ред. Марченко М.Н. М.: Проспект. 2013, т. 1. С. 55.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С.2017-226). Теория государства и права\ под ред. О.В. Мартышина. М.. 2007. С.19-21.

[6] Бержель Ж-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. — М., NOTA BENE, 2000. С.19.

[7] Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М., 2007. С.17.

[9] Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М.: Проспект. 2017.С. 9.

[10] Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Инфра М – Норма. 2005. С. 8,9.

[13] Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М., Проспект. 2017. С.16,17.

[14] Бержель Ж-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. — М., NOTA BENE, 2000. С.19.

[15] (цит. по Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М., Проспект. 2017).

[16] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1990. С. 21.

[17] История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. С. 223.

[18] Керимов Д.А. Предмет философии права.//Государство и право. 1994.№6. С.4.

[19] Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Инфра М – Норма. 2005. С. 7, 16.

[20] Философия права. Курс лекций. т.1./ Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект,2013. С.39-45.

[21] Кант И. Соч.Т. 4.Ч 2.С.138

[22] Харт Г.Л.А. Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В.Афонасина и С.В.Моисеева. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С.9

[23] Жан-Луи Бержель. М.: Nota Bene, 2000.С.40

[24] Поляков А. В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 37.

[25] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. С.32.

[26] Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. - М.: Наука, 2003., № 6. - С. 13-21

[27] Кант И. Соч.Т. 4.Ч 2.С.13

[28] Мартышин О.В. Философия права: Учебник для магистров. – Москва: Проспект, 2017. С. 247

[29] Иконникова, Г. И.Философия права : учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. С. 44-45

[30] Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002. С. 273, 274

[31] Ильин И.А. Собр.соч. Т.4. М., 1994. С.9

[32] Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., Nota Bene,2000. C.41

[33] Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М., Проспект, 2010.С.419.

[34] Л.Фуллер. Позитивизм и верность праву: ответ профессору Харту. // Харт Г.Л.А. Философия и язык права. М., Канон+. 2017. с. 313.

[35] Радбрух Г. Философия права. М., Международные отношения, 2004. С.226.

[36] Маритен Ж. Человек и государство. М: Идея-Пресс, 2000. С. 83.

[37] Кельзен Г. Причинность и вменение./ Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т 9., вып.2. С. 273.

Университет Экс-Марсель

Университет Экс-Марсель (Aix-Marseille University) – это разнопрофильное французское высшее учебное заведение, созданное 1 января 2012 года в результате слияния трех вузов Экс-Марсель существующих ранее (университет Прованса, Средиземноморский университет и университет Поля Сезанна).

Учебные кампуса университета Экс-Марсель расположены в городах Экс-ан-Прованса (1 кампус) и Марселя (4 кампуса) со штаб-квартирой в Марселе.

В данном государственном вузе высшее образование предоставляется на бесплатной основе, однако поступить в него не так уж и просто, в связи с большим конкурсом и достаточно сложными вступительными требованиями.

Также следует отметить, что университет Экс-Марсель по своей популярности ничем не уступает всемирно признанному парижскому университету Сорбонна, что говорит о его безупречной репутации и востребованности у студентов со всего мира.

История создания университета Экс-Марсель

Университет Экс-Марсель (Aix-Marseille University) был основан 1409 года (историческая дата) в Экс-ан-Провансе королём Франции Людовиком II, однако уже во времена Великой французской революции часть факультетов была переведена в город Марсель.

В 1970 году (после образовательной реформы 1968) высшее учебное заведение было разделено на три отдельных университета (Экс-Марсель I, Экс-Марсель II и Экс-Марсель III), каждый из которых получил самостоятельный статус, а также собственное название и порядковый номер.

В состав университета Марселя также входит межуниверситетский центр механики; центр музыкального образования; отделение технологий защиты окружающей среды; марсельская политехническая школа; институт франкофонии; политехнические институты окружающей среды, материалов, образа и звука; технологические институты в Арле и в Динь-ле-Бене; Средиземноморский дом наук о человеке (Maison Mediterraneenne des Sciences de l"Homme); марсельская астрономическая обсерватория.

Средиземноморский университет (University of the Mediterranean – Экс-Марсель II) включает 6 факультетов: медицинский, стоматологический, фармацевтический, естественных наук, физической культуры и спорта, экономических наук и управления; школу журналистики и коммуникаций; высшую инженерную школу; марсельский механический институт; технологический институт; институт труда; марсельский океанологический центр.

Университет Поля Сезанна (Paul C?zanne University – Экс-Марсель III) включает факультеты права и политических наук (Экс-ан-Прованс, Марсель, Арль), наук и технологий (Экс-ан-Прованс, Марсель), прикладной экономики (Экс-ан-Прованс), институты управления на предприятии (Пуирикар), французского языка для иностранных студентов (Экс-ан-Прованс), общественного менеджмента и регионального управления (Экс-ан-Прованс, Марсель), технологический (Марсель), политических исследований (Экс-ан-Прованс).

В 2007 году Министерством образования Франции было принято решение объединить данные вузы в один университет Экс-Марсель (Aix-Marseille University). Полностью процесс слияния высших учебных заведений завершился 1 января 2012 года.

Дворец Фаро (Медицинский факультет университета Экс-Марсель))

Образовательная структура университета Экс-Марсель

По состоянию на сегодняшний день образовательная структура Марсельского университета разделена на пять основных областей профессиональных знаний:

Права и политических наук

Факультет права и политических наук; Институт государственного управления и территориального управления (УФО), а также и другие специализации.

Экономика и управление

Факультет экономики и управления; школа журналистики и связи (Марсель); Институт делового администрирования (Экс-ан-Прованс); региональный институт труда, а также и другие специализации.

Искусство, гуманитарные науки и языки

UFR искусство, гуманитарные науки, языки и социальные науки; музыкальный учебный центр; Средиземноморский дом гуманитарных наук (факультет университета), а также и другие специализации.

Медицина

Факультет медицины; факультет стоматологии; факультет фармацевтики, а также и другие специализации.

Наука и технологии

Факультет наук; факультет физической культуры и спорта; астрономическая Обсерватория - Институт Пифей, политехнический институт Марселя, а также и другие специализации.

Учебные кампуса университета Экс-Марсель

Учебная инфраструктура университета Экс-Марсель состоит из пяти отдельных образовательных кампусов, расположенных в двух французских городах Экс-ан-Прованс (1 кампус) и Марсель (4 кампуса).

Aix-en-Provence – учебный кампус, в котором размещаются факультеты искусства, права, экономики, государственного управления и политических наук;

Marseille ?toile – учебный кампус, в котором располагаются экономические факультеты, а также исследовательские лаборатории и центры профессиональной подготовки;

Marseille Centre – учебный кампус, в котором размещаются факультеты гуманитарных и естественных наук;

Marseille Timone – учебный кампус, в котором располагаются медицинские факультеты;

Marseille Luminy – учебный кампус, в котором размещаются факультеты науки и технологий, а также физической культуры и спорта.

Юридическое отделение и факультет политических исследований университета Экс-Марсель

Известные преподаватели университета Экс-Марсель

Естественные науки

Антуан Фортюне Марион, с 1870 по 1900 - провансальский натуралист; Шарль Фабри, с 1894 по 1921 - французский физик; Жан Кабанес, в 1910-1914 и 1919-1921 - французский физик-оптик; Жозеф Перес, с 1921 по 1932 - французский физик и математик; Ролан Фраиссе - французский математик; Жан-Мари Сури - французский математик.

Гуманитарные науки

Морис Агюлон, профессор современной истории; Жиль Гастон Гранже, профессор философии; Габриэль Одизьйо, профессор современной истории; Тьерри Пеку, профессор средневековой истории; Жорж Дюби, профессор средневековой истории; Поль Вейн, профессор древней истории; Мишель Вовель, профессор современной истории.

Известные выпускники

Адольф Тьер, президент Французской Республики (1871-1873); Жан Мари Гюстав Ле Клезио, французский писатель, лауреат Нобелевской премии 2008; Филипп Сеген, французский политик (1943-2010); Коринн Тузе, французская актриса, режиссер и продюсер.

Общая информация об университете Экс-Марсель

Оригинальное название: Aix-Marseille University;

Дата основания: 2012 год (историческая 1409);

Тип вуза: Государственный университет;

Студенты: 25 000 человек;

Бакалавриат: 13 300 человек;

Магистратура: 8 600 человек;

Докторантура: 1 500 человек;

Месторасположение: Jardin du Pharo 58, Marseille;

Больше фотографий университета Экс-Марсель (Aix-Marseille University) тут: Фотогалерея

Мы попросили прокомментировать происходящее в Институте философии РАН исполняющего обязанности декана философского факультета МГУ, кандидата философских наук Алексея Козырева.

Алексей Козырев: Могу сказать только одно: между властью и учеными нужен диалог. Фото: Сергей Михеев

Алексей Павлович, в Институте философии не утвержден избранный год назад директором Андрей Смирнов, назначен новый врио Анатолий Черняев, встреченный протестами коллектива. Сейчас распоряжение о назначении Черняева отозвано, и уже назначен врио прежний директор института - академик Абдусалам Гусейнов.

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Алексей Козырев: Институт философии РАН наш очень важный стратегический партнер. Там работает много наших выпускников, а сотрудники института преподают у нас на факультете. Научный институт - это тонко настраиваемый механизм. И давление на него неэффективно. Тем более если речь об институте, в котором работают не просто ученые, но интеллектуалы, и считающие себя таковыми, и в большинстве своем таковыми и являющиеся.

Что вы можете сказать о фигуре директора в институте?

Алексей Козырев: Для меня как руководителя факультета очень важны хорошие отношения с Институтом философии - конструктивные, рабочие. Во время директорства Андрея Вадимовича Смирнова у нас выстраивались именно такие отношения. Но избранный большинством голосов трудового коллектива института директор не был утвержден в течение этого года, он так и пробыл врио, и причину, по которой не утвердили его кандидатуру, я не знаю. Могу сказать только одно: между властью и учеными (и еще шире - интеллектуалами) нужен диалог. Если избранный научным сообществом директор почему-либо не утверждается, то, я думаю, следует доходчиво объяснить, по каким причинам этого не происходит. Почему он не устраивает структуры власти. Я думаю, что вся трудность ситуации, сложившейся сейчас в Институте философии именно из-за этого - из-за неожиданности, непредсказуемости и необъясненности решений. Какие партии сложились в институте и вступили в борьбу, могу только предполагать как внешний человек. Но в любом случае фигура, которая окажется на должности директора, должна быть консолидирующей. Она не должна представлять собой какую-то одну партию или группировку, но объединять весь коллектив. Я это хорошо знаю из опыта своего управления.

Чем измеряется результативность работы Института философии?

Алексей Козырев: Результаты деятельности института обычно оценивают по наукометрическим индикаторам, которые выставляет институту правительство. И институт их не только выполнял, но и перевыполнял. За последние годы там появилось множество очень сильных журналов, ряд из них вошел в WoS и Scopus. Это и "Философский журнал", и "Философия науки и техники", и другие. Институт взял на себя и бремя издания знаменитых "Вопросов философии" - самого старого, традиционного журнала, объединяющего все наше сообщество.

Фигура, которая окажется на должности директора, должна быть консолидирующей, не представлять какую-то одну группировку

Отношение к Институту философии задается как большим пиететом по отношению к философам, так и сомнениями в их практической пользе.

Алексей Козырев: Да, сегодня можно услышать и прочитать в соцсетях, что философы ничем не занимаются, это богадельня. Ну конечно, это глупость. Философы занимаются наукой. Философия - это очень многообразная сфера наук, включающая в себя и логику, и философию религии, и этику, и эстетику, в институте, насколько я знаю, работают 27 секторов. Но мне кажется, не надо формировать завышенных ожиданий, что вот сейчас философы произнесут какое-то откровение - и жизнь человечества изменится. Но не надо прибегать и к утрированным ожиданиям, что сейчас философы представят нам в яркой обертке новый идеологический продукт. К счастью, перед ними никто пока такой задачи и не ставил.

Фото: iStock

Институту предложили врио директора человека, который позволил себе публичные высказывания в адрес своего предшественника, которые многим в институте показались как раз идеологическим шельмованием.

Алексей Козырев: Я знаю человека, предложенного недавно институту в качестве врио директора, он мой бывший студент. Мы с ним хорошо общаемся, поскольку представляем одну область знаний - историю русской философии. Он в своей теме известный специалист, издавший несколько книг, но в данном случае, по-моему, он выступил как козел отпущения и стал некой разменной монетой в игре не очень понятных и не очень прозрачных сил, которые попытались, как сейчас говорят, "отжать институт". То есть увести его под влияние определенной группы людей. Как сторонний наблюдатель, еще раз повторю, что нужно делать такие шаги, которые бы работали на консолидацию ученых, а не на их разделение. И человек, возглавляющий институт, должен быть прежде всего человеком объединяющим, это важнее всех регалий и званий. Абдусалам Гусейнов как раз тот человек, который может объединить интеллектуалов самых разных направлений.

Читайте также: